Назад

Органы управления, оборудование кабины иконтрольно-измерительные приборы

Кабина автомобиля КамАЗ 65115

В кабине расположены органы управления:

  • кнопка вспомогательной тормозной системы;
  • педаль сцепления;
  • педаль рабочей тормозной системы;
  • педаль подачи топлива;
  • рычаг переключения передач. При наличии в коробке передач делителя врукоятку рычага вмонтирован переключатель управления делителем передач.Переключателем может быть включена высшая или низшая передача в делителе;
  • рулевое колесо;
  • выключатель приборов и стартера
    При положении ключа:
    О—все выключено;
    I—включены цепи контрольно-измерительныхприборов;
    II—включены цепи контрольно-измерительныхприборов и стартера, положение нефиксированное;
    В некоторых комплектацияхавтомобилей на колонке рулевого управления устанавливается выключательприборов с противоугонным устройством. Описание выключателя приборов спротивоугонным устройством дано в разделе «Ключи автомобиля ипротивоугонное устройство».
  • переключатель комбинированный (см. рис. Переключателькомбинированный ).

Справа от сиденья водителя расположены:

  • рукоятка ручного управления подачей топлива;
  • рукоятка останова двигателя. Рукоятка утоплена — двигатель готов к пуску;для остановки двигателя вытяните рукоятку;
  • кран управления стояночным и запасным тормозами. Рукоятка крана имеет двафиксированных положения: вертикальное — стояночный тормоз включен,горизонтальное — стояночный тормоз выключен. В промежуточных положенияхосуществляется притормаживание тягача и прицепа запасным тормозом.

Переключатель комбинированный

Положения рычагов переключателя:

I - Включен указатель правого поворота;
0 - Все выключено;
II - Включен указатель правого поворота (нефиксированное);
А - Первая скорость стеклоочистителя;
IV- Включен указатель левого поворота;
В - Вторая скорость стеклоочистителя;
III - Включен указатель левого поворота (нефиксированное);
С - Прерывистый режим работы стеклоочистителя
V - Мигание дальним светом (нефиксированное);
D – Включен стеклоомыватель (нефиксированное).
VI – Включен дальний свет

Подача звукового сигнала осуществляется нажатием правого или левого переключателя по направлению к рулевой колонке

Нанель приборов

На панели приборов расположены:

  • щиток приборов;
  • индикатор или контрольная лампа засорённости воздухоочистителя (см.рис. Кабина или Щиток приборов), в зависимости от типа датчика(механический или электрический). По мере засорения воздухоочистителявозрастает вакуум во впускных коллекторах двигателя, вследствие чегосрабатывает индикатор — красный участок барабана закрывает окноиндикатора, или загорается контрольная лампа на щитке приборов, сигнализируя онеобходимости обслуживания воздухоочистителя;
  • панель выключателей, на которой расположены клавишные выключатели ипереключатели, пепельница, радиоприемник и кнопка выключения «массы». Привытягивании панели на себя открывается доступ к предохранителямэлектрооборудования;
  • вещевой ящик;
  • рукоятка управления жалюзи радиатора. При вытянутой рукоятке створкижалюзи закрыты;
  • рычаг управления блокировкой межосевого дифференциала. Блокировка включенав положении СКОЛЬЗКАЯ ДОРОГА;
  • рычаги управления отопителем и вентиляцией кабины.

Верхним рычагом включайте и регулируйте нагрев воздуха, поступающего из отопителя, а нижними управляйте распределением этого воздуха в кабине. В крайнем правом положении нижних рычагов обеспечивается подача воздуха только к стеклам, в положении КАБИНА воздух подается к стеклам и ногам водителя и пассажира. Промежуточные положения позволяют менять эффективность обогрева. Включение подачи воздуха — клавишным переключателем на панели выключателей при положении I и II ключа в замке выключателя приборов и стартера.

В случае поставки автомобилей с подогревателем 15.8106 или ПЖД-12 над панелью приборов устанавливается пульт управления подогревателя 15.8106 или ПЖД-12 (см. рисунки), на котором производится индикация состояния работы подогревателя.

На панели приборов при этом устанавливается выключатель нагревателя топлива в системе подогревателя (см. рис. Панель приборов).

Щиток приборов

На щитке приборов размещены: В комбинации приборов:

  • указатель напряжения;
  • указатель давления масла в двигателе;
  • указатель уровня топлива в баках;
  • указатель температуры жидкости в системе охлаждения;
  • контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи;
  • контрольная лампа резерва топлива, которая загорается при уменьшениитоплива в баке до 30 л;
  • контрольная лампа аварийного давления, которая загорается припадении давления в системе смазки до 39...78 кПа (0,4... 0,8 кгс/см2).Давление масла в прогретом двигателе должно быть 392,3...539,4 кПа (4,0…5,5кгс/см2) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и неменее 98,1 кПа (1.0 кгс/см2) при минимальной частоте вращения;
  • контрольная лампа аварийной температуры, которая загорается приповышении температуры охлаждающей жидкости более 98° С; нормальная температураохлаждающей жидкости 80..98°С.

Отдельно на щитке приборов:

  • спидометр со счетчиком общего пробега автомобиля. Имеет синюю лампу,которая загорается при включении дальнего света фар;
    В некоторыхкомплектациях автомобилей предусмотрена замена спидометра тахографом.Устанавливается тахограф на месте спидометра (см. рис. Установкатахографа);

  • тахограф. Бортовое техническое средство измерения,предназначенное для непрерывной индикации и регистрации в автоматическомрежиме скорости движения, пробега автомобиля, периодов времени труда и отдыхаводителей (предназначен для использования одним или двумя водителями);
  • тахометр. При движении автомобиля стрелка тахометра должнанаходиться в правой части зеленого поля. Когда двигатель теряет мощность, тоувеличивается расход топлива—стрелка находится на черном поле. На красные полястрелка заходить не должна - это опасные для двигателя режимы! Дляавтомобилей, укомплектованных двигателями пониженной быстроходности сноминальной частотой вращения коленчатого вала 2200 мин-1 , красное поленачинается с отметки 2200.
  • манометр. Верхняя стрелка показывает давление воздуха в контуре I,нижняя—в контуре II пневматического привода тормозов; номинальноедавление воздуха в пневмоприводе (6,5…8,0 кгс/см2);
  • выключатель освещения щитка приборов; Включает и регулирует степеньосвещенности приборов;
  • выключатель аварийной сигнализации; При нажатии кнопки загораютсяпрерывистым светом все указатели поворотов, а также сигнальная лампа,встроенная в ручку;
  • кнопка выключателя электрофакельного устройства (ЭФУ); При удержаниикнопки в нажатом состоянии в течение некоторого времени должна загоретьсялампа в блоке контрольных ламп, сигнализирующая о готовности ЭФУ к пускудвигателя;
  • кнопка дистанционного выключателя массы;
  • блоки контрольных ламп;
  • контрольные лампы.



Расшифровка зон указателей комбинации приборов

Указатель напряжения Указатель уровня топлива Указатель давления Указатель температуры
Красная 16-26 В
Зеленая 26-30,5 В
Желтая 30,5-32 В
Красная 0-1/4
Желтая 1/4-1/2-
Зеленая 1/2-П
Красная 0-1 кгс/см2
Желтая1-4 кгс/см2
Зеленая 4-7 кгс/см2
Красная 7-10кгс/см2
Красная 40-50 Со
Желтая50-75 Со
Зеленая 75-100 Со
Желтая 100-105Со
Красная 105-120 Со

Шкалы приборов представлены в виде цветовых зон. Каждая цветовая зона имеет определенный интервал значений контролируемого параметра. В таблице указаны интервалы значений цветовых зон для каждого прибора, входящего в комбинацию приборов.


Блоки контрольных ламп (левый и правый), расположенные на щитке приборов, (см. рис. Щиток приборов):

  • кнопка проверки исправности контрольных ламп;
  • контрольный сигнал готовности ЭФУ к работе, красный;
  • контрольный сигнал работы указателей поворота автомобиля, зеленый,прерывистый;
  • контрольный сигнал работы указателей поворота прицепа, зеленый,прерывистый;
  • контрольный сигнал включения блокировки межколесного дифференциала,красный;
  • предупредительный сигнал засоренности масляного фильтра, красный;
  • предупредительные сигналы о падении давления в баллонах контуров 1, 2, 3,4 пневматического привода тормозов, красные, при включении звучитзуммер;
  • контрольный сигнал включения стояночного тормоза, красный,прерывистый.

Выключатели кнопочные и переключатель клавишный, расположенные на щитке приборов (см. рис. Щиток приборов):

  • выключатель заднего противотуманного фонаря;
  • выключатель противотуманных фар;
  • выключатель плафона ( 2 шт );
  • выключатель фонарей автопоезда;
  • выключатель дополнительных фар;
  • центральный переключатель света клавишный.

Переключатели и выключатели клавишные, расположенные на панели выключателей

Выключатель стабилизатора напряжения
Выключатель вентилятора
Выключатель распределителя гидросистем (для самосвалас прицепом)
Выключатель диагностики АБС
Переключатель электродвигателей отопителя
Переключатель топливных баков
Переключатель подъема и опускания платформы
Выключатель коробки отбора мощности
Выключатель обогрева зеркал заднего вида
Выключатель блокировки колес
Переключатель прожектора

Контрольные лампы, расположенные в левом верхнем углу на щитке приборов

Лампа включения демультипликатора (цвет-желтый)
Лампа засоренности воздушного фильтра
Лампа включения дополнительной блокировки межосевогодифференциала (для отдельных комплектаций автомобилей 6х6)
Лампа включения КОМ
Лампа включения дальнего света фар
Лампа включения понижающей передачи раздаточнойкоробки (цвет-красный)
Лампа включения АБС тягача
Лампа включения АБС прицепа