Назад

Эксплуатация автомобилей

Расконсервация автомобиля КамАЗ

Работу по расконсервации автомобиля выполняйте в следующем порядке:

  1. Распломбируйте автомобиль (пломбы расположены на ручках дверейкабины, ручках запоров форточек дверей, передней облицовочной панели кабины,вентиляционном люке кабины).
  2. Удалите консервационную смазку с металлических деталей, снимите оклейку состекол кабины, колпака воздухозаборника системы питания двигателявоздухом, с отверстия для указателя уровня масла в картере двигателя,газоотводящей трубки сапуна двигателя, конца выхлопной трубы, атмосферныхтрубок топливных баков, пароотводящей трубки расширительного бачка, дренажногоотверстия на жидкостном насосе, окон генератора и звуковых сигналов, гнездрозеток, сапуна бачка насоса гидроусилителя рулевого механизма и насосаподъема кабины и запасного колеса, сапунов мостов и коробки передач,атмосферных выводов тормозных аппаратов: регулятора давления, двухсекционноготормозного крана, двухмагистрального перепускного клапана, одинарного итройного защитных клапанов, ускорительного клапана, клапанов управлениятормозными системами прицепа, кранов стояночной и вспомогательной тормозныхсистем.
  3. Сухозаряженные аккумуляторные батареи приведите в рабочее состояние, дляэтого приготовьте электролит соответствующей плотности, залейте его ваккумуляторы и, при необходимости, после пропитки пластин, зарядите батареи.Приготовление элект­ролита, заливка его в аккумуляторы и зарядка батарейдолжны проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторныхбатарей
  4. Проверьте наличие тока в электрических цепях
  5. Проверьте наличие охлаждающей жидкости, топлива и масла
  6. Пустите двигатель, прогрейте его и проверьте работу на разных режимах.
  7. Проверьте работу механизма подъема и опускания кабины.
  8. Проведите контрольный пробег автомобиля на 20—25 км; во время пробегапроверьте работу всех агрегатов и механизмов.

Подготовка автомобиля к движению

Перед началом движения осмотрите автомобиль КамАЗ и проверьте:

  • уровень масла в картере;
  • уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения;
  • наличие топлива в баках;
  • наличие жидкости в бачке устройства для обмыва ветровых стекол, принеобходимости долейте;
  • состояние тягово-сцепного устройства и шлангов соединения тормознойсистемы и гидросистемы прицепа;
  • состояние колес и шин;
  • состояние привода рулевого управления (без применения специальногоприспособления);
  • действие приборов освещения и световой сигнализации;
  • работу стеклоочистителей;
  • действие рабочей, запасной и стояночной тормозных систем.
    Перед пускомдвигателя убедитесь в герметичности всех соединений системы питания воздухом,проверьте целостность воздухопроводов и резиновых патрубков, надежностьзатяжки хомутов в соединениях деталей от воздухоочистителя к двигателю.

Предупреждение

  1. Помните, что для начального периода эксплуатации нового автомобиляустановлен обкаточный пробег 1000 км, во время которого применяйте щадящиережимы эксплуатации:
    - не превышайте скорость движения более50 км/ч;
    - эксплуатируйте автомобиль только на дорогах ствердым покрытием и укатанным грунтовым дорогам, не имеющих крутых илизатяжных подъемов;
    - масса перевозимого груза должна быть неболее 75% от номинальной.
  2. При эксплуатации автомобиля используйте дизельное топливопо ГОСТ 305—82.
  3. Не начинайте движение автомобиля пока не погаснут предупредительныесигналы падения давления воздуха в пневмоприводе тормозной системы и непрекратится гудение зуммера.
  4. Движение автомобиля начинайте только после прогрева двигателя дотемпературы охлаждающей жидкости не менее 40°С.
  5. Не отключайте аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающемдвигателе.
  6. При свечении сигнальной лампы на шкале указателей давления масла итемпературы жидкости, свидетельствующем об аварийном падении давления всмазочной системе двигателя и аварийном перегреве охлаждающей жидкости,немедленно остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.
  7. Следите за сигнализацией засоренности воздухоочистителя и масляногофильтра: в случаях срабатывания сигнализатора засоренности или постоянногосвечения предупредительного сигнала в блоке контрольных ламп обслужитефильтроэлементы.
  8. Не блокируйте межосевой и межколесный дифференциалы в моментбуксования колес и при движении по дорогам с твердым покрытием и сухимгрунтовым дорогам: это может привести к поломкам деталей. Блокироватьдифференциалы можно во время остановки или при медленном движении.
  9. Снижение частоты вращения коленчатого вала от нагрузки вызывает потеримощности и требует дополнительных затрат энергии на разгон автомобиля. Придвижении на затяжных спусках частота вращения коленчатого вала не должнапревышать максимально допустимую.
  10. Во всех режимах движения частоту вращения контролируйте по тахометру. Недопускайте превышения предельной частоты вращения коленчатого вала. Скоростьдвижения на маршруте выбирайте с учетом наиболее экономичного режима работыдвигателя.
  11. При стоянке автомобиля отключите аккумуляторные батареи от системыэлектрооборудования, нажав кнопку выключения батарей. Кнопку нажимайтекратковременно — не более 2 с.
  12. Для предохранения шин от интенсивного износа соблюдайте величины давлениявоздуха в шинах в соответствии с требованиями настоящего Руководства.
  13. При выводе автомобиля из колеи не двигайтесь с повернутым в крайнееположение рулевым колесом более 15 с.

Указание мер безопасности

  1. При пуске двигателя соблюдайте меры предосторожности: вначале убедитесь,что автомобиль заторможен стояночной тормозной системой, а рычаг переключенияпередач находится в нейтральном положении.
  2. Перед началом движения убедитесь, что левое и правое запорные устройствакабины закрыты.
  3. При движении накатом на спусках не выключайте двигатель, так как при этомвыключаются гидроусилитель рулевого механизма и компрессор пневмоприводатормозной системы автомобиля.
  4. Не прогревайте двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.
  5. Помните, что охлаждающая жидкость ТОСОЛ, применяемая в системе охлаждениядвигателя, и жидкость «Нева», применяемая в приводе сцепления, ядовиты,поэтому обращайтесь с ними осторожно.
  6. Содержите в чистоте и исправности двигатель и предпусковой подогреватель;замасливание картера двигателя и подтекание топлива могут явиться причи- нойвозникновения пожара.
  7. Не открывайте пробку расширительного бачка перегретого двигателя, дайтедвигателю остыть.
  8. Не допускайте эксплуатации автомобиля с ослабленным креплением реактивныхштанг задней подвески.
  9. Накачивайте шины после сборки колес в специальном ограждении,предохраняющем от травмирования при случайном выскакивании замочного кольца изканавки обода. При накачивании шин в дорожных условиях положите колесозамочным кольцом вниз.
  10. Не разбирайте на автомобиле пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер.Разборку проводите в мастерской с использованием специальныхприспособлений.
  11. Не работайте под автомобилем, если он поднят домкратом, без подставки.
  12. Перед подъемом кабины затормозите автомобиль стояночной тормознойсистемой, рычаг переключения передач поставьте в нейтральное положение,закройте двери кабины. При работе под поднятой кабиной зафиксируйте положениеограничителя подъема кабины предохранительным крюком-защелкой или стопорнойшпилькой, если на автомобиле установлен гидроподъёмник кабины.
  13. При работе под поднятой кабиной зафиксируйте положение ограничителяподъема кабины предохранительным крюком-защелкой или стопорной шпилькой, еслина автомобиле установлен гидроподъемник кабины.
  14. После опускании кабины убедитесь в том, что предохранительный крюк вошел взацепление со скобой, надежно закройте правый и левый запоры кабины.
  15. Не допускайте движения и длительной стоянки (более 30 минут) самосвала споднятой платформой.
  16. Не нагружайте платформу, если она не опущена полностью.
  17. Разгружайте платформу на твердой горизонтальной площадке, ссыпайте грузполностью. При появлении признаков потери боковой устойчивости прекратитеразгрузку.
  18. Не ускоряйте разгрузку резкими рывками автомобиля.
  19. При работе под поднятой платформой обязательно застопорите её стопорнымипальцами.
  20. Не эксплуатируйте прицеп с неприсоединенными, а также неисправнымитормозной и электрической системами.
  21. При опускании запасного колеса не находитесь в зоне действия откидногокронштейна держателя. .
  22. Не включайте передачи при работающем двигателе и не трогайте автомобиль сместа, когда между автомобилем и прицепом находятся люди. Нужно предупредитьлюдей, находящихся на платформе, о начале движения автомобиля.
  23. Не эксплуатируйте автомобиль с незакрепленным грузом.
  24. Не эксплуатируйте автомобиль с установленным на платформу каркасом безтента.

Пуск двигателя

Пуск двигателя без применения ЭФУ проводите в следующем порядке:

  • Установите в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач.
  • Утопите рукоятку останова двигателя
  • Нажмите педаль подачи топлива (см. рис. Кабина) до упора.
  • Включите аккумуляторные батареи автомобиля, нажав кнопку включенияаккумуляторных батарей (См. рис. Панель приборов), и тут же отпустите ее.Включите приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в первоефиксированное положение.
  • Включите стартер, повернув ключ во второе нефиксированное положение.
  • После начала работы двигателя немедленно отпустите ключ выключателястартера и педаль подачи топлива.Не допускайте большой частоты вращенияколенчатого вала двигателя сразу после пуска — прогрейте двигатель при среднейчастоте вращения коленчатого вала до температуры охлаждающей жидкости40°С. После этого можно начать движение. Если двигатель не начал работать,повторите пуск. Продолжительность непрерывной работы стартера не должнапревышать 15 с.

Повторно пускать двигатель стартером можно только после одно-двухминутного перерыва. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найдите и устраните неисправность.

При пуске горячего двигателя выполнять требование п. 3 настоящего раздела необязательно.

Пуск двигателя с применением средств облегчения пуска описан в разделе «Эксплуатация автомобиля в холодный период времени».

Останов двигателя. Перед остановом дайте поработать двигателю в течение 1—3 мин без нагрузки со средней частотой вращения коленчатого вала. Уменьшите частоту вращения коленчатого вала до минимальной, после чего вытяните до конца рукоятку останова двигателя и оставьте ее в этом положении.После окончания работы выключите аккумуляторные батареи автомобиля, нажав кнопку дистанционного выключателя.

Управление коробкой передач

Н1 - нейтраль низшего диапазона демультипликатора;
Н2 - нейтраль высшего диапазона демультипликатора;
L - замедляющая передача в делителе;
S - ускоряющая передача в делителе.

Передачи в коробке передач переключайте рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя.

Начало движения осуществляйте только с первой передачи (во избежании преждевременного выхода из строя сцепления).

Переключение рычага из одного положения в другое выполняйте при выключенном сцеплении. Для перехода с ускоряющей S передачи на замедляющую L (в коробке передач модели ZF-16S151) и наоборот (без переключений рычага) опустите или поднимите переключатель управления делителем передач, размещённый под головкой рычага переключения передач, а затем нажмите и после небольшой (1с) выдержки отпустите педаль сцепления – передача включится автоматически.

Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую.

Схема переключения передач в коробке модели ZF-9S109

При переводе рычага через положение срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора. Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 с для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе. Пониженная передача С (в коробке передач модели ZF- 9S109) предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования.

Управление тормозными системами

Рабочая тормозная система служит для уменьшения скорости движения автомобиля и полной его остановки, управляется привод педалью.

Стояночную тормозную систему включайте на стоянке автомобиля, установив рукоятку крана управления стояночным и запасным тормозами (см. рис.Кабина) в вертикальное фиксированное положение. При этом срабатывают тормозные механизмы задних колес автомобиля и прицепа.

Для выключения стояночной тормозной системы рукоятку установите в горизонтальное фиксированное положение. Включая стояночную тормозную систему, доведите рукоятку вниз до упора, иначе «сожжете» тормозную систему на прицепе.

Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля в случае выхода из строя рабочей тормозной системы. Управляйте запасной тормозной системой постепенным перемещением рукоятки стояночной тормозной системы. При перемещении рукоятки вверх на треть ее полного хода работает только тормозная система прицепа. Применяя такой способ притормаживания на скользкой дороге, можно избежать «складывания», автопоезда, так как автопоезд при этом идет «врастяжку». При дальнейшем перемещении рукоятки вверх включается тормозная система автомобиля и увеличивается интенсивность торможения: чем ближе к вертикали, тем сильнее торможение.

Вспомогательную тормозную систему включайте нажатием кнопки вспомогательной тормозной системы (см. рис. Кабина). Пользуйтесь вспомогательной тормозной системой во всех случаях для уменьшения скорости и обязательно — при движении на затяжных спусках во избежание перегрева тормозных механизмов.
При необходимости для уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя притормаживайте автопоезд рабочей тормозной системой.

При включенной вспомогательной тормозной системе не выключайте сцепление и не переключайте передачи.

Механическое растормаживание стояночной тормозной системы.

При отсутствии воздуха в ресиверах стояночной тормозной системы срабатывают пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер задней тележки, и автомобиль затормаживается. Если невозможно наполнить ресиверы сжатым воздухом, то автомобиль можно растормозить механически. Для этого снимите крышки с энергоаккумуляторов тормозных камер заднего и промежуточного мостов и выверните до упора (приблизительно 30 оборотов) винты механического растормаживания (см. рис. Механическое растормаживание стояночной тормозной системы.). После устранения неисправностей в пневмоприводе тормозной системы винты вверните.

Внимание! Если в пневмоприводе тормозной системы нет достаточного давления воздуха, то после механического растормаживания стояночной тормозной системы автомобиль не имеет никаких тормозных систем. Поэтому следите за тем, чтобы автомобиль не мог самопроизвольно двинуться с места после растормаживания.

Буксирование автомобиля

При буксировании автомобиля с неработающим двигателем для наполнения его пневматического тормозного привода сжатым воздухом используйте шланг для накачки шин. Один конец шланга подсоедините на буксируемом автомобиле к клапану контрольного вывода, расположенному на ресивере потребителей питающей части пневмопривода тормозной системы; второй конец — к такому же клапану на буксирующем автомобиле (если буксирующий автомобиль модели КамАЗ).

Категорически запрещается буксировка автомобиля с неработающим двигателем без снятия промежуточного карданного вала во избежание задиров подшипников шестерен вторичного вала коробки передач.

Эксплуатация автомобиля-самосвала

Автомобиль-самосвал рекомендуется использовать для перевозки строительных грузов (плотностью 1500... 200 кг/м3): песка, щебня, глины и т.п.

При эксплуатации соблюдайте следуюшие требования:

  • нагружайте ковш объемом не более 2,5 м3;
  • не грузите скальную породу кусками массой более 200, 250 кг и размеромсечения более 0,4 м.
    В холодное время года допускается включение коробкиотбора мощности за 5...10 мин до разгрузки, что позволит предварительноразогреть масло в гидросистеме.

Последовательность подъема платформы:

  • убедитесь, что давление воздуха в пневмосистеме не ниже 490 кПа (5кгс/см2);
  • нажмите педаль сцепления до упора;
  • нажмите и поверните ручку выключателя коробки отбора мощности — при этомзагорится сигнальная лампа, встроенная в ручку);
  • плавно отпустите педаль сцепления;
  • включите клавишный переключатель в положение «подъем платформы»;
  • регулируйте скорость подъема платформы плавным изменением частоты вращенияколенчатого вала двигателя;
  • по окончании подъема переведите клавишный переключатель в нейтральноеположение.

Последовательность опускания платформы:

  • включите клавишный переключатель в положение «опускание платформы»;
  • убедившись, что платформа опустилась, переведите клавишный переключатель внейтральное положение;
  • нажмите педаль сцепления;
  • выключите коробку отбора мощности, нажав и повернув ручку выключателя(сигнальная лампа, встроенная в ручку, должна погаснуть);
  • плавно отпустите педаль сцепления. При необходимости остановки платформы впромежуточном положении при подъеме (опускании) переведите клавишныйпереключатель в нейтральное положение.

Эксплуатация автомобиля-тягача в составе автопоезда

При сцепке тягача с прицепом:

  • затормозите прицеп стояночной тормозной системой;
  • откройте замок тягово-сцепного устройства (ТСУ), предварительно выведяпредохранитель саморасцепки из положения фиксации;
  • установите дышло прицепа так, чтобы сцепная петля находиласьна уровне ловителя ТСУ;
  • осторожно подайте автомобиль назад до упора сцепной петли прицепа в устьеловителя ТСУ, при этом шкворень ТСУ автоматически блокирует положение сцепнойпетли;
  • затормозите тягач стояночной тормозной системой;
  • вставьте штепсельную вилку прицепа в розетку автомобиля;
  • соедините головки шлангов пневмосистемы прицепа с соответствующимиголовками пневмосистемы автомобиля;
  • откройте разобщительные краны пневмопривода тормозных систем прицепа,установленные на автомобиле (однопроводной или двухпроводной схемы);
  • растормозите стояночную тормозную систему прицепа.

При расцепке тягача с прицепом:

  • затормозите прицеп стояночной тормозной системой;
  • отсоедините штепсельную вилку от розетки тягача и вставьте в отверстиепластины дышла, аккуратно смотав шнур электропроводки в бухту. Послеотключения вилки убедитесь в том, что контактирующая часть розетки закрытакрышкой;
  • закройте разобщительные краны пневмопривода тормозных систем;
  • разомкните соединительные головки шлангов тормозной системы и укрепите ихна кронштейнах дышла;
  • откройте замок ТСУ, предварительно выведя предохранитель саморасцепки изположения фиксации;
  • подайте автомобиль вперёд до выхода сцепной петли прицепа из устьяловителя.

При сцепке тягача с полуприцепом:

  • затормозите полуприцеп стояночной тормозной системой;
  • установите полуприцеп на опорном устройстве так, чтобы накатная плита былапо высоте ниже плиты седельного устройства тягача, но не ниже кромок скосовседла;
  • отведите рукоятку управления расцепкой в крайнее положение, обеспечив темсамым вывод запорного кулака из положения фиксации захвата шкворняполуприцепа;
  • осторожно подайте автомобиль назад так, чтобы шкворень полуприцепа вошел взамок седельного устройства до упора, при этом сцепка происходитавтоматически, т.е. рукоятка управления расцепкой должна переместиться висходное положение;
  • затормозите тягач стояночной тормозной системой;
  • убедитесь, что рукоятка управления расцепкой находится в исходномположении, а предохранительная планка — в вертикальном положении;
  • поднимите опорные устройства полуприцепа в крайнее верхнее положение;
  • соедините автоматические головки шлангов пневмопривода тормозных системполуприцепа с соответствующими головками пневмосистемы автомобиля;
  • вставьте в розетку тягача штепсельную вилку электрооборудованияполуприцепа;
  • растормозите стояночную тормозную систему полуприцепа.

При расцепке тягача с полуприцепом:

  • затормозите полуприцеп стояночной тормозной системой;
  • опустите опорное устройство полуприцепа до упора в поверхность дороги;
  • разомкните соединительные головки шлангов пневмопривода тормозных систем,закройте головки защитными крышками и закрепите их на кронштейне фарыосвещения седельно-сцепного устройства;
  • отсоедините штепсельную вилку электрооборудования полуприцепа от розеткитягача;
  • отведите рукоятку управления расцепкой в крайнее положение, обеспечив темсамым вывод запорного кулака из положения фиксации захвата шкворняполуприцепа;
  • включите первую передачу в коробке передач и на малой скорости идвигайтесь вперед до полной автоматической расцепки с полуприцепом.