Электрооборудование
Технические характеристики электрооборудования автомобиля КамАЗ 6520
Электрооборудование состоит из следующих систем: электроснабжения, пуска двигателя и ЭФУ, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, контрольно-измерительных приборов, отопления, вентиляции и звуковой сигнализации, дополнительного электрооборудования и стеклоочистки, включения блокировки дифференциала и заднего противотуманного фонаря.
На вкладыше приведена принципиальная схема электрооборудования автомобиля.
Аккумуляторные батареи: две, 6СТ 190-ТР или 6СТ 190-А, каждая напряжением 12 В и емкостью 190 Ач, заправлены водным раствором аккумуляторной серной кислоты — электролитом.
Плотность заправляемого электролита в батареях подбирается в зависимости от климатических условий эксплуатации.
В процессе эксплуатации разряженность батарей можно определить по плотности электролита, пользуясь таблицей. Батареи, разряженные на 50% (в холодный период времени на 25%), эксплуатировать нельзя. Такие батареи снимите с автомобиля на подзарядку.
Уровень электролита должен доходить до нижней кромки заливной горловины в каждом аккумуляторе. Если уровень ниже нормального, то восстановите его доливкой дистиллированной воды.
В холодный период времени года воду доливайте непосредственно перед пуском двигателя. Это позволит избежать замерзания воды.
Если Вы уверены, что уровень понизился из-за выплескивания или утечки электролита из аккумуляторов, то восстановите уровень доливкой электролита той же плотности, что в аккумуляторах.
В жаркий период времени проверяйте уровень электролита чаще, чем обычно.
Наблюдая за изменением уровня электролита, если нет его утечки, можно ориентировочно судить о зарядном напряжении генератора.
Если полностью отсутствует расход воды, то это верный признак пониженного зарядного напряжения, аккумуляторы постоянно недозаряжены.
Если же расход воды очень большой, то идет значительный перезаряд, в результате уменьшается срок службы аккумуляторов.
Для хранения снимите аккумуляторные батареи с автомобиля (если эксплуатация автомобиля прекращается более, чем на 1 месяц), полностью зарядите и держите, по возможности, в сухом прохладном помещении при температуре не выше 0°С. Минимальная температура при хранении не должна быть ниже минус 30°С.
Не храните батареи в разряженном состоянии, так как это приведет к сульфатации пластин и к полной потере работоспособности батареи. Поэтому ежемесячно проверяйте плотность электролита и, при необходимости, подзаряжайте батареи.
Плотность электролита при 25 °С, г/см3
Климат | Плотность электролита в батареях | ||
заряженных | разряженных на 25% | разряженных на 50% | |
Умеренный | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
Тропический | 1,22 | 1,18 | 1,14 |
Стартер 5665.308, мощностью 8,2 кВт (11,2 л. с.) с дистанционным управлением.
Генераторная установка (двух типов, в зависимости от комплектации):
- типа 6582.3701, переменного тока, с встроенным интегральным регуляторомнапряжения Я 120-М-1, номинальная мощность 2000 Вт, номинальное напряжение 28В, выпрямленный ток 72 А;
- типа Г 273-В, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком БПВ24-45 и интегральным регулятором напряжения Я 120-М-1, номинальная мощность800 Вт, номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток 28 А.
Предупреждения:
- Не подсоединяйте и не отсоединяйте штепсельные разъемы и плюсовой выводгенератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, атакже не пускайте двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.
- Не проверяйте исправность генератора замыканием выводов «+», «Ш» и «—».
- Не проверяйте исправность схемы электрооборудования и отдельные проводамегаомметром или лампой, питаемой напряжением выше 36 В, при неотключенномгенераторе.
- Во избежание выхода из строя регулятора напряжения при подзарядкеаккумуляторных батарей от внешнего источника обязательно отключите батареи отсети автомобиля.
- При мойке двигателя защищайте генератор от попадания на него воды.
Для регулирования ближнего света фар установите автомобиль (без нагрузки, с номинальным давлением в шинах) перпендикулярно экрану (см. рисунок) так, чтобы плоскость симметрии автомобиля совпадала с линией III на экране, на равном расстоянии от которой должны быть линии II и VI, расстояние между которыми равно расстоянию между центрами регулируемых фар. Расстояние I от экрана до центров наружной поверхности рассеивателей фар составляет 10м,а расстояние Н-150мм. Включите ближний свет фар и установите световое пятно так, чтобы верхняя горизонтальная граница света проходила по линии А-А, проходящей на расстоянии H ниже линии I высоты центров фар, а наклонные ограничительные линии исходили из точек пересечения линий II и IV c линией А-А.
L(м) | Н(мм) |
10±0,05 | 150 |
7,5±0,03 | 112,5 |
5±0,025 | 75 |
Направление света регулируйте винтами вертикального 2 и горизонтального 1 регулирования (см. рис. Фара головного света).
Натяжение ремней (см. рис. Натяжение ремней привода генератора) привода генератора должно обеспечивать прогиб наибольшей ветви на 15—22 мм при нажатии на ремень с усилием 40 Н (4 кгс).
Для регулирования натяжения ремней ослабьте гайки болтов крепления передней и задней лап генератора. Отклонив генератор вверх, обеспечьте номинальное натяжение ремней, затяните гайки и болты.
При выходе из строя одного из ремней заменяйте оба ремня комплектно с разницей в длине не более 3 мм.
Устранение неисправностей
Если перестал работать какой-либо потребитель, то прежде всего определите исправность его предохранителя. Если предохранитель сработал, то определите в цепи место короткого замыкания проводов на массу автомобиля. Проверяйте цепь по направлению от предохранителя к потребителю. Короткое замыкание возможно в местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. После устранения короткого замыкания замените предохранители.
Возможен также обрыв в цепи. Место обрыва ищите как обычно, методом шунтирования или контрольной лампой, питаемой напряжением не более 36 В, двигаясь по направлению к источнику тока. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, проверьте надежность соединения его с массой. Устраняя обрыв проводов, сращивайте их, скручивая жилы проводов с последующей опайкой, или заменяйте их новыми соответствующего сечения и длины, затем изолируйте.
При замене перегоревших ламп учитывайте их тип и мощность, которые указаны в таблице применяемых в автомобиле ламп.
Не подсоединяйте и не отсоединяйте штепсельные разъемы и плюсовой вывод генераторной установки при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также не пускайте двигатель при отсоединенном от генератора плюсовом выводе.
Не проверяйте исправность генераторной установки путем замыкания выводов + , В и О перемычками на массу и между собой.
Не соединяйте вывод Ш щеткодержателя, доступ к которому открыт через окно в кожухе щеткодержателя, с выводами + генератора, В щеткодержателя. Это ведет к выходу из строя регулятора.
При мойке автомобиля защитите генератор от попадания в него воды.
Во избежание ослабления и нарушения контактов не рекомендуется без надобности рассоединять штекерные соединения.
Осенью при проведении СТО необходимо очистить внутреннюю полость резиновых колпачков и смазать штекерные соединения токопроводящей смазкой ВНИИНП-510 (ТУ 38.401276-79) или смазкой Литол-24 (ГОСТ 21150-87).
Таблица применяемых в автомобиле ламп
Применение | Тип лампы | Мощность, Вт |
Фары головного света: | ||
- лампа ближнего и дальнего света | АКГ24-75-70-1(Н4) | 75-70 |
- лампа габаритного света | АМН-24-4 | 4 |
Противотуманные фары | АКГ24-70 | 70 |
Задние фонари: | ||
- габаритные огни | А24-5-1 | 5 |
- указатели поворота | А24-21-3 | 21 |
- сигналы торможения | А24-21-3 | 21 |
Передние фонари: | ||
- габаритные огни | А24-5-1 | 5 |
- указатели поворота | А24-21-3 | 21 |
Фонарь заднего хода | А24-21-3 | 21 |
Фонари автопоезда | А24-5-1 | 5 |
Плафон освещения кабины | А24-5-1 | 5 |
Плафон вещевого ящика | АС24-5-1 | 5 |
Лампы освещения приборов | А24-5-1 | 5 |
Подкапотная лампа | А24-21-3 | 21 |
Переносная лампа | А24-21-3 | 21 |
Боковые повторители указателей поворота | А24-5-1 | 5 |
Контрольная лампа падения давления в системе смазки | А24-2 | 2 |
Контрольная лампа расхода топлива | А24-2 | 2 |
Контрольная лампа перегрева охлаждающей жидкости | А24-2 | 2 |
Контрольная лампа аварийной сигнализации | АМН-24-3 | 3 |
Возможные неисправности электрооборудования, причины и методы их устранения
Неисправность | Возможная причина | Метод устранения |
Отсутствие заряда аккумуляторных батарей | Ослабление натяжения приводных ремней | Отрегулируйте натяжение ремней |
Отсутствие заряда аккумуляторных батарей | Обрыв в цепи возбуждения генератора | Устраните обрыв |
Повышенный шум при работе генератора | Ослабление крепления шкива | Подтяните крепление |
Стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет) | Обрыв или отсутствие контакта в цепи питания стартера | Восстановите контакт |
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером (тяговое реле срабатывает) | Плохой контакт корпуса стартера с массой автомобиля | Обеспечьте надежность соединения |
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером (тяговое реле срабатывает) | Применение моторного масла, не соответствующего сезону, в холодный период времени года | Замените моторное масло |
При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика | Ненадежный контакт цепи тягового реле стартера | Восстановите контакт |
Лампа не горит | Стряхивание или перегорание нити накала | Замените лампу |
Лампа не горит | Сработал термобиметаллический предохранитель | Устраните короткое замыкание, приведите предохранители в рабочее состояние |
Лампа не горит | Отсутствует контакт в штекерных соединениях | Восстановите контакт |
Лампа не горит | Поломка переключателя | Устраните неисправность |
Лампа горит тускло | Окислились или загрязнились контактные соединения | Зачистите контакты или замените окислившиеся штекеры |
Лампа горит тускло | Загрязнился рассеиватель или отражатель | Протрите рассеиватель, промойте отражатель |
Лампа горит тускло | Потемнела колба лампы из-за испарения металла нити накала | Замените лампу |
Мигает свет в лампе | Периодическая потеря контакта | Восстановите контакт |
При включении питания стрелка прибора не изменяет своего положения | Неисправен предохранитель | Замените предохранитель |
При включении питания стрелка прибора не изменяет своего положения | Обрыв в цепи питания | Устраните обрыв |
Отклонение стрелки влево от нуля | Обрыв провода от указателя к датчику давления масла или температуры охлаждающей жидкости | Устраните обрыв |
При включении сигнал не звучит | Обрыв провода | Устраните обрыв |
При включении сигнал не звучит | Нет контакта в цепи питания | Восстановите контакт |
При включении сигнал не звучит | Перегорание или срабатывание предохранителей вследствие короткого замыкания в цепи питания | Устраните замыкание |
Сигналы издают слабый, хриплый звук | Нарушена регулировка сигналов | Отрегулируйте сигналы |