Назад

Использование по назначению

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

2.1 Эксплуатационные ограничения

Эксплуатация и техническое обслуживание двигателя, а также требования техники безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании, должны выполняться в соответствии с настоящим «Руководством по эксплуатации» и изложенными ниже требованиями.

Воздух, поступающий в двигатель, должен быть подвергнут очистке фильтром со средним коэффициентом пропуска пыли не более 0,2% по ГОСТ 8002-74.

Разрежение перед турбокомпрессором на режиме номинальной мощности не должно превышать:

- с чистым фильтрующим элементом воздушного фильтра - 0,003 Мпа (0,03 кгс/см2).

- с засоренным фильтрующим элементом воздушного фильтра - 0,0075 Мпа (0,075 кгс/см2).

В системе должен быть установлен индикатор засоренности воздушного фильтра.

Противодавление выпускного тракта изделия при замере на расстоянии 60 мм от выходного фланца турбокомпрессора на режиме максимальной мощности не должно превышать:

- без включенного вспомогательного тормоза на режиме номинальной мощности 0,016 Мпа (0,16 кгс/см2);

- при включенном вспомогательном тормозе - 0,186 Мпа (1,86 кгс/см2).

Заслонки вспомогательного тормоза должны располагаться на расстоянии не менее 150 мм от фланца корпуса турбины турбокомпрессора, вдоль оси тракта выпуска.

Гидравлическое сопротивление топливной системы низкого давления на линии от топливного бака до входа в топливоподкачивающий насос не должно создавать на режиме номинальной мощности разрежение более 0,020 Мпа (0,20 кгс/см ) при температуре дизельного топлива в баке 293 К (20 °С) и новых фильтрующих элементах.

Система питания топливом изделия, на которое устанавливается двигатель, должна быть укомплектована фильтром предварительной (грубой) очистки топлива в соответствии с рекомендациями настоящего руководства.

Сопротивление внешней системы охлаждения двигателя не должно превышать 0,035 Мпа (0,35 кгс/см ) при расходе охлаждающей жидкости 0,42 м /мин и температуре охлаждающей жидкости на выходе из двигателя 358.. .363К (85.. .90 °С).

Конструкция системы охлаждения изделия должна обеспечивать избыточное давление в системе 55...80 кПа (0,56...0.82 кгс/см2) и температуру охлаждающей жидкости на выходе из двигателя 348...368К (75...95 °С). Допускается кратковременное (не более двух часов) повышение температуры до 98 °С.

Срабатывание датчика аварийного перегрева охлаждающей жидкости должно происходить при температуре жидкости 371...377К (98... 104 °С), датчика аварийной температуры масла при 390...397К (117... 124 °С).

Максимальная температура наддувочного воздуха после теплообменника системы охлаждения наддувочного воздуха не должна превышать 318К (45 °С) при температуре окружающего воздуха 398К (25 °С).

Сопротивление системы промежуточного охлаждения наддувочного воздуха на режиме номинальной мощности двигателя не должно превышать:

- по охлаждающему воздуху 0,35 кПа при его расходе 4 кг/с;

- по наддувочному воздуху 10 кПа при его расходе 0,55 кг/с.

Установки внешних систем охлаждения двигателя и охлаждения наддувочного воздуха, предпускового подогрева, топливоподачи и очистки воздуха, а также перечень реализуемых функций ЭСУД должны быть согласованы с ОАО «КАМАЗ» в установленном порядке.

Допустимые предельные кратковременные углы наклонов двигателей в зависимости от назначения изделий изложены в таблице 8.

Таблица 8

Двигатель предназначен для установки на изделия

Предельно допустимые углы наклонов, не более

продольные вперед

продольные назад

поперечные

Автомобили специального исполнения

35°

35°

25°

Остальные автомобили

20°

20°

10°

Автобусы

8°30

15°30

Для обеспечения пуска двигателя при температурах окружающего воздуха ниже минус 15 °С рекомендуется применять предпусковой подогрев.

Для облегчения пуска двигателя при температурах окружающего воздуха от минус 15 до минус 5 °С рекомендуется применять устройство облегчения пуска.

Противодавление в пневмосистеме тормозовне должно превышать 0,79 Мпа (8,0 кгс/см2), при этом производительность компрессора на режиме номинальной мощности двигателя не менее 0,373 м3/мин.

Питание цепей управления должно осуществляться по двухпроводной схеме постоянным током от двух АКБ емкостью не менее 190 А-ч, номинальным напряжением 24 В.

В процессе эксплуатации двигателей применять моторные масла, топливо и охлаждающие жидкости в соответствии с требованиями химмотологической карты, основные требования которой приведены в приложении Е.

2.2 Подготовка к работе

2.2.1 Указания мер безопасности

К техническому обслуживанию и работе с двигателями допускается обученный и аттестованный персонал.

Не разрешается допускать посторонних лиц к работающему двигателю.

Все неисправности, обнаруженные при осмотре двигателя, должны быть устранены.

Вращающиеся детали двигателя должны иметь защитные ограждения.

Шум, микроклимат и концентрация токсичных компонентов в воздухе зоны рабочих мест, а также вибрация на рабочих местах и органах управления двигателем и измерительными приборами не должны превышать предельно допустимых значений, предусмотренных санитарными нормами и инструкциями по технике безопасности проведения соответствующих работ.

Запрещается прогревать двигатель средствами с открытым пламенем. Запуск двигателя при температурах ниже минус 15 °С производить после предварительного прогрева с помощью предпускового подогревателя.

В целях обеспечения пожарной безопасности категорически запрещается эксплуатировать двигатель с неисправной электропроводкой (потертости, растрескивание изоляции, провисание и нарушение крепления проводов), без защитных чехлов на штекерах и колодках.

Не разрешается прогревать двигатель в закрытых помещениях с вентиляцией, не обеспечивающей безопасную работу.

Следует помнить, что охлаждающая жидкость, применяемая в системе охлаждения двигателя, ядовита, обращаться с ней надо осторожно во избежание отравления при попадании внутрь организма. После работы с антифризом тщательно вымыть руки теплой водой.

Двигатель необходимо содержать в чистоте и исправности, так как замасливание двигателя может явиться причиной возникновения пожара. Промасленный обтирочный материал храните в закрытых металлических ящиках вне помещения с работающим двигателем.

Нельзя производить смазку, исправлять, регулировать и устранять неисправности систем, устройств и механизмов работающего двигателя.

Во время ремонта двигателя с использованием грузоподъемных механизмов необходимо соблюдать следующие правила:

- проверить состояние грузоподъемного устройства и опробовать его, проверить состояние грузозахватного приспособления и грузового каната;

- перед подъемом двигателя удалить с него инструмент и другие незакрепленные предметы;

- зацепку производить за грузовые кронштейны (рымы).

При разборке и сборке двигателя необходимо соблюдать следующие правила:

- применять только исправный инструмент;

- применять гаечные ключи соответствующих размеров;

- не допускается применение прокладок между зевом ключа и гранями гаек;

- при подтягивании крепежных деталей остерегайтесь расположенных вблизи деталей с острыми углами и кромками. Движение руки с ключом должно быть направлено к себе.

В случае возгорания двигателя, для тушения пламени использовать огнетушитель. Пламя можно засыпать землей, песком, накрыть его войлоком или брезентом. Использование воды не допускается.

2.2.2 Подготовка к эксплуатации

Перед началом эксплуатации двигателя необходимо выполнить следующее:

- проверить комплектность двигателя, наличие комплектующих изделий и принадлежностей, соответствие номеров двигателя и номерных агрегатов, указанным в прилагаемых к двигателю (изделию) сопроводительных документах номерам;

- проверить и, при необходимости, отрегулировать натяжение ремней привода генератора, водяного насоса;

- проверить уровень и, при необходимости, долить охлаждающую жидкость в систему охлаждения, топливо в баки, масло в картер двигателя;

- после заправки топливного бака заполнить топливом систему питания двигателя, для чего освободить рукоятку топливопрокачивающего насоса и перемещать ее вверх-вниз в течение 2...3 мин, зафиксировать рукоятку;

- проверить состояние жгута проводов, правильность подключения жгута системы управления к датчикам, исполнительным механизмам, системе управления изделием и аккумуляторным батареям;

- проверить герметичность и при необходимости устранить дефекты в системах охлаждения, смазочной, питания двигателя топливом и воздухом, ОНВ.

2.2.3 Обкатка двигателя

Долговечность и надежность узлов и агрегатов двигателя во многом зависит от качества приработки его деталей в начальный период эксплуатации. Для новых двигателей установлен период обкатки равный пятидесяти часам работы двигателя в составе изделия.

Обкатка обязательна и после капитального ремонта.

В этот период рекомендуется избегать полных нагрузок и высоких оборотов двигателя. В период обкатки происходит равномерная приработка деталей цилиндропоршневой группы, шестерен, подшипников и других трущихся поверхностей деталей, стабилизируется расход масла. Перегрузка в этот период отрицательно скажется на приработке деталей и повлечет за собой сокращение срока службы двигателя. Нагрузку необходимо увеличивать постепенно, так, чтобы к концу обкаточного периода она не превышала 75 % мощности. Рекомендации по выбору режимов работы в начальный период эксплуатации, как правило, приводятся в «Руководстве по эксплуатации» изделия.

Во время работы следите за состоянием двигателя по показаниям контрольных приборов.

По окончании периода обкатки провести техническое обслуживание в объеме, указанном в разделе «Техническое обслуживание, виды, периодичность и перечни операций технического обслуживания двигателя» настоящего руководства

2.3 Подготовка к запуску, запуск и рекомендуемые режимы работы двигателя и его останов

2.3.1 Подготовка к запуску

Перед запуском двигателя необходимо проверить:

- уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения;

- уровень масла в картере масляном;

- натяжение ремней привода вентилятора, водяного насоса и генератора.

2.3.2 Пуск двигателя

Порядок запуска двигателя зависит от его теплового состояния и температуры окружающего воздуха.

Пуск двигателя при температурах выше минус 5 °С обеспечивается электро-стартерной системой.

Пуск холодного двигателя нужно выполнять в следующей последовательности:

1 Прокачать систему питания топливом с помощью топливопрокачивающего насоса до полного удаления из нее воздуха.

2 Убедиться, что двигатель отключен от нагрузки.

3 Включить аккумуляторные батареи кратковременным нажатием на кнопку выключателя массы изделия.

4 На двигателях, оснащенных ТНВД с механическим регулятором, нажать до упора на педаль подачи топлива.

5 Включить стартер поворотом ключа выключателя приборов и стартера во второе нефиксированное положение.

После начала работы двигателя немедленно отпустить ключ выключателя приборов и стартера, который повернется в положение 1 (указатель на замке зажигания).

Отпустить педаль подачи топлива до положения минимальных холостых оборотов коленчатого вала оснащенного ТНВД с механическим регулятором двигателя.

При пуске прогретого двигателя выполнение требования пункта 1 необязательно.

В случае неудачной попытки пуск двигателя повторить с выдержкой между включениями 1...2 мин. При неудавшемся пуске после трех попыток определить и устранить причину неисправности.

Пуск двигателя при температурах от минус 15 °С до минус 5 °С обеспечивается системой облегчения пуска с электрофакельным устройством (ЭФУ).

Для пуска двигателя с применением ЭФУ необходимо выполнить следующее:

1. Топливопрокачивающим насосом прокачать систему питания топливом до полного удаления из неё воздуха.

2. Убедиться, что двигатель отключен от нагрузки.

3. Включить аккумуляторные батареи - кратковременно нажав на кнопку выключателя массы.

4. Повернуть ключ выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение. При этом загорится и через несколько секунд погаснет контрольная лампа диагностики. Мигание лампы диагностики свидетельствует о неисправности в электронной системе управления.

5. Проверить исправность лампы-сигнализатора ЭФУ с помощью кнопки проверки исправности контрольных ламп.

6. На двигателях, оснащенных ТНВД с механическим регулятором, нажать до упора на педаль подачи топлива.

7. Нажать и удерживать во включенном состоянии кнопку ЭФУ.

8. После загорания лампы-сигнализатора, не отпуская кнопки ЭФУ, включить стартер, повернув ключ выключателя приборов и стартера во второе нефиксированное положение не более чем на 15 секунд.

Примечания.

а) для сопровождения до устойчивой работы двигателя допускается работа ЭФУ в течение не более 60 секунд от момента включения стартера;

б) перед включением стартера и до начала устойчивой работы двигателя, сцепление рекомендуется выключать;

в) только при наличии регулярных вспышек в цилиндрах двигателя допускается непрерывная работа стартера в течение 25-30 секунд.

9. После начала работы двигателя немедленно отпустить ключ выключателя приборов и стартера, который автоматически вернётся в положение 1.

На двигателях, оснащенных ТНВД с механическим регулятором минимально устойчивые обороты холостого хода установить педалью подачи топлива.

10.Режим прогрева двигателя с электронным управлением предусмотрен программой ЭБУ, вмешательства водителя-оператора не требуется.

Двигатели, оснащенные ТНВД с механическим регулятором, прогревать начиная с минимально устойчивой частоты вращения холостого хода (600...800 мин-1), постепенно повышая частоту через 1,5...2 минуты не более чем на 100 мин-1. Максимальная частота вращения при прогреве двигателя до температуры охлаждающей жидкости 60°С не должна превышать 1600 мин-1. Нагружать двигатель допускается после достижения температуры охлаждающей жидкости 40 °С.

11. В случае неудачной попытки отпустить кнопку ЭФУ. Попытку пуска двигателя повторить через 1 минуту, начиная с пункта 6.

12. При неудавшемся пуске (после 3-х попыток) - определить и устранить неисправность.

Примечание - Для ускорения прогрева холодного двигателя допускается совмещать его работу без нагрузки с работой предпускового подогревателя.

Только в экстренных случаях при условии, что изменение подачи топлива приводит к изменению частоты вращения коленчатого вала, допускается работа двигателя с частотой, соответствующей максимальному крутящему моменту (1300. ..1600 мин-1), а также движение автомобиля на низшей передаче.

Пуск после смены масла или длительного простоя

После замены масла в смазочной системе двигателя или после продолжительного (более 7 дней) простоя, перед пуском двигателя обеспечьте подачу масла к трущимся парам прокруткой коленчатого вала двигателя стартером без подачи топлива в цилиндры в следующем порядке:

- включите стартер и проверните коленчатый вал до начала отклонения стрелки на указателе давления масла или пока не погаснет сигнализатор аварийного падения давления масла;

- пустите двигатель и проверьте его работу на режимах холостого хода;

- проверьте герметичность и, при необходимости, устраните неисправности в системах охлаждения, смазочной, а также питания двигателя топливом и воздухом.

ВНИМАНИЕ!

Нельзя допускать работу не прогретого двигателя с частотой вращения коленчатого вала выше 1200 мин-1.

При пуске двигателя нельзя пользоваться открытым пламенем факела и паяльной лампы для прогрева всасываемого воздуха.

Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 секунд. Только при наличии регулярных вспышек в цилиндрах двигателя допускается непрерывная работа стартера в течение 25.. .30 секунд.

Время непрерывной работы свечей ЭФУ не должно превышать трех минут.

2.3.3 Рекомендуемые режимы работы двигателя

В период эксплуатации необходимо соблюдать следующие рекомендации:

- следите за давлением масла и температурой охлаждающей жидкости - данные для их контроля приведены в таблице 1 настоящего руководства. Если давление масла или температура охлаждающей жидкости выходят за указанные пределы, остановите двигатель, найдите и устраните неисправность;

- при перегреве двигателя, для восстановления температурного режима, следует уменьшить нагрузку, снизив скорость уменьшением частоты вращения коленчатого вала или включением более низкой передачи;

- не рекомендуется длительная работа двигателя (более 10 минут) при температуре охлаждающей жидкости ниже 60 °С, так как в этих условиях несгоревшее топливо смывает масло со стенок гильз цилиндров и разжижает масло в картере двигателя;

- во избежание подсоса масла из турбокомпрессоров и попадания его в цилиндры двигателя, на проточные части компрессора и турбины, не рекомендуется длительная (более 10 минут) работа двигателя при минимальной и максимальной частотах вращения холостого хода коленчатого вала, так как это может привести к закоксовыванию поршневых колец, загрязнению проточной части компрессора, нагарообразованию на проточной части турбины и повышенному расходу масла на «угар»;

- при вынужденной работе двигателя на режимах холостого хода (накачка воздуха в баллоны тормозной системы, длительная стоянка при работающем двигателе и т.п.) необходимо поддерживать частоту вращения коленчатого вала в пределах 1000... 1200 мин-1;

- не допускайте работу двигателя при оборотах коленчатого вала, превышающих максимальную частоту вращения холостого хода, так как это может привести к повреждению двигателя;

- в процессе эксплуатации двигателя обращайте особое внимание на отклонения в работе двигателя (необычные шумы, вибрации, перебои в работе, снижение мощности, дымление, утечки топлива, масла и охлаждающей жидкости), следите за показаниями приборов;

- перед остановкой двигателя, после его работы под нагрузкой, необходимо поработать на режиме холостого хода в течение 3...5 минут во избежание перегрева подшипника ТКР и закоксовывания ротора, остановка двигателя после работы под нагрузкой запрещается.

Для обеспечения длительной и надежной работы двигателя следует:

- проверять герметичность системы очистки поступающего в двигатель воздуха, устранять малейшие подсосы воздуха через неплотности в системе на участке между воздухоочистителем и двигателем;

- проводить своевременную смену моторного масла и фильтрующих элементов фильтра очистки масла;

- своевременно сливать отстой из колпаков фильтров грубой и тонкой очистки топлива, проводить смену фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки топлива;

- применять моторные масла, смазки, топливо и охлаждающие жидкости, указанные в разделе «Эксплуатационные материалы» приложение Е настоящего руководства.

На двигателях, оснащенных электронной системой управления, при возникновении аварийной ситуации происходит принудительное глушение двигателя. В этом случае загорается контрольная лампа диагностики. Для продолжения работы двигателя в штатном режиме следует нажать кнопку «Сброс ошибок» на пульте управления.

2.3.4 Останов двигателя

Перед остановом дайте поработать двигателю 3...5 минут на режиме холостого хода.

Чтобы остановить двигатель необходимо на оснащенных электронной системой управления двигателях, повернуть ключ выключателя приборов и стартера в положение «Останов», а на двигателях, оснащенных ТНВД с механическим регулятором, переместить рукоятку останова двигателя в положение «Останов» (верхнее положение) и оставить ее в этом положении.