Система питания топливом
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ обеспечивает фильтрацию топлива и равномерное распределение его по цилиндрам двигателя дозированными порциями в строго определенные моменты.
Рисунок 34 - Система питания топливом с V-образным ТНВД
1...4, 9...12 - топливопроводы высокого давления; 5 - форсунка; 6 - ТНВД; 7 - насос топливоподкачивающий; 8 - трубка отводящая топливоподкачивающего насоса; 13 - клапан электромагнитный; 14 - клапан; 15 - ФТОТ; 16 - трубка топливная подводящая ТНВД; 17 - трубка топливная ЭФУ; 18 - клапан перепускной; 19 - клапан ЭФУ; 20 - трубка топливная дренажная форсунок правых головок; 21 - трубка топливная от электромагнитного клапана к свечам ЭФУ; 22 - тройник; 23 - свеча ЭФУ; 24 - трубка топливная дренажная форсунок левых головок; 25 - заправочная горловина с сетчатым фильтром; 26 - топливный бак; 27 - топливозаборная трубка с сетчатым фильтром; 28 - фильтр предварительной очистки топлива; 29 - ручной топливопрокачивающий насос; 30 - датчик положения исполнительного механизма; 31 - тройник; 32 - бачок системы ПЖД.
На двигателях применены системы питания топливом разделенного типа, состоящие из топливного бака, топливопроводов низкого и высокого давления, фильтра тонкой очистки топлива (ФТОТ), фильтра грубой очистки топлива (ФГОТ), насосов топливоподкачивающего и предпусковой прокачки топлива, топливного насоса высокого давления (ТНВД), электронной системы управления (ЭСУ), модуля педального, форсунок, электромагнитного клапана и штифтовых свечей электрофакельного устройства (ЭФУ).
Топливный бак, фильтр грубой очистки топлива, насос предпусковой прокачки топлива, электронный блок управления и модуль педальный устанавливаются на изделии, на котором применяется двигатель, все остальные элементы системы питания установлены непосредственно на двигателе. Описание конструкции и требования к техническому обслуживанию установленных на изделии агрегатов приводятся в руководстве на изделие.
Рисунок 35 - Система питания топливом с рядным ТНВД «БОШ»:
1...8 - топливопроводы высокого давления; 9 - трубка топливная дренажная форсунок левых головок; 10 - форсунка; 11 - трубка топливная дренажная форсунок правых головок; 12 - трубка топливная отводящая от ТНВД; 13 - трубка топливная отводящая топливоподкачивающего насоса; 14 - трубка топливная подводящая к ТНВД; 15 - клапан электромагнитный ЭФУ; 16 - ФТОТ; 17 - свеча ЭФУ; 18 - насос топливоподкачивающий; 19 - трубка топливная к электромагнитному клапану; 20 - трубка топливная от электромагнитного клапана к свечам ЭФУ; 21 - ТНВД; 22, 33 - тройник; 23 - клапан; 24 - клапан перепускной ТНВД; 25 - втягивающий электромагнит клапана останова; 26 - топливный бак; 27 - заправочная горловина с сетчатым фильтром; 28 - топливозаборная трубка с сетчатым фильтром; 29 - фильтр предварительной очистки топлива; 30 - ручной топливопрокачивающий насос; 31 - электронный регулятор частоты вращения ТНВД; 32 - бачок системы ПЖД.
Схема системы питания двигателя с V-образным ТНВД показана на рисунке 34.
Топливо из топливного бака 26 через фильтр предварительной очистки 28 и ручной топливопрокачивающий насос 29 подается топливоподкачивающим насосом 7 по топливной трубке 8 в фильтр тонкой очистки 15. Из фильтра тонкой очистки по топливной трубке низкого давления 16 топливо поступает в ТНВД 6, который в соответствии с порядком работы цилиндров, распределяет топливо по топливопроводам высокого давления 1...4, 9... 12 к форсункам 5. Форсунки впрыскивают топливо в камеры сгорания. Избыточное топливо, а вместе с ним попавший в систему воздух, через перепускной клапан 18 и клапан 14 отводится в топливный бак.
Схема системы питания двигателя с рядным ТНВД показана на рисунке 35. Приведенные схемы аналогичны и отличаются входящими в них агрегатами и расположением топливопроводов.
ФОРСУНКИ производства «ЯЗДА» (рисунок 36а) и «АЗПИ» (рисунок 36б) закрытой конструкции, с шестью распыливающими отверстиями и гидравлическим управлением подъёма иглы распылителя. Все детали форсунки собраны в корпусе 9. К нижнему торцу корпуса форсунки гайкой 3 через проставку 4 прижат корпус распылителя 1, внутри которого находится игла 2. Корпус и игла распылителя составляют прецизионную пару. Угловая фиксация корпуса распылителя относительно проставки и проставки относительно корпуса форсунки осуществлена штифтами. На верхний конец иглы распылителя через штангу 5 оказывает давление пружина 6. Необходимое усилие этой пружины осуществляется набором регулировочных шайб 7, устанавливаемых между пружиной и торцом внутренней полости корпуса форсунки. Торец гайки 3 распылителя уплотнен от прорыва газов гофрированной медной прокладкой. Уплотнительное кольцо 8 предохраняет полость между форсункой и головкой цилиндра от попадания пыли и жидкостей.
Рисунок 36 - Форсунки:
1- корпус распылителя; 2 - игла распылителя; 3 - гайка распылителя; 4 - проставка; 5 - штанга форсунки; 6 - пружина форсунки; 7 - регулировочные шайбы; 8 - уплотнительное кольцо; 9 - корпус форсунки; 10 - щелевой фильтр; 11- штуцер форсунки а - «ЯЗДА», б - «АЗПИ»:
Топливо к форсунке подается под высоким давлением, проходит через щелевой фильтр 10, далее по каналам корпуса 9, проставки 4 и корпуса распылителя 1 попадает в полость между корпусом распылителя и иглой 2. Топливо, поступающее под высоким давлением из секций ТНВД к форсункам, преодолев прижимное усилие пружины форсунки, поднимает иглу распылителя и через распыливающие отверстия впрыскивается в камеру сгорания.
Топливо, просочившееся через зазор между иглой и корпусом распылителя, отводится по каналам в корпусе форсунки и сливается в топливный бак через дренажные трубки форсунок.
Каждая форсунка 1 (рисунок 37) установлена в головке цилиндра 2, зафиксирована литой скобой 3, которая закреплена гайкой 5 со сферической шайбой 4. Момент затяжки гайки 5 составляет 35...40 Н-м (3,6...4,1 кгс-м).
ВНИМАНИЕ!
Проверку и регулировку форсунок, а также замену распылителей, необходимо проводить в специализированной мастерской квалифицированным специалистом.
Категорически запрещается установка не приведенных в таблице 1 настоящего руководства моделей форсунок, ввиду возможности выхода из строя двигателя!
Рисунок 37 - Установка топливной форсунки:
1 - форсунка; 2 — головка цилиндра; 3 — скоба крепления форсунки; 4 - шайба сферическая; 5 - гайка; 6 - шпилька; 7 - опора скобы; 8 - уплотнительное кольцо.
ТОПЛИВНЫЕ НАСОСЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ предназначены для формирования подачи в цилиндры двигателя строго дозированных порций топлива под высоким давлением в определенные моменты. При этом подача топлива в цилиндры двигателя производится при строго определённых углах поворота коленчатого вала двигателя.
На двигателях КАМАЗ применяются:
- V-образный ТНВД мод. 337-23 производства ОАО «ЯЗДА» с электронной системой управления двигателем
- рядный ТНВД мод. Р7100 производства ф. «БОШ» (Германия) с механическим или электронным регуляторами.
Рисунок 38 - V-образный ТНВД:
1 - корпус ТНВД; 2 - толкатель; 3 - сухарь; 4 - пружина толкателя; 5 - поворотная втулка; 6 - плунжер; 7- рейка; 8 - корпус секции ТНВД; 9 - втулка плунжера; 10 - корпус нагнетательного клапана; 11 - нагнетательный клапан; 12 - штуцер; 13 - топливоподкачивающий насос; 14- разъем ИМ; 15- крышка регулятора верхняя; 16 - рычаг реек; 17 - датчик положения ИМ; 18 - исполнительный механизм (ИМ); 19 - перепускной клапан; 20 - пробка рейки; 21 - подшипник; 22 - регулировочные прокладки; 23 - кулачковый вал; 24 - эксцентрик привода топливоподкачивающего насоса; 25 - крышка регулятора задняя; 26 - пружина возвратная ИМ; 27 - датчик температуры топлива.
ТНВД расположен в развале блока цилиндров двигателя. Его привод осуществляется от коленчатого вала двигателя через гитару зубчатых колес при помощи вала привода, ведущей и ведомой полумуфт с упругими пластинами, компенсирующими несоосность деталей привода и кулачкового вала ТНВД.
С топливным насосом высокого давления в одном агрегате объединен топливоподкачивающий насос.
Применяемый на двигателях V-образный ТНВД показан на рисунке 38.
В расточке нижней части корпуса расположен кулачковый вал 23 с напрессованными на него роликовыми коническими подшипниками 21. От осевого перемещения кулачковый вал зафиксирован двумя крышками. Под крышки подшипников устанавливаются регулировочные прокладки 22, которыми регулируется натяг в подшипниках, который должен составлять 0,05 ... 0,10 мм.
В расточки корпуса установлены толкатели 2, состоящие из корпуса толкателя, ролика, втулки и оси, которая фиксируется относительно корпуса толкателя штифтом. Толкатель в сборе фиксируется от проворота в корпусе ТНВД с помощью специального сухаря 3.
В расточки корпуса установлены восемь съёмных секций в сборе. Каждая секция состоит из корпуса секции 8, поворотной втулки 5, втулки 9 с плунжером 6 и нагнетательного клапана 11, поджатого штуцером 12 к втулке плунжера.
Плунжер 6 приводится в движение от кулачкового вала посредством толкателя. Пружина 4 через тарелку постоянно прижимает ролик толкателя к кулачку, что обеспечивает возвратно-поступательное движение плунжера. Диаметр плунжера 12 мм.
Плунжерная пара служит для создания давления топлива у форсунки и изменения количества топлива, подаваемого в камеру сгорания двигателя за цикл. Дозирование топлива осуществляется одновременным изменением как начала, так и конца цикла нагнетания топлива.
Втулка плунжера имеет два окна, расположенных на одном уровне, которые одновременно служат для наполнения и для отсечки топлива. Когда плунжер находится в нижнем положении, через оба окна топливо затекает в надплунжерную полость. При движении вверх, в момент перекрытия окон верхней кромкой плунжера, начинается активный ход плунжера, в течение которого топливо вытесняется в нагнетательный трубопровод.
Для изменения начала нагнетания в зависимости от нагрузки, на верхнем торце плунжера выполнена управляющая кромка специальной формы. Когда винтовые кромки плунжера начинают открывать окна, активный ход заканчивается, топливо начинает поступать в отсечную полость, давление в надплунжерной полости резко падает и впрыск топлива прекращается.
Для изменения количества впрыскиваемого топлива плунжер поворачивается вокруг своей оси с помощью поворотной втулки, которая связана с рейкой ТНВД.
Итак, при помощи управляющей кромки изменяют начало подачи топлива, а при помощи отсечных кромок - момент отсечки. При этом меняются не только углы начала и конца подачи, но и количество впрыскиваемого топлива
Принцип работы рядных насосов фирмы «БОШ» аналогичен.
Установка рядного насоса с механическим регулятором на двигатель и его связи с моторными системами показана на рисунке 39. Установка насоса с электронным регулятором аналогична, при этом рычаги регулятора и останова, а также болты ограничения их перемещения отсутствуют.
ВНИМАНИЕ!
Проверку, регулировку и ремонт ТНВД допускается производить только в специализированных мастерских сервисных центров квалифицированным персоналом.
Проверку и техническое обслуживание V-образных ТНВД выполнять один раз в два года (см. таблицу 11). Техническое обслуживание ТНВД ф. «БОШ» при соблюдении требований эксплуатации не проводится.
Во избежание ухудшения качества рабочего процесса в двигателе, повышения токсичности и дымности отработавших газов, а также выхода двигателя из строя категорически запрещается установка на двигатели не указанных в таблице 1 настоящего руководства моделей ТНВД.
Рисунок 39 - Установка и внешние связи рядного ТНВД фирмы БОШ с механическим регулятором:
1 - насос топливоподкачиваюгций; 2 - болт ограничения минимальных оборотов; 3 - рычаг регулятора; 4 - болт ограничения максимальных оборотов; 5 - рычаг останова.
ФИЛЬТР ТОНКОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА (рисунок 40) предназначен для окончательной очистки топлива от мелких частиц перед поступлением в ТНВД. Фильтр установлен в самой высокой точке системы питания топливом для сбора и удаления в бак воздуха вместе с частью топлива через клапан, который установлен на перепуске из фильтра.
ВНИМАНИЕ!
При замене фильтрующих элементов необходимо строго соблюдать правила обслуживания системы питания топливом. Не допускайте попадания загрязнений в систему питания и применяйте фильтрующие элементы только следующих моделей: 740.1117040-01, 740.1117040-02, 740.1117040-04.
КЛАПАН фильтра тонкой очистки топлива 13 представлен на рисунке 40. Клапан предназначен для удаления воздуха, скапливающегося в верхней части фильтра тонкой очистки топлива, а также для предохранения фильтрующих элементов от разрыва. При достижении давления в полости «Б» подвода топлива 25...80 кПа (0,25...0,80 кгс/см2), происходит перемещение шарика 15 и перетекание топлива из полости «Б» в полость «А» через жиклёр 16 клапана. При давлении 200...240 кПа (2,0...2,4 кгс/см2) обеспечивается полное открытие клапана и перепуск топлива в топливный бак через полость «А». При нормальной работе двигателя воздух, скапливающийся в верхней части ФТОТ вместе с частью топлива, циркулирующей в магистрали низкого давления, через клапан прокачивается в топливный бак. Расход топлива ограничивается жиклёром 16. При засорении фильтроэлементов до критических значений давление в полости Б возрастает, что приводит к значительному расходу топлива через жиклёр. В результате этого двигатель теряет мощность и останавливается.
Рисунок 40 - Фильтр тонкой очистки топлива:
1 - корпус; 2 - болт; 3 - уплотнительная шайба; 4- пробка; 5, 6- прокладки; 7 - фильтрующий элемент; 8 - колпак; 9- пружина; 10 - сливная пробка; 11 - стержень; 12 - гайка; 13 - корпус клапана; 14 - пружина клапана; 15 - шарик; 16 - жиклер; А- полость отвода топлива; Б - полость подвода топлива.
НАСОС ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩИЙ 7 (рисунок 34) или 18 (рисунок 35) поршневого типа, предназначен для подачи топлива из бака через фильтры предварительной и тонкой очистки к плунжерным парам ТНВД.
Насос установлен на ТНВД. Схема работы насоса показана на рисунке 41. В корпусе топливоподкачивающего насоса размещены: поршень, пружина поршня, толкатель, впускной и нагнетательный клапаны с пружинами. Возвратно-поступательное движение поршня 1 осуществляется под действием толкателя 9, расположенного с одной стороны поршня и пружины 4 - с другой стороны.
Насос топливоподкачивающий работает только при вращении эксцентрика 8, т.е. при вращении кулачкового вала ТНВД.
При движении поршня 1 вверх под действием толкателя 9 топливо, преодолев усилие пружины 6, открывает клапан 5 и из полости «Б» поступает в полость «А» (под поршнем). Клапан 2 при этом закрыт.
При опускании толкателя 9 поршень 1 под действием пружины 4 движется вниз. В полости «Б» создается разрежение и впускной клапан 2, сжимая пружину 3, пропускает топливо из подводящего топливопровода «Г» в полость «Б». Одновременно топливо, находящееся в нагнетательной полости «А», вытесняется в отводящий топливопровод «В», при этом клапан 5 под действием пружины 6 закрывается, исключая перетекание топлива из полости «А» в полость «Б».
Рисунок 41 - Схема работы топливоподкачивающего насоса:
1 - поршень; 2 - впускной клапан; 3, 6 - пружины клапанов; 4 - пружина поршня; 5- нагнетательный клапан; 7- пружина толкателя; 8 - эксцентрик; 9 - толкатель; А - полость нагнетания топливоподкачивающего насоса; Б - полость всасывания топливоподкачивающего насоса; В - отводящий топливопровод (к ФТОТ); Г - подводящий топливопровод (от фильтра предварительной очистки топлива).
ФИЛЬТР ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ (ГРУБОЙ) ОЧИСТКИ ТОПЛИВА
В топливных системах двигателей КАМАЗ, с целью повышения их надежности, должны применяться фильтры грубой (предварительной) очистки топлива со степенью очистки от частиц механических примесей размером до 30 мк не менее 95% и воды не менее 93%. Таким требованиям отвечает фильтр PreLine 270 фирмы «MANN HUMMEL», изображенный на рисунке 42.
Фильтр предварительной очистки топлива состоит из корпуса 5, на который установлены: ручной топливопрокачивающий насос 3 мембранного типа, сменный фильтрующий элемент (фильтр-патрон) 8 с водосборным стаканом 9, электроподогреватель топлива 6, который при работе в условиях тропического климата может не устанавливаться, тогда вместо него ставится заглушка.
Неочищенное топливо из бака по топливным трубкам подаётся во впускной канал 1 фильтра предварительной очистки топлива, затем в фильтр-патрон, где происходит отделение воды и очистка от механических примесей и твёрдых частиц размерами более 30 мкм. Механические примеси, твёрдые частицы и вода задерживаются фильтроэлементом сменного фильтр-патрона и скапливаются в водосборном стакане. Очищенное топливо поступает в полость выпускного канала 7 и далее по топливным трубкам в топливоподкачивающий насос.
Перед пуском двигателя после длительной стоянки и после смены фильтр-патрона производится удаление воздуха из полостей фильтра предварительной очистки топлива. Для этого ослабляется винт удаления воздуха 4 и прокачивается топливо ручным насосом 3 до тех пор, пока из отверстия винта удаления воздуха не пойдет топливо без воздуха, после чего винт завернуть.
В эксплуатации необходимо ежедневно сливать отстой, повернув винт 10, расположенный на дне водосборного стакана.
Фильтр-патрон (№ для заказа: 66 604 58 190) рекомендуется менять через одно ТО-2 (32...33 тыс. км пробега автомобиля) или чаще, если наблюдается падение мощности двигателя по причине использования некачественного (загрязнённого) топлива. Процедура замены представлена на корпусе каждого фильтр-патрона в виде рисунков и надписей.
1 - впускной канал; 2 - крышка мембраны ручного топливопрокачивающего насоса (ТПН); 3 - ручной ТПН; 4 - винт удаления воздуха; 5 - корпус; 6 - электроподогреватель; 7, 11 — выпускной канал; 8 - сменный фильтрующий элемент; 9 - водосборный стакан; 10 - винт слива воды.
В случае работы в странах с холодным климатом фильтр PreLine 270 комплектуется встроенным электроподогревателем топлива 6 мощностью 350 Вт, предотвращающим парафинообразование при низких температурах окружающего воздуха. Подогреватель автоматически включается при температуре топлива +5°С.
Альтернативным вариантом фильтра предварительной очистки топлива PreLine 270 фирмы «MANN+HUMMEL» (Германия), применяемого на двигателях КАМАЗ, является фильтр предварительной очистки топлива RACOR SK 1969 фирмы «PARKER» (США), который имеет аналогичную конструкцию и близкие технические характеристики. Фильтр отличается конструкцией ручного топливопрокачивающего насоса, мощностью электроподогревателя 300 Вт и сменным фильтр-патроном (№ для заказа: 66 604 58 190). Для работы в странах с тропическим климатом применяется фильтр RACOR SK 1967 (без электроподогревателя топлива).
ТОПЛИВОПРОВОДЫ подразделяются на топливопроводы низкого давления - 0,4.. .2,0 Мпа (4...20 кгс/см ) и высокого давления - более 30 МПа (300 кгс/см ).
Топливопроводы низкого давления двигателей изготовлены из стальной трубы сечением 10х1 мм с паяными наконечниками, а высокого давления из стальных трубок внутренним диаметром 2 мм, наружным - 7 мм с гайками и конусными наконечниками. Во избежание поломок от вибрации топливопроводы закреплены скобами к впускным коллекторам.
ПРИВОД ТНВД показан на рисунке 43. Он состоит из вала привода ТНВД 8 с пакетами передних 4 и задних 6 компенсирующих пластин, полумуфты ведомой 2, фланца ведомой полумуфты 3, фланца центрирующего 5, полумуфты ведущей 10 и центрирующих втулок 13. Каждый пакет компенсирующих пластин состоит из 6-ти пластин толщиной 0,5 мм каждая, изготовленных из стали 65Г.
ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ
В процессе эксплуатации двигателя и особенно в начальный ее период необходимо регулярно проверять момент затяжки гайки 5 (рисунок 37) крепления скоб форсунок и болта 11 (рисунок 43) ведущей полумуфты привода ТНВД.
Регулярно сливайте отстой из фильтров тонкой и предварительной очистки топлива. Методика обслуживания фильтра предварительной очистки топлива приведена в описании фильтра. Для слива воды из фильтра тонкой очистки топлива отвернуть на два-три оборота сливные пробки 10 (рисунок 40). Отстой сливать до появления чистого топлива.
Смену фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки топлива рекомендуется проводить каждые 20000 км пробега изделия или 560 часов работы двигателя, для чего:
- вывернуть на два-три оборота сливные пробки и слить топливо из колпаков фильтра в посуду, затем ввернуть пробки;
-вывернуть болты крепления колпаков фильтра, снять колпаки и удалить загрязненные фильтрующие элементы;
-промыть колпаки дизельным топливом;
-установить в каждый колпак новый фильтрующий элемент с уплотнительными прокладками, установить колпаки с фильтрующими элементами и затянуть болты;
- прокачать систему насосом предпусковой прокачки топлива;
- пустить двигатель и убедиться в герметичности фильтра.
Подтекание топлива устранить подтяжкой болтов крепления колпаков.
Проверку и обслуживание ТНВД проводить в специализированных и аттестованных сервисных центрах ОАО «ЯЗДА», ОАО «КАМАЗ» и фирмы «БОШ».
Давление начала впрыскивания топлива форсунок регулируется на стенде путем установки регулировочных шайб под пружину при снятых гайке, распылителе, проставке и штанге. При увеличении общей толщины регулировочных шайб (повышение сжатия пружин) давление начала впрыскивания возрастает. Изменение толщины шайб на 0,05 мм приводит к изменению давления начала впрыскивания на 0,30.. .0,35 Мпа (3,0.. .3,5 кгс/см2).
Количество устанавливаемых шайб должно быть не более трех.
Давление начала впрыскивания - согласно требованиям таблицы 1.
Начало и конец впрыскивания топлива должны быть четкими. Распылитель не должен иметь подтеканий. Впрыскивание должно сопровождаться характерным звуком. Замена одной какой-либо детали (корпуса распылителя или иглы) не допускается, так как они составляют прецизионную пару.
После обслуживания и ремонта V-образные и рядные ТНВД устанавливать на двигатель в следующей последовательности:
1 Собрать ТНВД с валом привода согласно рисунку 43 в зависимости от комплектации двигателя, при этом необходимо совместить установочную метку на фланце ведомой полумуфты с указателем на корпусе ТНВД. Допустимое смещение установочной метки в сторону увеличения угла опережения впрыскивания топлива - не более 2-х мм.
2 В ТНВД залить (проконтролировать уровень) моторное масло, применяемое на двигателе, до уровня сливного отверстия.
3 Установить фиксатор в паз маховика. При этом метка на детали поз. 2 должна быть расположена вверху, а шпонка 12 должна быть расположена в горизонтальной плоскости на стороне восьмого цилиндра. Ведущую полумуфту установить на вал ведомой шестерни привода ТНВД, не затягивая стяжного болта.
4 Установить ТНВД с приводом на двигатель. Затянуть болты крепления ТНВД к блоку цилиндров перекрестным методом в два приема. Моменты затяжки приведены в приложении А.
ТНВД с приводом в развале блока цилиндров должен быть закреплён без перекосов.
5 Закрепить болтами 10 пакет задних пластин привода ТНВД, предварительно установив в них центрирующие втулки 13.
6 Стяжной болт 11 затягивать в последнюю очередь. Для этого необходимо его ослабить так, чтобы ведущая полумуфта могла свободно перемещаться вдоль вала и занять оптимальное положение, исключающее осевое напряжение и деформацию (изгиб) передних и задних пластин. После этого затянуть болт крепления полумуфты
7 После окончания установки и регулировки рукоятку фиксатора маховика установить в мелкий паз на корпусе фиксатора.
8 Затянуть гайки топливопроводов высокого давления
Рисунок 43 - Установка привода ТНВД на двигателях:
1 - корпус ТНВД; 2 - полумуфта ведомая; 3 — фланец ведомой полумуфты; 4, 6 — пакеты компенсирующих пластин; 5 - фланец центрирующий; 7,9 - болты крепления; 8 - вал привода; 10 - полумуфта ведущая; 11 - болт полумуфты ведущей; 12 - шпонка; 13 - втулка центрирующая; 14 - подшипник 306 в картере агрегатов. S - допускаемое смещение установочной метки в сторону увеличения угла опережения впрыскивания топлива не более 2-х мм.
Проверку установки и регулировки угла опережения впрыскивания топлива с помощью моментоскопа проводить в следующем порядке:
1 Отсоединить трубку высокого давления от восьмой секции ТНВД.
2 На штуцер восьмой секции установить моментоскоп.
3 У двигателей с V-образным ТНВД с электронным регулятором, при помощи специального диагностического оборудования и ЭБУ установить положение рейки, соответствующее 100 %-му перемещению (контролируется датчиком положения рейки).
У двигателей с рядным ТНВД с электронным регулятором, при помощи специального диагностического оборудования и ЭБУ установить напряжение электрического сигнала положения рейки ТНВД - 4,7 В.
У двигателей с рядным ТНВД с механическим регулятором, рычаг привода управления регулятором 3 перевести в среднее положение (рисунок 39).
4 Заполнить топливную систему двигателя топливом с помощью стендового топливопрокачивающего насоса.
5 Вращая коленчатый вал двигателя, заполнить топливом стеклянную трубку моментоскопа (ВНИМАНИЕ! Коленчатый вал вращать только вручную).
6 Вращая коленчатый вал двигателя, совместить установочную метку (риску) фланца ведомой полумуфты с указателем на корпусе ТНВД (рисунок 43).
7 Провернуть коленчатый вал двигателя на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке, если смотреть со стороны маховика).
8 Перевести фиксатор маховика в глубокий паз и медленно повернуть коленчатый вал двигателя по ходу вращения до момента начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа или до вхождения фиксатора в паз маховика.
Если в момент начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа:
- фиксатор вошел в паз маховика двигателя;
- установочная метка фланца ведомой полумуфты и указатель на корпусе ТНВД совпали (допускается несовпадение метки относительно указателя не более 2 мм в сторону опережения впрыскивания топлива);
- головка стяжного болта 11 ведущей полумуфты находится как показано на рисунке 43, то угол опережения впрыскивания топлива установлен правильно, фиксатор перевести в мелкий паз.
Если в момент начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа паз маховика двигателя не дошел до фиксатора, ослабить болты крепления ведомой полумуфты и медленно повернуть коленчатый вал по ходу вращения до вхождения фиксатора в паз маховика, затянуть болты крепления ведомой полумуфты, перевести фиксатор в мелкий паз и проверить точность установки угла опережения впрыскивания топлива.
Если фиксатор вошел в паз маховика двигателя, а топливо в стеклянной трубке моментоскопа не двинулось, необходимо перевести фиксатор в мелкий паз и медленно повернуть коленчатый вал по ходу вращения до момента начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа, ослабить болты крепления ведомой полумуфты, провернуть коленчатый вал против хода вращения на 4... 10° дальше фиксатора, перевести фиксатор в глубокий паз и медленно повернуть коленчатый вал по ходу вращения до вхождения фиксатора в паз маховика, затянуть болты крепления ведомой полумуфты, перевести фиксатор в мелкий паз и проверить точность установки угла опережения впрыскивания топлива.
9 Проверить точность установки угла опережения впрыскивания топлива, для чего:
- провернуть коленчатый вал на 1,5 оборота по ходу вращения;
- перевести фиксатор маховика в глубокий паз;
- медленно поворачивая по ходу вращения коленчатый вал, внимательно следить за уровнем топлива - фиксатор маховика должен войти в паз маховика двигателя в момент начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа. При этом установочная метка фланца ведомой полумуфты и указатель на корпусе ТНВД должны совпасть (допускается несовпадение метки относительно указателя не более 2 мм в сторону опережения впрыскивания топлива);
- перевести фиксатор маховика в мелкий паз.
Установка угла опережения впрыскивания топлива по моментоскопу является приоритетной.
При отсутствии моментоскопа допускается проверка установки и регулировка угла опережения впрыскивания топлива по меткам. Для этого, предварительно выключив подачу топлива и затормозив изделие, выполнить следующие операции:
1 Проверить точность установки угла опережения впрыскивания топлива, для чего:
- провернуть коленчатый вал до совмещения установочной метки фланца ведомой полумуфты с указателем на корпусе ТНВД (рисунок 43);
- провернуть коленчатый вал на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке, если смотреть со стороны маховика);
- перевести фиксатор маховика в глубокий паз и медленно повернуть коленчатый вал по ходу вращения до момента, когда фиксатор войдет в паз маховика.
Если в этот момент:
- установочная метка фланца ведомой полумуфты и указатель на корпусе ТНВД совпали (допускается несовпадение метки относительно указателя не более 2 мм в сторону опережения впрыскивания топлива);
- головка стяжного болта 11 ведущей полумуфты находится как показано на рисунке 43, то угол опережения впрыскивания топлива установлен правильно, фиксатор перевести в мелкий паз.
2 При несовпадении (с учетом допуска 2 мм) установочной метки фланца ведомой полумуфты и указателя на корпусе ТНВД в момент, когда фиксатор вошел в паз маховика необходимо провести регулировку угла опережения впрыскивания топлива, для чего:
- ослабить болты крепления фланца ведомой полумуфты;
- медленно повернуть фланец ведомой полумуфты до совмещения установочной метки с указателем на корпусе ТНВД;
- затянуть болты крепления фланца ведомой полумуфты;
- перевести фиксатор маховика в мелкий паз;
- проверить точность установки угла опережения впрыскивания топлива по пункту 1.
Проверить затяжку болтов привода ТНВД динамометрическим ключом.