Назад

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, РЕМОНТ КПП

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

На автомобили КамАЗ устанавливаются две моде­ли коробок передач: на одиночных автомобилях — пятиступенчатая коробка передач модели 14; на авто­мобилях-тягачах, предназначенных для работы в со­ставе автопоездов, — десятиступенчатая коробка пе­редач модели 15, состоящая из основной пятиступен­чатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя. Делитель имеет высшую и низ­шую (прямую) передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой позволяет получать де­сять передач переднего хода и две заднего хода.

Применение делителя передач улучшает тягово-экономические качества автомобиля, облегчает уп­равление автомобилем, так как при его использо­вании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.

На модернизированных моделях автомобилей по­вышенной грузоподъемности устанавливаются коробки передач модели 152, имеющие следующие конст­руктивные отличия от коробки передач модели 15:

усилены шлицы первичного вала делителя, каретки и муфты синхронизатора за счет увеличения высоты зубьев;

упрощена пневматическая схема управления делителем передач (исключены два воздухопровода, колодка крепления воздухопроводов) за счет приме­нения пластмассовых воздухопроводов от крана уп­равления делителем;

применены бесшпоночные соединения шесте­рен и промежуточного вала за счет увеличения натяга;

исключено замковое устройство в шлицевом соединении каретка синхронизатора 4-5 передач-вал вторичный коробки передач (в целях повышения долговечности соединения);

для предотвращения самовыключения 4 и 5 передач применено четырехградусное утонение зу­бьев муфт каретки синхронизатора4-5 передач (вме­сто полутороградусного) и, соответственно, зубьев муфты первичного

вала и шестерни 4 передачи,так-же увеличена высота зубьев муфт;

установлен подшипник передней опоры вто­ричного вала большей нагрузочной способности;

расширен зубчатый венец шестерни 4 передачи для увеличения несущей способности.

Рис. 128. Коробка передач модели 14: 1 - вал ведущий; 2 - крышка заднего подшипника ведущего вала; 3, 23 - прокладки регулировочные; 4 - шток рычага; 5 - кольцо защитное; 6 - крышка опоры рычага; 7 - сухарь опоры рычага; 8 - кольцо уплотннтельное; 9 - опора штока; 10 - пружина; 11 - опора рычага переключения передач; 12 - ось блока шестерен заднего хода: 13, 31-шайбы упорные; 14 - блок шестерен заднего хода; 15 - роликоподшипник: 16 - болт со штифтом; 17 - шайба стопорная; 18 - крышка верхняя; 19, 32, 36 - прокладки уплотнительные; 20 - крышка заднего подшипника ведомого вала; 21 - кольцо стопорное; 22 - шарикоподшипник задний ведомого вала: 24 - червяк привода спидометра; 25, 39 - манжеты уплотнптельные; 26 - гайка крепления фланца; 27 - фланец крепления карданного вала; 28 - стакан заднего подшипника промежуточного вала; 29 - крышка подшипника; 30 - роликоподшипник сферический: 33 - вал промежуточный; 34- картер коробки передач; 35- вал ведомый; 37 - крышка переднего подшипника промежуточного вала; 38 - картер сцепления; 40 - вилка выключения сцепления; 41-вал вилки выключения сцепления; 42 - муфта выключения сцепления

Коробка передач модели 14 (рис. 128) состоит из следующих основных узлов: картера 34 коробки передач, в котором смонтированы ведущий 1, ведомый 35 и промежуточный 33 валы в сборе с шестер­нями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен 14 заднего хода; верхней крышки 18 короб­ки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреп­лен картер 38 сцепления.

Подшипники валов закрыты крышками с уплот-нительными прокладками. Крышка 2 заднего под­шипника ведущего вала внутренней расточкой цен­трируется по наружной обойме подшипника; по­верхность крышки, обработанная по внешнему диа­метру, является центрирующей поверхностью для картера сцепления. Во внутреннюю полость крышки вставлены две самоподжимные манжеты 39. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку. Внутренняя полость большего диаметра предназначена для разме­щения в ней маслонагнетающего устройства; спи­ральные лопатки на торце крышки препятствуют раскручиванию масла в полости нагнетания масло-нагнетающим кольцом, уменьшая тем самым центро­бежные силы, а значит способствуют повышению избыточного давления масла в полости нагнетания. В верхней части крышки имеется отверстие для подво­да смазки из маслонакопителя коробки передач в полость нагнетания. Крышка 20 заднего подшипника ведомого вала крепится к заднему торцу картера коробки передач и центрируется по наружной обойме заднего подшипника 22 ведомого вала. В задней части крышки установлена манжета 25 с пыльником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка. В нижней части крышки в специальной расточке поме­щен валик, выполненный заодно с шестерней 10 (рис. 129) червячной пары привода спидометра. На выступающем конце валика, имеющем лыску, установлена ведущая шестерня 12 цилиндрической пары сменных шестерен привода спидометра. Ведомая цилин­дрическая шестерня 13 установлена на валике 14 привода спидометра, который вращается в расточке фланца 16 датчика привода спидометра. Полость сменных шестерен изолирована от масляной ванны коробки передач, а шестерни смазываются конси­стентной смазкой ЦИАТИМ-201, закладываемой при сборке. От вытекания смазка удерживается масло-сгонной резьбой, выполненной на валике, и манже­той. Для обеспечения правильности показания спи­дометра числа зубьев сменных цилиндрических шес­терен подбираются в зависимости от передаточного числа главной передачи (табл. 21).

В приливах правой стенки картера коробки пере­дач выполнена расточка, в которую запрессована ось 12 (см. рис. 128) блока шестерен заднего хода. Для предотвращения от выпадания ось закреплена сто­порной шайбой 17, привернутой болтом 16, имею­щим сверление, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение и препятствует вытеканию смазки.

Масло в коробку передач заливается через гор­ловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом. В нижней части картера в бобышки ввернуты сливные пробки 8 и 9 (см. рис. 129), в пробку 8 вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы, которые могут находиться в масле. С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности, которые закрыты крышками 5 с уплотнительными прокладками 6. Люки выполнены по ГОСТ 12323—66. Допустимый отбор мощности по 22064,97 Вт (30 л. с.) с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается.

Во внутренней полости картера в передней части левой стенки отлит маслонакопитель, куда при враще­нии шестерен забрасывается масло и по сверлению в передней стенке картера поступает в полость задней крышки ведущего вала и на маслонагнетающее кольцо.

В верхней правой части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забрасывается вращени­ем шестерен. Из масляного кармана масло по сверле­нию в стенке картера поступает в полость задней крышки ведомого вала для смазывания червячной пары привода спидометра. Шестерни коробки передач скомплектованы попарно с сопрягаемыми шестерня­ми по пятну контакта и уровню шума.
Таблица21

Количество зубьевсменных цилиндри-

Передаточное число главнойпередачи

ческихшестерен

6,53

7,22

5,94

5,4

ВедущейВедомой

24 24

23 26

25 23

26

23

Рис. 129. Коробка передач модели 14. Вид сзади: 1 - рычаг переключения передач; 2 - штифт уплотнительный; 3 -винт установочный; 4 - рычаг вала вилки выключения сцепления; 5 - крышка люка отбора мощности; 6 -прокладка уплотнительная; 7 - пробка с указателем уровня масла; 8 - пробка сливная с магнитом; 9 - пробка сливная; 10 - шестерня привода спидометра; 11 - втулка шестерни; 12 - шестерня ведущая привода датчика спидометра; 13 - шестерня ведомая привода датчика спидометра; 14 - валик привода спидометра; 15 - манже­та уплотнительная; 16 - фланец датчика спидометра

Рис. 130. Ведущийвал в сборе: 1 - вал ведущий; 2 -подшипник шариковый; 3 - кольцо стопорноеподшип­ника; 4 - гайка кольцевая; 5 - кольцо маслонагнетающее; 6 -шарик стопорный

Рис. 132. Ведомый вал в сборе: 1 - кольцо стопорное; 2 - подшипник передний роликовый; 3 - синхронизатор IV и V передач; 4 - кольцо упорное; 5-ролики подшипника IV передачи; 6 - втулка шестерни IV передачи; 7 - шестерня III передачи; 8 - подшипник роликовый; 9 - синхронизатор II и III передач; 10 - шестерня II передачи; 11 - шестерня заднего хода: 12 - муфта включения I передачи и заднего хода; 13 - втулка шестерни I передачи; 14 - шестерня I передачи; 15 - шайба упорная; 16 - вал ведомый; 17 - втулка шестерни заднего хода; 18 - шестерня IV передачи; 19 -пружина: 20 - втулка промежуточная; 21 - шпонка замковая

Ведущий вал коробки передач (рис. 130) выполнен заодно с шестерней; его передней опорой является шариковый подшипник, расположенный в расточке коленчатого вала. Полость подшипника заполнена смазкой 158 и уплотнена манжетой. На задний конец вала с упором в торец шестерни посажены шарико­подшипник 2 и маслонагнетающее кольцо 5, которое от проворачивания на валу застопорено шариком 6. Детали 2 и 5 стянуты кольцевой гайкой 4, которая застопорена раскерниванием пояска в пазы вала.

Маслонагнетающее кольцо на наружной поверхности имеет правую, трехзаходную винтовую нарезку, кото­рая закачивает масло в полость нагнетания.

Осевой ход ведущего вала регулируется набором стальных прокладок 3 (см. рис. 128) толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между торцом крышки ведущего вала и наружной обоймой подшипника.

Промежуточный вал 1 (рис. 131) выполнен заодно с венцами шестерен первой, второй передач и пере­дачи заднего хода. На переднем конце вала напрес­сованы и закреплены сегментными шпонками 8 шестерни 7 и 6 третьей и четвертой передач и шестерня 3 привода промежуточного вала.

Ведомый вал 16 (рис. 132) в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с ведущим валом. На переднем конце вала посажен подшипник 2 с приставным внутренним кольцом, все шестерни вала установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора. Шестерни 18 и 7 четвертой и третьей передач в осевом направлении закреплены упорным кольцом 4 с внутренними шлицами, которое установ­лено в выточке вала таким образом, что его шлицы расположены против шлицев вала, и застопорено от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой 21. По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устрой­ством, расположенным на ведущем валу.

Для безударного переключения второй, третьей, четвертой и пятой передач имеется два пальчиковых синхронизатора 3 и 9 инерционного типа.

Рис. 134. Замок и фиксаторы механизма переключения: 1 -шарик замка; 2 - стакан стопорного шарика; 3 - пружина стопорного шарика; 4 - штифт замка; 5 - шарик стопор­ный фиксатора

Рис. 135.Предохранитель механизма переключения передач:

1 - пружина предохранителя; 2 - предохранитель; 3 толкатель предохранителя

Рис. 136. Коробка передач десятиступенчатая модели 15: 1 - коробка передач основная пятиступенчатая; 2 - втулка распорная; 3 - прокладка уплотнительная; 4 - делитель передач; 5 - подшипник передний роликовый ведущего вала; 6 - вал ведущий; 7 - гайка кольцевая; 8 - шайба; 9 - муфта синхронизатора; 10 - прокладки регулировочные; 11 -крышка заднего подшипника ведущего вала

Механизм переключения передач (рис. 133) смон­тирован в верхней крышке 2 коробки передач и состоит из трех штоков, трех вилок 3, 6, 7 переклю­чения, двух головок штоков, трех фиксаторов (рис. 134), предохранителя 2 (рис. 135) включения первой передачи и заднего хода а также замка штоков. Замок штоков состоит из двух пар шариков 1 (см. рис. 134) и штифта. 4. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками. Диаметры шариков и рас­стояния между штоками выбраны таким образом, что при перемещении любого штока из среднего положения шарики выходят из лунок перемещаемо­го штока, и входят в лунки неподвижных штоков, блокируя их с корпусом. Сверху на крышку механиз­ма переключения установлена опора 11 рычага (см. рис. 128) со штоком 4, перемещающимся в сфери­ческой опоре. С правой стороны опоры ввернут установочный винт 3 (см. рис. 129), который фикси­рует рычаг в нейтральном положении. В рабочем положении винт должен быть вывернут.

Коробка десятиступенчатая передач модели 15 (рис. 136) состоит из основной пятиступенчатой коробки передач 1 и переднего двухступенчатого редуктора делителя 4 передач.

Основная пятиступенчатая коробка передач модели 15 максимально унифицирована с коробкой передач модели 14, кроме небольшого числа деталей, измене­ние конструкции которых вызвано применением де­лителя передач. Конструктивные изменения в основ­ной коробке передач перечислены ниже:

изменена конструкция ведущего вала 6 и крыш­ки 11 заднего подшипника; между крышкой и кар­тером коробки передач отсутствует уплотнительная прокладка;

--- передней опорой ведущего вала является ро­ликовый подшипник 5, расположенный в расточке ведущего вала делителя;

вместо маслонагнетающего кольца на валу на шлицах закреплена гайкой муфта 9 синхронизатора;

отсутствует передняя крышка промежуточного вала, вместо нее осевое смещение переднего под­шипника промежуточного вала ограничивает рас­порная втулка 2, которая одновременно является и маслоотражательной шайбой;

масляные ванны коробки передач и делителя сообщаются между собой двумя отверстиями, име­ющимися в нижней части переднего торца коробки передач и в задней стенке делителя.

Осевой ход ведущего вала регулируется сталь­ными прокладками 10 толщиной 0,2 и 0,3 мм.

Делитель передач (рис. 137) — механический, редук­тор состоит из одной пары цилиндрических шестерен, ведущего 2 и промежуточного 11 валов, синхронизато­ра 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.

Рис. 137 . Делитель передач: 1 - прокладки регулировочные; 2 - вал ведущий; 3 - кольцо маслонагнетающее; 4 -шарикоподшипник; 5 - крышка задняя подшипника веду­щего вала; 6 - крышка люка; 7 - синхронизатор делителя в сборе; 8 - шестерня ведущего вала; 9 - подшипники шестерни ведущего вала; 10 - роликоподшипник задний; 11 - вал промежуточный


Осевой ход ведущего вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между задней крышкой 5 и наруж­ной обоймой шарикоподшипника. На переднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего самовыключение передач в де­лителе. На шлицах подвижно посажен пальчиковый синхронизатор 7 инерционного типа.

Ведущая шестерня 8 вращается на двух роликовых подшипниках 9. Маслонагнетающее кольцо 3 подает масло по наклонным сверлениям ведущего вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы ведущего и ведомого валов основной коробки передач.

Промежуточный вал 11 делителя с напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается на двух подшипниках: переднем 12 и заднем 10.

Механизм переключения делителя передач за­креплен на картере делителя слева.

Дистанционный привод управления основной ко­робкой передач (рис. 138) состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней 10 и промежуточной 17 тяг управления, которые пере­мещаются в сферических втулках 13 из металлоке­рамики, втулки уплотнены резиновыми кольцами 12 и поджаты пружиной 14 к сухарю 11. Сферические опоры передней тяги размещены в расточке крон­штейна опоры 2 и в картере маховика. Опора про­межуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами 24 регулировочный фланец 18.

Опора рычага переключения передач (рис. 139) состоит из кронштейна 1, гофрированного уплотни­теля 5 люка, пружины 6 уплотнителя, укороченного рычага 4 переключения передач, который сфери­ческой частью опирается на полиуретановую втулку 7, гасящую вибрацию рычага. Сверху сфера поджата через опорную шайбу 2 пружиной. Установочный винт 8 фиксирует рычаг переключения в нейтраль­ном положении при регулировке привода. В рабочем положении болт должен быть вывернут и застопо­рен контргайкой.

Дистанционный привод управления основной ко­робкой передач модели 15 отличается от привода коробки передач модели 14 удлиненной промежу­точной тягой и рукояткой переключения передач, в которой смонтирован переключатель 3 (см. рис. 138) крана управления делителем.

Пневматическая система переключения передач делителя (рис. 140) состоит из следующих основных сборочных единиц: редукционного клапана 4, крана 3 управления, механизма 5 переключения передач дели­теля с воздухораспределителем 6, клапана 1 включения делителя передач, упора 2 клапана и воздуховодов.

Воздух из ресивера IV контура привода вспомо­гательной тормозной системы под давлением 608...736 кПa (6,2...7,5 кгс/см2) подается на вход редукционного клапана 4, на выходе из клапана поддерживается постоянное давление, равное 387...436 кПa (3,95...4,45 кгс/см2), величина которого регулируется проклад­ками, установленными на корпус пружины.

Кран 3 управления делителем (см. рис. 140) в зависимости от положения золотника направляет воздух, поступающий из редукционного клапана, в одну из полостей под поршни воздухораспреде­лителя 6 и перемещает золотник воздухораспреде-лителя в одно из двух крайних положений, подго­тавливая, таким образом, подачу воздуха в полость А или С силового цилиндра.

Предварительный выбор передачи в делителе про­изводится перемещением рычага переключателя кра­на в положение В или Н, который через трос, заклю­ченный в оплетку, перемещает золотник крана.

Подача воздуха из редукционного клапана под поршень силового цилиндра производится клапа­ном (рис. 141) включения делителя передач, откры­вание которого осуществляется упором 2 (см. рис. 140), закрепленным на толкателе поршня пневмо-гидроусилителя выключения сцепления. Клапан открывается в конце хода толкателя, то есть при полностью выключенном сцеплении.

Рис. 138. Привод управления механизмом переключения передач: 1 - кран управления делителем; 2 - опора рычага переключения передач; 3 - переключатель крана; 4 - рычаг переключения передач; 5 - трос крана управления с оплеткой; 6 - головка передней тяги управления; 7 - рычаг наконечника; 8, 22 - контргайки; 9, 21 - винты установочные; 10 - тяга передняя управления; 11 - сухарь шаровой опоры; 12 - кольцо уплотнительное; 13 - втулка шаровой опоры; 14 - пружина; 15 - крышка; 16 - рычаг передней тяги; 17-тяга промежуточная; 18 - фланец стяжной регулировочный; 19 - болт; 20 - опора; 23 - шток рычага переключения передач; 24 - болт крепления регулировочного фланца

Рис. 139. Опора рычага переклю­чения передач: 1 - кронштейн; 2 -опорная шайба; 3 - чехол; 4 -рычаг наконечника; 5 - уплотни­тель люка; 6 - пружина; 7 - поли-уретановая втулка; 8 - установочный винт

Рис. 140. Пневматическая схема системы управления делителем передач: 1 -клапан включения делителя; 2 - упор штока клапана; 3 - кран управления; 4 - клапан редукционный; 5 - механизм переключения передач; 6-воздухораспре-делитель; I - из пневмопривода тормозов; H, В - низшая и высшая передачи в делителе

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

При сервисе 2:

проверьте исправностьтроса кранауправления делителем, устраните обнаруженные неисправности;

проверьте внешнимосмотром отсутствиепод­текания масла через манжету ведомого вала и уплот-нительные прокладки;

отрегулируйтезазор междуупором иогра­ничителем штока клапана включения делителя пе­редач;

смажьте опорыпередней ипромежуточнойтяг дистанционного привода управления коробкой пе­редач через технологическую пресс-масленку до выдавливания свежей смазки;

очистите отгрязи сапуны;

проверьте уровеньмасла вкартере коробки передач.

Для регулирования зазора между упором и штоком клапана включения делителя необходимо:

проверить регулировкупривода выключения сцепления и при необходимости отрегулировать (как указано в соответствующем разделе);

расстопоритьи отвернутьгайки упора2 (см. рис. 140);

установитьупор, обеспечивзазор междуупо­ром и штоком 20,5+0,5 мм (не нажимая на педаль сцепления)

законтритьгайкизамковымишайбами.

Для проверки уровня масла в картере коробки передач выверните пробку из маслозаливной гор­ловины, вытрите насухо указатель и вставьте его в заливное отверстие до упора пробки в резьбу, не заворачивая, как указано

на рис. 142.

Рис. 141. Клапан включения делителя передач: 1 - корпус пру­жины клапана; 2 - прокладка; 3 -пружина впускного клапана; 4 -корпус клапана; 5 - сапун; 6 -прокладка уплотнительная; 7 -крышка клапана; 8 - шток кла­пана; 9 - пылепредохранитель штока; 10 - ограничитель штока; 11 - шплинт разводной; 12 -кольцо уплотнительное; 13 -шайба упорная; 14 - пружина штока; 15 - клапан впускной

Рис. 142. Положе­ние указателя уров­ня масла при заме­ре: 1 - указатель уровня масла с пробкой; 2 - картер коробки передач

При сервисе С:

закрепитерычагитягдистанционногопривода управления коробкой передач;

закрепитефланецведомоговалакоробкипередач;

сменитемасловкартерекоробкипередач;

смажьтетроскранауправленияделителем.
Для смены масла в коробке передач слейте масло в

горячем состоянии через два (для коробки передач модели 14) или три (для коробки передач модели 15) сливных отверстия, вывернув пробки, расположен­ные в нижней части картера коробки передач и в нижней части картера делителя передач. Очистите магниты сливных пробок от грязи и металлических частиц. Промойте картеры коробки и делителя мо­торным маслом. Для этого: залейте масло в коробку передач (8,5 л для коробки передач модели 14 и 12 л для коробки передач модели 15), прокрутите ее дви­гателем при нейтральном положении рычага пере­ключения передач в течение 10 мин, слейте моторное масло из коробки передач и делителя, вверните слив­ные пробки и залейте основную смазку ТСп-15К до верхней метки указателя уровня. Прокрутите коробку передач двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач в течение 3...5 мин. Замерьте уровень масла и при необходимости до­лейте.

Рис. 143. Редукционный клапан: 1 - корпус пружины; 2 -пружина впускного клапана; 3 - прокладка; 4 - клапан впускной; 5 - шток впускного клапана; 6 - корпус; 7 -гайка накидная; 8 - мембрана; 9 - шайба; 10 - крышка корпуса; 11 - пружина уравновешивающая; 12 - пробка; 13 - шайба регулировочная

РЕМОНТ

Для проверки редукционного клапана делителя сни­мите клапан с коробки передач и установите на стенд, который должен быть оборудован пневмосистемой с давлением воздуха 588...686 кПa (6...7 кгс/см2), которое подается на вход клапана. На выходе из клапана должен быть установлен манометр для контроля дав­ления, обеспечивающий точность замера не менее 4,9 кПa (0,05 кгс/см2). Проверьте давление выходящего воздуха, которое должно быть 387...436 кПa (3,95...4,45 кгс/см2). IIpи несоответствии давления указанной ве­личине снимите пломбу, выверните пробку 12 (рис. 143) и, подбирая необходимое количество шайб 13, отрегулируйте клапан и запломбируйте.

Для снятия и разборки крана управления делителем при ремонте выверните болты крепления трех возду­ховодов, отсоедините кран 1 управления делителем (см. рис. 138) от кронштейна опоры 2, выверните винты крепления хомута троса к рычагу переключе­ния передач, выньте резиновую втулку из корпуса опоры уплотнителя люка, выверните винты крепле­ния крышки переключателя крана управления, осто­рожно снимите крышку с фиксаторами и пружиной, обратив внимание на сохранность шариков, и отсое­дините трос от рычага переключателя. Снимите кран управления делителем в сборе и разберите его.

Рис. 144. Кран управления делителем передач: 1 - трос крана с золотником: 2 - болт; 3 - крышка корпуса крана; 4 - прокладка уплотннтельная; 5 - корпус крана; 6 -гайка соединительная

Рис. 145. Трос кранас золотником в сборе: 1 - контргайка; 2 - шайба пружинная; 3 - наконечниктроса; 4 - втулка ограничительная; 5 - кольцо уплотнительное; 6 -золот­ник крана; 7 - трос крана

Рис. 146. Механизм переключения передач делителя: 1, 5 -винты установочные; 2 - корпус механизма переключе­ния; 3 - крышка смотрового люка; 4 - контргайка; 6, 17 -кольца уплотнительные; 7 - крышка цилиндра; 8 - пор­шень цилиндра; 9 - манжета поршня; 10, 16 - прокладки уплотнительные; 11 - поршень воздухораспределителя; 12 - цилиндр воздухораспределителя; 13 - заслонка дрос­сельная; 14 - золотник воздухораспределителя; 15 - кор­пус воздухораспределителя; 18 - заглушка

При частичной разборке: выверните болты 2 (рис. 144) крепления крышки 3 с тросом к корпусу 5 крана, промойте детали крана и смажьте рабочие поверхности деталей смазкой 158. Соберите кран управления. Смажьте трос, залив в оплетку троса с помощью масленки 10...15 г масла ТСп-15К. При обрыве троса кран полностью разберите и замените трос, для этого отсоедините трос крана с крышкой 3 в сборе, отверните накидную гайку 6 и вытяните трос с золотником в сборе из оплетки троса, далее отвер­ните контргайку 1 (рис. 145), выверните наконечник 3 троса из золотника 6. Изготовьте новый трос из винтового многожильного каната (сталь 65ГА ГОСТ 3062—80) диаметром 1,6 мм по размерам, указанным на рис. 130, вставьте новый трос в золотник, вверни­те наконечник троса, обеспечив осевое перемеще­ние троса относительно золотника 0,1...0,3 мм и надежно законтрите гайкой 1. Золотник 6 крана после сборки должен свободно вращаться относи­тельно троса от руки. Соберите кран управления.

При проверке пневмосистемы на герметичность определите место утечки воздуха на слух. Пооче­редно перемещая переключатель управления в по­ложение ВЫСШАЯ ПЕРЕДАЧА или НИЗШАЯ ПЕРЕДАЧА, прослушайте воздухопроводы пневмо-системы управления делителем, а нажав педаль сцепления до упора, — воздухопроводы системы пе­реключения делителя.

Обнаруженную утечку устраните подтягиванием болтов или заменой уплотнительных шайб и не­исправных воздухопроводов.

Регулирование зацепления зубчатых муфт син­хронизатора делителя передач проводите при под­веденном к пневмосистеме сжатом воздухе и нажа­том до упора клапане включения делителя следу­ющим образом:

снимите пломбы, расконтрите и выверните два установочных винта 1 и 5 (рис. 146) на корпусе механизма переключения передач делителя и сни­мите крышку 3 смотрового люка;

переместите золотник крана управления де­лителем в положение НИЗШАЯ ПЕРЕДАЧА и, вво­рачивая задний установочный винт 5 до сопри­косновения с рычагом, доверните его еще на 1/4 оборота и законтрите контргайкой 4.

При этом положе­нии ведущий вал (при снятой коробке передач) дол­жен проворачиваться от руки легко, без заеданий;

переместите золотник крана управления де­лителем в положение ВЫСШАЯ ПЕРЕДАЧА и пе­редним установочным винтом 1 отрегулируйте за­цепление, как указано выше;

через смотровой люк в корпусе механизма переключения передач делителя проверьте рабочий ход рычага до упора в установочные винты (16,5...19 мм по центру отверстия в рычаге);

установочные винты 1 и 5 законтрите и за­пломбируйте.

При ремонте дистанционного привода управления коробкой передач для снижения усилия при переклю­чении передач замените смазку в трех опорах приво­да и сферических головках шарнирных соединений рычагов.

Свежую смазку в опоры закачайте через пресс-масленки, ввернув их вместо пробок в корпу­сах опор.

Если после смазывания опор усилие на рычаге при переключении передач не изменилось или сни­зилось недостаточно, разберите опоры в следующем порядке:

выверните болты 19 (см. рис. 138) крепления регулировочного фланца; выверните болты крепле­ния опоры на картере сцепления;

снимите резиновый чехол шарнирного соеди­нения, обращая внимание на сохранность ограни­чительного шарика и пружины;

отверните с промежуточной тяги регулиро­вочный фланец 18 и вытяните промежуточную тягу из опоры;

отсоедините головку 6 передней тяги, обращая внимание на сохранность шарика и пружины;

отсоедините крышки 15 от опоры, располо­женной в картере маховика;

выньте переднюю тягу, расположенную в раз­вале блока цилиндров;

снимите опору рычага переключения передач, расположенную на переднем торце блока, как опи­сано ниже. Выньте из корпусов опор сухари 11, втулки 18, пружину 14.

Детали и полости опор промойте керосином или дизельным топливом, замените изношенные уплот-нительные кольца. При сборке смажьте трущиеся поверхности смазкой 158; заложите свежую смазку

в полости опор. После сборки отрегулируйте ди­станционный привод.

Для регулирования дистанционного привода уп­равления механизмом переключения передач коробок моделей 14 и 15:

установите рычаг переключения коробки пе­редач в нейтральное положение;

ослабьте стяжные болты 24 (см. рис. 138) стяжного регулировочного фланца 18, выверните четыре соединительных болта 19 и наверните на один-два оборота регулировочный фланец на

про­межуточную тягу 17;

отверните контргайки 8 и 22 установочных винтов 9 и 21. Застопорите рычаг 7 наконечника и рычаг штока 23 вворачиванием установочных вин­тов в отверстия рычагов;

отворачивая регулировочный фланец до со­прикосновения его торца с торцом фланца штока по всей плоскости, соедините их четырьмя болтами 19. Фланец закрепите на промежуточной тяге, затянув болты 24;

выверните на 31 мм установочный винт 9, расположенный на передней опоре рычага пере­ключения передач, а установочный винт 21, рас­положенный на задней опоре рычага, — на 16 мм. После

этого застопорите их контргайками.

Для снятия и разборки опоры рычага переключения передач наклоните кабину, снимите шумоизоляци-онный чехол рычага переключения передач, детали уплотнителя опоры, отсоедините воздуховоды

пневмосистемы делителя (коробки передач модели 15), кронштейн крепления генератора, тяги и тросы управления топливным насосом, снимите головку 6 (см. рис. 138) передней тяги, выверните болты

креп­ления кронштейна опоры к двигателю и снимите опору, отсоедините кран 1 управления делителем и рычаг переключения передач.

Разберите опору в такой последовательности: сни­мите резиновый чехол 14 (см. рис. 139), держатель 9 колпака, пружину тормоза, нажимной диск 6, диск 8 тормоза, отверните гайку 15, извлеките пружину 10

и нажимную шайбу 11, снимите рычаг 4 наконечни­ка, выньте штифты 16 и ось 12 наконечника рычага.

Детали промойте, трущиеся поверхности смажьте смазкой 158. При сборке, заворачивая гайку 15, совместите ее паз с пазом кронштейна и раскерните. Полость А опоры заполните смазкой 158.

Наконеч­ник 13 рычага должен поворачиваться во взаимно перпендикулярных направлениях усилием 24,5...34,3 Н (2,5...3,5 кгс), приложенным к конусной поверх­ности наконечника рычага.

Для регулирования зазоров между кареткой синхро­низатора делителя и сухарями вилки переключения делителя передач снимите крышку 6 (см. рис. 137) смотрового люка картера делителя. Расконтрите

и выверните два болта крепления вилки механизма переключения передач в делителе так, чтобы валик 13 с укрепленным на нем рычагом 16 перемещался свободно в осевом направлении, снимите механизм переключения делителя.

Сцентрируйте ведущий вал 2 делителя спе­циальным приспособлением, которое состоит из корпуса с центрирующим устройством и двух за­жимных рычагов. Для этого центрирующий конус 9 (рис. 147) вставьте во внутренний конус ведущего вала делителя, закрепив приспособление на картере делителя поворотом зажимных рычагов 11. Устано­вочные штифты 3 при этом центрируют при­способление относительно поверхности В, обеспе­чив смещение оси вала не более 0,2 мм.

Переместите вилку 14 (см. рис. 137) вправо до упора сухаря 15 в каретку синхронизатора 7. Перемещая валик 18 с закрепленным на нем рычагом 16 вправо, обеспечьте зазор 0,3...0,6 мм, для чего между привалоч-ной плоскостью картера делителя под корпус механиз­ма переключения передач и головкой рычага 16 поме­стите установочную пластину 2 (см. рис. 147) толщи­ной 0,3...0,5 мм. Переместите валик до упора головки рычага в пластину. Вверните и законтрите отгибными шайбами болты крепления вилки. Установите на ме­сто механизм переключения делителя передач и смотро­вую крышку 6 (см. рис. 137).

Рис. 147. Приспособление для центрирования ведущего вала делителя передач: 1 - корпус приспособления; 2 - пластина установочная; 3 - штифт установочный; 4 - винт установочный; 5 - болт; 6 - втулка; 7, 13 - пружины; 8 - стакан; 9 - конус центрирующий; 10 - вал делителя ведущий: 11 - рычаг зажимной; 12 - шайба упорная; 14 - штифт; 15 - шайба зажимная

Для разборки коробки передач:

отсоедините делитель 4 (см. рис. 136) или картер сцепления 38 (см. рис. 128) от коробки передач;

разберите основную коробку передач в сле­дующем порядке: выверните болты крепления верх­ней крышки 18 коробки передач и, вворачивая два болта в специальные резьбовые отверстия в крышке (предварительно

вывернув из них пробки), снимите ее; отверните гайку 26 крепления фланца карданно­го вала и снимите фланец 27, снимите передние и задние крышки подшипников ведущего 1, ведомого 35 и промежуточного 33 валов,

вворачивая болты крепления в специальные отверстия в крышках (при снятии крышек обращайте внимание на сохран­ность прокладок); снимите стопорное кольцо 21 подшипника: расстопорите и выверните два болта

крепления упорной шайбы 31 заднего подшипника промежуточного вала; съемниками И801.30.000 сни­мите задний подшипник 22 ведомого вала, для этого используйте захват И801.30.100 (рис. 148). Устано­вите захват 8

на проточку подшипника и стяните гайками 1. Вворачивая винт 4 в траверсу 6 и упираясь наконечником 3 в торец вала, снимите подшипник.

Снимите стакан 28 (см. рис. 128) заднего под­шипника вместе с подшипником 30 промежуточ­ного вала. Для снятия подшипника промежуточного вала, упираясь упором 3 (рис. 149) в стенку картера коробки передач,

вверните в резьбовое отверстие стакана подшипника до упора два болта 7. Упираясь наконечником 4 в торец вала, вверните винт 6 в плиту 5 до полного снятия подшипника со стаканом.

Рис. 148. Снятие заднего подшипника ведомого вала: 1 - гайка; 2 - тяга; 3 - наконечник; 4 - винт; 5 - ось; 6 - траверса; 7 - подшипник; 8 - захват

Рис. 149. Приспособление для снятия заднего подшипника промежуточного вала: 1 - стакан; 2 - подшипник; 3 - упор; 4 - наконечник; 5 - плита; 6 - винт; 7,8 - болты

Рис. 150. Съемникоси блока шестерен заднего хода И801.32.000: 1 - винт; 2 -рукоятка

При снятии из картера коробки передач стакана заднего подшипника промежуточного вала установите технологическую упорную шайбу между венцом шестерни 2-й передачи промежуточного вала и вен­цом блока шестерни

заднего хода (во избежание поломки зубьев венца 2-й передачи). Выньте веду­щий 1 (см. рис. 128), ведомый 35 и промежуточный 33 валы коробки передач. Съемником И801.32.000 спрессуйте ось 12 блока шестерен заднего хода.

Для этого рукоятку 2 (рис. 150) установите в крайнее правое положение, ключом вверните винт 1 в ось блока шестерен; затем заверните рукоятку 2 на винте 1 до полного снятия оси блока шестерен.

Выньте блок 14 шестерен (см. рис. 128), под­шипники 15 с проставочным кольцом и упорные шайбы 13.

Для разборки делителя передач: снимите крышку 6 смотрового люка (см. рис. 137), крышки под­шипников ведущего и промежуточного валов дели­теля; выньте ведущий вал 2 делителя, предвари­тельно развернув его лыской

на конусном кольце синхронизатора вниз к шестерне привода промежу­точного вала, выньте синхронизатор, расстопорите и выверните болты крепления упорной шайбой подшипника 12; выпрессуйте промежуточный вал 11

делителя из подшипника, выньте подшипник 12 из корпуса; выверните поданные болты крепления ста­кана заднего подшипника 10 промежуточного вала и снимите его вместе с подшипником; выньте проме­жуточный вал 11

делителя; расстопорите и вы­верните два болта крепления вилки переключения передач; выньте валик 13 с рычагом 16 и извлеките вилку 14 из картера делителя.

Для разборки ведомого вала коробки передач сни­мите стопорное кольцо 1 (см. рис. 132) и передний подшипник 2 ведомого вала, для этого используйте захват И801.30.200, установите его на подшипник и стяните

гайками 2 (рис. 151).

Рис. 151. Снятие переднего подшипника ведомого вала: 1 - захват И801.30.200; 2 - гайка; 3 - винт; 4 - траверса; 5 -наконечник; 6 - подшипник

Ввертывая винт 3 в траверсу 4 и упираясь наконечником 5 в торец вала, снимите подшипник, затем синхронизатор четвер­той, пятой передач, упорное кольцо 4 (см. рис. 132) шестерни четвертой передачи. Для этого необходимо

вывести замковую шпонку 21 из паза шайбы и повер­нуть ее до совпадения шлиц шайбы и вала; снимите шестерню 18 четвертой передачи с роликами 5 насып­ных подшипников; спрессуйте втулку 6 четвертой передачи,

извлеките замковую шпонку 21 с пружиной 19; снимите шестерню 7 и подшипник 8 третьей передачи, синхронизатор 9 второй и третьей передач; снимите упорную шайбу 15, шестерню 14 и подшип­ник первой передачи,

муфту 12 включения первой передачи и передачи заднего хода, спрессуйте шлице-вую втулку 13 первой передачи, снимите шестерню 11 и подшипник передачи заднего хода, спрессуйте втулку 17 передачи заднего хода;

снимите шестерню и подшипник второй передачи.

Для разборки верхней крышки коробки передач: отверните гайки и снимите опоры рычага переклю­чения передач, выньте стаканы 2 (см. рис 134), пружины 3 и шарики 5 фиксаторов; расшплинтуйте и выверните,
установочные, винты 4 (см. рис. 133) крепления вилок и головок штоков, выбейте три заглушки 1, выньте штоки переключения передач, выбейте заглушки замка штоков, выньте шарики 1 (см. рис. 134) из крышки и штифт 4
замкового устройства из среднего штока; отверните стакан пружины и выньте пружину 1 (см. рис. 135), предо­хранитель 2 и втулку предохранителя.

Сборку производите в последовательности, об­ратной разборке, учитывая следующие особенности:

при установке шестерен в коробку передач без их замены не разукомплектовывайте приработанные друг к другу шестерни;

при установке шестерен из числа запасных частей необходимо сопрягаемые шестерни скомп­лектовать по пятну контакта и уровню шума на зубообкатных станках. Расположение пятна кон­такта должно соответствовать

рис. 152. Желательно расположение пятна контакта в зоне делительной окружности.

Рис. 152. Расположение пятна контакта

При проверке пар шестерен на зубообкатных станках с торможением и без торможения ведомой шестерни шум должен быть ровным, низкого тона, без постукивания и скрежета. Шум высокого тона не допускается:

для установки заднего подшипника проме­жуточного вала со стаканом на вал, установленный в коробку передач и поджатый передней крышкой, используйте съемник И801.31.000. Для этого уста­новите на наконечник 4
(рис. 153) шайбу 8, про­пустите болты 9 через отверстия в стакане, вверните их в резьбовые отверстия на картере коробки пере­дач до упора. Упираясь шайбой 8 в подшипник, вворачивайте винт 6 в плиту 5 до полной установки
стакана с подшипником;
Рис. 153. Приспособление для установки заднего подшипника промежуточного вала: 1 - стакан; 2 - подшипник; 3 - упор; 4 - наконечник; 5 - плита; 6 - винт; 7, 9 - болты; 8 - шайба

при сборке ведомого вала обратите внимание на правильность установки втулок 6, 17 и 13 подшипни­ков (см. рис. 132). Отверстия на втулках должны быть совмещены с радиальными отверстиями на соотвествующих

шейкахведомого вала; при сборке насыпно­го подшипника шестерни четвертой передачи должно быть заложено 88 роликов в два ряда с установкой между рядами промежуточной втулки 20; при установ­ке переднего

подшипника 2 ведущего вала приставное кольцо должно быть установлено внутрь к торцу вала;

при напрессовке шестерни 3 (см. рис. 131) привода промежуточного вала коробки передач и шестерни промежуточного вала делителя их необ­ходимо нагреть до температуры 90 °С;

обратите внимание на исправность синхро­низаторов коробки передач и делителя. Статическое усилие вывода кареток из нейтрального положения должно быть для обоих синхронизаторов основной коробки 275...373 Н

(28...38 кгс), для синхронизатора делителя 589...687 Н (60...70 кгс). Блокирующие фаски картера и пальцев не должны иметь следов значительного износа.

После сборки ведомого вала коробки передач торцовые зазоры по ступицам шестерен первой, второй, третьей передач и передачи заднего хода должны быть в пределах 0,27...0,4 мм; по ступице шестерни четвертой передачи —

0,265 ... 0,515 мм. Торцовый зазор по ступице ведущей шестерни веду­щего вала делителя коробки передач должен быть в пределах 0,375...0,715 мм;

перед стыковкой делителя с коробкой передач отрегулируйте зазор между сухарем вилки пе­реключения передач делителя и кареткой синхро­низатора;

при установке крышек подшипников ведущих валов кробки передач и делителя, а также крышки ведомого вала обеспечьте минимальные люфты ва­лов подбором регулировочных прокладок, для этого: замерьте с

точностью 0,05 мм абсолютный размер а (рис. 154) от торца наружного кольца подшипника 6 до плоскости картера 4 при запрессованном до упора подшипнике 6.

Для крышек ведущих валов коробки передач моде­ли 14 и делителя для крышки ведомого вала коробки передач положите на привалочную поверхность крыш­ки 2 уплотнительную прокладку 3, замерьте с точно­стью 0,05 мм

размер b, определите необходимую суммарную толщину с регулировочных прокладок 1, которая должна быть меньше разности (b-с) на 0,2...0,4 мм. Подобрав нужное количество регулировочных прокладок, установите крышку.

Крышку ведущего вала основной коробки передач модели 15 устанавливайте без уплотнительных прокладок, при этом размер dот привалочной по­верхности крышки до регулировочных прокладок обеспечьте d=(а...а+0,1)
подбором количества регу­лировочных прокладок;

перед установкой крепежных деталей и крышек нанесите равномерным слоем уплотняющую компо­зицию Анатерем-4 и два-три витка сквозных резьбо­вых отверстий: картеров, а также нанесите ее непре­рывной полосой шириной

2...3 мм по контуру на обе стороны прокладок, передних крышек промежуточ­ного вала делителя коробки передач модели 15 и промежуточного вала коробки передач модели 14, задней крышки промежуточного вала основной

ко­робки передач, крышек люка отбора мощности и на прокладку картера делителя передач;

смажьте рабочие кромки уплотнительных ман­жет ведущего и ведомого валов, поверхности трения золотников крана переключения и возду­хораспределителя, клапана включения делителя, а также манжеты механизма

переключения передач делителя смазкой 158.

После сборки при вращении ведущего вала от руки валы и шестерни коробки передач должны свободно (без заеданий) вращаться как при нейтральном поло­жении рычага переключения передач, так и при любой включенной

передаче (независимо от вклю­ченной передачи в делителе коробки передач).

Фиксаторы штоков всех передач должны четко фиксировать штоки в нейтральном положении и в положении включенной передачи. Передача заднего хода и первая передача должны включаться только при отжатом

предохранителе заднего хода, установ­ленном в верхней крышке.

Одновременное включение двух передач и течь масла из коробки передач не допускаются.

При вращении вала вилки выключения сцеп­ления от руки муфта выключения сцепления должна свободно (без заеданий) перемещаться по всей дли­не направляющей крышки ведущего вала.

Проверьте на герметичность соединения возду­хопроводов пневмосистемы управления делителем, установленной на коробке передач модели 15, сжатым воздухом под давлением 588 кПa (6 кгс/см2), подведен­ным к

редукционному клапану; при этом используйте технологический кран управления делителем; в обоих положениях крана управления делителем и выжатом до упора (ход 6 мм) клапане включения делителя допускается падение

давления в воздушном баллоне не более 147 кПa (1,5 кгс/см2) в течение 40 с.

Отрегулируйте зацепление зубчатых муфт синх­ронизатора делителя.

Все отремонтированные и собранные коробки передач должны пройти испытания на специальном стенде.*

Испытательный стенд должен иметь следующее оборудование:

устройство, обеспечивающее два режима скорости вращения первичного вала: 1300 мин-1 и 2600 мин-1;

муфту сцепления, соединенную с ведущим валом коробки передач и выключаемую при переклю­чении передач. Момент инерции ведомых деталей сцепления не должен превышать 12,7 Н.м/cм2 (1,3кгс.м/см2);

* При отcyтствии стенда проведите испытание коробки передач на ненагруженном автомобиле на ровной местности. Порядок переключения передач и время движения на каждой передаче согласно табл. 20 для коробок передач модели 14 и табл. 22 — для коробок передач модели 15 при частоте враще­ния коленчатого вала двигателя 1400...1800 мин-1.

тормозное устройство, соединенное с ведомым валом и обеспечивающее тормозной момент 49,1 Н.м (5 кгс.м) для первой передачи и передачи заднего хода и 98,1...147 Н.м (10...15 кгс.м) для остальных передач;

устройство, обеспечивающее замер момента на ведомом валу;

пневматическую систему для переключения делителя (коробка передач модели 15). Давление воздуха в пневмосистеме должно быть 588...686 кПa (6...7 кгс/см2);

приборы для замера уровня шума.

Для смазывания коробки передач при испытаниях используйте моторное масло, подогретое до темпе­ратуры 85°С.

Испытания коробок передач проводите в двух режимах; без нагрузки и под нагрузкой. При ис­пытаниях без нагрузки проверяйте включение пе­редач, а для коробки передач модели 15 — работу делителя.

Режимы испытаний коробок передач при­ведены в таблицах 22... 25.

При испытаниях коробок передач проверьте:

легкость переключения передач. При пере­ключении второй, третьей, четвертой и пятой пере­дач скрежет не допускается. Передачу заднего хода и первую передачу включайте только при ос­тановленных валах;

момент на ведомом валу. При частоте вращения ведущего вала 2600 мин-1 момент на ведомом валу не должен превышать 9,81 Н.м (1 кгс.м);

самовыключение передач (не допускается);

наличие резких неравномерных стуков, сви­детельствующих о неисправностях узлов и деталей (не допускается);

уровень шума на расстоянии 0,25 мм от коробки передач в зоне блока шестерен заднего хода или в зоне делителя. При включенной высшей передаче в делителе и частоте вращения ведущего вала 2600 мин-1 шум

не должен превышать 105 dB.

Рис. 154. Регулирование осевого зазора валов коробки передач и делителя: 1 - прокладки регулировочные; 2 -крышка подшипников; 3 - прокладка уплотнительная; 4 -картер коробки передач или делителя; 5 - кольцо стопорное; 6 - подшипник регулировочного вала; а, b, с, d - размеры регулировочные

После испытаний слейте масло из коробок передач, когда оно еще горячее. Очищайте при этом магниты сливных пробок от металлических отложений.

При установке коробки передач на двигатель:

проверьте состояние ведущего вала с помощью контрольной шлицевой оправки высотой не менее 30 мм, которая должна свободно (без заеданий) перемещаться по шлицам вала, после чего смажьте

шлицевой конец тонким слоем смазки 158;

не допускайте резких ударов, а ведомые диски сцепления не нагружайте весом коробки передач или усилием грузоподъемного механизма во избежа­ние поломки сцепления и переднего подшипника

ведущего вала, расположенного в коленчатом вале;

после установки коробки передач проверьте полный ход муфты выключения сцепления, равный 35 ... 43 мм. Этому ходу соответствует перемещение рычага на 40 ... 50 мм, замеренное на радиусе 90 мм;

перед установкой дистанционного механизма смажьте рабочие поверхности головок и опоры тяг смазкой 158. Установите головки механизма и затя­ните стяжными болтами. Качание головок на

тягах не допускается. Уплотнительные чехлы головок тяг дистанционного механизма должны плотно охваты­вать посадочные поверхности. При переключении передач с помощью дистанционного

механизма за­едание тяг в опорах не допускается. Фиксаторы механизма переключения передач должны четко ощущаться как на нейтрали, так и на любой вклю­ченной передаче в коробке передач;

в коробку передач залейте масло ТСп-15К в количестве 12 л для коробки модели 15 и 8,5 л для коробки модели 14 и проведите трехкратную про­верку на пуск двигателя стартером. При этом сцеп­ление должно быть выключено;

— проверьте правильность монтажа сцепления и коробки передач на работающем двигателе при час­тоте вращения коленчатого вала 1800...2000 мин-1, проконтролировав:

1. Отсутствие заеданий деталей механизма вы­ключения сцепления.

2. Чистоту выключения сцепления. Для этого полностью выключите сцепление, обеспечив ход муфты выключения сцепления не более 12 мм. Это соответствует перемещению рычага на 16 мм, заме­ренному на радиусе 90 мм.

В этом положении первая передача и передача заднего хода должны включать­ся без скрежета, а при включенной прямой передаче ведомый вал не должен вращаться. Проверку повто­рите не менее трех раз.

3. Шумность работы коробки передач (резкий неравномерный шум и стук) не допускается.

4. Переключаемосгь передач в основной коробке. Переключение передач должно производиться при выключенном сцеплении без больших усилий и без заеданий, включение синхронизированных передач со скрежетом

не допускается. В коробке передач переключение передач производите на низшей и высшей передачах делителя.

5. Переключаемосгь передач делителя. Для этого подведите к редукционному клапану сжатый воздух под давлением 490...588 кПa (5...6 кгс/см2) и произ­ведите два-три переключения передач делителя, пос­ледовательно

переводя переключатель крана управ­ления в верхнее и нижнее положения и перемещая на 6 мм шток клапана включения делителя, предва­рительно выключив сцепление. Переключение пе­редач делителя должно

быть четкое, без задержки. Переключение передач делителя без выключения сцепления не допускается. При обоих положениях переключателя крана управления делителем про­верьте герметичность соединений и крана.

6. Отсутствие течи масла. Течь масла не допус­кается. Допускается образование масляных пятен без каплеобразования в местах сальниковых уплот­нений и установки сапунов.

Таблица 22Режим испытаний коробки передач. модели 14 без нагрузки

Частотавра­щения ведущего вала, мин-1

Включеннаяпередача

Времяиспы­таний, мин

1300 26002600

Нейтраль -»-Последовательноевключение передач ЗХ - 1 -2 - 3 - 4 - 5 - 4 - 3 - 2 - 1 - ЗХ

1,5

1,5

3

Таблица 23 Режим испытаний коробки передач. модели 14 под нагрузкой

Частота вра­щения ведущего вала,мин-1

Нагрузкана

ведомомвалу,

Н.м(кгс.м)

Включеннаяпередача

Время

испытаний,

мин

>49(5)

ЗХ

1

2600

98,1...147,1(10... 15)

2 3 45

1,5

Таблица 24Режим испытаний коробки передач модели 15 без нагрузки

Частота вра­щения веду­щеговала,

мин-1

Включеннаяпере­дача в основной коробке

Включеннаяпере­дача в делителе

Времяиспы­таний, мин

1300 2600 2600

2600

Нейтраль

Последовательное

включениепе­редач ЗХ - 1 - 2 - 3-4 - 5 - 4 - 3 - 2 - 1 -ЗХ

Высшая-»-Последовательное переключение де­лителя «низшая» - «высшая»(два-три раза) Высшая

1,5

1,5

1

3

Таблица 25 Режим испытаний коробки передач модели 15 под нагрузкой

Частота вращения ведущего вала,мин-1

Нагрузка на

ведомом

валу, Н.м

(кгс.м)

Включенная

передача в

основной

коробке

Включенная

передача в

делителе

Время испы­таний,мин

49(5)

ЗХ ЗХ

1 1

2 2

3 3 4 4

5 5

Высшая Низшая

-»-Высшая

-»-Низшая

Низшая Высшая

-»-Низшая

-»-Высшая

2600

98,1... 147,1 (10... 15)

1

СНЯТИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ С АВТОМОБИЛЯ И ЕЕ УСТАНОВКА

Для снятия коробки передач:

слейте масло из картера коробки передач. Наклони­те кабину, снимите щиты пола платформы для обеспе­чения доступа к коробке передач; отсоедините аккумуля­торные батареи от электрической

цепи, отсоединитевывод, соединяющий выключатель массы с рамой авто­мобиля (вывод находится на аккумуляторном ящике);отсоедините и выньте провод, соединяющий реле стар­тера с

выводом «+» аккумуляторной батареи.

Снимите шланг, соединяющий впускной трубопровод двигателя с соединительной трубой воздухоочистителя, отвернув гайки и вынув болты стяжных хомутов; разъе­дините штекерные соединения

тахометра, спидометра, розетки прицепа, датчика включения сигнала торможе­ния, фары заднего хода, датчиков указателей падения давления в ресиверах; отсоедините кронштейны креп­ления глушителя

к картеру делителя;

снимите пневмоусилитель гидропривода сцеп­ления;

отсоедините фланец-вилку карданного вала сред­него моста от фланца ведомого вала коробки передач, отвернув гайки болтов крепления, снимите пружин­ные шайбы и выньте болты; ослабьте стяжные

ленты и снимите соединительный шланг трубы эжектора; отсоедините воздухопроводы: от крана управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; отверните гайки болтов

кронштейна креп­ления ящика аккумуляторных батарей к раме и вынь­те болты (для автомобиля КамАЗ-5410);

ослабьте болты крепления передних опор сило­вого агрегата; отверните гайки болтов крепления задних опор двигателя и выньте болты;

выверните болты крепления балки поддер­живающей опоры к раме;

выверните болты крепления поддерживающей опоры коробки передач к поперечной балке;

вывесите силовой агрегат за рым-болты коробки передач; подложите деревянные бруски под переднюю и заднюю половины второй поперечины рамы и опустите силовой агрегат (толщина брусков

должна быть такой, чтобы при опускании силового агрегата кронштейны задних опор были выше подушек задних опор на 50 мм);

--- выверните стяжной болт рычага 16 (см. рис

126) передней тяги привода управления коробкой передач;

разъедините переднюю тягу с рычагом, снимите резиновый чехол, выньте шарик и пружину из шаро­вой головки наконечника рычага;

отсоедините три болта крепления воздухопроводов управления делителем от колодки со стороны двигате­ля, выверните болты крепления стартера;

установите цепные захваты подъемного при­способления за рым-болты на коробке передач, вы­верните болты крепления сцепления или картера де­лителя к картеру маховика двигателя; отведите короб­ку

передач назад до выхода ведущего вала из кожуха сцепления, снимите ее и установите на тележку.

Для установки коробки передач: перед стыковкой коробки передач с двигателем в полость переднего подшипника ведущего вала, расположенного в рас­точке коленчатого вала, заложите 15 г смазки 158;

поднимите коробку передач и установите ее на место, предварительно поставив муфту выключения сцепления, шланг для подвода смазки к нажимному подшипнику и оттяжные пружины.

Вверните болты крепления картера делителя или картера сцепления (модель 14) к картеру маховика двигателя. Вверните болты крепления стартера; под­соедините трубопроводы управления

делителем к соединительной колодке. Соедините переднюю тягу с рычагом, предварительно вставив шарик и пружину в шаровую головку рычага; вверните стяжной болт рычага передней тяги привода управления

механиз­мом передач. Отрегулируйте дистанционный привод управления механизмом переключения передач.

Вывесите силовой агрегат за рым-болты коробки передач.

Вверните болты крепления поддерживающей опо­ры коробки передач к поперечной балке, выньте деревянные бруски из-под второй поперечины рамы и опустите силовой агрегат на опоры;

вверните болты крепления балки поддерживающей опоры к раме; вставьте болты в отверстия задних опор си­лового агрегата, заверните самоконтрящиеся гайки.

Затяните болты крепления передних опор сило­вого агрегата.

Вставьте болты в отверстия кронштейна креп­ления ящика аккумуляторных батарей к раме, за­верните гайки (для автомобиля КамАЗ-5410).

Подсоедините воздухопроводы к крану управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; наденьте соединительный шланг трубы эжектора и закрепите его стяжными лентами.

Совместите отверстия фланца-вилки карданного вала среднего моста с отверстиями фланца ведомого вала коробки передач; вставьте в отверстия болты, наденьте пружинные шайбы, заверните гайки.

Уста­новите пневмоусилитель гидропривода сцепления.

Присоедините кронштейн крепления глушителя к картеру коробки передач, ввернув болты.

Соедините штекерные разъемы тахометра, спидометра, розетки полуприцепа, датчика включения сигнала тор­можения, фары заднего хода, датчиков указателей паде­ния давления в ресиверах: наденьте

шланг, соединяю­щий впускной трубопровод двигателя с соединительной трубой воздухоочистителя; наденьте стяжные хомуты и закрепите шланг, вставив в отверстия хомутов болты и затянув их

гайками; подсоедините провод, соединяю­щий реле стартера с выводом «+» аккумуляторной бата­реи; подсоедините вывод включения массы с рамой автомобиля (вывод находится на аккумуляторном

ящи­ке); соедините аккумуляторные батареи с электрической цепью автомобиля. Поставьте щиты пола.

Залейте масло в картер коробки передач. Опустите кабину.

Проверьте и при необходимости отрегулируйте свободный ход педали сцепления.