Назад

Технические характеристики КПП ZF

Техническая характеристика коробки передач 16S151

Рис. 71. Схема присоединения пневматического управления для делителя и демультипликатора.

] - бачок сцепления; 2 - педаль сцепления; 3 - рычаг переключения передач; 4 - датчик заднего хода; 5 - кла­пан включения демультипликатора; б - датчик нейтрали; 7 - датчик включения низшего диапазона демультип­ликатора; 8 - цилиндр переключения демультипликатора; 9 - датчик первой передачи; 10 - воздухораспредели­тель делителя; 11 - датчик включения низшего диапазона делителя; 12 - датчик включения высшей передачи; 13 - к рабочему цилиндру сцепления; 14 - клапан включения делителя; 15 - главный цилиндр сцепления.

Таблица 12.

Тип коробкипе­редач

Механическая шестнадцатиступенчатая, состоящаяиз основного че­тырехступенчатого редуктора, переднегодвухступенчатого делителя передач и демультипликатора

Макс, входнойкрутящий мо­мент.Н.м

1600/1850

Передаточные числа (в скобках для коробокпе­редач с высшей прямой переда­чей)

1-13,74(16,47)

2-11.54(13.79)

3-9,44(11,32)

4-7.93(9,48)

5-6,5(7,79)-

4 6 -5,46 (6,52)

7-4,57(5,48)

8-3,84(4,58)

9 - 3.01 (3,59)

10-2,53(3,01)

11-2,07(2,47)

12-1,74(2,07)

13-1,42(1,70)

14-1,2(1,42)

15-1,0(1,20)

16-0,84(1,00)

3X1-12,86(15,42)

ЗХ 2 - 10,8 (12,91)

Подшипники ва­лов:

Роликовые конические

Подшипники шестерен

Роликовые игольчатые с сепараторами безколец

Синхронизаторы

Инерционного типа, муфтовые со стальнымифрикционными кольца­ми, покрытыми молибденом

Шестерни

С косыми зубьями, постоянногозацепления

Привод тахографа

Бесконтактный, индуктор 6 выступов

Системасмазы­вания

Все детали смазываются разбрызгиванием,подшипники шестерен ко­робки передач, делителя и демультипликатораимеют, кроме того, до­полнительную подпитку от масляногонасоса

Отбормощности

Сзади от торца промежуточного вала основногоредуктора

Управлениеко-

робкойпередач

Механическое, сдистанционным приводом для основного редуктора

(возможен вариант ссервоусилителем), пневматическое преселектор-

ное для делителя,пневматическое для демультипликатора

Усилие на рычагепереключения

передач, Н(кгс).

не более

150(15)

Коробка передач состоит из следующих основных узлов: основного четырехступен­чатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя пере­дача - зубчатой муфтой. Демультипликатор - планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана муфтовым синхронизатором при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.

Делитель передач — механический, состоит из одной пары цилиндрических шесте­рен и синхронизатора. Управление делителем пневматическое.

Включение передач

Включение передач производится механически, через двойное Н-включение. Оно де­лится на 5 находящихся рядом друг с другом дорожек. На дорожках 3-4 или 5-6 находится

нейтральное положение рычага.

Рис. 72. Схема включения передач.

а - низший диапазон демультипликатора; b- высший диапазон демультипликатора.

Пружинные фиксаторы постоянно прижимают рычаг к нейтральному положению. Пневматическое переключение демультипликатора происходит автоматически при переме­щении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.

Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением переклю­чателя пневматического крана, установленного в рукоятке рычага переключения передач, в положение В или Н Передача в делителе переключается после нажатия на педаль сцепления. Смотря по условиям использования транспортного средства, можно на любой передаче поль­зоваться делителем.

Сервоусилитель

Сервоусилитель состоит из управляющего блока и двухпозиционного цилиндра. Включение передач в коробке передач производится как было описано выше, только с пнев­матическом усилением.

Преимущество: снижение усилия переключения передач.

Длительное включение передач с высокой ручной силой способствует повышенному износу синхронизаторов.

Коробка передач в зависимости от модели автомобиля может быть укомплектована коробкой отбора мощности.

Рис. 73. Сервоусилитель

ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

При соблюдении следующих указаний по эксплуатации гарантируется экономия топ­лива и бесперебойный режим движения:

Ездить следует в среднем диапазоне числа оборотов двигателя (рис.74)

Использовать наиболее высокую передачу

Рис.74. Средний диапазон числа оборотов двигателя

Завести двигатель и тронуться

Поставить на стояночный тормоз (препятствует самопроизвольному движению
автомобиля)

. Включить нейтраль в коробке передач

Завести двигатель

Включить передачу (предпочтительно первую, чтобы беречь сцепление)

Снять со стояночного тормоза и плавно выжать сцепление


ОСТОРОЖНО:
Включение передач при не полностью выключенном сцеплении приводит к ускоренному износу синхронизаторов коробки передач.

ОПАСНО:

Если вы оставляете свой автомобиль с заведенным двигателем, необходимо по­ставить его на стояночный тормоз. Это препятствует самопроизвольному движению автомо­биля.

Запрещается заводить двигатель при поднятой кабине

Коробки передач Ecosplit - ZFсинхронизированы. Синхронизатор делает смену передач быстрой, безопасной и бесшумной:

Без двойного нажатия на сцепление при переключении передач на более высокие.

Без промежуточной подачи газа и двойного выжима сцепления при переключении с высших передач на низшие.

Рис. 75. Схема переключений коробки передач

В схеме (рис.72) включения передач Н на дорожках включения 3-4 передач (пониженная передача демультипликатора) и 5-6 (прямая передача демультипликатора) находится ней­тральное положение (состояние холостого хода).

Для выбора дорожек 1-2 или 7-8 передач надо перевести рычаг в соответствующее по­ложение преодолев усилие пружины и при включении удерживать его в этом положении. Переход из положения пониженной передачи демультипликатора в положение прямой пере­дачи демультипликатора и обратно разделен более мощным пружинным фиксатором.

Включение задней передачи блокируется дополнительным фиксатором и требует повы­шенного усилия.

Переключение передач

Рычаг переключения вести плавно, без больших усилий и с разжатой рукой как показано на рис. 5.

При включении передачи следует удержать рычаг от давления, пока синхрониза­тор выполняет процесс переключения.

Смена дорожек 3-4 передач в 5-6 передачу или наоборот производится коротким полчком ладони рычага и плавным его продвижением в желаемую передачу.

УКАЗАНИЕ:

Переключение производите плавно, чтобы сделать усилия минимальными. Это осо­бенно важно при еще холодном трансмиссионном масле.

Если рабочая температура коробки передач еще не достигла нормы, то переключение требует повышенного усилия.

Рис. 76. Переключение передач

Правильно переключайте передачи:

1-2-3-4 - низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);

5-6-7-8 - высшие передачи (высший диапазон демультипликатора). При замедлении переключать передачи только последовательно: 8-7-6-5-4-3-2-1. При движении всегда держите передачу включенной.

Строго воспрещается:

- переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший при скорости более 30 км/ч;

-двигаться накатом и на спуске при нейтральном положении пычага переключения пе­редач.

ОСТОРОЖНО:

Передачу заднего хода включать при стоящем автомобиле и при холостых оборотах двигателя.

Во избежание повреждения коробки передач и двигателя включайте сначала близ­стоящую низшую передачу, если при торможении обороты двигателя достигли минимума на этой передаче.

Включение коробки отбора мощности.

Коробку отбора мощности включать и выключать только на стоящем автомобиле.

ОСТОРОЖНО:

При долговременной стоянке автомобиля (например, стоянка на ночь) коробка отбора мощности должна быть выключена. Паркование:

Переключить коробку передач в низшее положение демультипликатора (1-4 пе­редачи)

Поставить на стояночный тормоз.

Для дополнительной безопасности включить передачу:
Если автомобиль стоит в гору - передачу переднего хода;

с горы - передачу заднего хода.

Буксировка (с целью пуска двигателя):

Завести двигатель путем буксировки при прямой передаче демультипликатора (5-8 пе­редачи).

Буксировка (неисправного автомобиля):

Буксировка возможна только при следующих условиях: нейтральное положение коробки передач при прямой передаче демуль­типликатора (дорожка 5-6 или 7-8 передач). Расстояние буксирования не более 100 км. Максимально допустимая скорость не более 20 км/ч.

ОСТОРОЖНО:

Если одно из названных условий не будет выполнено, карданный ват должен быть отсо­единен от заднего моста.

При подозрении на повреждение коробки передач карданный вал должен быть отсоеди­нен от заднего моста.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ:

Неполадки при смене положений демультипликатора (например, дорожек 3-4 передач в 5-6 передачу или наоборот) могут иметь следующие причины:

повреждение в пневматической системе.

Включающий клапан или включающий цилиндр демультипликатора с дефектами
(конденсат или загрязнения).

УКАЗАНИЕ:

Продолжение движения возможно лишь тогда, когда включен низший диапазон демультипликатора (1-4 передачи).

Если прямая передача демультипликатора остается включенной, то можно букси­ровать автомобиль.

Эксплуатация автомобиля при низкой температуре:

Коробка передач заполняется маслом согласно химмотологической карте. Коробка пере­дач может работать при внешней температуре до -30°С. Необходимо учитывать следующие пункты:

при внешней температуре до -20°С

после запуска двигателя необходим период для прогрева коробки передач. Прогрев трансмиссионного масла должен проводится с частичной (неполной) нагрузкой при низком числе оборотов.

при внешней температуре до -30°С

перед запуском двигателя необходимо прогреть коробку передач теплым воздухом. Так­же надо обратить внимание на то, что температура в коробке передач не должна превышать 150°С.

ОСТОРОЖНО:

Не допускается прогревать коробку открытым пламенем!

Использование автомобиля при продолжительной температуре между 0 и - 60°С.

Коробка передач должна снабжаться маслами, соответствующими техническим требова­ниям и списку масел рекомендованных фирмой ZF.

Стоянка автомобиля при низкой температуре.

При внешней температуре ниже 0°С следует учитывать, что в коробке передач включен низший диапазон демультипликатора (рычаг переключения в положении 1 передачи или в нейтральном положении дорожки 3-4).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Регулярное обслуживание повышает надежность в работе коробки передач. Особенно важно соблюдение интервалов между техосмотрами.

Трансмиссионное масло

Сорт масла

УКАЗАНИЕ

Для заполнения коробки передач допускаются только те масла, которые соответству­ют списку смазок фирмы ZF.

Количество заполняемого масла

Необходимое количество масла показано на фирменной табличке, прикрепленной к коробке передач.

- При первом заполнении, -11л

- При смене масла, -8 л

- Количество заполняющего масла при нормальной установке (наклон 0 - 3°).

Интервал смены масла

По максимуму По минимуму

Через 90 000 км ежегодно

При использовании настроительных пло­щадках, в тяжелых итропических условиях

45 000км или при длине пробега1000 ра­бочих часов, минимум одинраз в год

У

Смена масла

Рис. 77. Слив старого масла

ОСТОРОЖНО

Не допускать попадания масла в землю, воду или канализацию. Не допускать утечки масла из соответствующей емкости.

УКАЗАНИЕ

Смену масла производить после поездки, пока оно находится в горячем состоянии.

ОПАСНО

Прикосновение как к коробке передач, так и к трансмиссионному маслу может привести к ожогам.

Открутить сливные пробки (рис. 77) и перелить старое масло в соответствующую емкость.

Очистить сливные пробки с магнитом, заменить прокладку и закрутить с момен-

том 60 Н.м.

Рис. 78. Заполнение маслом

Залить масло через маслоналивное отверстие (рис. 78)

Уровень масла в норме, когда масло достигает нижнего края отверстия или выли­вается из него.

Контроль уровня масла

ОПАСНО

Недостаточное количество масла в коробке передач приводит к повреждению короб­ки.

Регулярно проверяйте уровень масла в коробке передач:

Проверка уровня масла производится на автомобиле, стоящем на горизонтальной площадке.

Проверка уровня масла производится тогда, когда масло охлаждено (менее 40°С).

Проверка сцепления

Чтобы гарантировать продолжительную службу и работоспособность синхронизато­ров, необходимо безупречное функционирование сцепления.

Работа сцепления должна проверяться следующим образом:

На холостых оборотах двигателя выжать сцепление;

Не более чем через 20 сек. медленно включить заднюю передач).

Если будет замечен «скрежет» зубчатых муфт, то необходимо отрегулировать сцепле­ние или произвести его проверку.

Рис. 79. Установка клапана выключения под недаль сцепления.

Л - сцепление включено; b- сцепление полностью выключено; с - переходный участок; d- жесткий упор. 1 -главный цилиндр сцепления; 2 - клапан включения делителя: 3 - из ресивера;

4 - к воздухораспределителю делителя; 5 - к рабочему цилиндру сцепления.

Прежде чем делитель будет включен через выключающий клапан, сцепление должно быть полностью разомкнуто.

ОСТОРОЖНО

В случае неправильной установки выключающего клапана существует угроза разру­шения синхронизатора при переключении передач делителя.

Проверка

Отрегулировать сцепление

Установить регулировочный винт на педаль сцепления так. чтобы клапан откры­вался и закрывался на участке (с).

В положении (Ь) сцепление полностью разомкнуто. В этом положении педали за­зор между клапаном и упорным винтом должен быть не менее 1 мм.

Вентиляция коробки передач

Из-за нагревания масла при движении автомобиля внутри коробки передач образуется повышенное давление. Для снижения этого давления на верху коробки передач установлен сапун. Сапун всегда должен находится в чистоте.

Рис. 80. Сапун

Обслуживание пневматической установки.

В каждой пневматической установке образуется конденсационная влага. Чтобы кон­денсат и ржавчина не попадали из ресивера в клапаны и пневмоцилиндры, необходим

регу­лярный техосмотр пневматической системы. Ресивера необходимо обезвоживать еженедель­но, а зимой ежедневно.

УКАЗАНИЕ

Вместе с ресиверами влагу нужно удалять также и из фильтров с помощью водоотде­лителя, если он не работает автоматически.

Заводская табличка

Заводская табличка находится на верхней стороне коробки передач.

При контрольных запросах или при ремонте необходимы следующие позиции, кото­рые даются в табличке:

1. номер коробки передач по спецификации

2. тип коробки передач

3.серийный номер коробки передач

Рис. 81.Заводская табличка