Назад

Общие сведения

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Настоящее Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему ремонту распространяется на автобусные среднепольные КАМАЗ-5297и полунизкополъные шасси КАМАЗ-5297-90,поставляемые под комплектацию автобусными кузовами.

Шасси, изготавливаемые в климатическом исполнении “У”по ГОСТ 15150-69 (районы и страны с умеренным климатом), рассчитаны на эксплуатацию в составе автобуса при температурах окружающего воздуха от минус 45 °С до плюс 40 °С и относительной влажности воздуха до 75 % при температуре плюс 15 °С.

Шасси (среднепольные), изготавливаемые в климатическом исполнении “Т”по ГОСТ 15150-69 (районы и страны с тропическим сухим и влажным климатом), рассчитаны на эксплуатацию в составе автобуса при температурах окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 45 °С и относительной влажности воздуха до 80 % при температуре плюс 27 °С.

Автобусное шасси КАМАЗ-5297-90 (полунизкополъное: высота пола в районе первой и второй дверей автобуса - 360 мм от земли; в районе задней двери - 920 мм) представляет собой комплект агрегатов и их систем, собранных на каркасе основания (см. рисунки - Габаритные размеры шасси КАМАЗ-5297-90).

Автобусы, изготовленные на базе шасси КАМАЗ-5297 с колесной формулой 4x2, предназначены для перевозки пассажиров на городских, пригородных и междугородных маршрутах по дорогам I, II и III категорий условий эксплуатации, приведенных в таблице 4 настоящего Руководства и «Сервисной книжке по обслуживанию автобусов на базе шасси КАМАЗ», с допускаемой осевой нагрузкой 130 кН (13 тс) при запыленности воздуха до 1,0 г/м3, скорости ветра до 20 м/с в районах, расположенных на высоте не более 3000 м над уровнем моря, при соответствующем изменении тягово-динамических характеристик, свойств и топливной экономичности.

Автобусы, изготовленные на базе среднепольных автобусных шасси КАМАЗ, укомплектованных силовыми агрегатами с двигателями:

- ф. “CUMMINS” или модели 740.65-240 (КАМАЗ) с гидромеханическими передачами (ГМП) ф. “VOITH”(или автоматическими коробками передач (АКП) мод. “ZF-ЕСОМАТ” ф. “ZF”), предназначены для перевозки пассажиров на городских маршрутах;

- ф. “CUMMINS” или модели 740.65-240 (КАМАЗ) со сцеплением мод. MFZ 430 (фирмы "SACHS”) и механическими коробками передач мод. 6S-1200 ВО” (ф. “ZF”) предназначены для перевозки пассажиров на городских маршрутах;

- ф. “CUMMINS” или мод. 740.62-280 (КАМАЗ) со сцеплением мод. MFZ 430 (фирмы "SACHS") и механическими коробками передач мод. 6S-1200 ВО” (ф. “ZF”) предназначены для перевозки пассажиров на междугородных маршрутах пригородного сообщения и дальнего следования.

Автобусы, изготовленные на базе полунизкопольных автобусных шасси КАМАЗ-5297-90, укомплектованных силовыми агрегатами с двигателями:

- ф. “CUMMINS” или модели 740.65-240 (КАМАЗ) с гидромеханическими передачами (ГМП) ф. “VOITH”(или автоматическими коробками передач (АКП) “ZF-ECOMAT” ф. “ZF"), предназначены для перевозки пассажиров на городских маршрутах;

- ф.CUMMINS” или модели 740.62-280 (КАМАЗ) со сцеплением мод. MFZ 430 (фирмы "SACHS") и механическими коробками передач мод. “6S-1200 ВО” (ф. “ZF”) предназначены для перевозки пассажиров на междугородных маршрутах пригородного сообщения и дальнего следования.

МАРКИРОВАНИЕ АВТОБУСНЫХ ШАССИ И ДВИГАТЕЛЕЙ

Шасси (двигатель) маркируются по ОСТ 37.001.269-96 как составная часть транспортного средства.

На балке каркаса основания шасси, расположенной за запасным колесом (доступ со стороны люка для запасного колеса - для шасси КАМАЗ-5297), и на балке каркаса шасси в отсеке расположения АКБ - для шасси КАМАЗ-5297-90, прикреплена заводская табличка, содержащая:

- описательную часть (VDS, шесть знаков), состоящую из условного кода модели шасси;

- указательную часть (VIS, восемь знаков), состоящую из кода года выпуска (один знак) и порядкового производственного номера шасси (семь знаков).

Внимание. Двигатели ф. “CUMMINS”, автоматические коробки передач ГМП (ф. “VOITH”) и АКП - “ZF-ECOMAT 4”, а также коробки передач с механическим приводом фирмы “ZF” имеют свои заводские таблички.

Каждый двигатель модели «КАМАЗ» имеет маркировку, которая наносится ударным способом на блоке цилиндров с левой стороны между стяжными болтами первой и второй коренных опор двигателя.

Маркировка двигателя содержит:

- код базовой модели (три знака);

- код модификации базовой модели (три знака);

- код года изготовления (один знак);

- порядковый номер (семь знаков).

Заводская табличка,прикрепленная к блоку цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя, содержит:

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- условное обозначение модели двигателя, состоящее из десяти знаков - например, 740.65-240 (наносится ударным или фотохимическим способом).

Для двигателей, прошедших сертификацию,на заводскую табличку наносится «Знак официального утверждения» (в соответствии с Правилами № 49-02В или № 49(1)-04 ЕЭК ООН) или «Знак соответствия» (по ГОСТ Р 50460-92).

Маркирование и пломбирование ТНВД двигателей мод. «КАМАЗ» уровня EURO 3 (с электронным регулятором):

1) с V-образным ТНВД (ОАО «ЯЗДА») -модель и дата выпуска ТНВД выбиты на табличке, прикрепленной к корпусу насоса с левой стороны. Заводской номер ТНВД выбит на заднем торце корпуса насоса с правой стороны.

На ТНВД в сборе установлены три пломбыпредприятия - изготовителя:

- на обе крышки секций ТНВД (две пломбы);

- на болт верхней крышки регулятора и винт задней крышки регулятора (одна пломба).

2) с рядным ТНВД (фирмы «BOSCH») - модель, дата выпуска и заводской номер ТНВД выбиты на табличке, прикрепленной к корпусу насоса.

Пломбирование особо ответственных соединений ТНВД выполнено нанесением краски

- желтой:

- на секции ТНВД, краска пломбировочная нанесена только с одной стороны (восемь гаек);

- на заглушку окна определения геометрического начала подачи топлива;

- на фиксатор направляющей рейки;

- на фиксатор кулачкового вала ТНВД;

- голубой:

- на топливоподкачивающий насос;

- на заглушку корпуса ТНВД;

- на болты крепления указателя геометрического начала подачи топлива восьмой секцией ТНВД (две пломбы).

Специальная пластмассовая пломба установлена на корпус электронного регулятора.

Внимание. В гарантийный период эксплуатации двигателя нарушение пломбировки не допускается! Категорически запрещается снятие пломб!

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОБУСНЫХ ШАССИ КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90

Техническая характеристика и габаритные размеры автобусных шассиприведены:

- в таблицах 1 и 2 я на рисунках 1 и 2 - Габаритные размеры шасси КАМАЗ;

- расположение органов управления и контрольно-измерительных приборов на шасси (расположение панели щитка приборов на шасси - технологическое)на рисунках 3 и 4 - Панель щитка приборов и Комбинированный переключатель.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА автобусных шасси КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90

Таблица 1 - Краткая техническая характеристика полунизкопольных автобусных шасси КАМАЗ-5297-90

{отличительные данные от шасси КАМАЗ-5297см. таблицу 2)

Модель двигателя

740.65-240 | 740.62-280

ф. «CUMMINS»

Масса снаряженного шасси кг

6200

5950

Распределение массы снаряженного шасси на дорогу, кг:

- через шины передней оси

- через шины заднего моста

1710

4490

1800

4150

Габаритные размеры шасси, мм

См. рисунки 1,а и 2

Вместимость топливного бака, л

200 **

Примечания:

1) **- на междугородных автобусах дальнего следования - 290 л;

2) Комплектации шасси с двигателями ф. “CUMMINS" и мод. 740.62-280 (КАМАЗ) с коробкой передач мод. “6S-1200 ВО" (ф. “ZF”) — для междугородных автобусов дальнего следования.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА автобусных шасси КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90 (продолжение)

Таблица 2 - Краткая техническая характеристика автобусных шасси КАМАЗ-5297

Модель двигателя

740.65-240 | 740.62-280

ф. «CUMMINS»

Масса снаряженного шасси1, кг

5900

5650

Распределение массы снаряженного шасси на дорогу, кг:

- через шины передней оси

- через шины заднего моста

1520

4380

1610

4040

Полная масса автобуса2 *, кг:

городского исполнения (Iкласс)

18000

междугородного исполнения (II класс) пригородного сообщения и дальнего следования

16900

Распределение полной массы на дорогу, кг, автобуса городского исполнения (I класс):

- через шины передней оси

- через шины заднего моста

6420

11580

Распределение полной массы на дорогу, кг, автобуса междугородного исполнения пригородного сообщения и дальнего следования (II класс):

- через шины передней оси

- через шины заднего моста

6000

10900

Максимальная скорость автобуса при полной массе на высшей передаче, км/ч:

- городского исполнения (I класс)

- междугородного исполнения (II класс)

70

90

Габаритные размеры шасси, мм

См. рисунки 1 и 2

Вместимость топливного бака, л

250 **

Примечания:

1) * Параметры масс приведены для автобуса, изготовленного на базе шасси КАМАЗ.

Допустимое отклонение массы при ее распределении на дорогу +3 % при допустимом отклонении снаряженной массы шасси (автобуса) +3 %. Нижний предел отклонения снаряженной массы при ее распределении на дорогу не ограничивается.

2) 1 К массе снаряженного шасси относятся собственная масса шасси, массы заправляемых топлива, масла, охлаждающей жидкости и специальных жидкостей, массы запасного колеса, водительского инструмента, обязательного оборудования и принадлежностей, прикладываемых к шасси.

3) 2 К полной массе автобуса относится масса снаряженного автобуса, экипажа из одного человека и масса пассажиров, количество которых определяется правилами № 36 ЕЭК ООН.

4) ** Вместимость топливного бака междугородного автобуса дальнего следования - 290 л.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ АВТОБУСНЫХ ШАССИ КАМАЗ

Рисунок 1 - Габаритные размеры шасси КАМАЗ-5297 (с двигателем EURO 3): 1 - рабочее место водителя; 2 - каркас основания шасси; 3 - задняя подвеска; 4 - шумозащитный экран; 5 - установка системы газотурбинного наддува и охлаждения наддувочного воздуха; 6 - радиатор; 7 - расширительный бачок; 8, 19 - буксирные вилки; 9 - воздухоочиститель; 10 - глушитель системы выпуска отработавших газов; 11 - двигатель .мод.

КАМАЗ; 12 - коробка передач с тросовым приводом; 13 - карданная передача; 14 - АКБ; 15 - ресиверы; 16 - запасное колесо; 17 - передняя ось; 18 - передняя подвеска; 20 - топливозаборник с подогревом; 21 - топливный бак; 22 - задний мост; 23 - установка подогревателя

Рисунок 1, а - Габаритные размеры шасси КАМАЗ-5297-90 {полунизкопольное, с двигателем ф. “CUMMINS” и ГМП ф. “VOITH”): 1 - рулевое управление; 2 - сиденье водителя; 3, 4, 8 - модули каркаса шасси; 5 - топливный бак; 6 - задняя подвеска; 7 - шумозащитный экран; 9 - установка системы газотурбинного наддува и ОНВ; 10 - установка щитка дистанционным управлением двигателем; 11 - бачок насоса ГУР; 12, 20 - кронштейны под буксирные устройства; 13 - установка системы выпуска отработавших газов; 14 - ГМП; 15 - карданная передача; 16 - ресиверы; 17 - АКБ; 18 - передняя ось; 19 - передняя подвеска; 21 - щиток приборов; 22 - задний мост; 23 - установка подогревателя; 24 - установка системы охлаждения; 25 - двигатель ф. “CUMMINS"', 26 - установка системы питания двигателя воздухом

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ АВТОБУСНЫХ ШАССИ КАМАЗ

Рисунок 2 - Варианты исполнения шасси КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90 (с двигателями EURO 3): 1 - АКП “ZF-ECOMAT” (или ГМП ф. “VOITH”); 2 - двигатель ф. “CUMMINS”; 3 - ГМП фирмы “VOITH” (или АКП “ZF-ECOMAT”); 4 - двигатель мод. КАМАЗ (EURO 3); 5 - коробка передач мод. “6S-1200 ВО” (фирмы “ZF”) с тросовым приводом; остальное - см. рисунки 1

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

При проведении технического обслуживания, ремонтных работ и перед эксплуатацией автобуса нужно внимательно изучить настоящее Руководство, а также Руководства и Инструкции по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию: автоматических и механических коробок передач ф. «ZF» (Германия) (см. Приложения П и С), а также тросового привода ф. “MORSE TELEFLEX” (Инструкция прикладывается к шасси в ЗИП при установке); ПГУ фирмы «WABCO» (см. Приложение Н); передней оси ф. «ZF» (см. Приложение 7); заднего моста фирмы «MADARA» и «RABA» (см. Приложения У, Ф, Ц); рулевого механизма ф. «RBL», Германия (или ф. «РРТ», Югославия) (см. Приложения Ш, Щ) и ЕМП фирмы «VOITH» (Руководство по эксплуатации фирмы прикладывается к шасси в ЗИП при установке), применяемых на автобусах в зависимости от их комплектаций, и соблюдать изложенные в них рекомендации.

Новый автобус необходимо в семидневный срок со дня получения поставить на учет в автоцентре КАМАЗа. Это обеспечивает техническую консультацию по эксплуатации и обслуживанию шасси автобуса, снабжение запасными частями и его гарантийное обслуживание.

Для обеспечения безупречной работы шасси автобуса следует применять запасные части только заводского изготовления. Установку различного оборудования и механизмов на шасси следует согласовать с разработчиком и держателем конструкторской документации - с НТЦ ОАО «КАМАЗ». В противном случае шасси автобуса не подлежит гарантийному обслуживанию.

Для начального периода эксплуатации нового автобуса установлен пробег 1000 км, во время которого надо соблюдать требования, указанные в разделе«Эксплуатация нового автобуса».

При эксплуатации автобуса необходимо применять марки топлива, смазочных и эксплуатационных материалов в соответствии с рекомендациями настоящего Руководства.

Применяйте на двигателе топливную аппаратуру, предусмотренную конструкцией данной модели двигателя.

Для предотвращения возникновения трещин в бобышках под болты крепления головок цилиндров необходимо предохранять резьбовые отверстия под болты от попадания жидкости или загрязнений при разборке двигателя, особенно перед установкой головок цилиндров.

Периодически проверяйте наличие конденсата в конденсационном и остальных ресиверах. Появление конденсата в ресиверах указывает на неисправность компрессора и необходимость замены патрона осушителя (один раз в год).

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К работе на автобусе допускаются только специально обученные водители.

Запрещается заезжать на заправочную станцию с работающим жидкостным подогревателем.

На автобусе должны постоянно находиться готовые к применению два огнетушителя - один в кабине водителя и один в салоне. Следите за тем, чтобы огнетушители всегда были в рабочем состоянии (соответствовали сроку годности и не имели видимых повреждений).

У водителя должна иметься аптечка с набором средств для экстренной медицинской помощи.

Запрещается эксплуатация автобуса, если количество масла в двигателе, коробке передач (ГМП или АКП), картерах передач ведущего моста и в приводе рулевого управления ниже минимально допустимого уровня.

Запрещается эксплуатация автобуса с неисправным гидроусилителем рулевого управления. Допускается непродолжительное движение автобуса с неисправным гидроусилителем только до гаража без пассажиров со скоростью не более 40 км/ч.

Запрещается эксплуатация автобуса с шинами, которые по размеру, индексу нагрузки и индексу скорости не соответствуют данным, приведенным в таблице «Техническая характеристика колес и шин».

Запрещается эксплуатация автобуса, если на колесах одной из его осей установлены шины с различным рисунком протектора (при установке шин импортного производства необходимо обращать внимание на направленность рисунка протектора шин).

При длительном хранении автобуса необходимо обесточить цепь питания подогревателя мод. 141.8106-10 и 143.8106-02, вынув из предохранителей ПР119Б-01 и 14.3722 плавкие вставки (10А и 25А) в аккумуляторном отсеке.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ при эксплуатации

Все неисправности, обнаруженные при осмотре шасси автобуса, должны быть устранены.

После запуска двигателя уровня EURO 3 с электронной системой управления

(ЭСУД) необходимо проверить его работу по контрольным приборам. Состояние электронной системы управления двигателем контролируется лампой диагностики «CHECK ENGINE» (неисправность двигателя), расположенной на кронштейне управления и индикации двигателя. При включении зажигания лампа диагностики должна загореться и погаснуть после пуска двигателя. Если лампа не загорится или горит постоянно (или она загорается при работе двигателя), в системе управления двигателем возникла неисправность. Проверить двигатель сканер-тестером АСКАН-10 и принять меры для устранения неисправности.

Не разрешается прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.

Помните, что охлаждающая жидкость «Тосол», применяемая в системе охлаждения двигателя, и жидкость «Томь» (или «Нева»), используемая в механизме привода сцепления, ядовиты; обращайтесь с ними осторожно во избежание отравления при попадании внутрь организма. Пары охлаждающей жидкости взрывоопасны.

При эксплуатации автобуса необходимо использовать эксплуатационные материалы, указанные в химмотологической карте завода-изготовителя (см. Приложения А, Б).

Не допускайте при заправке системы охлаждения и отопления автобусов НЕФАЗ применения охлаждающх жидкостей разных марок и производителей, а также жидкости, не соответствующей химмотологической карте (см. Приложение А),для предотвращения коррозии элементов системы.

При каждом ТО-10000 и ТО-30000 проверяйте плотность жидкости и производите контроль проб ОЖ из системы отопления на соответствие требованиям ТУ (по щелочности и водородному показателю) с отметкой в Сервисной книжке, прикладываемой к автобусу. При несоответствии - замените охлаждающую жидкость. При несоблюдении указанных требований претензии по выходу из строя из-за коррозии элементов системы отопления заводом-производителем автобусов рассматриваться не будут.

Содержите в чистоте и исправности двигатель и предпусковой подогреватель, т.к. замасливание картера двигателя и течь топлива могут явиться причиной возникновения пожара. В целях пожарной безопасности не допусается наличие посторонних предметов (пластиковых емкостей, ветоши и т.д.) в мотоотсеке автобуса (шасси), а также наличие потертостей или разрушений изоляции электропроводов.

Нельзя производить смазочные и очистительные работы работающего двигателя. В случае воспламенения дизельного топлива, пламя следует засыпать землей, песком или накрыть его войлоком или брезентом, использовать огнетушитель.

Категорически запрещается заливать горящее топливо водой.

Открывать пробку расширительного бачка перегретого двигателя следует осторожно во избежание ожога рук паром. Пары охлаждающей жидкости взрывоопасны.

Нельзя разбирать на шасси (автобусе) пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер во избежание несчастных случаев. Разборку следует производить в мастерской, используя специальные приспособления.

Нельзя работать под автобусом (шасси), если он поднят домкратом, без подставки.

Нельзя держать руки в зоне вращения крыльчатки, т.к. вентилятор может включиться автоматически в любое время.

При торможении вспомогательной тормозной системой нельзя переключать передачи в коробках передач.

Не выключайте двигатель при движении накатом, т.к. при этом выключаются компрессор пневмопривода тормозной системы и рулевой гидроусилитель.

Обращайте внимание на крепление реактивных штанг передней и задней подвески. Эксплуатация автобуса с ослабленным креплением реактивных штанг не допускается. При регулировании реактивных штанг задней подвески резьба на наконечниках не должна выступать более 20 мм из трубы штанги.

При резких поворотах рулевого колеса влево - вправо при положении передних колес, соответствующем прямолинейному движению автобуса, возможен незначительный стук в рулевом механизме фирмы “РРТ”, который является следствием работы клапанного поршня и не влияет на надежность и люфт рулевого привода.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ при пуске двигателя, трогании с места, движении и на стоянке

При пуске двигателя соблюдайте меры предосторожности: убедитесь, что шасси (автобус) заторможено стояночной тормозной системой, а рычаг переключения передач находится в нейтральном положении (на контроллере нажата клавиша «N» (нейтраль) - для автобусов с ГМП или АКП - “ZF-ECOMAT”).

Перед пользованием предпусковым подогревателем ознакомьтесь с разделом «Работа подогревателя» (или прилагаемым к шасси Руководством по эксплуатации подогревателя ф. “WEBACTO”). Не разрешается прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.

Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с. Повторно пускать двигатель стартером можно только после перерыва (1-2) мин.

Если при пуске двигателя в условиях отрицательных температур регулярные вспышки в цилиндрах двигателя появляются на первой или второй попытках, то допускается исключить перерывы между попытками при условии, что суммарное время включенного состояния стартера не превышает 45 с.

Движение автобуса начинайте после прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости плюс 40 °С. Неисправные клапаны и прокладки пробки бачка, течи в соединениях системы охлаждения и недостаточный уровень охлаждающей жидкости приводит к кавитационным разрушениям водяного насоса и блока двигателя.

При движении на затяжных спусках частота вращения коленчатого вала не должна превышать максимально допустимую - 2250 мин-1

Во время движения следите за показаниями контрольно-измерительных приборов и за сигналами контрольных ламп. Не начинайте движение автобуса, пока не погаснут сигнализаторы падения давления воздуха в пневмоприводе тормозной системы и не прекратится гудение звукового сигнализатора.

Следите за температурой масла в смазочной системе двигателя: при превышении температуры масла выше 115 °С включается сигнализатор на щитке приборов. Найдите и устраните неисправность.

При загорании сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе двигателя, остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.

Следите за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя: при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.

Следите за сигнализатором засоренности воздухоочистителя: при загорании сигнализатора проведите техническое обслуживание воздухоочистителя.

Эксплуатация с негерметичным впускным трактом приводит к преждевременному выходу двигателя из строя. При каждом ТО-30000 проверьте целостность резиновых патрубков, воздухопроводов и надежность соединений, устраните негерметичность тракта. Перед началом движения автобуса водитель должен убедиться в его исправности.

Внимание. После завершения рейса запрещается сразу же глушить двигатель. Перед остановом он должен поработать на минимальных оборотах холостого хода не менее трех минут для снижения и стабилизации температуры турбины.

Запрещаетсяоставлять автобус с работающим двигателем и не включенным стояночным тормозом. Клавиша на контроллере ГМП (АКП) должна быть установлена в положение «N» - нейтраль; рычаг переключения передач должен быть установлен в нейтральное положение (для автобусов с КП).

Для автобусов с ГМП (АКП) при трогании с места на крутых подъемах отпускайте рукоятку стояночной тормозной системы после того, как начали нажимать на педаль управления подачей топлива, тогда к моменту растормаживания автобуса в ГМП (АКП) уже включится первая передача.

При загорании сигнализатора аварийной температуры масла в ГМП (АКП) воздержитесь от использования гидрозамедлителя до полной стабилизации температурного режима.

При длительной стоянке автобуса отключайте аккумуляторные батареи от системы электрооборудования во избежание их разрядки, нажав на кнопку дистанционного выключателя батарей. Кнопку нажимайте кратковременно (не более 2 с).

Не отключайте аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ при буксировании

Разрешается буксирование неисправного автобуса только с помощью жесткого буксира. Применение буксиров других конструкций допускается при снятой нижней части передней маски автобуса.

Категорически запрещаетсябуксирование автобуса (шасси) с неработающим двигателем без снятия карданного вала во избежание задиров подшипников зубчатых колес вторичного вала коробки передач.

Для автобусов с ГМП (АКП)при неисправности механической части (заклинивании) ГМП (АКП) или при необходимости более длительного буксирования автобуса (более 10 км, при условии наличия сжатого воздуха в пневмоприводе тормозной системы) следует:

- установить на контроллере нейтраль («N»);

- отсоединить электроразъем кабеля от ГМП (АКП) или от электронного блока управления;

- отсоединить карданный вал от заднего моста.

Допускается буксирование автобуса при исправной ГМП (АКП) на короткое расстояние (до 10 км, со скоростью не более 30 км/ч) без снятия карданного вала привода заднего моста.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ при ремонте

Выполнение ремонта на автобусе с работающим двигателем не допускается, за исключением проведения контрольных и регулировочных работ, требующих включения двигателя.

При работе на яме, а также в случае применения подъемных устройств, колеса автобуса должны быть надежно застопорены. При необходимости следует применять предохранительные подставки.

Перед проведением работ по ремонту или монтажу электрооборудования необходимо обесточить электрооборудование в целом.

Установку, подключение, отключение и техническое обслуживание приводов дверей автобуса следует производить при отключенном пневматическом и электрическом питании.

В процессе ремонта приборов электрооборудования применение бензина и других взрывоопасных растворителей категорически запрещается. При проведении таких работ следует пользоваться неогнеопасными растворителями. Сборку необходимо выполнять после предварительной просушки деталей. Избегайте попадания различных моечных растворов в соединительные панели, пучки проводов и обмотки приборов электрооборудования.

При проведении электросварочных работ на автобусе (шасси) должны быть отключены аккумуляторные батареи дистанционным выключателем и отсоединены все провода, подходящие к генератору, а также отключены все электронные блоки (АБС, ГМП, АКП, двигателей EURO-3, подогревателя). Провод массы сварочного аппарата должен быть подсоединен в непосредственной близости от сварного шва.

При проведении сварочных и сверлильных работ в местах укладки пластмассовых трубопроводов предохраняйте их от высоких температур (свыше плюс 60 °С) и сварочных брызг. Не допускайте наличие воздуха под давлением в пневмосистеме при ее ремонте, а также при проведении работ, связанных со сваркой и сверлением.

После ремонта сильно поврежденного автобуса перед его пуском в эксплуатацию выполните все технические контрольные измерения, предусмотренные для автобуса.

При постановке автобуса на ремонт следует:

- затормозить его посредством стояночной тормозной системы, включить низшую передачу, выключить подачу топлива и подложить упоры (башмаки) под колеса;

- нельзя выполнять какие-либо работы на автобусе (шасси), вывешенном на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.);

- при пуске двигателя надо соблюдать меры предосторожности: вначале убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, а впереди автобуса (шасси) никого нет; перед пуском двигателя дать предупредительный сигнал;

- при замене агрегатов снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, балку передней оси, колесные и главную передачи заднего моста нужно при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), гарантирующими полную безопасность работ. Нельзя поднимать (вывешивать) автобус (шасси) за пальцы буксирных вилок;

- не следует снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при их запаливании тросом и канатом без специальных захватов;

- при снятии двигателя, коробки передач (ГМП, АКП), заднего моста нужно предварительно слить масло в специальную емкость;

- при снятии и постановке передней и задней подвесок на автобус (шасси) следует предварительно их разгрузить от массы автобуса (шасси) поднятием его за каркас основания подъемным механизмом с последующей постановкой на подставки;

- нельзя приступать к демонтажу шин до полного выпуска воздуха из них;

- накачивать шины после сборки колеса нужно на специально отведенном участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментами;

- для приготовления электролита следует применять стойкую к действию серной кислоты посуду (керамическую, пластмассовую, свинцовую);

- нельзя вливать воду в концентрированную серную кислоту;

- при случайном попадании брызг серной кислоты на кожу надо немедленно, до оказания медицинской помощи, снять кислоту чистой ветошью, промыть пораженные места струей воды и затем нейтрализующим раствором десятипроцентного нашатырного спирта или кальцинированной соды;

- при осмотре аккумуляторных батарей во время обслуживания нельзя пользоваться открытым огнем (спичками, свечками и т.д.);

- во время зарядки не следует наклоняться к аккумуляторным батареям;

- при работе металлическими инструментами не нужно допускать коротких замыканий одновременным прикосновением к разнополярным выводам батарей;

- нельзя разбирать тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами без пресса или специального приспособления.