Назад

Органы управления и контрольно-измерительные приборы

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ. На полу фермы рулевого управления установлены:

- кнопка электромагнитного клапанавключения вспомогательной тормозной системы - см. раздел «Тормозная система»;

- педальный модуль КДБЛ 453621.003 (с двигателем мод. «CUMMINS ISBe 6,7-270») управления подачей топлива- электронный, со встроенными датчиками положения педали потенциометрического типа;

-электронная педаль ф. «MORSE TELEFLEX» управления подачей топливас датчиком положения педали (с двигателями мод. «CUMMINS ISBe 250.30» (Англия), мод. 740.65-240 и мод. 740.62-280 (КАМАЗ) - см. раздел «Пользование механизмом подачи топлива»).

- педаль сцепления;

- тормозная педаль (педаль сцепления и тормозная педаль - подвесного типа).

На полу шасси с ГМП(или ЛКП “ZF-ECOMAT”)установлена тормозная педаль фирмы “WABCO” - подвесного типа с тремя ступенями включения гидрозамедлителя.

Выключатель управления гидрозамедлителем расположен на кронштейне управления и индикации двигателем {см. одноименный рисунок 7).

КНОПКИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИМИ ПЕРЕДАЧАМИ (ГМП и ЛКП) находятся на клавишном переключателе (контроллере), расположенном под панелью щитка приборов с правой стороны.

РЫЧАГ МЕХАНИЗМА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ находится справа от сиденья водителя.

КРАН УПРАВЛЕНИЯ СТОЯНОЧНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМОЙ расположен справа от рулевой колонки на кронштейне рядом с панелью приборов {установка кронштейна на шасси - технологическая).

Рукоятка крана имеет два положения - фиксированное "Заторможено“ и ”Отторможено“. В любом промежуточном положении включена запасная тормозная система.

Для включения стояночной тормозной системы надо перевести рукоятку крана в положение ”Заторможено“ и зафиксировать, вытянув её* и зафиксировать. Для выключения -снова вытянуть рукоятку и перевести в положение ”Отторможенои.

РУКОЯТКА ВКЛЮЧЕНИЯ ОСТАНОВА ДВИГАТЕЛЯ расположена в моторном отсеке с правой стороны. Для останова двигателя нужно вытянуть рукоятку с тросиком.

Повторный запуск двигателя осуществляется поворотом ключа выключателя приборов и стартера.

Для аварийного останова двигателяслужит выключатель 17 (см. рисунок 4- Панель щитка приборов)с фиксатором, расположенный на панели щитка приборов.

КОМБИНИРОВАННЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ (см. рисунок 3 - Положения рычагов комбинированного переключателя)закреплен на рулевой колонке под рулевым колесом. Он состоит из двух рычагов переключателей света, указателей поворота, стеклоочистителя и стеклоомывателя, выключателей звуковых сигналов. На рукоятке переключателей нанесены символы включаемых потребителей электроэнергии.

РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ СВЕТА И УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА расположен с левой стороны комбинированного переключателя. Положения включения указателей правого и левого поворотов автобуса приведены на рисунке 3.

Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в нейтральное положение по окончании поворота и возвращении рулевого колеса в положение, соответствующее движению автобуса по прямой.

Рисунок 3 - Положения рычагов комбинированного переключателя: I - включен указатель правого поворота; II - включен указатель правого поворота (нефиксированное положение); III - включен указатель левого поворота (нефиксированное положение);IV -включен указатель левого поворота; V - мигание дальним светом; VI - включен дальний свет; О - все выключено; А - первая скорость стеклоочистителя; В- вторая скорость стеклоочистителя; С - прерывистый режим работы стеклоочистителя; D - включен стеклоомыватель (нефиксированное положение)

КОМБИНИРОВАННЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ (см. рисунок 3)закреплен на рулевой колонке под рулевым колесом. Он состоит из двух рычагов переключателей света, указателей поворота, стеклоочистителя и стеклоомывателя, выключателей звуковых сигналов. На рукоятке переключателей нанесены символы включаемых потребителей электроэнергии.

РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ СВЕТА И УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА расположен с левой стороны комбинированного переключателя. Положения включения указателей правого и левого поворотов автобуса приведены на рисунке 3.Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в нейтральное положение по окончании поворота и возвращении рулевого колеса в положение, соответствующее движению автобуса по прямой.

При положении II ЦЕНТРАЛЬНОГО ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ 3 СВЕТА (см. рисунок 4) включается ближний свет фар. В положении VI рычага переключателя света (см. рисунок 3) дальний свет фар включается при включенном центральном переключателе света.

Кроме того, имеется нефиксированное положениеV рычага переключателя для сигнализации светом фар, которое включается независимо от положения центрального переключателя.

РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ И СТЕКЛООМЫВАТЕЛЯ расположен с правой стороны комбинированного переключателя. При перемещении рычага в положения, указанные на рисунке 3,включаются соответственно большая, малая скорости стеклоочистителя и стеклоомывателя. Электрозвуковой сигнал включается при перемещении рукояток рычагов комбинированного переключателя по направлению к рулевой колонке.

КНОПКА 1 ДИСТАНЦИОННОГО ВЫКЛЮЧЕНИЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ (см. рисунок 4).При нажатии кнопки включаются аккумуляторные батареи, при повторном нажатии - выключаются.

ВЫКЛЮЧАТЕЛЯМИ 2 и 22 пользуются при включении топливозаборника с электроподогревом и при включении нагревательного элемента подогрева топлива, установленного в фильтре тонкой очистки топлива.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ 3 СВЕТА, при включении которого в положение Iвключается освещение панели приборов и габаритные огни, в положении II- габаритные огни и ближний свет фар.

ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ 4 включается муфта вентилятора системы охлаждения двигателя.

ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ 5 МКД. О включении межколесного дифференциала сигнализирует контрольная лампа, расположенная в левом блоке 12. Блокировка включена в положении «Скользкая дорога».

СИГНАЛИЗАТОР 9 ЗАСОРЕННОСТИ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЯ загорается при подаче сигнала от датчика, расположенного на трубопроводе, соединяющем двигатель с воздухоочистителем.

Рисунок 4 - Панель щитка приборов: 1 - кнопочный выключатель АКБ; 2 - выключатель электроподогрева забора топлива; 3 - центральный переключатель света; 4 - выключатель муфты вентилятора; 5 - выключатель межколесного дифференциала (МКД); 6 - выключатель АБС; 7 - сигнализатор включения АБС; 8, 10, 21 - заглушки; 9 - сигнализатор засоренности воздухоочистителя; 11 - электронный спидометр (или тахограф “KJENZLE”);12, 15 - блоки контрольных ламп; 13 - электронный тахометр; 14 - комбинация приборов; 16 - указатель давления в пневмосистеме; 17 - клавиша (с фиксатором) включения аварийного останова двигателя; 18 - выключатель освещения панели приборов; 19 - выключатель подогрева фильтра грубой очистки топлива фирмы “MANN+HUMMEL”;20 - выключатель аварийной сигнализации; 22 - выключатель нагревательного элемента подогрева топлива в фильтре тонкой очистки топлива

Нефиксированным ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ 6 АБС проверяется работоспособность АБС: лампа 7 АБС загорается при повороте выключателя приборов и стартера в положение I, через некоторое время лампа гаснет, что свидетельствует об исправной работе системы. При неисправной системе лампа 7 горит постоянно.

СПИДОМЕТР 11 ЭЛЕКТРОННЫЙ, указывающий скорость автобуса (км/ч), а установленный в нем суммарный счетчик - общий пробег (км). Возможна установка тахографа.

ТАХОГРАФ фирмы «KIENZLE» (Германия), предназначенный для регистрации скорости автобуса (км/ч), времени в часах и минутах, пройденного пути (км), превышения заданной скорости движения (загорается красный светофильтр сигнализатора).

ТАХОМЕТР 13, показывающий частоту вращения коленчатого вала двигателя (мин-1). При движении автобуса стрелка тахометра должна находиться в правой части зеленого поля - при потере двигателем мощности, увеличивается расход топлива - стрелка находится на черном поле. На красные поля стрелка тахометра заходить не должна - опасные для двигателя режимы!

КОМБИНАЦИЯ ПРИБОРОВ 14, объединяющая в себе (расшифровка зон указателей комбинации приборов приведена на одноименном рисунке 5):

- указатель напряжения, показывающий напряжение в бортовой сети автобуса;

- указатель давления масла служит для определения давления в смазочной системе двигателя (кгс/см2).

В шкапу указателя встроен красный светофильтр сигнализатора, который загорается при снижении давления в смазочной системе до 39-78 кПа (0,4-0,8 кгс/см2). Дублируется звуковым сигналом (зуммером);

- указатель уровня топлива фиксирует количество топлива в баке. В шкалу встроен оранжевый светофильтр сигнализатора, который загорается при уменьшении количества топлива в баке до 1/8 его вместимости;

- указатель температуры охлаждающей жидкости служит для определения температуры жидкости в системе охлаждения, которая должна быть в пределах (80-98) °С.

Рисунок 5 - Расшифровка зон указателей комбинации приборов

Шкалы указателей приборов представлены в виде цветовых зон (см. рисунок 5), каждая из которых имеет интервал значений контролируемого параметра. В приведенной таблице указаны интервалы значений цветовых зон для каждого прибора, входящего в комбинацию приборов.

В шкалу указателя встроен красный светофильтр сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости, который загорается при температуре (98 - 104) °С. Дублируется звуковым сигналом (зуммером).

УКАЗАТЕЛЬ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ПНЕВМОСИСТЕМЕ 16 (см. рисунок 4 - Панель щитка приборов), который имеет две шкалы: верхняя шкала показывает давление в контуре Iпневмопривода рабочей тормозной системы, нижняя шкала - в контуре II.

Номинальное давление воздуха в пневмоприводе - 638-785 кПа (6,5-8,0 кгс/см2).

РЕГУЛЯТОРОМ 18 ОСВЕЩЕНИЯ ПАНЕЛИ ПРИБОРОВ включают и регулируют степень освещенности приборов.

ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ 19 (со встроенным сигнализатором) включается подогреватель фильтра грубой очистки топлива с повышенным уровнем очистки (фирмы “MANN+HUMMEL").

ВКЛЮЧАТЕЛЬ 20 СИСТЕМЫ АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ. При включении начинают работать в прерывистом режиме все указатели поворота, а также сигнализатор, встроенный в рукоятку.

БЛОКИ СИГНАЛИЗАТОРОВ 12 и 15 расположены в верхней части панели приборов.

В левом блоке 12 сигнализаторов расположены:

- выключатель, служащий для проверки исправности левого блока сигнализаторов;

- два сигнализатора - резервные;

- один сигнализатор загорается при включении МКД (межколесного дифференциала);

- сигнализаторы со стрелками загораются при включении указателей правого или левого поворотов автобуса (шасси) и контролируют исправность ламп указателей поворота, имеют зеленые светофильтры с символом.

В правом блоке 15 сигнализаторов расположены:

- выключатель, служащий для проверки исправности правого блока сигнализаторов;

- сигнализатор температуры перегрева масла (со светофильтром красного цвета с символом),

- четыре сигнализатора загораются при падении давления воздуха в контурах I, II, III и IVпневмопривода тормозной системы (имеют красные светофильтры с символами, при загорании сигнализаторов звучит звуковой сигнал - зуммер);

- сигнализатор с символом «Р»загорается прерывистым светом при включении стояночной тормозной системы (имеет красный светофильтр с символом).

Для запуска двигателей из моторного отсека предусмотрена установка щитка для дистанционного управления двигателями (см. одноименный рисунок 6).

На автобусных шасси для включения электронного блока автоматического управления силовым агрегатом с двигателями с электронной системой управления (ЭСУД) фирмы “CUMMINS” и моделей 740.65-240 и 740.62-280 (КАМАЗ)на рабочем месте водителя под панелью щитка приборов с левой стороны установлен кронштейн управления и индикации с выключателями и сигнализаторами (см. рисунок 7).

Установка щитка панели приборов и кронштейнов на шасси - технологическая.

Рисунок 6 - Щиток для дистанционного управления двигателем: 1, 2, 3, 7, 8 - заглушки; 4 - лампа включения нейтрали; 5 - выключатель приборов и стартера; 6 - выключатель “массы”; 9 - корпус щитка

Рисунок 7 - Кронштейн управления и индикации двигателя ф. “CUMMINS”, мод. 740.65-240 и 740.62-280: 1 - переключатель “Диагностика”; 2 - переключатель “Установка/возврат”; 3 - переключатель “Круиз-контроль“; 4 - выключатель “Отмена аварийного останова двигателя“; 5 - лампа “Неисправность двигателя" (желт.); 6 - лампа “Состояние трансмиссии(или“Включение гидрозамедлителя”) (зелен.); 7 - лампа “Аварийное состояние двигателя” (красн.); 8 - лампа “Подогрев воздуха(илитоплива”); 9 - лампа “Температура масла в трансмиссии” (красн.); 10 - переключатель “Выбор программы трансмиссии”; 11 - переключатель “Замедлитель

После запуска двигателя с ЭСУДнеобходимо проверить его работу по контрольным приборам.

Состояние электронной системы управления двигателем контролируется лампой диагностики «CHECK ENGINE» (лампа 5 - «Неисправность двигателя»), расположенной на кронштейне индикации двигателя (см. рисунок 7).

При включении зажигания «лампа диагностики»должна загореться на три секунды и погаснуть после пуска двигателя.

Если лампа не загорится или горит постоянно (или она загорается при работе двигателя), в системе управления двигателем возникла неисправность.

Проверить двигатель сканер - тестером АСКАН-10 и принять меры для устранения неисправности (в «Сервисном центре»).

Диагностика двигателя.Установленный на кронштейне управления и индикации двигателей фирмы “CUMMINS”, а также моделей 740.65-240 и 740.62-280 (КАМАЗ) переключатель 1 (см. рисунок 7) режима диагностики имеет три положения - среднее (фиксированное), верхнее и нижнее (нефиксированные).

В верхнем и нижнем положении электронный блок управления двигателем находится в режиме диагностики. Диагностика двигателя проводится нажатием и удерживанием переключателя в верхнем или нижнем нажатом положении более двух секунд.

После отпускания переключателя «лампа диагностики» промигает блинк-код неисправности двигателя в виде нескольких длинных вспышек (первый знак блинк-кода) и нескольких коротких вспышек (второй знак блинк-кода).

При следующем нажатии переключателя лампа будет мигать блинк-код следующей неисправности. Таким образом, выводятся все неисправности, хранящиеся в электронном блоке. После вывода последней запомненной неисправности блок начинает заново выводить первую неисправность.

Для стирания выводимых «лампой диагностики» блинк-кодов неисправностей из памяти блока управления при нажатом переключателе режима диагностики нужно включить зажигание и после этого удерживать переключатель режима диагностики еще около 5 с. Внимание.

В разделе «Двигатель и его системы» данного Руководства приведены:

1) коды неисправностей электронной системы управления (ЭСУД):

- двигателями моделей 740.65-240 и 740.62-280 (КАМАЗ);

- в таблице 12 (в качестве примера) - двигателем ф. “CUMMINS” (копия раздела из Руководства по эксплуатации фирмы “CUMMINS”).

Коды отказов по двигателю (по сигнальным лампочкам ЭСУД) приведены в Приложении Ю настоящего Руководства;

2) подробное описание проведения диагностики двигателей уровня ЕВРО 3.

КЛЮЧИ. ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО. УЗБС

Ключи. К каждому автобусному шасси прилагаются ключи I для выключателя приборов и стартера. На ключе выбиты номер и серия.

Противоугонное устройство (см. рисунок 8).На автобусном шасси предусмотрена установка выключателя приборов и стартера с противоугонным устройством, которое блокирует рулевое управление фиксацией вала рулевой колонки. Разборка устройства без специального инструмента невозможна.

Рисунок 8 - Противоугонное устройство: 1 - рулевая колонка; 2 - ключ; 3 - замок; 4 - кронштейн; 5 - декоративный щиток; 6 - винт

Ключи замка имеют 1000 различных шифровых комбинаций.

Ротор замка может быть повернут ключом от нулевого положения в два положения вправо и в одно положение влево.

При положении ключа:

0 - все выключено;

I - включены цепи контрольно-измерительных приборов и ЭСУД (электронная система управления двигателем);

II - включены цепи контрольно-измерительных приборов и стартера, положение нефиксированное;

III - включено противоугонное устройство, цепи приборов и стартера отключены.

Для включения противоугонного устройства следует повернуть ключ в положение III и вынуть его, затем повернуть рулевое колесо в любом направлении до щелчка.

При выключении противоугонного устройства нужно слегка покачать рулевое колесо вправо-влево.

УЗБС (устройство защиты бортовой сети).Автобусные шасси КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90 всех комплектаций оборудованы устройством защиты бортовой сети мод. УЗБС-1-2000-24,установленном на поперечине за отсеком АКБ и подключенном к бортовой сети автобусного шасси.

При включении кнопочного «Выключателя АКБ» на щитке приборов, на УЗБС должен засветиться светодиод, расположенный на боковой стенке устройства рядом с разъемом, и периодически мигать двойными импульсами с паузами между ними.

При установке ключа выключателя приборов и стартера в положение II («запуск стартера») светодиод должен мигать часто.

Внимание.

Если при выключенном положении 0 выключателя приборов и стартера светодиод часто мигает - проверьте правильность соединения клеммы «2» УЗБС к стартеру. При отсутствии указанного соединения УЗБС не позволит включить стартер выключателем приборов и стартера.

В целях защиты стартера от перегрузки, УЗБС ограничивает работу стартера по времени в зависимости от протекающего тока и, в случае длительной работы стартера при большом токе, отключает реле стартера. Повторное включение стартера допускается через (25 -30) с.

При срабатывании защиты (отключение УЗБС) отключается «минус» АКБ от корпуса автобуса, при этом светодиод горит постоянно. В этом случае необходимо проверить цепи электропроводки на наличие короткого замыкания.

После устранения короткого замыкания повторный запуск УЗБС осуществляется отключением и подключением разъема на УЗБС, либо выключением и повторным включением «Выключателя аккумуляторной батареи».

Внимание.

1) Категорически запрещается движение автобуса в режиме «запуска стартера», т.к. это может привести к выходу из строя УЗБС.

2) Электронный блок УЗБС - не ремонтируется, подлежит замене.