Назад

Приложение Ш2. RBL - Рулевое управление с гидравлическим усилителем привода Compact 700 V. Руководство по ремонту

ПРИЛОЖЕНИЕ Ш-2

2) РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ (Перевод руководства фирмы "RBL")

RBL - Рулевое управление с гидравлическим усилителем привода Compact 700 V

Общая часть

В предлагаемом кратком обзоре содержатся важные указания, распределены они по степени важности, чтобы пользователь приобрел необходимый объем знаний, который необходим, чтобы избежать несчастных случаев, повреждения оборудования и нанесения вреда окружающей среде.

Внимание. Если все-таки, несмотря на принятые меры предосторожности, несчастный случай произойдет, например, контакт с едкой кислотой, проникновение горючего в кожный покров, ожог горячим маслом, попадание антифриза в глаза и т.п., немедленно обратитесь к врачу.

1. Инструкция по технике безопасности

Все работы по контролю, настройке и ремонту должны проводиться специальным персоналом.

* обезопасьте автомобиль от самопроизвольного движения.

* работая с рессорами, создайте опору для рамы.

* При демонтаже правильно складируйте агрегаты. Запускать и эксплуатировать двигатель может только специальный персонал.

* Когда двигатель работает, не подходите близко к вращающимся частям. Носите приталенную одежду.

* Не прикасайтесь голыми руками к нагретому от работы двигателю: возможен ожог! Лестницы, стремянки и все в окружении двигателя не должно быть промасленным. Можно поскользнуться.

* Работайте только исправным инструментом. Изношенные гаечные ключи соскальзывают. Осторожно!

* Вблизи груза, подвешенного к крюку крана не должно быть посторонних лиц. Подъемное устройство содержите в порядке.

* Собирайте вытекшую тормозную жидкость. Тормозная жидкость относится к отходам специального рода. Соблюдайте инструкцию по утилизации.

* Тормозная жидкость ядовита! Ни в коем случае не допускайте контакта с продуктами питания и открытыми ранами!

* Каналы циркуляции охлаждающей жидкости вскрывать только при остывшем двигателе. Если потребуется открыть при неостывшем двигателе, соблюдайте инструкции, содержащиеся в главе "УХОД".

* Если шланги и трубопроводы находятся под давлением (каналы масла для смазки или для охлаждающей жидкости либо какая-то цепь гидравлического масла), нельзя их ни открывать, ни подтягивать: вытекающая под давлением жидкость представляет собой опасность!

* При проверке форсунок впрыскивания не держите руки под струей горючего. Не вдыхайте пары горючего.

Работая с электросистемой автомобиля, отключайте батареи.

Внимание! В ящике аккумуляторной батареи может образовываться гремучий газ. При отсоединении батарей, из-за неотключаемых потребителей, рассчитанных на длительную работу, (например, путевой самописец и пр.) может образоваться искра, которая воспламенит газ. Поэтому перед отсоединением продуйте ящик аккумуляторной батареи сжатым воздухом.

* Буксируйте автомобиль только с подсоединенными батареями. (Минимальная зарядка 40 %)! Не используйте помощь для старта с быстрозарядным устройством! Быструю подзарядку батарей проводите только при отсоединенном проводе плюс и минус!.

* Отключайте батареи, если автомобиль стоит или подзаряжайте каждые 4 недели.

Осторожно!Кислота в батареях ядовита и едка. Газ в батареях взрывоопасен.

* При обращении с батареями соблюдайте инструкцию изготовителя.

* Измерение напряженияпроводите только соответствующими приборами! Входное сопротивление прибора должно быть, по меньшей мере, = 10 Ом.

* Отсоединять и подсоединять кабель электронных управляющих устройств можно только при выключенном зажигании!

* При электросваркеделайте заземление сварочного аппарата по возможности ближе от места сварки. Не кладите кабель сварочного аппарата параллельно электропроводке автомобиля. Батареи отсоедините. Провод плюс соедините электрически с проводом минус.

Не используйте раму в качестве однопроводной системы с возвратом тока через корпус!При последующих надстройках, - например, подъемник - нужно прокладывать дополнительное электросоединение через корпусдостаточного сечения, иначе может произойти соединение на корпус через канаты, кабельную разделку, валы, шестерни и пр. Как следствие тяжелые повреждения. Дополнительные меры по предотвращению несчастных случаев см. в "Инструкции для сварщиков".

* Трубы из полиамида Внимание. Опасность возгорания!

* такую табличку (см. Рядом) вы можете увидеть на внутренней стороне крышки бака для горючего или масляного бака. Она предупреждает о том, что вблизи от пластмассовых труб нельзя ни сверлить, ни проводить сварочные работы.

* при проведении окрасочных работ можно подвергать электронные детали воздействию высоких температур (макс. 95 °С) лишь непродолжительное время; при макс. 85°с допускается длительность до 2 часов. Батареи отсоедините.

* При обработке асбестосодержащих деталей необходимо соблюдать указания, данные в конце этой главы.

Инструкции для предотвращения повреждения двигателя и преждевременного износа

* Перед ремонтом тщательно очистите двигатель. Следите за тем, чтобы во время ремонта внутрь двигателя не попали грязь, песок или другие посторонние предметы.

* Как только обнаруживается неполадка в эксплуатации, тотчас же устанавливайте и устраняйте причину, чтобы не произошло еще большей поломки.

* Всегда используйте только оригинальные запчасти. Монтаж "таких же хороших деталей" иного изготовителя может стать причиной сильного повреждения, за которые будет нести ответственность выпустившая их мастерская. (См. главу "Ограничение ответственности по оснастке и деталям").

* Не используйте двигатель "всухую", т. е. без заливки смазочного масла и/или охлаждающей жидкости.

Неготовые к эксплуатации двигатели снабжайте специальными табличками с соответствующими указаниями.

* Всегда используйте материалы, допущенные фирмой MAN (масло для двигателя, защита от коррозии и замерзания). Соблюдайте чистоту. В горючем не должно содержаться влаги.

* Не заливайте масло в двигатель выше максимальной отметки. Не превышайте максимально допустимого наклона двигателя.

Если это не соблюдать, можно серьезно повредить двигатель.

* Контрольные приборы (контроль подзарядки, давление масла, температура охлаждающей жидкости) должны работать безупречно.

* Соблюдайте инструкции по эксплуатации генератора трехфазного тока, см. руководство.

2. Ограничение ответственности по оснастке и деталям

В ваших собственных интересах мы рекомендуем использовать для вашего автомобиля MAN только разрешенную фирмой MAN оснастку и оригинальные запчасти MAN. Надежность работы автомобилей MAN определялась именно с такой оснасткой и с такими запчастями. По другим изделиям, даже если они имеют допуск TUV или разрешения соответствующих органов мы заключений дать не можем и ответственности по ним не несем.

Надстройки или специальные надстройки.При наличии надстроек соблюдайте указания или правила соответствующего изготовителя.

Хранение

Если автобусы или грузовики хранятся или стоят более 3 месяцев необходимо соблюдать особые правила согласно заводским нормам М 3069 часть 3.

3. Инструкции для предотвращения нанесения вреда окружающей среде при обращении со следующими веществами:

ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ. С неразбавленным антифризом обращаться как со специальными отходами. При утилизации отработавшей охлаждающей жидкости (смесь антифриза с водой) следует соблюдать предписания компетентных местных органов.

ОЧИЩАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ И ПРОМЫВОЧНАЯ ВОДА ИЗ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ. Очищающую жидкость и промывочную воду можно сливать в канализацию только в том случае, если это не ограничивается специальными местными инструкциями. Но во всяком случае нужно выдерживать условие, чтобы и очищающая жидкость, и промывочная вода сливались через фильтрацию масла с грязеуловителем.

ФИЛЬТРУЮЩИЕ ВСТАВКИ. При продувке фильтрующей вставки необходимо следить за тем, чтобы отфильтровываемая пыль отсасывалась через отсасывающее устройство или осаждалась в пылеуловительном мешке. В ином случае пользуйтесь респиратором. При промывке вставки защищайте руки резиновыми перчатками защитным кремом, так как очищающее средство очень сильно растворяет жиры.

МАСЛО ДВИГАТЕЛЯ, ПАТРОНЫ И ВСТАВКИ ФИЛЬТРОВ, ВСТАВКИ ДЛЯ СУХОЙ ФИЛЬТРАЦИИ. Масло утилизируется как отработавшее масло. Строго следите за тем, чтобы масло не проникало в канализацию или в почву, так как есть опасность заражения питьевой воды! Фильтрующие вставки, патроны (в фильтрах для масла и горючего, вставки для сухой фильтрации в сушилках воздуха) относятся к отходам особого рода и должны утилизироваться со знанием дела. Соблюдайте инструкции местных органов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАСЛА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ. Длительный или повторяющийся контакт кожных покровов с любого рода моторными маслами ведет к обезжириванию кожи. Это может вызвать пересыхание, раздражение или воспаление кожи. Кроме того, отработавшее моторное масло содержит вредные вещества, которые при проведении опытов на животных, вызывали возникновение рака кожи. При соблюдении основ правил охраны труда и гигиены даже обращение с отработавшими моторными маслами не нанесет вреда здоровью.

Меры предосторожности для охраны вашего здоровья:

* Избегайте длительного, чрезмерного или повторяющегося контакта кожных покровов с отработавшими моторными маслами.

* Защитите кожу ваших рук специальным защитным кремом или перчатками.

* Очищайте кожу, запачканную моторным маслом так:

Основательно вымойте руки водой с мылом;

Действенную помощь окажет щеточка для ногтей;

Специальный крем облегчит мытье грязных рук;

Не пользуйтесь ни бензином, ни дизтопливом, ни газолем, ни какими растворителями.

* После мытья нанесите на кожу жиросодержащий крем.

* Смените одежду и ботинки, пропитанные маслом.

* Не кладите в карманы одежды ветошь, пропитанную маслом.

Следите за правильной утилизацией отработавшего моторного масла. Моторное масло относится к веществам, представляющим опасность для воды

Поэтому не выливайте отработавшее масло на землю, в источники воды, в стоки или в канализацию. Нарушения этих правил подлежат применению штрафных санкций.

Тщательно собирайте и утилизируйте отработавшее масло. Сведения о местах сбора вы можете получить у продавца, поставщика или в местных органах.

5. Обращение с асбестосодержащими деталями

* Некоторые детали автомобиля могут содержать асбест. Запчасти и, там где это необходимо, их упаковка имеют соответствующее обозначение (см. рисунок рядом).

* При механической обработке асбестосодержащих деталей, может высвобождаться асбестовая пыль.

* Во избежание возможного вреда здоровью примите соответствующие меры безопасности и придерживайтесь следующих советов:

— Работайте по возможности снаружи или в хорошо проветриваемом помещении;

— Пользуйтесь ручными средствами или медленно работающей аппаратурой, в случаях необходимости оснащенной пылеуловительными устройствами.

— Перед нарезкой или сверлением обрабатываемых деталей увлажните их!

— Увлажните асбестовую пыль, поместите в хорошо закрываемую емкость, утилизируйте как отходы особого рода.

Характеристики рулевого управления с гидравлическим усилителем привода фирмы “RBL” (С-700V)

C-700V:

50°

0°

50°

Передаточное отношение (варьируется в зависимости от угла поворота вала сошки):

Число оборотов рулевого колеса или передаточное отношение (варьируется в зависимости от угла поворота вала сошки):

Число оборотов рулевого колеса

Момент сопротивления повороту при гидравлическом давлении 150 атм.

21,5:1

2,7

6.550

18,2:1

0

5.510

21,5:2,7

6.550

Допустимое максимальное давление

160 атм.

Допустимая рабочая температура

80 °С

Кратковременно максимально допустимая рабочая температура

120 °С

Гидравлическое масло

Automatic Transmission Fluid typeA

Минимальный объем подачи насосом

16 л/мин

Давление на сливе примерно

3 атм.

Диапазон настройки гидравлического усиления

10 °С (из обоих конечных положениях)

Клапан ограничения давления установлен на отметку

150 + 10 атм.

Конструктивный ряд рулевого управления с усилителем сконструирован по модульному принципу, т. е. все механические и гидравлические детали размещаются в одном компактном корпусе.


МЕХАНИЧЕСКИМИ ЧАСТЯМИ рулевого механизма (рисунок 1) являются:

* вал рулевого управления [5] и встроенные циркулирующие шарики

* вал сошки рулевого управления [4] и поршень [2] со специальным зубчатым зацеплением

ЭТИ ДЕТАЛИ РАБОТАЮТ С ВЫСОКИМ МЕХАНИЧЕСКИМ КПД

* штифт ограничителя давления в системе гидроусилителя рулевого привода [6] в корпусе вентилей

* клапаны ограничителя давления [3]

* штифт ограничителя давления в системе гидроусилителя рулевого привода [6] в картере рулевого механизма [1]

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Ее работа обеспечивается ВЕНТИЛЕМ ПОВОРОТНОЙ ЗАСЛОНКИ, минимальные размеры перекрытия проходных каналов заслонкой обеспечивают точность управления.

Насос [А], приводимый от двигателя, всасывает гидравлическое масло из бачка [В] и создает необходимое давление в системе, которое нужно для снижения усилия на ободе рулевого колеса при повороте. Гидравлическая цепь замкнута и соединяется гидравлическими шлангами высокого давления [С].

В бачке гидравлическое масло фильтруется.

Поршень, находящийся под гидравлической нагрузкой, гасит вибрацию, которая передается от колес на рулевой механизм.

В поршне рулевого механизма размещены два клапана [3], которые препятствуют тому, чтобы при максимальном повороте колеса возникала чрезмерная высокая нагрузка на детали рулевого управления

МЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА

Усилие, которое водитель оказывает на рулевое колесо, передается через вал рулевого управления [5] на расположенные в поршне [2] циркулирующие шарниры, они и создают продольное движение поршню. Благодаря зубчатому зацеплению поршня и вала сошки рулевого управления [4] возникает вращательное движение сошки.

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА

ШИБЕРНЫЙ КЛАПАН

Шиберный клапан в верхней части рулевого механизма дозирует и автоматически распределяет на обе стороны поршня давление гидравлического масла, необходимое для снижения усилия на ободе рулевого колеса при повороте.

[20] - подшипники

[Р] - соединительное отверстие для слива [Q] - точка подачи давления [R] - соединительное отверстие для нагнетательного маслопровода

(A): детали с чисто механическим движением

(B): детали с механико-гидравлическим движением

(C): неподвижные детали

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КЛАПАНА

В нейтральном центральном положении клапана гидравлическая жидкость, поступающая от насоса, течет назад прямо в емкость, так как впускные пазы совпадают с отверстиями слива в роторе.

Функция этой конструкции основывается на системе "шариковая гайка" с зубчатым поршнем и валом с канавкой под сегментную шпонку, причем механическое передаточное отношение варьируется. Варьируемое механическое передаточное отношение дает эффект повышения имеющегося момента сил на ободе рулевого колеса при повороте при увеличивающемся повороте колеса.

Эти клапаны можно настроить извне при помощи штифтов ограничителя давления в системе гидроусилителя рулевого привода таким образом, чтобы снизить гидравлическое давление при максимальном повороте и, таким образом, защитить детали от перегрузки.

Если лопнет шина колеса передней оси, то механизм управления тотчас сработает, и будет противодействовать силе, возникшей из-за разрыва шины. Таким образом, водитель может держать автомобиль под контролем. Необходимое обратное усилие на рулевом колесе невелико.

Если гидравлическая система механизма управления по какой-либо причине вышла из строя или остановится двигатель, автомобилем можно управлять и дальше, как с механической системой управления, правда с большим усилием.

Ротор [21] этого клапана снабжен упорами для левого и правого вращения, благодаря чему при отказе гидравлической системы рулевого управления или при остановке двигателя можно управлять без гидравлической поддержки. Группа входной вал/вал рулевого управления включает в себя две гидравлические части: ротор клапана [21 ] и статор клапана в качестве вала рулевого управления [5]. Обе части соединены друг с другом при помощи упругого вращающегося стержня [22]. Он создает относительное вращательное движение, требуемое для выполнения функции клапана, и создает чувство непосредственной связи с дорогой.

Осевые пазы [S], равномерно распределенные над ротором, обуславливают вместе с расположенными напротив пазами вала рулевого управления увеличенный или уменьшенный поток масла, который в зависимости от направления вращения ротора клапана направляется через кольцевые пазы в клапанном корпусе [8] в соответствующую нагнетательную полость картера рулевого механизма [1] и создает гидравлическую поддержку поршню при его движении.

ДВИЖЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

Если водитель приложит дополнительное усилие для поворота рулевого колеса, то это дополнительное усилие приведет к вращению шибера в гнезде руля и прервет поток масла к бачку. Одновременно откроются каналы, ведущие в левую или правую нагнетательные полости, и, таким образом, гидравлическое давление, созданное насосом, воздействует на рабочую поверхность поршня и продвинет его в осевом направлении.

Масло, вытекшее во время хода поршня, потечет через открытые пазы механизма управления на противоположную сторону и дальше через соединительные отверстия к сливному трубопроводу в бачок. Вращательное движение рулевого колеса при работающем двигателе будет передаваться через вращающийся стержень, или при отказе в создании давления, через механические упоры прямо на вал рулевого управления.

ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ УГЛА ПОВОРОТА (рисунок 6)

Как только поршень приблизится к максимальному углу поворота, штифт ограничителя давления в системе гидроусилителя рулевого управления [6] воздействует на:

— нижний (при правом вращении) или на

— верхний (при левом вращении) клапан ограничителя давления [3], выдавит соответствующий шарик из его положения и, тем самым, соединит обе нагнетательные полости.

Вследствие этого масло под давлением попадает в нагнетательную полость, расположенную напротив, усилия уравновешиваются и система получает разгрузку. Это помогает избежать механической перегрузки механизма и рычагов управления.

ОГРАНИЧЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВА МАСЛА

Следующий, имеющийся в механизме управления клапан ограничивает давление в системе до расчетного наибольшего значения, при котором создается необходимый момент на ободе рулевого колеса. Количество протекающего в цепи гидравлического масла регулируется в насосе клапаном, таким образом, чтобы величина потока соответствовала потребности в данный момент и, чтобы гарантировалась непрерывная и равномерная сервоподдержка при изменяющихся скоростях реакций рулевого управления.

6 Указания по техническому обслуживанию

Руководство, предлагаемое вашему вниманию, должно способствовать тому, чтобы вы смогли со знанием дела выполнять необходимую работу по уходу и ремонту гидроусилителей фирмы RBL.

Всю работу проводите тщательно и добросовестно. Если автомобиль побывал в аварии, все дефектные детали гидроусилителя замените на новые! Выполняя работу, соблюдайте чистоту. Перед разборкой очистите все места соединений, а также перед тем, как снять крышку, очистите бачок.

Правильная, надежная работа гидроусилителя RBL гарантируется только при использовании рекомендуемой в документации гидравлической жидкости.

При утечке масла во время ремонта доливайте только ту же самую марку масла. Не смешивайте с другими марками. Если нельзя избежать использования другой марки, то и механизм управления, и насос, и бачок следует тщательно опорожнить перед новой заправкой.

ОПОРОЖНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

* Поднимите переднюю часть автомобиля, чтобы колеса не имели контакта с землей.

* Демонтируйте сливной трубопровод между бачком и механизмом управления.

* Запустите двигатель на макс. 10 секунд, чтобы масло вытекло из бачка и из насоса.

* Остановите двигатель, несколько раз повернуть рулевое колесо от упора до упора, чтобы опорожнить систему управления.

* Почистите бачок снаружи. Выньте фильтр, вставьте новый.

ЗАПРАВКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Внимание. Подсоедините все гидравлические соединения!

* При приподнятой передней части автомобиля залейте масло в бачок до верхней кромки.

* Проверните двигатель, еще долейте масла, не допускайте попадания воздуха в гидросистему из-за снижения уровня.

* Когда масло достигнет верхней отметки, несколько раз равномерно покрутите руль в обе стороны, пока в бачке не будут больше всплывать пузырьки. Если потребуется, еще долейте масла.

* При заправке и стравливании воздуха система должна работать с низким давлением (двигатель на стояночном тормозе), иначе может образоваться масляно-воздушная эмульсия.

* Проверьте уровень масла при работающем двигателе. Будет правильно, если он находится между отметками минимум и максимум. При отключенном двигателе уровень может быть выше максимума.

Загрязненное масло: Соблюдайте предписания по утилизации загрязненного масла!

ОСТОРОЖНО! Слитое масло вновь не использовать! В целях охраны окружающей среды грязное масло не сливать в стоки и не проливать на землю!

7 Детали конструкции. Обзор.

Рисунок 7:1 - картер рулевого механизма; 2 -поршень; 3 - клапан ограничителя давления; 4 - вал сошки рулевого управления; 5 - вал рулевого управления; 6 - штифт ограничителя давления в системе гидроусилителя рулевого управления; 7 - О-образное кольцо; 8 - корпус клапанов; 9 - кольцо с резьбой; 10 - уплотнительное кольцо вала; 11 - упорное кольцо; 12 - внутреннее уплотнение от пыли; 13 - наружная крышка от пыли; 14 - подшипник с уплотнением; 15 - упорное кольцо; 16 - упорная шайба в системе гидроусилителя рулевого привода; 17 - крышка; 18 - крышка; 19 - гайка; 20 - опора вала рулевого управления; 21 - входной вал (ротор); 22 - поворотный стержень (рис.4); 23 - пробка (не обозначена); 24 - болт для крышки; 25 - крышка; 26 - трубки.

8 Допустимый ремонт в специальной мастерской

НЕГЕРМЕТИЧНОСТЬ НА ВХОДНОМ ВАЛУ:

Рисунок 8

ЗАМЕНА УПЛОТНИТЕЛЬНОГО КОЛЬЦА ВАЛА Номера, приведенные в квадратных скобках [] соответствуют номерам отдельных деталей в описании конструктивных деталей (Раздел "Детали конструкции, обзор).

Номера, приведенные в фигурных скобках { } обозначают специальный инструмент.

Описанные ниже работы по замене уплотнения можно выполнять при смонтированной на автомобиле системе управления.

Перед демонтажем дефектного уплотнительного кольца тщательно почистите верхнюю часть механизма управления, запустите двигатель и несколько раз проверните от упора до упора. Затем проверьте, идет ли утечка масла действительно через уплотнительное кольцо вала [ 10] на входном валу.

ДЕМОНТАЖ УПЛОТНИТЕЛЬНОГО КОЛЬЦА ВАЛА Освободите крестовину между колонкой рулевого управления и входным валом [21] и снимите ее.

Потом снимите наружную крышку [13]

[10] Уплотнительное кольцо вала

[12] Внутреннее уплотнение от пыли

[13] Наружную крышку от пыли [15] Упорное кольцо

[21] Входной вал Рисунок 9

Снимите внутреннее уплотнение от пыли [12]. ВНИМАНИЕ! Не пользуйтесь острым инструментом.

Рисунок 10

Круглогубцами выньте упорное кольцо [15].

Рисунок 11

Привинтите съемник {9.075}. Если потребуется, возьмите в помощь круглый штифт 7-8 мм.

Указание: Чтобы съемник не уперся преждевременно в группу вал-клапан [5], отжимной болт съемника не должен быть ввернут.

Следите за тем, чтобы уплотнительное кольцо вала при вворачивании съемника не вжалось внутрь рулевого механизма. Если это все же произошло, то разбирать рулевой механизм нужно на заводе-изготовителе.

Вверните отжимной болт съемника по часовой стрелке до касания к валу рулевого управления узла [5]. Продолжайте вращать, пока уплотнительное кольцо вала не освободится. Снимите кольцо.

Проверьте и почистите резьбовое кольцо [9] и входной вал в зоне уплотнения.

В зоне уплотнения не должно быть царапин, налетов ржавчины или прочих загрязнений! _Рисунок 12

МОНТАЖ УПЛОТНИТЕЛЬНОГО КОЛЬЦА ВАЛА Наденьте коническую втулку {9.077} до упора на шлицевую поверхность входного вала, чтобы во время сборки избежать повреждения уплотнительной манжеты уплотнительного кольца вала.

Рисунок 13

Промажьте уплотнительное кольцо вала консистентной смазкой, поставка в ремонтном комплекте и рукой надеть на монтажную оправку {9.078}. Подставьте монтажную оправку, ударяя пластмассовым молоточком равномерно и прямо, пока он примерно на (1 мм) не подойдет к резьбовому кольцу. Снимите монтажную оправку.

Рисунок 14

Упорное кольцо [11] вставьте круглогубцами в отверстие резьбового кольца поближе к уплотнительному кольцу вала и вновь наденьте монтажную оправку {9.078}.

Легкими постукиваниями молотка доведите упорное и уплотнительное кольцо до их окончательного положения (упорное кольцо должно встать в предусмотренный для этого паз резьбового кольца).

Внимание. Если уплотнительное кольцо вала вошло глубже в механизм управления, то механизм нужно демонтировать и разобрать на заводе-изготовителе.

Внутреннее уплотнение от пыли [12] вставьте монтажной оправкой {9.078} и заполните той же смазкой.

Рисунок 15

Наденьте наружную крышку от пыли. Проверьте легкость хода входного вала насаженной рукояткой {9.091} при помощи вращательного движения. Это будет возможно лишь тогда, когда передняя часть автомобиля приподнята и управляемая ось свободно движется. В ином случае для вращения потребуется значительное усилие, так как от сошки рулевого управления до ступицы колеса нужно двигать все детали механизма управления.

Крестовину колонки рулевого управления наденьте на входной вал.

Рисунок 16

НЕГЕРМЕТИЧНОСТЬ ОТВЕРСТИЙ ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ:

ЗАМЕНА ШТИФТОВ ОГРАНИЧИТЕЛЯ ДАВЛЕНИЯ

Перед демонтажем штифтов ограничения давления [6] слейте масло из системы рулевого управления, (см. главу "ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕРОЧНЫМ, РЕМОНТНЫМ РАБОТАМ И УХОДУ").

Штифты ограничителя давления [6] демонтируйте в такой последовательности:

1. Штифт ограничителя давления сверху на корпусе клапана.

2. Штифт ограничителя давления снизу картера рулевого управления.

У описанных рулевых механизмов ВЕРХНИЙ клапан ограничителя работает при ЛЕВОМ ВРАЩЕНИИ входного вала, а НИЖНИЙ при ПРАВОМ ВРАЩЕНИИ входного вала. Примечание. Описанные работы по замене уплотнения можно выполнять ПРИ СМОНТИРОВАНННОЙ НА АВТОМОБИЛЕ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.

Номера, приведенные в квадратных скобках [] соответствуют номерам отдельных деталей в описании конструктивных деталей (Раздел "Детали конструкции, обзор). Номера, приведенные в фигурных скобках { } обозначают специальный инструмент.

Рисунок 17

ВЕРХНИМ ШТИФТ ОГРАНИЧИТЕЛЯ ДАВЛЕНИЯ ДЕМОНТИРУЙТЕ В КОРПУСЕ КЛАПАНОВ

Перед демонтажем верхнего штифта ограничителя давления тщательно очистите корпус [8]. Цангами вытащите пробку [23] над штифтом ограничителя давления.

При помощи отвертки выверните штифт в корпусе против часовой стрелки, вращайте, пока резьба не выйдет из зацепления.

Чтобы отжать штифт ограничителя давления, помощник должен на короткое время запустить двигатель, чтобы создать гидравлическое давление в системе управления. При запуске штифт ограничителя давления "выскочит" из корпуса клапанов, если в это время повернуть влево рулевое колесо или при снятой крестовине входной вал при помощи рукоятки {9.091}.

Рисунок 19

Внимание! В то время, когда "выскочит” штифт, обезопасьте от него людей и оборудованы. Для этого подойдет чистая, способная впитывать масло ветошь, обернутая и удерживаемая вокруг штифта.

Тотчас же снова выключите двигатель, чтобы не так много вылилось гидравлической жидкости.

МОНТАЖ ВЕРХНЕГО ШТИФТА ОГРАНИЧИТЕЛЯ ДАВЛЕНИЯ

Рисунок 20

Смажьте консистентной смазкой круглое кольцо [7], надетое на штифт. Вставьте штифт в отверстие в клапанном корпусе. Будьте осторожны с уплотнением круглого кольца! Туда не должна попасть грязь и нельзя повредить детали кольца неправильным обращением. Вверните штифт ограничителя, сделав 5-6 оборотов по часовой стрелке.

Заправьте систему управления маслом, удалите воздух (см. главу "ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ, УХОДУ И РЕМОНТУ"). Теперь законсервируйте отверстие для штифта смазкой и закройте пробкой [23].

ДЕМОНТАЖ НИЖНЕГО ШТИФТА ОГРАНИЧИТЕЛЯ ДАВЛЕНИЯ В КАРТЕРЕ РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА. Демонтаж и монтаж нижнего штифта ограничителя давления аналогичны смене верхнего штифта.

Внимание! Меры безопасности при демонтаже нижнего штифта аналогичны тем, что описаны выше.

СМЕНА ДЕФЕКТНОЙ КРЫШКИ НА ВАЛУ СОШКИ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Работы, описанные ниже, требуют демонтажа рулевого механизма вместе с сошкой рулевого управления (наименования отдельных деталей см. в разделе "Детали, обзор").

Снимите со стороны сошки рулевого управления крышку корпуса [18].

Отвинтите гайку [19] на валу сошки рулевого управления [4]. Снимите при помощи съемника сошку рулевого управления с вала. Нельзя стучать молотком ни по валу сошки, ни по самой сошке рулевого управления.

Снимите крышку с корпуса. Если крышка сидит плотно, то осторожно отожмите ее край отверткой по всему периметру корпуса. Специального инструмента тут не требуется.

МОНТАЖ КРЫШКИ КОРПУСА [18] СО СТОРОНЫ СОШКИ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Паз в корпусе и пространство вокруг упорной шайбы смажьте смазкой и вручную наденьте крышку.

Слегка постукивая молотком по крышке, поставьте ее на место. Она должна прилегать к корпусу по всему периметру. Смонтируйте сошку рулевого управления, следите при этом, чтобы маркировки на сошке и на корпусе при этом совпадали. Затяните новой гайкой (момент затяжки равен 550 N.m), фиксирующий буртик гайки загоните в две вытачки с торцовой стороны вала сошки по меньшей мере на глубину 2,5 мм.

Сборка производится в обратной последовательности относительно разборки. Проверьте, нет ли повреждений резьбы на крепежных болтах, если есть, замените их новыми.

Используйте только оригинальные болты (12.9)!

Затяните болты усилием от 580 до 700 N.m.

Для монтажа и демонтажа рулевого механизма в автомобиле обратите внимание на указания в главе "ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ, РЕМОНТУ И УХОДУ", а также соблюдайте приведенные правила техники безопасности, не забывайте о требуемых крутящих моментах при затяжке крепежных болтов!

Рисунок 21

Позиция

Наименование

Кол-во комплектов

6

Штифт ограничителя давления

2

7

О-образное кольцо

4

10

Уплотнительное кольцо вала

1

11

Упорное кольцо

1

12

Внутреннее уплотнение от пыли

1

13

Наружная крышка от пыли

1

17

Крышка

1

18

Крышка со стороны сошки

1

19

Предохранительная гайка

2

23

Пробка

80 г

Смазка 80 г

РЕГУЛИРОВКА ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ОГРАНИЧИТЕЛЕЙ ДАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО УСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО ПРИВОДА (вступает в работу при достижении управляемыми колесами предельных углов поворота) RBL - гидроусилители руля.

Инвентарные номера ф. RBL для ремонтных комплектов С-500 V: C-500V - 715-021

1. Съемник {9.075}

2. Крышка с мелкошлицевым соединением для входного вала {9.077}

3. Монтажная оправка для уплотнения входного вала {9.078}

4. Рукоятка для входного вала {9.091)

ФУНКЦИИ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ОГРАНИЧИТЕЛЯ ДАВЛЕНИЯ

1.1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1.1 Это описание относится к ГУРам ф. RBL с механически регулируемым гидравлическим ограничителем давления.

1.1.2 Все работы с системой управления и передающими деталями надо проводить тщательно и добросовестно.

1.1.3 Соблюдайте высшую степень чистоты, работая с системой. Те места системы управления, в которых расположены регулировочные штифты, должны быть чистыми, в случае необходимости почистите их перед началом регулировки. После того, как почистите, выньте плоскогубцами пробки (А).

Внимание! По окончании регулировки снова используйте эти пробки.

1.1.4 Все работы по регулировке следует проводить только при помощи инструмента, допущенного изготовителем автомобиля.

Внимание. Используйте только безупречный инструмент. Если инструмент изношен или с дефектами, это представляет опасность и для вас и для оборудования.

1.2 ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

1.2.1 Гидравлический ограничитель давления гарантирует значительное снижение гидравлического давления в той или иной полости системы управления и предотвращает, таким образом, повышение давления в системе при достижении управляемыми колесами максимального угла поворота.

Тем самым достигается следующее:

- не допускается повышенная температура масла

- насос и вся система управления защищены от длительного действия максимальной нагрузки.

1.2.2. Гидравлический ограничитель давления

Рисунок 2.1 - Клапаны закрыты: А - пробка; С1 - регулировочный болт 1; В - упор; С2 - регулировочный болт 2; D - уплотнительное кольцо; Е1 - седло клапана 1; G - пружина; Е2 - седло клапана 2; J - поршень; F1 - шарик 1; К - корпус клапана; F2 - шарик 2; L - картер рулевого управления; Н1 - нагнетательная полость 1; Н2 - нагнетательная полость 2.

В поршне (J) располагаются в продольном направлении два седла клапанов (Е1 и Е2) с подпружиненными шариками (F1 и F2). В корпусе клапана (К) и в картере рулевого управления (L) находятся зафиксированные регулировочные штифты (С1 и С2), которые входят в нагнетательные полости (Н1 и Н2).

При перемещении поршня в правое или левое конечное положение регулировочные штифты давят на шарики (FI, F2) в седлах клапанов (Е1 и Е2). Шарики поднимаются. Клапан ограничителя давления остается закрытым до тех пор, пока из-за движения поршня регулировочный штифт не отожмет шарик от седла клапана.

Рисунок 2.2 - Клапан слева открыт

При перемещении поршня влево шарик (F2) из-за давления в нагнетательной полости (Н2) поднимется от седла клапана (Е2), давление прижмет шарик (F1) к седлу клапана (Е1), клапан создаст герметичность.

При дальнейшем перемещении поршня влево шарик (F1) перед тем, как будет достигнуто конечное положение поршня, нажмет на регулировочный штифт (С1). Шарик (F1) отожмется седлом клапана (Е1).

Рисунок 2.3 - Клапан справа открыт

Когда шарик (F1) поднимется от седла клапана (Е1), обе нагнетательные полости (Н1 и Н2) соединятся друг с другом. Масло, находящееся под давлением в нагнетательной полости (Н2) потечет в полость (Н1), а она соединена сливным каналом с масляным бачком.

При перемещении поршня вправо процесс протекает аналогично описанному, только в обратном направлении.

После того как клапан ограничителя давления откроется, поршень в системе управления может двигаться влево/вправо до механического упора. В зависимости от сопротивления в системе управления управление будет теперь невозможно или только с большой затратой усилий при значительно сниженной гидравлической поддержке.

2 РЕГУЛИРОВКА ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ОГРАНИЧИТЕЛЯ ДАВЛЕНИЯ

2.1 РЕГУЛИРОВКА НА ЗАВОДЕ-ИЗГОТОВИТЕЛЕ

Первая настройка гидравлического ограничителя давления осуществляется на заводе- изготовителе. Настройка производится по параметрам или по согласованию с изготовителем.

2.2 РЕГУЛИРОВКА НА АВТОМОБИЛЕ

2.2.1 В нагнетательный трубопровод между насосом и системой управления следует вставить манометр (рисунок - 2.4). Предел давления манометра должен быть на 20% выше максимального давления в системе управления.

М - Регулировочный штифт (С 1) гидравлического ограничителя давления для отклонения сошки рулевого управления в направлении М;

Р - Регулировочный штифт (С2) гидравлического ограничителя давления для отклонения сошки рулевого управления в направлении Р

2.2.2 У автомобилей, управляемая ось которых выполнена как жесткая ось (т.е. с подвеской на поперечной рессоре), при помощи подъемника приподнимите этот мост так, чтобы управляемые колеса были разгружены. У автомобилей с независимой подвеской колес поставьте управляемые колеса на вращающиеся диски так, чтобы их можно было равномерно нагружать и, таким образом, избежать неточности настройки путем различного подпружинивания колес.

2.2.3 Проверьте или отрегулируйте угол поворота колес (регулировочный болт у поворотного кулака). Затем, при двигателе, работающем на холостом ходу, провести регулировку гидравлического ограничителя давления. Температура масла (20 - 50) °С.

Рисунок 2.5 - Расстояние до упора колеса

2.2.4 Помощник должен как на левом, так и на правом упоре оси придерживать металлическую пластинку толщиной 2 мм (рисунок - 2.5).

Внимание. Соблюдайте рекомендации изготовителя автомобиля. Соблюдайте осторожность при обращении с инструментом, работающем под давлением. Не забывайте об опасности, пластинка при поддерживании может смяться. При отпускании обращайте внимание на подпружиненные детали.

При достижении левого или правого упора оси дистанционной пластинки нужно полностью добиться крайнего положения клапана. Это достигается тогда, когда рулевое колесо с усилием (50-100) N проворачивается влево или вправо и выдерживается в этом состоянии около 5 секунд. При испытаниях число оборотов двигателя (около 1200 мин-1) должно быть в регулируемом диапазоне гидронасоса. И вот в таком полностью крайнем положении клапана нужно считать давление масла по манометру.

2.2.5 Настройка/проверка при помощи 2 мм толщины пластинки (рисунок - 2.5). В ходе такой проверки необходимо убедиться, что гидравлическое ограничение давления действует по достижения упора колеса.

При левом или при правом упоре колеса клапан управления приводится в крайнее положение (усилие руки на рулевом колесе 50-100 N). В этой позиции надо считать давление масла по манометру.

Давление масла должно по сравнению с максимальным давлением начинать падать до (5±2) атм., напр, максимальное давление 150 атм.

Падение давления на 147 до 143 атм. Если это не так, нужно откорректировать регулировку гидравлического ограничителя давления по пункту 2.2.6.

2.2.6 Перемещение регулировочных штифтов нужно производить при нейтральном положении клапана управления (рулевое колесо отпустить) и при холостом числе оборотов двигателя.

Внимание.Регулировочные штифты предохранены от вывинчивания.

И все-таки не наклоняйтесь в этом месте, чтобы при неосторожном обращении ненароком ничего не вылетело или не выплеснулось масло.

В процессе регулировки нужно вворачивать регулировочные болты до упора очень осторожно с очень малым моментом. Если момент вывинчивания очень сильно повышается, то упор (В) может отжаться из своей державки. Это требуется только при демонтаже регулировочных штифтов.

При регулировке нужно иметь в виду:

- если при проверке согласно пункту 2.2.5. падение давления слитком мало, то регулировочный штифт (С1 или С2) нужно вращением вправо ввернуть поглубже (см. п. 2.2.1, рисунок - 2.4).

- если при проверке согласно пункту 2.2.5. падение давления слишком велико, то регулировочный штифт (С1 или С2) нужно вращением влево вывернуть (см. п. 2.2.1, рисунок - 2.4).

Внимание. Регулировочный штифт фиксируется в своем положении.

Усилием натяга уплотнения дополнительной страховки не требуется.

2.2.7 Механизм управления вращаем до достижения левого и правого упора колеса на оси. В том или другом полностью крайнем положении клапана (усилие руки на рулевом колесе 50 - 100 N) считайте давление масла по манометру. Остаточное давление в системе управления должно при потоке равняться (6-12) л/мин

Такая проверка должна показать, что при упоре колеса на оси клапан гидравлического ограничителя давления по сравнению с измерением по пункту 2.2.6 должен быть открыт шире и должно быть достигнуто более высокое падение давления.