Назад

Силовой агрегат. Двигатель и его системы

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ

Двигатель, сцепление и коробка передач объединены в одном блоке, называемом силовым агрегатом.

Автобусные шасси КАМАЗ могут быть укомплектованы силовыми агрегатами, состоящими из двигателя (EURO 3) :

- мод. 740.65-240 (КАМАЗ) с автоматической гидромеханической передачей (ГМП) (фирмы "VOITH") или автоматической коробкой передач (AKII “ZF-ECOMAT”);

- мод. “CUMMINS ISBe” (фирмы "CUMMINS") с автоматической гидромеханической передачей (ГМП) (фирмы “VOITH") или автоматической коробкой передач (АКП “ZF-ECOMAТ”);

- мод. “CUMMINS ISBe” (фирмы “CUMMINS") или моделей 740.65-240 и 740.62-280 (КАМАЗ) и механической коробкой передач мод. “6S-1200 ВО” (фирмы “ZF”) со сцеплением мод. MFZ 430 (фирмы "SACHS").

ПОДВЕСКА СИЛОВОГО АГРЕГАТА

Подвеска силового агрегата эффективно снижает ударные нагрузки при движении по неровностям дороги и полностью гасит реактивные моменты, возникающие при работе двигателя. Она состоит из одной передней, двух задних и поддерживающей опор.

ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА состоит из двух круглых амортизаторов, представляющих собой резиновую подушку 4 (см. рисунок 16 - Передняя опора)с опорными шайбами 7 и стяжными болтами 1, с помощью которых они крепятся к балке передней опоры двигателя (для двигателей мод. «КАМАЗ» амортизаторы опоры расположены по оси силового агрегата - см. рисунок 16; для двигателей фирмы “CUMMINS” - по краям).

ЗАДНИЕ ОПОРЫ расположены с обеих сторон картера сцепления. Каждая из опор состоит из кронштейна 8 (см. рисунок 17 - Задняя опора),прикрепленного к картеру сцепления 9; башмака 1, соединенного с кронштейном стяжным болтом 2; кронштейна 3, который охватывает башмак и присоединен болтами к лонжерону каркаса основания шасси.

Между крышкой 4, кронштейном и башмаком расположена резиновая подушка 5, выполняющая функцию гасителя колебаний. Для защиты от повреждений подушки сверху опоры установлен защитный колпак 7.

Башмак, изготовленный из алюминиевого сплава, предохраняет от смятия запрессованная в него стальная втулка 6.

ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ ОПОРА состоит из балки 5 (см. рисунок 18 - Поддерживающая опора),которая крепится к лонжеронам 8 каркаса основания шасси с помощью кронштейнов 3 через проставку 7; резиновой подушки 1 с накладкой 6 и обоймой 2. Регулирование установки опоры осуществляется подбором плоских шайб 4.

Рисунок 16 - Передняя опора (для двигателей мод. КАМАЗ): 1 - стяжные болты; 2 - балка передней опоры; 3 - двигатель; 4 - резиновая подушка опоры; 5, 6 - платики; 7 - опорная шайба

Рисунок 17-Задняя опора (для двигателей мод. КАМАЗ): 1 - башмак; 2 - стяжной болт; 3 - кронштейн лонжерона; 4 - крышка; 5 - резиновая подушка опоры; 6 - втулка башмака; 7 - защитный колпак; 8 - кронштейн двигателя; 9 - картер сцепления

Рисунок 18 - Поддерживающая опора (для двигателей мод. КАМАЗ): 1 - подушка опоры; 2 - обойма подушки; 3 - кронштейн балки; 4 - регулировочные шайбы; 5 - балка опоры; 6 - накладка подушки; 7 - проставка; 8 - лонжерон

ДВИГАТЕЛЬ И ЕГО СИСТЕМЫ

Двигатели EURO 3 мод. «CUMMINS ISBe 250.30» (Англия) или мод. «CUMMINS ISBe 6,7-270» (см. рисунок 19 - Общий вид двигателя фирмы “CUMMINS,r) - четырехтактные дизели жидкостного охлаждения с рядным расположением шести цилиндров, турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа "воздух-воздух", с электронной системой управления (ЭСУД).

Двигатели EURO 3 моделей 740.65-240 и 740.62-280 (см. рисунки 20 и 21 - Продольный разрез двигателя мод. «КАМАЗ» автобусной комплектации) - четырехтактные дизели жидкостного охлаждения с V - образным расположением восьми цилиндров, турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа "воздух-воздух", с электронной системой управления (ЭСУД).

Внимание.

1) Описание устройства двигателей EURO 3 моделей «CUMMINS ISBe» и их систем, требования к эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию двигателей фирмы “CUMMINS” приведены в Руководствах по эксплуатации на данные двигатели (прикладываются к шасси).

2) Подробные сведения о конструкции, техническом обслуживании двигателей EURO 3 моделей 740.65-240 и 740.62-280 (КАМАЗ) приведены в Руководстве по эксплуатации «Двигатели КАМАЗ нового поколения» (740.60-3902001 РЭ).

Базовой деталью двигателя является блок цилиндров, на котором установлены и закреплены агрегаты и детали. В расточки полублоков установлены гильзы цилиндров «мокрого» типа. Сверху гильзы цилиндров закрыты головками, отдельными на каждый цилиндр. Снизу блок цилиндров закрыт масляным картером.

В блоке цилиндров на пяти подшипниках скольжения расположен распределительный вал. Коленчатый вал установлен в нижней части блока.

Система охлаждения - жидкостная, закрытого типа, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости.

Система смазочная - комбинированная.

Система питания - разделенного типа с V-образным или рядным топливным насосом высокого давления с электронным регулятором.

Система управления - электронная.

Система охлаждения наддувочного воздуха - с охладителем типа “воздух-воздух”.

Рисунок 19 - Общий вид двигателя ф. «CUMMINS»: 1 - картер маховика; 2 - впускной патрубок ТКР (от воздухоочистителя); 3 - выпускной коллектор; 4 - крышка головки цилиндров; 5 - выпускной патрубок ТКР (к ОНВ); 6 - ТКР; 7 - выпускной патрубок ТКР (для отработавших газов); 8 - генератор; 9 - водяной насос; 10 - шкив ремня привода вентилятора; 11 - ремень привода водяного насоса и генератора; 12 - масляный фильтр; 13 - сливной маслопровод ТКР; 14 - масляный картер; 15 - регулятор ТКР; 16 - стартер; 17 - пробка сливного отверстия

Рисунок 20 -Продольный разрез двигателя мод. «КАМАЗ» автобусной комплектации: 1 - топливный насос высокого давления; 2 - привод ТНВД; 3 - компрессор; 4 - картер агрегатов; 5 - маховик; 6 - картер маховика; 7 - коленчатый вал; 8 - масляный картер; 9 - форсунка охлаждения поршня; 10 - масляный насос; 11 - гаситель крутильных колебаний; 12 - шкив коленчатого вала; 13 - турбокомпрессор; 14 - маслоналивной патрубок

Рисунок 21 - Продольный разрез двигателя мод. «КАМАЗ» (EURO 3) (с рядным ТНВД ф. «BOSCH»): 1 - топливный насос высокого давления (ТНВД); 2 - привод ТНВД

Краткая техническая характеристика двигателей мод. «КАМАЗ»

Модель двигателя

740.62-280

740.65-240

Тип двигателя - дизельный, с воспламенением от сжатия, непосредственным впрыскиванием топлива в камеру сгорания, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа "воздух-воздух", с электронной системой управления (ЭСУД).

Число тактов

четыре

Число цилиндров

восемь

Расположение цилиндров

V-образное, угол развала 90°

Порядок работы цилиндров согласно нумерации

1 - 5 - 4 - 2- 6 - 3- 7 - 8

Направление вращения коленчатого вала (со стороны вентилятора)

правое, по часовой стрелке

Ход поршня и диаметр цилиндра, мм

130x120

Рабочий объем двигателя, л

11,76

Степень сжатия

16,8±0,4

Максимальная полезная мощность (нетто), кВт (л.с.)

176 (240)

206 (280)

Максимальный крутящий момент (нетто), Н.м (кгс.м)

980(100)

1177 (120)

Частота вращения коленчатого вала, мин-1

- номинальная

- при максимальном крутящем моменте на холостом ходу:

- минимальная

- максимальная

1900±50

1300±50

600±20

2150-50

Топливный насос высокого давления с электронным регулятором (V-образный ОАО «ЯЗДА» или рядный ф. «BOSCH»)

«ЯЗДА»

337-23.02

337-23.04

ф. «BOSCH»

PE8P120A920/5RV (0 402 698 818)

Электронный блок управления

«ЯЗДА»

ф. «ЭЛАР А»

50.3763.280

50.3763.240

ф. «BOSCH»

MS6.1.62-280

MS6.1.65-240

Форсунки

«ЯЗДА»

ЯЗДА 274-20

ЯЗДА 274-40, ЯЗДА 274-41

ф. «BOSCH»

АЗПИ 216 или 216 А

Распылители форсунок

«ЯЗДА»

ЯЗДА 335-30

ЯЗДА 335-90, DLLA 148 Р

ф. «BOSCH»

DLLA 148Р 1460 (0 433 171 904) или АЗПИ 904

Давление начала впрыскивания форсункой, МПа (кгс/см 2)

«ЯЗДА»

24,52 - 25,69 (250 - 262)

ф. «BOSCH»

26,48 - 27,66 (270 - 282)

Установочный угол опережения впрыскивания топлива, градусов поворота коленчатого вала до в.м.т.

«ЯЗДА»

9±1

ф. «BOSCH»

11+1

Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2):

- номинальной

- минимальной холостого хода, не менее

392 - 539 (4,0 - 5,5)

98(1,0)

Температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя, °С

75-95

Турбокомпрессоры (ТКР)

S2B/7624TAE/0,76 D9 (ф. “Schwitzer") или ТКР 7С-6

Краткая техническая характеристика двигателей мод. «КАМАЗ» (продолжение)

Фильтр тонкой очистки топлива

740.21-1117010

Элемент фильтрующий топливный

ЭФТ 714-1117040 (740.1117040-01) или ВКЯП 260.165.000 (740.1117040-02) или ЭФТ 001.1117000 (740.1117040-04)

Фильтр очистки масла

7406.1012010

Элемент фильтрующий очистки масла (полно-поточный)

7405.1012040

Элемент фильтрующий тонкой очистки масла (частично-поточный)

7405.1017040 или 7405.1017040-02

Термостат

ТС 107-01

Стартер

СТ142-10 (мощностью 8,2 кВт) или 2502.3708-31 (9,0 кВт) или HEF 95-L24V (5,5 кВт) ф. «BOSCH» или AZF 4554 (4,0 кВт) ф. «ISKRA»

Компрессор воздушный одноцилиндровый (передаточное отношение привода - 0,94)

53205-3509015 или LP 3995 или LP 3998 (ф. «Knorr-Bremse»)

Насос рулевого усилителя (передаточное отношение привода -1,25)

4310-3407200 или 6520-3407200 или 6540-3407200 или 4674117 ф. «РРТ» или ф. «ZF»

Г енератор (передаточное отношение привода -3,19)

Г 3000А.36 — номинальной мощностью 3,0 кВт или мод. 2340.3771 -152 - 4,0 кВт

Таблица 7 - Краткая техническая характеристика двигателей фирмы «CUMMINS»

Двигатели мод. “CUMMINS ISBe

6,7-270

250.30 (Англия)

Тип двигателя - дизельный, с непосредственным впрыскиванием топлива, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа "воздух-воздух"

Максимальная полезная мощность (нетто), кВт (л.с.)

201 (271)

170 (231)

Максимальный крутящий момент (нетто), Н.м (кгс.м)

943 (96)

931 (95)

Рабочий объем, л

6,7

5,9

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

107x124

102x120

Степень сжатия

17,3

Количество цилиндров

шесть

Расположение цилиндров

рядное

Порядок работы цилиндров

1 —5—3—6—2—4

Вращение коленчатого вала (со стороны маховика)

против часовой стрелки

Частота вращения коленчатого вала, мин-1

- максимальная

- при максимальном крутящем моменте на холостом ходу, не более:

- минимальная

- максимальная

2500

1200-1700

600-800

2850

2500

1500

600-800

2850

Давление масла SAE 10W30 в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2):

- номинальной

-минимальной холостого хода, не менее

316(3,2)

69 (0,7)

Стартер, номинальная мощность, кВт

4,0 (ф. “Prestolite”)

4,0 (ф. “BOSCH”)

Генераторная установка (28В; 90А), номинальная мощность, кВт

2,5 (ф. “BOSCH”)

Генераторная установка (28В; 140А), номинальная мощность, кВт

4,0 (ф. “Prestolite”)

Пневмокомпрессор, производительностью, л/мин, при 1250 мин-1

550 (ф. “Knorr-Bremse”)

Насос ГУР номинальной производительностью, л/мин, не менее

16,0 (ф. “ZF”)