Назад

Электропневматический привод управления механизмомпереключения КПП Руководство по эксплуатации 12.4000000 И Часть2

Состояния ЭПК для различных передач разных моделей КП приведены в Таблица 15.

Таблица 15

Номер передачи вкоробкепередач

Состояния ЭПК

КП КамАЗ-1

4

КП КамАЗ-141

КП ЯМЗ-236

КП ЗИЛ

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

нейтраль

2/3 передач 4/5 передач 1/Rпередач

XX

X X

X

XX

X

X

X

XX

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

XX

XX

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

задний ход (R)

X

X

-

-

-

X

X

-

-

-

X

-

-

X

-

-

-

X

X

-

первая

X

-

-

X

-

X

-

-

X

-

X

X

-

-

-

-

X

X

-

-

вторая

X

-

X

X

X

X

-

X

X

X'

X

-

X

X

X

X

-

-

X

X

третья

X

X

X

-

X

X

X

X

-

X

X

X

X

-

X

X

X

-

-

X

четвертая

-

-

X

X

X

-

Х

X

-

X

-

X

X

-

X

X

X

X

-

X

пятая

-

X

X

-

X

-

-

X

X

X

-

-

X

X

X

X

-

X

X

X

Примечания:- состояния ЭПК соответствуют таблице 3 в течении приблизительно 3 сек после каждого на­жатия на педаль сцепления (срабатывания датчика состояния сцепления). По исте-чении 3 сек все ЭПК выключаются;

- "X" - ЭПК включен (есть напряжение на электромагните);

- "-" - ЭПК выключен (отсутствует напряжение на электромагните).

БКС имеет один пневмовход 22 для подключения к пневмосистеме АТС и пять пневмо-выходов 23, 24, 25, 26, 27 для подключения к управляемым пневмоцилиндрам.

На основании БКС установлены элементы подвода воздуха (см. Рис. 106): кран разобщительный 6 - для подключения БКС к пневмосистеме АТС;

- фильтр магистральный 5 - для очистки воздуха;

- клапан редукционный 4 - для снижения давления воздуха до 0,55...0,6 МПа

(5,5.. .6,0 атм) - для КП КамАЗ и ЯМЗ; 0,5.. .0,55 МПа (5,0.. .5,5 атм) - для КП ЗИЛ.

Рис. 106 Элементы подвода воздуха Рис. 107 Фильтр магистральный

1-блок клапанов и соединителей (БКС); 2,3-пнемотрубки; 4-клаиан 1 - корпус; 2 - фильтрующий элемент; 3

редукционный; 5-фильтр магистральный; 6-кран разобщительный; - пружина; 4 - кольцо уплотнительное;

7-угольник ввертный; 8-штуцер ввертный; 9-переходник; 10-штуцер про- 5 - стопорная пластина; 6 - крышка с

ходной; 11-прокладка; 12-прокладка;13-болт;14-болт;15-гайка;16-шайба с седлом
уплотнительным кольцом.

Кран разобщительный имеет два положения (см. Рис. 92): положение "Открыто" - для подвода воздуха в БКС и положение "Закрыто" - для проведения ремонтных и регулировоч­ных работ.

Фильтр магистральный (см. Рис. 107) состоит: из корпуса 1; многоразового фильтрую­щего элемента 2, который прижат к корпусу пружиной 3 при помощи крышки с седлом 6 и стопорной пластины 5; между корпусом и крышкой с седлом установлено герметизирующее кольцо ущютнительное 4. Для очистки фильтра необходимо: нажать на крышку с седлом 6 и, удерживая ее, вытащить стопорную пластину 5; соблюдая осторожность (усилие пружины 3 достаточно большое), снять крышку с седлом 6, пружину 3 и фильтрующий элемент 2, при этом обратить внимание на кольцо уплотнительное 4 (оно может остаться в корпусе 1 или в крышке с седлом 6); очистить фильтрующий элемент 2 и собрать фильтр в обратной последо­вательности, при этом обратить внимание на целостность кольца уплотнительного 4.

В качестве клапана редукционного используется редукционный клапан 15.1772100 привода управления делителем коробки передач КамАЗ-15, который регулируется на давление воздуха 0,55...0,6 МПа (5,5...6,0 атм) - для КП КамаЗ, ЯМЗ и 0,5...0,55 МПа (5,0...5,5 атм) -для КП ЗИЛ. Порядок регулировки - см. п. 4.6.

Допускается эксплуатация ЭПП без редукционного клапана в период обкатки новой или отремонтированной коробки передач. Для этого необходимо подвод воздуха к БКС осу­ществить непосредственно с выхода фильтра магистрального.

БКС в сборе с элементами подвода воздуха устанавливается на верхнюю крышку ко­робки передач: на коробки передач КамАЗ и ЯМЗ - через втулки опорные 28 (см. Рис. 104) с заменой болтов крепления 29 (L= 100мм) верхней крышки коробки передач к картеру коробки передач; на коробки передач ЗИЛ - с помощью дополнительных кронштейнов.

4 Регулировки 4.1 Регулировка трехпозиционного датчика

Регулировка трехпозиционного датчика 2 (см. Рис. 94) проводится при сборке ИМКП.

В эксплуатации необходимость регулировки датчика возникает при его замене.

Для регулировки датчика его надо установить так, чтобы расстояние между плоскостя­ми Г и Д было равно 40,5 ... 41,5 мм.

4.2 Регулировка датчиков выбора

Регулировка датчиков выбора 3 (см. Рис. 93) не предусмотрена.

4.3 Регулировка манжет исполнительного механизма

Регулировка усилия затяжки винтов крепления манжет поршней-наездников исполни­тельного механизма коробки передач проводится при сборке ИМКП.

В эксплуатации данная регулировка производится в соответствии со сроками проведе­ния ТО (см. п.6 руководства) или по мере необходимости в случае нарушения герметичности манжет. Признаком необходимости регулировки манжет является то, что с сапуна коробки передач начинает выбрасывать воздушно-масляную эмульсию (образование масляных пятен вокруг сапуна допускается), так как при нарушении герметичности манжет воздух под давле­нием начинает попадать в картер коробки передач.

Для регулировки винтов крепления 23 (см. Рис. 93) манжет 19 малых пневмоцилиндров ИМКП необходимо:

снять датчики выбора 3;

затянуть винты 23 симметрично относительно центра поршня-наездника 9 моментом

2,3...2,5 кГ-см (0,23...0,25 Н-м);

установить на место датчики выбора.

Для регулировки винтов крепления 23 (Рис. 94) манжет больших пневмоцилиндров ИМКП необходимо:

снять крышки 14 (в сборе с датчиком 2) и 28;

затянуть винты 23 симметрично относительно центра поршня-наездника 11 моментом 3,1...3,5кГ-см(0,31...0,35Н-м);

установить на место крышки 14 (индуктор 15 должен войти в отверстие в датчике 2) и 28.

При затяжке винтов крепления манжет необходимо проявлять повышенное внимание с тем, чтобы не повредить кромки манжет и поверхности цилиндров.

4.4 Регулировка выключателей рычага управления Регулировка концевых выключателей S1 ... S4 (поз 17. Рис. 96) проводится при сборке РУКП. В эксплуатации необходимость регулировки выключателей возникает при их замене.

При замене выключателей S1 ... S4 необходимо устанавливать их через регулировочные шайбы 18 так, чтобы соответствующий выключатель начинал размыкаться при перемещении оси 5 РУКП в положения, указанные на Рис. 97.

4.5 Регулировка хода штока ПГУ Для нормальной работы ЭПП существенным является нормальное функционирование сцепления, поэтому необходимо своевременно регулировать ход штока ПГУ.

Ход штока ПГУ должен соответствовать требованиям руководства по эксплуатации АТС по регулировке привода управления сцеплением.

4,6 Регулировка клапана редукционного Регулировка клапана редукционного (см. Рис. 108) проводится при сборке БКС. В эксплуатации необходимость регулировки возникает при его ремонте или замене на новый. У клапана редукционного 15.1772100 давление воздуха на выходе составляет 0,39...0,45 МПа (3,9...4,5 атм), что недостаточно для нормальной работы ЭПП. Регулировка клапана заключается в установке регулировочных шайб 1 и Б и проверке манометром давле­ния воздуха на выходе клапана.

Рис. 108 Клапан редукционный

1- шайба; 2- штуцер; 3- корпус; 4-пружина; 5-диафрагма 6-гайка накидная; 7-крышка; Б-шайбы регулиро­вочные

Для регулировки клапана необходимо:

слегка ослабить усилие пружины 4, надавив на оба торца клапана (лучше в тисках или струбциной);

отвернуть гайку накидную 6;

соблюдая осторожность (пружина имеет большое усилие) снять крышку 7, пружину и регулировочные шайбы Б;

установить на дно крышки 7 заранее изготовленную шайбу 1 (толщиной 6 мм) и по не­обходимости штатные регулировочные шайбы Б (толщиной 0,5 мм) (обычно 1...3 шт.), а также пружину 4;

установить крышку в сборе с деталями в корпус клапана и, слегка надавив за торцы крышки и корпуса (лучше в тисках или струбциной), завернуть гайку накидную 6, при этом необходимо обратить внимание на правильную установку и целостность диа­фрагмы 5;

замерить манометром давление воздуха на выходе клапана - при давлении воздуха на входе клапана 0,7...0,8 МПа (7,0..8,0 атм) оно должно быть в пределах 0,55...0,6 МПа (5,5.. .6,0 атм) - для КП КамАЗ, ЯМЗ и 0,5.. .0,55 МПа (5Д.5,5 атм) - для КП ЗИЛ; при несоответствии давления воздуха на выходе клапана регулировку повторить.

5 Описание работы электропневмопривода Конструкция ЭПП предусматривает 2 режима работы: основной и резервный.

5.1 Основной режим Для того чтобы начать работу с ЭПП в основном режиме, необходимо: убедиться, что рукоятка РУКП находится в нейтральном положении; включить тумблер питания 1 (Рис. 98) на блоке контроля, предварительно включив выключатель массы АТС;

убедиться, что в коробке передач включена нейтраль (комбинация горящих индикато­ров состояния коробки передач соответствует нейтрали - см. Таблица 14). Далее можно заводить двигатель и после того, как давление в пневмосистеме АТС дос­тигнет номинального значения, можно включать передачи в коробке передач. Для включения/переключения передач необходимо: выжать педаль сцепления;

убедиться, что сцепление разомкнулось (загорелся индикатор состояния сцепления); перевести рукоятку РУКП в положение включаемой передачи;

убедиться, что требуемая передача включилась (комбинация горящих индикаторов со­стояния коробки передач соответствует требуемой передаче - см. Таблица 14); плавно отпустить педаль сцепления.

На стоянке обязательно включите нейтраль в коробке передач и выключите тумблер питания ЭПП.

Если при включении питания ЭПП в коробке передач включена не нейтраль, необхо­димо выжать педаль сцепления (возможно несколько раз) и дождаться включения нейтрали -нейтраль будет включена, если давление воздуха в пневмосистеме АТС достаточно для вклю­чения нейтрали.

Если давление воздуха в пневмосистеме АТС недостаточно для включения нейтрали, но достаточно для размыкания сцепления, необходимо: выключить питание ЭПП;

выжать сцепление и завести двигатель (если в АТС, имеющей "систему блокировки стартера при включенной передаче в КП, на панели приборов имеется кнопка аварий­ной разблокировки стартера, двигатель будет заводиться только при нажатии этой кнопки);

не отпуская педали сцепления довести давление в пневмосистеме АТС до номинально­го;

не отпуская педали сцепления включить питание ЭПП: должна включиться нейтраль. Если давление воздуха в пневмосистеме АТС недостаточно для размыкания сцепления, нейтраль в коробке передач необходимо включить, подав воздух на вход крана 6 (см.Рис. 106) от внешнего источника, или вручную. Для включения нейтрали в коробке передач вручную необходимо:

снять ИМКП с коробки передач;

установить рычаг ИМКП в нейтральное положение;

установить штоки коробки передач в нейтральное положение;

установить ИМКП на коробку передач.

5.2 Резервный режим

Резервный режим предназначен для работы ЭПП при выходе из строя БК.

Использовать этот режим можно непродолжительное время только для того, чтобы дое­хать до места стоянки или ремонта.

Для перехода в резервный режим необходимо заглушить двигатель, выключить "мас­су", отсоединить разъем Х2 от РУКП и разъем XI от БК (см.Рис. 91). Разъем XI присоединить к РУКП.

Включить "массу".

Выжать сцепление и завести двигатель (если в АТС, имеющей систему блокировки стартера при включенной передаче в КП, на панели приборов имеется кнопка аварийной раз­блокировки стартера, в резервном режиме двигатель будет заводиться только при нажатии этой кнопки).

Плавно отпустить педаль сцепления, убедившись, что в коробке передач включена ней­траль.

Переключение передач производится так же, как и при работе в основном режиме, только после каждого перемещения рукоятки РУКП необходимо выдерживать паузу порядка 1 сек.

Например, для переключения с первой передачи на вторую (для коробки передач Ка­мАЗ-14), необходимо:

выжать полностью педаль сцепления; - рукоятку РУКП перевести в положение нейтрали 1/R передачи;

выждать паузу порядка 1 сек.;

рукоятку РУКП перевести в положение нейтрали 2/3 передачи;

выждать паузу порядка 1 сек.;

рукоятку РУКП перевести в положение 2 передачи;

выждать паузу порядка 1 сек.;

плавно отпустить педаль сцепления.

При отпускании педали сцепления после включения нейтрали необходимо проявлять повышенное внимание, чтобы убедиться, что нейтраль действительно включилась, так как в резервном режиме работы индикация о состоянии коробки передач отсутствует.

Запрещается использовать резервный режим работы в случаях возникновения коротких замыканий в цепях ЭПП, о чем свидетельствует загорание или мигание индикатора короткого замыкания 3 (см. Рис. 98) на блоке контроля.

6 Техническое обслуживание и ремонт

Техническое обслуживание (ТО) ЭПП проводить при проведении технического обслу­живания АТС.

Ежедневное обслуживание (ЕО) не требуется. При проведении всех видов ТО:

проверить состояние и герметичность пневмосоединений;

проверить состояние жгутов проводов;

проверить состояние и надежность крепления разъемов;

устранить неисправности.

При проведении ТО-1000 и ТО-2 дополнительно:

подтянуть резьбовые соединения. При проведении ТО-2 дополнительно:

очистить фильтр магистральный согласно п. 3.6;

подтянуть винты крепления манжет ИМКП согласно п. 4.3;

промыть контакты всех разъемов смесью для промывки контактов электронных изде­лий или техническим спиртом. В Таблица 16 приведен перечень возможных неисправностей ЭПП, причины и методы их устранения.

Таблица 16

Неисправность

Причина

Методустранения

При включении тумблера питания индикаторы состояния коробкипе­редач не горят

отсутствуетэлектропитание сгорел предохранитель БК неисправен БК повреждение в жгутепроводов

проверить наличиеэлек­тропитания

заменить предохранительзаменить БК заменить или отремонти­роватьжгут

При нажатии на педальсцепления индикатор состояния сцепления не горит

низкое давление воздухав

пневмосистеме

не прокачан приводПГУ

неисправен датчикдавления

неисправен БК

повреждение в жгутепроводов

давление воздуха довестидо нормы

прокачать привод ПГУзаменить датчик

заменить БК заменить или отремонти­роватьжгут

Индикатор состояниясцепления го­ритпостоянно

неисправен датчикдавления

неисправен БК

повреждение в жгутепроводов

заменить датчик

заменить БК заменить или отремонти­роватьжгут

Передача включаетсяправильно (может включаться сбольшим запаз­дыванием), акомбинация горящих индикаторов состояния коробки пе­редач несоответствует включенной передаче

неисправентрехпозиционный датчик или датчиквыбора пе­редач ИМКП неисправен БК повреждение в жгутепроводов

заменить датчик

заменить БК заменить или отремонти­роватьжгут

Передача включаетсянеправильно

неисправен один из ЭПК

ИМКП

неисправен один из концевых

выключателей РУКП

неисправен ИМКП

неисправен БК

повреждение в жгутепроводов

отремонтировать или заменить ЭПК заменить выключатель

отремонтировать ИМКПзаменить БК

заменить илиотремонти­роватьжгут

Неисправность

Причина

Методустранения

Передача не включается

низкое давление воздуха впневмосистеме

низкое напряжение вбортовой сети

«утыкание» зубьев муфтывключенияпередач (при вклю­чении передачина стоящем АТС)

неисправен механизмблоки­ровки (при включении 1пере­дачи и передачи заднего хода) "заблокировался" ИМКП

неисправен ИМКП неисправна коробкапередач

давление воздуха довестидо нормы

обеспечить номинальноенапряжение в сети повторить процедуру включенияпередачи отремонтироватьмеха­низм блокировки

снять РТМКП; рычаг ИМКП и штоки коробки передач выставить в ней­тральное положение; ус­тановить РТМКП на ко­робкупередач отремонтировать РТМКПотремонтироватько­робку передач

Передача включается соскрежетом или дерганием

не прокачан гидроприводПГУ («ведение» сцепления) неисправенПГУ

неисправно сцепление

неисправна коробкапередач

прокачать гидроприводПГУ

отремонтировать ПГУотремонтироватьсцепле­ние

отремонтировать коробкупередач

Если в АТС, имеющей систему блокировки стартера при включенной передаче в КП, на панели приборов имеется кнопка аварийной разблокировки стартера, при некоторых неис­правностях ЭПП (когда индикация состояния коробки передач на блоке контроля отсутствует или не соответствует действительности) двигатель будет заводиться только при нажатии этой кнопки.

Эксплуатационные качества ЭПП в значительной степени зависят от соблюдения пра­вил эксплуатации, изложенных в данном руководстве.

В эксплуатации ремонт узлов ЭПП рекомендуется проводить только путем замены их на узлы из комплекта запасных частей.

Для безупречной работы всех узлов ЭПП следует применять запасные части заводского изготовления,

7 Меры безопасности

К работе с ЭПП допускаются водители, изучившие устройство, особенности управле­ния и эксплуатации ЭПП.

Запрещается эксплуатация ЭПП с отсоединенными клеммами аккумуляторных батарей во избежание выхода из строя блока контроля.

Запрещается эксплуатация ЭПП с постоянно горящим индикатором состояния сцепле­ния.

Запрещается эксплуатация ЭПП с неисправным приводом управления сцеплением или с неисправным сцеплением во избежание поломки коробки передач.

При проведении сварочных работ необходимо выключить электропитание ЭПП и от­ключить аккумуляторную батарею от сети АТС.

При окончании работ не оставляйте включенной передачу в коробке передач. Если на стоянке передача в КП все же была оставлена включенной, а давление воздуха в пневмосистеме АТС снизилось, можно поступить следующим образом.

Если давление воздуха в пневмосистеме АТС недостаточно для включения нейтрали, но достаточно для размыкания сцепления, необходимо: выключить питание ЭПП;

выжать сцепление и завести двигатель (если в АТС, имеющей систему блокировки стартера при включенной передаче в КП, на панели приборов имеется кнопка аварий­ной разблокировки стартера, двигатель будет заводиться только при нажатии этой кнопки);

не отпуская педали сцепления довести давление в пневмосистеме АТС до номинально­го;

не отпуская педали сцепления включить питание ЭПП: должна включиться нейтраль. Если давление воздуха в пневмосистеме АТС недостаточно для размыкания сцепления, нейтраль в коробке передач необходимо включить, подав воздух на вход крана 28 (см.Рис. 106) от внешнего источника, или вручную. Для включения нейтрали в коробке передач вруч­ную необходимо:

снять ИМКП с коробки передач; установить рычаг ИМКП в нейтральное положение; установить штоки коробки передач в нейтральное положение; установить ИМКП на коробку передач.

Переход в резервный режим работы и обратно производите при неработающем двига­теле и выключенной "массе".

Не используйте резервный режим работы в случаях возникновения коротких замыка­ний в цепях ЭПП.

1.9.1.2 Редакция 6

1 Введение

Настоящее руководство по эксплуатации содержит технические характеристики, краткое описание конструкции, правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта элек­тропневматического привода (ЭПП) коробки передач (КП), а также гарантийные обязательства Поставщика.

В результате постоянного совершенствования конструкции ЭПП возможны несущест­венные расхождения между данным руководством и конкретным изделием.

2 Состав ЭПП В состав ЭПП входят следующие основные узлы:

- исполнительный механизм КП (ИМКП)

- рычаг управления КП (РУКП)

- блок управления (БУ)

- блок индикации (БИ)

- датчик состояния сцепления (Всц)

- механизм блокировки (МБ)

- блок клапанов и соединителей с элементами подвода воздуха (БКС)

- жгут соединительный ИМКП

- жгут соединительный РУКП

3 Техническое описание ЭПП

ЭПП обеспечивает дистанционное переключение передач в КП моделей типа КАМАЗ-142; ЯМЗ-236, 239; СААЗ-695 (ЗИЛ).

ЭПП пригоден для эксплуатации при температуре окружающей среды от - 40°С до +40°С.

Электрическое питание ЭПП осуществляется от бортовой сети автотранспортного средства (АТС):

- номинальное напряжение - 24 В;

- рабочее напряжение - 20...28 В.

Пневматическое питание ЭПП осуществляется от бортовой пневмосистемы АТС:

- номинальное давление воздуха - 0,7 Мпа (7 атм);

- рабочее давление воздуха - 0,6...0,8 Мпа (6...8 атм). Структурная схема ЭПП приведена на Рис. 109.

Схема электрическая соединений и подключений приведена на Рис. 110 и Рис. 111 (для исполнения БКС без коробки коммутационной).

Рис. 109 Струкгурная схема ЭПП

Рис. ПО Схема соединений и подключений общая

Рис. 111 Схема соединений и подключений общая (без коробки коммутационной)

Принцип работы ЭПП следующий (см. Рис. 109): при нажатии водителем на педаль сцепления происходит размыкание сцепления и срабатывание датчика состояния сцепления Всц, контакты которого при этом размыкаются (при наличии пневмогидроусилителя (ПТУ) привода управления сцеплением датчик состояния сцепления Всц срабатывает от воздуха, по­ступающего из силового пневмоцилиндра ПГУ). Сигнал о размыкании контактов датчика Всц поступает на блок управления, о чем говорит загорание индикатора состояния сцепления на блоке индикации. БУ в соответствии с состояниями концевых выключателей РУКП подает напряжение на электропневмоклапаны (ЭПК) Y1...Y5. При соответствующих положениях РУКП (см. п. 3.2) ЭПК подают воздух в соответствующие пневмоцилиндры исполнительного механизма КП, а также в пневмоцилиндр механизма блокировки (при включении 2,3,4 и 5 пе­редач). Воздух к ЭПК поступает от бортовой сети АТС через кран разобщительный, фильтр магистральный и регулятор давления. Информация о состоянии включенных передач поступа­ет от датчиков В1, ВЗ и В204 на БИ (см. п. 3.4). При отпускании педали сцепления (замыкании сцепления) контакты датчика Всц замыкаются и БУ снимает напряжение с ЭПК.

В резервном режиме, когда разъем жгута соединительного ИМКП подключается на­прямую к разъему жгута соединительного РУКП (см. п. 5.4), сигналы от датчика Всц посту­пают через реле резервного режима, расположенное на жгуте соединительном ИМКП со сто­роны БУ, непосредственно на концевые выключатели РУКП и далее на ЭПК. В основном ре­жиме (см. п. 5.1) реле резервного режима не работает.

3.1 Исполнительный механизм коробки передач

Рис. 112 Установка узлов ЭПП на коробку передач типа КАМАЗ-142, ЯМЗ-236

1, 2, 3, 4, 5 - пневмошланги (пневмотрубки).

Рис. 114 Установка узлов ЭПП на коробку передач типа ЯМЗ-239 1, 2, 3, 4, 5 - пневмошланги (пневмотрубки).

ИМКП предназначен для включения пяти передач для движения вперед, передачи зад­него хода (R) и нейтрали.

ИМКП устанавливается на верхнюю крышку коробки передач вместо штатной опоры рычага переключения передач (см. Рис. 112, Рис. ИЗ и Рис. 114).

ИМКП (см. Рис. 115 и Рис. 116) состоит из корпуса 1, состоящего из двух пневмоци-линдров диаметром 80 мм и двух пневмоцилиндров диаметром 40 мм, расположенных пере­крестно; трехпозиционного датчика включения передач 2 (В204); двух датчиков выбора пере­дач 3 (В 1 иВЗ).

Между ИМКП и верхней крышкой КП устанавливается через прокладку 5 пластина 4 (для КП КАМАЗ и ЯМЗ) или пластина в сборе 28 (для КП СААЗ).

Выбор и включение передач производится рычагом 6, который свободно сидит на што­ке 7. Выбор одного из трех штоков включения передач в коробке передач (1/R, 2/3, 4/5 пере­дач) происходит за счет перемещения шток-рейки 8, которая через зубчатое зацепление уста­навливает рычаг 6 в одно из трех положений. Перемещение шток-рейки 8 происходит за счет подачи воздуха в полости малых пневмоцилиндров. На концах шток-рейки установлены под­вижные поршни-наездники 9, при помощи которых происходит выбор центрального штока в коробке передач (например, 2/3 передач для КП КАМАЗ), при этом поршни-наездники упира­ются внутренним диаметром в буртики шток-рейки, а наружным диаметром - в кольца сто­порные 10. Для определения положения шток-рейки 8 (какой шток выбран в коробке передач) установлены датчики выбора передач 3 (В1 и ВЗ). Эти датчики бесконтактные и срабатывают при приближении торцевой плоскости А шток-рейки к плоскости Б датчика на расстояние 2,5мм.

Рис. 115 Исполнительный механизм коробки передач

1 - корпус; 3 - датчик выбора передач (В1 и ВЗ); 4 - пластина; 5 - прокладка; 6-рычаг; 7-шток; 8-шток-рейка; 9-

поршень-наездник; 10-кольцо стопорное; 19-манжета (вкладыш); 21-кольцо упорное; 23-винт; 24-кольцо уплот-

нительное; 28-пластина в сборе; 29-рычаг промежуточный; 30-ось рычага промежуточного; 31-гайка.

Рис. 116 Исполнительный механизм коробки передач

1-корпус; 2-датчик трехпозиционный (В204); 6-рычаг; 7-шток; 8-шток-рейка; 11-поршень-наездник; 12-поршень; 13-кольцо стопорное; 14-крышка; 15-нн-дуктор (сердечник); 16,17,18-кольца уплотнительные; 20-манжета (вкла­дыш); 22-кольцо упорное; 23-винт; 25-гайка; 26-шайба; 27-крышка; 28-пластина в сборе; 29-рычаг промежуточ­ный; 32-винт с цилиндрической головкой и шестигранным углублением под ключ; 33-шпилька; 34-штифт; 35-гайка.

Включение передач происходит за счет сброса воздуха из одной из полостей больших пневмоцилиндров (Рис. 116). Рычаг 6 свободно перемещается вдоль зубъев шток-рейки. Ана­логично, как в малых цилиндрах, поршни-наездники 11 при подаче воздуха в оба пневмоци-линдра устанавливают рычаг 6 в центральное положение (нейтраль в коробке передач), при этом поршни-наездники 11 упираются в буртики на поршне 12 и в кольца стопорные 13 в кор­пусе. В крышке 14 установлен трехпозиционный датчик включения передач 2 (В204), который фиксирует три положения рычага 6 в коробке передач: центральное - нейтраль в коробке пере­дач; два крайних - состояния включенных передач. На торце штока 7 установлен индуктор (сердечник) 15 датчика 2. Датчик 2 является бесконтактным и индуктор 15 свободно переме­щается внутри датчика при движениях штока 7.

Герметичность пневмоцилиндров обеспечивается за счет колец уплотнительных 16, 17, 18 и 24, а также манжет (вкладышей) 19 и 20. Кромки манжет (вкладышей) при-жимаются к трущимся поверхностям кольцами упорными 21 и 22 с помощью винтов 23.

ИМКП смазывается маслом из коробки передач, которое через люк ИМКП попадает к его деталям за счет разбрызгивания шестернями коробки передач.

Подачей воздуха в ИМКП управляют нормальнозакрытые двухпозиционные ЭПК (см. Рис. 117) по сигналам, поступающим от БУ (в основном режиме) или непосредственно от концевых выключателей РУКП (в резервном режиме).

ЭПК состоит: из основания 1, внутри которого установлены фильтр 19, упор 5, пружи­на 7, золотник (клапан впускной) 4, кольцо уплотнительное 8 и седло 6; сердечника 3, внутри которого установлены якорь 10 в сборе с клапаном выпускным 11 и толкателем 9; электромаг­нита 2, который фиксируется своим штифтом в отверстии А во фланце сердечника 3 и крепит­ся к сердечнику с помощью гайки 13 и шайбы стопорной 14. Между электромагнитом 2 и сер­дечником 3 свободно установлены два вкладыша 20. Гайка 13 одновременно через пружину 12 фиксирует якорь 10. Сердечник 3 крепится к основанию 1 четырьмя винтами 21. Между осно­ванием 1 и сердечником 3 установлена маслобензостойкая прокладка 17. Основание 1 имеет три отверстия подвода воздуха в ЭПК и одно отверстие отвода воздуха из ЭПК к рабочим пневмоцилиндрам. Во всех ЭПК, которые собраны в один блок, все отверстия подвода возду­ха, кроме ЭПК Y4 (см.Рис. 112) или, кроме ЭПК Y5 (см. Рис. 113 и Рис. 114), закрыты заглуш­кой 18. Подвод воздуха в блок клапанов осуществляется через отверстие подвода воздуха в ЭПКУ4иливЭПКУ5.

Воздух из пневмосистемы АТС подводится к ЭПК и заполняет подводящую полость основания 1 ЭПК. При включении электромагнита 2 якорь 10, перемещаясь вниз, прижимает клапан выпускной 11 и, одновременно толкая толкатель 9, открывает золотник (клапан впуск­ной) 4. Воздух из подводящей полости через отверстия в упоре 5, через золотник (клапан впу­скной) 4 и отверстие Б поступает к рабочим пневмоцилиндрам.

При выключении электромагнита под действием пружины 7 золотник (клапан впуск­ной) 4 закрывается, а клапан выпускной 11 открывается. Воздух из рабочих пневмоцилиндров через отверстие Б, клапан 11, зазоры между якорем 10 и корпусом сердечника 3 и отверстий в гайке 13 выходит в атмосферу.

При сборке ЭПК необходимо знать, что седло 6 устанавливается на основание 1 так, чтобы паз в седле 6 совпадал по направлению с отверстием Б. При снятии/установке электро­магнита 2 необходимо помнить, что вкладыши 20 свободно установлены на сердечник 3 (до­пускается при установке электромагнита 2 "приклеивать" вкладыши на поверхность сердечни­ка 3 консистентной смазкой типа "Литол").

3.2 Рычаг управления коробкой передач

Рис. 117 Электропневмоклапан: (Электромагнит, поз.2; пружина, поз. 12; гайка, поз. 13 не показаны)

1- основание; 2- электромагнит; 3- сердечник; 4- золотник (клапан впускной); 5-унор; 6-седло; 7-пружина; 8-

кольцо уплотнительное; 9-толкатель; 10-якорь; 11-клапан выпускной; 12-пружина; 13-гайка; 14-шайба стопорная;

15-сапун; 16-электрический разъем; 17-прокладка; 18-заглушка; 19-фильтр; 20-вкла-дыш; 21 -винт.

Рис. 118 Рычаг управления

коробкой передач: 1-рукоятка; 2-фланец; 3-кронштейн; 4-чехол; 5-ось; 6-фиксатор; 7-крышка; 8-пружина; 9-фланец; 10-опора шаровая; 11-кожух; 12-пята; 13-колонка; 14-пружина; 15-колонка; 16-колпачок; 17-выключатель ВК-415; 18-шайба регули-ровочная; 19-шайба; 20-гайка; 21-шплинт; 22-разъем Х4; 2Д-винт; 24-выключатель питания; 25-кнопка диагностики; 26-кнопка разблокировки; 27-плата; 28-предохранитель.

РУКП (см. Рис. 142) предназначен для формирования команд на включение передач в КП и имеет положение нейтрали и 6 фиксированных положений включенной передачи.

Команда на включение той или иной передачи формируется при перемещении рукоятки РУКП 1 (срабатывании концевых выключателей 17).

Концевые выключатели SI, S2, S3, S4 (см. Рис. 119) в исходном положении (рукоятка 1 РУКП расположена по центру) замкнуты.

При перемещении рукоятки 1 в другие положения соответствующие выключатели раз­мыкаются.

В Таблица 17 приведены состояния концевых выключателей S1...S4 при включении пе­редач для различных моделей КП

Таблица 17

Номер пе­редачи вКП

Состояние концевых выключателей

КП КАМАЗ-142

КП КАМАЗ-141

КП ЯМЗ-236

КПСААЗ-695

S1

S2

S3

S4

S1

S2

S3

S4

S1

S2

S3

S4

S1

S2

S3

нейтраль 2/3передач 4/5 передач 1/Rпередач

X

X

X

XX

XX

X

X

X

XX

X

X

X

XX

X

X

X

X

X

X

X

X

XX

X XX

XX

X

X

X

X

X

задний ход

X

X

-

-

X

X

-

-

X

-

-

X

X

X

-

первая

X

-

-

X

X

-

-

X

X

X

-

-

X

-

-

вторая

X

-

X

X

X

-

X

X

X

-

X

X

-

X

X

третья

X

X

X

-

X

X

X

-

X

X

X

-

-

-

X

четвертая

- •

-

X

X

-

X

X

-

-

X

X

-

X

X

X

пятая

-

X

X

-

-

-

X

X

-

-

X

X

X

-

X

Примечание:

- "X" - выключатель замкнут;

- "-" - выключатель разомкнут;

- состояния концевых выключателей для КП КАМАЗ-142 соответствует состоянию концевых выключателей для КП КАМАЗ-152 при включении низшего диапазона в делителе;

- состояния концевых выключателей для КП ЯМЗ-236 соответствует состоянию конце­вых выключателей для КП ЯМЗ-239 при включении низшего диапазона в демультипликаторе.

На кожухе РУКП 11 установлены выключатель питания 24 (красного цвета), кнопка ди­агностики 25 (зеленого цвета) и кнопка разблокировки 26 (красного цвета). Кожух РУКП кре­пится к кронштейну 3 двумя винтами 23.

Для снятия кожуха РУКП необходимо:

- отвернуть винты 23;

- приподнять кожух и отсоединить жгуты выключателя 24 и кнопок 25 и 26;

- снять кожух.

Установку кожуха РУКП производить в обратной последовательности. На кронштейне 3 (см. Рис. 142) расположена плата 27 с предохранителем 28. Из РУКП выходит жгут с разъемом 22 (Х4) для присоединения разъема (Х4) жгута со­единительного РУКП.

Схема электрическая соединений РУКП приведена на Рис. 119. РУКП устанавливается справа от водителя в зоне досягаемости.

3.3 Блок управления

Рис. 119Схема электрическая соединений РУКГТ

Рис. 120 Блок управления

1-разъем XI; 2-разъем Х2. БУ (см. Рис. 120) предназначен для обработки сигналов от выключателей РУКП, дат­чиков состояния сцепления и ИМКП; формирования управляющих сигналов на ЭПК; форми­рования сигналов на БИ для вывода информации о состояниях коробки передач и сцепления, а также для вывода информации в режиме диагностики.


Из БУ выходят два жгута с разъемами 1 (XI) и 2 (Х2). Разъем XIпредназначен для подключения к разъему XIжгута соединительного ИМКП, а разъем Х2 - для подключения к разъему Х2 жгута соединительного РУКП.

На автобусах БУ обычно устанавливается под кожухом на стойке РУКП.

На автомобилях БУ устанавливается в разных местах в зависимости от модели автомобиля.

3.4 Блок индикации

Б И (см. Рис. 121) предназначен для вывода информации водителю о состоянии

КП и сцепления, а также для вывода информации в режиме диагностики.

Информация о состоянии сцепления выводится в зоне А: индикаторы горят - сцепление разомкнуто (педаль сцепления нажата), индикаторы не горят - сцепление замкнуто (педаль сцепления не нажата).

Информация о состоянии КП выводится в зоне Б в виде номера включенной передачи:

- Н - нейтраль;

- 1, 2, и т.д. - номер передачи для движения вперед;

- R - передача заднего хода.

При обнаружении неисправностей загораются индикаторы в зоне В.

Описание информации, выводимой на БИ в режиме диагностики приведено в п.5.3.

БИ устанавливается на панели приборов перед водителем и крепится скобой 1.

БИ имеет разъем 2 (Х5) для подключения к разъему Х5 жгута соединительного РУКП.

3.5 Датчик состояния сцепления

Рис. 121 Блок индикации

1-скоба крепления; 2-разъем Х5; А-зона индикации состояния сцепления; Б-зона индикации состояния КП; В-

зона индикации неисправности.

Рис. 122 Индикация состояния датчиков ИМКП в соответствии с положением рукоятки РУКП (для КП КАМАЗ-142)

Рис. 123 Установка датчика состояния сцепления (для ПГУ КАМАЗ) 1-ПГУ; 2-коробка передач; 3-датчик-реле давления; 4-кронштейн датчика; 5-пневмотрубка; 6-штуцер.

Датчик состояния сцепления (см. Рис. 123 - вариант с ПГУ КАМАЗ) предназначен для определения состояния сцепления - "включено/ выключено".

В качестве чувствительного элемента датчика состояния сцепления используется датчик-реле давления 3 (ММ-128 - для ПГУ КАМАЗ, WABCO, KNORRBREMZE; ММ-126 - для ПГУ Волчанского автоагрегатного завода), контакты которого размыкаются при увеличении давления воздуха в полости А пневмогидроусилителя сцепления до 0,25...0,3 МПа (2,5...3,0 атм) - для датчика ММ-128 или 0,13...0,19 МПа (1,3... 1,9 атм) - для датчика ММ-126. При отсутствии ПГУ в качестве датчика состояния сцепления может использоваться выключатель ВК-415, контакты которого размыкаются при нажатии на датчик.

Датчик давления 3 устанавливается на крышку коробки передач 2 на кронштейне 4 и со­единяется пневмотрубкой 5 с полостью А ПГУ.

Обрыв провода или плохой контакт крепления провода к датчику приводит к тому, что постоянно присутствует сигнал о размыкании сцепления - горит индикатор состояния сцепле­ния А (см. Рис. 121), даже если педаль сцепления не нажата.

Это может привести к попытке включения передачи в КП при случайном перемещении рукоятки РУКП без нажатия на педаль сцепления, но позволяет переключать передачи с неис­правным датчиком давления!

3.6 Механизм блокировки

МБ (см. Рис. 124) предназначен для предотвращения случайного включения передачи заднего хода при возникновении каких-либо отказов ЭПП.

МБ представляет собой пневмоцилиндр 2, установленный вместо штатного предохра­нителя включения передачи заднего хода КП.

Работой пневмоцилиндра управляет ЭПК Y5 (см. Рис. 112, Рис. 113 и Рис. 114) по сиг­налу, поступающему от БУ (в основном режиме) или непосредственно от выключателя РУКП (в резервном режиме).

ЭПК Y5 подает воздух в пневмоцилиндр 2 при включении всех передач, кроме 1 пере­дачи и передачи заднего хода. При этом шток пневмоцилиндра 2 толкает предохранитель Б, который в свою очередь блокирует толкатель В и вместе с ним шток включения 1 передачи и передачи заднего хода. При перемещении водителем рукоятки РУКП в положение выбора 1 передачи и передачи заднего хода напряжение с ЭПК Y5 снимается, давление воздуха в пнев-моцилиндре 2 отсутствует и рычаг ИМКП свободно перемещается в паз штока включения 1 передачи и передачи заднего хода коробки передач.

3.7 Блок клапанов и соединителей с элементами подвода воздуха

Рис. 124 Механизм блокировки

1-пневмошланг; 2-цилиндр пневматический; 3-переходник; 4-прокладка; 5-штуцер ввертный; 6-втулка; 7-шайба; Б-предохранитель; В-толкатель.

БКС (см. Рис. 112, Рис. 113, Рис. 114 и Рис. 125, Рис. 126) предназначен для управления подачей воздуха в пневмоцилиндры ИМКГ1 и МБ по командам БУ и для защиты электриче­ских разъемов от воздействия внешней среды. Элементы подвода воздуха обеспечивают под­ключение к бортовой пневмосистеме АТС и подготовку воздуха (очистку и понижение давле­ния) для подачи в пневмоцилиндры.

БКС объединяет в одном корпусе, защищенном от воздействия внешней среды кожу­хом:

- ЭПК Yl, Y2, Y3, Y4 для управления подачей воздуха в пневмоцилиндры ИМКП;

- ЭПК Y5 для управления подачей воздуха в пневмоцилиндр механизма блокировки;

- разъемы 6, 7, 8, 9, 10 для подключения ЭПК;

- регулятор давления 27 для снижения давления воздуха;

- разъемы 11, 13 для подключения датчиков выбора передач В1 и ВЗ соответственно (для исполнения с коробкой коммутационной - см. Рис. 125);

- разъем 12 для подключения датчика включения передач В204 (для исполнения с ко­робкой коммутационной - см. Рис. 125);

- разъем 14 для подключения жгута соединительного ИМКП (для исполнения с короб­кой коммутационной - см. Рис. 125);

- плату балластных резисторов 15 (для исполнения с коробкой коммутационной - см. Рис. 125).

Все ЭПК собраны в один блок и стянуты двумя болтами 16 и гайками 17. Каждый ЭПК друг с другом соединены через трубку соединительную 18 и кольца уплотнительные 19 и имеют общий подвод воздуха через ЭПК Y4 - для КП типа КАМАЗ-142, ЯМЗ-236 и ЭПК Y5 -для КП типа ЯМЗ-239, СААЗ-695 (ЗИЛ). Для исполнения БКС с коробкой коммутационной (см. Рис. 125) все разъемы ЭПК, датчиков и жгута соединительного ИМКП, а также плата бал­ластных резисторов собраны в одном корпусе - в коробке коммутационной 20. Внутренняя часть коробки коммутационной, где находятся плата балластных резисторов и контакты всех разъемов, изолирована от внешнего воздействия резиновой прокладкой 21.

Регулятор давления может регулироваться от 0 до 1,0 МПа (от 0 до 10 атм). Порядок регулировки описан в п.4.6.

Допускается эксплуатация ЭПП в период обкатки новой или отремонтированной КП с давлением воздуха 0,7...0,8 МПа (7,0...8,0 атм) или без регулятора давления. Для работы без регулятора давления (в том числе и в случае его неисправности) необходимо подвод воздуха к ЭПК Y4 (Y5) осуществить непосредственно с выхода фильтра магистрального.

БКС соединен с ИМКП пневмошлангами (пневмотрубками) 1, 2, 3, 4, а с МБ - с пнев-мошлангом (пневмотрубкой) 5 (см. Рис. 112, Рис. ИЗ и Рис. 114).

В Таблица 18 приведены состояния ЭПК для различных передач разных моделей КП приведены.

Таблица 18

Номер пере­дачи в КП

Состояния ЭПК

КП КАМАЗ- 142

КП КАМАЗ- 141

КП ЯМЗ-236

КПСААЗ-695

Y1

Y2

Y3

Y4

Y5

Y1

Y2

Y3

Y4

Y5

YI

Y2

Y3

Y4

Y5

Y1

Y2

Y3

Y4

Y5

нейтраль

2/3 передач

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

-

X

X

4/5 передач

-

X

X

X

X

-

X

X

X

X

-

X

X

X

X

X

X

X

X

X

1/Rпередач

X

X

-

X

-

X

X

-

X

-

X

X

-

X

-

-

X

X

X

-

задний ход

X

X

-

-

-

X

X

-

-

-

X

-

-

X

-

-

-

X

X

-

Номер пере­дачи в КП

Состояния ЭПК

КП КАМАЗ-142

КП КАМАЗ-141

КП ЯМЗ-236

КПСААЗ-695

Y1

Y2

Y3

Y4

Y5

Y1

Y2

Y3

Y4

Y5

Y1

Y2

Y3

Y4

Y5

Y1

Y2

Y3

Y4

Y5

первая.

X

-

-

X

-

X

-

-

X

-

X

X

-

-

-

-

X

X

-

-

вторая

X

-

X

X

X

X

-

X

X

X

X

-

X

X

X

X

-

-

X

X

третья

X

X

X

-

X

X

X

X

-

X

X

X

X

-

X

X

X

-

-

X

четвертая

-

-

X

X

X

-

X

X

-

X

-

X

X

-

X

X

-

X

X

X

пятая

-

X

X

-

X

-

-

X

X

X

-

-

X

X

X

X

X

X

-

л.

Примечания:

- состояния ЭПК соответствуют Таблица 18 в течение приблизительно 3 сек после каждого включе­ния/выключения передачи. По истечении 3 сек все ЭПК выключаются;

-"X" - ЭПК включен (есть напряжение на электромагните);

-"-" - ЭПК выключен (отсутствует напряжение на электромагните).

- состояния ЭПК для КП КАМАЗ-142 соответствует состоянию ЭПК для КП КАМАЗ - 152 при включении низшего диапазона в делителе;

- состояния ЭПК для КП ЯМЗ-236 соответствует состоянию ЭПК для КП ЯМЗ-239 при включении низшего диапазона в демультипликаторе.

БКС имеет один пневмовход для подключения к пневмосистеме АТС и пять пневмо-выходов 22, 23, 24, 25, 26 для подключения к управляемым пневмоцилиндрам.

На основании БКС (см. Рис. 112) или на отдельном кронштейне (см. Рис. 113, Рис. 114) установлены элементы подвода воздуха:

кран разобщительный - для подключения БКС к пневмосистеме АТС;

фильтр магистральный - для очистки воздуха.

Кран разобщительный имеет два положения: положение "Открыто" - для подвода воз­духа в БКС и положение "Закрыто" - для проведения ремонтных и регулировочных работ.

Фильтр магистральный (см. Рис. 128) состоит: из корпуса 1; многоразового фильтрующе­го элемента 2, который прижат к корпусу пружиной 3 при помощи крышки с седлом 6 и сто­порной пластины 5; между корпусом и крышкой с седлом установлено герметизирующее кольцо уплотнительное 4. Для очистки фильтра необходимо: нажать на крышку с седлом 6 и, удерживая ее, вытащить стопорную пластину 5; соблюдая осторожность (усилие пружины 3 достаточно большое), снять крышку с седлом 6, пружину 3 и фильтрующий элемент 2, при этом обратить внимание на кольцо уплотнительное 4 (оно может остаться в корпусе 1 или в крышке с седлом 6); очистить фильтрующий элемент 2 и собрать фильтр в обратной последо­вательности, при этом обратить внимание на целостность кольца уплотнительного 4.

БКС устанавливается на верхнюю крышку КП: на КП типа КАМАЗ-142 и ЯМЗ-236 - че­рез втулки опорные 29 (см. Рис. 125, Рис. 126) с заменой болтов крепления верхней крышки коробки передач к картеру коробки передач на болты 30 с длиной 100 мм; на КП типа ЯМЗ-239, СААЗ-695 (ЗИЛ) - с помощью дополнительных кронштейнов.

4 Регулировки

4.1 Регулировка трехпозиционного датчика включения передач

Регулировка трехпозиционного датчика включения передач 2 (см. Рис. 116) проводится при сборке ИМКП.

В эксплуатации необходимость регулировки датчика возникает при его замене.

Для регулировки датчика его надо установить так, чтобы расстояние между плоскостя­ми Г и Д было равно 40,5...41,5 мм (для КП типа КАМАЗ-142 или ЯМЗ-236) и 39,0...39,5 мм (для КП типа СААЗ-695).

4.2 Регулировка датчиков выбора передач

Для КП типа СААЗ-695 регулировка датчиков выбора передач 3 (см. Рис. 115) произво­дится при сборке ИМКП на заводе-изготовителе прокладками между датчиком и корпусом ИМКП. Толщина прокладок должна быть равна 7,1 мм минус расстояние от торцевой плоско­сти А шток-рейки до плоскости Б датчика при центральном расположении рычага 6.

Для остальных КП регулировка датчиков не предусмотрена.

4.3 Регулировка манжет исполнительного механизма

Регулировка усилия затяжки винтов крепления манжет поршней-наездников исполни­тельного механизма коробки передач проводится при сборке ИМКП.

В эксплуатации данная регулировка производится в соответствии со сроками проведе­ния ТО (см. п.6 руководства) или по мере необходимости в случае нарушения герметичности манжет. Признаком необходимости регулировки манжет является то, что с сапуна коробки передач начинает выбрасывать воздушно-масляную эмульсию (образование масляных пятен вокруг сапуна допускается), так как при нарушении герметичности манжет воздух под давле­нием начинает попадать в картер коробки передач.

Для регулировки винтов крепления 23 (см. Рис. 115) манжет 19 малых пневмоцилинд-ров ИМКП необходимо:

- снять датчики выбора передач 3;

- затянуть винты 23 симметрично относительно центра поршня-наездника 9 моментом 2,3...2,5 кГ-см (0,23...0,25 Н-м);

- установить на место датчики выбора передач.

Для регулировки винтов крепления 23 (Рис. 116) манжет больших пневмоцилиндров ИМКП необходимо:

- снять крышки 14 (в сборе с датчиком 2) и 27;

- затянуть винты 23 симметрично относительно центра поршня-наездника 11 моментом 3,1...3,5 кГ-см (0,31...0,35 Н-м);

- установить на место крышки 14 (индуктор 15 должен войти в отверстие в датчике 2) и 27;

При затяжке винтов крепления манжет необходимо проявлять повышенное внимание с тем, чтобы не повредить кромки манжет и поверхности цилиндров.

4.4 Регулировка выключателей рычага управления

Регулировка концевых выключателей S1 ... S4 (Рис. 129) проводится при сборке РУКП. В эксплуатации необходимость регулировки выключателей возникает при их замене.

При замене выключателей S1 ... S4 необходимо устанавливать их через регулировочные шайбы 18 так, чтобы соответствующий выключатель начинал размыкаться при перемещении оси 5 РУКП в положения, указанные на Рис. 119.

4.5 Регулировка хода штока ПГУ

Для нормальной работы ЭПП существенным является нормальное функционирование сцепления, поэтому необходимо своевременно регулировать ход штока ПГУ.

Ход штока ПГУ должен соответствовать требованиям руководства по эксплуатации АТС по регулировке привода управления сцеплением.

Рис. 125 Блок клапанов и соединителей на коробку передач типа КАМАЗ-142 и ЯМЗ-236

1,2,3,4,5-электропневмоклапаны (ЭПК); 6,7,8,9,10-разъемы ЭПК; 11,13-разъемы датчиков выбора В1 и ВЗ; 12-разъем датчика трехпозиционного В204; 14-разъем жгута соединительного; 15-плата балластных резисторов; 16-болт; 17-гайка; 18-трубка соединительная; 19-кольцо уплотнительное;. 20-коробка коммутационная; 21-прокладка; 22,23,24,25,26-пневмовыходы; 27-регулятор давления; 28-пневмотрубка; 29-втулка опорная; 30-болт.

Рис. 126 Блок клапанов и соединителей на коробку передач типа КАМАЗ-142 и ЯМЗ-236 (без коробки коммутационной)

1,2,3,4,5-электропневмоклапаны (ЭПК); 6.7,8,9,10-разъемы ЭПК; 16-болт; 17-гайка; 18-трубка соединительная; 19-колыдо уплотнительное; 22,23,24,25,26-пневмовыходы; 27-регулятор давления; 2 8-пневм отрубка; 29-втулка опорная; 30-болт.

Регулировка регулятора давления (см. Рис. 125, Рис. 126и Рис. 129) проводится при сборке БКС.

В эксплуатации необходимость регулировки регулятора давления возникает при его ремонте или замене, а также в случае повышенных усилий включения/выключения передач на новых или ремонтных КП.

Регулировка регулятора давления осуществляется поворотом ручки 1 в сторону "+" (см. обозначение на поверхности ручки) для увеличения давления воздуха или в сторону "-" для уменьшения давления воздуха и проверке манометром давления воздуха на выходе. Для по­ворота ручки необходимо ее приподнять вертикально вверх для снятия с фиксатора (положе­ние "Регулировка" - см. Рис. 129).

Регулировку можно производить и без демонтажа регулятора давления с БКС. Для этого необходимо:

- довести давление воздуха в пневмосистеме АТС до нормы;

- закрыть кран разобщительный;

- отсоединить пневмошланг (пневмотрубку) от МБ;

- подсоединить манометр к отсоединенному пневмошлангу (пневмотрубке);

- открыть кран разобщительный;

- перевести ручку 1 регулятора давления в положение "Регулировка";

- поворотом ручки регулятора установить необходимое давление воздуха - при давле­нии воздуха на входе регулятора давления не менее 0,6 МПа (6,0 атм) оно должно быть в пре­делах 0,55.. .0,6 МПа (5,5.. .6,0 атм) - для КП КамАЗ, ЯМЗ и 0,5.. .0,55 МПа (5,0.-5,5 атм) - для КП СААЗ; во время регулирования давления необходимо выжать педаль сцепления и посто­янно перемещать рукоятку РУКП между положениями выбора 2-3 и 4-5 передач;

- перевести ручку 1 регулятора давления в исходное положение, переместив ее верти­кально вниз до упора.

При отсутствии манометра можно произвести грубую настройку регулятора давления. Для этого необходимо:

- перевести ручку 1 регулятора давления в положение "Регулировка";

- повернуть ручку в направлении "-" (см. обозначение на поверхности ручки) до упора;

- повернуть ручку в направлении "+" на 7...7,5 оборотов - для давления воздуха
0,55...0,6 МПа (5,5...6,0 атм) и на 6,5...7 оборотов - для давления воздуха 0,5...0,55 МПа
(5,0...5,5 атм).

При больших усилиях включения передач на новых или ремонтных КП допускается кратковременная, в период обкатки КП, эксплуатация ЭПП с повышенным давлением воздуха, но не более 0,8 МПа (8,0 атм), или без регулятора давления.

Для работы без регулятора давления необходимо соединить пневмовыход фильтра ма­гистрального с пневмовходом ЭПК Y4 (Y5), не нарушая установленную регулировку регуля­тора давления.

По мере эксплуатации при уменьшении усилий переключения передач в КП рекомен­дуется уменьшать давление воздуха до значения, необходимого для гарантированного переключения передач, поворачивая ручку регулятора давления в направлении "-".

5 Описание работы ЭПП

Конструкция ЭПП предусматривает 4 режима работы: основной режим, режим альтер­нативной индикации, режим диагностики и резервный режим.

5.1 Основной режим

В основном режиме работы индикация включенных передач на БИ осуществляется в цифровом виде (передачи для движения вперед - цифры 1, 2 и т.д., нейтраль - символ Н, пе­редача заднего хода - символ R).

Для того чтобы начать работу в основном режиме, необходимо:

- убедиться, что рукоятка РУКП находится в нейтральном положении;

- включить питание ЭПП выключателем питания 24 (см. Рис. 142) на кожухе РУКП, предварительно включив выключатель массы АТС;

- убедиться, что в КП включена нейтраль (горит символ Н на БИ).

Далее можно заводить двигатель и после того, как давление в пневмосистеме АТС дос­тигнет номинального значения, можно включать передачи в коробке передач. Для включения/выключения передач необходимо:

- выжать педаль сцепления;

- убедиться, что сцепление разомкнулось (загорелся индикатор состояния сцепления);

- перевести рукоятку РУКП в положение включаемой передачи;

- убедиться, что требуемая передача включилась (горит номер включенной передачи);

- плавно отпустить педаль сцепления.

На стоянке обязательно включите нейтраль в КП и выключите питание ЭПП выключа­телем питания 24 (см. Рис. 142).

Если при включении питания ЭПП в КП включена не нейтраль, необходимо выжать педаль сцепления (возможно несколько раз) и дождаться включения нейтрали - нейтраль будет включена, если давление воздуха в пневмосистеме АТС достаточно для включения нейтрали.

Если давление воздуха в пневмосистеме АТС недостаточно для включения нейтрали, но достаточно для размыкания сцепления, необходимо:

- выключить питание ЭПП;

- выжать сцепление и завести двигатель (если на АТС имеется система блокировки стартера при включенной передаче в КП, двигатель будет заводиться только при нажатии кнопки разблокировки 26 на кожухе РУКП (см. Рис. 142));

- не отпуская педали сцепления, довести давление воздуха до номинального;

-не отпуская педали сцепления, включить питание ЭПП: должна включиться нейтраль.
Если давление воздуха в пневмосистеме АТС недостаточно для размыкания сцепления,

нейтраль в коробке передач необходимо включить, подав воздух на вход крана (см. Рис. 112, Рис. ИЗ и Рис. 114) от внешнего источника, или включить нейтраль вручную. Для включения нейтрали в коробке передач вручную необходимо:

- снять ИМКП с коробки передач;

- установить рычаг ИМКП в нейтральное положение;

- установить штоки коробки передач в нейтральное положение;

- установить ИМКП на коробку передач.

5.2 Режим альтернативной индикации

В режиме альтернативной индикации на БИ вместо номера включенной передачи вы­водится состояние датчиков ИМКП в виде комбинации индикаторов.

Каждый индикатор соответствует определенному датчику ИМКП:

- левый индикатор - датчику выбора передач ВЗ (см. Рис. 112, Рис. 113 и Рис. 114);

- правый индикатор - датчику выбора передач В1;

- верхний, центральный и нижний - трехпозиционному датчику включения передач В204.

Состояния индикаторов при включении различных передач для различных моделей ко­робок передач приведены в Таблица 19.

Примечание:

"о" - индикатор выключен; "•" - индикатор включен.

Такой вывод информации о состоянии КП использовался как основной в предыдущих модификациях ЭПП: он позволяет определить номер включенной передач в КП, а кроме этого

позволяет визуально оценить исправность датчиков ИМКП во время работы ЭПП.

Режим альтернативной индикации можно включить в любой момент работы в основном режиме. Для этого необходимо кратковременно нажать и отпустить кнопку диагностики 25 на кожухе РУКП (см. Рис. 142).

Для выхода из режима альтернативной индикации необходимо кратковременно нажать и отпустить кнопку диагностики 25 на кожухе РУКП (см. Рис. 142). ЭПП вернется в основной режим работы.

5.3 Режим диагностики

Рис. 127 Схема электрическая соединений и расположение элементов коробки коммутационной

В процессе работы ЭПП в основном режиме или в режиме альтернативной индикации производится самодиагностика элементов ЭПП. Коды неисправностей, выявленных в процессе самодиагностики, сохраняются в памяти БУ до их принудительного стирания.

Режим диагностики позволяет узнать, какие неисправности возникали при работе ЭПП, а также провести некоторые принудительные тесты элементов ЭПП. Кроме этого режим диаг­ностики позволяет при необходимости изменить код модели коробки передач.

Режим диагностики имеет 5 функций:

- тестирование РУКП;

- тестирование ЭПК;

- просмотр кодов неисправностей;

- стирание кодов неисправностей;

- изменение кода модели коробки передач.

Для включения режима диагностики необходимо:

- включить нейтраль в КП;

- выключить питание ЭПП выключателем питания 24 (см. Рис. 142) на кожухе РУКП;

- нажать кнопку диагностики 25 на кожухе РУКП и, удерживая ее, включить питание ЭПП выключателем питания 24 на кожухе РУКП;

- отпустить кнопку диагностики 25.

Для выхода из режима диагностики необходимо:

- рукоятку РУКП установить в нейтральное положение;

- кратковременно нажать и отпустить кнопку диагностики 25. ЭПП вернется в основной режим работы.

При включении режима диагностики автоматически включается функция «тестирова­ние РУКП». На БИ загорятся 4 индикатора, соответствующие состояниям выключателей РУКП:

- левый - выключатель S3 (S1 для КП СААЗ);

- правый - выключатель S1 (S3 для КП СААЗ);

- верхний - выключатель S2 (S4 для КП СААЗ);

- нижний - выключатель S4 (S2 для КП СААЗ);

При исправном РУКП все 4 индикатора должны гореть.

При перемещении рукоятки РУКП влево, вправо, вперед или назад должен гаснуть со­ответствующий индикатор.

Функция «тестирование РУКП» позволяет визуально без разборки РУКП и какого-либо оборудования проверить исправность РУКП.

Выход из любой функции режима диагностики происходит либо при выборе другой функции режима диагностики, либо при выходе из режима диагностики.

Для включения функции «тестирование ЭПК» необходимо рукоятку РУКП перемес­тить влево и вперед.

На БИ загорится символ К и будет произведено принудительное тестирование элек-тропневмоклапанов на обрыв и короткое замыкание, даже тех, которые не тестируются при

проведении самодиагностики в основном режиме работы. При обнаружении неисправности ее код будет сохранен в памяти БУ.

Для включения функции «просмотр кодов неисправностей» необходимо рукоятку РУКП переместить вправо и вперед.

На БИ загорится либо 00 при отсутствии кодов неисправностей, либо код одной из об­наруженных неисправности, состоящий из 2-х цифр, например, 04.

Для просмотра всех кодов обнаруженных неисправностей необходимо перевести руко­ятку РУКП в нейтральное положение и, перемещая ее вперед или назад, пролистать весь спи­сок.

Перечень кодов неисправностей ЭПП приведен в Таблица 20.

Таблица 20

Код

Содержание неисправности

00

Нет неисправностей

01

Y1(Y3для КП СААЗ): обрыв

02

Y2(Y4 для КП СААЗ): обрыв

03

Y3(Y1для КП СААЗ): обрыв

04

Y4(Y2для КП СААЗ): обрыв

05

Y5:обрыв

06

Реле блокировки стартера: обрыв

21

Y1(Y3для КП СААЗ): короткоезамыкание

22

Y2(Y4для КП СААЗ): короткоезамыкание

23

Y3(Y1для КП СААЗ): короткоезамыкание

24

Y4(Y2для КП СААЗ): короткоезамыкание

25

Y5:короткое замыкание

26

Реле блокировки стартера: короткоезамыкание

45

РУКП: неисправен или S1, или S3

46

РУКП: неисправен или S2, или S4

50

В1 или ВЗ: неисправен или В1, илиВЗ

51

В1: неисправен В1

53

ВЗ: неисправен ВЗ

55

В204: неисправен датчик

56

В204: неисправен датчик илииндуктор

58

Всц: неисправен датчик

Для включения функции «стирание кодов неисправностей» необходимо рукоятку РУКП переместить вправо и назад.

На БИ загорится символ С и будет произведено принудительное стирание всех кодов неисправностей.

Функцией «стирание кодов неисправностей» следует воспользоваться после устранения выявленных неисправностей.

Для включения функции «изменение кода модели коробки передач» необходимо руко­ятку РУКП переместить влево и назад. Данная функция доступна только при отсоединенном разъеме XI или Х10 (см. Рис. 110, Рис. 111).

На БИ загорится текущий код модели коробки передач, состоящий из буквы и цифры, например, К1.

Для изменения кода модели коробки передач необходимо перевести рукоятку РУКП в нейтральное положение и перемещая ее вперед или назад, выбрать нужный код. Последний выведенный на блок индикации код при выходе из данной функции будет сохранен в памяти БУ.

Перечень кодов моделей коробки передач приведен в Таблица 21.

Таблица 21

Код

Модель коробки передач

К1

КАМАЗ-142

К2

КАМАЗ-141

КЗ

ЯМЗ-236

С1

СААЗ-695, СААЗ-3206.70

С2

СААЗ-3206

Код модели коробки передач определяет индикацию номеров передач в коробке пере­дач в соответствии со схемой ее включения.

5.4 Резервный режим

Резервный режим предназначен для работы ЭПП при выходе из строя БУ.

Использовать этот режим можно непродолжительное время только для того, чтобы доехать до места стоянки или ремонта.

Запрещается использовать резервный режим работы при коротких замыканиях в цепях ЭПП. Порядок определения коротких замыканий описан в п.5.3.

Для перехода в резервный режим необходимо:

- заглушить двигатель;

- выключить питание ЭПП выключателем питания 24 (см. Рис. 142) на кожухе РУКП;

- выключить "массу";

- отсоединить разъемы XI жгута соединительного ИМКП и Х2 жгута соединительного РУКП от БУ (см. Рис. 110, Рис. 111) и соединить их друг с другом;

- включить "массу";

- включить питание ЭПП;

- выжать сцепление и завести двигатель (если ' на АТС имеется система блокировки стартера при включенной передаче в КП, двигатель будет заводиться только при нажатии кнопки разблокировки 26 на кожухе РУКП (см. Рис. 142));

-плавно отпустить педаль сцепления, убедившись, что в КП включена нейтраль.
Переключение передач производится так же, как и при работе в основном режиме,

только после каждого перемещения рукоятки РУКП необходимо выдерживать паузу порядка 1 сек.

Например, для переключения с первой передачи на вторую (для КП КАМАЗ-142), не­обходимо:

- выжать полностью педаль сцепления;

- рукоятку РУКП перевести в положение нейтрали 1/R передачи;

- выждать паузу порядка 1 сек.;

- рукоятку РУКП перевести в положение нейтрали 2/3 передачи;

- выждать паузу порядка 1 сек.;

- рукоятку РУКП перевести в положение 2 передачи;

- выждать паузу порядка 1 сек.;

- плавно отпустить педаль сцепления.

При отпускании педали сцепления после включения нейтрали необходимо проявлять повышенное внимание, чтобы убедиться, что нейтраль действительно включилась, так как в резервном режиме работы индикация о состоянии коробки передач отсутствует.

6 Техническое обслуживание и ремонт

Техническое обслуживание (ТО) ЭПП проводить при проведении технического обслу­живания АТС.

Ежедневное обслуживание (ЕО) не требуется. При проведении всех видов ТО:

- проверить состояние и герметичность пневмосоединений;

- проверить состояние жгутов проводов;

- проверить состояние и надежность крепления разъемов;

- устранить неисправности.

При проведении ТО-1000 и ТО-2 дополнительно:

-подтянуть резьбовые соединения.

При проведении ТО-2 дополнительно:

- очистить фильтр магистральный согласно п. 3.7;

- подтянуть винты крепления манжет ИМКП согласно п. 4.3;

- промыть контакты всех разъемов смесью для промывки контактов электронных изде­лий или техническим спиртом.

Перечень возможных неисправностей при работе ЭПП, причины и методы их устране­ния приведены в Таблица 22.

Таблица 22

Неисправность

Причина

Метод устранения

При включении питания ЭПП нетиндикации номера передачи в КП

-отсутствуетэлектропитание

-неисправен БУ

-повреждение в жгутах прово­
дов

-проверить наличие электропи­
тания

-заменить БУ

-заменить илиотремонтировать
жгуты

При нажатии на педаль сце­пления индикатор состоя­ния сцепления не горит

- низкое давление воздуха в
пневмосистеме

-не прокачан приводПГУ

-неисправен датчик состояния
сцепления

-неисправен БУ

-повреждение в жгутах прово­
дов

-давление воздуха довести до
нормы

-прокачать привод ПГУ

-заменить датчик

-заменить БУ

-заменить или отремонтировать
жгуты

Индикатор состояния сцеп­ления горитпостоянно

-неисправен датчик состояния
сцепления

-неисправен БУ

-повреждение в жгутах прово­
дов

-заменить датчик

-заменить БУ

-заменить илиотремонтировать
жгуты

Передачавключаетсяпра­вильно (можетвключаться с запаздыванием), а номер передачи на БИ мигает и/или не соответствуетвключенной передаче

-неисправен один из датчиков
ИМКП (см. п.5.3)

-неисправен БУ

-повреждение в жгутах прово­
дов

-заменить датчик

-заменить БУ

-заменить илиотремонтировать
жгуты

Передача включается не­правильно

- неисправен один из ЭПК
ИМКП(см. п.5.3)

-неисправен один из концевых
выключателей РУКП (см.п.5.3)

-неисправен ИМКП

-неисправен БУ

-повреждение в жгутах прово­
дов

-отремонтировать илизаменить
ЭПК

-заменить выключатель

-отремонтировать ИМКП

-заменить БУ

-заменить илиотремонтировать
жгуты

Передача не включается,при этом возможно мигание номеравключаемой переда­чи на БИ

- низкое давление воздуха в
пневмосистеме

-низкое напряжение в бортовой
сети

-«утыкание»зубьевмуфты
включения передач (при вклю­
чении передачи настоящем
АТС)

-неисправен МБ (при включе­
нии 1 передачи и передачизад-

-давление воздуха довести до
нормы

-обеспечитьноминальноена­
пряжение в сети

-повторить процедурувключе­
ния передачи

-отремонтировать МБ

Неисправность

Причина

Метод устранения

него хода)

-произошла "блокировка"КП

-неисправен ИМКП

-неисправна КП

-снять ИМКП; рычаг ИМКП и
штоки КП выставить в ней­
тральноеположение; установить
ИМКП на КП

-отремонтировать ИМКП

-отремонтировать КП

Передача включается со скрежетом илидерганием

-не прокачан гидропривод ПГУ
(сцепление «ведет»)

-неисправен ПГУ

-неисправно сцепление

-неисправна КП

-прокачать гидроприводПГУ

-отремонтировать ПГУ

-отремонтировать сцепление

-отремонтировать КП

Если на АТС имеется система блокировки стартера при включенной передаче в КП, при некоторых неисправностях ЭПП (когда номер передачи на БИ мигает и/или не соответствует действительности) двигатель будет заводиться только при нажатии кнопки разблокировки 26 на кожухе РУКП (см. Рис. 142)).

Эксплуатационные качества ЭПП в значительной степени зависят от соблюдения пра­вил эксплуатации, изложенных в данном руководстве.

В эксплуатации ремонт узлов ЭПП рекомендуется проводить только путем замены их на узлы из комплекта запасных частей.

Для безупречной работы всех узлов ЭПП следует применять запасные части заводского изготовления.

7 Меры безопасности

Рис. 128Фильтр магистральный


1-корпус; 2-фильтрующий элемент; 3-пружина; 4-кольцоуплотнительное; 5-стопорная пластина; 6-крышка сседлом.


Рис. 129 Регулятор давления 1-ручка; 2-гайка крепления; 3-кронштейн; 4-заглушка; 5-угольник; 6-штуцер; 7,8-гайка накидная пневмотрубки.

К работе с ЭПП допускаются водители, изучившие устройство, особенности управле­ния и эксплуатации ЭПП.

Запрещается эксплуатация ЭПП с отсоединенными клеммами аккумуляторных батарей во избежание выхода из строя блока управления.

Запрещается эксплуатация ЭПП с постоянно горящим индикатором состояния сцепле­ния, кроме случаев, когда необходимо доехать до места ремонта

(см. п. 3.5).

Запрещается эксплуатация ЭПП с неисправным приводом управления сцеплением или с неисправным сцеплением во избежание поломки коробки передач.

При проведении сварочных работ необходимо выключить электропитание ЭПП и от­ключить аккумуляторную батарею от сети АТС.

При окончании работ не оставляйте включенной передачу в коробке передач.

Если на стоянке передача в КП все же была оставлена включенной, а давление воздуха в пневмосистеме АТС снизилось, можно поступить

следующим образом.

Если давление воздуха в пневмосистеме АТС недостаточно для включения нейтрали, но достаточно для размыкания сцепления, необходимо:

- выключить питание ЭПП;

- выжать сцепление и завести двигатель (если на АТС имеется система блокировки стартера при включенной передаче в КП, двигатель будет

заводиться только при нажатии кнопки разблокировки 26 на кожухе РУКП (см. Рис. 142));

- не отпуская педали сцепления довести давление в пневмосистеме АТС до номиналь­ного;

- не отпуская педали сцепления включить питание ЭПП: должна включиться нейтраль.

Если давление воздуха в пневмосистеме АТС недостаточно для размыкания сцепления, нейтраль в коробке передач необходимо включить, подав воздух на вход крана разобщитель­ного (см. Рис. 112, Рис. 113 и Рис. 114) от внешнего источника, или вручную. Для включения нейтрали в коробке передач вручную необходимо:

- снять ИМКП с коробки передач;

- установить рычаг ИМКП в нейтральное положение;

- установить штоки коробки передач в нейтральное положение;

- установить ИМКП на коробку передач.

Переход в резервный режим работы и обратно производите при неработающем двига­теле, выключенном питании ЭПП и выключенной "массе".

Не используйте резервный режим работы в случаях возникновения коротких замыка­ний в цепях ЭПП.