Коробка перемены передач ZF 5 S 42
КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ 5 S42
ZF- ЕКО LITE
Пятиступенчатая синхронизированная коробка передач для легких безрельсовых
транспортных средств
Руководство по эксплуатации
ZFFRIEDRICHSHAFENAG
Ваше транспортное средство оборудовано механической ступенчатой коробкой передач серии ЦФ-Эколайт. Чем лучше Вы знакомы с коробкой передач Эколайт, тем экономичнее Вы сможете ездить на Вашем транспортном средстве. В настоящем Руководстве по эксплуатации Вы получите указания, которые помогут Вам максимально использовать технические преимущества коробок передач ЦФ. Поэтому мы просим водителя перед первой поездкой внимательно прочитать это Руководство по эксплуатации, а также специальные указания изготовителя транспортного средства.
С целью гарантии безопасности эксплуатации транспортного средства соблюдайте, пожалуйста, предписания по техническому обслуживанию. Для проведения работ по техобслуживанию коробки передач и для решения возникающих проблем в Вашем распоряжении имеются специалисты сервисной службы ЦФ. Адреса Вы найдете в прилагаемом буклете.
Счастливого пути с коробкой передач ЦФ желает Вам.
ZF Friedrichshafen AG Geschaftsbereich Nkw-Antriebstechnik 88038
Цф Фридрихсхафен АГ
Отделение: Приводные механизмы для
безрельсовых транспортных средств
88038, г. Фридрихсхафен
Телефон: (0 75 41) 77-0 -Телекс: 7 34 207
Телефакс: (0 75 41) 77-21 58
В настоящем Руководстве по эксплуатации используются следующие указания по технике безопасности:
УКАЗАНИЕ Служит для указания на специальные рабочие операции, методы, информации, использование вспомогательных средств и т. д.
4.1 Техническая характеристика
1 Технические данные
КоробкаКонструкция | Прифланцованный кдвигателю, вертикально |
передачВключение | Все передачи с инерционнойсинхронизацией включения, переключение заднего хода с кулачковымимуфтами |
Управление | Переключение вращающегосявала для дистанционного управления или центральное переключениекоробки передач рычагом |
МеханизмКонструкция отбора | Зависимое от сцепленияпереключение шестерен-кареток, управляемоепневматикой |
мощностиКрутящий момент | Макс. 300 Нм(кратковременный режим работы |
Направлениевращения | Против направлениявращения двигателя |
Масса | Без механизма отборамощности около 67 кг; на каждый механизм отбора мощностидополнительно 12 кг |
Заправкамасла (припервой заправке) | Без механизма отборамощности около 3,5 дм3; на каждый механизм отбора мощностидополнительно около 0,8 дм3. |
Сортмасла | Согласно действующейспецификации смазочных материалов ТЕ-ML 02ЦФ |
Интервалы 1-аязамена | После макс. 5 000 км или125 часов эксплуатации |
заменымасла каждая последующая заменасоответственно | После макс. 90 000 км или2 000 часов эксплуатации, причем не менее одного раза в год при езде вкратковременном режиме работы и на длинные расстояния притемпературах Центральной Европы |
После макс. 45 000 км или1 000 часов эксплуатации, причем не менее одного раза в год при езде вусловиях высоких температур и при обслуживаниистройплощадок |
Передаточные числа коробки передач смотри на заводской табличке на коробке передач.
4.2 Механизм коробки передач
2 Описание 2.1 Конструкция
Установленная в Вашем транспортном средстве пятиступенчатая коробка передач ЦФ серии S 5-42 является коробкой передач с прямой или ускоряющей передачей со встроенным или отдельно установленным картером сцепления.
У нее обычная конструкция коробки передач с блоком шестерен промежуточного вала.
Пары шестерен с инерционной синхронизацией включения передних передач и одна пара шестерен заднего хода с кулачковыми муфтами имеют шестеренчатое зацепление с косыми зубьями.
2.2 Управление переключением передач
В зависимости от типа транспортного средства коробка передач может иметь рычажное переключение передач или переключение вращающегося вала для дистанционного управления. Схема переключения, т. е. расположение передач, зависит при этом от исполнения коробки передач - с прямыми или ускоряющими передачами (см. Рис. 199).
Нейтральное положение всегда находится на среднем проходе (2/3 или 3/4) схемы переключения. Для выбора левого или правого прохода необходимо подать рычаг переключения в нужном направлении, преодолевая упругое усилие, и при включении передач удерживать его.
Прямая передача Ускоряющающая передача
Рис. 199
При исполнении с ускоряющими передачами встроенная блокировка предотвращает прямое переключение с 5-ой передачи на задний ход.
УКАЗАНИЕ Данная блокировка при этом не работает, если переключать на задний ход через нейтральное положение.
Рис. 200
S 5 - 42 с встроенным картером сцепления и переключением вращающегося вала
Рис.201
S 5 - 42 с встроенным картером сцепления и центральным переключением коробки передач рычагом
2.3 Дополнительные агрегаты ЦФ 2.3.1 Зависимый от сцепления механизм отбора мощности NS 42/2 ЦФ
Пятиступенчатая синхронизированная коробка передач S 5 - 42 ЦФ может быть оборудована зависимым от сцепления механизмом отбора мощности NS 42/2 (например, для самосвала, канатной лебедки и т. д.).
Зависимый от сцепления механизм отбора мощности NS 42/2 устанавливается слева и/или справа от коробки передач и приводится в движение промежуточным валом.
Зависимый от сцепления механизм отбора мощности WS 42/2 имеет фланец вала отбора мощности или напрямую соединен с насосом. Подключение или отключение происходит посредством шестерни-каретки. Переключение коробки передач осуществляется через приводной пневмоцилиндр.
УКАЗАНИЕ Зависимый от сцепления механизм отбора мощности NS 42/2 разработан на кратковременный режим работы (
Рис. 202
Силовой поток зависимого от сцепления механизма отбора мощности NS 42/2
3.3.1 Схема расположения передач
Выбор передач осуществляется посредствам рычага переключения передач. Этот рычаг переключения передач имеет в проходе 2/3 (конструкция с прямой передачей) и на 3/4 (конструкция с ускоряющей передачей) так называемое нейтральное положение (смотри Рис. 203, Рис. 204).
Рис. 203 Прямая передача Рис. 204 Ускоряющая передача
Рычаг переключения передач перепрыгивает в нейтральное положение, если его оставить в среднем положении. Для выбора передач 1/R и 4/5 или 1/2 и 5/R необходимо подать рычаг в нужном направлении, преодолевая упругое сопротивление, и при переключении удерживать его. Таким образом, Вы легко найдете каждую отдельную передачу.
3.3.2 Переключение передач
Перемещайте рычаг переключения быстро, без применения большого усилия. Рекомендуется осуществлять перемещение рычага переключения передач открытой рукой, как показано на Рис. 7. При переключении передачи держите рычаг переключения против усилия пружины до тех пор, пока не закончится процесс синхронизации и не установится передача.
Рис. 205
УКАЗАНИЕ Всегда переключайте передачи быстро, при этом усилия переключения будут минимальными. Это особенно важно при холодной коробке передач. Если рабочая температура еще не достигнута, то переключение передачи потребует большего усилия.
Для предотвращения повреждения коробки передач или двигателя переключайте на последующую более низкую передачу только тогда, когда торможением будет достигнута максимальная скорость требуемой передачи.
3.4 Работа зависимого от сцепления механизма отбора мощности NS 42/2 ЦФ
Зависимый от сцепления механизм отбора мощности NS 42/2 ЦФ можно подключать только на стоящем транспортном средстве (нажать на сцепление и подождать около 6 секунд, чтобы остановился промежуточный вал коробки передач). Для отключения необходимо также выключить сцепление.
Работа на стоящем транспортном средстве
Затянуть ручной тормоз, выключить сцепление, основную коробку передач переключить в нейтральное положение, подключить механизм отбора мощности, медленно отпуская сцепление, добавить газ, пока двигатель не заработает равномерно.
Работа на едущем транспортном средстве На стоящем транспортном средстве выключить сцепление, подключить механизм отбора мощности, включить 1-ю передачу и при трогании с места медленно включить сцепление.
УКАЗАНИЕ Так как на неподвижных транспортных средствах давление воздуха в системе падает, то кулачковая муфта механизма отбора мощности выводится из зацепления нажимной пружиной рабочего цилиндра. Как только после запуска автомобиля давление воздуха достигнет требуемого значения, то кулачковая муфта самостоятельно войдет в зацепление. Однако при работающем двигателе последствием тому будет повреждение зубчатого зацепления и из-за этого преждевременный выход из строя механизма отбора мощности.
ОСТОРОЖНО При длительной остановке транспортного средства (например, на ночь)
механизм отбора мощности всегда должен выключаться._______________________________
3.5 Буксировка
Буксировка транспортных средств возможна лишь при нижеследующих условиях: Дистанция буксировки не более 100 км. Допустимая скорость при буксировке 60 км/ч. Ступенчатая коробка передач в нейтральном положении.
УКАЗАНИЕ При буксировке обязательно соблюдать указания изготовителя транспортного средства.
ОСТОРОЖНО При подозрении на поломку коробки передач или при невыполнении од-
ного из вышеописанных условий, необходимо отфланцевать карданный вал на заднем
мосту или демонтировать полуось с фланцем._________________________________________
3.6 Буксировка
Возможен запуск двигателя буксировкой транспортного средства.
ОСТОРОЖНО Во избежание поломки коробки передач запрещается буксировать автомобиль с включенным задним ходом.
3.7 Ввод транспортного средства в эксплуатацию при низких температурах
Коробка передач заполняется маслом согласно спецификации смазочных материалов TE-ML 02 ЦФ, что позволяет пользоваться автомобилем при наружных температурах до -30°С.
При наружных температурах ниже -20 °С после запуска двигателя требуется время для предварительного прогрева коробки передач. До нагрева трансмиссионного масла двигатель должен работать в диапазоне частичной нагрузки на минимальных оборотах.
При наружных температурах ниже -30 °С до запуска двигателя необходимо подогреть коробку передач теплым воздухом до температуры более -30 °С.
При этом необходимо следить за тем, чтобы температура коробки передач не превышала 150 °С.
УКАЗАНИЕ При температурах ниже -30 °С можно перейти на масло для автоматических коробок передач согласно спецификации смазочных материалов TE-ML 14 ЦФ. Для запуска двигателя необходимо тогда руководствоваться специальными предписаниями, которые можно запросить в сервисной службе ЦФ. Необходимо обязательно выполнять предписания изготовителя транспортного средства.
4.4 Техническое обслуживание
4 Техобслуживание 4.1 Сорт масла
УКАЗАНИЕ
Для заполнения коробки передач допускаются лишь сорта масла, указанные в действующей спецификации смазочных материалов ЦФ:
- Трансмиссионные масла согласно спецификации смазочных материалов TE-ML 02 для синхронизированных коробок передач. Применение при температурах до -30 °С. Масла для автоматических коробок передач согласно спецификации смазочных материалов TE-ML 14.
Применение при постоянных температурах от 0 °Сдо-60 °С. УКАЗАНИЕ
Спецификации смазочных материалов Вы можете запросить во всех отделениях сервисной службы ЦФ (адреса смотрите в буклете).
ОСТОРОЖНО При постоянно низких температурах при введении транспортного сред-
ства в эксплуатацию необходимо соблюдать предписания, которые нужно запросить в
сервисной службе ЦФ (адреса смотрите в буклете).
4.2 Количество масла
Определяющим для установления точного количества масла является правильное выполнение заправки маслом (смотри раздел 4.5). Количество масла для заправки указано на заводской табличке (на коробке передач).
УКАЗАНИЕ
При заправке масла следите за наклоном транспортного средства. Автомобиль должен быть в горизонтальном положении (уклон от 0° до макс. 3°).
4.3 Интервалы замены масла
Необходимо соблюдать нижеследующие интервалы замены масла:
Заменамасла Применяемые сортамасел Смотри раздел4.1.1 Первая послемакс. 5 ОООкм Все последующие послемаксимум 90 ООО км причем мин. разв год При использовании настройплощадках, при транспортировке тяжелых грузов, втропиках 45 ООО км или, если пробегдалеко не достигает этого значения, каждые 1 ООО часов эксплуатации,при этом минимум 1 раз в год
4.3 Интервалы заменымасла |
4.4 Слив масла
Для слива масла коробка передач должна быть теплой. Поэтому сливать масло необходимо сразу же после окончания поездки.
Для слива масла необходимо открутить резьбовую пробку маслосливного отверстия в нижней части коробки передач (Рис. 206, поз. 2).
На резьбовой пробке (2) перед ее закручиванием необходимо очистить магнит от продуктов износа и заменить прокладку.
УКАЗАНИЕ На установленном сбоку механизме отбора мощности нет резьбовой пробки для слива масла. Вследствие этого в механизме отбора мощности остается небольшое количество масла.
ОПАСНОСТЬ При сливе горячего масла существует опасность получения ожогов.
4.5 Заправка масла и уровень масла в коробке передач
Заправка масла и контроль уровня масла выполняется при горизонтально стоящем автомобиле. Чистую резьбовую пробку маслосливного отверстия (2) снова закрутить и затянуть с усилием 50 Нм. Затем открыть пробку заливного отверстия (1) и в это отверстие, которое одновременно служит для контроля перелива, залить новое масло, пока оно не начнет переливаться. Затем снова закрутить пробку заливного отверстия (1) и затянуть с усилием 50 Нм.
ОПАСНОСТЬ Слишком малое количество масла ведет к недостаточной смазке, что осо-
бенно опасно при езде в горной местности. Слишком много масла из-за подмешивания
может привести к перегреву коробки передач.
Проверка уровня масла в коробке передач должна выполняться с регулярной периодичностью. Для того, чтобы избежать ошибочных измерений, которые могут появиться вследствие температурного расширения масла, проверку уровня масла нужно производить не сразу после поездки, а после того, как масло успокоится и остынет. Если после проверки будет установлено, что масло опустилось ниже края заправочного отверстия, то необходимо долить масло до перелива. Затем снова закрутить пробку (1) и затянуть ее с усилием 50 Нм.
УКАЗАНИЕ При проверке уровня масла коробку передач необходимо также проконтролировать на наличие всевозможных утечек (в так называемых точках запотевания или в точках утечки масла).
4.6 Проверка сцепления
Для гарантии определенного срока службы и работоспособности синхронизаторов непременным условием является безупречное разъединение сцепления. Тоже самое касается включения зависимых от сцепления механизмов отбора мощности.
Безупречное разъединение сцепления может быть проверено следующим образом: Пустить двигатель на холостой ход и нажать на сцепление.
Не позже, чем через 20 секунд (в зависимости от массы маховика и температуры) медленно включить задний ход.
Если при этом раздается «скрежет» зубчатого зацепления механизма переключения передач (скрежет кулачков муфты включения), то необходимо отъюстировать или проверить сцепление.
4.7 Удаление воздуха
Трансмиссионное масло нагревается при движении транспортного средства. Вследствие этого образовывается избыточное давление, которое необходимо постоянно стравливать через воздушный клапан.
На коробках передач с переключением вращающегося вала воздушный клапан расположен на кронштейне переключения (смотри Рис. 9).
На коробках передач с центральным переключением ступеней передач рычагом удаление воздуха происходит через сильфон (смотри Рис. 10)
УКАЗАНИЕ Следите за тем, чтобы обеспечивалась работоспособность клапана. Воздушный клапан должен быть чистым и не закрытым пластмассовым колпачком.
4.8 Техобслуживание пневматической системы
Если коробка передач оснащена механизмом отбора мощности, то техобслуживани
УКАЗАНИЕ Вместе с ресиверами для сжатого воздуха необходим отвод конденсата из пнев моочистителя с водоотделителем, если он не работает автоматически.
Рис. 209 Схема подключения для пневматического включения расположенного сбоку
механизма отбора мощности NS 42/2.
1 - Клапан включения механизма отбора мощности; 2 - Фильтр сжатого воздуха с водоотделителем и клапаном для слива воды; 3 - Ресивер для сжатого воздуха независимый от ресивера пневматического тормозного привода; 4 - Клапан для слива воды; 5 - Перепускной клапан без оттока; 6 - Механизм отбора мощности со встроенным пневмоцилиндром
4.9 Фирменная заводская табличка
Фирменная заводская табличка содержит основные технические данные коробки передач. Она расположена сбоку на корпусе коробки передач.
При выяснении вопросов, размещении заказов на поставку или на проведение ремонтных работ обязательно указать следующие пункты:
1. Номер коробки передач по спецификации (Stucklisten-Nr. des Getriebes)
2. Тип коробки передач (Тур des Getriebes)
Серийный номер коробки передач (Serien-Nr. des Getriebes)