Назад

КПП 152

1.2 КПП 152

На автомобилях-тягачах, предназначенных для работы в составе автопоездов использу­ется - десятиступенчатая коробка передач модели 152, состоящая из основной пятиступенча­той коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя (Рис. 26). Делитель имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой по­зволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.

Применение делителя передач улучшает тягово-экономические качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота пере­ключения передач рычагом переключения.

Конструктивные отличия коробки передач модели 152 от модели 15:

- усилены шлицы первичного вала делителя, каретки, шестерни первичного вала и муфты синхронизатора за счет увеличения высоты зубьев;

- применено бесшпоночное соединение шестерни и промежуточного вала делителя;

- исключено замковое устройство в шлицевом соединении каретка синхронизатора 4...5 передач и вторичный вал;

- для предотвращения самовыключения 4 и 5 передач увеличен угол утонения зубьев муфт каретки синхронизатора 4...5 передач и, соответственно, зубьев муфты первичного вала и шестерни 4-й передачи, увеличена высота зубьев муфт;

- расширен зубчатый венец шестерни 4-й передачи.

Первичный вал делителя, шестерня первичного вала и зубчатая муфта синхронизатора коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15. Синхронизатор делителя коробки передач модели 152 допускается устанавливать в делитель коробки передач модели 15.

Шестерня промежуточного вала делителя и сам промежуточный вал делителя коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15.

При ремонте коробок передач следует обращать внимание на маркировку вышеназван­ных деталей, которая начинается с числа 152.

Основная пятиступенчатая коробка передач модели 152 максимально унифицирована с коробкой передач модели 142, кроме небольшого числа деталей, изменение конструкции ко­торых вызвано применением делителя передач:

- изменена конструкция первичного вала и крышки заднего подшипника. Между крыш­кой и картером коробки передач отсутствует уплотнительная прокладка;

- передней опорой первичного вала является роликовый подшипник, расположенный в отверстии первичного вала делителя;

- вместо маслонагнетательного кольца на валу на шлицах закреплена гайкой муфта
синхронизатора;

- отсутствует передняя крышка промежуточного вала, вместо нее осевое смещение пе­реднего подшипника промежуточного вала ограничивает распорная втулка, которая одновре­менно является и маслоотражательной шайбой;

- масляные ванны коробки передач и делителя сообщаются между собой двумя отвер­стиями, имеющимися в нижней части переднего торца коробки передач и в задней стенке де­лителя.

Осевой ход первичного вала регулируется стальными прокладками толщиной 0,2 и 0,3 мм.

В Таблица 6 приведена техническая характеристика коробки.

Рис. 25 Коробка передач десятиступенчатая модели 152

На Рис. 25: 1 - вал первичный делителя; 2 - крышка заднего подшипника первичного вала делителя; 3, 9, 30 - прокладки регулировочные; 4 - подшипник передний роликовый пер­вичного вала; 5 - вал первичный КП; 6 - гайка кольцевая; 7 — шайба; 8 - муфта синхронизато­ра; 10 - крышка заднего подшипника первичного вала КП; 11 - кронштейн реактивной тяти; 12

- опора рычага; 13 - рычаг; 14 - шпонка; 15 - валик; 16 - гайка; 17 - болт регулировочный; 18 -прокладка; 19 - ось блока шестерен заднего хода; 20, 38 - шайбы упорные; 21 - блок шесте­рен заднего хода; 22 - роликоподшипник; 23 - болт; 24 - шайба стопорная; 25 - крышка верх­няя; 26, 39- прокладки уплотнительные; 27 - крышка заднего подшипника вторичного вала; 28

- кольцо стопорное; 29 - шарикоподшипник задний вторичного вала; 31 - червяк привода спи­дометра; 32, 47 - манжеты уплотнительные; 33 - гайка крепления фланца; 34 - фланец крепления карданного вала; 35 - стакан заднего подшипника промежуточного вала; 36 -крышка подшипника; 37 - роликоподшипник сферический; 40 - вал промежуточный; 41 - кар­тер коробки передач; 42 - вал вторичный; 43 - коробка передач основная пятиступенчатая; 44

- втулка распорная; 45 - прокладка уплотнительная; 46 - делитель передач; 48 - вилка выклю­чения сцепления; 49 -вал вилки выключения сцепления; 50 - муфта выключения сцепления.

Таблица 6

Тип коробки передач

механическая десятиступенчатая, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднегодвухступен­чатого редуктора — делителя передач, соединенных в одномагрегате

Макс, входной крутящий момент, Н-м

850

Передаточные числа

1Н-7,824Н-1.53lB-6,384B-1,25

2Н-4,035Н-1,00

2В-3,295В-0,815 ЗН-2,5ЗХН - 7, 38 2В-2,04ЗХВ - 6, 02

Подшипники валов:

первичный вал коробки пере­дач

первичный вал коробки дели­теля

вторичный ват

промежуточный вал коробки передач промежуточный валделителя

передний роликовый, задний шариковый

шариковые

передний роликовый, задний шариковый переднийроликовый, задний двухрядный роликовый сфери­ческий переднийшариковый, задний роликовый

Подшипники шестерен

роликовые двухрядные с сепараторами без колец,подшип­ник шестерни четвертойпередачи роликовый, без сепаратора

Синхронизаторы

инерционного типа, пальчиковые с латуннымиконусными кольцами

Шестерни

с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачизадне­го хода, постоянного зацепления

Привод спидометра

двухступенчатый, состоит из постоянной червячнойпары и сменной пары цилиндрическихпрямозубых шестерен

Система смазывания

комбинированная, вседетали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач и делителяимеют, кроме того, дополнительнуюподпитку от маслонагнетающе-го устройства

Отбормощности

от основнойкоробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ 12323—66; с правойстороны—от зубчатого венца блокашестерен заднего хода; с левой—от зубчатого венца шестерни заднегохода промежуточного вала

Управлениекоробкой передач

механическое, сдистанционным приводом для основной коробки и пневматическое преселекторносдля делителя

Делитель передач (Рис. 26) - механический редуктор состоит из одной пары цилинд­рических шестерен, первичного 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.

Осевой ход первичного вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщи­ной 0, 2 и 0, 3 мм, устанавливаемых между задней крышкой 5 и наружным кольцом шарико­подшипника. На заднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвра­щающего самовыключение передач в делителе. На шлицах подвижно посажен инерционный синхронизатор 7 пальчикового типа.

Ведущая шестерня 8 вращается на двух роликовых подшипниках 9. Маслонагнетающее кольцо 3 подает масло по наклонным сверлениям первичного вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы первичного и вторичного валов основной коробки передач.

Промежуточный вал 11 делителя с напрессованной шестерней привода промежуточно­го вала вращается на двух подшипниках: переднем 12 и заднем 10.

Механизм переключения передач делителя закреплен на картере делителя слева (Рис. 27).

Рис. 26 Делитель передач Рис. 27 Механизм переключения передач делителя

1,5 — винты установочные; 2 - корпус механизма иере-

1 - прокладки регулировочные; 2 - вал пер- ключения; 3 - крышка смотрового люка;

вичный; 3 - кольцо маслонагнетающее; 4 - 4 - контргайка; 6, 17 - кольца уплотнительные;

шарикоподшипник; 5 - крышка задняя под- 7 - крышка цилиндра; 8 - поршень цилиндра; 9 - ман-

шипника первичного вала; 6 - крышка люка; 7 жета поршня; 10, 16 - прокладки уплотнительные; 11 —

- синхронизатор делителя в сборе; 8 - тестер- поршень воздухораспределителя; 12 - цилиндр воздухо-

ня первичного вала; 9 - подшипники шестерни распределителя; 13 - гнездо воздухораспределителя; 14

первичного вала; 10 - роликоподшипник зад- - золотник воздухораспределителя; 15 - корпус возду-

ний; 11 - вал промежуточный; 12 - подшипник хораспределителя; 18 - заглушка

В качестве воздухораспределителя в механизме переключения передач делителя может использоваться воздухораспределитель производства «Саратовдизельаппарат», показанный на Рис. 28. При сборке необходимо:

1. Трущиеся поверхности смазать ЦИАТИМ 221 ГОСТ 9433-80;

2. Затяжку винтов 17 производить Мкр=7,35.. .9,8 Нм;

3. После сборки проверить перемещение золотника 5: влево - до соприкосновения упора 6 с втулкой корпуса 1 под действием пружин поз.9,10,11; вправо - до со­прикосновения поршня 7 с втулкой корпуса 1 под действием воздуха, подавае­мого к отв. И под давлением 392,4...441,5 кПа. Перемещение золотника должно быть плавным, без рывков и заеданий;

4. Воздухораспределитель проверить на герметичность при давлении сжатого воз­духа 981 кПа:

- при заглушённом отв. Г и подводе воздуха к отв. Е;

- при заглушённом отв. Д и подводе воздуха к отв. Е и И. Утечки воздуха из-под золотника - не более 6 см3/мин.

5. После испытаний отверстия в корпусе поз.1 заглушить пробкой поз. 13 и устано­-
вить транспортную пластину поз. 12.

На Рис. 29 изображена общая компоновка такого воздухораспределителя.

При отсутствии воздуха в полости И, усилие трех сжатых пружин перемещает золотник 6 в крайнее левое положение. При подаче управляющего давления в полость И, поршень 7 пе­ремещается вправо открывая доступ воздуха в рабочий цилиндр механизма переключения. Из другой полости цилиндра идет сброс давления в атмосферу.

В полость Е подводится давление от редукционного клапана 25.

Установка пневмопривода управления переключателем делителя показана на Рис. 30.

После сборки произвести регулировку положения болта 9 для чего:

- ввернуть болт 9 в кронштейн так, чтобы при нажатой до упора педали сцепления
головка болта не касалась крана;

- ^трубку 38 (маркированную на конце изолентой синего цвета) присоединить к

боковому выводу Д воздухораспределителя;

- нажать педаль сцепления до упора и удерживать в этом положении;

- ввернуть болт 9 до соприкосновения его сферической части с плоскостью голов­ки штока крана пневматического;

- дополнительно вывернуть болт 9 на 3,5...4 оборота, обеспечив утапливание го­ловки штока на 4,5.. .5 мм;

- завернуть контрогайку.

Соединить между собой трубки 40 и П (маркированные на концах изолентой синего цвета), присоединить к крестовине 11. Трубку 40 (маркированную на конце изолентой белого цвета). На чистую коническую резьбу угольника 26 и ответной детали нанести герметик «Лок-ктайт 5922». Хомут 13 установить вместо шайбы полоской 8x20 1/26467/01, входящей обечай­ки вентилятора. Перекручивание воздухопроводов не допускается. Соединение воздухопрово­дов проверить на герметичность сжатым воздухом под давлением (588,6+49,5) кПа. Утечка воздуха не допускается. Воздухопроводы 7, 38, 40 скрепить хомутами Г или лентой спираль­ной с пучком воздухопроводов пневмосистемы автомобиля.

Рис. 28 Воздухораспределитель производства «Саратовдизельаппарат»

Рис. 30 Установка пневмопривода управления переключением делителя передач

Дистанционный привод управления основной коробкой передач (Рис. 31) состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага переключения передач, ук­репленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней 10 и промежуточной 17 тяг управления, которые перемещаются в сферических втулках 13 изготовленных из металло­керамики, которые уплотнены резиновыми кольцами 12 и поджаты пружиной 14 к сухарю 11. Сферические опоры передней тяги размещены в расточке кронштейна опоры 2 и в картере маховика. Опора промежуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами 24 регулиро­вочный фланец 18.

Рис. 31 Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели 152

1 - кран управления делителем; 2 - опора рычага переключения передач; 3 - переключатель крана; 4 - рычаг переключения передач; 5 - трос крана управления с оплеткой; 6 - головка передней тяги управления; 7 - ры­чаг наконечника; 8, 22 - контргайки; 9. 21 - болты установочные; 10 - тяга передняя управления; 11 - сухарь шаровой опоры; 12 - кольцо уплотнительное; 13 - втулка шаровой опоры; 14 - пружина; 15 - крышка; 16 -рычаг передней тяги; 17 - тяга промежуточная; 18-фланец стяжной регулировочный; 19 - болт; 20 - опора; 23 - шток рычага переключения передач; 24 - болт крепления регулировочного фланца

Опора рычага переключения передач (Рис. 32) состоит из кронштейна 1, опоры 7 уп­лотнителя люка, держателя 9 колпака, наконечника 13 рычага. Наконечник рычага через шай­бу 11 поджат пружиной 10, пружина другим концом упирается в гайку 15, которая после заво­рачивания раскернивается в паз кронштейна. Верхняя плоскость гайки является рабочей по­верхностью фрикционного тормоза. Фрикционный тормоз представляет собой устройство, состоящее из фрикционного диска 8, нажимного диска 6 и пружины. Сила трения фрикцион­ного устройства гасит вибрации рычага переключения передач. Установочный винт 17 фикси­рует рычаг переключения в нейтральном положении. В рабочем положении болт должен быть вывернут на 31 мм и застопорен контргайкой.

Дистанционный привод управления основной коробкой передач модели 152 отличается от привода коробки передач модели 142 удлиненной промежуточной тягой и рукояткой пере­ключения передач, в которой смонтирован переключатель 3 (Рис. 31) крана управления дели­телем.

Рис. 32 Опора рычага переключения передач

1 - кронштейн; 2 - шпонка сегментная; 3 - чехол; 4 - рычаг наконечника; 5 - манжета ушютнитель-ная наконечника; 6 - диск нажимной тормоза; 7 -опора уплотнителя люка; 8 - диск фрикционный тормоза; 9 - держатель колпака; 10 - пружина; 11 - шайба опорная пружины; 12 — ось наконечника рычага; 13 - наконечник рычага; 14 - чехол рези­новый; 15 - гайка упорная пружины; 16 - штифт; 17 - винт установочный; 18 - контргайка


Пневматическая система переключения передач делителя (Рис. 33) состоит из сле­дующих основных сборочных единиц: редукционного клапана 4, крана 3 управления, меха­низма 5 переключения передач делителя с воздухораспределителем 6, клапана 1 включения — пеоедач, упора 2 клапана и воздуховодов.

Рис. 33 Пневматическая схема системы управления делителем передач

1 - клапан включения делителя; 2 - упор штока клапана; 3 - кран управления; 4 - клапан редукцион­ный; 5 - механизм переключения передач; 6-воздухораспределитель; I — из пневмопривода тормозов; Н, В - низшая и высшая передачи в делителе

Для управления механизмом переключения передач разработан привод с верхним рас­положением его элементов (Рис. 34). Перемещение рычага Г в поперечной полости вызывает осевое перемещение вперед-назад поворот его на угол 15+1° и включение выбранной переда­чи. Схема включения передач также показана на Рис. 34.

Привод управления механизмом переключения передач коробки, устанавливаемой на автомобили КАМАЗ 4308, показан на Рис. 35. принцип переключения передач и работа приво­да такая же, как и с верхним расположением рычага, отличается только конструкция.

Рис. 34 Привод управления механизмом переключения передач

Рис. 35 Привод управления механизмом переключения передач

Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением переключа­теля крана в положение В или Н, который через трос, заключенный в оплетку, перемещает золотник крана.

Подача воздуха из редукционного клапана под поршень силового цилиндра произво­дится клапаном (Рис. 36) включения делителя передач, открывание которого осуществляется упором 2 (Рис. 33), закрепленным на толкателе поршни пневмогидроусилителя выключения сцепления. Клапан открывается в конце хода толкателя, то есть при полностью выключенном сцеплении.

Рис. 36 Клапан включения делителя передач Рис. 37 Редукционный клапан

1 - корпус пружины клапана; 2 - прокладка; 3 - пру- 1 - корпус пружины; 2 - пружина впускного клапа-

жина впускного клапана; 4 - корпус клапана; 5 - на; 3 - прокладка; 4 - клапан впускной; 5 - шток

сапун; 6 - прокладка ушютнительная; 7 - крышка впускного клапана; 6 - корпус; 7 - гайка накидная;

клапана; 8 - шток клапана; 9 - пылепредохранитель 8 - мембрана; 9 - шайба; 10 - крышка корпуса; 11 -

штока; 10 - ограничитель штока; 11 - шплинт раз- пружина уравновешивающая; 12 - пробка; 13 -

водной; 12 - кольцо ушютнительное; 13 - шайба прокладка регулировочная
упорная; 14 - пружина штока; 15 - клапан впускной