КПП 152
1.2 КПП 152
На автомобилях-тягачах, предназначенных для работы в составе автопоездов используется - десятиступенчатая коробка передач модели 152, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя (Рис. 26). Делитель имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.
Применение делителя передач улучшает тягово-экономические качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.
Конструктивные отличия коробки передач модели 152 от модели 15:
- усилены шлицы первичного вала делителя, каретки, шестерни первичного вала и муфты синхронизатора за счет увеличения высоты зубьев;
- применено бесшпоночное соединение шестерни и промежуточного вала делителя;
- исключено замковое устройство в шлицевом соединении каретка синхронизатора 4...5 передач и вторичный вал;
- для предотвращения самовыключения 4 и 5 передач увеличен угол утонения зубьев муфт каретки синхронизатора 4...5 передач и, соответственно, зубьев муфты первичного вала и шестерни 4-й передачи, увеличена высота зубьев муфт;
- расширен зубчатый венец шестерни 4-й передачи.
Первичный вал делителя, шестерня первичного вала и зубчатая муфта синхронизатора коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15. Синхронизатор делителя коробки передач модели 152 допускается устанавливать в делитель коробки передач модели 15.
Шестерня промежуточного вала делителя и сам промежуточный вал делителя коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15.
При ремонте коробок передач следует обращать внимание на маркировку вышеназванных деталей, которая начинается с числа 152.
Основная пятиступенчатая коробка передач модели 152 максимально унифицирована с коробкой передач модели 142, кроме небольшого числа деталей, изменение конструкции которых вызвано применением делителя передач:
- изменена конструкция первичного вала и крышки заднего подшипника. Между крышкой и картером коробки передач отсутствует уплотнительная прокладка;
- передней опорой первичного вала является роликовый подшипник, расположенный в отверстии первичного вала делителя;
- вместо маслонагнетательного кольца на валу на шлицах закреплена гайкой муфта
синхронизатора;
- отсутствует передняя крышка промежуточного вала, вместо нее осевое смещение переднего подшипника промежуточного вала ограничивает распорная втулка, которая одновременно является и маслоотражательной шайбой;
- масляные ванны коробки передач и делителя сообщаются между собой двумя отверстиями, имеющимися в нижней части переднего торца коробки передач и в задней стенке делителя.
Осевой ход первичного вала регулируется стальными прокладками толщиной 0,2 и
В Таблица 6 приведена техническая характеристика коробки.
Рис. 25 Коробка передач десятиступенчатая модели 152
На Рис. 25: 1 - вал первичный делителя; 2 - крышка заднего подшипника первичного вала делителя; 3, 9, 30 - прокладки регулировочные; 4 - подшипник передний роликовый первичного вала; 5 - вал первичный КП; 6 - гайка кольцевая; 7 — шайба; 8 - муфта синхронизатора; 10 - крышка заднего подшипника первичного вала КП; 11 - кронштейн реактивной тяти; 12
- опора рычага; 13 - рычаг; 14 - шпонка; 15 - валик; 16 - гайка; 17 - болт регулировочный; 18 -прокладка; 19 - ось блока шестерен заднего хода; 20, 38 - шайбы упорные; 21 - блок шестерен заднего хода; 22 - роликоподшипник; 23 - болт; 24 - шайба стопорная; 25 - крышка верхняя; 26, 39- прокладки уплотнительные; 27 - крышка заднего подшипника вторичного вала; 28
- кольцо стопорное; 29 - шарикоподшипник задний вторичного вала; 31 - червяк привода спидометра; 32, 47 - манжеты уплотнительные; 33 - гайка крепления фланца; 34 - фланец крепления карданного вала; 35 - стакан заднего подшипника промежуточного вала; 36 -крышка подшипника; 37 - роликоподшипник сферический; 40 - вал промежуточный; 41 - картер коробки передач; 42 - вал вторичный; 43 - коробка передач основная пятиступенчатая; 44
- втулка распорная; 45 - прокладка уплотнительная; 46 - делитель передач; 48 - вилка выключения сцепления; 49 -вал вилки выключения сцепления; 50 - муфта выключения сцепления.
Таблица 6
Тип коробки передач | механическая десятиступенчатая, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднегодвухступенчатого редуктора — делителя передач, соединенных в одномагрегате |
Макс, входной крутящий момент, Н-м | 850 |
Передаточные числа | 1Н-7,824Н-1.53lB-6,384B-1,25 2Н-4,035Н-1,00 2В-3,295В-0,815 ЗН-2,5ЗХН - 7, 38 2В-2,04ЗХВ - 6, 02 |
Подшипники валов: первичный вал коробки передач первичный вал коробки делителя вторичный ват промежуточный вал коробки передач промежуточный валделителя | передний роликовый, задний шариковый шариковые передний роликовый, задний шариковый переднийроликовый, задний двухрядный роликовый сферический переднийшариковый, задний роликовый |
Подшипники шестерен | роликовые двухрядные с сепараторами без колец,подшипник шестерни четвертойпередачи роликовый, без сепаратора |
Синхронизаторы | инерционного типа, пальчиковые с латуннымиконусными кольцами |
Шестерни | с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачизаднего хода, постоянного зацепления |
Привод спидометра | двухступенчатый, состоит из постоянной червячнойпары и сменной пары цилиндрическихпрямозубых шестерен |
Система смазывания | комбинированная, вседетали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач и делителяимеют, кроме того, дополнительнуюподпитку от маслонагнетающе-го устройства |
Отбормощности | от основнойкоробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ 12323—66; с правойстороны—от зубчатого венца блокашестерен заднего хода; с левой—от зубчатого венца шестерни заднегохода промежуточного вала |
Управлениекоробкой передач | механическое, сдистанционным приводом для основной коробки и пневматическое преселекторносдля делителя |
Делитель передач (Рис. 26) - механический редуктор состоит из одной пары цилиндрических шестерен, первичного 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.
Осевой ход первичного вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщиной 0, 2 и 0,
Ведущая шестерня 8 вращается на двух роликовых подшипниках 9. Маслонагнетающее кольцо 3 подает масло по наклонным сверлениям первичного вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы первичного и вторичного валов основной коробки передач.
Промежуточный вал 11 делителя с напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается на двух подшипниках: переднем 12 и заднем 10.
Механизм переключения передач делителя закреплен на картере делителя слева (Рис. 27).
Рис. 26 Делитель передач Рис. 27 Механизм переключения передач делителя
1,5 — винты установочные; 2 - корпус механизма иере-
1 - прокладки регулировочные; 2 - вал пер- ключения; 3 - крышка смотрового люка;
вичный; 3 - кольцо маслонагнетающее; 4 - 4 - контргайка; 6, 17 - кольца уплотнительные;
шарикоподшипник; 5 - крышка задняя под- 7 - крышка цилиндра; 8 - поршень цилиндра; 9 - ман-
шипника первичного вала; 6 - крышка люка; 7 жета поршня; 10, 16 - прокладки уплотнительные; 11 —
- синхронизатор делителя в сборе; 8 - тестер- поршень воздухораспределителя; 12 - цилиндр воздухо-
ня первичного вала; 9 - подшипники шестерни распределителя; 13 - гнездо воздухораспределителя; 14
первичного вала; 10 - роликоподшипник зад- - золотник воздухораспределителя; 15 - корпус возду-
ний; 11 - вал промежуточный; 12 - подшипник хораспределителя; 18 - заглушка
В качестве воздухораспределителя в механизме переключения передач делителя может использоваться воздухораспределитель производства «Саратовдизельаппарат», показанный на Рис. 28. При сборке необходимо:
1. Трущиеся поверхности смазать ЦИАТИМ 221 ГОСТ 9433-80;
2. Затяжку винтов 17 производить Мкр=7,35.. .9,8 Нм;
3. После сборки проверить перемещение золотника 5: влево - до соприкосновения упора 6 с втулкой корпуса 1 под действием пружин поз.9,10,11; вправо - до соприкосновения поршня 7 с втулкой корпуса 1 под действием воздуха, подаваемого к отв. И под давлением 392,4...441,5 кПа. Перемещение золотника должно быть плавным, без рывков и заеданий;
4. Воздухораспределитель проверить на герметичность при давлении сжатого воздуха 981 кПа:
- при заглушённом отв. Г и подводе воздуха к отв. Е;
- при заглушённом отв. Д и подводе воздуха к отв. Е и И. Утечки воздуха из-под золотника - не более 6 см3/мин.
5. После испытаний отверстия в корпусе поз.1 заглушить пробкой поз. 13 и устано-
вить транспортную пластину поз. 12.
На Рис. 29 изображена общая компоновка такого воздухораспределителя.
При отсутствии воздуха в полости И, усилие трех сжатых пружин перемещает золотник 6 в крайнее левое положение. При подаче управляющего давления в полость И, поршень 7 перемещается вправо открывая доступ воздуха в рабочий цилиндр механизма переключения. Из другой полости цилиндра идет сброс давления в атмосферу.
В полость Е подводится давление от редукционного клапана 25.
Установка пневмопривода управления переключателем делителя показана на Рис. 30.
После сборки произвести регулировку положения болта 9 для чего:
- ввернуть болт 9 в кронштейн так, чтобы при нажатой до упора педали сцепления
головка болта не касалась крана;
- ^трубку 38 (маркированную на конце изолентой синего цвета) присоединить к
боковому выводу Д воздухораспределителя;
- нажать педаль сцепления до упора и удерживать в этом положении;
- ввернуть болт 9 до соприкосновения его сферической части с плоскостью головки штока крана пневматического;
- дополнительно вывернуть болт 9 на 3,5...4 оборота, обеспечив утапливание головки штока на 4,5..
- завернуть контрогайку.
Соединить между собой трубки 40 и П (маркированные на концах изолентой синего цвета), присоединить к крестовине 11. Трубку 40 (маркированную на конце изолентой белого цвета). На чистую коническую резьбу угольника 26 и ответной детали нанести герметик «Лок-ктайт 5922». Хомут 13 установить вместо шайбы полоской 8x20 1/26467/01, входящей обечайки вентилятора. Перекручивание воздухопроводов не допускается. Соединение воздухопроводов проверить на герметичность сжатым воздухом под давлением (588,6+49,5) кПа. Утечка воздуха не допускается. Воздухопроводы 7, 38, 40 скрепить хомутами Г или лентой спиральной с пучком воздухопроводов пневмосистемы автомобиля.
Рис. 28 Воздухораспределитель производства «Саратовдизельаппарат»
Рис. 30 Установка пневмопривода управления переключением делителя передач
Дистанционный привод управления основной коробкой передач (Рис. 31) состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней 10 и промежуточной 17 тяг управления, которые перемещаются в сферических втулках 13 изготовленных из металлокерамики, которые уплотнены резиновыми кольцами 12 и поджаты пружиной 14 к сухарю 11. Сферические опоры передней тяги размещены в расточке кронштейна опоры 2 и в картере маховика. Опора промежуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами 24 регулировочный фланец 18.
Рис. 31 Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели 152
1 - кран управления делителем; 2 - опора рычага переключения передач; 3 - переключатель крана; 4 - рычаг переключения передач; 5 - трос крана управления с оплеткой; 6 - головка передней тяги управления; 7 - рычаг наконечника; 8, 22 - контргайки; 9. 21 - болты установочные; 10 - тяга передняя управления; 11 - сухарь шаровой опоры; 12 - кольцо уплотнительное; 13 - втулка шаровой опоры; 14 - пружина; 15 - крышка; 16 -рычаг передней тяги; 17 - тяга промежуточная; 18-фланец стяжной регулировочный; 19 - болт; 20 - опора; 23 - шток рычага переключения передач; 24 - болт крепления регулировочного фланца
Опора рычага переключения передач (Рис. 32) состоит из кронштейна 1, опоры 7 уплотнителя люка, держателя 9 колпака, наконечника 13 рычага. Наконечник рычага через шайбу 11 поджат пружиной 10, пружина другим концом упирается в гайку 15, которая после заворачивания раскернивается в паз кронштейна. Верхняя плоскость гайки является рабочей поверхностью фрикционного тормоза. Фрикционный тормоз представляет собой устройство, состоящее из фрикционного диска 8, нажимного диска 6 и пружины. Сила трения фрикционного устройства гасит вибрации рычага переключения передач. Установочный винт 17 фиксирует рычаг переключения в нейтральном положении. В рабочем положении болт должен быть вывернут на
Дистанционный привод управления основной коробкой передач модели 152 отличается от привода коробки передач модели 142 удлиненной промежуточной тягой и рукояткой переключения передач, в которой смонтирован переключатель 3 (Рис. 31) крана управления делителем.
Рис. 32 Опора рычага переключения передач
1 - кронштейн; 2 - шпонка сегментная; 3 - чехол; 4 - рычаг наконечника; 5 - манжета ушютнитель-ная наконечника; 6 - диск нажимной тормоза; 7 -опора уплотнителя люка; 8 - диск фрикционный тормоза; 9 - держатель колпака; 10 - пружина; 11 - шайба опорная пружины; 12 — ось наконечника рычага; 13 - наконечник рычага; 14 - чехол резиновый; 15 - гайка упорная пружины; 16 - штифт; 17 - винт установочный; 18 - контргайка
Пневматическая система переключения передач делителя (Рис. 33) состоит из следующих основных сборочных единиц: редукционного клапана 4, крана 3 управления, механизма 5 переключения передач делителя с воздухораспределителем 6, клапана 1 включения — пеоедач, упора 2 клапана и воздуховодов.
Рис. 33 Пневматическая схема системы управления делителем передач
1 - клапан включения делителя; 2 - упор штока клапана; 3 - кран управления; 4 - клапан редукционный; 5 - механизм переключения передач; 6-воздухораспределитель; I — из пневмопривода тормозов; Н, В - низшая и высшая передачи в делителе
Для управления механизмом переключения передач разработан привод с верхним расположением его элементов (Рис. 34). Перемещение рычага Г в поперечной полости вызывает осевое перемещение вперед-назад поворот его на угол 15+1° и включение выбранной передачи. Схема включения передач также показана на Рис. 34.
Привод управления механизмом переключения передач коробки, устанавливаемой на автомобили КАМАЗ 4308, показан на Рис. 35. принцип переключения передач и работа привода такая же, как и с верхним расположением рычага, отличается только конструкция.
Рис. 34 Привод управления механизмом переключения передач
Рис. 35 Привод управления механизмом переключения передач
Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением переключателя крана в положение В или Н, который через трос, заключенный в оплетку, перемещает золотник крана.
Подача воздуха из редукционного клапана под поршень силового цилиндра производится клапаном (Рис. 36) включения делителя передач, открывание которого осуществляется упором 2 (Рис. 33), закрепленным на толкателе поршни пневмогидроусилителя выключения сцепления. Клапан открывается в конце хода толкателя, то есть при полностью выключенном сцеплении.
Рис. 36 Клапан включения делителя передач Рис. 37 Редукционный клапан
1 - корпус пружины клапана; 2 - прокладка; 3 - пру- 1 - корпус пружины; 2 - пружина впускного клапа-
жина впускного клапана; 4 - корпус клапана; 5 - на; 3 - прокладка; 4 - клапан впускной; 5 - шток
сапун; 6 - прокладка ушютнительная; 7 - крышка впускного клапана; 6 - корпус; 7 - гайка накидная;
клапана; 8 - шток клапана; 9 - пылепредохранитель 8 - мембрана; 9 - шайба; 10 - крышка корпуса; 11 -
штока; 10 - ограничитель штока; 11 - шплинт раз- пружина уравновешивающая; 12 - пробка; 13 -
водной; 12 - кольцо ушютнительное; 13 - шайба прокладка регулировочная
упорная; 14 - пружина штока; 15 - клапан впускной