Рама, тягово-сцепное и седельно-сцепное устройство
Рама автомобилей - штампованная, клепанная, состоит из двух лонжеронов переменного сечения, соединенных поперечинами, усилена наружными и внутренними накладками. Рамы автомобилей КАМАЗ моделей 43255, 55111, 65115, 6540 выполнены с кронштейнами крепления самосвальной установки.
На задней поперечине рамы автомобилей установлена буксирная проушина. Она предназначена только для буксирования неисправного автомобиля на короткое расстояние.
В специальных комплектациях автомобилей моделей 55111, 53229 и 65115, предназначенных для работы в составе автопоездов, предусмотрено наличие тягово-сцепного устройства типа «крюк-петля» (типоразмер тягового крюка «3») с резиновыми упругими элементами, обеспечивающими двухстороннюю амортизацию (см. рис. Тягово-сцепное устройство).
На автомобиле модели КАМАЗ-53229 тяговосцепное устройство установлено на задней поперечине рамы, на автомобилях моделей КАМАЗ-55111 и 65115 - на подрамнике, закрепленном в задней части рамы.
При наличии осевого перемещения крюка более 0.5 мм эксплуатация автомобиля не допускается. В случае его появления следует разобрать тяговосцепное устройство и при необходимости выправить фланцы и заменить изношенные детали. При усадке резинового буфера необходимо установить дополнительные кольцевые прокладки между фланцами и резиновым буфером, после чего завернуть гайку, зашплинтовать ее и поставить на место защитный колпак.
Гайку крюка нельзя использовать для регулирования осевого перемещения крюка.
В случае появления в процессе эксплуатации радиального люфта на крюке более 1,5 мм (определяется в т. А) следует разобрать тягово-сцепное устройство и заменить изношенные детали с обеспечением величины люфта не более 0,45 мм.
Тягово-сцепное устройство
При эксплуатации с прицепом необходимо избегать складывания автопоезда, так как это может привести к поломке крюка.
На автомобиле КАМАЗ-65117 устанавливается тягово-сцепное устройство типа «шкворень-петля», обеспечивающее беззазорное соединение тягача с прицепом.
Седельно-сцепное устройство: 1 - левая сцепная губка; 2 - пружина защелки; 3 - защелка; 4 - шток запорного кулака; 5 - пружина запорного кулака; 6 - запорный кулак; 7 - правая сцепная губка; 8 - ось губки; 9, 14 - масленки; 10 - рычаг управления расцепкой; 11 - ось предохранителя саморасцепки; 12 - предохранитель саморасцепки; 13 - кронштейн седла; 15 - ось шарнира; 16 - седло; 17 - шпилька запорного кулака.
Возможна установка тягово-сцепного устройства типа «шкворень-петля» ф. «MIREAL» (Словакия) или «ROCKINGER» (Германия), описание конструкции, правила эксплуатации и обслуживания которых изложены в Руководствах по эксплуатации, прилагаемых к автомобилю.
На раме отдельных моделей и комплектаций автомобилей предусмотрено заднее защитное устройство.
На раме автомобиля КАМАЗ-65116 установлено седельно-сцепное устройство для сцепки-расцепки тягача с полуприцепом (см. рис. Седельно-сцепное устройство). Опорная плита седельного устройства покрывается тонким слоем смазки.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ РАМЫ, ТЯГОВО-СЦЕПНОГО И СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА, ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Неисправность | Метод устранения |
Трещины в лонжеронах и поперечинах | Заварите трещины. Перед сваркой трещину разделайте, а концы трещины засверлите сверлом диаметром 5 мм. После заварки трещины приварите усиливающую полосу толщиной 6—7 мм, причем швы должны располагаться в продольном направлении |
Погнутость лонжеронов или поперечины | Правьте в холодном состоянии с помощью приспособлений и домкратов |
Ослабление заклепочных соединений | Замените заклепки болтами с гайками и пружинными шайбами |
Износ поверхностей губок сцепного устройства | При износе поверхностей губок сцепного механизма, охватывающих шкворень полуприцепа, до диаметра отверстия 54 мм замените губки новыми или восстановите их наплавкой металла с последующей обработкой до диаметра 51,0 — 51,2 мм |
Седельно-сцепное устройство не закрывается | |
Сцепной шкворень полуприцепа установлен слишком высоко | Установить опорную плиту на одном уровне или на 50 мм ниже |
Некачественное техническое обслуживание седельно-сцепного устройства | Привести седельно-сцепное устройство в рабочее состояние, после чего смазать его |
Седельно-сцепное устройство не открывается | |
Автопоезд стоит на неровной поверхности или седельно-сцепное устройство находится под действием усилия растяжения | Разгрузить запорный механизм седельно-сцепного устройства |
Некачественное техническое обслуживание седельно-сцепного устройства, повреждение деталей запорного механизма, неправильная регулировка запорного механизма | Устранить недостатки в техническом обслуживании или недостающие операции ТО, проверить отсутствие повреждения деталей запорного механизма, при необходимости отремонтировать их, заново отрегулировать запорный механизм |
Седельно-сцепное устройство не остается в состоянии готовности к сцеплению | |
Некачественное техническое обслуживание седельно-сцепного устройства | Удалить грязь из запорного механизма, после чего вновь смазать его |