Перечень приспособлений и специального инструмента
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И СПЕЦИАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
Модель | Наименование | Обозначение составляющих деталей | ||||||
Двигатель | ||||||||
Кольцо (приспособление для установки поршня с поршневыми кольцами в цилиндр) | — | |||||||
Съемник ведущей шестерни и заднего противовеса коленчатого ватта, шестерни распределительного вала, ведущей шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала | И801.01.100 И801.01.006 И801.01.012 И801.01.003 И801.01.005 И801.01.007 | |||||||
Съемник гильзы цилиндра | И801.05.000 | |||||||
Съемник форсунок с двигателя | 740.3901210 | |||||||
Съемник пружин клапанов | И801.06.000 | |||||||
Съемник седел клапанов двигателя | И801.07.000 | |||||||
Приспособление для снятия и установки поршневых колец | И801.08.000 | |||||||
Приспособление для снятия и разборки-сборки муфты опережения впрыскивания | - | |||
Приспособление для регулирования клапанов двигателя (ключ) | И801.14.000 | |||
Приспособление для разборки-сборки форсунки, насосной секции топливного насоса высокого давления и топливного насоса низкого давления | И801.20.000 | |||
Приспособление для выпрессовки нагнетательного клапана | И801.21.000 | |||
Спецпассатижи | 801.23.000 | |||
Съемник подшипника регулятора | И 801.24.000 | |||
Съемник эксцентрика и ведущей шестерни с кулачкового вала топливного насоса высокого давления | И801.26.100 И801.37.011 И801.37.001 И801.36.004 | |||
Приспособление для установки подшипников кулачкового вала топливного насоса высокого давления | И801.27.000 |
Съемник подшипников кулачкового вала топливного насоса высокого давления и подшипников углового редуктора рулевого механизма | И801.37.002 И801.40.004 И801.30.202 И801.37.003 EM12xl.25-6H И801.37.004 И801.37.005 И801.37.01 1 И801.30.003 И801.37.001 И801.37.010 И801.37.103 | ||||||
Коробка передач | |||||||
Съемник подшипников ведомого вала и переднего подшипника промежуточного вала | ЕМ12х 1.25-6Н И801.30.103 И801.30.001-10 И801.37.001 И801.37.010 И801.30.003 И801.30.100 И801.30.202 И801.30.200 И801.30.300 | ||||||
Приспособление для снятия и установки заднего подшипника промежуточного вала | M8x6gx100 И801.33.004 И801.33.002.10 И801.37.001 И801.37.011 | ||||||
Съемник оси блока шестерен заднего хода | И801.32.000 | ||||||
Валы карданные | |||||||
Съемник подшипников карданных валов про-межу точного и заднего мостов и шестерни привода компрессора | M8x6gx100 И801.33.004 И801.33.002-10 И801.37.001 И801.37.011 | ||||||
Управление рулевое | |||||||
Съемник рулевого колеса | И801.37.001 И801.35.100-10 И801.37.011 | ||||||
Съемник сошки руля и пальцев поперечной и продольной рулевых тяг | И801.36.003 И801.42.003 И801.01.012 И801.36.004 | |||||
Мосты ведущие | ||||||
Съемник внутренних колец подшипников ведущих шестерен и чашек дифференциала промежуточного и заднего мостов | И801.01.100 И801.01.006 И801.01.005 И801.01.003 И801.01.012 И801.40.005 И801.40.006 И801.40.002 И801.40.003 И801.40.004 И801.01.100-01 ЕМ12х1.25-6Н | |||||
Съемник ступиц колес | И801.41.000 | |||||
Колеса | ||||||
Приспособление для выпрессовки наружных колец подшипников ступиц переднего и заднего колес | И801.01.012 И801.38.003 И801.38.100-01 И801.01.006 И801.42.003 И801.39.009 И801.38.004 | |||||
Съемник пальцев реактивных штанг задней подвески | И 8 01.01.12 И801.39.003-10 И801.42.003 И801.39.009 И801.39.012 И801.39.013 И801.39.002 И801.39.011-01 M16x1,5x22x45 | |||||
Подвеска | ||||||
И801.012-01 И801.42.200 И801.42.100-10 И801.42.005 И801.16.101-014 ЕМ12х1,25-6Н | ||||||
ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ
Текущий ремонт автомобиля заключается в устранении возникающих неисправностей и повреждений, обнаруживаемых в процессе эксплуатации или технического обслуживания, путем ремонтных операций, связанных с частичной или полной разборкой агрегатов, сборочных единиц или их заменой, а также с заменой отдельных деталей (кроме базовых).
Базовой деталью агрегата является наиболее сложная и дорогая деталь (корпус, основание, каркас, блок и т.д.), к которой крепятся все другие детали.
Перед разборкой агрегата (двигателя) или какой-либо находящейся на нем сборочной единицы надо провести проверку общего состояния агрегата (двигателя) с использованием диагностического оборудования и собрать как можно больше данных о нем. Это поможет определить причину неисправностей.
Для более быстрой и тщательной проверки агрегат (двигатель) перед осмотром нужно очистить от грязи и вымыть. Снимать, транспортировать и устанавливать агрегат (двигатель) следует при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями, гарантирующими полную безопасность работ.
При выполнении операций ремонта необходимо руководствоваться следующими общими принципами.
Разбирать и собирать детали любой сборочной единицы или агрегата на специальном стенде или верстаке, пользуясь специальным инструментом и приспособлениями, перечень которых приведен в приложении 15.
Сборку всех сборочных единиц и агрегатов проводить в последовательности, обратной разборке. Поэтому при разборке располагать детали в определенном порядке, отмечая подсборки и т.д.
Детали, соединенные сваркой, клепкой или неподвижными посадками, разбирать только в тех случаях, когда это вызывается условиями ремонта. Вывинчивать шпильки только тогда, когда это необходимо по условиям разборки агрегата или сборочной единицы, при замене шпильки и детали.
Перед затягиванием болтов крепления головок цилиндров (если их снимали), удалить масло или воду из резьбовых отверстий блока.
Не обезличивать пары деталей, которые устанавливаются на двигатель только комплектно: крышки коренных подшипников с блоком, шатуны с крышками шатунов, плунжерные пары ТНВД, поршень с цилиндром ручного топливоподкачивающего насоса, шток с втулкой штока топливного насоса низкого давления, ведомое и ведущее зубчатые колеса главной передачи мостов.
Прокладки осторожно отделять от плоскостей прилегания с помощью отвертки; выпрессовывать детали только с помощью инструментов, а при их отсутствии с помощью специальных выколоток или легкими ударами медного (деревянного) молотка.
Для проверки технического состояния все детали после разборки очистить от пыли, накипи, нагара, лаковых отложений, ржавчины, промыть и просушить. Не промывать детали из алюминиевых и цинковых сплавов в щелочных растворах.
Контроль деталей начинать с тщательного внешнего осмотра, для выявления дефектов на ответственных деталях пользоваться лупами или магнитным дефектоскопом. Детали, прошедшие проверку на магнитном дефектоскопе, должны быть размагничены.
При осмотре следует выбраковывать:
- детали, имеющие значительные задиры, отколы или выкрашивания, следы обгорания;
- детали с трещинами на рабочих поверхностях и в местах, испытывающих при работе большие нагрузки (например, на коленчатых валах и шатунах трещины недопустимы);
- крепежные детали, имеющие повреждения резьбы более двух ниток;
- болты и гайки с изношенными гранями, а также винты с забитыми или сорванными прорезями головок;
-шплинтовочную проволоку и стопорные шайбы с отгибающимися краями; резиновые детали, потерявшие эластичность; шланги с трещинами и расслоениями;
- трубопроводы с вмятинами, уменьшающими их сечение, или с трещинами на развальцованных концах;
- смятые латунные муфты;
- металлические панели и детали оперения, имеющие на поверхностях вмятины, трещины и пробоины;
- топливные баки, имеющие места вмятин, течи, нарушения слоя покрытий или окраски.
Перед сборкой необходимо подготовить все детали следующим образом:
- зачистить забоины и заусенцы на сопрягаемых поверхностях деталей;
- восстановить резьбу, поврежденную в допустимых пределах;
- заварить трещины или раковины в ненагруженных местах деталей (например, в стенках жидкостных рубашек и выпускных газопроводов);
- после сварки швы зачистить для придания надлежащего внешнего вида детали;
- плоскости разъема, у которых коробление незначительно превышает допустимое, исправить шабровкой;
- проверить на герметичность водяные и масляные полости деталей и сборочных единиц, а также топливопроводы высокого и низкого давления;
- удалить антикоррозийное покрытие, применяемое при хранении деталей;
- детали и сборочные единицы ТНВД, топливоподкачивающего ручного насоса и форсунок тщательно промыть чистым летним дизельнымтопливом, прецизионные детали (плунжерные пары, нагнетательные клапаны и распылители)- бензином. После промывки обдуть детали сжатым воздухом.
Нельзя протирать детали топливной аппаратуры обтирочным материалом Перед сборкой уплотнительные прокладки, резьбы в отверстиях под пробки и резьбы в сквозных отверстиях смазать уплотнительной невысыхающей пастой, а войлочные манжеты пропитать смазкой.
Под готовностью к сборке понимается, что все сборочные единицы, подлежащие восстановлению, восстановлены или заменены новыми и находятся в готовности к сборке. Во время сборочных работ нужно осмотреть каждый механизм и убедиться в том, что ничего не было упущено при восстановлении.
Сборку необходимо осуществлять в условиях, гарантирующих чистоту деталей.
При затягивании соединений, уплотняемых резиновыми прокладками, не следует допускать больших усилий, иначе прокладки будут разрушены. Резьбовые соединения при сборке затягивать, обеспечив моменты, рекомендуемые в приложении 7.
При запрессовке подшипников качения инструмент должен упираться в запрессовываемое кольцо.
При установке сальников и манжет надо пользоваться оправками.
После ремонта сборочных единиц и их замены на автомобиле нужно произвести обкатку, чтобы убедиться в исправности всех механизмов и систем и правильности их взаимодействия.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
При постановке на ремонт автомобиля следует:
- затормозить его посредством стояночной тормозной системы, включить низшую передачу, выключить подачу топлива и подложить упоры (башмаки) под колеса;
- нельзя выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.);
- нельзя ремонтировать автомобиль при работающем двигателе, за исключением проверки работы двигателя и тормозных систем;
- при пуске двигателя надо соблюдать меры предосторожности: вначале убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, а впереди автомобиля никого нет; перед пуском двигателя дать предупредительный сигнал;
- при замене агрегатов снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, мосты, главные передачи мостов нужно при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), гарантирующими полную безопасность работ. Нельзя поднимать (вывешивать) автомобиль за пальцы буксирных вилок;
- не следует снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатом без специальных захватов;
- при снятии двигателя, коробки передач, мостов нужно предварительно слить масло в специальную посуду;
- при работе под поднятой кабиной автомобиля надо обязательно зафиксировать положение ограничителя предохранительной шпилькой. При опускании кабины убедиться в надежности закрывания запорного механизма и правильной установке предохранительного крюка в пазе опорной балки;
- при снятии и постановке рессор на автомобилях следует предварительно их разгрузить от массы автомобиля поднятием его за раму подъемным механизмом с последующей постановкой на козелки:
- нельзя приступать к демонтажу шин до полного выпуска воздуха из них; накачивать шины после сборки колеса нужно в специальном ограждении, которое предохраняет от травмирования при случайном выскакивании замочного кольца из канавки обода. При накачке шин в дорожных условиях надо положить колесо замочным кольцом вниз;
- при приготовлении электролита, а также перед заливкой электролита в батареи нужно надеть защитные очки, резиновые перчатки, резиновые сапоги и фартук из кислотостойкого материала;
- для приготовления электролита следует применять стойкую к действию серной кислоты посуду (керамическую, пластмассовую, свинцовую);
-нельзя вливать воду в концентрированную серную кислоту;
- при случайном попадании брызг серной кислоты на кожу надо немедленно, до оказания медицинской помощи, снять кислоту чистой ветошью, промыть пораженные места струёй воды и затем нейтрализующим раствором десятипроцентного нашатырного спирта или кальцинированной соды;
- при осмотре аккумуляторных батарей во время обслуживания нельзя пользоваться открытым огнем (спичками, свечками и т.д.);
- во время зарядки не следует наклоняться к аккумуляторным батареям; при работе металлическими инструментами не нужно дот екать коротких замыканий одновременным прикосновением к разнополярным выводам батарей;
- нельзя разбирать тормозные камеры с пружинным энергоаккумулятором без пресса или специального приспособления.