Силовой агрегат
Двигатель КАМАЗ - 740.50-360, сцепление MEZ 430 и коробка передач ZF 16S 151 соединены в одном блоке, называемом силовым агрегатом (рис. 11).
Рис. 11. Силовой агрегат, вид справа:
1 - коробка передач; 2 - турбокомпрессор; 3 - фильтр топливный; 4 - маслоналивная горловина: 5 - расширительный бачок; 6 - рычаг переключения передач; 7 - генератор; 8 - обечайка вентилятора; 9 - фильтр масляный полнопоточный; 10 - фильтр масляный частичнопоточный; 11 - водомасляный теплообменник; 12 - масляный картер.
Подвеска силового агрегата
Подвеска силового агрегата эффективно снижает ударные нагрузки при движении по неровностям дороги и полностью гасит реактивные моменты, возникающие при работе двигателя. Она состоит из передней, двух задних и одной поддерживающей опоры.
Передняя опора 3 (рис. 12) к лонжеронам 1 рамы крепится через стойки 2 с помощью болтов. Силовой агрегат к передней опоре крепится через кронштейн 4.
Снижение ударных нагрузок и гашение реактивных моментов происходит с помощью двух амортизаторов. Каждый амортизатор представляет собой резиновую подушку 7, запрессованную в переднюю опору.
Задние опоры (рис. 13) расположены с обеих сторон картера сцепления. Каждая из опор состоит из кронштейна 4, который прикреплен шестью болтами к картеру сцепления; башмака 3, соединенного с кронштейном 4 стяжным болтом 5; кронштейна 2, который охватывает башмак и присоединен болтами к лонжерону рамы, крышки 6. Между башмаком, крышкой и кронштейном расположена резиновая подушка 7, выполняющая функцию гасителя колебаний.
Башмак, изготовленный из алюминиевого сплава, предохраняет от смятия запрессованная в него стальная втулка 8. Между крышкой 6 и кронштейном 1 установлена регулировочная прокладка 9.
Рис. 12. Передняя опора:
1 - лонжерон рамы; 2 - стойка передней опоры; 3 - опора передняя; 4 - кронштейн передней опоры; 5 - болт; 6- опорные шайбы; 7 - подушки передней опоры.
Рис. 13. Задняя опора силового агрегата 740.50-360:
1 - лонжерон рамы; 2 - кронштейн задней опоры; 3 - башмак задней опоры силового агрегата; 4 - задний кронштейн крепления силового агрегата; 5 - стяжной болт; 6 - крышка задней опоры; 7 - резиновая подушка; 8 - стальная втулка; 9 - регулировочная прокладка.
Рис. 14. Поддерживающая опора силового агрегата 740.50-360:
1 - лонжерон рамы; 2 - кронштейн поддерживающей опоры; 3 - балка поддерживающей опоры; 4 - подушка подвески; 5 - регулировочные шайбы; б- втулка распорная.
Поддерживающая опора.
Поддерживающая опора имеет амортизатор с малой жесткостью и служит для гашения колебаний, возникающих при движении по плохим дорогам. В спокойном состоянии она не нагружена.
Балка 3 (рис. 14.) поддерживающей опоры силового агрегата 740.50-360 крепится двумя болтами к коробке передач сверху. На концах балки поддерживающей опоры круглые резиновые амортизаторы 6, через которые балка соединяется с кронштейнами 2 поддерживающей опоры. Кронштейны болтами соединяются с лонжеронами рамы.
Техническое обслуживание подвески силового агрегата
При ТО-2:
- затяните болты и гайки крепления передних и задних опор силового агрегата;
- затяните болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к лонжерот рамы (резьба M12), гайки крепления поддерживающей опоры к балке (резьба M16) и болты крепления бачки к коробке передач(резьба М16).
При СТО:
Проверьте состояние резиновых амортизаторов и регулировку положения поддерживающей опоры. Разгрузку резинового амортизатора при регулировании осуществляйте удалением регулировочных шайб.
Ремонт
Для снятия силового агрегата с автомобиля:
- отсоедините выводы «+» и «—» аккумуляторной батареи;
- поднимите переднюю облицовочную панель кабины;
- снимите буфер;
- наклоните кабину на 60°;
- отсоедините выводы проводов и штекер от генератора;
- отсоедините выводы проводов и штекеры: датчиков температуры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), датчика сигналов заднего хода, спидометра, факельных свечей (2 шт.). клапана ЭФУ;
- снимите воздухопровод, соединяющий влагомаслоотделитель с компрессором;
- ослабьте хомут крепления рукава к соединительному патрубку теплообменника системы охлаждения надувочного воздуха двигателя и отсоедините рукава;
- выверните болты крепления соединительных патрубков к теплообменнику, снимите их;
- выверните болты крепления крыльчатки вентилятора, снимите ее и оставьте в нише кожуха вентилятора, прислонив к радиатору;
- ослабьте хомут крепления верхнего рукава радиатора на водяной коробке двигателя и отсоедините рукав;
- ослабьте хомут крепленця шланга, соединяющего верхний бачок радиатора с трубкой к расширительному бачку, и отсоедините шланг;
- отверните болты крепления подводящего патрубка к водяному насосу и отсоедините патрубок;
- отсоедините воздушный фильтр;
- отсоедините питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами;
- отсоедините толкатель привода управления подачей топлива и снимите пружину;
- отсоедините и снимите трубки, подводящие воздух к редукционному клапану и к ПГУ привода сцепления;
- вывесите автомобиль на подъемнике для выполнения операций снизу;
- слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения;
- слейте масло из картера двигателя;
- слейте масло из картера коробки передач;
- отсоедините левый и правый приемные патрубки от турбокомпрессора, для чего отверните гайки крепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору;
- отсоедините от стартера вывод «-», провод и вывод «+» от тягового реле;
- отсоедините прижимы масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;
- отсоедините трубку отопителя кабины от радиатора и двигателя, отверните кронштейн и снимите трубопровод;
- отсоедините маслопроводы низкого и высокого давления гидроусилителя рулевого управления;
- отсоедините трубопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы;
- отсоедините гидропривод ПГУ сцепления;
- снимите ПГУ сцепления;
- отсоедините передний конец карданного вала промежуточного моста от коробки передач, отвернув гайки М16 и вынув болты;
- выверните болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;
- опустите автомобиль с подъемника;
- выверните болты крепления передней опоры двигателя;
- отверните самоконтрящиеся гайки М20 болтов крепления задних опор двигателя и выньте болты;
- зацепите захваты подъемно-транспортного приспособления за два рыма двигателя и задний рым-болт коробки передач, снимите силовой агрегат автомобиля, установите его на подставку.
Для установки силового агрегата на автомобиль:
- при помощи подъемно-транспортного приспособления снимите силовой агрегат с подставки и установите его на автомобиль;
- совместите отверстия задних опор двигателя с отверстиями кронштейнов задних опор, вставьте болты М20 и закрепите опоры;
- вверните болты М12 в отверстия передней опоры двигателя и затяните их;
- установите крыльчатку вентилятора и закрепите ее четырьмя болтами;
- подсоедините трубку, соединяющую расширительный бачок с радиатором;
- подсоедините верхний патрубок радиатора к двигателю шлангом;
- подсоедините шланг обогрева кабины к двигателю;
- подсоедините верхний рукав радиатора к водяной коробке, затяните хомут крепления рукава;
- соедините шланг трубки расширительного бачка с патрубком на верхнем бачке радиатора, затяните хомут;
- подсоедините подводящий патрубок к водяному насосу закрепив его двумя болтами;
- подсоедините патрубки к теплообменнику ОНВ рукавами к двигателю, предварительно закрепив болтами к теплообменнику, затяните хомут рукава соединяющего патрубок теплообменника и патрубок подходящий к впускному коллектору;
- подсоедините толкатель управления подачей топлива;
- подсоедините маслопровод высокого и низкого давления к гидроусилителю рулевого механизма, долейте масло до уровня;
- подсоедините питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами;
- установите воздухопровод, соединяющий компрессор с влагомаслоотделителем;
- подсоедините воздухопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы;
- установите воздухопроводы, подводящие воздух к редукционному клапану и к сцеплению;
- установите воздушный фильтр;
- подсоедините выводы проводов и штекеры: датчиков температу ры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), установите датчик давления масла, датчик сигналов заднего хода спидометра, штифтовых свечей (2 шт.), генератора, клапана ЭФУ;
- поднимите автомобиль с помощью подъемника;
- установите маслопровод, соединяющий масляный радиатор с картером двигателя;
- залейте масло в картер двигателя;
- залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения;
- прокачайте топливную систему ручным подкачивающим насосом;
- опустите кабину, предварительно вставьте палец, в ограничитель наклона кабины и зашплинтуйте замки:
- поставьте буфер;
- опустите переднюю облицовочную панель;
- поставьте и закрепите прижимы крепления масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;
- подсоедините к стартеру вывод «-», провод и вывод «+» к тяговому реле;
- подсоедините гидропривод ПГУ сцепления;
- вверните болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;
- подсоедините левый и правый приемные патрубки к турбокомпрессору, для чего вверните гайки сцепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору;
- подсоедините передний конец карданного вала промежуточного моста к коробке передач, вставив в отверстия фланцев болты M16 и завернув гайки;
- опустите автомобиль с подъемника;
- прокачайте сцепление и долейте жидкость до уровня;
- подсоедините выводы аккумуляторных батарей;
- пустите двигатель, проверьте его работу и отсутствие подтекания охлаждающей жидкости и масла.