Двигатель
РАЗДЕЛ 2 ДВИГАТЕЛЬ
ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ
Долговечность Вашего двигателя всецело зависит от его своевременного технического обслуживания.
Соблюдайте периодичность проведения обслуживания в полном объеме.
Ведите постоянный учет проведенных операций обслуживания в сервисных талонах "Сервисной книжки" изделия.
Перед эксплуатацией двигателя внимательно изучите настоящее руководство и, в дальнейшем, соблюдайте изложенные в нем рекомендации.
Для обеспечения безупречной работы двигателя применяйте запасные части только производства ОАО "КАМАЗ" или предприятий-изготовителей, с которыми ОАО "КАМАЗ" имеет соответствующие соглашения. Установка различного навесного оборудования и механизмов на двигатель допускается только при письменном согласии НТЦ ОАО «КАМАЗ». В противном случае двигатель не подлежит гарантийному обслуживанию.
При эксплуатации двигателя применяйте марки топлив, смазочных материалов и охлаждающих жидкостей в соответствии с требованиями, приведенными в химмотологической карте настоящего руководства.
Следите за состоянием фильтрующих элементов воздушного, топливного и масляного фильтров.
Ежедневно проверяйте состояние трубопроводов и соединений. Не допускайте подтеканий охлаждающей жидкости, топлива и масла. Своевременно очищайте от пыли и грязи все части двигателя от загрязнения.
При загорании лампы-сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе, остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.
Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока цилиндров предохраняйте резьбовые отверстия, особенно под болты крепления головок цилиндров, от попадания в них жидкости или загрязнений при разборке двигателя.
Следите за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя - при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.
При появлении неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, допускается заливка в систему охлаждения воды только на время, необходимое для доставки изделия к месту ремонта. Постоянное использование воды в системе охлаждения запрещается.
При проведении электросварочных работ непосредственно на изделии, с целью предотвращения выхода из строя реле регулятора напряжения генератора и электронной системы управления двигателем, отсоедините провода от:
- клеммы "плюс" генератора;
- клемм «плюс» и «минус» аккумуляторной батареи;
- разъемов электронного блока управления двигателем.
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ
Двигатель, сцепление и коробка передач соединены в одном блоке, называемом силовым агрегатом (рис. 2-1).
На автомобилях КАМАЗ-4350, КАМАЗ-43501, КАМАЗ-5350, КАМАЗ-53501, КАМАЗ-53504, КАМАЗ-6350, КАМАЗ-63501, КАМАЗ-6450 применяются:
- двигатели моделей КАМАЗ-740.50-360; КАМАЗ-740.30-260; КАМАЗ-740.31-240; КАМАЗ-740.11-240;
- сцепления моделей КАМАЗ-142; КАМАЗ-19; ЯМЗ-184, MFZ-430;
-коробки передач моделей КАМАЗ-154, КАМАЗ-161, КАМАЗ-144, ЯМЗ-2392 и ZF 16S151.
Рис. 2-1. Силовой агрегат, вид справа:1- коробка передач; 2 - турбокомпрессор; 3 - фильтр топливный; 4 - маслоналивная горловина; 5 - расширительный бачок; 6 - рычаг переключения передач; 7 - генератор; 8 - кольцевой вентилятор; 9 - фильтр масляный полнопоточный; 10 - фильтр масляный частичнопоточный; 11 - водомасляный теплообменник; 12 - масляный картер.
Подвеска силового агрегата
Подвеска силового агрегата эффективно снижает ударные нагрузки при движении по неровностям дороги и полностью гасит реактивные моменты, возникающие при работе двигателя. Она состоит из передней, двух задних и одной поддерживающей опоры.
Передняя опора (рис. 2-2) к лонжеронам 2 рамы крепится через кронштейны 1 и 7 с помощью болтов. Силовой агрегат к передней опоре крепится через кронштейны 5.
Снижение ударных нагрузок и гашение реактивных моментов происходит с помощью двух амортизаторов. Каждый амортизатор представляет собой резиновую подушку 8, запрессованную в кронштейн передней опоры.
Рис. 2-2. Передняя опора силового агрегата: 1,7- кронштейн передней опоры; 2 - лонжерон рамы; 3 - кронштейн ограничителя подъема кабины; 4 - двигатель; 5 - кронштейн передней опоры; 6, 10 - опорные шайбы; 8 - подушка передней опоры; 9 - болт.
Задние опоры (рис. 2-3) расположены с обеих сторон картера сцепления. Каждая из опор состоит из кронштейна 4, который прикреплен шестью болтами к картеру сцепления; башмака 3, соединенного с кронштейном 4 стяжным болтом 5; кронштейна 2, который охватывает башмак и присоединен болтами к лонжерону рамы, крышки 6. Между башмаком, крышкой и кронштейном расположена резиновая подушка 7, выполняющая функцию гасителя колебаний.
Башмак, изготовленный из алюминиевого сплава, предохраняет от смятия запрессованная в него стальная втулка 8. Между крышкой 6 и кронштейном 1 установлена регулировочная прокладка 9.
Рис. 2-3. Задняя опора силового агрегата: 1 - лонжерон рамы; 2 - кронштейн задней опоры; 3 - башмак задней опоры силового агрегата; 4 - задний кронштейн крепления силового агрегата; 5 - стяжной болт; 6 - крышка задней опоры; 7 - резиновая подушка; 8 - стальная втулка; 9 - регулировочная прокладка; 10 - кронштейн трубки компрессора.
Поддерживающая опора
Поддерживающая опора (рис. 2-4) имеет амортизатор с малой жесткостью и служит для гашения колебаний, возникающих при движении по плохим дорогам. В спокойном состоянии она не нагружена.
Балка поддерживающей опоры силового агрегата крепится двумя болтами к коробке передач сверху. На концах балки поддерживающей опоры круглые резиновые амортизаторы 6, через которые балка соединяется с кронштейнами 2 поддерживающей опоры. Кронштейны болтами соединяются с лонжеронами рамы.
Рис. 2-4. Поддерживающая опора силового агрегата:1,7,8 - гайка; 2 - лонжерон рамы; 3 - проставка; 4 - кронштейн балки поддерживающей опоры; 5 - балка поддерживающей опоры; 6 - регулировочные шайбы; 9 - накладка подушки; 10 - обойма подушки; 11 - подушка подвески.
Техническое обслуживание подвески силового агрегата
При техническом обслуживании выполняются следующие операции:
- затянуть болты и гайки крепления передних и задних опор силового агрегата;
- затянуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к лонжерону рамы (резьба M12), гайки крепления поддерживающей опоры к балке (резьба M16) и болты крепления балки к коробке передач (резьба M16);
- проверить состояние резиновых амортизаторов и регулировку положения поддерживающей опоры. Разгрузку резинового амортизатора при регулировании осуществлять удалением регулировочных шайб.
Ремонт
Для снятия силового агрегата с автомобиля следует:
- отсоединить выводы «+» и «-» аккумуляторной батареи;
- поднять переднюю облицовочную панель кабины;
- снять буфер;
- наклонить кабину на 61°;
- отсоединить выводы проводов и штекер от генератора;
- отсоединить выводы проводов и штекеры: датчиков температуры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), датчика сигналов заднего хода, спидометра, факельных свечей (2 шт.), клапана ЭФУ;
- снять воздухопровод, соединяющий влагомаслоотделитель с компрессором;
- ослабить хомут крепления рукава к соединительному патрубку теплообменника системы охлаждения надувочного воздуха двигателя и отсоединить рукава;
- вывернуть болты крепления соединительных патрубков к теплообменнику, снять их;
- вывернуть болты крепления крыльчатки вентилятора, снять ее и оставить в нише кожуха вентилятора, прислонив к радиатору;
- ослабить хомут крепления верхнего рукава радиатора на водяной коробке двигателя и отсоединить рукав;
- ослабить хомут крепления шланга, соединяющего верхний бачок радиатора с трубкой к расширительному бачку, и отсоединить шланг;
- отвернуть болты крепления подводящего патрубка к водяному насосу и отсоединить патрубок;
- отсоединить воздушный фильтр;
- отсоединить питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами;
- отсоединить толкатель привода управления подачей топлива и снять пружину;
- отсоединить и снять трубки, подводящие воздух к редукционному клапану и к ПГУ привода сцепления;
- вывесить автомобиль на подъемнике для выполнения операций снизу;
- слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения;
- слить масло из картера двигателя;
- слить масло из картера коробки передач;
- отсоединить левый и правый приемные патрубки от турбокомпрессора, для чего отвернуть гайки крепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору;
- отсоединить от стартера вывод «-», провод и вывод «+» от тягового реле;
- отсоединить прижимы масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;
- отсоединить трубку отопителя кабины от радиатора и двигателя, отвернуть кронштейн и снять трубопровод;
- отсоединить маслопроводы низкого и высокого давления гидроусилителя рулевого управления;
- отсоединить трубопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы;
- отсоединить гидропривод ПГУ сцепления;
- снять ПГУ сцепления;
- отсоединить передний конец карданного вала промежуточного моста от коробки передач, отвернув гайки М16 и вынув болты;
- вывернуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;
- опустить автомобиль с подъемника;
- вывернуть болты крепления передней опоры двигателя;
- отвернуть самоконтрящиеся гайки М20 болтов крепления задних опор двигателя и вынуть болты;
- зацепить захваты подъемно-транспортного приспособления за два рыма двигателя и задний рым-болт коробки передач, снять силовой агрегат автомобиля, установить его на подставку.
Для установки силового агрегата на автомобиль нужно:
- при помощи подъемно-транспортного приспособления снять силовой агрегат с подставки и установить его на автомобиль;
- совместить отверстия задних опор двигателя с отверстиями кронштейнов задних опор, вставить болты М20 и закрепить опоры;
- ввернуть болты М12 в отверстия передней опоры двигателя и затянуть их;
- установить крыльчатку вентилятора и закрепить ее четырьмя болтами;
- подсоединить трубку, соединяющую расширительный бачок с радиатором;
- подсоединить верхний патрубок радиатора к двигателю шлангом;
- подсоединить шланг обогрева кабины к двигателю;
- подсоединить верхний рукав радиатора к водяной коробке, затянуть хомут крепления рукава;
- соединить шланг трубки расширительного бачка с патрубком на верхнем бачке радиатора, затянуть хомут;
- подсоединить подводящий патрубок, к водяному насосу закрепив его двумя болтами;
- подсоединить патрубки к теплообменнику ОНВ рукавами к двигателю, предварительно закрепив болтами к теплообменнику, затянуть хомут рукава соединяющего патрубок теплообменника и патрубок, подходящий к впускному коллектору;
- подсоединить толкатель управления подачей топлива;
- подсоединить маслопровод высокого и низкого давления к гидроусилителю рулевого механизма, долить масло до уровня;
- подсоединить питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами;
- установить воздухопровод, соединяющий компрессор с влагомаслоотделителем;
- подсоединить воздухопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы;
- установить воздухопроводы, подводящие воздух к редукционному клапану и к сцеплению;
- установить воздушный фильтр;
- подсоединить выводы проводов и штекеры: датчиков температуры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), установить датчик давления масла, датчик сигналов заднего хода спидометра, штифтовых свечей (2 шт.), генератора, клапана ЭФУ;
- поднять автомобиль с помощью подъемника;
- установить маслопровод, соединяющий масляный радиатор с картером двигателя;
- залить масло в картер двигателя;
- залить охлаждающую жидкость в систему охлаждения;
- прокачать топливную систему ручным подкачивающим насосом;
- опустить кабину, предварительно вставьте палец, в ограничитель наклона кабины и зашплинтовать замки;
- поставить буфер;
- опустить переднюю облицовочную панель;
- поставить и закрепить прижимы крепления масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;
- подсоединить к стартеру вывод «-», провод и вывод «+» к тяговому реле;
- подсоединить гидропривод ПГУ сцепления;
- ввернуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;
- подсоединить левый и правый приемные патрубки к турбокомпрессору, для чего ввернуть гайки сцепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору;
- подсоединить передний конец карданного вала промежуточного моста к коробке передач, вставив в отверстия фланцев болты М16 и завернув гайки;
- опустить автомобиль с подъемника;
- прокачать сцепление и долить жидкость до уровня;
- подсоединить выводы аккумуляторных батарей;
- пустить двигатель, проверить его работу и отсутствие подтекания охлаждающей жидкости и масла.
ДВИГАТЕЛИ КАМАЗ-740.50-360; КАМАЗ-740.30-260; КАМАЗ-740.31 -240; КАМАЗ-740Л1-240 Техническая характеристика двигателей.
Таблица 2-1.
Наименование параметра, характеристика и единица измерения | Модель | |||
740.50-360 | 740.30-260 | 740.31-240 | 740.11-240 | |
Тип двигателя | четырехтактный, с воспламенением от сжатия | |||
Тип рабочего процесса | непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания, расположенную в поршне | |||
Расположение цилиндров | V-образное, с углом развала 90° | |||
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 | |||
Направление вращения коленчатого вала | правое (против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика) | |||
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм | 120x130 | 120x120 | ||
Рабочий объем, л. | 11,76 | 10,85 | ||
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 265 (360) | 191 (260) | 176 (240) | |
Максимальный крутящий момент, Н-м (кгс-м) | 1470(150) | 1079(110) | 932 (95) | 833 (85) |
Установочный угол опережения впрыскивания топлива, град. | 11+1 | |||
Частота вращения коленчатого вала, мин’1: - номинальная - при максимальном крутящем моменте - на холостом ходу: - минимальная - максимальная | ||||
2200±50 | ||||
1300-1500 | 1200-1400 | 1100-1500 | 1200-1600 | |
600±20 | 600в50 | |||
2530-80 | ||||
Количество клапанов в головке цилиндра | 2 (впускной и выпускной) | |||
Зазоры на холодном двигателе, между коромыслами и стержнями клапанов | впускных - 0,25...0,30 мм; выпускных - 0,35...0,40 мм. | |||
Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2): - номинальной; - минимальной холостого хода, не менее | 392...539 (4...5,5) 98(1,0) | |||
Форсунка модели с распылителем «ЯЗДА» | ||||
273-20 | 273-31 | |||
273-20 | 273-30 | |||
Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2) | 24,52...25,72 (250...262) | |||
Топливный насос высокого давления (ТНВД) модели | 337-50.02 | 337-50.01 | 337-50.03 | 337-50.05 |
Система наддува | газотурбинная, с двумя турбокомпрессорами и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух». | газотурбинная, с двумя турбокомпрессорами |
Рис. 2-5. Общий вид двигателей.
ДВИГАТЕЛИ КАМАЗ-740.50-360, КАМАЗ-740.30-260, KAMA3-740.31-240, КАМАЗ-740.11-240 И ИХ СИСТЕМЫ
Двигатели КАМАЗ-740.50-360, КАМАЗ-740.30-260, КАМАЗ-740.31-240 четырехтактные с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух». По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатель соответствует требованиям правил ЕЭК ООН (EURO-2).
Двигатели КАМАЗ-740.11-240 четырехтактные с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом. По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатель соответствует требованиям правил ЕЭК ООН (EURO-1).
Общий вид, продольный и поперечный разрезы двигателей приведены на рис. 2-5...2-7.
Рис. 2-6. Продольный разрез двигателя с ОНВ:1 - топливный насос высокого давления (ТНВД); 2 - привод ТНВД; 3 - компрессор; 4 - фильтр тонкой очистки топлива; 5 - картер агрегатов; 6 - турбокомпрессор; 7 - маховик; 8 - картер маховика; 9 - картер масляный; 10 - пробка слива масла; 11 - желоб маслораспределительный; 12 - коленчатый вал; 13 - форсунка охлаждения поршня; 14 - масляный насос; 15 - гаситель крутильных колебаний; 16 - шкив коленчатого вала; 17 - вал распределительный; 18 - вентилятор с муфтой.
Рис. 2-7. Поперечный разрез двигателя:
1 - коллектор выпускной; 2 - головка цилиндра; 3 - блок цилиндров; 4 - поршень; 5 - стартер; 6 - фильтр масляный; 7 - водомасляный теплообменник; 8 - форсунка; 9 - маслоналивная горловина; 10 - коллектор впускной; 11 - труба подводящая; 12 - насоса гидроусилителя руля; 13 - привод управления регулятором ТНВД.РАЗДЕЛ 2 ДВИГАТЕЛЬ
ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ
Долговечность Вашего двигателя всецело зависит от его своевременного технического обслуживания.
Соблюдайте периодичность проведения обслуживания в полном объеме.
Ведите постоянный учет проведенных операций обслуживания в сервисных талонах "Сервисной книжки" изделия.
Перед эксплуатацией двигателя внимательно изучите настоящее руководство и, в дальнейшем, соблюдайте изложенные в нем рекомендации.
Для обеспечения безупречной работы двигателя применяйте запасные части только производства ОАО "КАМАЗ" или предприятий-изготовителей, с которыми ОАО "КАМАЗ" имеет соответствующие соглашения. Установка различного навесного оборудования и механизмов на двигатель допускается только при письменном согласии НТЦ ОАО «КАМАЗ». В противном случае двигатель не подлежит гарантийному обслуживанию.
При эксплуатации двигателя применяйте марки топлив, смазочных материалов и охлаждающих жидкостей в соответствии с требованиями, приведенными в химмотологической карте настоящего руководства.
Следите за состоянием фильтрующих элементов воздушного, топливного и масляного фильтров.
Ежедневно проверяйте состояние трубопроводов и соединений. Не допускайте подтеканий охлаждающей жидкости, топлива и масла. Своевременно очищайте от пыли и грязи все части двигателя от загрязнения.
При загорании лампы-сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе, остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.
Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока цилиндров предохраняйте резьбовые отверстия, особенно под болты крепления головок цилиндров, от попадания в них жидкости или загрязнений при разборке двигателя.
Следите за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя - при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.
При появлении неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, допускается заливка в систему охлаждения воды только на время, необходимое для доставки изделия к месту ремонта. Постоянное использование воды в системе охлаждения запрещается.
При проведении электросварочных работ непосредственно на изделии, с целью предотвращения выхода из строя реле регулятора напряжения генератора и электронной системы управления двигателем, отсоедините провода от:
- клеммы "плюс" генератора;
- клемм «плюс» и «минус» аккумуляторной батареи;
- разъемов электронного блока управления двигателем.
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ
Двигатель, сцепление и коробка передач соединены в одном блоке, называемом силовым агрегатом (рис. 2-1).
На автомобилях КАМАЗ-4350, КАМАЗ-43501, КАМАЗ-5350, КАМАЗ-53501, КАМАЗ-53504, КАМАЗ-6350, КАМАЗ-63501, КАМАЗ-6450 применяются:
- двигатели моделей КАМАЗ-740.50-360; КАМАЗ-740.30-260; КАМАЗ-740.31-240; КАМАЗ-740.11-240;
- сцепления моделей КАМАЗ-142; КАМАЗ-19; ЯМЗ-184, MFZ-430;
-коробки передач моделей КАМАЗ-154, КАМАЗ-161, КАМАЗ-144, ЯМЗ-2392 и ZF 16S151.
Рис. 2-1. Силовой агрегат, вид справа:1- коробка передач; 2 - турбокомпрессор; 3 - фильтр топливный; 4 - маслоналивная горловина; 5 - расширительный бачок; 6 - рычаг переключения передач; 7 - генератор; 8 - кольцевой вентилятор; 9 - фильтр масляный полнопоточный; 10 - фильтр масляный частичнопоточный; 11 - водомасляный теплообменник; 12 - масляный картер.
Подвеска силового агрегата
Подвеска силового агрегата эффективно снижает ударные нагрузки при движении по неровностям дороги и полностью гасит реактивные моменты, возникающие при работе двигателя. Она состоит из передней, двух задних и одной поддерживающей опоры.
Передняя опора (рис. 2-2) к лонжеронам 2 рамы крепится через кронштейны 1 и 7 с помощью болтов. Силовой агрегат к передней опоре крепится через кронштейны 5.
Снижение ударных нагрузок и гашение реактивных моментов происходит с помощью двух амортизаторов. Каждый амортизатор представляет собой резиновую подушку 8, запрессованную в кронштейн передней опоры.
Рис. 2-2. Передняя опора силового агрегата: 1,7- кронштейн передней опоры; 2 - лонжерон рамы; 3 - кронштейн ограничителя подъема кабины; 4 - двигатель; 5 - кронштейн передней опоры; 6, 10 - опорные шайбы; 8 - подушка передней опоры; 9 - болт.
Задние опоры (рис. 2-3) расположены с обеих сторон картера сцепления. Каждая из опор состоит из кронштейна 4, который прикреплен шестью болтами к картеру сцепления; башмака 3, соединенного с кронштейном 4 стяжным болтом 5; кронштейна 2, который охватывает башмак и присоединен болтами к лонжерону рамы, крышки 6. Между башмаком, крышкой и кронштейном расположена резиновая подушка 7, выполняющая функцию гасителя колебаний.
Башмак, изготовленный из алюминиевого сплава, предохраняет от смятия запрессованная в него стальная втулка 8. Между крышкой 6 и кронштейном 1 установлена регулировочная прокладка 9.
Рис. 2-3. Задняя опора силового агрегата: 1 - лонжерон рамы; 2 - кронштейн задней опоры; 3 - башмак задней опоры силового агрегата; 4 - задний кронштейн крепления силового агрегата; 5 - стяжной болт; 6 - крышка задней опоры; 7 - резиновая подушка; 8 - стальная втулка; 9 - регулировочная прокладка; 10 - кронштейн трубки компрессора.
Поддерживающая опора
Поддерживающая опора (рис. 2-4) имеет амортизатор с малой жесткостью и служит для гашения колебаний, возникающих при движении по плохим дорогам. В спокойном состоянии она не нагружена.
Балка поддерживающей опоры силового агрегата крепится двумя болтами к коробке передач сверху. На концах балки поддерживающей опоры круглые резиновые амортизаторы 6, через которые балка соединяется с кронштейнами 2 поддерживающей опоры. Кронштейны болтами соединяются с лонжеронами рамы.
Рис. 2-4. Поддерживающая опора силового агрегата:1,7,8 - гайка; 2 - лонжерон рамы; 3 - проставка; 4 - кронштейн балки поддерживающей опоры; 5 - балка поддерживающей опоры; 6 - регулировочные шайбы; 9 - накладка подушки; 10 - обойма подушки; 11 - подушка подвески.
Техническое обслуживание подвески силового агрегата
При техническом обслуживании выполняются следующие операции:
- затянуть болты и гайки крепления передних и задних опор силового агрегата;
- затянуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к лонжерону рамы (резьба M12), гайки крепления поддерживающей опоры к балке (резьба M16) и болты крепления балки к коробке передач (резьба M16);
- проверить состояние резиновых амортизаторов и регулировку положения поддерживающей опоры. Разгрузку резинового амортизатора при регулировании осуществлять удалением регулировочных шайб.
Ремонт
Для снятия силового агрегата с автомобиля следует:
- отсоединить выводы «+» и «-» аккумуляторной батареи;
- поднять переднюю облицовочную панель кабины;
- снять буфер;
- наклонить кабину на 61°;
- отсоединить выводы проводов и штекер от генератора;
- отсоединить выводы проводов и штекеры: датчиков температуры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), датчика сигналов заднего хода, спидометра, факельных свечей (2 шт.), клапана ЭФУ;
- снять воздухопровод, соединяющий влагомаслоотделитель с компрессором;
- ослабить хомут крепления рукава к соединительному патрубку теплообменника системы охлаждения надувочного воздуха двигателя и отсоединить рукава;
- вывернуть болты крепления соединительных патрубков к теплообменнику, снять их;
- вывернуть болты крепления крыльчатки вентилятора, снять ее и оставить в нише кожуха вентилятора, прислонив к радиатору;
- ослабить хомут крепления верхнего рукава радиатора на водяной коробке двигателя и отсоединить рукав;
- ослабить хомут крепления шланга, соединяющего верхний бачок радиатора с трубкой к расширительному бачку, и отсоединить шланг;
- отвернуть болты крепления подводящего патрубка к водяному насосу и отсоединить патрубок;
- отсоединить воздушный фильтр;
- отсоединить питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами;
- отсоединить толкатель привода управления подачей топлива и снять пружину;
- отсоединить и снять трубки, подводящие воздух к редукционному клапану и к ПГУ привода сцепления;
- вывесить автомобиль на подъемнике для выполнения операций снизу;
- слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения;
- слить масло из картера двигателя;
- слить масло из картера коробки передач;
- отсоединить левый и правый приемные патрубки от турбокомпрессора, для чего отвернуть гайки крепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору;
- отсоединить от стартера вывод «-», провод и вывод «+» от тягового реле;
- отсоединить прижимы масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;
- отсоединить трубку отопителя кабины от радиатора и двигателя, отвернуть кронштейн и снять трубопровод;
- отсоединить маслопроводы низкого и высокого давления гидроусилителя рулевого управления;
- отсоединить трубопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы;
- отсоединить гидропривод ПГУ сцепления;
- снять ПГУ сцепления;
- отсоединить передний конец карданного вала промежуточного моста от коробки передач, отвернув гайки М16 и вынув болты;
- вывернуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;
- опустить автомобиль с подъемника;
- вывернуть болты крепления передней опоры двигателя;
- отвернуть самоконтрящиеся гайки М20 болтов крепления задних опор двигателя и вынуть болты;
- зацепить захваты подъемно-транспортного приспособления за два рыма двигателя и задний рым-болт коробки передач, снять силовой агрегат автомобиля, установить его на подставку.
Для установки силового агрегата на автомобиль нужно:
- при помощи подъемно-транспортного приспособления снять силовой агрегат с подставки и установить его на автомобиль;
- совместить отверстия задних опор двигателя с отверстиями кронштейнов задних опор, вставить болты М20 и закрепить опоры;
- ввернуть болты М12 в отверстия передней опоры двигателя и затянуть их;
- установить крыльчатку вентилятора и закрепить ее четырьмя болтами;
- подсоединить трубку, соединяющую расширительный бачок с радиатором;
- подсоединить верхний патрубок радиатора к двигателю шлангом;
- подсоединить шланг обогрева кабины к двигателю;
- подсоединить верхний рукав радиатора к водяной коробке, затянуть хомут крепления рукава;
- соединить шланг трубки расширительного бачка с патрубком на верхнем бачке радиатора, затянуть хомут;
- подсоединить подводящий патрубок, к водяному насосу закрепив его двумя болтами;
- подсоединить патрубки к теплообменнику ОНВ рукавами к двигателю, предварительно закрепив болтами к теплообменнику, затянуть хомут рукава соединяющего патрубок теплообменника и патрубок, подходящий к впускному коллектору;
- подсоединить толкатель управления подачей топлива;
- подсоединить маслопровод высокого и низкого давления к гидроусилителю рулевого механизма, долить масло до уровня;
- подсоединить питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами;
- установить воздухопровод, соединяющий компрессор с влагомаслоотделителем;
- подсоединить воздухопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы;
- установить воздухопроводы, подводящие воздух к редукционному клапану и к сцеплению;
- установить воздушный фильтр;
- подсоединить выводы проводов и штекеры: датчиков температуры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), установить датчик давления масла, датчик сигналов заднего хода спидометра, штифтовых свечей (2 шт.), генератора, клапана ЭФУ;
- поднять автомобиль с помощью подъемника;
- установить маслопровод, соединяющий масляный радиатор с картером двигателя;
- залить масло в картер двигателя;
- залить охлаждающую жидкость в систему охлаждения;
- прокачать топливную систему ручным подкачивающим насосом;
- опустить кабину, предварительно вставьте палец, в ограничитель наклона кабины и зашплинтовать замки;
- поставить буфер;
- опустить переднюю облицовочную панель;
- поставить и закрепить прижимы крепления масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;
- подсоединить к стартеру вывод «-», провод и вывод «+» к тяговому реле;
- подсоединить гидропривод ПГУ сцепления;
- ввернуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;
- подсоединить левый и правый приемные патрубки к турбокомпрессору, для чего ввернуть гайки сцепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору;
- подсоединить передний конец карданного вала промежуточного моста к коробке передач, вставив в отверстия фланцев болты М16 и завернув гайки;
- опустить автомобиль с подъемника;
- прокачать сцепление и долить жидкость до уровня;
- подсоединить выводы аккумуляторных батарей;
- пустить двигатель, проверить его работу и отсутствие подтекания охлаждающей жидкости и масла.
ДВИГАТЕЛИ КАМАЗ-740.50-360; КАМАЗ-740.30-260; КАМАЗ-740.31 -240; КАМАЗ-740Л1-240 Техническая характеристика двигателей.
Таблица 2-1.
Наименование параметра, характеристика и единица измерения | Модель | |||
740.50-360 | 740.30-260 | 740.31-240 | 740.11-240 | |
Тип двигателя | четырехтактный, с воспламенением от сжатия | |||
Тип рабочего процесса | непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания, расположенную в поршне | |||
Расположение цилиндров | V-образное, с углом развала 90° | |||
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 | |||
Направление вращения коленчатого вала | правое (против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика) | |||
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм | 120x130 | 120x120 | ||
Рабочий объем, л. | 11,76 | 10,85 | ||
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 265 (360) | 191 (260) | 176 (240) | |
Максимальный крутящий момент, Н-м (кгс-м) | 1470(150) | 1079(110) | 932 (95) | 833 (85) |
Установочный угол опережения впрыскивания топлива, град. | 11+1 | |||
Частота вращения коленчатого вала, мин’1: - номинальная - при максимальном крутящем моменте - на холостом ходу: - минимальная - максимальная | ||||
2200±50 | ||||
1300-1500 | 1200-1400 | 1100-1500 | 1200-1600 | |
600±20 | 600в50 | |||
2530-80 | ||||
Количество клапанов в головке цилиндра | 2 (впускной и выпускной) | |||
Зазоры на холодном двигателе, между коромыслами и стержнями клапанов | впускных - 0,25...0,30 мм; выпускных - 0,35...0,40 мм. | |||
Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2): - номинальной; - минимальной холостого хода, не менее | 392...539 (4...5,5) 98(1,0) | |||
Форсунка модели с распылителем «ЯЗДА» | ||||
273-20 | 273-31 | |||
273-20 | 273-30 | |||
Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2) | 24,52...25,72 (250...262) | |||
Топливный насос высокого давления (ТНВД) модели | 337-50.02 | 337-50.01 | 337-50.03 | 337-50.05 |
Система наддува | газотурбинная, с двумя турбокомпрессорами и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух». | газотурбинная, с двумя турбокомпрессорами |
Рис. 2-5. Общий вид двигателей.
ДВИГАТЕЛИ КАМАЗ-740.50-360, КАМАЗ-740.30-260, KAMA3-740.31-240, КАМАЗ-740.11-240 И ИХ СИСТЕМЫ
Двигатели КАМАЗ-740.50-360, КАМАЗ-740.30-260, КАМАЗ-740.31-240 четырехтактные с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух». По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатель соответствует требованиям правил ЕЭК ООН (EURO-2).
Двигатели КАМАЗ-740.11-240 четырехтактные с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом. По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатель соответствует требованиям правил ЕЭК ООН (EURO-1).
Общий вид, продольный и поперечный разрезы двигателей приведены на рис. 2-5...2-7.
Рис. 2-6. Продольный разрез двигателя с ОНВ:1 - топливный насос высокого давления (ТНВД); 2 - привод ТНВД; 3 - компрессор; 4 - фильтр тонкой очистки топлива; 5 - картер агрегатов; 6 - турбокомпрессор; 7 - маховик; 8 - картер маховика; 9 - картер масляный; 10 - пробка слива масла; 11 - желоб маслораспределительный; 12 - коленчатый вал; 13 - форсунка охлаждения поршня; 14 - масляный насос; 15 - гаситель крутильных колебаний; 16 - шкив коленчатого вала; 17 - вал распределительный; 18 - вентилятор с муфтой.
Рис. 2-7. Поперечный разрез двигателя:
1 - коллектор выпускной; 2 - головка цилиндра; 3 - блок цилиндров; 4 - поршень; 5 - стартер; 6 - фильтр масляный; 7 - водомасляный теплообменник; 8 - форсунка; 9 - маслоналивная горловина; 10 - коллектор впускной; 11 - труба подводящая; 12 - насоса гидроусилителя руля; 13 - привод управления регулятором ТНВД.