Эксплуатация автомобиля
Подготовка к эксплуатации
Перед началом эксплуатации автомобиля необходимо выполнить следующее:
Проверить наличие комплектующих изделий и принадлежностей, соответствие номеров шасси и двигателя номерам, указанным в прилагаемых к автомобилю товаросопроводительных документах.
Установить на место изделия и принадлежности, поставляемые с автомобилем. Проверить, и, если требуется, отрегулировать действие механизма подъема и опускания кабины и запасного колеса, ограничителя и запорного устройства, передней облицовочной панели, вентиляционного люка, стеклоподъемников дверей кабины, запоров бортов платформы.
Проверить и при необходимости подтянуть:
- детали крепления колес;
- крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев шарниров рулевых тяг, рычагов поворотных кулаков, сошки рулевого механизма, в случае необходимости закрепить и зашплинтовать.
Проверить уровень и, если требуется, долить:
- охлаждающую жидкость в расширительный бачок системы охлаждения;
- рабочую жидкость в бачок главного цилиндра сцепления;
- топливо в баки;
- масло в картеры двигателя, коробки передач, раздаточной коробки, мостов, в бачок насоса рулевого гидроусилителя, в насос механизма подъема и опускания кабины и запасного колеса и в редуктор лебедки.
Для обеспечения длительной и надежной работы двигателя следует:
- проверить систему, обеспечивающую очистку воздуха, поступающего в двигатель, устранить малейшие подсосы воздуха через неплотности в системе на участке между воздухоочистителем и двигателем;
- провести своевременную смену моторного масла и фильтрующих элементов фильтра очистки масла;
- применять высококачественные моторные масла, рекомендуемые руководством по эксплуатации.
Проверить плотность электролита в аккумуляторных батареях.
Примечание: По особому требованию на автомобиле могут быть установлены сухозаряженные аккумуляторные батареи (не залитые электролитом), которые способны сохранять первоначально сообщенный им заряд в течение одного года с момента изготовления. Необходимо привести сухозаряженные батареи в рабочее состояние.
Батареи, разряженные более 50% (в холодный период времени года на 25%), необходимо подзарядить.
Проверить уровень электролита в аккумуляторных батареях и при необходимости долить дистиллированную воду. Проверить крепление проводов на выводах батарей.
Пустить двигатель, проверить его работу на холостом ходу. Открыть краны запора воздуха и довести давление в шинах до нормы.
Проверить работу стеклоочистителей, лебедки, омывателя ветровых стекол, внутреннего и наружного освещения.
Проверить в движении работу двигателя, сцепления, механизма переключения передач, тормозных систем, контрольно-измерительных и сигнальных приборов.
Проверить герметичность и при необходимости устранить дефекты: в системах охлаждения и смазочной, питания двигателя топливом и воздухом, подкачки шин, в рулевом гидроусилителе, гидроприводе сцепления, пневмоприводе тормозных систем, коробке передач, раздаточной коробке, мостах.
Эксплуатация нового автомобиля
Надежность и экономичность автомобиля, а также его долговечность зависят от приработки деталей в сборочных единицах и агрегатах в период эксплуатации нового автомобиля - первые 1000 км пробега. Необходимо помнить, что в период эксплуатации нового автомобиля:
- максимальная скорость движения не должна превышать 50 км/ч;
- автомобиль не должен эксплуатироваться в тяжелых дорожных условиях;
- масса перевозимого автомобилем груза не должна превышать 75% номинальной.
Допускается работа автомобиля-тягача в составе автопоезда, при этом масса груза, перевозимого прицепом, также не должна превышать 75% номинальной;
- недопустимы перегрев двигателя и работа его с пониженным уровнем масла в картере двигателя.
После остановки автомобиля следует проверить степень нагрева ступиц колес, тормозных барабанов, картеров главных передач мостов. При повышенном нагреве надо проверить наличие смазочного материала в агрегатах и при необходимости довести до нормы; если количество смазочного материала соответствует норме, то нужно найти неисправность и устранить ее.
В период эксплуатации нового автомобиля нужно постоянно следить за состоянием всех деталей крепления, подтягивая при этом ослабленные соединения.
Особое внимание должно обращаться на крепления сошки, картера рулевого механизма, шаровых пальцев рулевых тяг, поворотных рычагов, кронштейнов реактивных штанг, кронштейнов задней подвески и тормозных камер, фланцев карданных валов, стремянок рессор.
Нужно своевременно устранять неисправности, ведущие к ненормальной работе агрегатов и сборочных единиц автомобиля.
Пуск, работа и останов двигателя
Порядок выполнения пуска двигателя зависит от его теплового состояния и температуры окружающего воздуха.
Пуск двигателя без применения ЭФУ
Для пуска двигателя без применения ЭФУ нужно выполнить следующее:
1. Прокачать систему питания топливом насосом предпусковой прокачки до открытия перепускного клапана ТНВД.
2. Убедиться, что рычаг переключения передач КП находится в нейтральном положении, а рукоятка останова двигателя в нижнем положении.
3. Кратковременно нажать на кнопку выключателя массы, включить аккумуляторные батареи.
4. Нажать на педаль подачи топлива, переместив ее до упора, и отпустить до среднего положения.
5. Включить стартер поворотом ключа выключателя приборов и стартера во второе нефиксированное положение.
6. После начала работы двигателя немедленно отпустить ключ выключателя приборов и стартера, который повернется в первое положение.
Сразу после пуска прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 40°С при частоте вращения коленчатого вала 1000-1600 мин-1. После этого можно начинать работу под нагрузкой.
При пуске прогретого двигателя выполнение требования п. 1 и 4 необязательно.
В случае неудачной попытки пуск двигателя повторить с выдержкой между включениями 1-2 мин. При неудавшемся пуске после трех попыток определить и устранить причину неисправности.
Пуск двигателя с применением ЭФУ.
Для пуска двигателя с применением ЭФУ необходимо выполнить следующее:
- топливопрокачивающим насосом прокачать систему питания топливом до полного удаления воздуха из неё;
- убедиться, что рычаг переключения коробки передач находится в нейтральном положении, а рычаг останова двигателя находится в положении «работа»;
- кратковременно нажав на кнопку выключателя массы - включить аккумуляторные батареи;
- проверить исправность лампы-сигнализатора с помощью кнопки проверки исправности контрольных ламп;
- нажать и удерживать во включенном состоянии кнопку включения ЭФУ;
- нажать педаль подачи топлива и удерживать её в положении максимальной подачи топлива;
- после загорания лампы-сигнализатора, не отпуская кнопки включения ЭФУ, включить стартер, повернув ключ выключателя приборов и стартера во второе нефиксированное положение не более чем на 15 с. Для устойчивой работы двигателя допускается работа ЭФУ в течении не более 60 с от момента включения стартера, так как время непрерывно включенного состояния свечей ЭФУ не должно превышать 3-х минут.
Примечания: а) С момента стартерной прокрутки коленчатого вала до начала устойчивой работы двигателя, сцепление рекомендуется выключить, б) Только при наличии регулярных вспышек в цилиндрах двигателя допускается непрерывная работа стартера в течение 25-30 с.
- в случае неудачной попытки отпустить кнопку ЭФУ, педали сцепления и подачи топлива. Попытку пуска двигателя повторить через 1 мин, начиная с п.5;
- при неудавшемся пуске (после 3-х попыток) - определить и устранить неисправность;
- прогрев двигателя проводить, начиная с минимально устойчивых оборотов холостого хода двигателя (800... 1000 мин-1), постепенно повышая частоту вращения, через каждые 1,5-2мин не более чем на 100 мин-1. Максимальная частота вращения при прогреве двигателя до температуры охлаждающей жидкости 60°С не должна превышать 1600 мин-1. Нагружать двигатель рекомендуется при достижении температуры охлаждающей жидкости не ниже 40°С;
Примечание: Только в экстренных случаях при условии, что изменение подачи топлива приводит к изменению частоты вращения коленчатого вала, допускается производить 50%-ную нагрузку двигателя.
Внимание! Нельзя пользоваться открытым пламенем факела и паяльной лампы для прогрева воздуха при пуске двигателя.
Работа двигателя
В период эксплуатации двигателя необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- двигатель не должен работать на режиме холостого хода в течение длительного времени (более 10 мин), т.к. эго приводит к интенсивному закоксовыванию поршневых колец;
- не допускать длительной работы двигателя при температуре охлаждающей жидкости ниже 60 °С, т.к. в этих условиях несгоревшее топливо смывает масло со стенок гильз цилиндров и разжижает масло в картере двигателя;
- следить за давлением масла и температурой охлаждающей жидкости, данные для их контроля приведены в технической характеристике двигателя. Если давление масла или температура охлаждающей жидкости выходят за пределы, указанные в технической характеристике, то остановить двигатель;
- не допускается перегрев охлаждающей жидкости выше 100°С;
- двигатель не должен работать более 1 минуты с полной нагрузкой и частотой вращения ниже величины, соответствующей максимальному крутящему моменту;
- работа двигателя в диапазоне, превышающем максимальную частоту вращения, может привести к повреждению двигателя; при движении под уклон использовать низшие передачи коробки передач в сочетании с моторным (вспомогательным) и рабочим тормозом;
- в процессе эксплуатации двигателя обращать особое внимание на отклонения в работе двигателя (необычные шумы, вибрации, перебои в работе снижение мощности, дымление, утечки топлива, масла и охлаждающей жидкости. Следить за показаниями приборов.
Рекомендуемые режимы работы двигателя
Во избежание подсоса масла из турбокомпрессоров и попадания его в цилиндры двигателя, на проточные части компрессора и турбины, нельзя допускать длительной работы двигателя на режиме холостого хода. Это приводит к закоксовыванию поршневых колец, загрязненности проточной части компрессора и нагарообразованию на проточной части турбины.
При вынужденной работе двигателя на оборотах холостого хода (прогрев, накачка воздуха в баллоны тормозной системы и т.п.) необходимо поддерживать частоту вращения коленчатого вала не менее 1000-1200 мин-1.
Перед остановкой двигателя после его работы под нагрузкой, необходимо установить режим холостого хода длительностью не менее 3-х минут во избежание перегрева подшипника турбокомпрессора и закоксовывания ротора. Резкая остановка двигателя после работы под нагрузкой запрещается.
Пуск двигателя с применением предпускового подогревателя при заполнении системы охлаждения антифризом следует проводить с особой осторожностью. Подогреватель разрешается применять лицам, хорошо изучившим указания настоящего руководства.
При использовании подогревателя нужно помнить, что небрежное обращение с ним, а также его неисправность могут быть причинами пожара. Обязательно надо присутствовать при прогреве двигателя, следить за горением топлива в теплообменнике подогревателя.
Необходимо помнить, что топливный кран питания подогревателя надо открывать только на время его работы; в остальное время кран должен быть закрыт. Нельзя отключать подогреватель прекращением подачи топлива (закрытием топливного крана).
Нельзя оставлять переключатель предпускового подогревателя в положение I более 30 с.
Работа подогревателя продолжительностью более 15 с без охлаждающей жидкости в его теплообменнике не допускается.
Нельзя заполнять жидкостью прогретый теплообменник подогревателя во избежание его повреждения. Перед заливкой жидкости теплообменник подогревателя должен быть охлажден.
При появлении открытого пламени на выпуске при установившемся режиме работы подогревателя нужно немедленно выключить подогреватель, отключить аккумуляторные батареи и только после этого приступить к устранению неисправности. До устранения неисправности нельзя пользоваться предпусковым подогревателем.
Пуск двигателя с помощью предпускового подогревателя необходимо проводить в следующем порядке:
- включить выключатель аккумуляторных батарей;
- открыть кран на топливном бачке подогревателя и заполнить топливную систему подогревателя, сделав несколько качков топливоподкачивающим ручным насосом;
- установить ручку переключателя предпускового подогревателя в положение III и нажать кнопку включателя электронагревателя на время в зависимости от температуры окружающего воздуха: 60 с - при температуре до минус 40°С, 90 с - при температуре до минус 504:;
- перевести переключатель подогревателя в положение I и удерживать его в этом положении не более 30 с до появления в теплообменнике характерного гула, указывающего на то, что топливо в горелке воспламенилось;
- отпустить переключатель подогревателя, который автоматически займет положение II; продолжающийся ровный гул в теплообменнике свидетельствует о том, что режим работы подогревателя устойчивый.
При неудавшемся пуске подогревателя нужно перевести переключатель в положение 0 и через 1 мин повторить пуск. Если после двух попыток с переключением в положение I на 30 с с интервалами между попытками 1 мин подогреватель не начал работать, надо найти неисправность и устранить ее.
Когда жидкость в системе охлаждения двигателя прогреется до температуры 70-80°С, надо продлить работу подогревателя еще на 10 мин для прогрева смазочного материала в подшипниках коленчатого вала двигателя, затем прекратить подачу топлива, установив переключатель подогревателя в положение III. Затем через 15-20 с нужно перевести переключатель в положение 0 и закрыть кран топливного бачка подогревателя.
После этого надо пустить двигатель, нажав до упора педаль сцепления.
Останов двигателя. Перед остановом нужно дать поработать двигателю в течение 1-3 мин без нагрузки со средней частотой вращения коленчатого вала. Для останова двигателя следует уменьшить частоту вращения коленчатого вала до минимальной, после чего вытянуть до конца рукоятку останова двигателя и оставить ее в этом положении.
После окончания работы необходимо отключить аккумуляторные батареи автомобиля.
Управление коробкой передач, раздаточной коробкой и тормозными системами
Передачи в коробке передач переключают рычагом, расположенным справа от сиденья водителя.
Трогать с места автомобиль с грузом следует без рывков на первой передаче коробки передач с минимально возможной частотой вращения коленчатого вала двигателя. Нельзя допускать движение с частично нажатой педалью сцепления.
Раздаточная коробка управляется краном, рукоятка которого расположена на панели приборов.
Рукоятка крана имеет три фиксированных положения, каждому из которых соответствует передача раздаточной коробки.
При движении по дорогам с твердым покрытием используется высшая передача. Низшую передачу надо включать при движении по труднопроходимым участкам пути, а также при преодолении крутых подъемов и бродов. Переключать передачи можно только после полной остановки автомобиля.
При движении по сухим дорогам с уклонами до 3% нужно правильно выбирать передачи коробки передач и использовать рабочие тормозные системы автопоезда, не допуская резких торможений, приводящих к блокировке колес. Необходимо помнить, что тормозной путь автопоезда при блокировке колес значительно возрастает. Резкое торможение может привести к складыванию и заносу автопоезда.
При первых признаках складывания или заноса автопоезда следует отпустить тормозную педаль и тормозить автомобиль вспомогательной тормозной системой, ликвидируя занос поворотом управляемых колес автомобиля в сторону заноса.
При движении автопоезда на дорогах с уклонами более 3% для замедления движения надо использовать низшие передачи коробки передач и раздаточной коробки в сочетании с рабочей и вспомогательной тормозными системами автопоезда.
Для затормаживания автопоезда на стоянке нужно установить рукоятку стояночного тормозного крана в вертикальное фиксированное положение. При этом срабатывают тормозные механизмы колес задней тележки и клапаны управления тормозными системами прицепа, которые приводят в действие тормозные системы прицепа.
Для выключения стояночной тормозной системы рукоятка тормозного крана должна быть установлена в горизонтальное положение. При этом растормаживается автомобиль, одновременно срабатывают клапаны управления тормозными системами прицепа, в результате чего растормаживается прицеп.
Выключая стояночную тормозную систему, необходимо доводить рукоятку крана до упора во избежание сгорания накладок в тормозных механизмах прицепа.
При аварийном падении давления воздуха в ресиверах стояночной тормозной системы и неработающем двигателе срабатывают пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер задней тележки и автомобиль затормаживается.
При неработающем двигателе запас воздуха достаточен для трехкратного растормаживания.
Если отсутствует запас сжатого воздуха, автомобиль можно растормозить специальными устройствами, которые встроены в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов. Для этого надо вывернуть винты механизма аварийного растормаживания, расположенные в верхней части энергоаккумуляторов на 65-70 мм.
Вспомогательной тормозной системой управляют кнопкой, расположенной на полу кабины и соединенной с краном вспомогательной тормозной системы. Пользоваться вспомогательной тормозной системой рекомендуется во всех случаях для уменьшения скорости и обязательно - при движении на затяжных спусках во избежание перегрева колесных тормозных механизмов, а также по скользким и обледенелым дорогам для предотвращения заноса и складывания автопоезда.
При необходимости для уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя можно притормаживать автопоезд рабочей тормозной системой.
Для экстренного растормаживания автомобиля нужно установить рукоятку тормозного крана в горизонтальное положение и пустить двигатель. При этом воздух от компрессора будет заполнять полости пружинных энергоаккумуляторов. В случае отсутствия возможности пустить двигатель растормозить автомобиль можно, подключив к буксирному клапану регулятора давления автономный источник сжатого воздуха.
Необходимо помнить, что при отсутствии воздуха в ресиверах двигаться следует на низшей передаче в раздаточной коробке для устранения самопроизвольного выключения высшей передачи.
Эксплуатация автомобиля в холодный период времени
В этот период эксплуатации необходимо выполнять следующее:
Перед пуском двигателя надо нажать до упора педаль сцепления.
Ежедневно сливать конденсат из ресиверов во избежание его замерзания в приборах и трубках подвода воздуха. При замерзании конденсата нельзя прогревать тормозные аппараты открытым пламенем (паяльная лампа, факел). Для этой цели применяется горячая вода.
Следить за плотностью электролита в аккумуляторных батареях, которая должна изменяться в зависимости от климатической зоны. В электролит следует доливать дистиллированную воду непосредственно перед пуском двигателя во избежание замерзания.
На переднюю часть кабины под облицовочную панель установить утеплитель передка.
Для обмыва стекол ветрового окна использовать смесь воды со специальной жидкостью НИИСС-4, объемные соотношения которых менять в зависимости от температуры окружающего воздуха (табл. 13-1).
Перед постановкой автомобиля на стоянку во избежание примерзания тормозных колодок к барабану просушить тормозные механизмы несколькими последовательными торможениями.
При постановке автомобиля на длительную стоянку (например, на ночь) не следует пользоваться стояночной тормозной системой. Для затормаживания автомобиля в этом случае под колеса автомобиля установить противооткатные клинья и включить низшую передачу в коробке передач.
При эксплуатации автомобиля при отрицательных температурах останов двигателя выполнять только после срабатывания регулятора давления для сброса накопившегося конденсата и предотвращения его замерзания.
Таблица 13-1
Температура,°С | Вода | Жидкость НИИСС-4 |
Плюс 5 | 10 | 0 |
Минус 5 | 9 | 1 |
Минус 10 | 5 | 1 |
Минус 20 | 2 | 1 |
Минус 30 | 1 | 1 |
Минус 40 | 1 | 2 |
При замерзании регулятора или подводящих трубопроводов и несрабатывании регулятора при давлении в системе 8±0,2 кгс/см2 или не заполнении пневмопривода сжатым воздухом и повышенном шуме компрессора, заглушить двигатель и отогреть регулятор давления теплым воздухом или теплой водой.
Особенности вождения
При правильном вождении автомобиля увеличивается средняя скорость движения, снижается расход топлива, повышается эффективность использования автомобиля и срок его службы.
Перед началом движения необходимо прогреть двигатель.
Начинать движение следует только после того, как прекратится подача звукового сигнала (зуммера) и погаснут сигнализаторы, что свидетельствует о заполнении тормозных систем воздухом.
При трогании автомобиля с места надо включать первую передачу. Переключать передачи нужно плавно, обязательно выключив сцепление. Рекомендуется кратковременно задержать рычаг переключения передач в нейтральном положении. Почувствовав сопротивление перемещению рычага, нельзя включать передачу резкими толчками, а плавно усиливать давление на рычаг до полного включения синхронизатора. Если не удается включить передачу при трогании автомобиля с места, надо вторично выключить сцепление и снова включить передачу.
При выборе момента переключения передач и скорости движения для лучшего использования мощности двигателя и его динамических качеств следует контролировать частоту вращения коленчатого вала по тахометру. При всех режимах движения необходимо ориентироваться на зеленое поле шкалы тахометра.
Скорость движения на маршруте нужно выбирать с учетом наиболее экономичного режима работы двигателя - при частоте вращения коленчатого вала 2200 мин-1.
Длительная езда с использованием максимальной мощности двигателя приводит к повышенному расходу топлива и износу деталей двигателя.
Превышение предельной частоты вращения коленчатого вала недопустимо из-за возможной поломки двигателя.
Следует помнить, что максимальный крутящий момент (предельное тяговое усилие) двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала 1100-1500 мин-1. При дальнейшем снижении частоты вращения от нагрузки теряется мощность и требуются дополнительные затраты энергии на разгон автомобиля.
При разгоне автомобиля нельзя включать высшую передачу до тех пор, пока скорость движения на данной передаче не возрастет до максимальной.
При переходе с высших передач на низшие надо применять двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль подачи топлива. При переходе со второй передачи на первую следует обязательно использовать этот способ переключения.
Масса перевозимого груза не должна превышать установленной нормы, так как перегрузка влияет на безопасность движения.
При движении с прицепом должно обращаться внимание на виляние, подергивание, увод и другие признаки износа деталей тягово-сцепного устройства. Движение автопоезда должно быть равномерным, без резких торможений и рывков.
Останавливать автопоезд на подъеме или спуске не рекомендуется. При вынужденной остановке для предотвращения скатывания автопоезда обязательно нужно включить стояночную тормозную систему, низшую передачу в коробке передач и подложить противооткатные клинья под задние колеса автомобиля и прицепа.
При возникновении каких-либо неисправностей, угрожающих безопасности движения, надо немедленно остановить автомобиль для их устранения и включить систему аварийной сигнализации.
Необходимо помнить, что снижение давления воздуха в шинах на 100 кПа (1 кгс/см2) против заданного ведет к увеличению расхода топлива на 1-1,5 л на 100 км пути. При движе-нии по дорогам с твердым покрытием недопустимо давление в шинах ниже 320 кПа (3,2 кгс/см2).
Контролировать состояние всех систем автомобиля позволяют контрольные приборы и сигнализаторы. Нужно следить за их показаниями и своевременно устранять неисправности.
Движение на подъемах необходимо осуществлять с учетом следующих рекомендаций.
Короткие подъемы на хороших дорогах преодолевать, используя запас скорости.
Крутые или затяжные подъемы преодолевать на низших передачах коробки передач, учитывая при выборе передачи нагрузку автопоезда, длину подъема и его крутизну. По возможности надо использовать передачу, которая обеспечит движение без дополнительных переключений и остановок.
Для увеличения тягового усилия переходить на первую передачу в раздаточной коробке.
Если по каким-либо причинам не удалось преодолеть подъем, медленно спустить автомобиль задним ходом вниз для новой попытки.
При движении на спусках нельзя выключать двигатель, так как при движении накатом выключаются рулевой гидроусилитель и компрессор пневмопривода тормозных систем автомобиля.
Для замедления движения на спуске надо пользоваться вспомогательной тормозной системой, при необходимости притормаживая автомобиль (автопоезд) рабочей тормозной системой.
При включенной вспомогательной тормозной системе нельзя выключать сцепление и переключать передачи.
При движении по заболоченной местности или снежной целине перед началом движения нужно снизить давление воздуха в шинах до 80 кПа (0,8 кгс/см2), включить первую передачу в раздаточной коробке и механизмы блокировки межосевого и межколесного дифференциалов. Рекомендуется двигаться со скоростью не более 10 км/ч без остановок и крутых поворотов, не допуская буксования колес, по возможности прямолинейно; поворачивать автомобиль по окружности с большим радиусом. При движении колонной не надо двигаться по следу, проложенному впереди идущим автомобилем.
При движении по песчаной местности или сырой луговине перед началом движения нужно снизить давление воздуха в шинах до 120-170 кПа (1,2-1,7 кгс/см-2), включить первую передачу в раздаточной коробке и механизмы блокировки межосевого и межколесного дифференциалов. Двигаться следует плавно, избегая резких ускорений и остановок, со скоростью не более 20 км/ч. В колонне можно двигаться по следу впереди идущего автомобиля, соблюдая дистанцию не менее 40-50 м. Поворачивать автомобиль надо по окружности с большим радиусом без снижения скорости движения.
Небольшие песчаные барханы нужно преодолевать с разгона. Если колеса начали буксовать при падении скорости движения, необходимо выключить сцепление, подать автомобиль назад для разгона и вторично попытаться преодолеть трудный участок пути.
При движении по пересеченной местности канавы, кюветы и рвы надо преодолевать по возможности перпендикулярно препятствию с небольшой скоростью на низших передачах в коробке передач и раздаточной коробке и с включенными механизмами блокировки межосевого и межколесного дифференциалов.
Съезжать в канаву нужно с минимальной скоростью, при необходимости притормаживая; как только колеса коснутся дна канавы, следует увеличить подачу топлива, используя для выезда из канавы силу инерции массы автомобиля.
При преодолении брода перед началом движения необходимо проверить исправность сцепления, предохранительных клапанов на раздаточной коробке и мостах, вентиляционных трубок на коробке передач, заглушки в пробке топливного бака, промерить глубину брода, исследовать состояние донного грунта, выбрать и проверить места въезда и выезда автомобиля и отметить вехами глубокие места. Для преодоления брода нужно выполнять следующее:
- включить первую передачу раздаточной коробки и механизмы блокировки межосевого и межколесного дифференциалов; если уровень воды окажется выше лопастей вентилятора, отключить вентилятор;
- снизить давление воздуха в шинах до 80-170 кПа (0,8-1,7 кгс/см2) в зависимости от плотности прибрежного и донного грунта.
Въезжать в воду нужно осторожно (не создавая волны) на первой или второй передаче коробки передач при средней частоте вращения коленчатого вала. Двигаться по броду не останавливаясь, по возможности прямолинейно и без крутых поворотов. Протяженность брода, если дно его тщательно разведано и не представляет опасности, может быть достаточно большой и ограничивается только временем движения автомобиля в воде, которое должно быть в пределах 10-15 мин. Если по какой-либо причине двигатель остановился, надо попытаться 2-3 раза пустить его стартером, в случае неудачи немедленно отбуксировать автомобиль на берег.
После выезда из воды, особенно зимой, сразу же надо просушить тормозные механизмы, для чего надо несколько раз притормозить автомобиль при движении для нагрева тормозных барабанов; разгерметизировать аккумуляторные батареи заменой герметизирующих пробок обычными. Проверить состояние масла в агрегатах и, обнаружив воду, немедленно заменить масло. Смазать через пресс-масленки все точки смазывания. Для удаления воды из камеры сгорания и газоходов предпускового подогревателя необходимо включить его на продувку на 3-5 мин.
Вывернуть пробку нижнего люка картера сцепления, слить воду и ввернуть пробку.
При движении по скользким и обледенелым дорогам автопоезд следует вести «врастяжку», для чего тормозить запасной или вспомогательной тормозными системами, так как при этом в первую очередь срабатывают тормозные механизмы прицепа.
При заносе, не выключая сцепления и поворачивая рулевое колесо в сторону заноса, нужно плавно уменьшить подачу топлива.
Для замедления движения при заносе следует пользоваться вспомогательной тормозной системой или притормаживать автомобиль стояночной тормозной системой. В исключительных случаях и для полной остановки автопоезда допустимо притормаживать рабочей тормозной системой при включенном сцеплении. При торможении нельзя допускать скольжения колес.
Переключение передач и выключение сцепления на скользком участке дороги нежелательны. Перед троганием автопоезда с места на скользком участке дороги надо заблокировать межосевой и межколесный дифференциалы. При включении механизмов блокировки загораются сигнализаторы и горят все время, пока дифференциалы заблокированы. Как только скользкий участок дороги остался позади, нужно притормозить и немедленно разблокировать дифференциалы.
Если автомобиль забуксовал, необходимо затормозить колеса, заблокировать дифференциалы, включить вторую передачу и при возможно малой частоте вращения коленчатого вала (чтобы только не остановился двигатель) плавно отпустить педаль сцепления. Если автомобиль продолжает буксовать, надо расчистить колею под колесами.
При движении во время тумана, дождя, снега, а также при движении по узким дорогам с частыми крутыми поворотами для улучшения видимости рекомендуется пользоваться противотуманными фарами, включая их клавишей. Е1изкое расположение противотуманных фар улучшает освещение дороги.
При движении в ненастную погоду нужно включать стеклоочистители, регулярно протирать боковые стекла кабины и зеркала заднего обзора. Следует просушивать тормозные механизмы торможением.
При выходе из строя рулевого гидроусилителя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно. Длительная эксплуатация автомобиля с неработающим гидроусилителем не допускается.
При разрыве шлангов насоса гидроусилителя следует выполнить следующее:
соединить шлангом трубки высокого и низкого давления, идущие от насоса, и по возможности включить радиатор для охлаждения масла;
заглушить нагнетательные и сливное отверстия гидроусилителя деревянными пробками;
долить в бачок насоса масло до уровня указателя. Допускается заливка масла, применяемого для двигателя, с заменой его на базе;
двигаться при работе двигателя с возможно малой частотой вращения коленчатого вала, следя за температурой масла в бачке. При нагреве масла до температуры выше 100?С необходимо остановить автомобиль и дать маслу остыть.
При сцепке тягача с прицепом следует:
- затормозить прицеп стояночной тормозной системой;
- открыть замок буксирного крюка;
- установить дышло прицепа так, чтобы сцепная петля находилась на уровне буксирного крюка автомобиля;
- осторожно подать автомобиль назад до упора буксирного крюка в сцепную петлю прицепа;
- накинуть сцепную петлю на буксирный крюк и закрыть замок; вставить штепсельную вилку прицепа в розетку автомобиля;
- соединить головки шлангов пневмосистемы прицепа с соответствующими головками пневмосистемы автомобиля;
- соединить прицеп с автомобилем страховочным тросом или цепью;
- растормозить прицеп стояночной тормозной системой.
Для улучшения маневренности при буксировании прицепа снять с автомобиля задние буферы.
При расцепке следует:
- затормозить прицеп стояночной тормозной системой;
- отсоединить штепсельную вилку от розетки тягача и вставить в отверстие пластины дышла, аккуратно смотав шнур электропроводки в бухту. При отключении вилки надо убедиться в том, что контактирующая часть розетки закрыта крышкой;
- разомкнуть соединительные головки шлангов тормозной системой и укрепить их на кронштейнах дышла;
- отсоединить страховочный трос;
- снять сцепную петлю дышла прицепа с буксирного крюка автомобиля.
Для сцепки тягача с полуприцепом необходимо:
- затормозить полуприцеп стояночной тормозной системой;
- установить полуприцеп на опорном устройстве так, чтобы накатная плита была по высоте ниже плиты седельного устройства тягача, но не ниже кромок скосов седла;
- отвести в сторону предохранитель саморасцепки, поставить рычаг управления расцепкой в крайнее переднее положение;
- осторожно подать автомобиль назад так, чтобы шкворень полуприцепа вошел в замок седельного устройства до упора, при этом сцепка происходит автоматически, т.е. рычаг управления расцепкой должен переместиться в крайнее заднее положение;
- затормозить тягач стояночной тормозной системой;
- убедиться, что рычаг управления расцепкой находится в крайнем заднем положении, а предохранитель саморасцепки — в рабочем положении (шток перекрыт предохранителем);
- поднять опорные устройства полуприцепа в крайнее верхнее положение;
- соединить автоматические головки шлангов пневмопривода тормозных систем полуприцепа с соответствующими головками пневмосистемы автомобиля;
- вставить в розетку тягача штепсельную вилку электрооборудования полуприцепа;
- растормозить стояночную тормозную систему полуприцепа.
Сцепка тягача (ССУ ф.JOST) с полуприцепом.
Автопоезд должен быть расположен на ровной горизонтальной площадке.
Обеспечить неподвижность полуприцепа, затормозив его стояночной тормозной системой.
Седло должно быть в положении готовности для сцепки, т.е. конец запорной рукояти должен быть выдвинут на, примерно, на 300 мм.
Если нет, то: поднять чеку или отстегнуть карабин.
Вывести рукоять из зацепления, подав ее вперед.
Вытянуть рукоять до конца.
Подкатная плита полуприцепа должна быть ниже верхней части седла на, примерно, на 50 мм
Подать тягач назад - механизм закроется автоматически
Убедиться, что подкатная плита лежит на плите седла без зазора
Убедиться, что чека упала или вставить карабин в гнездо на плите седла.
Соединить автоматические головки шлангов пневмопривода тормозных систем полуприцепа с соответствующими головками пневмосистемы автомобиля.
Вставить в розетку тягача штепсельную вилку электрооборудования полуприцепа.
Растормозить стояночную тормозную систему полуприцепа.
Убрать противооткатные башмаки.
ВНИМАНИЕ: Не начинать движение, не убедившись в надежности зацепления замка.
Для расцепки тягача с полуприцепом нужно: затормозить
- полуприцеп стояночной тормозной системой; опустить
- опорное устройство полуприцепа до упора в поверхность дороги;
- разомкнуть соединительные головки шлангов пневмопривода тормозных систем, закрыть головки защитными крышками и закрепить их на кронштейне фары освещения седельно-сцепного устройства;
- отсоединить штепсельную вилку электрооборудования полуприцепа от розетки тягача;
- отведя в сторону предохранитель саморасцепки, перевести рычаг управления расцепкой в переднее крайнее положение;
- включить первую передачу в коробке передач и на малой скорости двигаться вперед до полной расцепки с полуприцепом.
Расцепка тягача (ССУ ф.JOST) с полуприцепом.
Автопоезд должен быть расположен на ровной горизонтальной площадке.
Обеспечить неподвижность полуприцепа, затормозив его стояночной тормозной системой.
опустить опорные устройства полуприцепа до упора в поверхность дороги, пока седло практически не разгрузится.
Разомкнуть соединительные головки шлангов пнемопривода тормозных систем, закрыть головки защитными крышками и закрепить их на кронштейне фары освещения седельно-сцепного устройства.
Отсоединить штепсельную вилку электрооборудования полуприцепа от розетки тягача.
Откинуть чеку или отстегнуть карабин.
Передвинуть рукоять вперед до расцепления, с усилием вытянуть и зафиксировать на выступе плиты седла, подав ее вперед.
Включить первую передачу в коробке передач и на малой скорости двигаться вперед до полной расцепки с полуприцепом. Механизм седла автоматически примет положение готовности к сцепке.
Буксирование автомобиля обеспечивается однотипными машинами на буксирном тросе, буксире типа «штанга» и «треугольник» с использованием страховочных тросов. Страховочные тросы на буксируемом автомобиле крепятся за проушину.
Транспортирование (буксирование) автомобиля полупогрузкой может осуществляться тяжелыми колесными эвакуационными машинами КЭТ-Л, КТ-Л, МТП-А2, МТП-А4 и КЭТ-Т, как за переднюю, так и за заднюю часть.
Буксирование на жесткой или гибкой сцепке должно осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого автомобиля, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает возможность следования буксируемого автомобиля по траектории буксирующего.
При буксировании на гибкой сцепке у буксируемого автомобиля должны быть исправны тормозная система и рулевое управление.
При буксировании автомобиля с неработающим двигателем для наполнения его пневмосистемы сжатым воздухом используется шланг для накачки шин. Один конец шланга нужно подсоединить на буксируемом автомобиле к буксирному клапану, расположенному на регуляторе давления, второй конец - к ресиверу контура III. Для подсоединения нужно использовать клапан контрольного вывода с тормозного крана, при этом заглушить отверстие в нем пробкой, вывернутой из ресивера.
При буксировании на длительное расстояние у буксируемого автомобиля в раздаточной коробке должно быть включено нейтральное положение. При неисправном пневмоприводе, нейтраль включать с помощью механизмов принудительного вывода штока.
Буксирование автомобиля с неисправной тормозной системой должно производиться на жесткой сцепке при разблокированных энергоаккумуляторах стояночной тормозной системы.