Назад

Система освещения

Система освещения

Систему освещения подразделяют на системы внутреннего и наружного освещения.

Система внутреннего освещения

Система предназначена для освещения рабочего места водителя, контрольноизмерительных приборов, грузовой платформы автомобиля.

Основными элементами системы внутреннего освещения являются (рис. 7-15): плафоны освещения кабины (Е14, Е15), платформы Е17, вещевого ящика Е18, спального места Е19; подкапотная лампа Е27; розетка переносной лампы Х31; лампы освещения приборов (P1 - Р5) и выключателей (S8 - S12, S31); предохранители блоков F2 и F3; выключатели плафонов кабины (S10,S31); выключатель освещения панели щитка приборов с реостатом R1.

Рис. 7-15. Схема системы внутреннего освещения

Потребители системы внутреннего освещения подключены в бортовую сеть таким образом, что электрическая энергия поступает к ним, минуя выключатель приборов и стартера. Все цепи защищены плавкими предохранителями на 8 А блоков F2 и F3 типа ПР112.

Плафоны освещения кабины П1.3714010 предназначены для освещения рабочего места водителя. Они устанавливаются на крыше кабины с внутренней стороны, а их выключатели 3842.3710-02.09 - на панели щитка приборов (см. рис. 1-27, поз. 21, 38).

Каждый плафон имеет по две лампы марки А24-5 и А24-21, которые включаются отдельными выключателями, таким способом изменяется освещенность кабины. Лампы одинаковой мощности в разных плафонах включены параллельно друг другу.

При включении одновременно двух выключателей освещенность кабины будет определяться яркостью более мощной лампы. Также при включении плафонов включается контрольная лампа соответствующего выключателя S10 или S31. Ток при этом поступает на лампу, минуя резистор выключателя, и лампа светит полным накалом.

Плафон освещения платформы 11.3714010 предназначен для освещения грузовой платформы автомобиля при перевозке людей, а также при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Его устанавливают на передней стойке каркаса тента. Включение и выключение плафона осуществляется выключателем, смонтированным на его корпусе.

Розетка переносной лампы Х31 (рис. 7-15) типа 47К установлена на левой панели кабины. Розетка подключена через разъем двухконтактный X11к блоку предохранителей F3 и через предохранитель на 8 А к источнику электрической энергии. Второй вывод розетки отдельным проводом соединен с корпусом автомобиля.

Розетка командира Х34 типа 47К установлена на правой панели кабины. Розетка подключена через разъем двухконтактный X13к блоку предохранителей F3 и через предохранитель на 16 А к источнику электрической энергии. Второй вывод розетки через разъемы X11,Х26 и выключатель аккумуляторных батарей К17 соединен с отрицательным выводом АКБ.

Подкапотная лампа модели ПД308-Б-О (рис. 7-16) установлена под полом кабины и предназначена для освещения двигателя и навесного оборудования при обслуживании и ремонте. Она состоит из корпуса с патроном 2 лампы 1 типа А24-21 и отражателя 4, который имеет возможность поворачиваться, изменяя направление пучка света, выключателя 3, смонтированного на корпусе лампы.

Подкапотная лампа подключена через предохранитель на 8 А блока предохранителей F3 (рис. 7-15) к источнику электрической энергии.

Плафон вещевого ящика ПК142-Б (рис. 7-17), установленный в вещевом ящике в кабине автомобиля, предназначен для его освещения. Включение и выключение плафона осуществляются выключателем 1, вмонтированным в пластмассовый прозрачный корпус 2 плафона. В плафоне вещевого ящика используется софитная лампа 3 типа АС24-5. Подключение плафона вещевого ящика к бортовой сети аналогично подключению подкапотной лампы (см. рис. 7-15).

Плафон спального места Е19 по конструкции и подключению аналогичен плафону вещевого ящика.

Выключатель освещения приборов R1, предназначенный для включения ламп освещения приборов и регулирования силы их свечения, установлен на панели щитка приборов (см. рис. 1-27, поз. 24).

Включение освещения панели щитка приборов происходит при включении центрального переключателя света S7 (см. рис. 7-15) в первое положение (на рис. 7-15 обозначено "0"), когда включаются передние и задние габаритные фонари. Все лампы освещения приборов и выключателей соединены параллельно друг другу и источнику тока, что обеспечивает одинаковую яркость свечения и предотвращает разрыв цепи при перегорании одной из ламп.

Отрицательные выводы потребителей системы соединены с общей «массой» автомобиля отдельными проводами.

При этом лампы выключателей (S8 - S12,S31) светят неполным накалом, так как ток подается к ним через резисторы выключателей. Полным накалом лампа в выключателе светит только при включении подключенного к нему потребителя. В каждом выключателе установлено также по два диода, которые не допускают соединения между собой цепи освещения панели щитка приборов и цепи, включаемой данным выключателем.

Система наружного освещения

Система предназначена для освещения дороги впереди автомобиля и обозначения его габаритов с целью повышения безопасности движения.

Рис. 7-18. Система наружного освещения

Основными элементами системы наружного освещения являются (рис. 7-18): фары (Е5, Е26), передние (Е31, Е33) и задние (Е7, Е20) фонари, фонари освещения номерного знака (Е34, Е35), противотуманные фары (El, Е25), задний противотуманный фонарь E11, фара-прожектор Е12 (см. приложение), центральный переключатель света S7 (см. рис. 7-18), комбинированный переключатель света S22, реле (К6, К7, К9, К10, К14), предохранители блоков F2 и F3 типа ПР112, выключатели (S8, S9, S11). Также на автомобиль могут устанавливаться дополнительные фары (Е4, Е23).

Фары предназначены для освещения дороги впереди автомобиля в условиях плохой видимости с целью повышения безопасности движения. Они установлены в переднюю облицовочную панель кабины.

На автомобиле КАМАЗ устанавливается две фары 404.3711, с асимметричным свето-распределением и двухнитевыми лампами А24-55+50.

Фара (рис. 7-19) состоит из следующих основных элементов: корпус 5, оптический элемент (включающий в себя лампу 2, отражатель 9 и рассеиватель 10), регулировочные винты 3.

Корпус фары представляет собой металлическую штамповку и предназначен для крепления всех узлов и деталей.

Оптический элемент предназначен для формирования светового потока определенного направления. Он крепится к опорному кольцу 4 внутренним ободком 1. Для фиксации оптического элемента в определенном положении кольцо имеет три несимметрично расположенных окна, крепление осуществляется с помощью винтов 13.

По периферии опорного кольца также предусмотрены пазы, в которые входят головки регулировочных винтов 3. Винты вворачиваются в гайки, закрепленные на корпусе, обеспечивая необходимую регулировку направления светового потока фары в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Отражатель предназначен для концентрации светового потока лампы. Он увеличивает силу света лампы в нужном направлении в 200 - 400 раз и тем самым обеспечивает необходимую освещенность дороги на больших расстояниях. Поверхность отражателя, штампуемого из стали, алюминируют и покрывают слоем лака (для защиты от влаги). Коэффициент отражения алюминиевого покрытия достигает 0,9. Качество отражающего слоя, так же как и точность геометрической формы отражателя, существенно влияет на характеристики свето-распределения фары.

Рис. 7-19. Фара 404.3711: 1 - внутренний ободок; 2 - лампа; 3 - регулировочный винт; 4 - опорное кольцо; 5 - корпус; 6, 8 - соединительная колодка; 7 - провода; 9 - отражатель; 10 - рассеиватель; 11 - экран; 12 - держатель экрана; 13 - винт крепления ободка

Рассеиватель предназначен для распределения светового потока в горизонтальной и вертикальной плоскостях с целью обеспечения требуемого уровня освещенности на различных участках дорожного полотна. Рассеиватель изготавливается из бесцветного стекла, на внутренней его поверхности формируются призмы и линзы.

В каждой фаре установлена двухнитевая лампа А24-55+50. В маркировке лампы приняты следующие обозначения: А - автомобильная; 24 - номинальное напряжение бортовой сети; 55 - мощность нити дальнего света, Вт; 50 - мощность нити ближнего света, Вт.

Нить дальнего света лампы расположена в фокусе отражателя и обеспечивает получение горизонтального пучка света с малым углом рассеивания. Этим достигается освещение дорожного полотна перед автомобилем на большом расстоянии, но приводит к ослеплению водителей встречного и попутного транспорта.

Нить ближнего света выведена из фокуса, что обеспечивает отклонение пучка света от оптической оси и направление большей его части вправо и вниз. Этим достигается освещение дорожного полотна перед автомобилем на достаточном расстоянии и безопасный встречный разъезд. Ближний свет значительно снижает ослепление участников дорожного движения при достаточном уровне освещенности дороги и правой стороны обочины.

Два передних фонаря ПФ133-АБ (рис. 7-20) предназначены для обозначения габаритов автомобиля и подачи светового сигнала поворота. Они установлены на переднем бампере. Фонарь состоит из двухцветного рассеивателя 1, двух отражателей 2, двух патронов 4, ламп 6 и 3 соответственно для габаритного света (А24-5) и указателя поворота (А24-21), корпуса 7, прокладки 8, штекерного разъема 5.

Рис. 7-21. Фонарь задний ФП133-АБ

Рис. 7-20. Передним фонарь ПФ13З-АБ

Одно из назначений двух задних фонарей ФП133-АБ (рис. 7-21) - обозначение габаритов автомобиля. В устройстве заднего фонаря можно выделить те же основные элементы, что и в любом другом приборе освещения - это корпус, рассеиватель, отражатели, патроны с лампами и элементы крепления и герметизации. Особенностью заднего фонаря является то, что он используется для трех целей: для обозначения габаритов автомобиля (средняя секция, красного цвета 2 (см. рис. 7-21)), для сигнализации об изменении направления движения (наружная секция, оранжевого цвета 3), для сигнализации о торможении (внутренняя секция, красного цвета 1). Для габаритных огней в каждом фонаре используется одна лампа А24-5. Фонари крепятся к задней обвязке грузовой платформы на кронштейнах и включаются одновременно с передними фонарями.

Фонари освещения номерного знака ФП134-Б (см. рис. 7-18 поз. Е34, Е35) устанавливаются на левой стороне задней обвязки грузовой платформы, над номерным знаком. В них применяются лампы А24-5.

Включение передних и задних фонарей, а также фонарей освещения номерного знака осуществляются центральным переключателем света (см. рис. 1-27, поз. 26) при включении его в первое положение (см. рис. 7-18 поз. S7 положение "0").

Необходимо отметить, что цепь питания фонарей разделена по бортам на два независимых участка, каждый из которых защищается собственным предохранителем. Этим обеспечивается большая надежность системы.

Отрицательный вывод ламп через корпус фонаря соединен с корпусом автомобиля и через него с отрицательным выводом АКБ.

Включение ближнего света также осуществляется центральным переключателем света S7 (см. рис. 7-18) при включении его во второе положение, но электрический ток при этом проходит дополнительно через комбинированный переключатель S22, рычаг которого находится в положении "0". При этом остаются включенными передние, задние габаритные огни и фонари освещения номерного знака.

Необходимо отметить, что включение ближнего света происходит с использованием реле К9, а также то, что цепь ближнего света каждой фары защищена предохранителем.

Включение дальнего света фар осуществляется комбинированным переключателем S22 при включенном во второе положение центральном переключателе света S7. При этом остаются включенными передние, задние габаритные огни и фонари освещения номерного знака, а ближний свет выключается.

Необходимо отметить, что включение дальнего света происходит с использованием реле К10, а также то, что цепь дальнего света каждой фары защищена предохранителем.

Комбинированный переключатель (рис. 1-24) установлен на рулевой колонке под рулевым колесом. Для включения дальнего света необходимо рычаг 1 перевести вниз вдоль рулевой колонки в положение VI.

Для сигнализации дальним светом водитель переводит рычаг 1 комбинированного переключателя (рис. 1-24) в положение V (нефиксированное).

Противотуманные фары ФГ152-А (рис. 7-22) предназначены для освещения дороги при движении автомобиля во время туманов, дождей и снегопадов. Противотуманная фара состоит из тех же основных частей, что и головная фара, однако отличается по форме, размерам, способу крепления и регулировки.

Рис. 7-22. Фара противотуманная ФГ152-А

Рис. 7-23. Крепление противотуманной фары: 1 - противотуманная фара; 2 - регулировочная гайка; 3 - кронштейн; 4 - болт крепления противотуманной фары

В тумане ближний и дальний свет фар не обеспечивают удовлетворительной видимости дороги. Лучи света отражаются от мельчайших капелек тумана, рассеиваются и создают молочно-белую пелену перед автомобилем, которая ослепляет водителя.

Противотуманные фары отличаются от обычных большим углом рассеивания в горизонтальной плоскости и более четкой верхней светотеневой границей. Такое светораспределение обеспечивается соответствующим рельефом внутренней поверхности рассеивателя с вертикальными цилиндрическими линзами и экраном перед лампой.

В противотуманных фарах типа ФГ152-А (см. рис. 7-22) применяются галогенные лампы АКГ24-70. В маркировке лампы приняты следующие обозначения; А - автомобильная; К - кварцевая колба лампы; Г - галогенная лампа; 24 - номинальное напряжение бортовой сети; 70 - мощность лампы, Вт. Противотуманные фары крепятся к подножке кабины автомобиля с помощью кронштейна 3 (рис. 7-23).

На автомобиле также установлен задний противотуманный фонарь Е11 (см. рис. 7-18) модели 2462.3716 с рассеивателем красного цвета. Крепится он к задней поперечине рамы слева. Применение заднего противотуманного фонаря позволяет в 2 раза увеличить расстояние обнаружения автомобиля в условиях тумана.

Выключатель противотуманных фар расположен на панели щитка приборов (рис. 1-27, поз. 22), рядом расположен выключатель заднего противотуманного фонаря (поз. 19). Противотуманные фары и задний фонарь можно включить только при включенном в первое или второе положение центральном переключателе света S7 (см. рис. 7-18).

Включение заднего противотуманного фонаря возможно только при включении противотуманных фар.

Выключатель фары-прожектора расположен на панели выключателей (рис. 1-30, поз. 4) и имеет два положения - нефиксированное (вниз) и фиксированное (вверх).

Фара-прожектор 171.3711 (рис. 7-24) предназначена для освещения местности вне зоны, освещаемой основными фарами. Использование ее для освещения дороги при движении автомобиля не допускается. Фара-прожектор состоит из рассеивателя 1, отражателя 2, патрона 3 с лампой, собранных в одном корпусе, кронштейна, усилителя крепления кронштейна прожектора, рукоятки 4 прожектора. Фара установлена на передней левой стойке кабины в верхней ее части.

Рис. 7-24. Фара-прожектор 171.3711: 1 - рассеиватель; 2 - отражатель; 3 - патрон; 4 - рукоятка прожектора.

Проверка и регулировка фар головного света автомобиля

Операция выполняется с помощью экрана. Для этого необходимо иметь ровную горизонтальную площадку для установки автомобиля и специальный экран (рис. 7-25, а). Линию А-А наносят на высоте центров оптических элементов фар. Ориентиры можно начертить на стене помещения. Средняя линия 0-0 экрана должна совпадать с осевой линией автомобиля. Последнюю наносят на полу краской или размечают рейкой перпендикулярно экрану.

Для регулировки фар следует: автомобиль в снаряженном состоянии, с нормальным давлением воздуха в шинах, установить на площадке перед экраном на расстоянии 7,5 м; включить ближний свет фар; закрыть одну из фар; установить фару регулировочными винтами так, чтобы верхняя граница светового пятна находилась на пересечении линий А-А и I-I; отрегулировать аналогично вторую фару. Проверка светораспределения дальнего света не требуется.

Рис. 7-25. Экран для регулировки фар: а - головных; б - противотуманных; А-А - горизонтальная линия центров фар; 0-0 - средняя линия экрана; I-I - вертикальная линия центра левой фары; II-II - вертикальная линия центра правой фары

Регулировка противотуманных фар

Экран (см. рис. 7-25,6) устанавливают на расстоянии 5 м от автомобиля. На экране проводят горизонтальную линию, которая ниже линии высоты центров фар на 100 мм. При регулировке противотуманных фар верхние границы световых пятен должны находиться на этой горизонтальной линии. Регулировочную гайку 2 (см. рис. 7-23) ослабляют и, поворачивая фару, устанавливают правильное положение светового пятна. После затяжки гайки 2 проверяют правильность регулировки.