Назад

Кабина. Часть 2

Термошумоизоляция и обивка кабины

Кабина оборудована надежной многослойной термошумоизоляцией. Для поглощения вибрации и шума от работающего двигателя и дороги с внутренней стороны панелей кабины приклеена листовая виброизолирующая мастика.

Для изоляции кабины от высоких температур двигателя снизу к полу крепится термоизоляция из стекловолокна с блестящей теплоотражающей нижней поверхностью из алюминиевой фольги. Термоизоляция прижата к полу проволочным каркасом. Для снятия термоизоляции необходимо отогнуть усики, прижимающие каркас к полу.

Сверху на полу в качестве термоизоляции уложена слоистая текстильно-битумная плита. Нижний битумный слой приварен к поверхности пола. Сверху к ней приклеена текстильно-битумная плита битумным слоем вверх.

Поверх термошумоизоляции пола уложены коврики: в задней части - из искусственной “кожи с искусственным войлоком, в передней части, под ногами - резиновые. Коврики прижаты к полу сиденьями, порожками.

Термошумоизоляция передней части кабины состоит из многослойного гофрированного картона, обшитого водонепроницаемым картоном, и крепится к передку резиновыми кнопками.

Термошумоизоляция боковин, задней части и крыши представляет собой плиты из супертонкого стекловолокна, приклеенные к панелям в один-два слоя. Поверх термошумоизоляции крепится мягкая обивка кабины, выполненная из перфорированной искусственной кожи, дублированной пятимиллиметровым слоем пенополиуретана с внутренней стороны, приклеенная к каркасу обивки из перфорированной древесноволокнистой плиты. Обивка крепится к усилителям панелей или специальным держателям полиэтиленовыми скрепками.

Принадлежности кабины

Ремни безопасности (рис. 7-16). Кабины имеют места крепления ремней безопасности и могут быть оборудованы ремнями безопасности для всех трех сидений.

Сиденье водителя и крайнее правое пассажирское сиденье оборудованы диагональнопоясными ремнями безопасности 1, 3, а среднее пассажирское сиденье - поясным ремнем безопасности 2.

Диагонально-поясной ремень безопасности водителя крепится в трех точках: сзади в верхнем углу боковины и к полу справа и слева от сиденья. Диагонально-поясной ремень крайнего пассажира крепится одним концом к боковине в заднем верхнем углу и другими концами к полу справа и слева от сиденья. Поясной ремень безопасности среднего пассажира крепится справа и слева от сиденья к полу, причем правое крепление поясного ремня среднего пассажира объединено (к одному кронштейну) с левым креплением диагонально-поясного ремня крайнего пассажира.

Все места крепления ремней безопасности снабжены усилителями 18, 6 и 8, приваренными к панелям облицовки боковины и пола. К усилителям приварены гайки (M10XU5), к которым изнутри кабины на полу приворачиваются кронштейны 5, 9, 14 крепления ремней безопасности. К кронштейнам болтами (с дюймовой резьбой) крепятся тяги 7, 10, 13, замок ремней и ушки 4, 12, 15 ремней. Ушки 21 диагональных ремней водителя и крайнего пассажира притягиваются болтами 17 непосредственно к боковинам через специальную втулку 19, компенсирующую толщину обивки.


Рис. 7-16. Ремни безопасности: 1 - ремень диагонально-поясной безопасности водителя; 2 - ремень поясной безопасности среднего пассажира; 3 - ремень диагонально-поясной безопасности крайнего пассажира; 4, 12, 15, 21 - ушки ремней; 5, 9, 14 - кронштейны крепления ремня; 6, 8 - усилители пола; 7, 10, 13 - тяги ремней; 11 - пол кабины; 16 - боковина кабины; 17 - болт крепления диагонального ремня; 18 - усилитель боковины; 19 - втулка; 20 - обивка боковины; 22 - болт крепления кронштейнов.

Ремни безопасности являются эффективным средством защиты водителя и пассажиров от тяжелых последствий при дорожно-транспортных происшествиях.

На всех моделях автомобилей КамАЗ 4308 (кроме автомобилей для МО) заводом-изготовителем устанавливаются ремни безопасности, поставляемые ф. «Мораван».

Чтобы пристегнуться ремнями, вставьте язычок ремня в замок до щелчка, не допуская при этом скручивания лямок, для отстегивания ремня нажмите кнопку замка.

Ремни безопасности должны использоваться при всех поездках, при этом не допускается пристегивание ремнем ребенка, сидящего на коленях пассажира. Каждый ремень безопасности используется только одним человеком.

Разборка частей ремня безопасности не допускается.

В случае загрязнения лямок очищайте их мягким мыльным раствором. Гладить ленты утюгом не допускается.

При наличии существенных повреждений ремня (потертость лямки, порезы, неисправность втягивающего устройства), а так же, если ремень подвергся критической нагрузке в дорожно-транспортном происшествии, его необходимо заменить ремнем той же модели. Замену ремня безопасности допускается производить эксплуатирующей автомобиль КамАЗ 4308 организацией, либо одним из предприятий сервиса или гарантийного обслуживания автомобилей «КамАЗ», адреса которых указаны в приложении 14. В случае установки потребителем ремня безопасности других фирм или моделей, ОАО «КамАЗ» не несет ответственности за причиненные травмы при ДТП или другой ущерб, в т.ч. по судебным искам.

Комплект зеркал заднего вида (рис. 7-17) состоит из четырех зеркал: двух зеркал заднего вида, зеркала широкоугольного и зеркала бокового обзора. Зеркала расположены снаружи и крепятся к наружной панели двери. Слева на держателе-дуге устанавливается одно зеркало заднего вида. Справа на дуге - одно зеркало заднего вида и зеркало широкоугольное. Справа над опускным стеклом двери на отдельном кронштейне крепится зеркало бокового обзора, обеспечивающее водителю обзорность дороги у правого переднего колеса.

Рис. 7-17. Зеркала заднего вида: 1 - зеркало бокового обзора; 2 - держатель дуги; 3 - широкоугольное зеркало заднего вида; 4 - зеркало заднего вида.

Рис. 7-18. Противосолнечный козырек: 1 - козырек; 2 - держатель козырька; 3 - винт регулировочный; 4 - прижим; 5 - накладка зажима; 6 - вкладыш; 7 - корпус зажима,

Зеркала заднего вида и широкоугольное зеркало могут поворачиваться относительно держателя вокруг вертикальной и горизонтальной осей. В рабочем положении держатель-дуга удерживается с помощью специального пружинного фиксирующего устройства кронштейна. На оси кронштейна держатель можно смещать вплотную к двери.

Зеркало бокового обзора устанавливается на шаровом шарнире и имеет широкий диапазон регулирования.

Стекла зеркал - сферические, полированные, с алюминиевым покрытием.

Козырьки противосолнечные (рис. 7-18) крепятся с помощью специальных накладок 5 зажимов с фрикционными вкладышами 6 над ветровым окном. Держатели 2 козырьков приворачиваются в корпусах этих зажимов, а козырек поворачивается относительно держателя, позволяя тем самым установить нужное положение козырька. Усилие поворачивания козырька должно быть около 49 Н (5 кгс). Для регулирования этого усилия необходимо отверткой подтянуть регулировочный винт на накладке зажима держателя и в местах крепления козырька к держателю.

Козырек выполнен травмобезопасным, из пластмассового каркаса с мягкой обивкой.

Панель приборов - цельнометаллическая, сварная. Передняя часть панели имеет сверху и снизу специальные окантовки для травмобезопасности. Плоскость панели разделена как бы на три части: левая часть - щиток приборов, крепящийся двумя винтами сверху и на петлях снизу. В средней части стоит щиток выключателей с пепельницей. Щиток выключателей также откидывается вперед на петлях и в верхнем положении удерживается пружинным фиксатором. Правая часть панели приборов занята вещевым ящиком. С боков панели приборов крепятся входные поручни и декоративные пластмассовые накладки.

Ящик вещевой пластмассовый крепится на панели приборов с помощью специальных металлических стоек винтами. Снаружи ящик закрывается металлической крышкой, которая с помощью пружинного механизма ограничителя дверцы ящика постоянно притянута в верхнее закрытое положение. В нижнем открытом положении крышка удерживается этим же пружинным механизмом.

Оперение автомобиля

К оперению относятся следующие сборочные единицы: облицовочная панель, передние и задние крылья и брызговики, подножки, грязевой настил рамы, различные аэродинамические устройства.

Панель облицовочная передней части кабины выполнена подъемной для обеспечения доступа к расположенным на передке отопителю кабины, устройствам очистки и обмыва стекол, к приборам электрооборудования, пневмосистемам, передним опорам кабины и т.п.

Облицовочная панель состоит из двух панелей (верхней и нижней), соединенных между собой болтами. Нижняя панель имеет решетку для подвода воздуха к радиатору системы охлаждения двигателя. Для большей жесткости обе панели имеют усилители. Вверху облицовочная панель крепится винтами на двух петлях к передку кабины. В поднятом положении облицовочная панель фиксируется двумя телескопическими упорами, состоящими из стойки, обоймы и собачки, фиксирующей упоры при поднятой облицовке.

В опущенном положении облицовочная панель запирается двумя замками, которые крепятся в нижней панели облицовки. Замки срабатывают при нажатии на облицовочную панель и открываются при вытягивании облицовочной панели на себя. При плохом фиксировании запоров в нижнем положении облицовочной панели необходимо замок и личинки на передке передвинуть в нужное положение в пределах отверстий, а при необходимости и подогнуть личинки.

Плохое фиксирование упора в поднятом положении облицовочной панели может быть при деформации упорного уголка собачки, приклепанного внутри стойки упора. Для ликвидации этого дефекта необходимо выправить этот уголок и лучше расклепать его на стойке. Упоры должны фиксироваться автоматически при поднятии облицовочной панели и расфиксироваться при поднятии облицовочной панели еще выше и последующем опускании вниз.

Крылья передние состоят из двух частей (передней и задней) и переднего грязевого щитка, крепящихся к кабине болтами с резьбой М8. К задней части крыла, а также к брызговику, отделяющему двигатель от колеса, крепятся резиновые фартуки, а к задней части правого крыла крепится дюралевая ручка для подъема кабины. Внутренняя поверхность крыльев для предохранения от абразивной коррозии напылена пластизолью Д11А слоем 1...2 мм.

Подножки кабины крепятся: верхняя к щитку подножки и к передней части крыла, нижняя крепится через опору к балке буксирных проушин и задней опорой к первой поперечине.

Устройства аэродинамические применяются для улучшения обтекаемости автомобиля КамАЗ 4308, снижения сопротивления воздуха и уменьшения забрызгиваемости кабины при движении по грязной дороге.

Боковые обтекатели крепятся к панели передка в четырех местах.

На крыше автомобиля-тягача могут устанавливаться обтекатель крыши и боковые обтекатели, которые существенно уменьшают аэродинамическое сопротивление воздуха. Параболическая поверхность стеклопластикового обтекателя создает переход от поверхности передней части кабины и крыши к верхней части поверхности тента платформы.

Техническое обслуживание

Периодичность выполнения операций по техническому обслуживанию приведена в «Сервисной книжке».

При техническом обслуживании выполняются следующие операции:

- проверить работу стеклоочистителей и омывателя;

- проверить правильность закрепления уплотнителей дверей скобами;

- закрепить подножки кабины, панели крыльев к кабине, щитки подножек и фартуков брызговиков, передние грязевые щитки к кабине, верхние петли передней облицовки кабины, кронштейны зеркал заднего вида, стяжные хомуты шлангов на патрубках отопителя, кронштейны задней подвески;

- смазать оси передних опор кабины;

- проверить состояние и действие запорного устройства и ограничителя механизма подъема и опускания кабины, стеклоподъемников, замков дверей, сидений;

- закрепить рессоры задних опор кабины;

- закрепить оси опор рычагов торсионов;

- отрегулировать при необходимости механизм опрокидывания кабины;

- проверить состояние лакокрасочных покрытий, при необходимости подкрасить;

- проверить состояние и крепление крыльев, подножек, брызговиков;

- проверить работу механизма подрессоривания сиденья водителя;

- проверить действие системы отопления и обдува ветровых стекол.

Смазка осей передних опор кабины

При наличии пресс-масленок смазка осей передних опор кабины производится до выдавливания свежей смазки.

При отсутствии пресс-масленок допускается смазывать оси опор кабины в следующем порядке:

- опрокинуть кабину во второе положение (61°);

- вывернуть стяжные болты и снять рычаги торсионов;

- подвесить кабину на кран-балке так, чтобы разгрузить оси передних опор;

- поочередно расшплинтовать, вынуть и смазать оси.

Регулирование механизма опрокидывания кабины

Угол закручивания торсионов регулировать в том случае, если велико усилие для подъема или опускания кабины в исходное положение.

Для регулирования надо увеличить или уменьшить угол закручивания торсиона перестановкой рычагов 7 (рис. 7-1) торсионов на шлицевых концах торсионов 12.

Перестановка рычага на один зуб изменяет угол закручивания торсиона на 7°30. Кроме того, регулирование угла закручивания торсиона дополнительно можно проводить перестановкой оси с втулкой 9 опоры 8 рычага торсиона. Опора рычага торсиона имеет два отверстия, и при перестановке втулки 9 в другое отверстие меняется угол закручивания торсиона на 3°45.

Для удобства регулирования торсионов на шлицевых торцах торсионов и на рычагах кернением нанесены метки. При установке новых торсионов на трехместную кабину метки на торцах торсионов и рычагах, как правило, должны совпадать, а втулки в опорах рычагов торсионов быть в нижнем положении. При установке новых торсионов на кабину со спальным местом рычаги торсионов должны быть смещены на один шлиц в сторону закручивания относительно меток на торцах торсионов.

Для регулирования угла закручивания торсионов опрокинуть кабину на 61°, освободив торсионы от нагрузки. При регулировании угла перестановкой втулок 9 опор торсионов с целью увеличения угла переставить втулки опор рычагов торсионов из верхних отверстий в нижние, а для уменьшения угла сделать наоборот.

В случае регулирования угла закручивания перестановкой рычагов торсионов предварительно ослабить гайки стяжных болтов и переставить рычаги на требуемое количество шлицев (для увеличения угла закручивания - вперед, в сторону опрокинутой кабины). После перестановки рычагов затянуть гайки стяжных болтов.

Следить, чтобы оба рычага были смещены на одинаковое число шлицев относительно меток, а оси опор рычагов находились в одном положении, иначе это приведет к преждевременному износу торсионов.

Опрокидывание кабины на 61° необходимо для обеспечения большего доступа к силовому агрегату, в частности, для снятия двигателя.

Перед тем как опрокинуть кабину на 61°, снять панель фар и фары и поднять облицовочную панель кабины. Затем освободить удлинитель ограничителя подъема кабины, вынув палец 2 (рис. 7-7), опрокинуть кабину на длину удлиненного ограничителя.

Регулирование запорного механизма кабины требуется при слабой фиксации запорных крюков в закрытом положении или при слишком малом усилии, необходимом для отпирания. Для этого вывернуть винт, крепящий подушку (рис. 7-8) на кронштейне скобы запора, установить под подушку дополнительно одну-две или более прокладки.

При техническом обслуживании стеклоочистителей проверить исправность стеклоочистителей. Обратить внимание на равномерность работы стеклоочистителей, укладку щеток в исходное положение, равномерность прижатия щетки и очистки стекла.

Не поворачивать рычаги щеток рукой, так как при этом можно их сместить и при работе щетки будут упираться в уплотнитель ветрового стекла. Не поднимать рычаг на максимально допустимый угол во избежание растяжения пружины рычага.

При хранении автомобилей КамАЗ 4308 на открытых площадках в зимнее время снимать щетки стеклоочистителя, так как они могут примерзнуть к стеклу и резина их быстро разрушается. Перед пуском стеклоочистителя в зимнее время удалить со стекол иней или лед, включив отопитель кабины.

При длительной стоянке автомобиля КамАЗ 4308 на открытой площадке в жаркую погоду щетки также необходимо снимать во избежание растрескивания резины. При этом на концы рычагов надеть кусочки резиновой трубки для предотвращения царапин на стекле. При эксплуатации стеклоочистителей периодически промывать щетки и ветровые стекла обезжиривающим раствором.

Не допускать работу стеклоочистителя при наличии на стеклах сухой пыли и грязи.

Проверить работу омывателя стекла; при необходимости прочистить жиклеры 2 (рис. 7-11). Для чистки жиклера вывернуть зажимной винт и снять кольцо жиклера.

Бачок заполнять смесью воды со специальной жидкостью НИИСС-4, фильтруя жидкость при заливке. Направление струи жидкости регулировать поворотом зажимного кольца сбоку головки жиклера. Для этого отпустить винт, повернуть зажимное кольцо прорезью так, чтобы струя жидкости попадала на стекло в верхнюю часть сектора, описываемого щеткой стеклоочистителя. В этом положении кольцо затянуть винтом.

При техническом обслуживании отопителя перед зимней эксплуатацией проверить состояние радиатора, трубопроводов, шлангов, усилие поворачивания пробки крана 10 (рис. 7-12) отопителя. Если пробка крана поворачивается с большим усилием [более 14,7 Н (1,5 кгс) на рычаг крана], кран разобрать, для этого вывернуть и извлечь тросик управления краном, отвернуть гайку, крепящую рычаг крана, и снять рычаг, вывернуть крышку-втулку крана и вынуть пробку крана. После этого удалить накипь из проходных отверстий, с пробки, проверить уплотнитель, промыть кран. Перед сборкой поверхность пробки смазать смазкой МЗ-10. Собрать кран в обратной последовательности. При закреплении троса рычажок управления краном должен быть в крайнем правом положении («открыто»), а рычажок крана 10 - также в положении «ОТКРЫТО», то есть максимально повернут по часовой стрелке.

При использовании в качестве охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя воды, по окончании работы слить воду из системы охлаждения двигателя и из отопителя кабины. Для слива воды открыть сливной кран 15 на подводящих трубопроводах отопителя. При этом кабина должна быть в опущенном, транспортном положении, иначе часть жидкости останется в провисающей части подводящего шланга 17.

Следить, чтобы при опущенной кабине подводящий шланг 17 не провисал. Для устранения провисания подводящего шланга ослабить хомут крепления шланга на трубе 16 около сливного крана и насадить шланг глубже на трубу, затем затянуть стяжной хомут.

При засорении или тугом проворачивании сливного крана разобрать кран, вынув замочное кольцо из корпуса под ручкой, и вынуть пробку крана. Детали крана промыть, очистить от накипи, смазать смазкой ЦИАТИМ-201.

Ремонт

Установка ремней безопасности. Определить точки крепления ремней безопасности к полу (снаружи в этих местах к полу приварены усилители с гайками, а внутри имеются отверстия в термо-шумоизоляции с отгибаемыми язычками в ковриках пола).

Привернуть болтами кронштейны 14 (рис. 7-16) крепления ремней безопасности водителя приварными гайками в сторону сиденья.

Привернуть кронштейны 5 поясных ремней безопасности пассажиров справа от крайнего пассажирского сиденья и слева от среднего пассажирского сиденья приварными гайками в сторону сиденья.

Привернуть двойной кронштейн 9 между средним и крайним пассажирскими сиденьями.

Все кронштейны приворачиваются к полу болтами 22 M10xl,25x20. Гайки на кронштейнах для крепления ремней безопасности - с дюймовой резьбой (7/16"). Гайки на усилителях 18 боковины - с дюймовой резьбой (7/16").

Для того чтобы найти отверстия в боковинах для крепления ремней безопасности, отмерить 245 мм назад от стыка обивок боковины верхней части (над проемом двери), затем отмерьте вниз от верхнего края обивки боковины 220 мм (для правой боковины). Нащупать в этом месте отверстие в каркасе обивки (диаметр 20 мм) и проделать отверстие диаметром 18 мм в самой обивке. Для левой боковины эти размеры соответственно равны 270 и 80 мм.

Установка тяг, ушков и самих ремней описана в инструкции, прилагаемой к комплекту ремней.

Для снятия кабины:

- поднять переднюю облицовочную панель кабины;

- разъединить штекерную колодку электропроводки подфарников;

- вывернуть болты крепления панели фар и снять ее;

- разъединить штекерные колодки правого и левого пучков электропроводки;

- отсоединить промежуточную тягу тормозного крана от кронштейна, расположенного на левом лонжероне, расшплинтовав и вынув палец тяги;

- отсоединить тягу управления подачей топлива;

- отсоединить гидравлический шланг пневмогидроусилителя сцепления и слить жидкость из гидропривода;

- выпустить воздух из ресиверов контуров и отсоединить все пневмошланги, установленные на кронштейнах передней панели кабины;

- расшплинтовать и отвернуть гайку клина карданного вала рулевого управления, выколоткой из мягкого металла выбить клин;

- отсоединить карданный вал рулевого управления;

- отсоединить трос привода жалюзи радиатора;

- закрыть кран отопителя кабины и отсоединить шланг подвода и отвода охлаждающей жидкости;

- снять замковые шайбы с правого и левого пальцев передних кронштейнов опор кабины;

- открыть запорные устройства с левой и правой сторон, освободить предохранительный крюк и опрокинуть кабину на 41°;

- расшплинтовать и вынуть палец ограничителя подъема кабины, расположенный на кронштейне кабины;

- поддерживая кабину, опрокинуть ее на 61°;

- вывернуть стяжные болты и снять рычаги торсионов;

- расшплинтовать и вынуть палец штока гидроцилиндра подъема кабины, отсоединить гидроцилиндр от кронштейна кабины;

- опустиь стекла дверей и закрыть двери кабины;

- подвести кран-балку и с помощью приспособления захватить кабину за верхние полки дверных проемов;

- поддерживая кабину кран-балкой, расшплинтовать и вынуть палец нижней стойки ограничителя кабины;

- осторожно опустить кабину в первоначальное положение;

- разгрузить ось передних опор кабины, приподняв кабину кран-балкой, вынуть оси из правого и левого кронштейнов;

- поднять кабину кран-балкой и установить ее на подставку.

Снятие передних опор производить только после снятия кабины. Для снятия нижних и верхних кронштейнов вывернуть болты, крепящие их к раме и к поперечной балке пола кабины. Верхние кронштейны крепятся в полу к плавающим пластинам 14 (рис. 7-1) с резьбовыми отверстиями, которые при необходимости можно заменить изнутри кабины через овальные отверстия в полу или через отверстие для рулевой колонки, отогнув фиксирующие их усики вставки 15 балки пола.

При установке нижних кронштейнов следить, чтобы сохранилась соосность отверстий обоих кронштейнов, а окончательно затягивать болты крепления верхних кронштейнов после установки их в нижние кронштейны и соединения их осями 4, но пока кабина еще подвешена и передние опоры не нагружены ее весом.

Снятие и установка дверей. Для снятия двери расшплинтовать палец, соединяющий ограничитель открывания двери с кронштейном на внутренней панели двери, затем вывернуть болты крепления навесок двери с передней стойкой кабины.

Установку дверей проводить с установленным замком и фиксатором замка двери. Перед затяжкой болтов, крепящих навески к стойке, запереть замок во второе фиксированное положение. Чтобы избежать трения между клином замка и фиксатором, перед этим вставить в паз фиксатора какую-нибудь прокладку толщиной 1... 1,5 мм (желательно полиэтиленовую), которую убрать после затяжки болтов навески двери. При этом зазор между дверью и проемом двери по всему проему выдерживается постоянным (6... 10 мм).

Снятие крышки люка внутренней панели двери. Для того чтобы обеспечить доступ к механизмам двери, а также демонтаж механизмов замка, стеклоподъемника, стекол, необходимо предварительно снять крышку люка внутренней панели двери.

Для этого снять внутренние ручки замка двери и стеклоподъемника, для чего нажать на полиэтиленовую розетку 6 (рис. 7-8) под ручкой и вынуть чеку крепления ручки. Потом вывернуть винты крепления крышки люка двери и снять крышку.

Снятие замка двери проводить через люк внутренней панели двери в следующем порядке:

- снять крышку люка;

- вывернуть три болта крепления привода. Поворачивая привод, вывести его из зацепления с тягой и вынуть через люк;

- вывернуть винты крепления замка из торца двери и вынуть его через люк.

Устанавливать замок в обратном порядке. При сборке привода и замка все трущиеся поверхности и пружины смазать смазкой Литол 24.

Для снятия фиксатора замка вывернуть винты, крепящие его к задней стойке боковины кабины.

При неисправности кнопки замка наружной ручки двери кнопку можно вынуть после снятия наружной ручки. Для снятия наружной ручки вывернуть через люк внутренней пане-ли.двери два винта, крепящие ее со стороны внутренней панели двери. При установке кнопки не забывать установить уплотнитель кнопки.

Снятие стеклоподъемника проводить через люк внутренней панели двери в следующем порядке:

- снять крышку люка;

- ручкой стеклоподъемника перевести стекло в такое положение, при котором обойма опускного стекла будет расположена против люка;

- через люк снять зажимную планку, вывернув болты крепления;

- вывернуть винты крепления стеклоподъемника;

- вынуть стеклоподъемник через люк.

При сборке стеклоподъемника все трущиеся поверхности смазать смазкой Литол-24.

Снятие опускающегося стекла двери проводить в следующем порядке:

- снять крышку люка двери;

- снять стеклоподъемник;

- вывернуть винты съемного держателя уплотнителя стекла (под карманом двери) и вывести съемный держатель из зацепления с основным держателем, затем отсоединить его от уплотнителя двери и вынуть через люк;

- вынуть через люк резиновый буфер нижнего упора стекла;

- опустить руками стекло, наклонить и передвинуть вперед так, чтобы оно встало напротив люка;

- вынуть стекло через люк.

Регулирование и снятие поворотной форточки. Стекло поворотной форточки удерживает в любом положении, даже при сильном напоре встречного ветра, пружинный держатель нижней оси. Легкость поворота форточки и надежность ее фиксации можно отрегулировать затяжкой винта держателя, для чего вынуть полиэтиленовую заглушку отверстия под нижней осью форточки и отверткой подтянуть или ослабить регулировочный винт держателя.

Для снятия стекла форточки вывернуть винт держателя и винты, крепящие верхнюю ось форточки. Затем, перемещая форточку вверх, вынуть нижнюю ось из держателя и уплотнителя форточки.

Снятие и установку ветровых и задних стекол проводить одинаково в следующем порядке:

- снять рычаги стеклоочистителей;

- снять резиновый замок уплотнителя средней стойки окна;

- снять металлическую облицовку со стыка окантовки уплотнителя и окантовку уплотнителя по всему периметру;

- нажав руками на верхние углы стекла из кабины, вывести уплотнитель с фланца проема и, отгибая край уплотнителя, снять стекло и уплотнитель;

- очистить уплотнитель от пасты. Для установки стекол:

- смазать пазы уплотнителя свежей пастой;

- отгибая край уплотнителя, вставить в уплотнитель стекло (это удобно делать, наложив уплотнитель на стол лицевой стороной вверх);

- поставить окантовку уплотнителя так, чтобы стык ее был в нижней части окна, и на стык окантовки поставить металлическую облицовку;

- вставить резиновый замок уплотнителя средней стойки окна;

- вложить в паз (предназначенный для соединения уплотнителя с фланцем проема окна) прочную бечевку или шнур, чтобы концы были в нижней части уплотнителя;

- установить стекла вместе с уплотнителем в проем ветрового окна, прижав их снаружи к фланцу;

- удерживая один конец бечевки, тянуть плавно, без рывков за другой ее конец, перетягивая таким образом клапан уплотнителя через фланец проема окна. Для облегчения этой операции можно пользоваться отверткой;

- очистить стекла и проем окна от излишков пасты;

- установить рычаги стеклоочистителя.

При использовании уплотнителя, выполненного из незамкнутого профиля, легче устанавливать стекла, установив сначала уплотнитель в проем, а потом, отгибая края уплотнителя, снаружи вставить сначала одно, потом другое стекло (легче это сделать, вставляя стекла от середины к краям), а затем заправить профиль центральной стойки. После этого вставить саму среднюю стойку, окантовку уплотнителя с облицовкой и замок средней стойки.

Для улучшения герметизации стекла после установки между кромкой уплотнителя и стеклом в нижней половине контура окна можно ввести резиновый клей.

Установку крышки вентиляционного люка крыши проводить в следующем порядке:

- положить крышку 1 (рис. 7-13) вентиляционного люка сверху в проем крыши;

- изнутри или снаружи приподнять переднюю часть крышки и вставить рычаги 3 в проушины кронштейнов 8, 10, причем, подвижным роликом 4 в проушины кронштейнов 8 крышки люка, а затем опустить крышку люка;

- снаружи поднять заднюю часть крышки люка, подав ее вперед, и с помощью отвертки вставить задние рычаги 3.

При возникновении дефекта - выпадание рычагов 3 крышки вентиляционного люка крыши - ликвидировать деформацию кронштейнов 8, в которые упираются ролики рычагов крышки люка.

Для снятия вентиляторов отопителя вывернуть винты крепления кожуха вентиляторов (рис. 7-12), отсоединить выводы электродвигателя 19. Затем вывернуть винты, крепящие резинометаллический фланец электродвигателя к улитке вентилятора, и вынуть электродвигатель с рабочим колесом вентилятора. Вывернуть винт, крепящий рабочее колесо вентилятора на валу электродвигателя, и снять колесо.

При установке выводы электродвигателя соединить с проводами так, чтобы рабочее колесо левого вентилятора вращалось по часовой стрелке, а рабочее колесо правого вентилятора - против часовой стрелки, если смотреть из кабины. Для этого у электродвигателя левого вентилятора подсоединить черный вывод к зеленому проводу из пучка проводов, а красный вывод электродвигателя - к проводу массы. Для электродвигателя правого вентилятора - наоборот: красный вывод с зеленым проводом пучка, а черный вывод - с проводом массы.

При применении нереверсивных электродвигателей МЭ 226 необходимо отличать электродвигатели правого и левого вращения, и на левый вентилятор необходимо устанавливать электродвигатель левого вращения МЭ 226В, а на правый вентилятор - электродвигатель правого вращения МЭ 226К. При этом зеленый провод из пучка проводов подключить к штекеру на крышке электродвигателя, параллельному плоскости крышки, а провод массы - к штекеру, параллельному оси вращения электродвигателя.

Для снятия привода отопителя снять ручки рычагов крана, управления, вывернув винты их крепления, вывернуть винты крепления привода к щитку под панелью приборов, снять шкалу и привод. Вывернуть винты прижимов оболочек троса, расшплинтовать и снять тросы приводов. Для снятия рычагов отвернуть гайку крепления оси рычагов. При сборке привода гайку на оси ручек привода затянуть так, чтобы обеспечить легкое перемещение ручек, и зашплинтовать ее. Трущиеся части перед сборкой смазать.

При монтаже воздухопроводов шланг, подводящий воздух к левому дефлектору на панели приборов, должен проходить между тягами стеклоочистителя.

Снятие сидений проводить в следующем порядке:

- опрокинуть кабину;

- снять нижнюю термоизоляцию пола;

- отвернуть гайки крепления сидений под полом кабины (по четыре гайки у сидений водителя и среднего пассажира и шесть гаек у сиденья крайнего пассажира);

- опустить кабину и вынуь сиденья.

При установке крепить сиденья только самоконтрящимися гайками.

Все трущиеся поверхности шарниров сидений, пластины торсионов, механизмы перемещения смазать при сборке смазкой Литол-24.

Для снятия обивки кабины:

- снять крючок для одежды, петли шторки спального места, плафон спального места;

- вынуть с помощью отвертки скрепки крепления обивки боковины;

- снять верхние, задние и нижние обивки боковины;

- снять верхнюю часть обивки задка (после снятия уплотнителей стекол задних окон, аптечки);

- снять штабик крыши вокруг вентиляционного люка, вынув пальцы и скрепки;

- снятье плафон освещения кабины;

- снять облицовки гнезд ремней безопасности спального места и направляющую шторы спального места;

- вынуть скрепки крепления задней части обивки крыши и снять ее;

- вынуть скрепки крепления передней части обивки крыши и, подав ее назад, снять ее;

- снять, вынув скрепки крепления, обивку нижней части задка (выполненную из искусственной кожи с искусственным войлоком);

- снять боковые передние термоизоляции, вынув полиэтиленовые скрепки их крепления, а затем обе термоизоляции передка, вынув резиновые скрепки их крепления.

Для снятия обивки и термоизоляции пола необходимо снять сиденья.

Устанавливать обивку кабины в обратном порядке, т. е. сначала термоизоляцию передней панели, потом - боковин, сначала закрепить переднюю часть обивки крыши, потом заднюю, затем обивку задка, потом боковин.

Устанавливать резиновые скрепки лучше с помощью специальной оправки или стержня, вставленного в отверстие скрепки и вытягивающего ее при вставлении в отверстие.

Установку передней части обивки крыши или обивки крыши (кабины без спального места) производить так: вставить переднюю часть обивки под передний усилитель крыши, продвинуть обивку вперед, пока боковые пазы обивки не совпадут с усилителями крыши. Прижать обивку вверх к крыше. Шилом через крепежные отверстия в обивке нащупать крепежные отверстия в усилителях крыши, совместить эти отверстия и вставлять скрепки. Так же вставлять скрепки и остальных обивок. В четыре отверстия для крепления штабика вентиляционного люка спереди и сзади люка вставить пальцы 5x18 с шайбами и зашплинтовать в верхней части, в другие четыре - скрепки.

Для снятия панели приборов открыть щиток приборов, вывернув два винта в верхней его части, щиток выключателей и отсоединить все приборы и выключатели от проводов, затем вывернуть болты крепления кронштейна предохранителей (в средней части панели приборов). После этого отогнуть скобы, фиксирующие пучок проводов на нижней части панели приборов, и вынуть пучок вместе с кронштейном предохранителей из панели приборов. Снять шланги с сопел обдува ветрового стекла и дефлекторов обдува стекол дверей (эти шланги удобнее снимать с патрубков воздухораспределителей). Выверните болты крепления нижних щитков с тягами отопителя кабины, жалюзи радиатора и др. Вывернуть болты крепления панели приборов к боковинам, к двум боковым косынкам, к кронштейну рулевой колонки. Вывернуть болты крепления панели приборов к панели передка (через проемы щитка приборов, щитка выключателей, вещевого ящика, а если ящик не снят, то снизу, из-под панели приборов) и снять панель приборов.

Для снятия вещевого ящика открыть дверцу, вывернуть винты крепления ограничителя к дверце, винты крепления ящика к нижней стенке панели приборов и к стойкам (изнутри ящика) или отвернуть крепление стоек к панели приборов (если необходимо извлечь стойки) слева, открыв щиток выключателей, вывернуть два винта, а справа - снизу из-под панели приборов - два болта. Вынуть ящик наружу и отвернуть петли дверцы.

Проставка в соединении передней и задней частей передних крыльев может быть поломана. В этом случае срубить или отломить остатки проставки, просверлить сквозное отверстие в обеих частях крыла и, установив между ними металлическую или пластмассовую проставку - распорку с отверстием под болт, стянить болтом с самоконтрящейся гайкой обе части крыла.

Возможные неисправности стеклоочистителей и замков двери и способы их устранения

Причина неисправности

Метод устранения

Щетка при работе задевает за детали кабины

Неправильная установка рычага на оси

Снять гайку крепления рычага на оси, а затем рычаг; включить стеклоочиститель и через 30...60 с выключите; установить рычаг со щеткой так, чтобы щетка была расположена в 10...20 мм от кромки уплотнителя, укрепить рычаг, включить стеклоочиститель и проверить установку рычага

Стеклоочиститель работает на одной скорости

Неисправность переключателя

Заменить переключатель

Неисправность моторедуктора (электродвигателя с редуктором)

Заменить моторедуктор

Обрыв цепи питания одной из щеток моторедуктора

Устранить обрыв

Не включается моторедуктор

Перегорание предохранителя

Найти неисправность электропроводов, устранить. Предохранитель заменить

Отказ в работе моторедуктора

Заменить моторедуктор

Обрыв цепи питания

Устранить обрыв

Плохая очистка ветрового стекла щетками

Износ или старение резины щеток

Очистить стекло от масла, промыв его чистой водой или обезжиривающим раствором. Заменить щетки

Тугое закрывание и открывание двери

Не отрегулирован замок двери

Отрегулировать замок перемещением фиксатора

Заусенцы на защелке или фиксаторе

Устраните заусенцы

Провисание двери

Отрегулируйте установку двери

Коробление, повреждение двери

Заменить дверь

Отсутствует смазочный материал в замке

Смазать все трущиеся поверхности замка

Тугое открывание и закрывание “на предохранитель” внутренней ручкой

Изгиб поводка привода и тяги замка

Выправить или заменить тягу и привод замка

Смещен привод замка в крепежных отверстиях

Ослабить винты крепления привода замка и, нажав внутреннюю ручку до упора, затянуть винты

Тугое открывание кнопкой замка

Попала грязь или замерзла вода в кнопке

Снять наружную ручку и очистить от грязи

7.14.7. Термошумоизоляция и обивка кабины

Кабина оборудована надежной многослойной термошумоизоляцией. Для поглощения вибрации и шума от работающего двигателя и дороги с внутренней стороны панелей кабины приклеена листовая виброизолирующая мастика.

Для изоляции кабины от высоких температур двигателя снизу к полу крепится термоизоляция из стекловолокна с блестящей теплоотражающей нижней поверхностью из алюминиевой фольги. Термоизоляция прижата к полу проволочным каркасом. Для снятия термоизоляции необходимо отогнуть усики, прижимающие каркас к полу.

Сверху на полу в качестве термоизоляции уложена слоистая текстильно-битумная плита. Нижний битумный слой приварен к поверхности пола. Сверху к ней приклеена текстильно-битумная плита битумным слоем вверх.

Поверх термошумоизоляции пола уложены коврики: в задней части - из искусственной “кожи с искусственным войлоком, в передней части, под ногами - резиновые. Коврики прижаты к полу сиденьями, порожками.

Термошумоизоляция передней части кабины состоит из многослойного гофрированного картона, обшитого водонепроницаемым картоном, и крепится к передку резиновыми кнопками.

Термошумоизоляция боковин, задней части и крыши представляет собой плиты из супертонкого стекловолокна, приклеенные к панелям в один-два слоя. Поверх термошумоизоляции крепится мягкая обивка кабины, выполненная из перфорированной искусственной кожи, дублированной пятимиллиметровым слоем пенополиуретана с внутренней стороны, приклеенная к каркасу обивки из перфорированной древесноволокнистой плиты. Обивка крепится к усилителям панелей или специальным держателям полиэтиленовыми скрепками.

7.14.8. Сиденья кабины

Сиденье водителя (рис. 7.152) одноместное, с механизмом подрессоривания торсионного типа и гидроамортизатором, с регулировками жесткости подвески, продольного перемещения и угла наклона спинки. Подрессоривание сиденья водителя осуществляется пластинчатым торсионом, установленным в трубе 7. Один конец торсиона закреплен наглухо, другой соединен с рычагом механизма регулировки жесткости подвески.

При качании рукоятки 2 регулировки происходит или закручивание торсиона для увеличения жесткости подвески, или, наоборот, уменьшение закручивания торсиона. Для этого, сев на сиденье, надо оттянуть рукоятку 2 и повернуть ее вокруг оси так, чтобы виден был знак “+” или “—” соответственно. При движении по неровной дороге колебания сиденья гасит гидравлический телескопический амортизатор 6, установленный за спинкой сиденья и укрепленный одним концом на основании сиденья, а другим - в поперечине остова сиденья. Амортизатор однотрубной конструкции, газонаполненный, неразборный. Проседание сиденья вниз ограничивается резиновыми буферами. Ход подвески сиденья - 88 мм. Подвеска рассчитана на вес водителя 491-1275 Н (50-130 кгс).

Рис. 7.152. Сиденье водителя: 1 - подушка; 2 - рукоятка механизма регулировки жесткости подвески сиденья; 3 - спинка; 4 - боковина сиденья; 5 - рычаг гребенки; 6 - амортизатор; 7 - труба торсиона; 8 - остов сиденья; 9, 10 - рычаги шарниров подвески; 11 - направляющие нижние; 12 - гребенка; 13 - пружина возвратная; 14 - тяга; 15 - стопор; 16 - рычаг стопора; 17 - направляющие верхние; 18, 20 - поперечины рычагов; 19 - основание.

Рис. 7.153. Сиденье пассажирское: 1 - спинка; 2 - боковина сиденья; 3 - подушка; 4 - инструментальный ящик.

Продольное перемещение сиденья водителя осуществляется передвижением верхних направляющих 17 вместе с механизмом подрессоривания и сиденьем по нижним направляющим 11, прикрепленным к полу кабины. Фиксация положения сиденья осуществляется стопором 15, удерживающим сиденье в одном из десяти фиксированных положений. При нажатии на рычаг 16 стопора он выходит из соответствующего паза гребенки 12 и освобождает сиденье. Пружина возвращает стопор в обратное положение. Величина хода сиденья -135 мм.

Угол наклона спинки сиденья водителя можно регулировать, выбирая одно из трех фиксированных положений спинки: 9, 14 и 19° от вертикали. Фиксируется положение спинки язычками кронштейнов спинки, которые входят в пазы гребенок на обеих боковинах спинки. При нажатии на рычаг 5 гребенки спинка освобождается и фиксируется в новом положении. Подушка 1 и спинка 3 сиденья водителя выполнены из латексной резины или формованного пенополиуретана толщиной 50...70 мм, на чашеобразном основании из листовой стали. Обивка подушки и спинки выполнена в двух вариантах: из тисненой искусственной кожи или из ткани с поперечной прострочкой батонов. Крепится обивка к фланцу основания пружинными скрепками.

Сиденье водителя установлено в отверстия пола кабины и закреплено болтами, приваренными к нижним направляющим 11, и самоконтрящимися гайками с наружной стороны кабины.

Среднее пассажирское сиденье не имеет подвески и не регулируется. Подушка среднего сиденья (унифицированная с сиденьем водителя) крепится к жесткой подставке, а спинка, также унифицированная с сиденьем водителя, откидывается вперед, чтобы обеспечить доступ на спальное место. В верхнем положении спинку удерживают две цилиндрические пружины. Сиденье закреплено к полу четырьмя болтами, приваренными к основанию подставки сиденья.

Сиденье крайнего пассажира (рис. 7.153) установлено на инструментальном ящике. Для доступа к инструментальному ящику спинка имеет возможность складываться вперед. Далее спинка с подушкой откидывается на шарнирах в сторону водителя.

На некоторых моделях автомобилей КАМАЗ также применяются сиденья на пневмоподвеске.

Сиденье водителя (рис. 7.154, б) и сиденье пассажира (рис. 7.154, а) с пневмоподвеской.

Регулировка угла наклона спинки осуществляется рычагом 2. При поднятии рычага вверх спинка расфиксируется, наклоняется вперед под воздействием пружины, при опускании - ступенчато фиксируется в выбранном положении. Диапазон регулировок от 40° наклона вперед до 30° наклона назад.

Клавиша 3 предназначена для включения обогрева сиденья.

Клавиша 4 служит для регулировки боковой поддержки сиденья.

Клавиша 5 регулирует глубину поясничного упора.

Клавиша 6 служит для быстрого опускания сиденья. При фиксации клавиши вверху сидение быстро опускается в нижнее положение. При переводе клавиши вниз сиденье автоматически поднимается и фиксируется в положении, заданном клавишей 7.

Рис. 7.154.Сиденье (а - пассажира, б - водителя): 1 - ремень безопасности; 2 - рычаг регулировки угла наклона спинки; 3 - клавиша обогрева сиденья; 4 - клавиша боковой поддержки; 5 - клавиша регулировки поясничного упора; 6 - клавиша быстрого опускания сиденья; 7 - клавиша регулировки высоты сиденья; 8 - клавиша регулировки жесткости подвески сиденья; 9 - клавиша регулировки угла наклона подушки; 10 - рычаг регулировки продольного положения сиденья; 11 - рычаг регулировки глубины подушки сиденья; 12 - замок ремня безопасности; 13 - подголовник.

Клавиша 7 регулирует высоту сиденья. При поднятии вверх сиденье поднимается, при нажатии вниз - опускается. При ненажатой клавише - фиксируется в выбранном положении. Максимальная величина подъема - 100 мм.

Клавиша 8 служит для регулировки жесткости подвески сиденья. При поднятии клавиши вверх жесткость подвески увеличивается, при нажатии вниз - уменьшается. Пневмоподвеска имеет 4 фиксированных положения жесткости.

Клавиша 9 предназначена для регулирования угла наклона подушки сиденья. При поднятии клавиши вверх передняя кромка подушки поднимается, при нажатии вниз - опускается. При ненажатой клавише - фиксируется в выбранном положении. Диапазон регулировки от 2° до 12°.

Рычаг 10 служит для регулировки продольного положения сиденья. При поднятии рычага вверх салазки сиденья расфиксируются. При отпущенном рычаге - ступенчато фиксируются в выбранном положении. Диапазон регулировки 210 мм с шагом 10 мм.

Рычаг 11 регулирует глубину подушки сиденья. При нажатии рычага вверх подушка перемещается относительно основания вперед-назад. При отпущенном рычаге - ступенчато фиксируются в выбранном положении. Диапазон регулировки 60 мм с шагом 12 мм. Подголовник 13 регулируется по высоте и по углу наклона. Для выбора угла наклона подголовник поворачивается. Для выбора высоты подголовник имеет 8 фиксированных положений с шагом 20 мм.

7.14.9. Принадлежности кабины

Ремни безопасности (рис. 7.155). Кабины имеют места крепления ремней безопасности и могут быть оборудованы ремнями безопасности для всех трех сидений.

Рис. 7.155. Ремни безопасности:1 - ремень диагонально-поясной безопасности водителя; 2 - ремень поясной безопасности среднего пассажира; 3 - ремень диагонально-поясной безопасности крайнего пассажира; 4, 12, 15, 21 - ушки ремней; 5, 9, 14 - кронштейны крепления ремня; 6, 8 - усилители пола; 7, 10, 13 - тяги ремней; 11 - пол кабины; 16 - боковина кабины; 17 - болт крепления диагонального ремня; 18 - усилитель боковины; 19 - втулка; 20 - обивка боковины; 22 - болт крепления кронштейнов.

Сиденье водителя и крайнее правое пассажирское сиденье оборудованы диагональнопоясными ремнями безопасности 1, 3, а среднее пассажирское сиденье - поясным ремнем безопасности 2.

Диагонально-поясной ремень безопасности водителя крепится в трех точках: сзади в верхнем углу боковины и к полу справа и слева от сиденья. Диагонально-поясной ремень крайнего пассажира крепится одним концом к боковине в заднем верхнем углу и другими концами к полу справа и слева от сиденья. Поясной ремень безопасности среднего пассажира крепится справа и слева от сиденья к полу, причем правое крепление поясного ремня среднего пассажира объединено (к одному кронштейну) с левым креплением диагонально-поясного ремня крайнего пассажира.

Все места крепления ремней безопасности снабжены усилителями 18, 6 и 8, приваренными к панелям облицовки боковины и пола. К усилителям приварены гайки (M10XU5), к которым изнутри кабины на полу приворачиваются кронштейны 5, 9, 14 крепления ремней безопасности. К кронштейнам болтами (с дюймовой резьбой) крепятся тяги 7, 10, 13, замок ремней и ушки 4. 12, 15 ремней. Ушки 21 диагональных ремней водителя и крайнего пассажира притягиваются болтами 17 непосредственно к боковинам через специальную втулку 19, компенсирующую толщину обивки.

Ремни безопасности являются эффективным средством защиты водителя и пассажиров от тяжелых последствий при дорожно-транспортных происшествиях.

На всех моделях автомобилей КАМАЗ (кроме автомобилей для МО) заводом-изготовителем устанавливаются ремни безопасности, поставляемые ф. «Мораван» (Чехия) и СКМ (г. Алатырь).

Чтобы пристегнуться ремнями, вставить язычок ремня в замок до щелчка, не допуская при этом скручивания лямок, для отстегивания ремня нажать кнопку замка.

Ремни безопасности должны использоваться при всех поездках, при этом не допускается пристегивание ремнем ребенка, сидящего на коленях пассажира. Каждый ремень безопасности используется только одним человеком.

Разборка частей ремня безопасности не допускается.

В случае загрязнения лямок очищать их мягким мыльным раствором. Гладить ленты утюгом не допускается.

При наличии существенных повреждений ремня (потертость лямки, порезы, неисправность втягивающего устройства), а так же, если ремень подвергся критической нагрузке в дорожно-транспортном происшествии, его необходимо заменить ремнем той же модели. Замену ремня безопасности допускается производить эксплуатирующей автомобиль организацией, либо одним из предприятий сервиса или гарантийного обслуживания автомобилей «КАМАЗ». В случае установки потребителем ремня безопасности других фирм или моделей, ОАО «КАМАЗ» не несет ответственности за причиненные травмы при ДТП или другой ущерб, в т.ч. по судебным искам.

Сиденья с пневмоподвеской укомплектованы ремнями 1 безопасности с замками 2. Чтобы пристегнуться ремнями, вставьте язычок ремня 1 (рис. 7.156) в замок 2 до щелчка, не допуская при этом скручивания лямок, для отстегивания ремня нажмите кнопку 3 замка.

Рис. 7.156. Ремни безопасности: 1 - язычок ремня; 2 - замок; 3 - кнопка замка.

Ремни безопасности должны использоваться при всех поездках. Ремни безопасности являются эффективным средством защиты водителя и пассажиров от тяжелых последствий при дорожно-транспортных происшествиях. Каждый ремень безопасности используется только одним человеком.

Разборка частей ремня безопасности не допускается. В случае загрязнения лямок очищайте их мягким мыльным раствором.

При наличии существенных повреждений ремня (потертость лямки, порезы, неисправность втягивающего устройства), а так же, если ремень подвергся критическои нагрузке в дорожно-транспортном происшествии, его необходимо заменить ремнем той же модели.

Комплект зеркал заднего вида (рис. 7.157) состоит из четырех зеркал: двух зеркал заднего вида, зеркала широкоугольного и зеркала бокового обзора. Зеркала расположены снаружи и крепятся к наружной панели двери. Слева на держателе-дуге устанавливается одно зеркало заднего вида. Справа на дуге - одно зеркало заднего вида и зеркало широкоугольное. Справа над опускным стеклом двери на отдельном кронштейне крепится зеркало бокового обзора, обеспечивающее водителю обзорность дороги у правого переднего колеса.

Зеркала заднего вида и широкоугольное зеркало могут поворачиваться относительно держателя вокруг вертикальной и горизонтальной осей. В рабочем положении держатель -дуга удерживается с помощью специального пружинного фиксирующего устройства кронштейна. На оси кронштейна держатель можно смещать вплотную к двери.

Зеркало бокового обзора устанавливается на шаровом шарнире и имеет широкий диапазон регулирования.

Стекла зеркал - сферические, полированные, с алюминиевым покрытием.

Козырьки противосолнечные (рис. 7.158) крепятся с помощью специальных накладок 5 зажимов с фрикционными вкладышами 6 над ветровым окном. Держатели 2 козырьков приворачиваются в корпусах этих зажимов, а козырек поворачивается относительно держателя, позволяя тем самым установить нужное положение козырька. Усилие поворачивания козырька должно быть около 49 Н (5 кгс). Для регулирования этого усилия необходимо отверткой подтянуть регулировочный винг на накладке зажима держателя и в местах крепле ния козырька к держателю.

Рис. 7.157. Зеркала заднего вида: 1 - зеркало бокового обзора; 2 - держатель дуги; 3 - широкоугольное зеркало заднего вида; 4 - зеркало заднего вида.

Козырек выполнен травмобезопасным, из проволочного каркаса с мягкой обивкой.

Рис. 7.158. Противосолнечный козырек:1 - козырек; 2 - держатель козырька; 3 - винт регулировочный; 4 - прижим; 5 - накладка зажима; 6 - вкладыш; 7 - корпус зажима.

Панель приборов выполнена сборной, крепится на металлический каркас и состоит из горизонтальной верхней части, основной части с выполненными отверстиями для установки накладных деталей: панели под комбинацию приборов, панели выключателей, дверцы электроприборов, дверцы вещевого ящика.

Панель приборов выполнена из полимерного материала стеклонаполненного жесткого ППУ, покрытого пленкой ПВХ пористомонолитной. Накладные детали под комбинацию приборов и панель выключателей выполнены из стеклонаполненного жесткого пенополиуретана Baydur фирмы «Байер», Германия.

Панель приборов характеризуется:

- выполнением панели приборов с тремя выделенными зонами: зоной водителя с местом под комбинацию приборов и верхним козырьком, средней зоной - консолью, с местом под оборудование, разбивающей горизонтальную базовую линию панели с выступанием над ее поверхностью, и зоной пассажира, в которой расположена закрывающаяся крышка вещевого ящика;

- наличием на панели слева и справа мест под регулируемые дефлекторы системы вентиляции;

- наличием внизу слева, в зоне водителя, переключателей и кнопок управления.

7.14.10. Оперение автомобиля

К оперению кабины относятся следующие детали: грязевые щитки, задний щиток, передние и задние крылья и брызговики, подножки со щитками и усилителями, различные аэродинамические устройства.

Крылья передние состоят из двух частей (передней и задней) и переднего грязевого щитка, крепящихся к кабине болтами с резьбой М8. К задней части крыла, а также к брызговику, отделяющему двигатель от колеса, крепятся резиновые фартуки.

Подножки кабины крепятся: верхняя к щитку подножки и к передней части крыла, нижняя крепится через опору к балке буксирной поперечины и задней опорой к первой поперечине.

Устройства аэродинамические применяются для улучшения обтекаемости автомобиля, снижения сопротивления воздуха и уменьшения забрызгиваемости кабины при движении по грязной дороге.

Боковые обтекатели крепятся к панели передка в четырех местах.

7.14.11. Бронированна» кабина

Автомобили КАМАЗ 6560 могут оснащаться бронированными кабинами, которые обеспечивают:

- круговую защиту личного состава и внутреннего оборудования, расположенного в кабине, по 3-ему, 4-му и 5-му классу защиты в соответствии с ГОСТ Р 50693-96;

- защиты личного состава и внутреннего оборудования, расположенного в кабине, от фугасного воздействия и осколков ручных гранат типа Ф-1 и РГО при наземном подрыве под днищем автомобиля в районе расположения кабины.

Скрытое бронирование кабины изготовлено из стали, обеспечивающей защиту экипажа от поражения из огнестрельного оружия и осколков ручных гранат. На окнах двери кабины расположены три бойницы. Конструкцией предусмотрена блокировка от открывания крышки бойницы снаружи.

Рис. 7.159. Переднее крепление, механизм уравновешивания кабины и ограничитель подъема бронированной кабины: 1,8- кронштейн нижний правый; 2,9 - кронштейн нижний левый; 3 - планка усилительная; 4 - торсион; 5 - рычаг торсиона; 6 - втулка торсиона; 7 - усилитель поперечины №1; 10 - палец специальный; 11 - шайба замочная ШЕ3.

Рис. 7.160. Установка задней подвески бронированной кабины с гидрозамком:1 - рессора кабины; 2 - опора буфера; 3 - втулка буфера в сборе; 4 - кабель гидрозамка; 5 - стремянка; 6 - обойма рессоры; 7 - подушка; 8 - буфер передней рессоры; 9 - шайба опорная; 10 - втулка рессоры; 11 - ось ушка рессоры; 12 - прокладка листа № 5 рессоры; 13 - палец; 14 - втулка; 15 - амортизатор в сборе; 16 - гидрозамок 1604.

Остекление кабины состоит из ветрового стекла и стекол дверей и выполнено из ударопрочного многослойного специального пулестойкого стекла. Стекла дверей не опускаются. Ветровое стекло оборудовано стеклоочистителями. Стекла установлены в проемы окон через металлические рамки, в которые герметично вклеены стеклоблоки. В свою очередь перед установкой рамок стекол в панели кабины, последние промазываются по контуру проемов герметиком для обеспечения водонепроницаемости.

Внимание! При очистке стекла от загрязнений, пыли и при запотевании используйте мягкую ткань, желательно фланель, слегка смоченную водой. Запрещается для очистки стекла использовать бензин, ацетон или другие растворители. Не протирать внутреннюю поверхность стекла сухой тряпкой или рукой.

Кабина устанавливается на раме автомобиля с усилителем 7 (рис. 7.159) первой поперечины на сдвоенных передних опорах с шарнирами и задних подрессоренных опорах с дополнительными буферами сжатия 8 (рис. 7.160) и усиленными рессорами 1.

7.14.12. Кондиционер

На отдельных комплектациях автомобилей КАМАЗ 6560 устанавливается кондиционер КК 2-3,5/0,4 Г.

Кондиционер предназначен для охлаждения воздуха в кабине автомобиля. Хладопроизводительность кондиционера достаточна для поддержания комфортной температуры в кабине при эксплуатации автомобиля КАМАЗ в режимах с умеренным или жарким климатом.

Кондиционер представляет собой фреоновую холодильную машину, работающую по замкнутому циклу, и переносящую тепло из кабины в окружающую среду, используя испарение и конденсацию рабочего газа. Привод компрессора кондиционера осуществляется от двигателя автомобиля. В качестве рабочего газа используется фреон R134а, не истощающий озоновый слой.

Техническая характеристика кондиционера КК 2-3,5/0,4 Г

Характеристика

Значение

Привод компрессора кондиционера

Клиноременный, от двигателя автомобиля

Потребляемая механическая мощность при оборотах шкива компрессора кондиционера 1500 об/мин, кВт

1,4

Номинальная производительность конденсатора (не менее), кВт

4,5

Давление отключения датчика давления высокое, кгс/см2

28

низкое, кгс/см2

2,1

Максимальная хладопроизводительность испарителя при температуре воздуха на входе испарителя +300 С, кВт

3,95

Производительность испарителя по воздуху, м3

424,5

Минимальная температура воздуха, подаваемого в салон, в режиме рециркуляции, при частоте вращения коленвала 1500 об/мин, при температуре входящего в испаритель воздуха +25 °С

10...15

Электропитание

От бортовой сети автомобиля

Род тока

Постоянный

Номинальное напряжение электропитания, В

12

Потребляемый электрический ток при напряжении 12В

20А

Потребляемая электрическая мощность, кВт

Не более 0,2

Хладагент

Фреон R134a

Масло

SP-20 или эквивалентное

Принцип действия кондиционера

В кондиционере за счет работы компрессора циркулирует хладагент проходя через пять основных узлов в замкнутой цепи. В этих узлах системы хладагент находится под воздействием различного давления и в различном агрегатном состоянии (газ либо жидкость). Процесс перехода из жидкого состояния в газообразное и наоборот, сопровождается соответственно поглощением и выделением тепла. Тепло отбирается от воздуха, поступающего в кабину, и выделяется во внешнюю среду.

Процесс протекает следующим образом. Через входной соединитель (сторона низкого давления) в компрессор поступает газ-хладагент с низким давлением, компрессор сжимает газообразный хладагент и направляет его через выходной соединитель (сторона высокого давления) на конденсатор. Процесс сжатия сопровождается повышением температуры газа.

Воздух окружающей среды проходит через конденсатор, охлаждает его и циркулирующий в нем газообразный хладагент до точки конденсации. Процесс конденсации сопровождается выделением тепла, которое отдается обдувающему конденсатор потоку воздуха из внешней среды.

Жидкий хладагент подается в ресивер-влагоотделитель, где отфильтровываются примеси и удаляется влага. Этот блок также служит в качестве временного резервуара для хранения жидкого хладагента.

Находясь все еще под высоким давлением, жидкий хладагент поступает в терморегулирующий вентиль (ТРВ). В нем происходит скачкообразное понижение давления хладагента.

На выходе из терморегулирующего вентиля жидкий хладагент находится под низким давлением. Температура кипения жидкости под таким давлением ниже температуры в кабине и жидкость начинает кипеть (испаряться), превращаясь в газ.

Воздух, поступающий в кабину автомобиля, прогоняется через испаритель вентилятором. Процесс испарения жидкого хладагента в испарителе сопровождается поглощением тепла, которое отбирается от проходящего через испаритель воздушного потока. Охлажденный воздух попадает в кабину. Влага, содержащаяся в воздухе, конденсируется на испарителе и сливается по дренажным трубкам во внешнюю среду.

Цикл завершается, когда газообразный хладагент низкого давления вновь попадается в компрессор через всасывающий трубопровод (сторона низкого давления).

Состав кондиционера

Данный кондиционер относится к раздельно-агрегатным холодильным установкам компрессорного типа и состоит из (рис. 7.162):

Рис. 7.162. Принципиальная схема сборки кондиционера: 1 - компрессор с электромагнитной муфтой; 2 - конденсатора; 3 - ресивер осушителя с контрольным глазком и реле низкого и высокого давления; 4 - испаритель с вентиляторами обдува и панелью управления; 5 - трубопровод нагнетающий; 6 - трубопровод конденсаторный; 7 - трубопроводы высокого давления; 8 - трубопроводы низкого давления.

Установка кондиционера

В передней верхней части двигателя расположен компрессор (рис. 7.163), который приводится в действие с помощью ременной передачи. От компрессора к испарителю и конденсатору отходят хладонопроводы 30 и 33. Конденсаторный блок 24 кондиционера установлен на первой поперечине рамы автомобиля. На этой же поперечине закреплен ресивер 35. На верхней панели передка закреплены рамки 8 с проходными втулками 7, через которые к испарителю подводятся хладонопроводы. К нижней панели приборов болтами 11 крепится кронштейн 27 крепления испарителя.

Рис. 7.163. Установка кондиционера: 1 - установка жгута проводов кондиционера; 5 - кронштейн испарителя задний; 6 - кронштейн конденсаторного блока; 7 - втулка проходная; 8 - рамка разрезной втулки; 9 - защитная прокладка пучка проводов; 10 - хомут чехла рулевого управления; 11, 12, 13 - болт; 14 - самонарезающий винт; 16, 17 - гайка; 18, 19, 20 - пружинная шайба; 22,23 - плоская шайба; 24 - блок конденсаторный; 25 - испаритель с проводкой 742.01; 26 - испаритель с проводкой 742.11; 27 - кронштейн крепления испарителя; 29 - шланг слива конденсата; 30 - хладонопровод компрессор-конденсатор; 32 - хладонопровод ресивер-ТРВ; 33 - хладонопровод испаритель- компрессор; 34 - хладонопровод конденсатор-ресивер; 35 - ресивер.

Органы управления и регулировки.

Управление кондиционером.

Управление кондиционером осуществляется ручками, которые находятся на панели испарителя (рис. 7.164).

Включение кондиционера

Для включения кондиционера необходимо выполнить следующие операции:

1) запустите двигатель машины;

2) включите вентилятор испарительного блока кондиционера ручкой 1. Ручка управления вентилятором имеет четыре положения:

0 - вентилятор выключен;

1 - минимальная производительность вентилятора;

2 - средняя производительность вентилятора;

3 - максимальная производительность вентилятора;

3) включите кондиционер ручкой управления термостатом 2. Движение ручки вверх включает кондиционер и увеличивает его хладопроизводительность, что делает воздух, подаваемый в кабину, холоднее. Движение ручки вниз до упора выключает кондиционерную установку.

Работа и выключение кондиционерной установки

После включения кондиционерной установки нужно открыть форточку кабины на две-три минуты для удаления нагретого воздуха из кабины, а затем закрыть ее. Наилучшая холодопроизводительность кондиционера достигается при закрытых окнах и дверях кабины. Рекомендуется охлаждать воздух внутри кабины ниже наружного не более, чем на 8...12 °С.

Мощность воздушного потока регулируется изменением производительности вентилятора испарителя ручкой 1. Направление воздушного потока изменяется поворотом дефлекторов, которые находятся на панели испарителя в кабине машины.

Для выключения кондиционера необходимо сдвинуть ручку 2 вниз до упора.

Рис. 7.164. Управление кондиционером: 1 - ручка управления вентилятором; 2 - ручка управления термостатом.

Требования безопасности ВНИМАНИЕ! Работы по ремонту и замене компрессора, фильтра-ресивера-осушителя и других вышедших из строя составных частей кондиционерной установки должны производить специально обученные специалисты сервисных служб.

Система кондиционирования заправлена озонобезопасным хладагентом R134a с точкой кипения минус 26,5°С при атмосферном давлении 1 кг/см2. При повышении этой температуры выше минус 26,5°С хладагент находится под давлением. Это следует учитывать при проведении технического обслуживания и ремонта кондиционерной установки.

Запрещается проводить сварочные работы на составных частях кондиционерной установки или вблизи от них, так как нагревание установки может привести к ее поломке или взрыву.

Схема подключения кондиционера представлена в двух вариантах (рис. 7.165).

(вариант I)

(вариант II)

Рис. 7.165. Электрическая схема подключения кондиционера.