Назад

Коробка передач и раздаточная коробка

7.3. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

На автомобиле Камаз 6560 применяются коробки передач фирмы «ZF» серии Ecomat2 6НР602 (применяется с двигателем с механическим управлением подачи топлива) или Ecomat2 6НР902 (применяется с двигателем с электронным управлением подачи топлива).

Коробка передач серии Ecomat состоит из гидродинамического преобразователя крутящего момента (гидротрансформатор Фёттингёра) со сцеплением блокирования, с гидродинамическим тормозом-замедлителем; а также с многоступенчатым задним делителем планетарной конструкции.

Преобразователь крутящего момента - это пусковое устройство, не подвергающееся износу, которое плавно подстраивается под требуемые условия (необходимый крутящий момент привода).

В планетарной коробке передач переключение передач осуществляется автоматически без прерывания силы тяги. Сигналы для переключения передач вырабатываются электронным устройством автоматического переключения передач. В зависимости от различных параметров автомобиля устройство автоматического переключения передач включает соответствующие многодисковые сцепления или тормоза помощью электрогидравлического управления коробкой передач.

Сцепление блокирования, встроенное в гидротрансформатор, после разгона устанавливает прямую механическую связь между двигателем и планетарной коробкой передач. Таким образом, исключаются обычные потери мощности в приводах гидротрансформатора.

Гидродинамический тормоз-замедлитель встроен между гидротрансформатором и планетарной коробкой передач. Из-за этого тормозная сила тормоза-замедлителя на конце вала отбора мощности зависит от передачи. Таким образом, возможно полное торможение также и в диапазоне матых скоростей. Тормозной момент может быть плавно отрегулирован или поделен на одну ступень или несколько ступеней.

Затормаживания на склонах или при городском движении можно осуществлять с помощью тормоза-замедлителя без изнашивания, оберегается механизм рабочей тормозной системы.

Коробка передач оснащена двумя коробками отбора мощности с насосами для привода вентилятора и привода дополнительного оборудования.

Насос привода дополнительного оборудования - ф. «MEILLER» типа 265/1, производительностью 60,0 л/мин при 1200 мин-1 . Максимально развиваемое давление насоса 350 атм.


Рис. 7.45. Конструкция основной коробки передач ZF-Ecomat. 1 - привод; 2 - сцепление блокирования гидротрансформатора; 3 - преобразователь крутящего момента; 4 - гидродинамический тормоз-замедлитель; 5 - вращающиеся многодисковые сцепления; 6 - неподвижные многодисковые тормоза; 7 - выходной конец вала отбора мощности; 8 - теплообменник для охлаждения масла.

Рис. 7.46. Устройство системы ZF-Ecomat 6НР602 с EST J46/EST 147 со всеми необходимыми компонентами.1 - электрическая бортовая сеть; 2 - контроллер; 3 - фирменная табличка; 4 - электронное устройство автоматического переключения передач EST146/EST147; 5 - вилка для подключения MOBID1G 200/ZF-TestmanPro; 6 - фирменная табличка; 7 - магнитный клапан для накопители тормоза-замедлителя; 8 - импульсный датчик спидометра; 9 - подключение охлаждающей жидкости; 10 - фирменная табличка; 11 - накопитель тормоза-замедлителя; 12 - пропорциональный магнитный клапан для управления тормозом-замедлителем; 13 - датчик температуры; 14 - педаль акселератора; 15 - переключатель kick-down; 16 - тормозной клапан с педальным приводом для управления механизмом рабочей тормозной системы и плавного управления тормозом-замедлителем; 17 - кнопочный выключатель для NBS; 18 - рычаг тормоза-замедлителя электрический; 19 - рычажный механизм для топливного насоса высокого давления; 20 - датчик нагрузки.

Электропроводка системы Ecomat через устройство сопряжения электрической бортовой сети 1 (рис. 7.46 и рис. 7.47) ведет к электронному устройству автоматического переключения передач и к шине CAN транспортного средства, в случае применения коробки передач 6НР902.

Электронное устройство 4 автоматического переключения передач EST 146/EST 147 служит для управления коробкой-передач и для контроля ее работы. В устройство автоматического переключения передач задаются входные параметры автомобиля и коробки передач (диапазон изменения передаточного отношения, нагрузка двигателя, частоты вращения и т. д.). Далее параметры преобразуются в устройстве в сигналы управления гидравлической системы коробки передач.

Водитель может активно вмешаться в систему управления Ecomat с помощью:

- контроллера 2(в зависимости от комплектации может быть установлен кнопочный выключатель или джойстик);

- переключателя Kick-down 15;

- педали акселератора 14;

- педали тормоза 16;

- рычага тормоза-замедлителя 18.

С помощью контроллера может быть предварительно выбран диапазон изменения передаточного отношения.

С помощью переключателя Kick-down точки переключения могут быть перемещены в направление более высоких частот вращения. Это означает, что с одной стороны можно остаться на передаче и при более высоких скоростях, а с другой - при более высоких скоростях переключаться на более низкую передачу.

Рис. 7.47. Устройство системы ZF-Ecomat 6НР902 со всеми необходимыми компонентами. 1 - электрическая бортовая сеть; 2 - контроллер; 3 - фирменная табличка; 4 - электронное устройство автоматического переключения передач EST146/EST147; 5 - вилка для подключения MOBIDIG 200/ZF-TestmanPro; 6 - фирменная табличка; 7 - магнитный клапан для накопители тормоза-замедлителя; 8 - импульсный датчик спидометра; 9 - подключение охлаждающей жидкости; 10 - фирменная табличка; 11 - накопитель тормоза-замедлителя; 12 - пропорциональный магнитный клапан для управления тормозом-замедлителем; 13 - датчик температуры; 14 - педаль акселератора; 15 - переключатель kick-down; 16 - тормозной клапан с педальным приводом для управления механизмом рабочей тормозной системы и плавного управления тормозом-замедлителем с помощью CAN; 17 - кнопочный выключатель для NBS; 18 - рычаг тормоза-замедлителя электрический.

Для контроля температуры масла встроены датчики температуры 13. Информация передается с помощью шины CAN, в случае применения коробки передач 6НР902, цифрового выхода EST или с помощью прямой электропроводки и показывается с помощью дисплея аналоговой индикации или сигнальной лампы. При превышении определенных пределов температуры постоянно снижается момент тормоза-замедлителя.

Информация о нагрузке двигателя передается от электронных устройств двигателя с помощью шины CAN, в случае применения коробки передач 6НР902, или датчика нагрузки 20 передается к устройству EST 146/EST 147.

Возможные неисправности коробки передач и способы их устранения

Неисправность

Возможная причина

Меры по устранению

Двигатель не запускается

Контроллер не находится в положении "нейтрально"

Выбрать на контроллере положение "нейтрально"

Штекер электронного управления плохо закреплен

Восстановить контакт штекера

Реле блокирования стартера неисправно или нет сигнала CAN

Заменить реле или проверить сигнал CAN

Коробка передач не включает никакой передачи

Педаль акселератора не находится в положении холостого хода или слишком высокий сигнал нагрузки

Проверить/настроить педаль акселератора/ топливный насос высокого давления

Частота вращения холостого, хода двигателя > 900 мин

Настроить частоту вращения холостого хода двигателя

Только для коробок передач с дополнительной функцией деблокировки передачи:

Тормозной механизм рабочей тормозной системы не задействован

Задействовать тормозной механизм рабочей тормозной системы;

Электронное управление неисправно

Выключить/включить зажигание

Т ранспортное средство не двигается с места

Уровень масла слишком низок

Проверить/откорректировать уровень масла

Коробка передач неисправна

Затребовать специалистов сервисной службы ZF

Температура масла слишком высока

Уровень масла слишком высок

Проверить/ откорректировать уровень масла

Тормоз-замедлитель включен

Выключить тормоз-замедлитель на рычаге

Внутренняя неполадка

Затребовать специалистов сервисной службы ZF

Тормоз-замедлитель не действует

Уровень масла слишком низок

Проверить/откорректировать уровень масла

Пропорциональный клапан тормоза-замедлителя или магнитный клапан не работают, нет сигнала CAN

Проверить сигнал CAN

7.4. РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА

Раздаточные коробки устанавливаются на полноприводные автомобили КАМАЗ, предназначенные для движения по дорогам общего пользования и по бездорожью.

Назначение раздаточной коробки - распределение в определённой пропорции потока мощности от двигателя между ведущими осями автомобиля.

При движении по скользким дорогам, для предотвращения буксования колес, в раздаточной коробке предусмотрена блокировка дифференциала приводов переднего и задних ведущих мостов.

Техническая характеристика раздаточной коробки

Таблица 7.8.

Модель РК

ZF «PASSAU» VG 2000/300

Тип

механическая, двухступенчатая, с межосевым дифференциалом, с тремя валами, основное направление вращения - по часовой стрелке (вид со стороны входного фланца).

Максимальный входной крутящий момент, Н-м

25000

Максимальная частота вращения входного вала, об/мин

2800

Подшипники

входной вал

конические роликоподшипники

промежуточный вал

подшипники с цилиндрическими роликами

вал отбора мощности и дифференциал

конические роликоподшипники, игольчатые подшипники

вал отбора мощности передней оси

подшипники с цилиндрическими роликами

вал отбора мощности передней оси

подшипники с четырехточечным контактом

Передаточные числа

высшей передачи

0,890

низшей передачи

1,536

Межцентровое расстояние между входным и выходным валами, мм

300

Межосевой дифференциал

планетарный с цилиндрическими сателлитами и распределением крутящего момента от передней оси к задней 1:2,696

Привод переключения передач

пневматический, трехпозиционный (либо двухпозиционный) с электрическим датчиком низшей (высшей) передачи

Привод блокировки дифференциала

пневматический с электрическим датчиком

Система смазки

разбрызгиванием либо принудительная, посредством встроенного насоса

Объем заливаемого масла, л

8,4

Максимально допустимая температура масла, °С

130

Вес (без масла), примерно, кг

355

Материал картеров

чугун

Ресурс до капитального ремонта. тыс. км

500

Отбор мощности:

- с заднего торца

- с верхнего люка

есть

нет

Возможность установки на промежуточном валу гидравлического насоса

есть

Рис. 7.48. Габаритные размеры раздаточной коробки.

L1 = 69 mm; L2 = 144 mm; L3 = 69 mm

7.4.1. Установка раздаточной коробки

Раздаточная коробка крепится к раме автомобиля (рис. 7.49). Для крепления картер раздаточной коробки с правой и левой стороны имеет кронштейны 10 и 11 с отверстиями под болты 29. Кронштейны 10 и 11 крепятся к картеру четырьмя болтами. Левое и правое крепления состоят из прикрепленных к раме кронштейна 9 и 7 подвески, на которых крепятся два комплекта деталей подвески. Комплект состоит из двух резиновых армированных подушек 17, распорной втулки 21, проставочного кольца, стянутых вместе болтом 29 и самоконтрящейся гайкой.

Момент затяжки гаек 23 при установке раздаточной коробки должен быть в пределах 245-275.

Рис. 7.49. Установка раздаточной коробки: 1 - штанга реактивная; 3 - кронштейн крепления штанги реактивной нижний; 7 - кронштейн подвески раздаточной коробки правый; 9 - кронштейн подвески раздаточной коробки левый; 10 - кронштейн крепления правый; 11 - кронштейн крепления левый; 17 - подушка крепления; 19 - шайба; 21 - втулка распорная; 23 - гайка; 29 - болт; 37 - коробка раздаточная.

7.4.2. Заводская табличка

Для идентификации типов и вариантов раздаточной коробки на передней и задней стороне корпуса коробки установлены заводские таблички. Для запроса или заказа запасных частей при необходимости важно указать номер агрегата и серийный номер (LNr.).

Рис. 7.50. Заводская табличка (№ агр. /серийный №/ код). Руководство по эксплуатации фирмы изготовителя приведено в приложении.

7.5. КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА

В зависимости от места установки карданного вала и передаваемого крутящего момента устанавливаются карданные валы определенной размерности.

Схема установки карданных валов производства ф. GWB (Германия), ф. TIRSAN KARDAN (Турция) и ОАО «Белкард» (Беларусь) (рис. 7.51).

Рис. 7.51. Схема установки карданных валов: 1 - коробка передач; 2 - вал карданный промежуточный с опорой; 3 - вал карданный промежуточный; 4 - вал карданный среднего моста; 5 - мост средний; 6 - вал карданный заднего моста; 7 - мост задний; 8 - мост передний; 9 - вал карданный переднего моста; 10 - мост передний второй; 11 - вал карданный переднего второго моста; 12 - коробка раздаточная