Назад

Особенности выполнения ремонтных работ

10.10. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ

Текущий ремонт автомобиля Камаз 6560 заключается в устранении возникающих неисправностей и повреждений, обнаруживаемых в процессе эксплуатации или технического обслуживания, путем ремонтных операций, связанных с частичной или полной разборкой агрегатов, сборочных единиц или их заменой, а также с заменой отдельных деталей (кроме базовых).

При выполнении операций ремонта необходимо руководствоваться следующими общими принципами.

Разбирать и собирать детали любой сборочной единицы или агрегата на специальном стенде или верстаке, пользуясь специальным инструментом и приспособлениями (таб. 10.7).

Рекомендуемый перечень специнструмента, применяемого при техническом обслуживании и текущем ремонте автомобилей КАМАЗ-6560

Таблица 10.7.

п/п

Обозначение

Наименование

Вес,(кг)

Двигатель

1

И801.01.000

Съемник зубчатых колес, противовесов коленчатого вала и зубчатого колеса распределительного вала

5.23

2

И801.00.001-01

Приспособление для установки поршня с поршневыми кольцами в цилиндр

1.0

3

И801.05.000-10

Съемник гильзы цилиндра

-

4

И801.06.000

Съемник пружин клапанов

-

5

И801.08.000

Приспособление для снятия и установки, поршневых колец

-

6

И801.14.000

Ключ для регулировки клапанов двигателя

-

7

И801.17.000

Съемник шатунных крышек

-

8

И801.18.000

Съемник крышек коренных опор коленчатого вала

-

9

И801.22.000-1

Спецпассатижи для снятия наружных пружинных стопорных колец

-

10

И801.23.000-1

Спецпассатижи для снятия внутренних пружинных стопорных колец

-

11

И801.49.000

Приспособление для проверки герметичности впускного тракта

-

Ведущие мосты (главная передача)

!

ПСНК 27313 00 000СБ

Приспособление для снятия наружного кольца подшипника 27313

-

2

ПСНК 7217 00 000СБ

Приспособление для снятия наружного кольца подшипника 7217

-

3

ПСНК 7516 00 000СБ

Приспособление для снятия наружного кольца подшипника 7516

-

4

ПСНК 7613 00 000СБ

Приспособление для снятия наружного кольца подшипника 7613

-

5

ПСНК 7615 00 000СБ

Приспособление для снятия наружного кольца подшипника 7615

-

6

СНК 00 000СБ

Съемник для наружных колец подшипников

-

7

КР 040 00 000СБ

Ключ регулировочный гайки подшипников дифференциала

-

8

ОЗВК 1042924 00 000СБ

Оправка для запрессовки внутреннего кольца подшипника 1042924

9

ОЗВК 27313 00 000СБ

Оправка для запрессовки внутреннего кольца подшипника 27313

10

ОЗВК 42206 00 000СБ

Оправка для запрессовки внутреннего кольца подшипника 42206

11

ОЗВК 7217 00 000СБ

Оправка для запрессовки внутреннего кольца подшипника 7217

12

ОЗВК 7216 00 000СБ

Оправка для запрессовки внутреннего кольца подшипника 7216

13

ОЗВК 7615 00 000СБ

Оправка для запрессовки наружного кольца подшипника 7615

14

ОЗНК 27313 00 000СБ

Оправка для запрессовки наружного кольца подшипника 27313

15

ОЗНК 42206 00 000СБ

Оправка для запрессовки наружного кольца подшипника 42206

16

ОЗНК 7217 00 000СБ

Оправка для запрессовки наружного кольца подшипника 7217

17

ОЗНК 7613 00 000СБ

Оправка для запрессовки наружного кольца подшипника 7613

18

ОЗНК 7615 00 000СБ

Оправка для запрессовки наружного кольца подшипника 7615

Ведущие мосты (колесно-ступичная группа «Мадара»)

1

МАД804.40.256СБ

Приспособление для снятия ступиц колес

2

МАД804.40.242

Оправка для выпрессовки наружного кольца подшипника 32221

3

МАД804.40.246СБ

Приспособление для запрессовки внутреннего кольца подшипника 32221

4

МАД804.40.273

Оправка для запрессовки наружного кольца подшипника 32221

5

МАД804.40.241

Оправка для запрессовки уплотнения Stefa

6

КС 010 00 000

Ключ специальный

Сборку всех сборочных единиц и агрегатов проводить в последовательности, обратной разборке. Поэтому при разборке располагать детали в определенном порядке, отмечая подсборки и т.д.

Детали, соединенные сваркой, клепкой или неподвижными посадками, разбирать только в тех случаях, когда это вызывается условиями ремонта. Вывинчивать шпильки только тогда, когда это необходимо по условиям разборки агрегата или сборочной единицы, при замене шпильки и детали.

Для проверки технического состояния все детали после разборки очистить от пыли, накипи, нагара, лаковых отложений, ржавчины, промыть и просушить. Не промывать детали из алюминиевых и цинковых сплавов в щелочных растворах.

Контроль деталей начинать с тщательного внешнего осмотра, для выявления дефектов на ответственных деталях пользоваться лупами или магнитным дефектоскопом. Детали, прошедшие проверку на магнитном дефектоскопе, должны быть размагничены.

При осмотре следует выбраковывать:

- детали, имеющие значительные задиры, отколы или выкрашивания, следы обгорания;

- детали с трещинами на рабочих поверхностях и в местах, испытывающих при работе большие нагрузки (например, на коленчатых валах и шатунах трещины недопустимы);

- крепежные детали, имеющие повреждения резьбы более двух ниток;

- болты и гайки с изношенными гранями, а также винты с забитыми или сорванными прорезями головок;

- шплинтовочную проволоку и стопорные шайбы с отгибающимися краями;

- резиновые детали, потерявшие эластичность;

- шланги с трещинами и расслоениями;

- трубопроводы с вмятинами, уменьшающими их сечение, или с трещинами на развальцованных концах;

- смятые латунные муфты;

- металлические панели и детали оперения, имеющие на поверхностях вмятины, трещины и пробоины;

- топливные баки, имеющие места вмятин, течи, нарушения слоя покрытий или окраски.

Перед сборкой необходимо подготовить все детали следующим образом:

- зачистить забоины и заусенцы на сопрягаемых поверхностях деталей;

- восстановить резьбу, поврежденную в допустимых пределах;

- заварить трещины или раковины в ненагруженных местах деталей (например, в стенках жидкостных рубашек и выпускных газопроводов);

- после сварки швы зачистить для придания надлежащего внешнего вида детали;

- плоскости разъема, у которых коробление незначительно превышает допустимое, исправить шабровкой;

- проверить на герметичность водяные и масляные полости деталей и сборочных единиц, а также топливопроводы высокого и низкого давления;

- удалить антикоррозийное покрытие, применяем ое при хранении деталей;

- детали и сборочные единицы ТНВД, топливоподкачивающего ручного насоса и форсунок тщательно промыть чистым летним дизельным топливом, прецизионные детали (плунжерные пары, нагнетательные клапаны и распылители) — бензином. После промывки обдуть детали сжатым воздухом.

Нельзя протирать детали топливной аппаратуры обтирочным материалом.

Перед сборкой уплотнительные прокладки, резьбы в отверстиях под пробки и резьбы в сквозных отверстиях смазать уплотнительной невысыхающей пастой, а войлочные манжеты пропитать смазкой.

Под готовностью к сборке понимается, что все сборочные единицы, подлежащие восстановлению, восстановлены или заменены новыми и находятся в готовности к сборке. Во время сборочных работ нужно осмотреть каждый механизм и убедиться в том, что ничего не было упущено при восстановлении.

Сборку необходимо осуществлять в условиях, гарантирующих чистоту деталей.

При затягивании соединений, уплотняемых резиновыми прокладками, не следует допускать больших усилий, иначе прокладки будут разрушены. Резьбовые соединения при сборке затягивать, обеспечив моменты, рекомендуемые в приложении.

При запрессовке подшипников качения инструмент должен упираться в запрессовываемое кольцо.

При установке сальников и манжет надо пользоваться оправками.

Требования безопасности

При постановке на ремонт автомобиля следует:

- затормозить его посредством стояночной тормозной системы, включить низшую передачу, выключить подачу топлива и подложить упоры (башмаки) под колеса;

- нельзя выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.);

- нельзя ремонтировать автомобиль при работающем двигателе, за исключением проверки работы двигателя и тормозных систем;

- при пуске двигателя надо соблюдать меры предосторожности: вначале убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, а впереди автомобиля никого нет; перед пуском двигателя дать предупредительный сигнал;

- при замене агрегатов снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, мосты, главные передачи мостов нужно при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), гарантирующими полную безопасность работ. Нельзя поднимать (вывешивать) автомобиль за пальцы буксирных вилок;

- не следует снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатом без специальных захватов;

- при снятии двигателя, коробки передач, мостов нужно предварительно слить масло в специальную посуду;

- при работе под поднятой кабиной автомобиля надо обязательно зафиксировать положение ограничителя предохранительной шпилькой. При опускании кабины убедиться в надежности закрывания запорного механизма и правильной установке предохранительного крюка в пазе опорной балки;

- при снятии и постановке рессор на автомобилях следует предварительно их разгрузить от массы автомобиля поднятием его за раму подъемным механизмом с последующей постановкой на козелки;

- нельзя приступать к демонтажу шин до полного выпуска воздуха из них;

- накачивать шины после сборки колеса нужно в специальном ограждении, которое Предохраняет от травмирования при случайном выскакивании замочного кольца из канавки обода. При накачке шин в дорожных условиях надо положить колесо замочным кольцом вниз;

- при приготовлении электролита, а также перед заливкой электролита в батареи нужно надеть защитные очки, резиновые перчатки, резиновые сапоги и фартук из кислотостойкого материала;

- для приготовления электролита следует применять стойкую к действию серной кислоты посуду (керамическую, пластмассовую, свинцовую);

- нельзя вливать воду в концентрированную серную кислоту;

- при случайном попадании брызг серной кислоты на кожу надо немедленно, до оказания медицинской помощи, снять кислоту чистой ветошью, промыть пораженные места струёй воды и затем нейтрализующим раствором десятипроцентного нашатырного спирта или кальцинированной соды;

- при осмотре аккумуляторных батарей во время обслуживания нельзя пользоваться открытым огнем (спичками, свечками и т.д.);

- во время зарядки не следует наклоняться к аккумуляторным батареям;

- при работе металлическими инструментами не нужно допускать коротких замыканий одновременным прикосновением к разнополярным выводам батарей.

ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ

ВНИМАНИЕ.

1) Ремонт двигателей фирмы “CUMMINS”, автоматических и механических коробок передач ф. “ZF” (Германия),гидромеханической передачи ГМП (ф. “VOITH”),мостов ф. “RABA” (Венгрия),передней оси мод. “RL-85А” (ф. “ZF”)необходимо проводить на специализированных предприятиях (имеющих сертификаты на выполнение их ремонта)в соответствии с требованиями Ремонтной документации на упомянутые агрегаты.

Текущий ремонт автобусного шассизаключается в устранении возникающих неисправностей и повреждений, обнаруживаемых в процессе эксплуатации шасси КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90 в составе автобуса, или при проведении технического обслуживания, путем ремонтных операций, связанных с частичной или полной разборкой агрегатов, сборочных единиц или их заменой, а также с заменой отдельных деталей (кроме базовых).

Базовой деталью агрегата является наиболее сложная и дорогая деталь (корпус, основание, блок двигателя, каркас и т.д.), к которой крепятся все другие детали.

Смазывание. Наименование масел, их заменители, количество и периодичность смазывания указаны в химмотологической карте смазывания узлов и агрегатов автобусного шасси (см. Приложения Л и Б).

Следует помнить, что применение заменителей существенно снижает долговечность сборочных единиц шасси (например, рулевого гидроусилителя в три-четыре раза) и допускается лишь как временная мера.

При переходе с одного рекомендуемого сорта масла на другой надо промыть коробку передач смесью из 50 % дизельного топлива и 50 % свежего, предназначенного для последующей заливки масла, прокручивая двигатель в течение пяти - десяти минут при нейтрали в коробке передач (или при положении «N» - в ГМП, АКП).

Крепежные работы. В перечне операций технического обслуживания предусмотрены крепежные работы, выполнение которых обязательно (см. таблицу 5).

Для контроля выполнения крепежных работ в таблицах (по тексту Руководства) и в Приложении Д приведены моменты затяжки резьбовых соединений при техническом обслуживании.

Перед разборкой силового агрегата (двигателя) или какой-либо находящейся на нем сборочной единицы надо провести проверку общего состояния агрегата (двигателя) с использованием диагностического оборудования и собрать как можно больше данных о нем. Это поможет определить причину неисправностей.

Для более быстрой и тщательной проверки агрегат (двигатель) перед осмотром нужно очистить от грязи и вымыть. Снимать, транспортировать и устанавливать агрегат (двигатель) следует при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями, гарантирующими полную безопасность работ.

При выполнении операций ремонта необходимо руководствоваться следующими общими принципами.

Разбирать и собирать детали любой сборочной единицы или агрегата на специальном стенде или верстаке, пользуясь специальным инструментом и приспособлениями, перечень которых приведен в Приложении Э.

Сборку всех сборочных единиц и агрегатов проводить в последовательности, обратной разборке. Поэтому при разборке располагать детали в определенном порядке, отмечая подсборки.

Детали, соединенные сваркой, клепкой или неподвижными посадками, разбирать только в тех случаях, когда это вызывается необходимостью ремонта. Вывинчивать шпильки только тогда, когда это необходимо по условиям разборки агрегата или сборочной единицы, при замене шпильки или детали. Перед затягиванием болтов крепления головок цилиндров (если их снимали) удалить масло или воду из резьбовых отверстий блока.

Не обезличивать пары деталей, которые устанавливаются на двигатель только комплектно: крышки коренных подшипников с блоком, шатуны с крышками шатунов, плунжерные пары ТНВД, поршень с цилиндром топливоподкачивающего насоса, ведомое и ведущее зубчатые колеса главной передачи заднего моста.

Прокладки осторожно отделять от плоскостей прилегания с помощью отвертки. Вы-прессовывать детали только с помощью инструментов, а при их отсутствии с помощью специальных выколоток или легкими ударами медного (деревянного) молотка.

Для проверки технического состояния все детали после разборки очистить от пыли, накипи, нагара, лаковых отложений, ржавчины, промыть и просушить. Не промывать детали из алюминиевых и цинковых сплавов в щелочных растворах.

Контроль деталей начинать с тщательного внешнего осмотра, для выявления дефектов на ответственных деталях пользоваться лупами или магнитным дефектоскопом. Детали,

прошедшие проверку на магнитном дефектоскопе, должны быть размагничены.

При осмотреследует выбраковывать:

- детали, имеющие значительные задиры, отколы или выкрашивания, следы обгорания;

- детали с трещинами на рабочих поверхностях и в местах, испытывающих при работе большие нагрузки (например, на коленчатых валах и шатунах трещины недопустимы);

- крепежные детали, имеющие повреждения резьбы более двух ниток;

- болты и гайки с изношенными гранями, а также винты с забитыми или сорванными прорезями головок;

- шплинтовочную проволоку и стопорные шайбы с отгибающимися краями;

- резиновые детали, потерявшие эластичность;

- шланги с трещинами и расслоениями;

- трубопроводы с вмятинами, уменьшающими их сечение, или с трещинами на развальцованных концах;

- смятые латунные муфты;

- металлические панели и детали оперения, имеющие на поверхностях вмятины, трещины и пробоины;

- топливные баки, имеющие места вмятин, течи, нарушения слоя покрытий или окраски.

Перед сборкой необходимо подготовить все детали следующим образом:

- зачистить забоины и заусенцы на сопрягаемых поверхностях деталей;

- восстановить резьбу, поврежденную в допустимых пределах;

- заварить трещины или раковины в ненагруженных местах деталей (например, в стенках жидкостных рубашек и выпускных газопроводов); после сварки швы зачистить для придания надлежащего внешнего вида детали;

- плоскости разъема, у которых коробление незначительно превышает допустимое значение, исправить шабровкой;

- проверить на герметичность жидкостные и масляные полости деталей и сборочных единиц, а также топливопроводы высокого и низкого давления;

- удалить антикоррозионное покрытие, применяемое при хранении деталей;

- детали и сборочные единицы ТНВД, топливоподкачивающего насоса и форсунок тщательно промыть чистым летним дизельным топливом, прецизионные детали (плунжерные пары, нагнетательные клапаны и распылители) - бензином. После промывки продуть сжатым воздухом. Нельзя протирать детали топливной аппаратуры обтирочным материалом.

Перед сборкой уплотнительные прокладки, резьбы в отверстиях под пробки и резьбы в сквозных отверстиях смазать уплотнительной невысыхающей пастой, а войлочные манжеты пропитать смазкой.

Под готовностью к сборке понимается, что все сборочные единицы, подлежащие восстановлению, восстановлены или заменены новыми и находятся в готовности к сборке. Во время сборочных работ нужно осмотреть каждый механизм и убедиться в том, что ничего не было упущено при восстановлении.

Сборку необходимо осуществлять в условиях, гарантирующих чистоту деталей. При затягивании соединений, уплотняемых резиновыми прокладками, не следует допускать больших усилий, иначе прокладки будут разрушены. Резьбовые соединения при сборке затягивать, обеспечив моменты, рекомендуемые таблицами по тексту и Приложением Д.

При запрессовке подшипников качения инструмент должен упираться в запрессовываемое кольцо. При установке сальников и манжет надо пользоваться оправками. После ремонта сборочных единиц и их замены на автобусе нужно произвести обкатку, чтобы убедиться в исправности всех механизмов и систем и правильности их взаимодействия.