Эксплуатация двигателя
УКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Перед эксплуатацией двигателя КамАЗнужно внимательно изучить «Руководство по эксплуатации» и в дальнейшем соблюдать изложенные в нем рекомендации.
1.Исправная работа двигателя и длительный срок его службы находятся в прямой зависимости от культуры эксплуатации, поэтому необходимо внимательно относиться к проведению всех регламентных работ, предусмотренных настоящим Руководством.
2.Для обеспечения безупречной работы двигателя следует применять запасные части только заводского изготовления. Установку различного оборудования и механизмов на двигатель следует согласовать с разработчиком и держателем конструкторской документации. В противном случае двигатель не подлежит гарантийному обслуживанию.
3.Следует помнить, что для начального периода эксплуатации нового двигателя установлен пробег 1000 км.
4. При эксплуатации двигателя необходимо применять топливо, смазочные и эксплуатационные материалы в соответствии с настоящим руководством (см. приложения 6-7).
5.При загорании сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе двигателя, необходимо остановить двигатель, найти и устранить неисправность.
6.Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока под болты крепления головок цилиндров необходимо предохранять резьбовые отверстия от попадания жидкости или загрязнений при разборке двигателя и, особенно перед установкой головок цилиндров.
7.Необходимо следить за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя: при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости надо остановить двигатель, найти и устранить неисправность.
8.При появлении неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, допускается кратковременное использование воды в системе охлаждения до устранения неисправностей.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
1.Все неисправности, обнаруженные при осмотре двигателя, должны быть устранены.
2.Не разрешается прогревать двигатель в закрытых помещениях с вентиляцией не обеспечивающей безопасную работу.
3.Следует помнить, что охлаждающая жидкость, применяемая в системе охлаждения двигателя, ядовита, обращаться с ней надо осторожно во избежание отравления при попадании внутрь организма. Пары охлаждающей жидкости взрывоопасны.
4.Двигатель необходимо содержать в чистоте и исправности, так как замасливание двигателя и течь топлива могут явиться причиной возникновения пожара.
5.Нельзя производить смазку и очистку работающего двигателя.
6.В случае возгорания двигателя, для тушения пламени следует использовать огнетушитель, засыпать землей, песком, накрыть его войлоком или брезентом.
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАЛИВАТЬ ГОРЯЩЕЕ ТОПЛИВО ВОДОЙ !
МАРКИРОВАНИЕ И ПЛОМБИРОВАНИЕ
Каждый двигатель должен иметь маркировку, которая наносится на блоке цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя.
Маркировка выполняется на табличке, которая прикрепляется к блоку цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя и содержит следующие данные:
-товарный знак предприятия-изготовителя;
-условное обозначение модели двигателя, состоящее из 10 знаков;
-порядковый номер двигателя, состоящий из 6 знаков;
-дата (месяц и год) выпуска, состоящая из 4 знаков.
На заводской табличке двигателей имеющих сертификат соответствия отечественным стандартам наносится - «Знак соответствия» по ГОСТ Р 50460-92.
Двигатели, имеющие международный знак официального утверждения, имеют маркировку международного знака официального утверждения в соответствии с Правилами ЕЭК ООН, состоящую из:
-круга, в котором проставлена буква "Е" и цифры "22";
-номера Правил ЕЭК ООН и номера официального утверждения (сертификата), расположенных справа от круга.
Порядковый номер двигателя и дата изготовления наносятся ударным способом. Условное обозначение модели двигателя может наноситься ударным или фотохимическим способом.
Модель топливного насоса высокого давления и дата выпуска выбиты на табличке, прикрепленной к корпусу насоса с левой стороны.
Порядковый номер ТНВД выбит на заднем торце корпуса ТНВД с правой стороны.
На топливном насосе высокого давления в сборе с регулятором частоты вращения устанавливаются шесть пломб завода-изготовителя:
-на обе крышки секций ТНВД;
-на пробку винта регулировки мощности;
-на болт ограничения максимальной частоты вращения;
-на болт регулировки пусковой подачи и болт крепления крышки;
-на болт ограничения хода рычага останова и болт крепления крышки.
Снятие пломб категорически запрещается.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Подготовка к эксплуатации
Перед началом эксплуатации двигателя необходимо выполнить следующее:
-проверить наличие комплектующих изделий и принадлежностей, соответствие номера двигателя номеру, указанному в прилагаемых к двигателю (автомобилю) товаросопроводительных документах;
-установить на место изделия и принадлежности, поставляемые с двигателем;
-проверить и, при необходимости, отрегулировать натяжение ремней привода вентилятора, генератора и водяного насоса;
-проверить уровень и при необходимости, долить охлаждающую жидкость, топливо в баки, масло в картер двигателя;
-после заправки топливного бака заполнить топливом систему питания двигателя. Для этого освободить рукоятку топливопрокачивающего насоса и перемещать ее вверх-вниз в течение 2-3 мин. Затем зафиксировать рукоятку.
Для обеспечения длительной и надежной работы двигателя следует:
-проверить систему, обеспечивающую очистку воздуха, поступающего в двигатель, устранить малейшие подсосы воздуха через неплотности в системе на участке между воздухоочистителем и двигателем;
-проводить своевременную смену моторного масла и фильтрующих элементов фильтра очистки масла;
-применять моторные масла, указанные в настоящем руководстве;
-после замены масла в смазочной системе двигателя или после продолжительного (более 7 дней) простоя перед пуском двигателя обеспечьте подачу масла к трущимся парам прокруткой коленчатого вала двигателя стартером без подачи топлива в цилиндры в следующем порядке:
-рукоятку останова переместите в верхнее положение;
-включите стартер и проверните коленчатый вал до начала отклонения стрелки на указателе давления масла до тех пор. пока не погаснет лампочка сигнализатора аварийного падения давления масла. Помните, что время непрерывной работы стартера ограничено 15 с.
-пустите двигатель и проверьте его работу на режиме холостого хода:
-проверьте герметичность и. при необходимости, устраните неисправности в системах - охлаждения, смазочной, а также питания двигателя топливом и воздухом.
Пуск, работа и останов двигателя
Порядок запуска двигателя зависит от его теплового состояния и температуры окружающего воздуха.
Пуск двигателя нужно выполнять в следующей последовательности:
-прокачать систему питания топливом с помощью гопливопрокачивающего насоса до открытия перепускного клапана ТНВД;
-убедиться, что рычаг переключения коробки передач находится в нейтральном положении, а рукоятка останова двигателя в нижнем положении;
-кратковременно нажать на кнопку выключателя массы, включить аккумуляторные батареи;
-нажать на педаль подачи топлива, переместив ее до упора, и отпустить до среднего положения;
-включить стартер поворотом ключа выключателя приборов и стартера во второе нефиксированное положение;
-после начала работы двигателя немедленно отпустить ключ выключателя приборов и стартера, который повернется в положение 1 (указатель на замке зажигания).
После пуска прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости не менее 40°С при частоте вращения коленчатого вала 1200-1600 мин-1. После этого можно начинать работу под нагрузкой.
При пуске прогретого двигателя выполнение требования абзацев 1 и 4 необязательно.
В случае неудачной попытки пуск двигателя повторить с выдержкой между включениями 1-2 мин. При неудавшемся пуске после трех попыток определить и устранить причину неисправности.
Пуск двигателя с применением ЭФУ.
Пуск двигателя с применением ЭФУ выполнять в следующей последовательности:
-прокачать систему питания топливом с помощью топливопрокачивающего насоса до открытия перепускного клапана ТНВД;
-убедиться, что рычаг переключения коробки передач находится в нейтральном положении, а рукоятка останова двигателя в нижнем положении;
-кратковременно нажать на кнопку выключателя массы и включить аккумуляторные батареи;
-нажать на кнопку включения ЭФУ и удерживать ее в течение всего времени пуска;
-после загорания сигнализатора нажать до упора на педаль подачи топлива;
-не отпуская кнопки включателя ЭФУ, включить стартер, повернув ключ во второе нефиксированное положение;
-удерживать кнопку включателя ЭФУ до начала устойчивой работы двигателя, но не более 60 с от момента включения стартера.
Необходимо учитывать, что ресурс штифтовых свечей ЭФУ значительно зависит от времени включенного состояния, которое не должно превышать двух минут с момента включения стартера.
Внимание!
Нельзя допускать работу не прогретого двигателя с частотой вращения коленчатого вала более 1600 мин-1.
Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с. Повторно пускать двигатель стартером можно только после перерыва 1-2 мин. Если при пуске двигателя в условиях отрицательных температур регулярные вспышки в цилиндрах двигателя появляются на первой или второй попытках, то допускается исключить перерывы между попытками при условии, что суммарное время включенного состояния стартера не превышает 45 с.
Еслипосле трех попыток двигатель не начнет работать, найти и устранить неисправность.
При пуске двигателя нельзя пользоваться открытым пламенем факела и паяльной лампыдля прогрева всасываемого воздуха.
Рекомендуемые режимы работы двигатели
В период эксплуатации необходимо соблюдать следующие рекомендации:
-во избежание подсоса масла через ТКР, не рекомендуется длительная (более 10 мин.) работа двигателя на режиме холостого хода, поскольку это приводит к закоксовыванию поршневых колец, загрязнению проточной части компрессора и нагарообразованию на проточной части турбины:
-перед остановкой двигателя после его работы под нагрузкой, необходимо поработать на режиме холостого хода в течение не менее трех минут во избежание перегрева подшипника ТКР и закоксовывания ротора, резкая остановка двигателя после работы под нагрузкой запрещается;
-не рекомендуется длительная работа двигателя (более 10 мин) при температуре охлаждающей жидкости ниже 60°С, так как в этих условиях несгоревшее топливо смывает масло со стенок гильз цилиндров и разжижает масло в картере двигателя;
-следите за давлением масла и температурой охлаждающей жидкости, данные для их контроля приведены в технической характеристике двигателя, если давление масла или температура охлаждающей жидкости выходят за пределы, у казанные в технической характеристике, остановите двигатель;
-не допускайте перегрева охлаждающей жидкости выше 100°С;
-работа двигателя в диапазоне, превышающем максимальную частоту вращения холостого хода, может привести к повреждению двигателя;
-в процессе эксплуатации двигателя обращайте особое внимание на отклонения в работе двигателя (необычные шумы, вибрации, перебои в работе, снижение мощности, дымление, утечки топлива. масла и охлаждающей жидкости). Следите за показаниями приборов.
Обкатка двигателя
Обкатка нового двигателя вместе с автомобилем в начальный период эксплуатации в течение 1000 км пробега является обязательной.
Обкатка необходима для обеспечения приработки трущихся поверхностей деталей и поэтому в этот период не следует нагружать двигатель на полную мощность. Нагрузку необходимо увеличивать постепенно так, чтобы к концу обкаточного периода она не превышала 75% эксплуатационной мощности.
После подготовки нового двигателя запустите его и прогрейте. Убедившись в исправной работе двигателя, приступайте к обкатке.
Рекомендации по выбору режимов обкатки изложены в инструкции по эксплу атации автомобиля.
Во время работы следите за состоянием двигателя по показаниям контрольных приборов.
Ежедневное техническое обслуживание выполнять раз в сутки.
После 1000 км пробега:
-очистите двигатель и воздухозаборник от пыли;
-проверьте уровень и при необходимости долейте охлаждающую жидкость:
-слейте отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива.
Проверьте и при необходимости отрегулируйте:
-зазоры между клапанами и коромыслами механизма газораспределения;
-натяжение приводных ремней.
После запуска двигателя проверьте его работу по контрольным приборам.
Проверьте герметичность воздухопроводов и при необходимости устраните подсосы и утечки воздуха.
Останов двигателя
Перед остановом дайте поработать двигателю не менее 3 минут на режиме холостого хода.
Чтобы остановить двигатель, необходимо переместить рукоятку останова в верхнее положение или воспользоваться системой вспомогательного тормоза.