Возможные неисправности и способы их устранения
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Таблица 3
Причинанеисправности | Способустранении |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Двигатель непускается | |
Отсутствие топлива в баке | Заполнить топливный бак, прокачать систему питаниятопливом. |
Наличие воздуха в системе питаниятопливом | Устранить негерметичность, прокачатьсистему. |
Нарушение регулировки угла опережения впрыскиваниятоплива | Отрегулировать угол. |
Замерзание воды, попавшей в топливные трубки или насетку заборника топливного бака | Осторожно прогреть топливные фильтры, трубки и бакветошью, смоченной горячей водой или паром, нельзя пользоваться открытымпламенем для подогрева |
Двигатель неразвивает необходимой мощности, работает неустойчиво, дым при егоработе | |
Засорение воздухоочистителя или колпакавоздухозаборника | Провести техническое обслуживание воздухоочистителяили очистить сетку колпака |
Недостаточная подача топлива | Заменить элементы фильтра тонкой очистки топлива,промыть фильтр грубой очистки, подтянуть соединения в топливныхтрубках. |
Нарушение регулировки угла опережения впрыскиваниятоплива | Отрегулировать угол. |
Засорение форсунки (закоксовка отверстий распылителя,зависание иглы) или нарушение ее регулировки. | Промыть форсунку, в случае необходимости заменитьраспылитель, проверить и при необходимости отрегулировать. |
Нарушение регулировки привода рычага управлениярегулятором (рычаг управления не доходит до болта ограничения максимальнойчастоты вращения коленчатого вала). | Проверить и отрегулировать приводрегулятора. |
Поломка пружины толкателя ТНВД. | Заменить пружину и отрегулировать насос настенде. |
Попадание грязи между седлом и клапаномтопливоподкачивающего насоса или поломка пружины. | Промыть клапан или заменить пружину, проверить работунасоса на стенде. |
Нарушение герметичности нагнетательных клапанов ТНВДили поломка пружины. | Устранить негерметичность клапана в мастерской илизаменить пружину. |
Заклинивание плунжера секции ТНВД. | Заменить плунжерную пару и отрегулироватьнасос. |
Нарушение регулировки тепловых зазоров в механизмегазораспределения. | Отрегулировать зазоры. |
Разгерметизация полости мембраны или повреждениемембраны корректора по давлению наддувочного воздуха. | Восстановить герметичность полости мембраны илизаменить поврежденную мембрану. |
Прекращение подачи масла в корректор по давлениюнаддувочного воздуха. | Восстановить подачу масла вкорректор. |
Ослабление крепления или поломка трубки высокогодавления. | Подтянуть гайку крепления или заменитьтрубку. |
Плохая компрессия из-за неисправностей поршневойгруппы или неплотного прилегания клапанов газораспределения кседлам. | Проверить состояние поршней и поршневых колец,притереть клапаны. |
Загустевание топлива (в холодный периодвремени). | Заменить элементы фильтра тонкой очистки топлива,заменить топливо на соответствующее сезону, прокачать систему питаниятопливом. |
Низкое давление нагнетаемого воздуха: -утечка воздуха через соединения впускногоколлектора с головками цилиндров, патрубками, турбокомпрессорами икомпрессором; -прорыв газов в соединениях выпускногоколлектора и корпуса турбины; -заедание ротора турбокомпрессора; -загрязнение выпускного тракта, проточныхчастей компрессора и турбины. | Подтянуть соединения, при необходимости заменитьпрокладки и соединительные шланги. Подтянуть соединения, при необходимости заменитьпрокладки. Заменить турбокомпрессор. Очистить трубопроводы, снять турбокомпрессор иудалить отложения с проточных частей. |
Постороннийшум в турбокомпрессоре | |
Задевание ротора о корпусные детали | Подтянуть болты крепления корпусов турбины икомпрессора. Проверить отсутствие задеваний ротора при его крайнихположениях. При задеваниях ротора заменить турбокомпрессор. Если шум неисчез, турбокомпрессор снимите для техническогообслуживания. |
Высокочастотный шум (свист) | |
Нарушена герметичность впускного и выпускного трактовдвигателя | Подтянуть болты и гайки крепления деталей системы,при необходимости заменить прокладки. |
Повышенныйрасход масла | |
Длительная работа двигателя на оборотах холостогохода. | Без необходимости не работать на оборотах холостогохода двигателя. |
Утечка масла через соединения в смазочной системетурбокомпрессора. | Подтянуть соединения, при необходимости заменитьпрокладки и резиновые рукава. |
Износ сопряжения клапан-втулка в головке цилиндров,старение резиновой манжеты клапана. | Проверить и заменить изношенныедетали. |
Засорение воздухоочистителя или колпакавоздухозаборника. | Провести обслуживание воздухоочистителя и очиститьсетку колпака. |
Понижениедавления масла в смазочной системе | |
Низкий уровень масла в масляном картере. | Проверить и при необходимости долить масло до отметки"В". |
Неисправность приборов контроля давления | Убедиться в исправности приборов. |
Применение масла не соответствующейвязкости | Заменить масло на соответствующее химмотологическойкарте. |
Загрязнение фильтрующих элементов масляногофильтра | Заменить фильтрующие элементы. |
Нарушение регулировки или заедание предохранительногоклапана или клапана смазочной системы | Проверить клапаны и устранить заедание, принеобходимости отрегулировать или заменить неисправныедетали. |
Засорение заборника масляного насоса | Промыть заборник. |
Попадание охлаждающей жидкости в масло | Проверить герметичность водяной полости, уплотнениегильз цилиндров, герметичность водомасляного теплообменника, неисправныедетали заменить. |
Утечки масла в местах соединений и масляныхмагистралях смазочной системы | Проверить состояние технологических заглушек, пробок,затяжку крепежных деталей в местах соединений, состояние уплотни тельныхколец и прокладок. |
Нарушение работоспособности масляногонасоса | Снять насос и на специальном стенде проверитьработоспособность. |
Недопустимое возрастание зазора в подшипникахколенвала и распредвала | Произвести ремонт двигателя. |
Загораниесигнализатора аварийной температуры масла | |
Неисправность датчика аварийной температурымасла | Убедиться в исправности датчика, при необходимостизаменить. |
Заедание термоклапана включения теплообменника,неисправность термосилового датчика | Проверить работу термоклапана включениятеплообменника, при необходимости устранить заедания или заменитьдатчик. |
Засорение трубок или загрязнение охлаждающихпластин | Проверить водомасляный теплообменник на предметзасорения трубок и загрязнения охлаждающих пластин, при необходимостипромыть или заменить теплообменник. |
Повышениедавления масла в смазочной системе | |
Высокая вязкость масла. | Заменить масло на соответствующее химмотологическойкарте. |
Нарушение герметичности линии управляющего сигналасоединяющей главную масляную магистраль с насосом или еезасорение | Проверить трубу подвода масла к насосу, затяжкуболтов крепления, наличие отверстия в крышке. |
Заедание или нарушение регулировки клапана смазочнойсистемы. | Проверить клапан и устранить заедание, принеобходимости заменить неисправные детали. |
Стук приработе двигателя | |
Раннее впрыскивание топлива в цилиндры. | Отрегулировать угол опережения впрыскиваниятоплива. |
Повышенные тепловые зазоры в механизмегазораспределения | Отрегулировать зазоры. |
Подклинивание клапанов механизма газораспределения вовтулках (поршень касается клапана) | Разобрать и промыть клапанный механизм. Принеобходимости заменить клапан. |
Повышенная цикловая подача топлива (вышел иззацепления фиксатор рейки) | Заменить рейку ТНВД |
Стукколенчатого вала глухого тона. Частота увеличивается с повышением частотывращения коленчатого вала | |
Недопустимое увеличение зазора между шейками ивкладышами коренных подшипников в результате применения масла, несоответствующего указанному в данном руководстве, или снижения давления иподачи масла. | Прошлифовать шейки на величину ремонтного размера изаменить вкладыши, заменить масло и проверить работу масляногонасоса. |
Недопустимое увеличение зазора между упорнымиполукольцами и коленчатым валом. | Заменить упорные полукольца новыми большейтолщины. |
Ослабление затяжки болтов крепления маховика кколенвалу. | Установить причину и затянуть болты. |
Стук шатунных подшипниковболее резкий, чем стук коренных подшипников. Прослушивается при работедвигателя на холостом ходу и усиливается с повышением частоты вращенияколенвала | |
Недопустимое увеличение зазора между шейками ивкладышами шатунных подшипников в результате применения масла, несоответствующего указанному в данном руководстве, или снижения давления иподачи масла. | Прошлифовать шейки на величину ремонтного размера изаменить вкладыши, сменить масло и проверить работу масляногонасоса. |
Стук поршней приглушенный,вызывается биением поршней о цилиндры. Прослушивается при малой частотевращения коленчатого вала и под нагрузкой | |
Недопустимое увеличение зазора между поршнями ицилиндрами. | Заменить поршни и при необходимости гильзыцилиндров. |
Сильный износ торцов поршневых колец исоответствующих канавок на поршне. | Заменить поршневые кольца и, если требуется,поршни. |
Стук поршневыхпальцев, двойной, металлический, резкий вызывается большим зазором.Лучше слышен нахолостом ходу двигателя | |
Недопустимое увеличение зазора между пальцем ивтулкой верхней головки шатуна. | Заменить палец и при необходимостишатун. |
Повышеннаятемпература жидкости в системе охлаждения* | |
Слабое натяжение или обрыв ремней привода водяногонасоса. | Натянуть или заменить ремни. |
Неисправность термостатов | Заменить термостаты. |
Загрязнение сердцевины радиатора. | Очистить от грязи сердцевинурадиатора. |
Повышенныйрасход охлаждающей жидкости | |
Повреждение радиатора | Устранить повреждение или заменитьрадиатор |
Течь жидкости через торцовое уплотнение водяногонасоса. | Заменить торцовое уплотнение. |
Попадание охлаждающей жидкости в смазочную систему порезиновым уплотнительным кольцам гильз цилиндров или через резиновыепрокладки головок цилиндров. | Заменить уплотнительные кольца гильз цилиндров илирезиновые прокладки. |
* Прежде чем искать причину неисправности в смазочнойсистеме и системе охлаждения, нужно убедиться в исправности указателейдавления масла и температуры. | |
ЭЛЕКТРОФАКЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (ЭФУ) | |
Неисправнасвеча ЭФУ, горит плавкая вставка 30А | |
Замыкание спирали термореле илиэлектропроводов | Если свечи исправны, отсоединить от термореле провод,соединяющий его с кнопкой включения ЭФУ. Отсутствие замыкания приповторном включении ЭФУ указывает на замыкание спирали термореле. В этомслучае следует заменить термореле. Если спираль термореле цела(определяется на ощупь) и при отсоединенных от свечей проводах происходитзамыкание, то это указывает на замыкание электропроводов. Устранитьзамыкание. |
Замыкание свечи на массу | Отсоединить провод от вывода левой свечи, исключивконтакт наконечника с массой, и вновь включите ЭФУ. При замыканииотсоединить провод от вывода правой свечи. Отсутствие замыкания указываетна замыкание правой свечи. Заменить отказавшую свечу. После устранениязамыкания рекомендуется проверить состояние изоляции электропроводов,работоспособность термореле и реле включения ЭФУ, а если замыканиепроизошло при пуске двигателя - работоспособность шунтирующегореле |
Не работаетЭФУ, напряжение не поступает на ЭФУ | |
Перегорание спирали термореле | Включить ЭФУ и проверить напряжение на выводахтермореле. Отсутствие напряжения на выводе со стороны штекерногосоединения при наличии напряжения на другом выводе свидетельствует оперегорании спирали. Заменить термореле. |
Перегорание свечей или отсутствие контакта вцепи | Включить ЭФУ и проверить, есть ли напряжение навыводах каждого изделия ЭФУ, начиная с факельных свечей. Наличиенапряжения на выводе правой свечи свидетельствует о перегорании свечей.Заменить свечи или восстановить контакт. |
Перегорание одной из свечей | Включить ЭФУ на 10-15 с, затем заменить холоднуюсвечу. |
Нет факеласвечи | |
Отсутствие поступления топлива к свече | Ослабить топливоподводящий штуцер на свече. ВключитьЭФУ и после загорания сигнализатора (открытие электромагнитного клапана)провернуть с помощью стартера коленчатый вал. Если топливо при открытомклапане не просачивается через неплотно завернутое резьбовое соединениештуцера, устранить неисправность в системе питаниятопливом. |
Непрохождение топлива через свечу | Вывернуть свечу из коллектора. Промыть и продутьсжатым воздухом жиклер, топливный фильтр и топливоподводящие полости.Проверить наличие пламени факела, для чего: -подсоединить к свече топливную трубку иэлектропровода; -обеспечить надежное соединение корпуса свечи смассой и убедиться, что вывод изолирован от массы; - включить ЭФУ и с помощью стартера провернутьколенчатый вал. При отсутствии пламени заменить неисправнуюсвечу. |
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ Генератор | |
Контрольнаялампа цепи заряда горит при номинальной частоте вращения коленчатого валадвигателя | |
Ослабление натяжения приводных ремнейгенератора | Отрегулировать натяжение ремней |
Загрязнение контактных колец | Протереть кольца хлопчатобумажной салфеткой,смоченной чистым бензином. Если загрязнение не устраняется, зачиститьстеклянной шкуркой и вторично протереть салфеткой |
Износ или зависание щеток вщеткодержателях | Проверить высоту щеток, свободное перемещение их вканалах щеткодержателя и усилие пружин; если требуется, заменитьщеткодержатель или щетки |
Пробой выпрямительного блока | Заменить блок |
Короткое замыкание обмотки статора | Заменить статор в сборе |
Нарушение в цепи возбуждения | Проверить исправность цепивозбуждения |
Износ деталей подшипников или ихразрушение | Заменить генератор |
Деформация вентилятора генератора | Выправить погнутые места |
Перегревподшипников | |
Чрезмерное натяжение ремней | Отрегулировать натяжение ремней |
Чрезмерно быстрый износ щетокгенератора | |
Загрязнение контактных колец | Протереть кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. При необходимости зачиститьстеклянной шкуркой и вторично протеретьсалфеткой |
| |
Радиальное биение контактных колец | Проверить радиальное биение колец. Если требуется,проточить контактные кольца |
Чрезмернобольшая сила зарядного тока | |
Короткое замыкание в щеточном узле генератора или вцепи между генератором и регулятором | Устранить замыкание |
Неисправность регулятора напряжения | Заменить регулятор |
Неисправность реле отключения обмотки возбуждениягенератора | Заменить реле |
Повышенныйуровень шума при работе генератора | |
Ослабление крепления шкива | Затянуть гайку |
Отсутствие контакта между щетками иколлектором | Протереть коллектор чистой тряпкой, смоченной вбензине, или зачистить его. Очистить щетки или заменить их новыми.Проверить состояние щеточных пружин и в случае их неисправности заменить.Проверить, нет ли заедания щеток в щеткодержателях |
Стартер | |
Стартер неработает | |
Короткое замыкание или обрыв втягивающей обмоткитягового реле | Заменить реле |
Обрыв или отсутствие контакта в цепиэлектроснабжения | Найти место повреждения и восстановитьконтакт |
Зависание щеток | Снять щеткодержатель, вынуть щетки и удалить налетщеточной пыли |
Отказ реле стартера (738.3747-20) | Заменить реле |
Обрыв цепи внутри стартера | Проверить и устранить дефекты стартера или заменитьстартер |
Коленчатый валдвигателя не проворачивается стартером (тяговое релесрабатывает) | |
Разрядка аккумуляторных батарей | Зарядить батареи |
Нарушение зарядной цепи АБ | Устранить неисправность |
Неисправность регулятора напряжения | Заменить регулятор |
Замасливание или загрязнение щеточно-коллекторногоузла | Очистить коллектор и щетки от масла, грязи,медно-графитовой пыли |
Плохой контакт корпуса стартера с массой силовойустановки | Обеспечить надежность соединения |
Применение масла, не соответствующегосезону | Заменить масдо |
После пускадвигателя якорь продолжает вращаться | |
Неисправность тягового реле | Заменить реле |
Приваривание контактов реле стартера(738.3747-20) | Заменить реле |
При включениистартера тяговое реле не срабатывает (нет характерногощелчка) | |
Разрядка аккумуляторной батареи | Зарядить батарею |
Обрыв втягивающей обмотки тягового реле | Заменить реле |
Неисправность выключателя приборов истартера | Заменить выключатель |
Обрыв или короткое замыкание обмотки реле стартера(738.3747-20) | Заменить реле |
Якорь стартеравращается, но не проворачивает коленчатый вал | |
Поломка зубьев венца маховика или зубчатогоколеса | Заменить венец маховика или зубчатое колесопривода |
Нарушение регулировки стартера | Отрегулировать стартер |
Неисправность привода | Заменить привод |
При включениистартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары зубчатогоколеса привода о венец маховика | |
Ненадежный контакт цепи тягового релестартера | Проверить контактные соединения и устранитьнеисправность |
Неисправность удерживающей обмотки тяговогореле | Заменить тяговое реле |
Неисправность обмотки или контактного соединения релестартера (738.3747-20). | Заменить реле |
При включениистартера слышен шум (скрежет) зубчатого колеса привода | |
Установка стартера с перекосом | Установить правильно стартер |
Неправильная регулировка момента замыкания контактовтягового реле | Отрегулировать зазор между зубчатым колесом и упорнойшайбой в момент включения стартера |
Зубчатоеколесо привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика принормальной работе реле | |
Наличие заусенцев на торцах зубьев маховика илизубчатого колеса привода | Опилить и зачистить заусенцы на зубьях венца маховикаили зубчатого колеса привода |
Износ торцов зубьев венца маховика или зубчатогоколеса привода | Заменить венец маховика или зубчатое колесопривода |