4.1 Двигатель
4.1. Двигатель
На автомобилях установлены двигатели ЯМЗ или MAN. Описание устройства двигателя, атакже указания по эксплуатации и уходу за ним приведены в прилагаемой к автомобилю инструкции по эксплуатации Ярославского моторного завода и фирмы MAN.
Воздушный фильтр ЯМЗ
На автомобилях установлен воздушный фильтр сухого типа, двухступенчатый, с бункером для сбора пыли и сменным картонным фильтрующим элементом. Для контроля засоренности фильтрующего элемента воздушного фильтра имеется датчик сигнализатора засоренности, установленный в патрубке и соединенный с сигнальной лампой на щитке приборов.
Уход за воздушным фильтром. Заключается в проверке состояния креплений резиновых уплотнителей воздухопроводов впускного тракта и патрубков; при необходимости производить подтяжку их соединений. При загорании сигнальной лампы датчика сигнализатора засоренности промыть корпус с бункером и очистить картонный фильтрующий элемент.
Корпус с бункером промыть в горячей воде, продуть сжатым воздухом и хорошо просушить.
Очистку картонного фильтрующего элемента производить продувкой сжатым воздухом, а при сильной загрязненности - промойте в растворе моющих средств OП - 7 или ОП - 10 ГОСТ 8433 - 81 (20...25 г на один литр теплой воды) в течение 10-15 мин. или в растворе такой же концентрации стиральных порошков бытового назначения.
После промывки картонный фильтрующий элемент прополоскать в чистой воде и просушить. После пятиразовой очистки и промывки картонный фильтрующий элемент заменить новым.
При эксплуатации в условиях повышенной запыленности и при резких изменениях влажности и температуры воздуха сроки обслуживания картонного фильтрующего элемента нужно определить исходя из опыта работы в данных условиях.
После каждого обслуживания и при установке нового картонного фильтрующего элемента визуально проверить отсутствие механических повреждений путем подсвечивания лампой элемента изнутри, проверьте наличие и состояние прокладок, шайбы и уплотнительного кольца под шайбой. Стрелка на бункере и прорезь на крышке бункера (для двигателя ЯМЗ - 238ДЕ2 и 7511) должна быть направлена в сторону входного патрубка корпуса фильтра.
Проверку герметичности всасывающего тракта двигателя проводить перед обкаткой, после внеочередных разборок всасывающего тракта и при каждом ТО - 2.
Описание системы питания двигателя MAN воздухом см. в инструкции фирмы MAN.
Система питания двигателя
Для защиты топливной системы дизельного двигателя MAN (подкачивающий насос, ТНВД, форсунки, клапаны и поршни), улучшения процессов сгорания и экономии топлива во всасывающую часть трубопровода установлен фильтр-водоотделитель (сепаратор) "Separ", имеющий три степени очистки.
В процессе эксплуатации сепаратора необходимо ежедневно визуально проверять отстойник и при необходимости сливать отстой.
Для замены фильтрующего элемента открыть крышку и вытянуть элемент постоянно его поворачивая. Замену фильтрующего элемента или промывку в керосине производить при потере мощности двигателя.
Система охлаждения двигателя ЯМЗ
Уход за системой охлаждения. Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо выполнять следующие требования:
-заполнять систему охлаждения специальной всесезонной жидкостью;
-следить за температурой охлаждающей жидкости, которая должна быть под нагрузкой в пределах 75 - 90°С; 75 - 95°С при применении загущенных масел вязкости не ниже М53 (4Д(М) (SAE10W40).
Допускается кратковременное (до 10 мин.) превышение температуры до 95°С; 100°С при применении загущенных масел вязкости не ниже М53 (14Д(М) (SAE10W40);
-регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости через горловину заливной трубы и при необходимости доливать. Замер производить только при холодном двигателе. Минимальный уровень охлаждающей жидкости контролируется датчиком предельного уровня. В период эксплуатации рекомендуется поддержание уровня в пределах видимости жидкости в трубе заливной горловины;
-в летнее время года следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистку можно производить струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора;
-следить за исправностью всех соединений, не допуская утечки охлаждающей жидкости;
-следить за резьбовыми соединениями.
Слив охлаждающей жидкости из системы охлаждения
-установить автомобиль на горизонтальной площадке;
-поднять кабину;
-снять пробку на торце расширительного бачка;
-установить кран отопителя кабины в рабочее положение;
-открыть кран слива охлаждающей жидкости на патрубке водяного насоса;
-открыть кран слива охлаждающей жидкости на водомасляном теплообменнике двигателя;
-открыть краник на заглушке правого водяного канала двигателя;
-открыть пробку на нижнем бачке радиатора;
-при наличии подогревателя слить жидкость из соединительных трубопроводов системы подогрева.
Система промежуточного охлаждения надувочного воздуха
Система включает в себя охладитель надувочного воздуха, соединенный с двигателем трубопроводами и эластичными шлангами.
Охладитель представляет собой цельносварной теплообменник. Расположение перед охладителем каких - либо предметов, не предусмотренных конструкцией автомобиля, не рекомендуется из - за возможного снижения экологических и мощностных параметров двигателя.
Периодически производить контроль затяжки хомутов крепления соединительных шлангов. Не допускается касание шлангов и трубок с деталями охладителя во избежание нарушения его герметичности.
Система охлаждения двигателя MAN
Слив охлаждающей жидкости из системы охлаждения и отопителя
Для слива охлаждающей жидкости следует выполнить следующее:
-установить автомобиль на горизонтальной площадке;
-поднять кабину;
-снять пробку заливной горловины на расширительном баке;
-отвернуть резьбовую пробку на нижнем бачке радиатора и резьбовую пробку на правой стороне блока двигателя на водомасляном радиаторе;
-при наличии на автомобиле подогревателя открыть краник на трубопроводе подогревателя;
-установить кран отопителя кабины в открытое (рабочее) положение.
На двигателях MAN устанавливается вязкостная муфта привода вентилятора, управляемая с помощью электронного блока управления двигателем. При обрыве электрической цепи, либо нарушении контакта в соединительной колодке муфта принудительно включается на постоянную передачу мощности.
В начальный момент времени после запуска двигателя в течение 1 мин. муфта работает с полным числом оборотов 2250 мин-1, как при полностью включенной муфте.
После откачки силиконовой жидкости из рабочей полости обороты вентилятора снижаются до оборотов холостою хода муфты (при номинальных оборотах двигателя эта величина составляет 750+200 мин-1).
Система разогрева и поддержания теплового состояния двигателя и обеспечения заданной температуры воздуха в кабине при неработающем двигателе
На автомобилях могут устанавливаться независимые жидкостные подогреватели автоматического действия, использование которых рекомендуется для тепловой подготовки двигателя (от минус 20°С и выше, а также для длительного (не менее 9 часов) поддержания в автоматическом режиме теплового состояния неработающего двигателя и кабины (от минус 50°С и выше).
Подогреватель также может быть включен для поддержания в оптимальных пределах температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения при движении автомобиля в условиях низких температур окружающей среды (например, при движении на затяжных спусках), при снижении температуры охлаждающей жидкости в системе ниже 46°С.
Подогреватель подсоединен к системам охлаждения двигателя и отопления кабины.
Для сокращения времени подготовки двигателя к принятию нагрузки рекомендуется совместная работа подогревателя и двигателя после прогрева двигателя до пусковых температур.
Технические характеристики подогревателей приведены в "Руководстве по эксплуатации" конкретной модели подогревателя.
Указания по безопасности
Запрещается:
-работа подогревателя в закрытых невентилируемых помещениях;
-использование подогревателя при незаполненной системе охлаждения двигателя;
-включение подогревателя без топлива;
-выключение подогревателя до окончания цикла продувки разрывом цепи электродвигателя;
-заливка холодной жидкости в перегретый теплообменник во избежание его повреждения;
-использование самодельных предохранителей в электросхеме подогревателя.
Применение плавких предохранителей строго обязательно.
При заправке автомобиля, либо бачка подогревателя топливом подогреватель должен быть выключен.
При выполнении электросварочных работ на автомобиле необходимо разъединить разъемы электропитания на блоке управления подогревателем (для защиты электронного блока управления).
В зоне расположения блока управления температура не должна превышать 85°С.
При производстве лакокрасочных работ на автомобиле необходимо обеспечить защиту подогревателя от воздействия тепла при последующей сушке автомобиля или снять горелку с подогревателя.
Минус электропитания подогревателя должен непосредственно соединяться с минусовой клеммой аккумуляторной батареи, а не через выключатель массы. Поэтому после установки таймера для пуска подогревателя в заданное водителем время кнопка массы автомобиля должна быть выключена (то есть аккумулятор отключен от сети автомобиля).
Откидывание горелки допускается только после отключения электропитания подогревателя и окончания цикла продувки. После закрывания головки затянуть гайки на откидных болтах.
Общие указания
1.Система охлаждения двигателя должна быть заполнена низкозамерзающей жидкостью.
Во избежание коррозионных повреждений циркуляционного насоса подогревателя содержание антифриза в охлаждающей жидкости при летней эксплуатации автомобиля должно быть не менее 10% (плотность охлаждающей жидкости при этом 1,018 г/см3, минимум) для двигателей ЯМЗ и 40% - для двигателей MAN.
2.Питание подогревателя топливом и электроэнергией осуществляется от автомобиля.
3.Эксплуатация подогревателя может осуществляться при температуре до минус 50°С.
4.В зависимости от температуры окружающей среды подогреватель работает на дизельном топливе по ГОСТ 305 - 82 следующих марок:
0°С и выше - (летнее) Л;
минус 20°С и выше - (зимнее) 3 (температура застывания топлива не выше минус 35°С);
минус 30°С и выше - (зимнее) 3 (температура застывания топлива не выше минус 45°С);
минус 50°С и выше - (арктическое) А.
Подогреватель может работать также на смеси дизельного топлива с топливом ТС - 1 или на топливе ТС - 1 по ГОСТ 10227 - 86.
Работа подогревателя
Нагретая в подогревателе жидкость по отводящему шлангу поступает в отопитель кабины, поэтому при включении подогревателя кран отопителя кабины д.б. открыт.
Забор топлива подогревателем осуществляется из автономного топливного бачка, который автоматически заправляется сливным топливом, прошедшим очистку в топливном фильтре двигателя при открытом проходном кране на бачке. Кран открывается поворотом вентиля против часовой стрелки. При закрытом кране топливо, минуя бачок, направляется в топливный бак автомобиля.
Емкость бачка 14 л позволяет работать подогревателю в режиме "поддержания" не менее 9 часов в зависимости от температуры окружающего воздуха.
С целью расширения эксплуатационных возможностей работы подогревателя топливный бачок имеет индивидуальную горловину, позволяющую производить его заправку марками топлив (либо их смесью), имеющими температуру застывания ниже, чем топливо в топливном баке автомобиля. Перед заправкой находящееся в бачке топливо или его часть может быть слито через сливную пробку в нижней части бачка.
Рекомендуется в процессе эксплуатации подогревателя периодически производить слив отстоя из топливного бачка в связи с возможным накоплением воды.
Между заборником и подогревателем установлен дополнительный топливный фильтр.
Часть топлива при работе подогревателя идет на слив в топливный бачок, проходя теплообменник на выхлопной трубе, и постепенно разогревает топливо, находящееся в автономном бачке (для подогревателя типа 15.8106 или DBW 2010.52).
Таким образом, после пуска подогревателя подогрев топлива осуществляется выхлопными газами.
Электронагреватель топлива в форсунке включается при пуске подогревателя на время (90±30) с.
Включение подогревателя и его работа
Автомобили оснащаются подогревателем с возможностью автоматического включения с помощью таймера.
Вниманию обслуживающего персонала!
1.При включении подогревателя, когда температура охлаждающей жидкости в системе выше (48±5)°С (зависит от модели подогревателя), включается только электродвигатель циркуляционного насоса и контрольная лампа.
Включение системы розжига произойдет автоматически только после снижения температуры жидкости ниже указанной.
2.Если при включении подогревателя при температуре жидкости в системе ниже (48±5)°С (в зависимости от модели подогревателя) включение системы розжига не произойдет из - за отсутствия топлива или размыкания контактов датчика термопредохранителя, то высоковольтный источник напряжения и электромагнитный клапан подачи топлива через 10 с автоматически выключается. Для запуска системы подогрева необходимо дозаправить бачок или устранить неисправность термопредохранителя.
3.Если после включения подогревателя при срыве пламени в процессе горения розжиг прекратится, то после истечения 10 с система розжига автоматически отключается.
Для повторного включения необходимо после окончания продувки повторить включение, предварительно нажав кнопку "сброс".
4.Перегрев подогревателя может произойти из - за неисправности температурного датчика. В этом случае предусмотрена защита подогревателя термопредохранителем, который отключает подогреватель при достижении температуры жидкости в системе (103+5)°С.
После устранении неисправности (при снижении температуры до плюс 30°С) нужно принудительно, нажатием на кнопку, расположенную на корпусе термопредохранителя, замкнуть контакты термопредохранителя, затем включить подогреватель.
Работа подогревателя совместно с отопителем кабины
Данный режим работы подогревателя используется при ночевке водителя в кабине автомобиля в холодное время года.
Перед ночевкой необходимо рукояткой на панели терморегулятора (установлен в кабине с правой стороны в зоне спального места второго яруса) поворотом по часовой стрелке установить нужное значение температуры воздуха в кабине. После чего запустить подогреватель.
Вниманию водителя!
Переключатель вентилятора отопителя кабины должен быть выключен, иначе не будет работать терморегулятор.
Электродвигатели отопителя кабины включаются в работу автоматически (по команде датчика температуры) при нагреве жидкости в системе до (40±3)°С или 55°С (в зависимости от модели подогревателя) и работают до тех пор, пока температура воздуха в кабине не достигнет установленной водителем, затем автоматически отключается.
Цикл включения повторяется при снижении температуры воздуха в кабине от заданной на(5±2,5)°С.
Работа подогревателя в этом режиме ограничивается емкостью аккумуляторных батарей. Поэтому рекомендуется данный режим использовать в течение 8 -10 часов в сутки, после чего для восстановления аккумуляторных батарей требуется пробег автомобиля 300 км.
Работа подогревателя с таймером
Включение подогревателя в работу осуществляется с помощью таймера (рисунок 12), расположенного в кабине (с левой стороны) слева от вещевого ящика.
Назначение таймера - автоматическое включение подогревателя через определенный интервал времени, устанавливаемый водителем на световом табло, или ручное включение подогревателя с разогревом топлива в форсунке или без разогрева.
Таймер имеет табло и следующие кнопки: "Индикация", "Часы", "Минуты", "Таймер", "Подогрев", "Сброс". Над кнопками "Таймер" и "Подогрев" расположены индикаторы - светодиоды. Индикатор 3 "Подогрев топлива форсунки" расположен в правом нижнем углу цифрового табло и имеет форму запятой.
Рисунок 12. Таймер электронный
1- индикатор включения таймера; 2 - индикатор включения подогревателя; 3 - индикатор включения подогрева топлива форсунки
При работе таймера его табло находится в выключенном состоянии (цифры не горят). Для установки интервала времени на табло необходимо:
-нажать кнопку "Сброс", при этом таймер возвращается в начальное положение из любого режима, в котором бы он ни находился до этого;
-нажать кнопку "Часы" и установить необходимые цифры интервала в разряде часов;
-нажать кнопку "Минуты" и установить необходимые цифры интервала в разряде минут.
Допускается одновременно нажимать кнопки "Часы" и "Минуты". Если цифровое табло было выключено, то при нажатии на эти кнопки оно включится и цифры будут гореть до тех пор, пока кнопки нажаты, и выключаться через (10±5)с после отпускания кнопок.
При установке интервала времени категорически запрещается нажимать на кнопку "Индикация", так как это приведет к неправильной установке интервала времени.
Пример определения интервала времени, через который таймер должен включить подогреватель: подогреватель необходимо включить в 6 часов 35 минут завтрашнего дня, а сейчас 18 часов, то есть интервал времени равен 12 часам 35 минутам.
Пуск таймера. После установки на цифровом табло интервала времени нажатием на кнопку "Таймер" осуществляется пуск таймера: с момента нажатия этой кнопки начинается отсчет интервала времени. При этом начинает мигать индикатор 2 "Таймер".
После истечения установленного интервала времени таймер включит нагреватель топлива форсунки и загорится индикатор 3 "Подогрев топлива форсунки". Через (90±30) с нагреватель топлива форсунки выключается, гаснет индикатор 3 и включается электронный блок и подогреватель. При этом индикатор 2 "Таймер" перестает мигать и горит постоянно:
После того, как подогреватель начал работать, загорается индикатор 1 "Подогрев", после работы его через 1 или 2 часа автоматически выключается электронный блок и подогреватель.
Время работы подогревателя не зависит от водителя, а устанавливается при изготовлении таймера: таймер типа 671.3761 рассчитан на работу в течение 1 часа, типа 671.3761 - 1-2 часов. Тип таймера обозначен на лицевой стороне крышки.
После нажатия на кнопку "Таймер" кнопки "Часы" и "Минуты" блокируются: нажатие на них не приводит к включению табло и смене цифр.
Если в этом случае возникла необходимость сменить ранее установленный интервал времени, необходимо нажать кнопку "Сброс" и повторить набор интервала времени как описано выше.
Назначение кнопки "Индикация". Кнопка "Индикация" служит для включения цифрового табло при необходимости проверки установленного интервала времени или времени, прошедшего с момента включения таймера.
При легком нажатии на кнопку "Индикация" и удержании ее в этом положении высвечиваются цифры установленного интервала времени, при нажатии кнопки до упора и удержании ее в этом положении высвечиваются цифры времени, прошедшего с момента включения таймера.
Ручное включение подогревателя. Для включения подогревателя на неограниченное время необходимо нажать кнопку "Подогрев", при этом не имеет значения, в каком режиме до этого находился таймер.
Если перед ручным включением подогревателя нужно включить подогрев топлива форсунки, то необходимо нажать кнопку "Сброс" (возврат таймера в исходное состояние); затем нажать кнопку "Таймер", при этом на (90+30) с включится нагреватель топлива форсунки, а зачем подогреватель.
Для выключения подогревателя и возвращения таймера в исходное состояние при ручном включении или при работе в автоматическом режиме необходимо нажать кнопку "Сброс".
Следует помнить, что при работе таймера его цифровое табло не светится (это нормальный режим цифрового табло).
При нажатии кнопки "Таймер" загорается красная сигнальная лампа и мигает все время, пока включен таймер. Когда в назначенное время включится подогреватель, лампа прекращает мигать и горит ровным светом до выключения подогревателя.
Зеленая сигнальная лампа "Подогрев" загорается при включении подогревателя и горит пока работает подогреватель.
Проверка технического состояния
Проверка технического состояния подогревателя производится при техническом обслуживании автомобиля ТО - 2, а также при неисправностях подогревателя и после их устранения в следующей последовательности:
-очистить подогреватель и трубопроводы от грязи, влаги, пыли;
- проверить надежность крепления подогревателя, соединений, трубопроводов;
-при необходимости подтянуть болтовые соединения, соединения шлангов, топливопроводов;
-проверить исправность предохранителей, качество электропроводов, штекерных соединений. Прочистить эти соединения во избежание контактной коррозии;
-проверить герметичность теплообменника и трубопроводов.
Для чего включить подогреватель в работу и посмотреть, нет ли подтеканий охлаждающей жидкости.
Соединения топливопроводов должны быть герметичны. Подсос воздуха во всасывающем топливопроводе и течи в топливной системе не допускаются.
Особое внимание необходимо обратить на чистоту подаваемого в подогреватель топлива. В случае необходимости топливопроводы в системе подачи топлива прочистите и промойте.
Перед началом отопительного сезона рекомендуется заменить топливный фильтр подогревателя, а также слить отстой с про дуктами коррозии, накапливающимися в шланге подвода жидкости к циркуляционному насосу.
Периодически сливать отстой из топливного бачка, проверить герметичность топливопроводов внутри горелки, в том числе отработанных газов. В летнее время систему воздухозаборника желательно закрыть.
Рекомендуется в летний период производить ежемесячные пуски подогревателя на короткое время во избежание закоксования форсунки подогревателя остатками дизельного топлива при неработающем подогревателе.
Работоспособность форсунки сохраняется в течение 1500 часов работы подогревателя, комплекта щеток электродвигателя - не менее 1000 часов.
Рекомендуется в начальный период эксплуатации после 40 - 50 часов работы подогревателя осмотреть и, при необходимости, промыть шариковый фильтр форсунки в дизельном топливе.
При выполнении операции промывки следует соблюдать особую чистоту.
Перед началом отопительного сезона необходимо обязательно слить отстой-из топливного бачка и проверить нажатием положение кнопки термопредохранителя перегрева.
Подвеска силового агрегата
Силовой агрегат Я МЗ крепится к раме в трех точках (одна передняя и две боковые). Кроме того, имеется четвертая, поддерживающая опора силового агрегата.
Для регулировки поддерживающей опоры силового агрегата с коробкой передач ЯМЗ и КП производства КНР (рисунок 13) необходимо отвернуть болты 2.
После осадки силового агрегата болты 2 затянуть.
Регулировка поддерживающей опоры силового агрегата MAN с коробкой передач ZF приведена на стр. 203.
Привод управления подачей топлива автомобилей с двигателями ЯМЗ и его регулировка
Привод управления подачей топлива показан на рисунке 14.
При проверке привода подачи топлива обратить внимание на следующее. При нажатии до отказа на педаль 1 подачи топлива рычаг 6 топливного насоса высокого давления должен упираться в болт ограничения максимальной частоты вращения, а при свободном положении педали - в болт ограничения холостых оборотов. Если при нажатии на педаль привода подачи топлива до отказа или ее свободном положении рычаг 6 не упирается в болт ограничения максимальной или минимальной частоты вращения - изменить натяжение троса 4, для чего:
-отсоединить вилку 3 от рычага 2, установить педаль 1 в крайнее верхнее положение до упора;
-при упоре рычага 6 в болт ограничителя холостых оборотов вращением совместить отверстия в вилке 3 и рычаге 2;
-соединить указанные детали;
-проверить работу привода.
Регулировку натяжения пружины 7, обеспечивающую снижение усилия на педали и возвращение педали 1 в исходное положение, производить путем перемещения держателя 8 пружины 7 вдоль паза, ослабив затяжку болта 9. После этого болт затянуть.
Электронная система управления двигателя MAN см. раздел 4.9