Двигатель
ДВИГАТЕЛЬ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |||
Модель двигателя | 7403.10-260 740.11-240 | 740.13-260 | |
Гип двигателя | с воспламенением от сжатия | ||
Число тактов | Четыре | ||
Количество цилиндров | Восемь | ||
Расположение цилиндров | V-образное, угол развала 90° | ||
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 | ||
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 120х120 | ||
Рабочий объем, л | 10,85 | ||
Номинальная мощность брутто, кВт (л.с) | 191 (260) | 176(240) | 191 (260) |
Максимальный крутящий момент брутто, Нм (кгс.м) | 785 (80) | 833 (85) | 931 (95) |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1: - номинальная | 2600 | 2200 | 2200 |
- при максимальном крутящем моменте | 1600-1800 | 1300-1500 | 1300-1500 |
- минимальная холостого хода | 600 | 600 | 600 |
- максимальная холостого хода | 2930 | 2530 | 2530 |
Модель ТНВД | 334 или 3341 | ЯЗДА 337-42.08 и 3371-42.08* | ЯЗДА 337-42 и 3371-42* |
Модель форсунки | 271-02 | 273-31 ЯЗДА | 273-20 ЯЗДА |
Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2): | 20,08 (215) | 24,52...25,72 (250...262) | 24,52...25,72 (250...262) |
Система наддува двигателя газотурбинная с двумя турбокомпрессорами | ТКР7Н-1 | ТКР7Н-1, ТКР7Н-2, ТКР7С-9 или S2B/7624TAE/1.00D9 "SCHWITZER" или K27"CZ” | ТКР 7С-9 или S2B/7624TAE/1.00D9 "SCHWITZER" или K27"CZ" |
Автомобили с двигателями Cummins комплектуются Руководствами по эксплуатации и техническому обслуживанию соответствующих двигателей.
Модель двигателя | 740.30-260 | 740.31-240 |
Тип двигателя | с воспламенением от сжатия | |
Число тактов | Четыре | |
Количество цилиндров | Восемь | |
Расположение цилиндров | V-образное, угол развала 90° | |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 | |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 120х120 | |
Рабочий объем,л | 10,85 | |
Номинальная мощность брутто, кВт (л.с) | 191 (260) | 176(240) |
Максимальный крутящий момент брутто, Нм (кгс.м) | 1078 (110) | 931 (95) |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1: - номинальная | 2200 | 2200 |
- при максимальном крутящем моменте | 1100-1400 | 1100-1500 |
- минимальная холостого хода | 600 | 600 |
- максимальная холостого хода | 2530; 2480 (с THBД "BOSCH") | 2150 |
Модель ТНЕСЦ | ЯЗДА 337-20 или 3371-20* | ЯЗДА 337-20.05 или 3371-20.05* |
0 402 648 611 "BOSCH" | 0402648608 «BOSCH» | |
Модель форсунки | 273-20 ЯЗДА; 216** АЗПИ с распылителем DLLA 148Р 1460 "BOSCH" или 216А** с распылителем 904.1112110 АЗПИ | |
Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2): | 24,52...25,72 (250...262); 26,47...27,65 (270...280) | |
Система наддува двигателя газотурбинная с двумя турбокомпрессорами | ТКР 7С-6 или S2B/7624TAE/0.76D9 "SCHWITZER" |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |||
Модель двигателя | 740.60-360 | 570.61-280 | |
Тип двигателя | с воспламенением от сжатия | ||
Число тактов | Четыре | Четыре | |
Количество цилиндров | Восемь | Шесть | |
Расположение цилиндров | V-образное, угол развала 90° | ||
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 1-4-2-5-3 -6 | ||
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 120х130 | ||
Рабочий объем, л | 11,76 | 8,82 | |
Номинальная мощность брутто, кВт (л.с) | 265 (360) | 206 (280) | |
Максим, крутящий момент брутто, Нм (кгс.м) | 1570 (160) | 1176 (120) | |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1: - номинальная | 1900±50 | ||
при максимальном крутящем моменте | 1300±50 | ||
минимальная холостого хода | 600±20 | ||
максимальная холостого хода | 2150 | ||
Модель ТНВД Вариант 1 | V-образный, ф. «ЯЗДА» с электронным регулятором | ||
337-23 | 327-23 | ||
Модель форсунки | ЯЗДА 274-20** с распылителем ЯЗДА 335-30 | ЯЗДА 274-30 **с распылителем ЯЗДА 335-80 или ЯЗДА 274-31 с распылителем DLLA 148Р | |
Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2): | 24,52...25,69 (250...262) | 26,47...27,65 (270...282) | |
Модель ТНВД Вариант 2 | Рядный, ф. «BOSCH» с электронным регулятором | - | |
РЕ8 Р120 A920/5RV (0 402 698 818) | |||
Модель форсунки | АЗПИ** 216, 216А с распылителями DLLA 148Р или АЗПИ **904 | ||
Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2): | 26,48...27,66 (270...282) | ||
Система наддува двигателя газотурбинная с двумя турбокомпрессорами | S2B/7624ТАЕ/0.76D9 "SCHWITZER" или ТКР 7С-6 | S200G/76H27BKNM/0,64DK1 ф. «BWTS» |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||
Модель двигателя | 740.62-280 740.63-400 | |
Тип двигателя | с воспламенением от сжатия | |
Число тактов | Четыре | |
Количество цилиндров | Восемь | |
Расположение цилиндров | V-образное, угол развала 90° | |
Порядок работы цилиндров | 1 — 5 — 4 — 2 — 6 — 3 — 7-8 | |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 120 х130 | |
Рабочий объем,л | 11,76 | |
Номинальная мощность брутто, кВт (л.с) | 206 (280) | 294 (400) |
Максим, крутящий момент брутто. Нм (кге.м) | 1177 (120) | 1764 (180) |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1: - номинальная | 1900±50 | |
при максимальном крутящем моменте | 1300±50 | |
минимальная холостого хода | 600420 | |
максимальная холостого хода | 2150 | |
Модель ТНВД Вариант 1 | V - образный, ф. «ЯЗДА» с электронным регулятором | |
337-23.02 | - | |
Модель форсунки | ЯЗДА 274-20 ** с распылителем ЯЗДА 335-30 | - |
Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2): | 24,52...25,69 (250...262) | |
Модель ТНВД Вариант 2 | Рядный, ф. «BOSCH» с электронным регулятором | |
РЕ8 Р120 A920/5RV (0 402 698 818) | ||
Модель форсунки | АЗПИ** 216.216А с распылителями DLL А 148Р 1460 (0 433 171 904) или АЗПИ **904 | |
Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2): | 26,48...27,66 (270...282) | |
Система наддува двигателя газотурбинная с двумя турбокомпрессорами | S2B/7624TAE/0.76D9 "SCHWITZER" или ТКР 7С-6 |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
Модель двигателя | 740.65-240 |
Тип двигателя | с воспламенением от сжатия |
Число тактов | Четыре |
Количество цилиндров | Восемь |
Расположение цилиндров | V-образное, угол развала 90° |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 120х130 |
Рабочий объем, л | 11,76 |
Номинальная мощность брутто, кВт (л.с) | 176 (240) |
Максим, крутящий момент брутто, Нм (кгс.м) | 980 (100) |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1: - номинальная | 1900±50 |
при максимальном крутящем моменте | !300±50 |
минимальная холостого хода | 600±20 |
максимальная холостого хода | 2150 |
Модель ТНВД Вариант 1 | V - образный, ф. «ЯЗДА» с электронным регулятором |
337-23 | |
Модель форсунки | ЯЗДА 274-40** или 274-41 с распылителем ЯЗДА 335-90 или DLLA 148Р ф. «BOSCH» |
Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2): | 26,47...27,65 (270...282) |
Модель ТНВД Вариант 2 | Рядный, ф. «BOSCH» с электронным регулятором |
0 402 698 818 | |
Модель форсунки | АЗПИ** 216-10 с распылителем АЗПИ 910.1112110-10 |
Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2): | 26,47...27,65 (270...282) |
Система наддува двигателя газотурбинная с двумя турбокомпрессорами | S2B/7624TAE/0.76D9 "SCHWITZER" |
* - для двигателя, ТНВД которого оснащен устройством, предотвращающим несанкционированный пуск
** - форсунки «АЗПИ», при эксплуатации необходимо строго соблюдать соответствие применяемости насосов и форсунок
Рекомендуемые режимы работы двигателя с турбонаддувом
1. При движении на затяжных подъемах и в горных условиях необходимо выбирать такой режим работы двигателя, чтобы не допустить падения оборотов ниже 1200-1600 мин-1.
2. Во избежание подсоса масла из турбокомпрессоров и попадания его в цилиндры двигателя и на проточные части компрессора и турбины НЕ ДОПУСКАЙТЕ длительной работы двигателя в режиме холостого хода. Это приводит к закоксовыванию поршневых колец, загрязненности проточной части компрессора и нагарообразованию на проточной части турбины.
При вынужденной работе двигателя на оборотах холостого хода (прогрев, накачка воздуха в ресиверы тормозной системы и т.п.) необходимо поддерживать частоту вращения 1200-1600 мин-1.
3. Перед остановом двигателя после работы под нагрузкой обязательно проработайте не менее трех минут в режиме холостого хода во избежание перегрева подшипников турбокомпрессора и закоксовывания узла уплотнения ротора.
Резкий останов двигателя после работы под нагрузкой КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА
Для двигателя модели 7403Л 0-260:
1. Выключите подачу топлива.
2. Снимите крышку люка в нижней части картера сцепления и ломиком из комплекта инструмента через люк проверните маховик до совмещения меток (см. рисунки) на корпусах топливного насоса высокого давления и автоматической муфты опережения впрыскивания топлива.
Установка угла опережения впрыскг топлива на двигателе 7403.10
3. Проверните маховик на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке), если смотреть со стороны маховика.
4. Опустите фиксатор маховика и проверните маховик по ходу вращения до его фиксации (см. рис. Фиксатор маховика). Если в этот момент все метки совместились, то угол опережения впрыскивания установлен правильно, фиксатор поднимите.
5. Если метки не совместятся:
Фиксатор маховика
- ослабьте верхний болт ведомой полумуфты привода, проверните маховик по ходу вращения (против часовой стрелки) и ослабьте второй болт;
- опустите фиксатор и поверните маховик по ходу вращения до фиксации;
- медленно проворачивайте муфту за фланец ведомой полумуфты по ходу вращения до совмещения меток. Закрепите верхний болт полумуфты привода, поднимите фиксатор, проверните маховик и закрепите второй болт.
6. Проверьте правильность установки угла опережения впрыскивания, как указано в п.п. 3 и 4.
Для двигателей остальных моделей:
1. Выключите подачу топлива.
2. Снимите крышку люка в нижней части картера сцепления и ломиком из комплекта инструмента через люк проверните маховик до совмещения указателя на корпусе ТНВД и метки на фланце ведомой полумуфты (см. рисунки Установка угла опережениявпрыска топлива и Установка угла опережения впрыскивания топлива на двигателе с муфтой опережениявпрыска топлива 740.11-240).
3. Проверните маховик на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке), если смотреть со стороны маховика.
4. Опустите фиксатор маховика в глубокий паз и проверните маховик по ходу вращения до его фиксации (см. рис. Фиксатор маховика). Если в этот момент указатель на корпусе ТНВД и метка на фланце ведомой полумуфты совместились, то угол опережения впрыскивания установлен правильно, фиксатор поднимите.
5. Если указатель и метка не совместятся:
- ослабьте болты ведомой полумуфты привода;
- разверните фланец ведомой полумуфты привода ТНВД в направлении, обратном ее вращению до упора болтов в стенки пазов (рабочее вращение вала ТНВД правое, т.е по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода насоса).
- медленно поворачивайте фланец ведомой полумуфты в направлении вращения привода ТНВД до совмещения указателя на корпусе ТНВД с меткой на фланце ведомой полумуфты. Закрепите болты ведомой полумуфты привода, поднимите фиксатор.
6. Проверьте правильность установки угла опережения впрыскивания, как указано в п.п. 3 и 4.
Для двигателей моделей (кроме двигателя модели 7403.10-260) проверка и регулировка угла опережения впрыскивания топлива возможна с помощью моментоскопа.
Установка моментоскопа приведена на рис. Схема установки моментоскопа.
Схема установки моментоскопа:1 - стеклянная трубка; 2 - переходная трубка; 3 - отрезок топливопровода высокого давления; 4 - накидная гайка.
Для двигателей, на которых установлены топливный насос высокого давления (ТНВД) ф. "BOSCH" и форсунки ЗАО "АЗПИ", установка моментоскопа приведена на рис. Схема установки моментоскопа для рядного ТНВД ф. "BOSCH".
Схема нумерации цилиндров двигателя и расположения секций ТНВД приведена на рисунке Схеманумерации цилиндров двигателя и расположения секций ТНВД.
Схема установки моментоскопа для рядного ТНВД ф. "BOSCH": 1 - стеклянная трубка; 2 - переходная трубка; 3 - отрезок топливопровода; 4 - накидная гайка
Схема нумерации цилиндров двигателя и расположения секций ТНВД ф."В08СН" приведена на рисунке Схема нумерации цилиндров двигателя и расположения секций ТНВД ф. "BOSCH".
Проверку проводите в следующем порядке:
1. Отсоедините трубку высокого давления восьмой секции ТНВД.
2. На штуцер восьмой секции установите моментоскоп согласно рис. Схема установки моментоскопа или Схема установки моментоскопа для рядного ТНВД ф."BOSCH".
3. Рычаг управления регулятором переведите в среднее положение.
4. Заполните стеклянную трубку моментоскопа топливом, вращая коленчатый вал двигателя.
Схема нумерации цилиндров двигателя и расположения секций ТНВД:1 - двигатель, 2 - топливный насос высокого давления;3 - маховик
5. Переведите фиксатор в глубокий паз и медленно поворачивайте коленчатый вал двигателя по ходу вращения до момента начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа. Если в этот момент фиксатор войдет в паз маховика, то угол опережения впрыскивания топлива установлен правильно.
Схема нумерации цилиндров двигателя и расположения секций ТНВД ф. "BOSCH": 1 - двигатель; 2 - топливный насос высокого давления; 3 - маховик
При этом допускается несовпадение (S) метки на фланце ведомой полумуфты и указателя на корпусе ТНВД не более 2 мм в сторону опережения впрыскивания топлива (см. рисунки Установка угла опережения впрыска топлива и Установка угла опережениявпрыскивания топлива на двигателе с мусЬтой опережения впрыска топлива 740.11-240).
Фиксатор переведите в верхнее положение. Если паз на маховике двигателя не дошел до фиксатора, а движение топлива в стеклянной трубке началось, ослабьте болты крепления ведомой полумуфты и доведите паз маховика до фиксатора, затяните болты. Фиксатор переведите в верхнее положение. Проверьте точность установки угла согласно п. 5.
7. Если фиксатор вошел в паз на маховике, а движение топлива в трубке не началось, то ослабьте болты крепления ведомой полумуфты и медленно поворачивайте кулачковый вал ТНВД за фланец ведомой полумуфты по ходу вращения до момента начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа.
Закрепите болты и повторите действия по п.5. Фиксатор переведите в верхнее положение.
Установка угла опережения впрыскивания топлива на двигателе 740.11-240 с муфтой опережения впрыскивания топлива: 1 - корпус ТНВД; 2 - автоматическая муфта опережения впрыскивания топлива; 3 - полумуфта ведомая; 4 - вал привода; 5 - полумуфта ведущая; 6 - стяжной болт; 7 - шпонка; 8 - фланец центрирующий; 9 - втулка центрирующая; 10, 11 - пакет пластин; 12 - болт.
Установка угла опережения впрыска топлива: 1 - корпус ТНВД; 2 - полумуфта ведомая; 3 - фланец ведомой муфты; 5 - фланец центрирующий; 6 - стяжной болт; 7 - шпонка; 4, 8 - набор пластин; 9 - полумуфта ведущая; 10 - втулка центрирующая; 11 - вал привода; 12 - болт ведомой полумуфты
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕПЛОВЫХ ЗАЗОРОВ В МЕХАНИЗМЕ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Проверяйте тепловые зазоры па холодном двигателе не ранее чем через 30 мин после останова в таком порядке:
1. Выключите подачу топлива.
2. Снимите крышки головок цилиндров, не повредив прокладки.
3. Проверьте затяжку болтов крепления головок цилиндров. Предельный момент затяжки болтов 186-206 Н.м (19-21 кгс.м) проверяйте в порядке возрастания номеров от 1 к 4 (см. рис. Последовательностьпроверки затяжки болтов головки блока), при необходимости подтяните.
4. Оттяните фиксатор, смонтированный на картере маховика, поверните его на 90° и установите в нижнее положение.
Последовательность проверки затяжки болтов головки блока
5. Снимите крышку люка в нижней части картера сцепления (для проворота маховика ломиком).
6. Проворачивая коленчатый вал по ходу вращения, установите его в такое положение, при котором фиксатор под действием пружины войдет в зацепление с маховиком. При этом для двигателей модели 7403.10-260, 740.11-240 метки на торце корпуса ТНВД и муфте опережения впрыскивания топлива в приводе топливного насоса высокого давления должны совпадать (см. рис. Установкаугла опережения впрыска топлива на двигателе7403.10-260. Установка угла опережения впрыскивания топлива на двигателе 740.11-240 с муфтой опережения впрыскивания топливадля двигателей уровня EURO-1, EURO-2, EURO-3 указатель на корпусе ТНВД и метка на фланце ведомой полумуфты в приводе топливного насоса высокого давления должны совпадать (см. рис. Установка угла опережениявпрыска топлива). Это положение коленчатого вала соответствует началу подачи топлива в первом цилиндре. При этом для двигателей уровня EURO-1, EURO-2, EURO -3 при закрытых клапанах первого цилиндра шпонка на ведущей полумуфте должна находиться, как показано на рисунке (в горизонтальной плоскости на стороне восьмого цилиндра).
7. Если вышеперечисленных в п.6. совпадений не происходит, необходимо, выведя фиксатор из зацепления с маховиком, провернуть коленчатый вал на один оборот. При этом фиксатор должен вновь войти в зацепление с маховиком. Проворачивать коленчатый вал нужно ломиком, вставляя его в отверстия, расположенные по периферии маховика. Поворот маховика на угол, равный промежутку между двумя соседними отверстиями, соответствует повороту коленчатого вала на 30°. Оттяните фиксатор, преодолев усилие пружины, поверните его на 90° и установите в верхнее положение, поверните коленчатый вал на угол 60°, установив его тем самым в положение I. В этом положении клапаны регулируемых цилиндров (первого и пятого) закрыты (штанги указанных цилиндров должны легко проворачиваться от руки).
8. Проверьте динамометрическим ключом момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров. Он должен быть в пределах 41,2— 53 Н.м (4,2—5,4кгс.м); проверьте щупом зазор между носками коромысел и торцами клапанов регулируемых цилиндров. Если они не укладываются в указанные ниже пределы, их надо отрегулировать; для регулировки зазора необходимо ослабить контровочную гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп нужной толщины и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор.
Проверка зазора клапана
9. Придерживая винт отверткой, затяните гайку и проверьте величину зазора (см. рис. Проверка зазораклапана). Щуп толщиной 0,25 мм для впускного клапана и 0,35 мм для выпускного клапана должен проходить свободно, а толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного — с усилием (передние клапаны правого ряда цилиндров впускные, левого - выпускные). Момент затяжки регулировочного винта должен быть равен 33-41 Н.м (3,4-4,2 кгс.м).
10. Дальнейшую регулировку зазоров в клапанном механизме следует производить попарно в цилиндрах 4-м и 2-м (II положение), 6-м и 3-м (III положение), 7-м и 8-м (IV положение), поворачивая коленчатый вал каждый раз на 180°.
11. Пустите двигатель и послушайте его работу. При правильно отрегулированных зазорах не должно быть стука в механизме газораспределения.
12. Установите крышки люка картера сцепления и головок цилиндров.
РЕЖИМЫ РАБОТЫ МУФТЫ ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА
Для гидромуфты:
Включатель гидромуфты обеспечивает три режима работы:
1. Автоматический (положение А) - вентилятор включается автоматически при повышении температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель до 85-90 °С.
2. Вентилятор отключен (положение 0). При этом крыльчатка может вращаться с небольшой частотой под действием сил трения, возникающих при вращении подшипников и манжеты.
Включатель гидромуфты
3. Вентилятор включен постоянно (положение П). При этом вентилятор вращается постоянно с частотой, приблизительно равной частоте вращения коленчатого вала, независимо от температуры охлаждающей жидкости. Основной режим работы гидромуфты - автоматический. При отказе включателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) включите гидромуфту в положение П и при первой возможности устраните неисправность включателя.
Для электромагнитной муфты:
Включение вентилятора происходит автоматически при повышении температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель до 93°С, отключение - при понижении температуры охлаждающей жидкости до 87°С.
В процессе эксплуатации автомобиля периодически проверяйте и при необходимости регулируйте величину зазора между шкивом 3 и фрикционным диском муфты 2 (см. рис. Проверка зазора в электромагнитноймуфте). Зазор должен составлять 0,6±0,1 мм.
Регулировку зазора производите тремя подпружиненными регулировочными болтами 4, которые при вворачивании в резьбовые отверстия ступицы вентилятора упираются в фрикционный диск 2 и поджимают его к шкиву 3. Проверяйте зазор по всей окружности шкива.
Проверка зазора в электромагнитной муфте: 1 - щуп; 2 - диск фрикционный; 3 - шкив; 4 - болт регулировочный; 5 - паз в шкиве; 6 - датчик включения привода вентилятора.
Управление режимами работы осуществляйте клавишным переключателем муфты привода вентилятора, размещённым на панели выключателей.
Переключатель муфты имеет три фиксированных положения и обеспечивает три режима работы:
- автоматическое включение (в среднем положении) - в зависимости от температуры охлаждающей жидкости;
- принудительное включение (в нижнем положении) - при выходе из строя датчика 6 включения привода вентилятора. При первой же возможности неисправный датчик замените;
- принудительное выключение (в верхнем положении, при котором на щитке приборов загорается контрольная лампочка, цвет оранжевый) - в случае преодоления глубокого брода.
Вентилятор с вязкостной муфтой привода
При выходе из строя электромагнитной катушки диск 2 и шкив 3 можно временно соединить между собой механически путём сжатия их между собой тремя болтами М8x20. Для этого, вращая вентилятор, совместите пазы 5 в диске 2 с резьбовыми отверстиями в шкиве 3, затем вверните в отверстия болты с пружинными и плоскими шайбами. При первой же возможности неисправную катушку замените, а болты выверните.
Для вязкостной муфты:
Включение вентилятора происходит автоматически при достижении температуры воздуха на выходе из вентилятора 61...67°С. Отключение происходит при понижении температуры воздуха до 40...45°С.
ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЯ
При срабатывании индикатора или загорании контрольной лампы засоренности воздухоочистителя, расположенной на щитке приборов, замените фильтрующий элемент.
ЗАМЕНА ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ФИЛЬТРА ОЧИСТКИ МАСЛА
Заменяйте фильтрующие элементы фильтра очистки масла при обслуживании в таком порядке:
1. Выверните сливные пробки на обоих колпаках и слейте масло в емкость.
2. Отверните колпаки ключом S=27 за бобышку.
3. Выньте элементы из колпаков.
4. Промойте дизельным топливом внутреннюю полость колпаков (см. рис. Фильтр масляный с теплообменником).
5. Установите новые фильтроэлементы: полнопоточный - в большой колпак (ближе к вентилятору), частичнопоточный - в меньший (фильтроэлементы не взаимозаменяемые); рекомендуется при обслуживании использовать фильтроэлементы, изготавливаемые предприятиями, имеющими официальное заключение ОАО "КАМАЗ" на поставку в запасные части. Далее залейте в каждый колпак по 1л чистого моторного масла, смажьте резьбу на колпаках и уплотнительные кольца моторным маслом, заверните колпаки в корпус ключом моментом 50-70 Н.м (5-7 кгс.м).
6. Проверьте на работающем двигателе, нет ли течи масла в соединениях, при обнаружении проведите подтяжку или замените уплотнительные кольца.
Фильтр масляный с теплообменником
ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА В КАРТЕРЕ ДВИГАТЕЛЯ
Проверяйте через 4-5 мин. после останова двигателя. Уровень масла должен быть около отметки «В» измерительного щупа (см. рис. Проверка уровня маслав картере двигателя). При необходимости долейте масло до отметки «В» через маслозаливную горловину, очистив ее.
Примечание: объем масла между отметками «В» и «Н» измерительного щупа составляет 4 л.
Проверка уровня масла в картере двигателя: 1 - маслозаливная горловина; 2 - щуп
ЗАМЕНА МАСЛА В СИСТЕМЕ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ
1. Прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70-90°С, остановите двигатель и слейте масло, вывернув из картера пробку 1 (см. рис. Пробка слива масла) сливного отверстия.
2. Залейте масло через маслозаливную горловину в картер двигателя до отметки «В» на измерительном щупе.
3. Пустите двигатель и дайте ему поработать 5 мин. на минимальных оборотах холостого хода.
4. Остановите двигатель и через 4-5 мин. долейте масло до отметки «В».
Пробка слива масла
ПРОВЕРКА УРОВНЯ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Уровень проверяйте на холодном двигателе визуально, ориентируясь на метки на бачке «MIN-MAX» (см. рис. Уровень охлаждающейжидкости в расширительном бачке и Расширительный бачок).
Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке
Оптимальное положение уровня охлаждающей жидкости (ОЖ) посередине между «MIN» и «МАХ», что соответствует объему жидкости, равному примерно 0,5 объема бачка. При необходимости снимите пробку и долейте ОЖ.
Неисправные клапаны и прокладки пробки бачка, течи в соединениях системы охлаждения и недостаточный уровень охлаждающей жидкости приводят к кавитационному разрушению жидкостного насоса и блока.
Расширительный бачок: 1 - заливная горловина
При появлении в дорожных условиях неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, можно в системе охлаждения добавить чистую воду, но при первой же возможности выполните ремонт системы и замените охлаждающую жидкость.
Для двигателей Cummins уровень жидкости проверяйте на холодном двигателе визуально, ориентируясь на смотровое окно в бачке (см. рис. Проверкауровня охлаждающей жидкости в расширительномбачке). Нормальный уровень охлаждающей жидкости проходит по центру прозрачного окна. Если жидкость в окне не видна, долейте до нормального уровня через заливную горловину, откинув кабину.
Если прозрачное окно покрылось накипью, то открутите накидную гайку, выньте окно и очистите его, избегая механического воздействия, т. к. окно легко царапается, или замените его.
Проверка уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке: 1 - окно смотровое; 2 - гайка накидная; 3 - горловина заливная
Причина неисправности Способ устранения | |
Двигатель не пускается | |
При включенном стартере отсутствие контакта в цепи электромагнита устройства, предотвращающего несанкционированный пуск двигателя | Восстановите контакт в цепи |
Замените электромагнит | |
Отсутствие топлива в баке | Заполните топливный бак, прокачайте систему питания топливом |
Наличие воздуха в системе питания топливом | Устраните негерметичность, прокачайте систему |
Нарушение регулировки угла опережения впрыскивания топлива | Отрегулируйте угол |
Замерзание воды, попавшей в топливные трубки или на сетку заборника топливного бака | Осторожно прогрейте топливные фильтры, трубки и бак ветошью, смоченной горячей водой или паром, нельзя пользоваться открытым пламенем для подогрева |
Двигатель не развивает необходимой мощности, работает неустойчиво, повышенное дымление | |
Засорение воздушного фильтроэлемента или колпака воздухозаборника | Проведите техническое обслуживание воздухоочистителя |
Недостаточная подача топлива | Замените элементы фильтра тонкой очистки топлива, промойте фильтр грубой очистки, подтяните соединения в топливных трубках |
Нарушение регулировки угла опережения впрыскивания топлива | Отрегулируйте угол опережения впрыскивания топлива |
Засорение форсунки (закоксовка отверстий распылителя, зависание иглы) или нарушение ее регулировки | Промойте форсунку, проверьте и при необходимости отрегулируйте, при необходимости замените распылители форсунок |
Нарушение регулировки привода рычага управления регулятором (рычаг управления не доходит до болта ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала) | Проверьте и отрегулируйте привод регулятора |
Нарушение регулировки тепловых зазоров в механизме газораспределения | Отрегулируйте зазоры |
Ослабление крепления трубки высокого давления | Подтяните гайку крепления трубки |
Загустевание топлива (в холодный период времени) | Замените элементы фильтра тонкой очистки топлива, замените топливо на соответствующее сезону; прокачайте систему питания топливом |
Низкое давление нагнетаемого воздуха: - утечка воздуха через соединения впускного тракта (тройник - турбокомпрессор - патрубок впускной - коллектор впускной - патрубок объединительный - коллектор впускной - головки цилиндров); - прорыв газов в соединениях выпускного тракта (головки цилиндров - коллектор выпускной -патрубок выпускной - корпус турбины); - заедание ротора турбокомпрессора; - загрязнение выпускного и впускного трактов, проточных частей компрессора и турбины | Подтяните соединения, при необходимости замените прокладки, соединительные шланги Подтяните соединения, при необходимости замените прокладки Замените турбокомпрессор Очистите трубопроводы, снимите турбокомпрессор и удалите отложения с проточных частей |
Посторонний шум в турбокомпрессоре | |
Задевание ротора о корпусные детали | Подтяните болты крепления корпусов турбины и компрессора. Проверьте отсутствие задеваний ротора при его крайних положениях; при задеваниях ротора замените турбокомпрессор. Если шум не исчез, турбокомпрессор снимите для технического обслуживания |
Высокочастотный шум (свист) | |
Нарушена герметичность впускного тракта двигателя | Подтяните болты и гайки крепления деталей системы, при необходимости замените прокладки |
Повышенный расход масла | |
Длительная работа двигателя на оборотах холостого хода | Без необходимости не работайте на оборотах холостого хода двигателя |
Утечка масла через соединения в смазочной системе турбокомпрессора | Подтяните соединения, при необходимости замените прокладки и уплотнительные резиновые кольца |
Утечки масла через неплотности в смазочной системе | Проверьте состояние технологических заглушек, пробок, затяжку крепежных деталей в местах соединений, состояние уплотнительных колец и прокладок |
Засорение воздухоочистителя или колпака воздухозаборника | Проведите обслуживание воздухоочистителя или очистите сетку колпака |
Понижение давления в смазочной системе | |
Неисправность указателя или датчика давления масла | Проверьте исправность указателя или датчика давления масла |
Низкий уровень масла в масляном картере | Проверьте и при необходимости долейте масло до отметки «В» |
Применение масла не соответствующей вязкости | Замените масло на соответствующее химмотологической карте |
Загрязнение фильтрующих элементов масляного фильтра | Замените фильтрующие элементы |
Засорение заборника масляного насоса | Промойте заборник |
Высокая температура масла (более 115°С) | Проверьте работу термоклапана включения теплообменника, при необходимости замените термосиловой датчик |
Стук при работе двигателя | |
Раннее впрыскивание топлива в цилиндры | Отрегулируйте угол опережения впрыскивания топлива |
Повышенные тепловые зазоры в механизме газораспределения | Отрегулируйте зазоры |
Повышенная температура жидкости в системе охлаждения | |
Неисправность указателя или датчика температуры охлаждающей жидкости | Проверьте исправность указателя или датчика температуры охлаждающей жидкости |
Слабое натяжение или обрыв ремней привода водяного насоса | Натяните или замените ремни |
Неисправность термостатов | Замените термостаты |
Загрязнение сердцевины радиатора | Очистите от грязи сердцевину радиатора |
Повышенный расход охлаждающей жидкости | |
Повреждение радиатора | Устраните повреждение или замените радиатор |
Течь жидкости через торцовое уплотнение водяного насоса | Замените торцовое уплотнение |
Технические характеристики двигателей КамАЗ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |||||
Модель двигателя | 7403.10 | 740.11-240 | 740.13-260 | ||
Тип двигателя | c вoспламенением от сжатия | ||||
Число тактов | Четыре | ||||
Количество цилиндров | Восемь | ||||
Расположение цилиндров | V-образное, угол развала 900 | ||||
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 | ||||
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 120 x 120 | ||||
Рабочий объем, л | 10,85 | ||||
Номинальная мощность брутто, кВ (л.с) | 191 (260) | 176(240) | 191(260) | ||
Maксимальный крутящий момент брутто, Нм (кгс.м) | 785 (80) | 833(85) | 931(95) | ||
Частота вращения коленчатого вала, мин-1: - номинальная | 2600 | 2200 | 2200 | ||
при максимальном крутящем моменте | 1600-1800 | 1200-1600 | 1300-1500 | ||
на холостом ходу, не более: - минимальная | 600+50 | 600+50 | 600+50 | ||
максимальная | 2930-80 | 2530-80 | 2530-80 | ||
Модель ТНВД | 334 | 337-40 | 337-42 | ||
Модель форсунки | 271 | 273-30 | 273-30 | ||
Давление начала подъема иглы форсунки,МПа (кгс/см2): - в эксплуатации,не менее | 20.08 (215) | 19.6 (200) | 19.6 (200) | ||
новой (заводской регулировки) | 22.95-23.73 (234-242) | 21.4-22.4 (218-228) | 21.37-22.36 (218-228) | ||
Система наддува двигателя газотурбинная с двумя турбокомпрессорами | TKP 7H-1 | TKP 7H-1 | TKP 7С-9 | TKP 7С-9 | S2B/7624ТAE/ 1.00D9 "Schwitzer" |
Диапазон подачи воздуха через компрессор, кг/сек | 0.05 – 0.18 | 0.05 – 0.18 | 0.05 – 0.2 | 0,05-0,2 | |
Давление наддувочного воздуха после компрессора (избыточное), кПа(кгс/см2), при номинальной мощности двигателя, не менее | 60 (0.6) | 60 (0.6) | 80 (0.8) | 90 (0.9) | 100 (1.0) |
Частота вращения ротора при номинальной мощности двигателя, мин-1 | 80000 - 90000 | 90000 - 100000 | |||
Температура газов на входе в турбину,°С: - допускаемая в течение 1часа | 700 | 700 | 750 | 750 | |
допускаемая без ограничения во времени | 650 | 650 | 700 | 700 | |
Давление избыточного смазочного масла на входе в турбокомпрессор,кПа(кгс/см2): - под нагрузкой | 294…442 (3,0-4,5) | ||||
- на двигателе без нагрузки, не менее | 98 (1.0) |
РАЗДЕЛ 2 ДВИГАТЕЛЬ
ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ
Долговечность Вашего двигателя всецело зависит от его своевременного технического обслуживания.
Соблюдайте периодичность проведения обслуживания в полном объеме.
Ведите постоянный учет проведенных операций обслуживания в сервисных талонах "Сервисной книжки" изделия.
Перед эксплуатацией двигателя внимательно изучите настоящее руководство и, в дальнейшем, соблюдайте изложенные в нем рекомендации.
Для обеспечения безупречной работы двигателя применяйте запасные части только производства ОАО "КАМАЗ" или предприятий-изготовителей, с которыми ОАО "КАМАЗ" имеет соответствующие соглашения. Установка различного навесного оборудования и механизмов на двигатель допускается только при письменном согласии НТЦ ОАО «КАМАЗ». В противном случае двигатель не подлежит гарантийному обслуживанию.
При эксплуатации двигателя применяйте марки топлив, смазочных материалов и охлаждающих жидкостей в соответствии с требованиями, приведенными в химмотологической карте настоящего руководства.
Следите за состоянием фильтрующих элементов воздушного, топливного и масляного фильтров.
Ежедневно проверяйте состояние трубопроводов и соединений. Не допускайте подтеканий охлаждающей жидкости, топлива и масла. Своевременно очищайте от пыли и грязи все части двигателя от загрязнения.
При загорании лампы-сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе, остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.
Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока цилиндров предохраняйте резьбовые отверстия, особенно под болты крепления головок цилиндров, от попадания в них жидкости или загрязнений при разборке двигателя.
Следите за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя - при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.
При появлении неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, допускается заливка в систему охлаждения воды только на время, необходимое для доставки изделия к месту ремонта. Постоянное использование воды в системе охлаждения запрещается.
При проведении электросварочных работ непосредственно на изделии, с целью предотвращения выхода из строя реле регулятора напряжения генератора и электронной системы управления двигателем, отсоедините провода от:
- клеммы "плюс" генератора;
- клемм «плюс» и «минус» аккумуляторной батареи;
- разъемов электронного блока управления двигателем.
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ
Двигатель, сцепление и коробка передач соединены в одном блоке, называемом силовым агрегатом (рис. 2-1).
На автомобилях КАМАЗ-4350, КАМАЗ-43501, КАМАЗ-5350, КАМАЗ-53501, КАМАЗ-53504, КАМАЗ-6350, КАМАЗ-63501, КАМАЗ-6450 применяются:
- двигатели моделей КАМАЗ-740.50-360; КАМАЗ-740.30-260; КАМАЗ-740.31-240; КАМАЗ-740.11-240;
- сцепления моделей КАМАЗ-142; КАМАЗ-19; ЯМЗ-184, MFZ-430;
-коробки передач моделей КАМАЗ-154, КАМАЗ-161, КАМАЗ-144, ЯМЗ-2392 и ZF 16S151.
Рис. 2-1. Силовой агрегат, вид справа:1- коробка передач; 2 - турбокомпрессор; 3 - фильтр топливный; 4 - маслоналивная горловина; 5 - расширительный бачок; 6 - рычаг переключения передач; 7 - генератор; 8 - кольцевой вентилятор; 9 - фильтр масляный полнопоточный; 10 - фильтр масляный частичнопоточный; 11 - водомасляный теплообменник; 12 - масляный картер.
Подвеска силового агрегата
Подвеска силового агрегата эффективно снижает ударные нагрузки при движении по неровностям дороги и полностью гасит реактивные моменты, возникающие при работе двигателя. Она состоит из передней, двух задних и одной поддерживающей опоры.
Передняя опора (рис. 2-2) к лонжеронам 2 рамы крепится через кронштейны 1 и 7 с помощью болтов. Силовой агрегат к передней опоре крепится через кронштейны 5.
Снижение ударных нагрузок и гашение реактивных моментов происходит с помощью двух амортизаторов. Каждый амортизатор представляет собой резиновую подушку 8, запрессованную в кронштейн передней опоры.
Рис. 2-2. Передняя опора силового агрегата: 1,7- кронштейн передней опоры; 2 - лонжерон рамы; 3 - кронштейн ограничителя подъема кабины; 4 - двигатель; 5 - кронштейн передней опоры; 6, 10 - опорные шайбы; 8 - подушка передней опоры; 9 - болт.
Задние опоры (рис. 2-3) расположены с обеих сторон картера сцепления. Каждая из опор состоит из кронштейна 4, который прикреплен шестью болтами к картеру сцепления; башмака 3, соединенного с кронштейном 4 стяжным болтом 5; кронштейна 2, который охватывает башмак и присоединен болтами к лонжерону рамы, крышки 6. Между башмаком, крышкой и кронштейном расположена резиновая подушка 7, выполняющая функцию гасителя колебаний.
Башмак, изготовленный из алюминиевого сплава, предохраняет от смятия запрессованная в него стальная втулка 8. Между крышкой 6 и кронштейном 1 установлена регулировочная прокладка 9.
Рис. 2-3. Задняя опора силового агрегата: 1 - лонжерон рамы; 2 - кронштейн задней опоры; 3 - башмак задней опоры силового агрегата; 4 - задний кронштейн крепления силового агрегата; 5 - стяжной болт; 6 - крышка задней опоры; 7 - резиновая подушка; 8 - стальная втулка; 9 - регулировочная прокладка; 10 - кронштейн трубки компрессора.
Поддерживающая опора
Поддерживающая опора (рис. 2-4) имеет амортизатор с малой жесткостью и служит для гашения колебаний, возникающих при движении по плохим дорогам. В спокойном состоянии она не нагружена.
Балка поддерживающей опоры силового агрегата крепится двумя болтами к коробке передач сверху. На концах балки поддерживающей опоры круглые резиновые амортизаторы 6, через которые балка соединяется с кронштейнами 2 поддерживающей опоры. Кронштейны болтами соединяются с лонжеронами рамы.
Рис. 2-4. Поддерживающая опора силового агрегата:1,7,8 - гайка; 2 - лонжерон рамы; 3 - проставка; 4 - кронштейн балки поддерживающей опоры; 5 - балка поддерживающей опоры; 6 - регулировочные шайбы; 9 - накладка подушки; 10 - обойма подушки; 11 - подушка подвески.
Техническое обслуживание подвески силового агрегата
При техническом обслуживании выполняются следующие операции:
- затянуть болты и гайки крепления передних и задних опор силового агрегата;
- затянуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к лонжерону рамы (резьба M12), гайки крепления поддерживающей опоры к балке (резьба M16) и болты крепления балки к коробке передач (резьба M16);
- проверить состояние резиновых амортизаторов и регулировку положения поддерживающей опоры. Разгрузку резинового амортизатора при регулировании осуществлять удалением регулировочных шайб.
Ремонт
Для снятия силового агрегата с автомобиля следует:
- отсоединить выводы «+» и «-» аккумуляторной батареи;
- поднять переднюю облицовочную панель кабины;
- снять буфер;
- наклонить кабину на 61°;
- отсоединить выводы проводов и штекер от генератора;
- отсоединить выводы проводов и штекеры: датчиков температуры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), датчика сигналов заднего хода, спидометра, факельных свечей (2 шт.), клапана ЭФУ;
- снять воздухопровод, соединяющий влагомаслоотделитель с компрессором;
- ослабить хомут крепления рукава к соединительному патрубку теплообменника системы охлаждения надувочного воздуха двигателя и отсоединить рукава;
- вывернуть болты крепления соединительных патрубков к теплообменнику, снять их;
- вывернуть болты крепления крыльчатки вентилятора, снять ее и оставить в нише кожуха вентилятора, прислонив к радиатору;
- ослабить хомут крепления верхнего рукава радиатора на водяной коробке двигателя и отсоединить рукав;
- ослабить хомут крепления шланга, соединяющего верхний бачок радиатора с трубкой к расширительному бачку, и отсоединить шланг;
- отвернуть болты крепления подводящего патрубка к водяному насосу и отсоединить патрубок;
- отсоединить воздушный фильтр;
- отсоединить питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами;
- отсоединить толкатель привода управления подачей топлива и снять пружину;
- отсоединить и снять трубки, подводящие воздух к редукционному клапану и к ПГУ привода сцепления;
- вывесить автомобиль на подъемнике для выполнения операций снизу;
- слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения;
- слить масло из картера двигателя;
- слить масло из картера коробки передач;
- отсоединить левый и правый приемные патрубки от турбокомпрессора, для чего отвернуть гайки крепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору;
- отсоединить от стартера вывод «-», провод и вывод «+» от тягового реле;
- отсоединить прижимы масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;
- отсоединить трубку отопителя кабины от радиатора и двигателя, отвернуть кронштейн и снять трубопровод;
- отсоединить маслопроводы низкого и высокого давления гидроусилителя рулевого управления;
- отсоединить трубопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы;
- отсоединить гидропривод ПГУ сцепления;
- снять ПГУ сцепления;
- отсоединить передний конец карданного вала промежуточного моста от коробки передач, отвернув гайки М16 и вынув болты;
- вывернуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;
- опустить автомобиль с подъемника;
- вывернуть болты крепления передней опоры двигателя;
- отвернуть самоконтрящиеся гайки М20 болтов крепления задних опор двигателя и вынуть болты;
- зацепить захваты подъемно-транспортного приспособления за два рыма двигателя и задний рым-болт коробки передач, снять силовой агрегат автомобиля, установить его на подставку.
Для установки силового агрегата на автомобиль нужно:
- при помощи подъемно-транспортного приспособления снять силовой агрегат с подставки и установить его на автомобиль;
- совместить отверстия задних опор двигателя с отверстиями кронштейнов задних опор, вставить болты М20 и закрепить опоры;
- ввернуть болты М12 в отверстия передней опоры двигателя и затянуть их;
- установить крыльчатку вентилятора и закрепить ее четырьмя болтами;
- подсоединить трубку, соединяющую расширительный бачок с радиатором;
- подсоединить верхний патрубок радиатора к двигателю шлангом;
- подсоединить шланг обогрева кабины к двигателю;
- подсоединить верхний рукав радиатора к водяной коробке, затянуть хомут крепления рукава;
- соединить шланг трубки расширительного бачка с патрубком на верхнем бачке радиатора, затянуть хомут;
- подсоединить подводящий патрубок, к водяному насосу закрепив его двумя болтами;
- подсоединить патрубки к теплообменнику ОНВ рукавами к двигателю, предварительно закрепив болтами к теплообменнику, затянуть хомут рукава соединяющего патрубок теплообменника и патрубок, подходящий к впускному коллектору;
- подсоединить толкатель управления подачей топлива;
- подсоединить маслопровод высокого и низкого давления к гидроусилителю рулевого механизма, долить масло до уровня;
- подсоединить питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами;
- установить воздухопровод, соединяющий компрессор с влагомаслоотделителем;
- подсоединить воздухопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы;
- установить воздухопроводы, подводящие воздух к редукционному клапану и к сцеплению;
- установить воздушный фильтр;
- подсоединить выводы проводов и штекеры: датчиков температуры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), установить датчик давления масла, датчик сигналов заднего хода спидометра, штифтовых свечей (2 шт.), генератора, клапана ЭФУ;
- поднять автомобиль с помощью подъемника;
- установить маслопровод, соединяющий масляный радиатор с картером двигателя;
- залить масло в картер двигателя;
- залить охлаждающую жидкость в систему охлаждения;
- прокачать топливную систему ручным подкачивающим насосом;
- опустить кабину, предварительно вставьте палец, в ограничитель наклона кабины и зашплинтовать замки;
- поставить буфер;
- опустить переднюю облицовочную панель;
- поставить и закрепить прижимы крепления масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;
- подсоединить к стартеру вывод «-», провод и вывод «+» к тяговому реле;
- подсоединить гидропривод ПГУ сцепления;
- ввернуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;
- подсоединить левый и правый приемные патрубки к турбокомпрессору, для чего ввернуть гайки сцепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору;
- подсоединить передний конец карданного вала промежуточного моста к коробке передач, вставив в отверстия фланцев болты М16 и завернув гайки;
- опустить автомобиль с подъемника;
- прокачать сцепление и долить жидкость до уровня;
- подсоединить выводы аккумуляторных батарей;
- пустить двигатель, проверить его работу и отсутствие подтекания охлаждающей жидкости и масла.
ДВИГАТЕЛИ КАМАЗ-740.50-360; КАМАЗ-740.30-260; КАМАЗ-740.31 -240; КАМАЗ-740Л1-240 Техническая характеристика двигателей.
Таблица 2-1.
Наименование параметра, характеристика и единица измерения | Модель | |||
740.50-360 | 740.30-260 | 740.31-240 | 740.11-240 | |
Тип двигателя | четырехтактный, с воспламенением от сжатия | |||
Тип рабочего процесса | непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания, расположенную в поршне | |||
Расположение цилиндров | V-образное, с углом развала 90° | |||
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 | |||
Направление вращения коленчатого вала | правое (против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика) | |||
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм | 120x130 | 120x120 | ||
Рабочий объем, л. | 11,76 | 10,85 | ||
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 265 (360) | 191 (260) | 176 (240) | |
Максимальный крутящий момент, Н-м (кгс-м) | 1470(150) | 1079(110) | 932 (95) | 833 (85) |
Установочный угол опережения впрыскивания топлива, град. | 11+1 | |||
Частота вращения коленчатого вала, мин’1: - номинальная - при максимальном крутящем моменте - на холостом ходу: - минимальная - максимальная | ||||
2200±50 | ||||
1300-1500 | 1200-1400 | 1100-1500 | 1200-1600 | |
600±20 | 600в50 | |||
2530-80 | ||||
Количество клапанов в головке цилиндра | 2 (впускной и выпускной) | |||
Зазоры на холодном двигателе, между коромыслами и стержнями клапанов | впускных - 0,25...0,30 мм; выпускных - 0,35...0,40 мм. | |||
Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2): - номинальной; - минимальной холостого хода, не менее | 392...539 (4...5,5) 98(1,0) | |||
Форсунка модели с распылителем «ЯЗДА» | ||||
273-20 | 273-31 | |||
273-20 | 273-30 | |||
Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2) | 24,52...25,72 (250...262) | |||
Топливный насос высокого давления (ТНВД) модели | 337-50.02 | 337-50.01 | 337-50.03 | 337-50.05 |
Система наддува | газотурбинная, с двумя турбокомпрессорами и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух». | газотурбинная, с двумя турбокомпрессорами |
Рис. 2-5. Общий вид двигателей.
ДВИГАТЕЛИ КАМАЗ-740.50-360, КАМАЗ-740.30-260, KAMA3-740.31-240, КАМАЗ-740.11-240 И ИХ СИСТЕМЫ
Двигатели КАМАЗ-740.50-360, КАМАЗ-740.30-260, КАМАЗ-740.31-240 четырехтактные с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух». По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатель соответствует требованиям правил ЕЭК ООН (EURO-2).
Двигатели КАМАЗ-740.11-240 четырехтактные с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом. По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатель соответствует требованиям правил ЕЭК ООН (EURO-1).
Общий вид, продольный и поперечный разрезы двигателей приведены на рис. 2-5...2-7.
Рис. 2-6. Продольный разрез двигателя с ОНВ:1 - топливный насос высокого давления (ТНВД); 2 - привод ТНВД; 3 - компрессор; 4 - фильтр тонкой очистки топлива; 5 - картер агрегатов; 6 - турбокомпрессор; 7 - маховик; 8 - картер маховика; 9 - картер масляный; 10 - пробка слива масла; 11 - желоб маслораспределительный; 12 - коленчатый вал; 13 - форсунка охлаждения поршня; 14 - масляный насос; 15 - гаситель крутильных колебаний; 16 - шкив коленчатого вала; 17 - вал распределительный; 18 - вентилятор с муфтой.
Рис. 2-7. Поперечный разрез двигателя:
1 - коллектор выпускной; 2 - головка цилиндра; 3 - блок цилиндров; 4 - поршень; 5 - стартер; 6 - фильтр масляный; 7 - водомасляный теплообменник; 8 - форсунка; 9 - маслоналивная горловина; 10 - коллектор впускной; 11 - труба подводящая; 12 - насоса гидроусилителя руля; 13 - привод управления регулятором ТНВД.Раздел 2. ДВИГАТЕЛЬ
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ
Двигатель, сцепление и коробка передач соединены в одном блоке, называемом силовым агрегатом (рис. 2-1).
На автомобилях КАМАЗ 4308 применяются:
- двигатель модели CUMMINS В 5,9 180 CIV-0;
- сцепление модели MEZ 350 фирмы ZE&SACHS (Германия);
- коробка передач модели КАМАЗ-141.
Рис. 2-1. Силовой агрегат, вид слева: 1 - двигатель; 2 - сцепление; 3 - коробка передач.
Подвеска силового агрегата
Подвеска силового агрегата эффективно снижает ударные нагрузки при движении по неровностям дороги и полностью гасит реактивные моменты, возникающие при работе двигателя. Она состоит из передней, двух задних и одной поддерживающей опоры.
Передняя опора 1 (рис. 2-2) с подушками к лонжеронам рамы крепится через стойки 8, 10 и кронштейны 11 с помощью болтов.
Снижение ударных нагрузок и гашение реактивных моментов происходит с помощью двух амортизаторов. Каждый амортизатор представляет собой резиновую подушку, запрессованную в переднюю опору.
Задние опоры (рис. 2-3) расположены с обеих сторон картера маховика. Каждая из опор состоит из кронштейна 3, который прикреплен четырьмя болтами к лонжерону рамы и кронштейна 4, прикрепленного четырьмя болтами к картеру маховика. Между кронштейнами 3 и 4 расположена резиновая подушка, выполняющая функцию гасителя колебаний.
Поддерживающая опора.
Поддерживающая опора (рис. 2-4) имеет амортизатор с малой жесткостью и служит для гашения колебаний, возникающих при движении по плохим дорогам. В спокойном состоянии она не нагружена. Разгрузка осуществляется за счет установки регулировочных шайб 45.
Амортизатор представляет собой резиновую подушку 18, через которую соединяются балка 16 поддерживающей опоры с кронштейном 6 поддерживающей опоры силового агрегата.
Рис. 2-2. Передняя опора: 1 - опора передняя с по душками; 8, 10 - стойка передней опоры; 11 - кронштейн передней опоры; 12 - шайба опорная; 21 - шпилька; 32, 33 - болт; 40, 41 - гайка; 47,48 - шайба пружинная.
Рис. 2-3. Задняя опора силового агрегата: 3,4 - кронштейн задней опоры; 12 - шайба опорная; 27, 40 - гайка; 32, 37 — болт; 47 - шайба пружинная.
Балка поддерживающей опоры силового агрегата крепится двумя болтами 34 к кронштейнам 5 поддерживающей опоры. Кронштейны 5 поддерживающей опоры болтами 30 крепятся к поперечине рамы.
К коробке передач кронштейн 6 крепится болтами.
Рис. 2-4. Поддерживающая опора силового агрегата: 5 - кронштейн поддерживающей опоры; 6 - кронштейн поддерживающей опоры силового агрегата; 16 - балка поддерживающей опоры; 18 - подушка поддерживающей опоры; 19 - накладка подушки; 20 - обойма подушки; 26 - гайка; 30, 34 - болт, 45 - шайба плоская регулировочная.
Техническое обслуживание подвески силового агрегата
Периодичность выполнения операций по техническому обслуживанию приведена в «Сервисной книжке».
При техническом обслуживании выполняются следующие операции:
- закрепить опоры силового агрегата;
- проверить состояние резиновых амортизаторов и регулировку положения поддерживающей опоры. Разгрузку резинового амортизатора при регулировании осуществлять удалением регулировочных шайб.
Ремонт
Для снятия силового агрегата с автомобиля КАМАЗ 4308:
- отсоединить выводы «+» и «—» аккумуляторной батареи;
- поднять переднюю облицовочную панель кабины;
- снять буфер;
- наклонить кабину на 61°;
- отсоединить выводы проводов и штекер от генератора;
- отсоединить выводы проводов и штекеры: датчиков температуры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), датчика сигналов заднего хода, спидометра, факельных свечей (2 шт.), клапана ЭФУ;
- снять воздухопровод, соединяющий влагомаслоотделитель с компрессором;
- ослабить хомут крепления рукава к соединительному патрубку теплообменника системы охлаждения надувочного воздуха и отсоединить рукава;
- вывернуть болты крепления соединительных патрубков к теплообменнику, снять их;
- вывернуть болты крепления крыльчатки вентилятора, снять ее и оставить в нише кожуха вентилятора, прислонив к радиатору;
- ослабить хомут крепления верхнего рукава радиатора на водяной коробке двигателя и отсоединить рукав;
- ослабить хомут крепления шланга, соединяющего верхний бачок радиатора с трубкой к расширительному бачку, и отсоединить шланг;
- отвернуть болты крепления подводящего патрубка к водяному насосу и отсоединить патрубок;
- отсоединить воздушный фильтр;
- отсоединить питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами;
- отсоединить толкатель привода управления подачей топлива и снять пружину;
- отсоединить и снять трубки, подводящие воздух к редукционному клапану и к ПГУ привода сцепления;
- вывесить автомобиль КАМАЗ 4308 на подъемнике для выполнения операций снизу;
- слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения;
- слить масло из картера двигателя;
- слить масло из картера коробки передач;
- отсоединить левый и правый приемные патрубки от турбокомпрессора, для чего отверните гайки крепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору;
- отсоединить от стартера вывод «-», провод и вывод «+» от тягового реле;
- отсоединить прижимы масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;
- отсоединить трубку отопителя кабины от радиатора и двигателя, отвернуть кронштейн и снять трубопровод;
- отсоединить маслопроводы низкого и высокого давления гидроусилителя рулевого управления;
- отсоединить трубопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы;
- отсоединить гидропривод ПГУ сцепления;
- снять ПГУ сцепления;
- отсоединить передний конец карданного вала промежуточного моста от коробки передач, отвернув гайки M16 и вынув болты;
- вывернуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;
- опустить автомобиль КАМАЗ 4308 с подъемника;
- вывернуть болты крепления передней опоры двигателя;
- отвернуть самоконтрящиеся гайки М20 болтов крепления задних опор двигателя и выньте болты;
- зацепить захваты подъемно-транспортного приспособления за два рыма двигателя и задний рым-болт коробки передач, снять силовой агрегат автомобиля, установить его на подставку.
Для установки силового агрегата на автомобиль КАМАЗ 4308:
- при помощи подъемно-транспортного приспособления снять силовой агрегат с подставки и установить его на автомобиль КАМАЗ 4308;
- совместить отверстия задних опор двигателя с отверстиями кронштейнов задних опор, вставить болты М20 и закрепить опоры;
- ввернуть болты М12 в отверстия передней опоры двигателя и затянуть их;
- установить крыльчатку вентилятора и закрепить ее четырьмя болтами;
- подсоединить трубку, соединяющую расширительный бачок с радиатором;
- подсоединить верхний патрубок радиатора к двигателю шлангом;
- подсоединить шланг обогрева кабины к двигателю;
- подсоединить верхний рукав радиатора к водяной коробке, затянуть хомут крепления рукава;
- соединить шланг трубки расширительного бачка с патрубком на верхнем бачке радиатора, затянуть хомут;
- подсоединить подводящий патрубок к водяному насосу закрепив его двумя болтами;
- подсоединить патрубки к теплообменнику ОНВ рукавами к двигателю, предварительно закрепив болтами к теплообменнику, затянуть хомут рукава соединяющего патрубок теплообменника и патрубок подходящий к впускному коллектору;
- подсоединить толкатель управления подачей топлива;
- подсоединить маслопровод высокого и низкого давления к гидроусилителю рулевого механизма, долить масло до уровня;
- подсоединить питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами;
- установить воздухопровод, соединяющий компрессор с влагомаслоотделителем;
- подсоединить воздухопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы;
- установить воздухопроводы, подводящие воздух к редукционному клапану и к сцеплению;
- установить воздушный фильтр;
- подсоединить выводы проводов и штекеры: датчиков температуры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), установить датчик давления масла, датчик сигналов заднего хода спидометра, штифтовых свечей (2 шт.), генератора, клапана ЭФУ;
- поднять автомобиль с помощью подъемника;
- установить маслопровод, соединяющий масляный радиатор с картером двигателя;
- залить масло в картер двигателя;
- залить охлаждающую жидкость в систему охлаждения;
- прокачать топливную систему ручным подкачивающим насосом;
- опустить кабину, предварительно вставить палец, в ограничитель наклона кабины и зашплинтовать замки;
- поставить буфер;
- опустить переднюю облицовочную панель;
- поставить и закрепить прижимы крепления масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;
- подсоединить к стартеру вывод «-», провод и вывод «+» к тяговому реле;
- подсоединить гидропривод ПГУ сцепления;
- ввернуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;
- подсоединить левый и правый приемные патрубки к турбокомпрессору, для чего вверните гайки сцепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору;
- подсоединить передний конец карданного вала промежуточного моста к коробке передач, вставив в отверстия фланцев болты М16 и завернув гайки;
- опустить автомобиль КАМАЗ 4308 с подъемника;
- прокачать сцепление и долить жидкость до уровня;
- подсоединить выводы аккумуляторных батарей;
- пустить двигатель, проверить его работу и отсутствие подтекания охлаждающей жидкости и масла.
ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ CUMMINS В 5,9 180 CIV-0;
Технические характеристики, требования по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту приведены в «Руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателей Камминз серии В». Данное руководство прикладывается к каждому автомобилю с двигателем Камминз.