Назад

Электрооборудование

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

На двигателе применена система зажигания высокой энергии со статическим (бесконтактным) распределением высоковольтной энергии и электронным управлением моментом искрообразования (рисунок 38), которая включает:

- двухканальные двухискровые катушки зажигания Bosch 0221503001;

- высоковольтные провода;

- свечи зажигания Brisk SL15YC.

Электронный блок управления принимает опорные сигналы с датчика положения коленчатого вала. Отсутствие двух зубьев (двух опорных импульсов) на зубчатом венце противовеса коленчатого вала (рисунок 34) позволяет синхронизировать положение верхней мертвой точки (ВМТ) первого цилиндра. На основе рассчитанных значений частоты вращения и показаний датчиков системы, электронный блок управления выдает сигнал на реализацию искрообразования в соответствующем цилиндре. Используя информацию о напряжении питания системы управления, электронный блок корректирует время подключенного состояния первичной обмотки катушки зажигания к источнику питания, которое определяет время накопления энергии в катушках зажигания, необходимой для полноценного искрообразования. Отсутствие подвижных деталей не требует обслуживания системы зажигания.

Рисунок 38 - Схема нумерации цилиндров и расположения высоковольтных проводов.

Для статического (бесконтактного) распределения высоковольтного напряжения применяются две двухканальные двухискровые катушки зажигания. Одна из них вырабатывает высоковольтные импульсы на свечи зажигания: первый канал - для 1-го и 6-го цилиндров; второй канал - для 5-го и 3-го цилиндров. Вторая катушка: третий канал для - 4-го и 7-го цилиндров; четвертый канал - для 2-го и 8-го цилиндра. Причем, искровой разряд происходит одновременно на двух свечах зажигания соответствующего канала. Катушки установлены в развале блока цилиндров (рисунок 38).

Для соединения катушек зажигания со свечами зажигания должны использоваться высоковольтные провода с распределенным помехоподавляющим сопротивлением не менее 2000 Ом/м.

Места соединений высоковольтных проводов и наконечников катушек зажигания, высоковольтных проводов должны иметь надежную защиту в виде резиновых чехлов с хорошей электрической изоляцией.

От состояния высоковольтных элементов системы зажигания зависит качество работы системы управления и двигателя в целом. При работе системы зажигания с высоковольтными проводами или наконечниками свечей без помехоподавляющего сопротивления создаются условия, которые могут привести к сбоям в электронном управлении или повреждениям электронных элементов системы.

В системе зажигания применяются свечи BRISK Super L15YC, возможна замена на аналогичные по характеристикам свечи зажигания.

Свечи зажигания, работающие в составе системы, должны иметь искровой зазор 0,3...0,4 мм. Превышение указанного зазора может привести к появлению пропусков зажигания, снижению мощности двигателя и пробою изоляции на массу элементов системы зажигания.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

ГЕНЕРАТОР предназначен для работы по однопроводной схеме электрооборудования.

На двигатель в зависимости от модели и комплектации могут устанавливаться генераторы разных моделей (см. таблицу 1).

Электрическая схема генератора Г 273В показана на рисунке 39.

На генераторе имеются следующие выводы:

- «+» для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки;

- В- для соединения с выводом ВК выключателя приборов и стартера;

- «-» для подключения к массе силовой установи;

- штекер на корпусе для вывода фазы.

На регуляторе напряжения, встроенном в щеткодержатель генератора, установлен винт сезонной регулировки.

Уровень регулируемого напряжения генератора в положении винта Л (лето) при силе тока нагрузки 20 А, частоте вращения коленчатого вала двигателя (1450+100) мин-1, температуре окружающей среды (25+10) °С и включенной аккумуляторной батарее должен находиться в пределах 27...28 В, в положении З (зима)- 28,8...30,2 В.

Рисунок 39 - Генераторная установка:

а) - электрическая схема; б) - разрез; в) - переключение напряжения «лето» - «зима»; 1 - шкив; 2 - вентилятор; 3 - крышка со стороны привода; 4 - статор; 5 - ротор; 6 - вал ротора; 7 - выпрямительный блок; 8 - крышка со стороны контактных колец; 9 - контактное лицо; 10 - крышка подшипника; 11 - подпиточный резистор; 12 - регулятор напряжения; 13 - щеткодержатель; 14 - винт посезонной регулировки.

ВНИМАНИЕ!

1 Нельзя подсоединять и отсоединять штепсельные разъемы и плюсовой вывод генераторной установки при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также пускать двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.

2 Не следует проверять исправность генераторной установки, замыкая выводы «+», «В» и «-» перемычками на массу и между собой.

3 Не соединять клемму «Ш» щеткодержателя, доступ к которой открыт через окно в кожухе щеткодержателя, с выводами «+» и «В» генератора. Это ведет к выходу из строя регулятора.

4 Нельзя проверять исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегомметром или лампой, с током потребления более 0,25 А.

5 Не следует проверять выпрямительный блок генератора от источника постоянного тока напряжением более 24 В, от источника переменного тока, а также без сигнализатора, включенного последовательно с выпрямительным блоком.

6 Во избежание выхода из строя регулятора напряжения при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника необходимо отключить батареи от сети.

7 При мойке двигателя рекомендуется защищать генератор от попадания воды.

СТАРТЕР (рисунок 40)закреплен на картере маховика с левой стороны двигателя, состоит из двигателя, механизма привода и электромагнитного реле. Передаточное число привода стартера 11,3. Электродвигатель стартера постоянного тока, последовательного возбуждения. Зубчатое колесо привода 13 входит в зацепление с венцом маховика принудительно с помощью электромагнитного тягового реле 9. Из зацепления зубчатый привод выходит при отключении электромагнитного реле после пуска двигателя. На стартере применен привод с храповичным механизмом свободного хода.

На двигателях применяются стартер 5662.3708-10 или СТ 142Б-1 в зависимости от исполнения картера маховика установленного на двигатель. Стартер 5662.3708-10 отличается от стартера СТ 142Б-1 размерами присоединительного фланца к картеру маховика.

Рисунок 40 - Стартер:

1 - крышка со стороны коллектора; 2,14,17 - подшипники; 3 - траверса; 4 - перемычка; 5 - болт контактный; 6 - крышка реле; 7 - диск контактный; 8 - шток; 9 - корпус реле с катушкой; 10 - крышка со стороны привода; 11 - ось рычага; 12 - привод; 13 - колесо зубчатое привода; 15 - шайба упорная; 16 - шайба замковая; 18 - катушки; 19 - якорь; 20 - щеткодержатель.

Компрессор 53205 (рисунок 41) поршневого типа, непрямоточный, одноцилиндровый, одноступенчатого сжатия. Диаметр цилиндра и ход поршня компрессора 92x46 мм, производительность - 380 л/мин при оборотах коленчатого вала 2200 мин-1 и противодавлении 7 кг/см2.

Компрессор установлен на переднем торце картера агрегатов двигателя в развале блока. Привод компрессора от коленчатого вала двигателя осуществляется шестернями привода агрегатов. Головка охлаждается жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя. Масло к трущимся поверхностям компрессора подается из масляной магистрали двигателя: к картеру компрессора и по каналам коленчатого вала к шатуну. Поршневой палец и стенки цилиндра смазываются разбрызгиванием. Отбор воздуха в компрессор должен осуществляться из трассы подвода воздуха к двигателю после воздушного фильтра. Воздух поступает в цилиндр компрессора через пластинчатый впускной клапан. Сжатый поршнями воздух вытесняется в пневмосистему через расположенный в головке цилиндра пластинчатый нагнетательный клапан.

Рисунок 41 - Компрессор:

1 - картер; 2 - цилиндр; 3 - головка цилиндра; 4 - крышка; 5 - поршень; 6 - вал коленчатый; 7 - шатун; 8 - транспортная заглушка.

Насос гидроусилителя руля - в зависимости от требований заказчика устанавливается модели 4310 или ф. «RBL».

Рабочее давление насоса модели ф. «RBL» - 7,0 МПа (70 кгс/см2), производительность 0,016 м3/мин. Установка насоса ф. «RBL» показана на рисунке 3.

Уровень масла в бачке насоса гидроусилителя модели ф. «RBL» должен находиться между метками на корпусе бачка, проверяется указателем вмонтированном в пробку заливной горловины бачка.

Рабочее давление насоса модели 4310 - 5,4 МПа (55 кгс/см2), производительность 0,022 м3/мин.

Уровень масла в бачке насоса гидроусилителя руля модели 4310 следует проверять только указателем, вмонтированным в пробку заливной горловины бачка, уровень должен находиться между метками на указателе.

Передние колеса автомобиля, при проверке уровня масла в бачке должны быть установлены прямо, двигатель должен работать на холостом ходу.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Электрооборудование состоит из следующих систем: электроснабжения, пуска двигателя и ЭФУ, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, контрольно-измерительных приборов, отопления, вентиляции и звуковой сигнализации, дополнительного электрооборудования и стеклоочистки, включения блокировки дифференциала и заднего противотуманного фонаря. На отдельных комплектациях автомобилей на крыше кабины установлены проблесковые маяки. Фонари автопоезда устанавливаются на крыше автомобиля, предназначенного для эксплуатации в составе автопоезда. На задней поперечине рамы установлен задний противотуманный фонарь.

На вкладыше к Руководству приведены принципиальная схема электрооборудования автомобиля, перечень элементов схем с указанием маркировки типа этих элементов от основных поставщиков.

Возможно комплектование автомобилей изделиями электрооборудования с маркировкой типа, отличающейся от указанной в настоящем Руководстве.

Аккумуляторные батареи: две, 6СТ-190, каждая напряжением 12 В и емкостью 190 А ч, заправлены водным раствором аккумуляторной серной кислоты - электролитом (см. Руководство по эксплуатации аккумуляторных батарей, прилагаемое к автомобилю).

Плотность заправляемого электролита в батареях подбирается в зависимости от климатических условий эксплуатации.

Уровень электролита должен доходить до нижней кромки заливной горловины в каждом аккумуляторе. Если уровень ниже нормального, то восстановите его доливкой дистиллированной воды.

На автомобилях, в зависимости от моделей двигателей, применяются стартеры СТ 142-10 или ф. «BOSCH», мощностью 8,2 кВт (11,15 л. с.) с дистанционным управлением.

Генераторная установка:

- типа 1322.3771 или Г273В2-01 со встроенным интегральным регулятором напряжения, номинальная мощность 1000 Вт, номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток 45 А;

- типа 3122.3771 или 6582.3701-02, или 4001.3771-40 со встроенным интегральным регулятором напряжения, номинальная мощность 2000 Вт, номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток 80 А;

- типа 3142.3771 или 6582.3701-04, или 4001.3771-53 со встроенным интегральным регулятором напряжения, номинальная мощность 2000 Вт, номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток 80 А.

Предупреждения:

1. Не подсоединяйте и не отсоединяйте штепсельные разъемы и плюсовой вывод генератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также не пускайте двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.

2. Не проверяйте исправность генератора замыканием выводов: плюса, обмотки возбуждения, фазы и контрольной лампочки перемычками на массу и между собой.

3. Не проверяйте исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегаомметром или лампой, питаемой напряжением выше 36В, при не отключенном генераторе.

4. Во избежание выхода из строя регулятора напряжения при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника обязательно отключите батареи от сети автомобиля.

5. При мойке двигателя защищайте генератор от попадания на него воды.

Регулировку натяжения ремней привода генератора и водяного насоса выполняйте следующим образом:

Для двигателей Cummins см. Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателей Cummins.

Для двигателей КАМАЗ уровня EURO-2 и EURO-3:

- ослабьте болт 11 крепления задней лапы генератора, гайку 10 крепления передней лапы генератора, болт 8 крепления планки генератора, болт 5 крепления болта натяжного (см. рис. Натяжение ремня приводагенератора и водяного насоса для двигателей КАМАЗуровня ЕВРО-2 и ЕВРО-3):

Натяжение ремня привода генератора и водяного насоса для двигателя КАМАЗ уровня EURO-2 и EURO-3:1 - шкив водяного насоса; 2 - ремень; 3 - шкив коленчатого вала; 4 - натяжной ролик; 5 - болт; 6,7 - гайка; 8 - болт крепления планки генератора; 9 - шкив генератора; 10 - гайка крепления передней лапы генератора; 11 - болт крепления задней лапы генератора

- перемещением гайки 6 обеспечьте необходимое натяжение поликлинового ремня 1, гайкой 7 зафиксируйте положение генератора;

- затяните болты 5, 8 и 11, затяните гайку 10.

Правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви усилием 44,1 ± 5 Н (4,5 ± 0,5 кгс) должен иметь прогиб 6...10 мм.

Для двигателей КАМАЗ остальных моделей:

- ослабьте гайки болтов крепления передней и задней лап генератора, болт крепления планки генератора и болт (см. рис. Натяжение ремней привода генератора и водяного насоса):

- отклонив генератор вверх, обеспечьте номинальное натяжение ремней, затяните болт (регулировочный), болт крепления планки генератора и гайки болтов крепления передней и задней лап генератора.

Натяжение ремней должно обеспечивать прогиб наибольшей ветви на 15 - 22 мм при нажатии на ремень с усилием 40 Н (4 кгс). При выходе из строя одного из ремней заменяйте оба ремня комплектно с разницей в длине не более 3 мм.

Натяжение ремней привода генератора и водяного насоса

Для регулирования ближнего света фар установите автомобиль (без нагрузки с номинальным давлением в шинах) перпендикулярно экрану (см. рисунок) так, чтобы плоскость симметрии автомобиля совпадала с линией III на экране, на равном расстоянии от которой должны быть линии II и VI, расстояние между которыми равно расстоянию между центрами регулируемых фар. Расстояние L от экрана до центров наружной поверхности рассеивателей фар должно быть в пределах от 10 до 5 м, а расстояние Н - от 150 до 75 мм (для фар в буфере) и от 250 до 125 мм (для фар на кабине) согласно таблицам, приведенным в соответствующих рисунках (см. рис. Фара головного света в буфере и Фара головного света на кабине). Включите ближний свет фар и установите световое пятно так, чтобы верхняя горизонтальная граница света, проходила по линии А-А, проходящей на расстоянии Н ниже линии I высоты центров фар, а наклонные ограничительные линии исходили из точек В пересечения линий II и IV с линией А-А.

Направление света регулируйте винтами вертикального и горизонтального регулирования.

Фара головного света на кабине

L(m)

H(mm)

10±0,05

250

7,5±0,03

190

5±0,025

125

Фара головного света в буфере

L (м)

Н (мм)

10±0,05

150

7.5±0.03

112,5

5±0,025

75

Реле и предохранители на автомобилях, укомплектованных панелью приборов «ИКАР-ЛТД», представлены на рис. Установка блока предохранителей и реле (за панелью приборов).

Установка блока предохранителей и реле (за панелью приборов):1 - установка реле за панелью выключателей; 2 - установка реле за панелью предохранителей; 3 - реле стеклоочистителя; 4 - реле прерыватель указателей поворота; 5 - блок предохранителей; 6 - предохранитель F1

Блоки предохранителей и реле, установленные за панелью приборов (см. рис. Установка блокапредохранителей и реле за панелью приборов) включают:

1 - реле, установленные за панелью выключателей (см. рис. Реле, установленные за панелью выключателей);

2 - реле, установленные за панелью блока предохранителей (см. рис. Реле, установленные запанелью блока предохранителей):

3 - реле стеклоочистителя;

4 - реле прерыватель указателей поворота;

5 - блок предохранителей;

6 - предохранитель F1 (генератор, ЭФУ, останов двигателя).

Реле, установленные за панелью выключателей: 1 - реле ЭФУ (с двигателем Cummins отсутствует); 2 - реле обмотки возбуждения генератора; 3 - реле муфты привода вентилятора (с двигателем Cummins отсутствует); 4, 5, 6, 7, 8 см. в Таблице применяемых реле

На панели передка кабины установлен предохранитель F5 (см. рис. Предохранитель F5).

Таблица применяемых реле

Модель двигателя

Для двигателей КАМАЗ с электронной системой управления подачей топлива

Для двигателей Cummins с электронной системой управления подачей топлива

Поз.

4

Главное реле

-

5

Реле АБС

Реле АБС

6

Реле блокировки стартера

Реле блокировки стартера

7

Реле торможения

Реле торможения

8

Реле стояночного тормоза

Реле сцепления

Предохранители, расположенные в блоке предохранителей (см. рис. Установка блока предохранителей и реле за панелью приборов):

БЛОК ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ F2

1

2

Ближний свет правый, корректор

3

Ближний свет левый

4

5

Дальний свет правый, контрольная лампа дальнего света

6

Дальний свет левый

7

Дополнительные фары

8

Габарит правый, подсветка приборов

9

Габарит левый

10

Противотуманные фары, задний противотуманный фонарь

11

12

Прожектор

13

Спальное место, подкапотная лампа, фонари автопоезда

БЛОК ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ F3

1

Блокировка колес, коробка отбора мощности, лебедка

После выключателя приборов и стартера

2

Контрольная лампа заряда аккумуляторных батарей

3

Останов двигателя

4

Электромагнитная муфта охлаждения двигателя, фонари заднего хода

5

Обмотка реле выключателя массы

6

Зуммер, управление нагревом топлива

7

Обмотка возбуждения генератора, подкачка шин

8

Плафоны, подсветка вещевого ящика

До выключателя приборов и стартера

9

Розетка переносной лампы, электродвигатели отопителя

10

Звуковые сигналы, «+» розетки прицепа, сигналы торможения

11

Вентилятор обдува водителя

12

Розетка командира, подъем стекол

13

Обогрев зеркал, подъем стекол

БЛОК ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ F4

1

До выключателя приборов и стартера

2

Электронный спидометр, электронный тахометр

3

АБС тягача

4

АБС прицепа

5

Приборы, электронный спидометр, электронный тахометр

После выключателя приборов и стартера

6

АБС тягача, реле(клапан)моторного тормоза

7

АБС прицепа

БЛОК ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ F6

1

Блок управления двигателем

До выключателя приборов и стартера

2

Блок управления двигателем

После выключателя приборов и стартера

3

Резистор стояночного тормоза / разъем диагностики

До выключателя приборов и стартера

4

Контрольные лампы

После выключателя приборов и стартера

5

Контрольные лампы

До выключателя приборов и стартера

6

Блок управления пневмоподвеской

После выключателя приборов и стартера

7

Насос мочевины

8

Насос мочевины, датчик NQx

До выключателя приборов и стартера

9

Подогреватель топлива

10

11

Блок управления АКПП

До выключателя приборов и стартера

12

Блок управления АКПП, сигнал торможения ретардером / ЭПСУ (электропневматическая система управления коробкой передач)

После выключателя приборов и стартера

.13

Блок управления АКПП / резистор ретардера

Реле, установленные за панелью блока предохранителей: 1 - реле дополнительных фар; 2 - реле габаритных огней; 3 - реле противотуманных фар; 4 - реле задних противотуманных фар; 5 - реле дальнего света; 6 - реле ближнего света; 7 - реле выключателя; 8 - реле выключателя «+» АКБ; 9 - реле сигналов торможения; 10 - реле заднего хода; 11 - реле звуковых сигналов

Предохранитель F5: 1 - кабель осушителя; 2 - провод «Предохранитель-генератор»; 3, 4 - провода предохранителей; 5 - к блоку предохранителей F4; 6 - перемычка; 7 - провод «АКБ - предохранитель»; 8 - провод «Стартер - предохранитель»; 9 - провод «Выключатель АКБ-предохранителя»; 10 - жгут системы управления двигателем

УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Если перестал работать какой-либо потребитель, то, прежде всего, определите исправность его предохранителя. Если предохранитель сработал, то определите в цепи место короткого замыкания проводов на массу автомобиля. Проверяйте цепь по направлению от предохранителя к потребителю. Короткое замыкание возможно в местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. После устранения короткого замыкания замените предохранители.

Возможен также обрыв в цепи. Место обрыва ищите как обычно, методом шунтирования или контрольной лампой, питаемой напряжением не более 36 В, двигаясь по направлению к источнику тока. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, проверьте надежность соединения его с массой. Устраняя обрыв проводов, сращивайте их, скручивая жилы проводов с последующей опайкой, или заменяйте их новыми соответствующего сечения и длины, затем изолируйте.

При замене перегоревших ламп учитывайте их тип и мощность, которые указаны в Таблице применяемых в автомобиле ламп.

Во избежание ослабления и нарушения контактов не рекомендуется без надобности рассоединять штекерные соединения.

Таблица применяемых в автомобиле ламп

Применение

Тип лампы

Мощность, Вт

Фары головного света:

лампа ближнего и дальнего света

АКГ24-75-70-1 (Н4)

75-70

лампа габаритного света

АМН-24-4

4

Противотуманные фары; проблесковые маяки

АКГ24-70

70

Задние фонари:

габаритные огни

А24-5-1

5

указатели поворота

А24-21-3

21

сигналы торможения

А24-21-3

21

Передние фонари:

габаритные огни

А24-5-1

5

указатели поворота

А24-21-3

21

Фонарь заднего хода

А24-21-3

21

Фонари автопоезда

А24-5-1

5

Плафон освещения кабины

А24-5-1, А24-21-3

5,21

Плафон вещевого ящика

АС24-5-1

5

Лампы освещения приборов

А24-2

2

Подкапотная лампа

А24-21-3

21

Переносная лампа

А24-21-3

21

Боковые повторители указателей поворота

А24-21-3

21

Контрольная лампа падения давления в системе смазки

А24-1,2

2

Контрольная лампа расхода топлива

А24-1,2

2

Контрольная лампа перегрева охлаждающей жидкости

А24-1,2

2

Контрольная лампа аварийной сигнализации

АМН-24-3

3

Задний контурный фонарь

А24-5-1

5

Боковой габаритный фонарь

Светодиоды

1,6

Задний противотуманный фонарь

А24-21-3

21

Неисправность

Возможная причина

Метод устранения

Отсутствие заряда аккумуляторных батарей

Ослабление натяжения приводных ремней

Отрегулируйте натяжение ремней

Обрыв в цепи возбуждения генератора

Устраните обрыв

Повышенный шум при работе генератора

Ослабление крепления шкива

Подтяните крепление

Стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет)

Обрыв или отсутствие контакта в цепи питания стартера

Восстановите контакт

Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером (тяговое реле срабатывает)

Плохой контакт корпуса стартера с массой автомобиля

Обеспечьте надежность соединения

Применение моторного масла, не соответствующего сезону, в холодный период времени года

Замените моторное масло

При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика

Ненадежный контакт цепи тягового реле стартера

Восстановите контакт

Лампа не горит

Стряхивание или перегорание нити накала

Замените лампу

Обрыв цепи питания:

- сработал предохранитель;

- отсутствует контакт в штекерных соединениях;

- поломка переключателя

Устраните короткое замыкание,

- замените предохранитель;

- восстановите контакт;

- устраните неисправность

Неисправность

Возможная причина

Метод устранения

Лампа горит тускло

Окислились или загрязнились контактные соединения

Зачистите контакты или замените окислившиеся штекеры

Загрязнился рассеиватель или отражатель

Протрите рассеиватель, промойте отражатель

Потемнела колба лампы из-за испарения металла нити накала

Замените лампу

Мигает свет в лампе

Периодическая потеря контакта

Восстановите контакт

При включении питания стрелка прибора не изменяет своего положения

Неисправен предохранитель

Замените предохранитель

Обрыв в цепи питания

Устраните обрыв

Отклонение стрелки прибора влево от нуля

Обрыв провода от указателя к датчику давления масла или температуры охлаждающей жидкости

Устраните обрыв

При включении сигнал не звучит

Обрыв провода

Устраните обрыв

Нет контакта в цепи питания

Восстановите контакт

Перегорание или срабатывание предохранителей вследствие короткого замыкания в цепи питания

Устраните замыкание

Сигналы издают слабый, хриплый звук

Нарушена регулировка сигналов

Отрегулируйте сигналы

РАЗДЕЛ 7. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Назначение и общая характеристика электрооборудования

Электрооборудование автомобиля КАМАЗ представляет собой сложный комплекс электротехнических устройств и приборов, объединенных в автономную электрическую систему и предназначенных для обеспечения рабочих процессов автомобиля, безопасности движения и эргономических требований.

Исходя из выполняемых функций электрооборудование автомобиля КАМАЗ разделяется на следующие системы: электроснабжения, пуска и предпусковой подготовки, наружного и внутреннего освещения, световой сигнализации, контрольно-измерительных приборов, отопления, стеклоочистки и звуковой сигнализации.

Перечень элементов электрической принципиальной схемы

Таблица 7-1.

Поз. бозначение

Наименование

Кол.

Примеч.

В2, B14

Датчик (уровня топлива) СЯМИ 407 611-114-01 (или СЯМИ 407 611-114-02) ТУ4573-002-12258598-93

2

В3

Датчик (спидометра) МЭ307 ТУ37.003.1269-85

1

В4, В5, В6, В13

Датчик (падения давления в 1, 2, 3, 4 тормозных контурах) ММ 124Д-3810600 ТУ37.003.546-76

4

В8

Датчик давления (масла) ММ370 ТУ37.003.387-78

1

В9

Датчик (аварийного давления масла) ММ111Д-3810600 ТУ37.003.546-76

1

В10

Датчик (указателя температуры) ТМ-100А ТУ37.003.568-77

1

В11

Датчик (сигнализатора температуры) ТМ111 ТУ37.003.569-90

1

В12

Датчик (контрольной лампы стояночного тормоза) ММ 124Д-3810600 ТУ37.003.546-76

1

В15

Датчик (сигнализатора температуры масла) ТМ111 -04 ТУ37.003.569-90

1

В17

Датчик контрольной лампы засоренности воздушного фильтра 132.3839 ТУ 370031025-80

1

В18

Датчик (включения муфты привода вентилятора) ТМ108 ТУ37.003.648-2001

1

El, Е25

Фара (противотуманная) ФГ152А ТУ37.003.751-80

2

Е3, Е30

Повторитель боковой указателя поворота УП101-В

2

Е5, Е26

Фара 404.3711 ТУ37.003.878-78

2

Е7, Е20

Фонарь задний ФП133АБ ТУ37.003.675-82

2

Е10

Фара заднего хода 2112.3711 -01 ТУ37.003.675-82

1

Е11

Фонарь задний противотуманный 2462.3716 ТУ37.003.1104-82

1

Е12

Фара-прожектор 171.3711 ТУ37.003.517-81

1

Е13

Повторитель боковой указателя поворота (фонарь автопоезда) УП101-В

3

Е14,Е 15

Плафон кабины П1.3714010 ЯАЕВ.676172.001ГУ

2

E17

Плафон (освещения платформы) 11.3714010 ТУ37.003.818-77

1

E18

Плафон (вещевого ящика) ПК142Б ТУ37.003.449-79

1

E19

Плафон (спального места) ПК142Б ТУ37.003.449-79

1

E21, E22

Свеча факельная штифтовая 1102.3740 ТУ37.003.741-80

2

E27

Лампа подкапотная ПД308-Б-О ТУ37.003.187-80

1

E31, E33

Фонарь передний ПФ133АБ ТУ37.003.675-82

2

E34, E35

Фонарь освещения номерного знака ФП134-Б ТУ37.003.675-82

2

E52

Фонарь ФП103Г ТУ37.003.612-79

1

F1

Блок предохранителей 111.3722 ТУ37.003.754-76

1

F2, F3

Блок предохранителей ПР112 ТУ37.003.775-76

2

F2

Блок предохранителей БПР-13-05 Ф54.811.000ТУ (Ф54.811.000-06ГЧ)

1

F3

Блок предохранителей БПР-13-04 Ф54.811.000ТУ (Ф54.811.000-06ГЧ)

1

F4

Предохранитель плавкий ПР119-01 ТУ37.003.731-76

1

Gl

Генератор 3122.3771 ТУ37.463.155-98

1

G1

Генератор 3142.3771 ТУ37.463.155-98

1

Gl

Генератор 4001.3771-53

1

G2, G3

Батарея 6СТ-190А ТУ 16-727.384-83

2

G2, G3

Батарея 6ТСТС-100А ТУ3481-061-002

2 или 4

H1

Блок контрольных ламп (тормозной системы) 2312.3803 -23 ТУ37.003.1109-92

1

H2

Реле - сигнализатор 733.3747-10 ТУ37.003.709-80

1

H3

Блок контрольных ламп 2312.3803010-24 ТУ37.003.1109-92

1

H4

Лампа контрольная (включения блокировки моста) 2212.3803-46 ТУ37.003.1109-92

1

H6

Лампа контрольная (включения понижающей передачи) 2212.3803-46 ТУ37.003.1109-92

1

H7

Лампа контрольная (включения КОМ) 2212.3803-15 ТУ37.003.1109-92

1

H9

Комплект сигналов С306Д/С307Д-01 ТУ37.003.533-79

1

H17

Лампа контрольная (засоренности воздушного фильтра) 2212.3803-20 ТУ37.003.1109-92

1

H18

Лампа контрольная (включения демультипликатора) 2212.3803-35 ТУ37.003.1109-92

1

H32

Лампа контрольная (включения привода вентилятора) 2212.3803-34 ТУ37.003.1109-92

1

K1

Реле (стартера) 738.3747-21 ТУ37.469.023-97

1

K2

Прерыватель контрольной лампы ручного тормоза РС493 ТУ37.003.588-77, ТУ37.003.1010-80

1

К3

Реле (выключателя массы) 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

K4

Реле (звуковых сигналов) 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К5

Реле (сигналов торможения) 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К7

Реле (противотуманных фар) 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К8

Резистор добавочный с электротермическим реле (электрофакель-ного устройства) 1202.3741 ТУ37.003.711-79

1

К9

Реле (ближнего света) 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К10

Реле (дальнего света) 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К12

Реле (включения ЭФУ) 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К14

Реле (заднего противотуманного фонаря) 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К15

Реле (КОМ) 901.3747 ТУ 37.003.1418-94

1

К16

Реле (отключения обмотки возбуждения генератора) 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К17

Выключатель (аккумуляторной батареи) 1400.3737 ТУ37.003.574-74

1

К18

Реле стеклоочистителя 3502.3777 ТУ37.104.222-2001

1

К23

Реле (включения привода вентилятора) 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К24

Реле (отключения привода вентилятора) 901.3747 ТУ37.003.1418-94

1

К25

Реле (КОМ лебёдки) 901.3747 ТУ 37.003.1418-94

1

M1

Стартер СТ142-10 ТУ37.003.1375-88

1

М2

Омыватель электрический ОЭ 5,5-1,6-24-1 ЕИГА.458247.009 ТУ

1

М3, М4

Электродвигатель (отопителя) МЭ250 ТУ37.003.789-76

2

М5

Стеклоочиститель 271.5205

1

М6

Электродвигатель (вентилятора) МЭ251 ТУ37.003.835-77

1

Р1

Тахометр 3631.3813 ТУ37.003.1251-85

1

Р2

Показывающий прибор (спидометр) 1211.3802 ТУ37.003.691-81

1

Р3

Указатель давления 1908.3830010

1

Р4

Комбинация приборов 28.3801 ТУ37.003.670-75

1

Р5

Указатель давления 2031.3830

1

R1

Выключатель света щитка приборов с реостатом ВК416-Б-01 ТУ37.003.1174-83

1

S1

Выключатель света заднего хода ВК403Б ТУ37.003.188-76

1

S2,S3

Выключатель света заднего хода (к.л. блокировки межколесного дифференциала) ВК403Б ТУ37.003.188-76

2

S4,S36

Выключатель света заднего хода (к.л. блокировки межосевого дифференциала) ВК403Б ТУ37.003.188-76

2

S5

Выключатель (сигналов торможения) 15.3720 ТУ37.003.1159-83

1

S6

Выключатель кнопочный (массы) 11.3704-01 ТУ37.003.710-80

1

S7

Переключатель (света центральный) 581.3710-01 ТУ37.003.1211-86

1

S9

Выключатель (противотуманных фар) 3842.3710-10.03 ТУ37.003.1222-84

1

S10,S31

Выключатель (плафонов) 3842.3710-02.09 ТУ37.003.1222-84

2

S11

Выключатель (заднего противотуманного фонаря) 3842.3710-05.04 ТУ37.003.1222-84

1

S12

Выключатель (фонарей автопоезда) 3812.3710-02.38 ТУ37.003.1222-84

1

S13

Выключатель света заднего хода (к.л. понижающей передачи) ВК403Б ТУ37.003.529-77

1

S14

Выключатель (аварийной световой сигнализации) 32.3710 ТУ37.003.1106-82

1

S15

Выключатель кнопочный (свечей электрофакельного устройства) 11.3704-01 ТУ37.003.710-80

1

S17

Выключатель (блокировки межколесного дифференциала) ВК343-01.14 ТУ37.003.701-75

1

S20,S22

Комбинированный переключатель 87.3709 ТУ37.461.012-95

1

S21

Выключатель (приборов и стартера) ВК353 (или ВК354) ТУ37.003.529-77

1

S23

Переключатель (электродвигателей отопителя) П 147-04.11 ТУ37.003.701-75

1

S26

Переключатель (топливных баков) П147-02.13 ТУ37.003.701-75

1

S27

Переключатель (прожектора) П 150-06.06 ТУ37.003.701-75

1

S28

Выключатель (вентилятора) ВК343-01-28 ТУ37.003.701-75

1

S29

Выключатель сигнала к водителю ВК322 ТУ37.003.402-73

1

S33

Выключатель света заднего хода (к.л. коробки отбора мощности) ВК403Б ТУ37.003.188-76

1

S51

Выключатель муфты (привода вентилятора) ВК343-01.17 ТУ37.003.701-75

1

S54

Выключатель света заднего хода (к.л. демультипликатора) ВК403Б ТУ37.003.529-77

1

S55

Выключатель кнопочный (КОМ) 11.3704-01 ТУ37.003.710-80

1

S56

Выключатель (КОМ) 3842.3710-02.30 ТУ37.003.1222-84

1

S59

Переключатель подкачки шин ВК343-01.17 ТУ37.003.701-75

1

S65

Выключатель (КОМ лебёдки) 3842.3710-02.30 ТУ37.003.1222-84

1

V1, V6, V12,V13, V14,V15

Диод с защитным корпусом 3403.3747 ТУ37.003.953-79

6

V2

Реле блокировки стартера 2632.3747 ТУ37.003.1316-86

1

V2

Реле стартера электронное 8502.3777 ТУ 4573-007-59318300-2005

Для двигателей Евро 1

V2

Реле стартера электронное 8522.3777 ТУ 4573-007-59318300-2005

Для двигателей Евро 2, Евро 3

V3

Прерыватель указателей поворота РС951А ТУ37.453.056-82 ТУ37.003.990-80

1

X1

Разъем одноконтактный

1

X8

Разъем одноконтактный

1

X9

Разъем одноконтактный

1

X15

Разъем одноконтактный

1

X16

Разъем одноконтактный

1

Х19

Разъем одноконтактный

1

Х23

Разъем одноконтактный

1

Х28

Разъем одноконтактный

1

Х29

Разъем одноконтактный

1

Х64

Разъем одноконтактный

1

Х65

Разъем одноконтактный

1

Х66

Разъем одноконтактный

1

Х70

Разъем одноконтактный

1

Х76

Разъем одноконтактный

1

Х88

Разъем одноконтактный

1

X3

Разъем двухконтактный.

1

Х10

Разъем двухконтактный

1

X11

Разъем двухконтактный

1

X12

Разъем двухконтактный

1

X13

Разъем двухконтактный

1

X17

Разъем двухконтактный

1

X41

Разъем двухконтактный

1

X44

Разъем двухконтактный

1

X45

Разъем двухконтактный

1

X48

Разъем двухконтактный

1

X47

Разъем двухконтактный

1

X71

Разъем двухконтактный

1

X86

Разъем двухконтактный

1

X89

Разъем двухконтактный

1

X31

Розетка штепсельная (переносной лампы) 47К ТУ 16-526.359-74

1

X32

Розетка (прицепа) ПС326-3723100 ТУ37.003.1359-88

1

X33

Розетка (прицепа) ПС300 A3-3723100

1

X34

Розетка штепсельная (командира) 47К ТУ 16-526.359-74

1

X35

Розетка (внешнего запуска) ПСЗ15-3723100 ТУ37.003.229-79

1

X37

Розетка переносной лампы ПС400-3723200 ТУ37.003.228-77

1

X73

Разъем трёхконтактный

1

X25

Разъем трёхконтактный

1

X26

Разъем четырехконтактный

1

X38

Разъем четырехконтактный

1

X73

Разъем четырехконтактный

1

X2

Разъем шестиконтактный

1

X4

Разъем шестиконтактный

1

X5

Разъем шестиконтактный

1

X20

Разъем шестиконтактный

1

X21

Разъем шестиконтактный

1

X22

Разъем шестиконтактный

1

X87

Разъем шестиконтактный

1

X74

Разъем семиконтактный

1

Х75

Разъем семиконтактный

1

X30

Разъем семиконтактный

1

Y1

Клапан электромагнитный (межколесного дифференциала) КЭБ420 ТУ 1-554-0036-93

1

Y2

Клапан топливный электромагнитный 1 102.3741 ТУ37.003.740-79

1

Y3

Клапан электромагнитный (коробки отбора мощности лебедки) КЭБ420 ТУ 1-554-0036-93

1

Y4

Клапан электромагнитный (коробки отбора мощности) КЭБ420 ТУ 1-554-0036-93

1

Y17,Y18

Клапан электромагнитный (подкачки шин) КЭБ420 ТУ 1-554-0036-93

2

YC1

Электромагнит муфты привода вентилятора

1

Z4,Z5

Фильтр радиопомех 1502.7904 ТУ37.003.1291-86

2

Система электроснабжения

Система электроснабжения предназначена для обеспечения потребителей электрической энергией заданного уровня напряжения.

Следовательно, от исправности системы электроснабжения зависит работоспособность всех остальных систем автомобиля и как итог - работоспособность самого автомобиля. Основными элементами системы электроснабжения являются (рис. 7-1):

Рис. 7-1. Система электроснабжения

-две аккумуляторные батареи 6СТ-190АП или две (четыре) аккумуляторные батареи 6TCTC-I00A (G2, G3);

-генераторная установка 3122.3771 или 4001.3771-53 G1;

-молекулярный накопитель энергии МНЭ-100/28БМ.

Совместно с ними работают:

- выключатель аккумуляторных батарей («массы») 1400.3747 К17;

- кнопка выключателя аккумуляторных батарей («массы») 11.3704-01 S6;

-реле выключателя аккумуляторных батарей («массы») 901.3747 К3;

- вольтметр, расположенный в комбинации приборов Р4;

- контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи, расположенная слева от вольтметра;

- реле отключения обмотки возбуждения генератора 901.3747 К16;

- выключатель приборов и стартера ВК353 (или ВК354) S21;

- предохранитель плавкий 111.3722 на величину тока 60 А блока предохранителей F1.

При неработающем двигателе аккумуляторные батареи являются источником электроэнергии для всех систем и приборов электрооборудования, в это время они разряжаются. При разрядке аккумуляторных батарей происходит превращение химической энергии в электрическую.

При работающем двигателе источником электроэнергии для всех потребителей является генератор. Когда напряжение генератора больше ЭДС аккумуляторных батарей, ток от генератора поступает на все включенные приемники и на батареи, осуществляя их заряд. При заряде аккумуляторных батарей электрическая энергия генератора превращается в химическую. В каждом случае вольтметр показывает напряжение в бортовой сети, его стрелка находится в красной зоне при разряде аккумуляторных батарей и в зеленой зоне - при заряде.

При работающем двигателе также возможен режим, когда напряжения, вырабатываемого генератором недостаточно для обеспечения всех включенных потребителей электроэнергии, в этом случае часть мощности на потребители идет от аккумуляторных батарей, т. е. батареи разряжаются.

21 Электрооборудование

Система электрооборудования - постоянного тока, номинальное напряжение 24 В, однопроводная, отрицательная клемма соединена с кузовом автобуса (кроме потребителей от кнопки аварийного останова).

В режиме аварийного останова двигателя: система аварийной световой сигнализации, система открывания дверей, система дежурного освещения, система жидкостного подогрева - работают по двухпроводной схеме.

Наружное освещение и сигнализация должны соответствовать КД и ГОСТ Р 41.48.

Система освещения состоит из люминесцентных ламп освещения салона, освещения в мотоотсеке, освещения рабочего места водителя и над каждой дверью. Предусмотрена возможность частичного включения внутреннего освещения. Цепь освещения пассажирских дверей является независимой от цепи внутреннего освещения.

На автобусах И класса существует дополнительная подсветка прохода с помощью фонарей ФОП.

Электрооборудование автобуса состоит из следующих систем: электроснабжения, внешней световой сигнализации и системы внутреннего освещения салона, контрольноизмерительных приборов, системы отопления, стеклоочистки, звуковой сигнализации.

Система электроснабжения служит для питания потребителей при работающем двигателе (подробную информацию см. «ДВИГАТЕЛИ КАМАЗ экологических классов 2 и 3. Руководство по эксплуатации 740.60-3902001 РЭ», «РУКОВОДСТВО по ремонту шасси с двигателями ЕВРО-3»),

Схемы электрические принципиальные см. в Приложениях к «РУКОВОДСТВУ по эксплуатации», прилагаемым к каждому автобусу.:

Контрольно-измерительные приборы обеспечивают контроль за работой систем автобуса и двигателя и установлены на щитке панели приборов.

Система световой сигнализации предназначена для оповещения водителей других транспортных средств о совершении поворота (разворота) или торможения, а также дл сигнализации о состоянии сборочных единиц автобуса, влияющих на безопасность движения.

К приборам внешней световой сигнализации относятся: передние, задние и боковые габаритные фонарей, передние и задние контурные фонари, передние и боковые указатели поворота, аварийная сигнализация, фонари освещения номерного знака, противотуманные фонари, фонарь освещения переднего маршрутоуказателя.

Электрооборудование кузова - однопроводное с номинальным напряжением сети постоянного тока 24 В. Все потребители электроэнергии в кузове защищены блоком предохранителей.

Система внутреннего освещения салона обеспечивает освещение: кабины водителя, пассажирского салона, освещение подиума (в пригородных, междугородных автобусах), работу системы отопления (3 режима); работу приводов управления дверьми; контроль открытого положения дверей. Внутреннее освещение салона - при помощи люминесцентных ламп. Светильник с люминесцентной лампой и электронным пускорегулирующим аппаратом предназначен для освещения салона транспортных средств и различных помещений, где целесообразно и доступно использование источников постоянного напряжения 12 В или 24 В.

Освещение посадочных площадок осуществляется с помощью фонарей, которые автоматически включаются при открывании дверей. Открытое положение входных дверей салона контролируется лампой красного цвета, установленной на правой панели приборов, об открытом положении двери свидетельствует также появление звукового сигнала.

Все органы управления снабжены пояснительными табличками.

При проведении техобслуживания необходимо проверить надежность соединений и отсутствие вредных контактов электропроводки с элементами кузова.

Рисунок 63 - Установка наружной светотехники на городском автобусе: 1 - прокладка; 2 - колпак; 3 - уголок; 4 - винт с пот. головкой и крест шлицем М3х32; 5 - шайба плоская 3x6; 6 - винт с цил. головкой и крест шлицем М4х25. 6а - винт с цил. головкой и крест шлицем М4х14; 7 - гайка низкая М4-6Н; 8 - шайба плоская 4x12;5; 9 - шайба стопорная 4; 9а- гайка ЕМ5-6Н. 9б - шайба плоская 5x11;5; 9в - шайба пружинная 5;1; 9г- винт с пот. головкой и крест шлицем М5х 12; 10 - болт M6-6gx25; 11 - гайка ЕМ6-6Н; 12 - шайба плоская 6;15x15; 13 - шайба пружинная 6;15; 15 - шайба плоская 12;2x22; 17 - винт самон.с цил. головкой и крест; шлицем М4;3х15;9; 18 - фонарь боковой габаритный ГФ1.26; 18а - фонарь боковой габаритный ГФ1.25; 19 - боковой повторитель поворота; 20 - фара противотуманная; 21 - фара передняя; 22 - фонарь передний; 23 - фонарь габаритный передний (верхний); 24 - фонарь габаритный задний (верхний); 25 - фонарь освещения номерного знака; 26 - фонарь сигнала торможения; 27 - фонарь заднего хода; 28 - фонарь противотуманный задний; 29 - фонарь габаритный задний; 30 - фонарь указателя поворота задний; 31 - плафон; 32 - розетка штепсельная; 33 - подкапотная лампа

Рисунок 64 - Установка наружной светотехники на междугородном автобусе: 1 - прокладка; 1а - втулка; 2 - прокладка; 3 - колпак; 4 - уголок. 5 - винт с пот. головкой и крест шлицем М3х32; 5а - шайба плоская 3x6; 6 - винт с цил. головкой и крест шлицем М4х25; 6а- винт с цил. головкой и крест шлицем М4х14; 7 - гайка низкая М4-6Н; 8 - шайба плоская 4x12;5; 9 - шайба стопорная 4; 10 - болт M6-6gx25; 11 - гайка ЕМ6-6H; 12 - шайба плоская 6.15x15; 13 - шайба пружинная 6;15; 15- шайба плоская 12;2x22; 17- винт самон.с цил. головкой и крест; шлицем М4;3x15;9; 18 - фонарь боковой габаритный Г Ф1.26; 18а - фонарь боковой габаритный ГФ1.25; 19 - боковой повторитель поворота; 20 - фара противотуманная; 21 - фара передняя; 22 - фонарь передний; 23 - фонарь габаритный передний (верхний); 24 - фонарь габаритный задний (верхний); 25 - фонарь освещения номерного знака; 26 - фонарь сигнала торможения; 27 - фонарь заднего хода; 28 - фонарь противотуманный задний; 29 - фонарь габаритный задний; 30 - фонарь указателя поворота задний; 31 - фонарь заднего хода; 31 а - плафон. 32 - розетка штепсельная; 33 - подкапотная лампа

Рисунок 65 - Установка наружной светотехники на автобусе НЕФА35299-30-32: 1 - прокладка. 2 - колпак; 3 - уголок; 3а - кожух; 4 - винт с пот. головкой и крест шлицем М3х32. 5 - шайба плоская 3x6; 6 - винт с цил. головкой и крест шлицем М4х25; 6а -винт с цил. головкой и крест шлицем М4х14; 7 - гайка низкая М4-6Н. 8 - шайба плоская 4x12;5; 9- шайба стопорная 4; 9 а- гайка ЕМ5-6Н; 9 б- шайба плоская 5x11.5, 9 в - шайба пружинная 5;1; 9 г- винт с пот. головкой и крест шлицем М5х12; 10 - болт M6-6gx25; 11 - гайка ЕМ6-6Н; 12 - шайба плоская 6;15x15; 13 - шайба пружинная 6;15; 15 - шайба плоская 12;2x22; 17 - винт самон.с цил. головкой и крест; шлицем М4;3х15;9; 17а- винт самон.с цил. головкой и крест; шлицем М4;9х16; 18 - фонарь боковой габаритный ГФ1.26; 19 - боковой повторитель поворота; 20 - фара противотуманная; 21 - фара передняя; 22 - фонарь передний; 23 - фонарь габаритный передний (верхний); 24 - фонарь габаритный задний (верхний); 25 - фонарь освещения номерного знака; 26 - фонарь сигнала торможения; 27 - фонарь заднего хода; 28 - фонарь противотуманный задний; 29 -фонарь габаритный задний; 30 - фонарь указателя поворота задний; 31 - плафон; 32 - розетка штепсельная; 33 - подкапотная лампа

21.1 Порядок и методы устранения неисправностей в системе Электрооборудования

Неисправность

Вероятная причина

Метод устранения

Электрооборудование

При устранении неисправностей в системе электрооборудования:

Если перестал работать какой-либо потребитель то, прежде всего, определите исправность его предохранителя. Если предохранитель сработал, то определите в цепи, место короткого замыкания проводов на «массу» автобуса. Проверяйте цепь по направлению от предохранителя к потребителю. Короткое замыкание возможно в местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. После устранения короткого замыкания замените предохранители. Возможен также обрыв в цепи. Место обрыва ищите как обычно, методом шунтирования или контрольной лампой, питаемой напряжением не более 36 В, двигаясь по направлению к источнику тока. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, проверьте надежность соединения его с массой. Устраняя обрыв проводов, сращивайте их, скручивая жилы проводов с последующей пайкой, или заменяйте их новыми соответствующего сечения и длины, затем изолируйте.

Во избежание ослабления и нарушения контактов не рекомендуется без надобности рассоединить штекерные соединения.

Тусклый свет фар и фонарей

Понижено напряжение в сети, нарушена работа регулятора напряжения.

Повысить напряжение в сети. При нарушении работы регулятора заменить его.

Плохой контакт провода массы фар и фонарей с корпусом автобуса.

Зачистить место присоединения провода массы к корпусу.

Не горят правые и левые габаритные фонари

Плохой контакт в соединительных коробках, сгорели предохранители, клавишный переключатель.

Проверить соединения проводов, проверить реле, при неисправности заменить реле и предохранитель.

Перегорел предохранитель на блоке коммутации.

Заменить предохранитель на блоке коммутации.

Не работают сигналы торможения

Отсутствует напряжение на клеммах «30» или «85» реле.

Проверить предохранители.

Неисправен или не отрегулирован включатель «стоп-сигналов» на педали «стоп-сигналов».

Отрегулировать или заменить включатель.

Неисправно реле стоп-сигналов.

Заменить реле.

Не работает вся система наружного освещения

Неисправен центральный клавишный переключатель габаритных огней и фар, или отсутствует контакт в соединительных колодках.

Восстановить контакт или заменить переключатель.

Не работает указатель поворота.

Перегорел предохранитель на блоке коммутации.

Устранить причину срабатывания предохранителя и заменить его.

Нет контакта в соединениях.

Восстановить контакт в соединениях.

Неисправен включатель указателей поворотов или аварийной сигнализации.

Заменить неисправные включатели.

Неисправно реле поворотов.

Заменить реле.

Указатели поворотов работают, но контрольная лампа не горит.

Установлены лампы несоответствующей мощности.

Установить лампы соответствующей мощности.

Перегорела контрольная лампа указателей поворотов.

Заменить лампу.

Потемнела колба лампы из-за налета испаряемого металла нити накала.

Заменить лампу.

Неисправен датчик спидометра.

Обрыв кабеля датчика спидометра, окисление штекера разъемов.

Устранить неисправность, неисправен датчик спидометра.

Мигает свет в лампе.

Периодическая потеря контакта.

Восстановить контакт.

Лампа горит тускло.

Окислились или загрязнились контактные соединения.

Зачистить контакты или заменить окислившиеся штекеры.

При включении сигнал не звучит.

Обрыв провода.

Проверьте электрическую цепь. Устраните обрыв

Нет контакта в цепи питания или нет массы сигналов.

Восстановите контакт

Неисправность

Вероятная причина

Метод устранения

Перегорание или срабатывание предохранителей вследствие короткого замыкания в цепи питания.

Определите место короткого замыкания и устраните его.

Не работает реле звуковых сигналов.

Реле заменить.

Неисправен сигнал.

Заменить сигнал.

Сигнал издает слабый, хриплый звук.

Нарушена регулировка сигналов.

Отрегулировать сигналы.

Техническое состояние электрических сигналов оценивается по качеству и громкости звучания сигналов, качество звучания определяется на слух. Звук сигналов должен быть чистым, без дребезжаний и хрипов. Чистоту и громкость звучания при необходимости отрегулируйте.

Система стеклоочнстки

Щетка при работе задевает за детали кабины.

Неправильная установка рычага на оси.

Снять гайку крепления рычага на оси, а затем рычаг; включить стеклоочиститель и через 30-60 с. выключить, установить рычаг со щеткой так, чтобы щетка была закреплена в 10-20 мм от кромки уплотнителя, укрепить рычаг, включить стеклоочиститель и проверить установку рычага.

Обрыв цепи электроснабжения моторедуктора.

Заменить моторедуктор. Устранить обрыв.

Стеклоочиститель работает с одной скоростью.

Неисправность переключателя. Неисправность моторедуктора.

Заменить переключатель.

Не включается моторедуктор.

Перегорание предохранителя. Отказ моторедуктора.

Обрыв цепи электроснабжения.

Найти и устранить неисправность электропроводки.

Заменить предохранитель.

Заменить моторедуктор.

Устранить обрыв.

Плохая очистка ветрового стекла щетками.

Износ или стирание резины щеток.

Очистить стекло от масла, промыв его чистой водой или обезжиривающим раствором. Заменить щетки новыми.

Действие системы не соответствует положению рычагов управления.

Неправильное подсоединение шлангов или неверная установка золотников насоса в своих гнездах.

Осмотреть систему, переставить правильно наконечники шлангов. Если неисправность не устранилась, проверить и, при необходимости, перебрать золотниковые гнезда.

21.2 Электропровода, предохранители

На автобусах НЕФАЗ-5299 применяется однопроводная схема подключения потребителей. Отрицательный вывод источников питания и части потребителей выведен на «массу» автобуса, которая выполняет функцию второго провода. Применяемые провода низкого напряжения имеют различные сечения, выбор которых определяется мощностью потребителей, механической прочностью и допустимыми падениями напряжения в цепи. Для соединения проводов между собой, а также для подсоединения к приборам системы электрооборудования провода армированы штекерами. Штекеры в соединениях пучков проводов установлены в колодках и защищены от коррозии и механических повреждений резиновыми защитными чехлами. При монтаже электропроводки на штекеры наносится антикоррозионная смазка. Внимательно проверяйте надежность штекерных соединений, не допускайте излома фиксирующего язычка колодочных штекеров. При отказе в работе потребителей проверьте падение напряжения в цепях питания, замеряя вольтметром величину напряжения на «+» амперметра, а также у потребителя. Разность напряжения является величиной падения напряжения в проверяемой цепи. Падение напряжения сравните с допустимым, указанным в таблице.

Потребитель

Максимально допустимое падение напряжения, % от номинального напряжения

Фара (дальний свет)

6,5

Фара (ближний свет)

3.2

Задние указатели поворота

2,5

Задние габаритные огни

2,5

Передний фонарь

1,0

Стоп-сигнал

3,5

21.2.1 Возможные неисправности электропроводки и способы их устранения.

Основные неисправности электропроводки - нарушение контакта в штекерных соединениях. Прежде чем, приступить к определению места обрыва в цепи, убедитесь в исправности предохранителя, включенного в эту цепь.

Место обрыва провода или цепи можно определить их шунтированием. Для этого дополнительный провод подсоедините к плюсовому выводу неработающего потребителя, его второй конец подсоедините к разъемам цепи, двигаясь по направлению к источнику тока. Неисправным будет тот участок, параллельно которому включен дополнительный провод, если при этом потребитель будет работать. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель работает, проверьте надежность соединения его с массой. Место обрыва можно определить также с помощью контрольной лампы. Таким же образом. Только вместо потребителя в шунтирующую цепь включена лампочка 24 В. В местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов возможно короткое замыкание на массу. При срабатывании предохранителя место короткого замыкания определяйте в цепи от предохранителя к потребителю. При обрыве проводов сращивайте их, скручивая жилы проводов с последующей спайкой, или замените их новыми соответствующего сечения и длины. Затем изолируйте провода с помощью изоляционных трубок или защищая их намоткой изоляционной ленты. Если цепь исправна, то проверьте сам потребитель.




Рисунок 66 - Пульт управления электролюком (боковая панель слева от водителя)

Технические характеристики электрооборудования автомобиля КамАЗ 6520

Электрооборудование состоит из следующих систем: электроснабжения, пуска двигателя и ЭФУ, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, контрольно-измерительных приборов, отопления, вентиляции и звуковой сигнализации, дополнительного электрооборудования и стеклоочистки, включения блокировки дифференциала и заднего противотуманного фонаря.

На вкладыше приведена принципиальная схема электрооборудования автомобиля.

Аккумуляторные батареи: две, 6СТ 190-ТР или 6СТ 190-А, каждая напряжением 12 В и емкостью 190 Ач, заправлены водным раствором аккумуляторной серной кислоты — электролитом.

Плотность заправляемого электролита в батареях подбирается в зависимости от климатических условий эксплуатации.

В процессе эксплуатации разряженность батарей можно определить по плотности электролита, пользуясь таблицей. Батареи, разряженные на 50% (в холодный период времени на 25%), эксплуатировать нельзя. Такие батареи снимите с автомобиля на подзарядку.

Уровень электролита должен доходить до нижней кромки заливной горловины в каждом аккумуляторе. Если уровень ниже нормального, то восстановите его доливкой дистиллированной воды.

В холодный период времени года воду доливайте непосредственно перед пуском двигателя. Это позволит избежать замерзания воды.

Если Вы уверены, что уровень понизился из-за выплескивания или утечки электролита из аккумуляторов, то восстановите уровень доливкой электролита той же плотности, что в аккумуляторах.

В жаркий период времени проверяйте уровень электролита чаще, чем обычно.

Наблюдая за изменением уровня электролита, если нет его утечки, можно ориентировочно судить о зарядном напряжении генератора.

Если полностью отсутствует расход воды, то это верный признак пониженного зарядного напряжения, аккумуляторы постоянно недозаряжены.

Если же расход воды очень большой, то идет значительный перезаряд, в результате уменьшается срок службы аккумуляторов.

Для хранения снимите аккумуляторные батареи с автомобиля (если эксплуатация автомобиля прекращается более, чем на 1 месяц), полностью зарядите и держите, по возможности, в сухом прохладном помещении при температуре не выше 0°С. Минимальная температура при хранении не должна быть ниже минус 30°С.

Не храните батареи в разряженном состоянии, так как это приведет к сульфатации пластин и к полной потере работоспособности батареи. Поэтому ежемесячно проверяйте плотность электролита и, при необходимости, подзаряжайте батареи.

Плотность электролита при 25 °С, г/см3

Климат Плотность электролита в батареях
заряженных разряженных на 25% разряженных на 50%
Умеренный 1,28 1,24 1,20
Тропический 1,22 1,18 1,14

Стартер 5665.308, мощностью 8,2 кВт (11,2 л. с.) с дистанционным управлением.

Генераторная установка (двух типов, в зависимости от комплектации):

  • типа 6582.3701, переменного тока, с встроенным интегральным регуляторомнапряжения Я 120-М-1, номинальная мощность 2000 Вт, номинальное напряжение 28В, выпрямленный ток 72 А;
  • типа Г 273-В, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком БПВ24-45 и интегральным регулятором напряжения Я 120-М-1, номинальная мощность800 Вт, номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток 28 А.

Предупреждения:

  1. Не подсоединяйте и не отсоединяйте штепсельные разъемы и плюсовой выводгенератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, атакже не пускайте двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.
  2. Не проверяйте исправность генератора замыканием выводов «+», «Ш» и «—».
  3. Не проверяйте исправность схемы электрооборудования и отдельные проводамегаомметром или лампой, питаемой напряжением выше 36 В, при неотключенномгенераторе.
  4. Во избежание выхода из строя регулятора напряжения при подзарядкеаккумуляторных батарей от внешнего источника обязательно отключите батареи отсети автомобиля.
  5. При мойке двигателя защищайте генератор от попадания на него воды.

Для регулирования ближнего света фар установите автомобиль (без нагрузки, с номинальным давлением в шинах) перпендикулярно экрану (см. рисунок) так, чтобы плоскость симметрии автомобиля совпадала с линией III на экране, на равном расстоянии от которой должны быть линии II и VI, расстояние между которыми равно расстоянию между центрами регулируемых фар. Расстояние I от экрана до центров наружной поверхности рассеивателей фар составляет 10м,а расстояние Н-150мм. Включите ближний свет фар и установите световое пятно так, чтобы верхняя горизонтальная граница света проходила по линии А-А, проходящей на расстоянии H ниже линии I высоты центров фар, а наклонные ограничительные линии исходили из точек пересечения линий II и IV c линией А-А.

L(м) Н(мм)
10±0,05 150
7,5±0,03 112,5
5±0,025 75

Направление света регулируйте винтами вертикального 2 и горизонтального 1 регулирования (см. рис. Фара головного света).

Натяжение ремней (см. рис. Натяжение ремней привода генератора) привода генератора должно обеспечивать прогиб наибольшей ветви на 15—22 мм при нажатии на ремень с усилием 40 Н (4 кгс).

Для регулирования натяжения ремней ослабьте гайки болтов крепления передней и задней лап генератора. Отклонив генератор вверх, обеспечьте номинальное натяжение ремней, затяните гайки и болты.

При выходе из строя одного из ремней заменяйте оба ремня комплектно с разницей в длине не более 3 мм.

Устранение неисправностей

Если перестал работать какой-либо потребитель, то прежде всего определите исправность его предохранителя. Если предохранитель сработал, то определите в цепи место короткого замыкания проводов на массу автомобиля. Проверяйте цепь по направлению от предохранителя к потребителю. Короткое замыкание возможно в местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. После устранения короткого замыкания замените предохранители.

Возможен также обрыв в цепи. Место обрыва ищите как обычно, методом шунтирования или контрольной лампой, питаемой напряжением не более 36 В, двигаясь по направлению к источнику тока. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, проверьте надежность соединения его с массой. Устраняя обрыв проводов, сращивайте их, скручивая жилы проводов с последующей опайкой, или заменяйте их новыми соответствующего сечения и длины, затем изолируйте.

При замене перегоревших ламп учитывайте их тип и мощность, которые указаны в таблице применяемых в автомобиле ламп.

Не подсоединяйте и не отсоединяйте штепсельные разъемы и плюсовой вывод генераторной установки при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также не пускайте двигатель при отсоединенном от генератора плюсовом выводе.

Не проверяйте исправность генераторной установки путем замыкания выводов + , В и О перемычками на массу и между собой.

Не соединяйте вывод Ш щеткодержателя, доступ к которому открыт через окно в кожухе щеткодержателя, с выводами + генератора, В щеткодержателя. Это ведет к выходу из строя регулятора.

При мойке автомобиля защитите генератор от попадания в него воды.

Во избежание ослабления и нарушения контактов не рекомендуется без надобности рассоединять штекерные соединения.

Осенью при проведении СТО необходимо очистить внутреннюю полость резиновых колпачков и смазать штекерные соединения токопроводящей смазкой ВНИИНП-510 (ТУ 38.401276-79) или смазкой Литол-24 (ГОСТ 21150-87).

Таблица применяемых в автомобиле ламп

Применение Тип лампы Мощность, Вт
Фары головного света:
- лампа ближнего и дальнего света АКГ24-75-70-1(Н4) 75-70
- лампа габаритного света АМН-24-4 4
Противотуманные фары АКГ24-70 70
Задние фонари:
- габаритные огни А24-5-1 5
- указатели поворота А24-21-3 21
- сигналы торможения А24-21-3 21
Передние фонари:
- габаритные огни А24-5-1 5
- указатели поворота А24-21-3 21
Фонарь заднего хода А24-21-3 21
Фонари автопоезда А24-5-1 5
Плафон освещения кабины А24-5-1 5
Плафон вещевого ящика АС24-5-1 5
Лампы освещения приборов А24-5-1 5
Подкапотная лампа А24-21-3 21
Переносная лампа А24-21-3 21
Боковые повторители указателей поворота А24-5-1 5
Контрольная лампа падения давления в системе смазки А24-2 2
Контрольная лампа расхода топлива А24-2 2
Контрольная лампа перегрева охлаждающей жидкости А24-2 2
Контрольная лампа аварийной сигнализации АМН-24-3 3

Возможные неисправности электрооборудования, причины и методы их устранения

Неисправность Возможная причина Метод устранения
Отсутствие заряда аккумуляторных батарей Ослабление натяжения приводных ремней Отрегулируйте натяжение ремней
Отсутствие заряда аккумуляторных батарей Обрыв в цепи возбуждения генератора Устраните обрыв
Повышенный шум при работе генератора Ослабление крепления шкива Подтяните крепление
Стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет) Обрыв или отсутствие контакта в цепи питания стартера Восстановите контакт
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером (тяговое реле срабатывает) Плохой контакт корпуса стартера с массой автомобиля Обеспечьте надежность соединения
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером (тяговое реле срабатывает) Применение моторного масла, не соответствующего сезону, в холодный период времени года Замените моторное масло
При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика Ненадежный контакт цепи тягового реле стартера Восстановите контакт
Лампа не горит Стряхивание или перегорание нити накала Замените лампу
Лампа не горит Сработал термобиметаллический предохранитель Устраните короткое замыкание, приведите предохранители в рабочее состояние
Лампа не горит Отсутствует контакт в штекерных соединениях Восстановите контакт
Лампа не горит Поломка переключателя Устраните неисправность
Лампа горит тускло Окислились или загрязнились контактные соединения Зачистите контакты или замените окислившиеся штекеры
Лампа горит тускло Загрязнился рассеиватель или отражатель Протрите рассеиватель, промойте отражатель
Лампа горит тускло Потемнела колба лампы из-за испарения металла нити накала Замените лампу
Мигает свет в лампе Периодическая потеря контакта Восстановите контакт
При включении питания стрелка прибора не изменяет своего положения Неисправен предохранитель Замените предохранитель
При включении питания стрелка прибора не изменяет своего положения Обрыв в цепи питания Устраните обрыв
Отклонение стрелки влево от нуля Обрыв провода от указателя к датчику давления масла или температуры охлаждающей жидкости Устраните обрыв
При включении сигнал не звучит Обрыв провода Устраните обрыв
При включении сигнал не звучит Нет контакта в цепи питания Восстановите контакт
При включении сигнал не звучит Перегорание или срабатывание предохранителей вследствие короткого замыкания в цепи питания Устраните замыкание
Сигналы издают слабый, хриплый звук Нарушена регулировка сигналов Отрегулируйте сигналы