Приложения
(справочное)
Моменты затяжки основных резьбовых соединений
Таблица А.1
Наименование | Условия затяжки | Примечание |
Болты крепления 740.1005157-02 крышек коренных подшипников (вертикальные) коленчатого вала | Затяжку производить, от средней опоры к крайним начиная с правого ряда в 2 приема: - предварительно с крутящим моментом 95...120 Н-м (9,6...12 кгс-м); - окончательно крутящим моментом 275...295 Н-м (28...30 кгс-м). Резьба на болтах должна быть смазана моторным маслом, избыток масла должен быть удален. | Поз. 3, рисунок 11 |
Стяжные болты 7482.1005158, 7482.1005159 крышек подшипников коленчатого вала | Резьба на болтах должна быть смазана моторным маслом, избыток масла должен быть удален. Затянуть с моментом 147...167 Н-м (15...17 кгс-м). | Поз. 4 и 5, рисунок 11 |
Болты крепления маховика 7406.1005127 | Затяжку производить последовательно в два приема (предварительно и окончательно), окончательно с крутящим моментом 245...264 Н-м (25...27 кгс-м). Перед вворачиванием резьба должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. | Поз. 7, рисунок 10 |
Болты крепления полумуфты отбора мощности и гасителя 740.21-1005106-10 | Непосредственно перед сборкой нанести на 3-4 нитки резьбы болта герметик «Стопор-6» по ТУ 2257-003-25669359-98 или Унигерм 6 по ТУ 6-01-1285-84 с полным заполнением профиля резьбы методом окунания или кисточкой. Поверхность резьбы при этом должна быть чистой, без следов масла и коррозии. Затянуть моментом 98...117,6 Н-м (10...12 кгс-м). | Поз. 8 рисунок 13 |
Болт крепления крышки шатуна 740.1004062-11 | Затяжку производить в 2 приема: - предварительно с начальным крутящим моментом 76,5...80,4 Н-м (7,8...8,2 кгс-м); - окончательно, контролируя 2 параметра, угол поворота гайки, равный 50°±5° от положения после предварительной затяжки и величину момента 108...180 Н-м (11...18,3 кгс-м). При этом, контроль угла поворота гайки является определяющим. Допускается затяжка с крутящим моментом - 127,5...137,3 Н-м (13...14 кгс-м). | Поз. 5, 6, рисунок 8 |
Продолжение таблицы А. 1
Наименование | Условия (момент) затяжки | Примечание |
Болты крепления передней крышки блока цилиндров: - M10x1,25-6gx120 - M12x1,25-6gx120 | 49...60.8 Н-м (5...6,2 кгс-м) 88.1... 108 Н-м (9...11 кгс-м) | - |
Болты крепления головок цилиндров М16 | Перед вворачиванием резьба болтов должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. Болты затягивать в три приема: - первый 39...49 Н-м (4...5 кгс-м) - второй 98...127 Н-м (10...13 кгс-м) - третий 186...206 Н-м (19...21 кгс-м) | Очередность затяжки согласно рисунка 20. |
Болты крышек головок цилиндров М8 | 12,7...17,6 Н-м (1,3...1,8 кгс-м) | Поз. 12 рисунок 17 |
Болты крепления картера маховика: М12 М10 | Затягивать в два приема: - первый 50...70 Н-м (5...7 кгс-м) - второй 88... 108 Н-м (9...11 кгс-м) - первый 20...30 Н-м (2...3 кгс-м) - второй 43,1...54,9 Н-м (4,4...5,6 кгс-м) | - |
Болты М10 крепления оси ведущей шестерни привода распредвала | Затягивать в два приема, окончательно с моментом - 49...61 Н-м (5...6,2 кгс-м) | - |
Болты М8 крепления масляного картера | 8...17,8 Н-м (0,8...1,8 кгс-м) | - |
Болты М10 крепления масляного насоса | 49...66,8 Н-м (5...7 кгс-м) | - |
Гайки крепления стоек коромысел М10 | 41...53 Н-м (4,2...5,4 кгс-м) | - |
Г айки регулировочного винта коромысла М10 | 33...41 Н-м (3,4...4,2 кгс-м) | - |
Пробки колпаков масляного фильтра | 10,78...24,5 Н-м (1,1...2,5 кгс-м) | - |
Г айки колпаков масляного фильтра | 49...68,6 Н-м (5...7 кгс-м) | - |
Примечание - Неуказанные нормы затяжки резьбовых соединений, технические требования и методы контроля к затяжке по ОСТ 37.001.031-72, ОСТ 37.001.050-73. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное)
ТАБЛИЦА РЕМОНТНЫХ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
Таблица Б.1
Обозначение | Диаметр коренной шейки, мм. | Диаметр отверстия в блоке цилиндров, мм. |
7405.1005170 Р0 7405.1005171 Р0 | 94,95 | 100 |
7405.1005170 Р1 7405.1005171 Р1 | 94,5 | 100 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное)
ТАБЛИЦА РЕМОНТНЫХ ВКЛАДЫШЕЙ НИЖНЕЙ ГОЛОВКИ ШАТУНА
Таблица В.1
Обозначение | Диаметр шатунной шейки, мм. | Диаметр отверстия в кривошипной головке шатуна, мм |
7405.1004058 Р0 | 79,95 | 85 |
7405.1004058 Р1 | 79,5 | 85 |
Армированные манжеты
Таблица Г.1
Обозначение манжеты по номенклатуре КАМАЗ | Размеры, мм | Место установки | ||
Диаметр | ширина | |||
внутренний | наружный | |||
7406.1005160 | 120 | 150 | 12 | Картер маховика |
740.1318166-01 | 99 | 125 | 12 | Крышка блока передняя |
7406.1307062-10 | 17 | 32 | 5 | Водяной насос |
7406.1111238 | 44 | 60 | 7 | Корпус переднего подшипника |
Подшипники качения
Таблица Д.1
Обозначение подшипника | Тип | Место установки | Размеры, мм | Количество на изделие | ||
Диаметр | Ширина | |||||
Внутренний | Наружный | |||||
6-3HP25155EC30 | Радиальный шарикороликовый с валиком | Водяной насос | - | 55 | 70 | 1 |
6-180603К1С9 | Шариковый радиальный с двухсторонним уплотнением | Вал генератора (передняя опора) | 17 | 47 | 19 | 1 |
6-180502КЗС9 | Шариковый радиальный с двухсторонним уплотнением | Вал генератора (задняя опора) | 15 | 35 | 14 | 1 |
206 | Шариковый радиальный однорядный | Вал ведомой шестерни | 30 | 62 | 16 | 2 |
1160305 | Шариковый радиальный однорядный с односторонним уплотнением | Маховик | 25 | 62 | 21 | 1 |
111 | Шариковый радиальный однорядный | Привод отбора мощности передний | 55 | 90 | 18 | 1 |
114 | Шариковый радиальный однорядный | Привод отбора мощности передний | 70 | 110 | 20 | 1 |
14.1701285 | Ролик ф 5,5x15,8 | Шестерня ведущая | - | - | - | 62 |
1180305С17 | Шариковый радиальный с двухсторонним уплотнением | Ролик натяжной | 25 | 62 | 21 | 1 |
1180305С17 | Шариковый радиальный с двухсторонним уплотнением | Ролик направляющий (для двигателей автобусной комплектации) | 25 | 62 | 21 | 2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
(справочное)
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Надежная работа транспортных газовых двигателей гарантируется при условии применения рекомендуемых заводом-изготовителем топлив, масел и специальных жидкостей.
Перечень топлив, масел и специальных жидкостей, прошедших испытания и допущенных, приведен в химмотологической карте (таблица ЕЛ).
Периодичность технического обслуживания указана в карте согласно первой категории условий эксплуатации. Периодичность обслуживания для иных категорий эксплуатации устанавливается с учетом коэффициентов корректирования (ГОСТ 21624-81).
МОТОРНЫЕ МАСЛА
Для эксплуатации двигателей рекомендуются моторные масла, прошедшие испытания в НТЦ ОАО «КАМАЗ».
По уровню эксплуатационных свойств масла должны соответствовать группам СЕ, CF-4 по классификации API (Американский институт нефти). В качестве дублирующих марок допускается применение масел группы CD по классификации API или группе Д по ГОСТ 17479.1-85, с уменьшенным сроком смены масла.
В зависимости от условий эксплуатации рекомендуется применение моторных масел следующих классов вязкости по SAE:
- SAE 15W-40 всесезонно в умеренной климатической зоне;
- SAE 5W-40, 5W-30 всесезонно в районах с холодным климатом;
- SAE 20 при сезонном обслуживании в умеренной климатической зоне (в осенне-зимний период);
- SAE 30, 40 при сезонном обслуживании в умеренной климатической зоне (в весеннелетний период) или в качестве основной марки в районах с жарким климатом.
Рекомендуемый диапазон применения моторных масел, в зависимости от температуры окружающего воздуха приведен на рисунке Е. 1.
ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ
Система охлаждения двигателей заполняется охлаждающей жидкостью, представляющей собой водный раствор антифриза (на основе этиленгликоля с добавлением антикоррозионных и антипенных присадок).
В ходе эксплуатации необходимо следить за плотностью охлаждающей жидкости. Так, плотность при температуре охлаждающей жидкости 20 °С должна быть:
- ОЖ-40 «Лена» - (1,075 -1,085) г/см3;
- «Тосол-А40М» - (1,078 -1,085) 1) г/см3;
- ОЖ-65 «Лена» и «Тосол -65М» - (1,085-1,1) г/см3.
Снижение плотности охлаждающих жидкостей ниже нижнего предела недопустимо из-за отсутствия гарантии достаточной антикоррозионной защиты.
ГАЗ ПРИРОДНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ СЖАТЫЙ
Природный газ - газообразное вещество без цвета и запаха, плотность его почти в два раза ниже плотности воздуха. Природный топливный сжатый газ получают из горючего природного газа.
Сжатый природный газ относится к группе веществ, способных образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. Концентрационные пределы воспламенения (по метану) в смеси с воздухом (по объему) - нижний - 5%, верхний 15%.
Для обеспечения безопасной эксплуатации двигателей с целью обнаружения случайных утечек газообразным топливам придают особый запах - одорируют, что позволяет обнаружить газ в воздухе при концентрации 1 % (по объему).
Качество газа и правила приемки и контроля поступающего газа по ГОСТ 27577-2000.
Химмотологическая карта (таблица Е.1) регламентирует номенклатуру и условия применения горюче-смазочных материалов (ГСМ) и специальных жидкостей при изготовлении и эксплуатации транспортных газовых двигателей.
Химмотологическая карта
Таблица Е.1
Наименование, индекс сборочной единицы (функционально законченное устройство, механизм, узел трения) | Кол. сборочных единиц в изделии | Наименование и обозначение марки ГСМ | Масса (объем) ГСМ, заправляемых в изделие | Периодичность смены (пополнения) ГСМ | Рекомендации по смазке (заправке, замене масла или смазки). Норма слива или (сбора) отработавших масел. Примечание | |||
основные | дублирующие | зарубежные | основная марка | дублирующая марка | ||||
1 Система питания двигателя | - | Газ природный топливный сжатый ГОСТ 27577-2000 Газ горючий природный сжатый ТУ 51-166-83 | - | - | - | - | - | - |
2 Картер масляный двигателя | 1 | Всесезонно: Масло моторное: Уфагаоб ХД Экстра 15W-40 ТУ 0253-002-11493112-93; ЛУКОЙЛ-Супер SAE 15W-40, CE/SG ТУ 0253-075-00148636 -99 (при температуре воздуха не ниже минус 20 °С); ЛУКОЙЛ-Супер SAE 5W-40, CF-4/SG ТУ 0253-075-00148636-99; ЛУКОЙЛ-Супер SAE 5W-30, CF-4/SG ТУ 0253-075-00148636-99 (при температуре воздуха не ниже минус 35 °С) | Летом: Масло моторное М-10ДМ ГОСТ 8581 -78 (при температуре воздуха не ниже минус 10 °С) Зимой: Масло моторное М-8ДМ ГОСТ 8581-78 (при температуре воздуха ниже плюс 5 °С) | API СЕ, CF-4 SAE 15W-40 SAE 5W-40 | 28 л | ЕО ТО-5500 ТО-2 2ТО-1 | ЕО ТО-5500 2ТО-1 | Проверить уровень масла в картере и при необходимости долить Сменить масло Сменить масло Сменить масло (городские автобусы с двигателем 820.53-260). |
Продолжение таблицы Е.1
- | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
3 | Узел заслонки | 1 | Смазка ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 | Смазка Лита ТУ 38 1011308-90 | - | 0,020 кг | - | - | Смазать при ремонте и разборке узла |
4 | Стартер | 1 | Смазка Лита ТУ 38 1011308-90 | Смазка ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 | - | 0,025 кг | СТО(1 раз в 2 года) | СТО(1 раз в 2 года) | Смазать шлицевой вал привода |
5 | Болты крепления маховика | 10 | Смазка графитная УСс-А ГОСТ 3333-80 | - | - | 0,010 кг | - | - | Смазать при сборке и ремонте узла |
6 | Система охлаждения двигателя | 1 | Охлаждающая жидкость: ОЖ-40 «Лена» ТУ 113-07-02-88 (при температуре воздуха не ниже минус 40°С); ОЖ-65 «Лена» ТУ 113-07-02-88 (при температуре воздуха не ниже минус 65°С) | Охлаждающая жидкость: «Тосол-А40М» ТУ 6-57-95-96 (при температуре воздуха не ниже минус 40°С); «Тосол-А65М» ТУ 6-57-95-96 (при температуре воздуха не ниже минус 65°С) | - | 17 л | ЕО СТО(1 раз в 2 года) | ЕО СТО(1 раз в год) | Довести уровень до нормы Сменить жидкость |
МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Таблица А. 1
Наименование | Условия затяжки |
Болты крепления 740.1005157-02 крышек коренныхподшипников (вертикальные) коленчатого вала | Резьба на болтах должна быть смазана моторным маслом,избыток масла должен быть удален. Затяжку производить, от средней опоры к крайнимначиная с правого ряда в 2 приема: -предварительно с крутящим моментом 95... 120Н-м (9,6... 12 кгс-м); -окончательно крутящим моментом 275...295 Н-м(28...30 кгс-м). |
Стяжные болты 7482.1005158, 7482.1005159 крышекподшипников коленчатого вала | Резьба в отверстиях крышки и на болтах должна бытьсмазана моторным маслом, избыток масла должен быть удален. Затянуть смоментом 147... 167 Н-м (15... 17 кгс-м). |
Болты крепления маховика | Перед вворачиванием резьба должна быть смазана тонкимслоем графитовой смазки. Затяжку производить последовательно в два приема(предварительно и окончательно), окончательно с крутящиммоментом: 7406.1005127 - 245...264 Н-м (25...27 кгс-м). 740.1005127-11 -167...186Н-м(17...19кгс-м). |
Болты крепления полумуфты отбора мощности и гасителя740.21-1005106-10 или 740.1005106 | Непосредственно перед сборкой нанести на 3-4 ниткирезьбы болта герметик «Стопор-6» по ТУ 2257-003-25669359-98 или Унигерм 6по ТУ 6-01-1285-84 с полным заполнением профиля резьбы методом окунанияили кисточкой. Поверхность резьбы при этом должна быть чистой, без следовмасла и коррозии. Затянуть моментом 98... 117,6 Н-м (10... 12кгс-м). |
Болт крепления крышки шатуна740.1004062-11 | Затяжку производить в 2 приема: -предварительно с начальным крутящим моментом76,5...80,4 Н-м (7,8...8,2 кгс-м); -окончательно, контролируя 2 параметра, уголповорота гайки, равный 50о±5° от положения послепредварительной затяжки и величину момента 108... 180 Н-м (11... 18,3кгс-м). При этом, контроль угла поворота гайки являетсяопределяющим. Допускается затяжка с крутящим моментом - 127,5...137,3 Н-м (13...14 кгс-м). |
Болты крепления передней крышки блока цилиндров: -M10x1,25-6gx120 -M12x1,25-6gx120 |
49...60,8 Н-м (5...6,2 кгс-м) 88,1...108 Н-м (9 ...11 кгс-м) |
Болты крепления головок цилиндров М16 | Перед вворачиванием резьба болтов должна быть смазанатонким слоем графитовой смазки. Болты затягивать в три приема: -1 - прием 39...49 Н-м (4...5 кгс-м) -2 - прием 98... 127 Н-м (10... 13кгс-м) -3 -прием 186...206 Н-м (19...21кгс-м) |
Болты крышек головок цилиндров М8 | 12,7. ..17,6 Н-м (1,3...1,8кгс-м) |
Болты крепления картера маховика: | Затягивать в два приема: |
М12 | -1 - прием 50...70 Нм (5...7 кгс-м) -2 - прием 88... 108 Нм (9... 11кгс-м) |
М10 | -1 - прием 20...30 Нм (2...3 кгс-м) -2-прием 43,1... 54,9 Нм (4,4... 5,6кгс-м) |
Болты крепления оси ведущей шестерни приводараспредвала М10 | Затягивать в два приема, окончательно с моментом -49...61 Нм (5...6,2 кгс-м) |
Болты крепления масляного картера М8 | 8... 17,8 Нм (0,8... 1,8 кгс-м) |
Болты крепления выпускных коллекторовМ10 | Затягивать в два приема, окончательно с моментом -43...55 Нм (4,4...5,6 кгс-м) |
Болты крепления корпусов компрессоров М6 | 4,9...7,8 Нм (0,5... 0,8 кгс-м) |
Болты крепления корпуса турбины М8 | 23,5...29,4 Нм (2,4...3 кгс-м) |
Болты крепления трубопровода подвода масла ктурбокомпрессору М14 | 49... 68 Нм (5... 7 кгс-м) |
Болты крепления топливопровода низкогодавления: | Затягивать с моментом |
М14 | 39,2...49 Нм(4...5 кгс-м) |
М12 | 34,3...49 Нм(3,5...5 кгс-м) |
М10 | 19,6...24,5 Нм (2...2,5 кгс-м) |
Болты крепления масляного насоса M10 | 49...60,8Н-м (5...6,2 кгс-м) |
Гайки крепления стоек коромысел М10 | 41...53Н-м(4,2...5,4 кгс-м) |
Гайки скобы крепления форсунки М10 | 31...39 Н-м (3,2...4,0 кгс-м) |
Гайки крепления турбокомпрессоров М10 | 44...56Н-м(4,4...5,6 кгс-м) |
Гайки топливопроводов высокого давления | 24,5...44,1 Н-м (2,5...4,5 кгс-м) |
Гайки регулировочного винта коромыслаМ10 | 33...41 Н-м (3,4...4,2 кгс-м) |
Пробки колпаков масляного фильтра | 10,78...24,5 Н-м (1,1...2,5 кгс-м) |
Гайки колпаков масляного фильтра | 49...58,8Н-м(5...6кгс-м) |
Сливная пробка картера масляного | 40...58,8 Нм (4...6 кгс-м) |
Примечание - Неуказанные нормы затяжки резьбовыхсоединений, технические требования и методы контроля к затяжке по ОСТ 37.001.031-72, ОСТ37.001.050-73. |
ПРИЛОЖЕНИЕ A1 (справочное)
Моменты затяжки резьбовых соединений (для деталей с цинковым покрытием)
Моменты затяжки при классе прочностистали болта. Н.м (кгс.м) | ||||
Резьба | S | 5,6-5,8 (R50) | 8.8 (R80) | 10,9 (R100) |
М6 | 10 | 3,53-4,903 (0,36-0,50) | 4,9-7,84 (0,5... 0,8) | 7,845-10,78 (0,8-1,1) |
М8 | 13 | 10,784-15,691 (1,1-1,6) | 17,65-24,51 (1,8-2,5) | 23,54-35,30 (2,4-3,6) |
М10х1,25 | 17 | 21,57-33,343 (2,2-3,4) | 39,22-54,91 (4,0-5,6) | 49,03-73,55 (5,-7,5) |
М12х1,25 | 19 | 39,23-58,84 (4,0-6,0) | 58,84-93,16 (6,0-9,5) | 88,26-127,48 (9,0-13,0) |
М14х1,5 | 22 | 58,84-88,26 (6,0-9,0) | 98,07-147,10 (10,0-15,0) | 137,28-205,94 (14,0-21,0) |
М16х1,5 | 24 | 68,65-102,97 (7,0-10,5) | 156,90-215,74 (16,0-22,0) | 215,74-313,81 (22,0-32,0) |
М18х1.5 | 27 | 98,06-147,10 (10,0-15,0) | 215,74-313,81 (22,0-32,0) | 313,81-470,72 (32,0-48,0) |
М20х1,5 | 30 | 137,29-205,94 (14,0-21,0) | 313,81-431,49 (32,0-44,0) | 431,49-647,24 (44,0-66,0) |
М22Х1.5 | 32 | 196,13-274,58 (20,0-28,0) | 431,49-608,01 (44,0-62,0) | 539,3-843,37 (55,0-85,0) |
М24Х2 | 36 | 235,36-353,04 (24,0-36,0) | 490,33-735,50 (50,0-75,0) | 784,53-1078,70 (80,0-75,0) |
Примечания: | 1. Класс стали болта нанесен на головкеболта. | |||
2. Класс прочности стали гайки на один класс нижепрочности болта. | ||||
3. Моменты приведены для болтов серийногопроизводства при отсутствии попадания на них смазочногоматериала. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное)
ТАБЛИЦА РЕМОНТНЫХ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
Таблица Б.1
Обозначение | Диаметр коренной шейки, мм. | Диаметр отверстия в блоке цилиндров,мм. |
7405.1005170Р0 7405.1005171Р0 | 94,95 | 100 |
7405.1005170Р1 7405.1005171Р1 | 94,5 | 100 |
7405.1005170Р2 7405.1005171Р2 | 94 | 100 |
7405.1005170РЗ 7405.1005171РЗ | 95 | 100,5 |
7405.1005170Р4 7405.1005171Р4 | 94,5 | 100,5 |
7405.1005170Р5 7405.1005171Р5 | 94 | 100,5 |
7405.1005170Р6 7405.1005171Р6 | 93,5 | 100 |
7405.1005170Р7 7405.1005171Р7 | 93 | 100 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное)
ТАБЛИЦА РЕМОНТНЫХ ВКЛАДЫШЕЙ НИЖНЕЙ ГОЛОВКИ ШАТУНА
Таблица В.1
Обозначение | Диаметр шатунной шейки,мм. | Диаметр отверстия в кривошипнойголовке шатуна, мм |
7405.1004058 РО | 79,95 | 85 |
7405.1004058 Р1 | 79,5 | 85 |
7405.1004058 Р2 | 79 | 85 |
7405.100405 8РЗ | 80 | 85,5 |
7405.1004058 Р4 | 79,5 | 85,5 |
7405.1004058 Р5 | 79 | 85,5 |
7405.1004058 Р6 | 78,5 | 85 |
7405.1004058 Р7 | 78 | 85 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (справочное) АРМИРОВАННЫЕ МАНЖЕТЫ
Таблица Д. 1
Обозначение манжеты по номенклатуреКАМАЗ | Размеры, мм | Место установки | ||
Диаметр | ширина | |||
внутренний | наружный | |||
Двигатели КАМАЗ-740.30-260, КАМАЗ-740.50-360,КАМАЗ-740.51-320 | ||||
7406.1005160 | 120 | 150 | 12 | Картер маховика |
7406.1111238 | 44 | 60 | 7 | Корпус подшипника вала привода ТНВД |
332.1111090-10 | 25 | 35 | 5 | Крышка подшипника ТНВД |
7406.1307062-10 | 17 | 32 | 5 | Водяной насос |
740.1318166-01 | 99 | 125 | 12 | Крышка блока передняя |
740.1307012* | 17 | 42 | 5 | Корпус водяного насоса |
740.1318166-01* | 99 | 125 | 12 | Корпус подшипника гидромуфты |
740.1318186-01* | 33,5 | 50 | 10 | Шкив гидромуфты |
Двигатели КАМАЗ-740.11-240, КАМАЗ-740.13-260,КАМАЗ-740.14-300 | ||||
7405.1005160 | 104 | 130 | 12 | Картер маховика |
7406.1111238 | 44 | 60 | 7 | Корпус переднего подшипника вала приводаТНВД |
740.1029240 | 19,5 | 42 | 10 | Корпус заднего подшипника вала приводаТНВД |
78.1111090-01 | 29,5 | 42 | 6 | Крышка подшипника ТНВД |
33.1121066-01 | 27 | 43 | 10 | Муфта опережения впрыскивания топлива |
33.1121090 | 74 | 94 | 11 | То же |
740.1307012 | 17 | 42 | 5 | Корпус жидкостного насоса |
740.1318166-01 | 99 | 125 | 12 | Вал шкива привода генератора |
740.1318186-01 | 33,5 | 50 | 10 | Ведомый вал гидромуфты |
14.1701340 | 24,5 | 42 | 10 | Маховик двигателя |
* Для двигателей с расположением вентилятора выше осиколенчатого вала. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д (справочное) ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ
Таблица Д. 1
Обозначение подшипника | Тип | Место установки | Размеры, мм | Количество наизделие | ||
Диаметр | Ширина | |||||
Внутренний | Наружный | |||||
Двигатели КАМАЗ-740.30-260,КАМАЗ-740.50-360, КАМАЗ-740.51-320 | ||||||
6-3НР25155ЕС30 | Радиальный шарико-роликовый с валиком | Водяной насос | 55 | 70 | 1 | |
6-180603К1С9 | Шариковый радиальный с двухстороннимуплотнением | Вал генератора (передняя опора) | 17 | 47 | 19 | 1 |
6-180502К3С9 | Шариковый радиальный с двухстороннимуплотнением | Вал генератора (задняя опора) | 15 | 35 | 14 | 1 |
7506А | Роликовый конический однорядный | Кулачковый вал ТНВД | 30 | 62 | 21,5 | 2 |
201 | Шариковый радиальный однорядный | Шестерня регулятора ТНВД | 12 | 32 | 10 | 2 |
203 | Шариковый радиальный однорядный | Крышка регулятора задняя ТНВД | 17 | 40 | 12 | 1 |
106А | Шариковый радиальный однорядный | Державка грузов | 30 | 55 | 13 | 1 |
8103 | Шариковый упорный одинарный | Муфта регулятора ТНВД | 17 | 30 | 9 | 1 |
206 | Шариковый радиальный однорядный | Вал ведомой шестерни привода ТНВД. | 30 | 62 | 16 | 2 |
1160305А | Шариковый радиальный однорядный с одностороннимуплотнением | Маховик | 25 | 62 | 21 | 1 |
111 | Шариковый радиальный однорядный | Привод отбора мощности передний | 55 | 90 | 18 | 1 |
114 | Шариковый радиальный однорядный | Привод отбора мощности передний | 70 | 110 | 20 | 1 |
204* | Шариковый радиальный однорядный | Ведомый вал гидромуфты | 20 | 47 | 14 | 1 |
207* | Шариковый радиальный однорядный | Ведущий вал гидромуфты | 35 | 72 | 17 | 1 |
305* | Шариковый радиальный однорядный | Ведомый вал гидромуфты (передняя опора) | 25 | 62 | 17 | 1 |
114* | Шариковый радиальный однорядный | Ведущий вал гидромуфты (передняя опора) | 70 | 110 | 20 | 1 |
1160305* | Шариковый радиальный однорядный с одностороннимуплотнением | Вал водяного насоса | 25 | 62 | 21 | 1 |
1160304* | Шариковый радиальный однорядный с одностороннимуплотнением | Вал водяного насоса | 20 | 52 | 18 | 1 |
6-180504КС9* | Шариковый радиальный с двухстороннимуплотнением | Приспособление натяжное | 2 | |||
1160305** | Шариковый радиальный однорядный с одностороннимуплотнением | Ролик направляющий | 25 | 62 | 21 | 2 |
Двигатели КАМАЗ-740.11-240,КАМАЗ-740.13-260, КАМАЗ-740.14-300 | ||||||
1160304К | Шариковый радиальный однорядный с одностороннимуплотнением | Вал жидкостного насоса | 20 | 52 | 18 | 1 |
1160305 | То же | То же | 25 | 62 | 21 | 1 |
305А или 6-305А | Шариковый радиальный однорядный | Ведомый вал гидромуфты | 25 | 62 | 17 | 1 |
114 | То же | Ведущий вал гидромуфты (передняя опора) | 70 | ПО | 20 | 1 |
204А | | То же (задняя опора) | 20 | 47 | 14 | 1 |
207А | | Первичный вал гидромуфты | 35 | 72 | 17 | 1 |
6-180603К1С9 | Шариковый радиальный с двухстороннимуплотнением | Вал генератора (передняя опора) | 17 | 47 | 19 | 1 |
6-180502КЗС9 | То же | То же (задняя опора) | 15 | 35 | 14 | 1 |
7506А | Роликовый конический однорядный | Кулачковый вал ТНВД | 30 | 62 | 21,25 | 2 |
201 | Шариковый радиальный однорядный | Зубчатое колесо регулятора ТНВД | 12 | 32 | 10 | 1 |
203 | То же | Крышка регулятора задняя | 17 | 40 | 12 | 1 |
106 А | | Державка грузов | 30 | 55 | 13 | 1 |
8103 | Шариковый упорный одинарный | Муфта грузов регулятора ТНВД | 17 | 30 | 9 | 1 |
206 | Шариковый радиальный однорядный | Вал ведомой шестерни привода ТНВД(передняяопора) | 30 | 62 | 16 | 1 |
207К5 | То же | То же (задняя опора) | 35 | 72 | 17 | 1 |
97506 | Роликовый конический двухрядный | Шестерня привода распредвала | 30 | 62 | 50 | 1 |
6-205К | Шариковый радиальный однорядный | Коленчатый вал | 25 | 52 | 15 | 1 |
*Для двигателей с расположением вентилятора выше осиколенчатого вала. ** Для двигателей автобуснойкомплектации. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Е (справочное) ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Надежная работа двигателя гарантируется при условии применения рекомендуемых заводом-изготовителем топлив, масел и специальных жидкостей.
Перечень топлив, масел и специальных жидкостей, прошедших испытания и допущенных к применению на двигателе 740.30-260 приведен в химмотологической карте (таблица Е.1).
Периодичность технического обслуживания указана в карте согласно первой категории условий эксплуатации. Периодичность обслуживания для иных категорий эксплуатации устанавливается с учетом коэффициентов корректирования (ГОСТ 21624-81).
Дизельное топливо
Для эксплуатации двигателей КАМАЗ рекомендуется применение топлив, отвечающих требованиям ГОСТ 305-82 (с содержанием серы не более 0,5%).
Для эксплуатации двигателей КАМАЗ в городских условиях рекомендуется к применению топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами (с содержанием серы не более 0,1%) ТУ 38.401-58-170-96 и топливо по ГОСТ 305-82 с содержанием серы не более 0,2 %.
Применение различных марок топлива (летнего "Л" или зимнего "3") зависит от температуры окружающей среды и регламентируется химмотологической картой.
Для эксплуатации двигателей КАМАЗ за рубежом допускается применение дизельных топлив, отвечающих требованиям стандарта EN 590 принятым Европейским Комитетом по Стандартизации (CEN).
Моторные масла
Для эксплуатации двигателей 740.30 260 рекомендуются моторные масла, прошедшие испытания в НТЦ ОАО «КАМАЗ».
Пo уровню эксплуатационных свойств масла должны соответствовать группам СЕ, CF-4 по классификации API (Американский институт нефти). В качестве дублирующих марок допускается применение масел группы CD по классификации API или группе Д по ГОСТ 17479.1-85, с уменьшенным сроком смены масла. Смену основных сортов масла производить при ТО-2, дублирующих - при 2ТО-1.
В зависимости от условий эксплуатации рекомендуется применение моторных масел следующих классов вязкости по SAE:
-SAE 15W-40 всесезонно в умеренной климатической зоне;
-SAE 5W-40, 5W-30 всесезонно в районах с холодным климатом;
-SAE 20W при сезонном обслуживании в умеренной климатической зоне (в осенне-зимний период);
-SAE 30, 40 при сезонном обслуживании в умеренной климатической зоне (в весенне-летний период) или в качестве основной марки в районах с жарким климатом.
Рекомендуемый диапазон применения моторных масел, в зависимости от температуры окружающего воздуха приведен на рисунке Е.1.
Рисунок Е. 1.
Охлаждающие жидкости
Система охлаждения двигателей заполняется охлаждающей жидкостью, представляющей собой водный раствор антифриза (на основе этиленгликоля с добавлением антикоррозионных и антипенных присадок).
В ходе эксплуатации необходимо следить за плотностью охлаждающей жидкости. Так, плотность при температуре охлаждающей жидкости 20 °С должна быть:
-ОЖ-40 «Лена» - (1,075 - 1,085) г/см3;
-«Тосол-А40М» - (1,078 - 1,085) 1) г/см3;
-ОЖ-65«Лена» и «Тосол-65М» - (1,085-1,1) г/см3.
Приложение 1
Приложение 2
Вид спидометра со стороны пломбировочной крышки
Приложение 3
Значение программируемых коэффициентов для электронных спидометров в зависимости от различных вариантов передаточных отношений и радиуса колес для а/м КАМАЗ
№ | Передаточное отношение главной передачи iг.п. | Обозначение шин | Статический радиус колеса RK ,м | Программируемый коэффициент F1000для датчиков | Тип коробки передач | |
k=6 | k=8 | |||||
1 | 5,43 | 9.00R20 | 0,476 | 10899 | 1453 | ZF, 154 |
10.00R20 | 0,488 | 10631 | 14175 | |||
10,00R20 | 0,505 | 10273 | 13697 | |||
11/70R22.5 | 0,447 | 11606 | 15475 | |||
2 | 5,94 | 9.00R20 | 0,476 | 11923 | 15897 | |
10.00R20 | 0,488 | 11629 | 15506 | |||
10.00R20 | 0,505 | 11238 | 14984 | |||
3 | 6,33 | 12.00R20 | 0,526 | 11498 | 15330 | |
4 | 6,53 | 9.00R20 | 0,476 | 13107 | 17476 | |
10.00R20 | 0,488 | 12785 | 17046 | |||
10,00R20 | 0,505 | 12354 | 16472 | |||
5 | 7,22 | 9.00R20 | 0,476 | 14492 | 19322 | |
10.00R20 | 0,488 | 14135 | 18847 | |||
11/70R22.5 | 0,447 | 15432 | 20576 | |||
6 | 4,01 | 245/70R19,5 | 0,389 | 9849 | 13132 | |
7 | 5,11 | 11/70R22.5 | 0,447 | 10922 | 14563 | |
8 | 5,13 | 11/70R22.5 | 0,447 | 10965 | 14620 | |
9 | 5,08 | 11/70R22.5 | 0,447 | 10858 | 14477 | |
10 | 5,44 | 11/70R22.5 | 0,447 | 11627 | 15503 | |
11 | 7,22 | 9,00R-20(260-508R) | 0,495 | 13936 | 18581 | 14, 141 |
10.00-20(280-508R) | 0,507 | 13606 | 18141 | |||
12 | 6,53 | 9.00R-20(260-508R) | 0,495 | 12604 | 16805 | |
10.00-20(280-508R) | 0,507 | 12305 | 16407 | |||
13 | 5,94 | 9.00R-20(260-508R) | 0,495 | 11465 | 15287 | |
10.00-20(280-508R) | 0,507 | 11194 | 14925 | |||
14 | 5,4 | 9.00R-20(260-508R) | 0,495 | 10423 | 13897 | |
10.00-20(280-508R) | 0,507 | 10176 | 13568 |
F1000 = 1000•i г.п.• k/2πRк
где i г.п. - передаточное отношения главной передачи;
Rк - статический радиус колеса;
k - количество зубьев индуктора. Для датчиков KIENZLE k=6, для ПА8089 k=8.