Назад

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

Моменты затяжки основных резьбовых соединений

Таблица А.1

Наименование

Условия затяжки

Примечание

Болты крепления 740.1005157-02 крышек коренных подшипников (вертикальные) коленчатого вала

Затяжку производить, от средней опоры к крайним начиная с правого ряда в 2 приема:

- предварительно с крутящим моментом 95...120 Н-м (9,6...12 кгс-м);

- окончательно крутящим моментом 275...295 Н-м (28...30 кгс-м).

Резьба на болтах должна быть смазана моторным маслом, избыток масла должен быть удален.

Поз. 3, рисунок 11

Стяжные болты 7482.1005158, 7482.1005159 крышек подшипников коленчатого вала

Резьба на болтах должна быть смазана моторным маслом, избыток масла должен быть удален. Затянуть с моментом 147...167 Н-м (15...17 кгс-м).

Поз. 4 и 5, рисунок 11

Болты крепления маховика 7406.1005127

Затяжку производить последовательно в два приема (предварительно и окончательно), окончательно с крутящим моментом 245...264 Н-м (25...27 кгс-м). Перед вворачиванием резьба должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки.

Поз. 7, рисунок 10

Болты крепления полумуфты отбора мощности и гасителя 740.21-1005106-10

Непосредственно перед сборкой нанести на 3-4 нитки резьбы болта герметик «Стопор-6» по ТУ 2257-003-25669359-98 или Унигерм 6 по ТУ 6-01-1285-84 с полным заполнением профиля резьбы методом окунания или кисточкой. Поверхность резьбы при этом должна быть чистой, без следов масла и коррозии. Затянуть моментом 98...117,6 Н-м (10...12 кгс-м).

Поз. 8 рисунок 13

Болт крепления крышки шатуна 740.1004062-11

Затяжку производить в 2 приема:

- предварительно с начальным крутящим моментом 76,5...80,4 Н-м (7,8...8,2 кгс-м);

- окончательно, контролируя 2 параметра, угол поворота гайки, равный 50°±5° от положения после предварительной затяжки и величину момента 108...180 Н-м (11...18,3 кгс-м). При этом, контроль угла поворота гайки является определяющим.

Допускается затяжка с крутящим моментом - 127,5...137,3 Н-м (13...14 кгс-м).

Поз. 5, 6, рисунок 8

Продолжение таблицы А. 1

Наименование

Условия (момент) затяжки

Примечание

Болты крепления передней крышки блока цилиндров:

- M10x1,25-6gx120

- M12x1,25-6gx120

49...60.8 Н-м (5...6,2 кгс-м)

88.1... 108 Н-м (9...11 кгс-м)

-

Болты крепления головок цилиндров М16

Перед вворачиванием резьба болтов должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. Болты затягивать в три приема:

- первый 39...49 Н-м (4...5 кгс-м)

- второй 98...127 Н-м (10...13 кгс-м)

- третий 186...206 Н-м (19...21 кгс-м)

Очередность затяжки согласно рисунка 20.

Болты крышек головок цилиндров М8

12,7...17,6 Н-м (1,3...1,8 кгс-м)

Поз. 12 рисунок 17

Болты крепления картера маховика:

М12

М10

Затягивать в два приема:

- первый 50...70 Н-м (5...7 кгс-м)

- второй 88... 108 Н-м (9...11 кгс-м)

- первый 20...30 Н-м (2...3 кгс-м)

- второй 43,1...54,9 Н-м (4,4...5,6 кгс-м)

-

Болты М10 крепления оси ведущей шестерни привода распредвала

Затягивать в два приема, окончательно с моментом - 49...61 Н-м (5...6,2 кгс-м)

-

Болты М8 крепления масляного картера

8...17,8 Н-м (0,8...1,8 кгс-м)

-

Болты М10 крепления масляного насоса

49...66,8 Н-м (5...7 кгс-м)

-

Гайки крепления стоек коромысел М10

41...53 Н-м (4,2...5,4 кгс-м)

-

Г айки регулировочного винта коромысла М10

33...41 Н-м (3,4...4,2 кгс-м)

-

Пробки колпаков масляного фильтра

10,78...24,5 Н-м (1,1...2,5 кгс-м)

-

Г айки колпаков масляного фильтра

49...68,6 Н-м (5...7 кгс-м)

-

Примечание - Неуказанные нормы затяжки резьбовых соединений, технические требования и методы контроля к затяжке по ОСТ 37.001.031-72, ОСТ 37.001.050-73.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное)

ТАБЛИЦА РЕМОНТНЫХ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

Таблица Б.1

Обозначение

Диаметр коренной шейки, мм.

Диаметр отверстия в блоке цилиндров, мм.

7405.1005170 Р0

7405.1005171 Р0

94,95

100

7405.1005170 Р1

7405.1005171 Р1

94,5

100

ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное)

ТАБЛИЦА РЕМОНТНЫХ ВКЛАДЫШЕЙ НИЖНЕЙ ГОЛОВКИ ШАТУНА

Таблица В.1

Обозначение

Диаметр шатунной шейки, мм.

Диаметр отверстия в кривошипной головке шатуна, мм

7405.1004058 Р0

79,95

85

7405.1004058 Р1

79,5

85

Армированные манжеты

Таблица Г.1

Обозначение манжеты по номенклатуре КАМАЗ

Размеры, мм

Место установки

Диаметр

ширина

внутренний

наружный

7406.1005160

120

150

12

Картер маховика

740.1318166-01

99

125

12

Крышка блока передняя

7406.1307062-10

17

32

5

Водяной насос

7406.1111238

44

60

7

Корпус переднего подшипника

Подшипники качения

Таблица Д.1

Обозначение подшипника

Тип

Место установки

Размеры, мм

Количество на изделие

Диаметр

Ширина

Внутренний

Наружный

6-3HP25155EC30

Радиальный шарикороликовый с валиком

Водяной насос

-

55

70

1

6-180603К1С9

Шариковый радиальный с двухсторонним уплотнением

Вал генератора (передняя опора)

17

47

19

1

6-180502КЗС9

Шариковый радиальный с двухсторонним уплотнением

Вал генератора (задняя опора)

15

35

14

1

206

Шариковый радиальный однорядный

Вал ведомой шестерни

30

62

16

2

1160305

Шариковый радиальный однорядный с односторонним уплотнением

Маховик

25

62

21

1

111

Шариковый радиальный однорядный

Привод отбора мощности передний

55

90

18

1

114

Шариковый радиальный однорядный

Привод отбора мощности передний

70

110

20

1

14.1701285

Ролик ф 5,5x15,8

Шестерня ведущая

-

-

-

62

1180305С17

Шариковый радиальный с двухсторонним уплотнением

Ролик натяжной

25

62

21

1

1180305С17

Шариковый радиальный с двухсторонним уплотнением

Ролик направляющий (для двигателей автобусной комплектации)

25

62

21

2

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

(справочное)

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Надежная работа транспортных газовых двигателей гарантируется при условии применения рекомендуемых заводом-изготовителем топлив, масел и специальных жидкостей.

Перечень топлив, масел и специальных жидкостей, прошедших испытания и допущенных, приведен в химмотологической карте (таблица ЕЛ).

Периодичность технического обслуживания указана в карте согласно первой категории условий эксплуатации. Периодичность обслуживания для иных категорий эксплуатации устанавливается с учетом коэффициентов корректирования (ГОСТ 21624-81).

МОТОРНЫЕ МАСЛА

Для эксплуатации двигателей рекомендуются моторные масла, прошедшие испытания в НТЦ ОАО «КАМАЗ».

По уровню эксплуатационных свойств масла должны соответствовать группам СЕ, CF-4 по классификации API (Американский институт нефти). В качестве дублирующих марок допускается применение масел группы CD по классификации API или группе Д по ГОСТ 17479.1-85, с уменьшенным сроком смены масла.

В зависимости от условий эксплуатации рекомендуется применение моторных масел следующих классов вязкости по SAE:

- SAE 15W-40 всесезонно в умеренной климатической зоне;

- SAE 5W-40, 5W-30 всесезонно в районах с холодным климатом;

- SAE 20 при сезонном обслуживании в умеренной климатической зоне (в осенне-зимний период);

- SAE 30, 40 при сезонном обслуживании в умеренной климатической зоне (в весеннелетний период) или в качестве основной марки в районах с жарким климатом.

Рекомендуемый диапазон применения моторных масел, в зависимости от температуры окружающего воздуха приведен на рисунке Е. 1.

ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ

Система охлаждения двигателей заполняется охлаждающей жидкостью, представляющей собой водный раствор антифриза (на основе этиленгликоля с добавлением антикоррозионных и антипенных присадок).

В ходе эксплуатации необходимо следить за плотностью охлаждающей жидкости. Так, плотность при температуре охлаждающей жидкости 20 °С должна быть:

- ОЖ-40 «Лена» - (1,075 -1,085) г/см3;

- «Тосол-А40М» - (1,078 -1,085) 1) г/см3;

- ОЖ-65 «Лена» и «Тосол -65М» - (1,085-1,1) г/см3.

Снижение плотности охлаждающих жидкостей ниже нижнего предела недопустимо из-за отсутствия гарантии достаточной антикоррозионной защиты.

ГАЗ ПРИРОДНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ СЖАТЫЙ

Природный газ - газообразное вещество без цвета и запаха, плотность его почти в два раза ниже плотности воздуха. Природный топливный сжатый газ получают из горючего природного газа.

Сжатый природный газ относится к группе веществ, способных образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. Концентрационные пределы воспламенения (по метану) в смеси с воздухом (по объему) - нижний - 5%, верхний 15%.

Для обеспечения безопасной эксплуатации двигателей с целью обнаружения случайных утечек газообразным топливам придают особый запах - одорируют, что позволяет обнаружить газ в воздухе при концентрации 1 % (по объему).

Качество газа и правила приемки и контроля поступающего газа по ГОСТ 27577-2000.

Химмотологическая карта (таблица Е.1) регламентирует номенклатуру и условия применения горюче-смазочных материалов (ГСМ) и специальных жидкостей при изготовлении и эксплуатации транспортных газовых двигателей.

Химмотологическая карта

Таблица Е.1

Наименование, индекс сборочной единицы (функционально законченное устройство, механизм, узел трения)

Кол. сборочных единиц в изделии

Наименование и обозначение марки ГСМ

Масса (объем) ГСМ, заправляемых в изделие

Периодичность смены (пополнения) ГСМ

Рекомендации по смазке (заправке, замене масла или смазки). Норма слива или (сбора) отработавших масел. Примечание

основные

дублирующие

зарубежные

основная марка

дублирующая марка

1 Система питания двигателя

-

Газ природный топливный сжатый ГОСТ 27577-2000

Газ горючий природный сжатый ТУ 51-166-83

-

-

-

-

-

-

2 Картер масляный двигателя

1

Всесезонно:

Масло моторное:

Уфагаоб ХД Экстра 15W-40 ТУ 0253-002-11493112-93;

ЛУКОЙЛ-Супер SAE 15W-40, CE/SG ТУ 0253-075-00148636 -99 (при температуре воздуха не ниже минус 20 °С);

ЛУКОЙЛ-Супер SAE 5W-40, CF-4/SG ТУ 0253-075-00148636-99;

ЛУКОЙЛ-Супер SAE 5W-30, CF-4/SG ТУ 0253-075-00148636-99 (при температуре воздуха не ниже минус 35 °С)

Летом:

Масло моторное М-10ДМ ГОСТ 8581 -78 (при температуре воздуха не ниже минус 10 °С)

Зимой:

Масло моторное М-8ДМ ГОСТ 8581-78 (при температуре воздуха ниже плюс 5 °С)

API СЕ, CF-4

SAE 15W-40

SAE 5W-40

28 л

ЕО

ТО-5500

ТО-2

2ТО-1

ЕО

ТО-5500

2ТО-1

Проверить уровень масла в картере и при необходимости долить

Сменить масло

Сменить масло

Сменить масло (городские автобусы с двигателем 820.53-260).

Продолжение таблицы Е.1

-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3

Узел заслонки

1

Смазка ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74

Смазка Лита ТУ 38 1011308-90

-

0,020 кг

-

-

Смазать при ремонте и разборке узла

4

Стартер

1

Смазка Лита ТУ 38 1011308-90

Смазка ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74

-

0,025 кг

СТО(1 раз в 2 года)

СТО(1 раз в 2 года)

Смазать шлицевой вал привода

5

Болты крепления маховика

10

Смазка графитная УСс-А ГОСТ 3333-80

-

-

0,010 кг

-

-

Смазать при сборке и ремонте узла

6

Система охлаждения двигателя

1

Охлаждающая жидкость:

ОЖ-40 «Лена» ТУ 113-07-02-88 (при температуре воздуха не ниже минус 40°С);

ОЖ-65 «Лена» ТУ 113-07-02-88 (при температуре воздуха не ниже минус 65°С)

Охлаждающая жидкость:

«Тосол-А40М» ТУ 6-57-95-96 (при температуре воздуха не ниже минус 40°С);

«Тосол-А65М» ТУ 6-57-95-96 (при температуре воздуха не ниже минус 65°С)

-

17 л

ЕО

СТО(1 раз в 2 года)

ЕО

СТО(1 раз в год)

Довести уровень до нормы

Сменить жидкость

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)

МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Таблица А. 1

Наименование

Условия затяжки

Болты крепления 740.1005157-02 крышек коренныхподшипников (вертикальные) коленчатого вала

Резьба на болтах должна быть смазана моторным маслом,избыток масла должен быть удален.

Затяжку производить, от средней опоры к крайнимначиная с правого ряда в 2 приема:

-предварительно с крутящим моментом 95... 120Н-м (9,6... 12 кгс-м);

-окончательно крутящим моментом 275...295 Н-м(28...30 кгс-м).

Стяжные болты 7482.1005158, 7482.1005159 крышекподшипников коленчатого вала

Резьба в отверстиях крышки и на болтах должна бытьсмазана моторным маслом, избыток масла должен быть удален. Затянуть смоментом 147... 167 Н-м (15... 17 кгс-м).

Болты крепления маховика

Перед вворачиванием резьба должна быть смазана тонкимслоем графитовой смазки.

Затяжку производить последовательно в два приема(предварительно и окончательно), окончательно с крутящиммоментом:

7406.1005127 - 245...264 Н-м (25...27 кгс-м).

740.1005127-11 -167...186Н-м(17...19кгс-м).

Болты крепления полумуфты отбора мощности и гасителя740.21-1005106-10 или 740.1005106

Непосредственно перед сборкой нанести на 3-4 ниткирезьбы болта герметик «Стопор-6» по ТУ 2257-003-25669359-98 или Унигерм 6по ТУ 6-01-1285-84 с полным заполнением профиля резьбы методом окунанияили кисточкой. Поверхность резьбы при этом должна быть чистой, без следовмасла и коррозии. Затянуть моментом 98... 117,6 Н-м (10... 12кгс-м).

Болт крепления крышки шатуна740.1004062-11

Затяжку производить в 2 приема:

-предварительно с начальным крутящим моментом76,5...80,4 Н-м (7,8...8,2 кгс-м);

-окончательно, контролируя 2 параметра, уголповорота гайки, равный 50о±5° от положения послепредварительной затяжки и величину момента 108... 180 Н-м (11... 18,3кгс-м). При этом, контроль угла поворота гайки являетсяопределяющим.

Допускается затяжка с крутящим моментом - 127,5...137,3 Н-м (13...14 кгс-м).

Болты крепления передней крышки блока цилиндров:

-M10x1,25-6gx120

-M12x1,25-6gx120

49...60,8 Н-м (5...6,2 кгс-м)

88,1...108 Н-м (9 ...11 кгс-м)

Болты крепления головок цилиндров М16

Перед вворачиванием резьба болтов должна быть смазанатонким слоем графитовой смазки. Болты затягивать в три приема:

-1 - прием 39...49 Н-м (4...5 кгс-м)

-2 - прием 98... 127 Н-м (10... 13кгс-м)

-3 -прием 186...206 Н-м (19...21кгс-м)

Болты крышек головок цилиндров М8

12,7. ..17,6 Н-м (1,3...1,8кгс-м)

Болты крепления картера маховика:

Затягивать в два приема:

М12

-1 - прием 50...70 Нм (5...7 кгс-м)

-2 - прием 88... 108 Нм (9... 11кгс-м)

М10

-1 - прием 20...30 Нм (2...3 кгс-м)

-2-прием 43,1... 54,9 Нм (4,4... 5,6кгс-м)

Болты крепления оси ведущей шестерни приводараспредвала М10

Затягивать в два приема, окончательно с моментом -49...61 Нм (5...6,2 кгс-м)

Болты крепления масляного картера М8

8... 17,8 Нм (0,8... 1,8 кгс-м)

Болты крепления выпускных коллекторовМ10

Затягивать в два приема, окончательно с моментом -43...55 Нм (4,4...5,6 кгс-м)

Болты крепления корпусов компрессоров М6

4,9...7,8 Нм (0,5... 0,8 кгс-м)

Болты крепления корпуса турбины М8

23,5...29,4 Нм (2,4...3 кгс-м)

Болты крепления трубопровода подвода масла ктурбокомпрессору М14

49... 68 Нм (5... 7 кгс-м)

Болты крепления топливопровода низкогодавления:

Затягивать с моментом

М14

39,2...49 Нм(4...5 кгс-м)

М12

34,3...49 Нм(3,5...5 кгс-м)

М10

19,6...24,5 Нм (2...2,5 кгс-м)

Болты крепления масляного насоса M10

49...60,8Н-м (5...6,2 кгс-м)

Гайки крепления стоек коромысел М10

41...53Н-м(4,2...5,4 кгс-м)

Гайки скобы крепления форсунки М10

31...39 Н-м (3,2...4,0 кгс-м)

Гайки крепления турбокомпрессоров М10

44...56Н-м(4,4...5,6 кгс-м)

Гайки топливопроводов высокого давления

24,5...44,1 Н-м (2,5...4,5 кгс-м)

Гайки регулировочного винта коромыслаМ10

33...41 Н-м (3,4...4,2 кгс-м)

Пробки колпаков масляного фильтра

10,78...24,5 Н-м (1,1...2,5 кгс-м)

Гайки колпаков масляного фильтра

49...58,8Н-м(5...6кгс-м)

Сливная пробка картера масляного

40...58,8 Нм (4...6 кгс-м)

Примечание - Неуказанные нормы затяжки резьбовыхсоединений, технические требования и методы контроля к затяжке по ОСТ 37.001.031-72, ОСТ37.001.050-73.

ПРИЛОЖЕНИЕ A1 (справочное)

Моменты затяжки резьбовых соединений (для деталей с цинковым покрытием)

Моменты затяжки при классе прочностистали болта. Н.м (кгс.м)

Резьба

S

5,6-5,8 (R50)

8.8 (R80)

10,9 (R100)

М6

10

3,53-4,903 (0,36-0,50)

4,9-7,84 (0,5... 0,8)

7,845-10,78 (0,8-1,1)

М8

13

10,784-15,691 (1,1-1,6)

17,65-24,51 (1,8-2,5)

23,54-35,30 (2,4-3,6)

М10х1,25

17

21,57-33,343 (2,2-3,4)

39,22-54,91 (4,0-5,6)

49,03-73,55 (5,-7,5)

М12х1,25

19

39,23-58,84 (4,0-6,0)

58,84-93,16 (6,0-9,5)

88,26-127,48 (9,0-13,0)

М14х1,5

22

58,84-88,26 (6,0-9,0)

98,07-147,10 (10,0-15,0)

137,28-205,94 (14,0-21,0)

М16х1,5

24

68,65-102,97 (7,0-10,5)

156,90-215,74 (16,0-22,0)

215,74-313,81 (22,0-32,0)

М18х1.5

27

98,06-147,10 (10,0-15,0)

215,74-313,81 (22,0-32,0)

313,81-470,72 (32,0-48,0)

М20х1,5

30

137,29-205,94 (14,0-21,0)

313,81-431,49 (32,0-44,0)

431,49-647,24 (44,0-66,0)

М22Х1.5

32

196,13-274,58 (20,0-28,0)

431,49-608,01 (44,0-62,0)

539,3-843,37 (55,0-85,0)

М24Х2

36

235,36-353,04 (24,0-36,0)

490,33-735,50 (50,0-75,0)

784,53-1078,70 (80,0-75,0)

Примечания:

1. Класс стали болта нанесен на головкеболта.

2. Класс прочности стали гайки на один класс нижепрочности болта.

3. Моменты приведены для болтов серийногопроизводства при отсутствии попадания на них смазочногоматериала.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное)

ТАБЛИЦА РЕМОНТНЫХ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

Таблица Б.1

Обозначение

Диаметр коренной шейки, мм.

Диаметр отверстия в блоке цилиндров,мм.

7405.1005170Р0

7405.1005171Р0

94,95

100

7405.1005170Р1

7405.1005171Р1

94,5

100

7405.1005170Р2

7405.1005171Р2

94

100

7405.1005170РЗ

7405.1005171РЗ

95

100,5

7405.1005170Р4

7405.1005171Р4

94,5

100,5

7405.1005170Р5

7405.1005171Р5

94

100,5

7405.1005170Р6

7405.1005171Р6

93,5

100

7405.1005170Р7

7405.1005171Р7

93

100

ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное)

ТАБЛИЦА РЕМОНТНЫХ ВКЛАДЫШЕЙ НИЖНЕЙ ГОЛОВКИ ШАТУНА

Таблица В.1

Обозначение

Диаметр шатунной шейки,мм.

Диаметр отверстия в кривошипнойголовке шатуна, мм

7405.1004058 РО

79,95

85

7405.1004058 Р1

79,5

85

7405.1004058 Р2

79

85

7405.100405 8РЗ

80

85,5

7405.1004058 Р4

79,5

85,5

7405.1004058 Р5

79

85,5

7405.1004058 Р6

78,5

85

7405.1004058 Р7

78

85

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (справочное) АРМИРОВАННЫЕ МАНЖЕТЫ

Таблица Д. 1

Обозначение манжеты по номенклатуреКАМАЗ

Размеры, мм

Место установки

Диаметр

ширина

внутренний

наружный

Двигатели КАМАЗ-740.30-260, КАМАЗ-740.50-360,КАМАЗ-740.51-320

7406.1005160

120

150

12

Картер маховика

7406.1111238

44

60

7

Корпус подшипника вала привода ТНВД

332.1111090-10

25

35

5

Крышка подшипника ТНВД

7406.1307062-10

17

32

5

Водяной насос

740.1318166-01

99

125

12

Крышка блока передняя

740.1307012*

17

42

5

Корпус водяного насоса

740.1318166-01*

99

125

12

Корпус подшипника гидромуфты

740.1318186-01*

33,5

50

10

Шкив гидромуфты

Двигатели КАМАЗ-740.11-240, КАМАЗ-740.13-260,КАМАЗ-740.14-300

7405.1005160

104

130

12

Картер маховика

7406.1111238

44

60

7

Корпус переднего подшипника вала приводаТНВД

740.1029240

19,5

42

10

Корпус заднего подшипника вала приводаТНВД

78.1111090-01

29,5

42

6

Крышка подшипника ТНВД

33.1121066-01

27

43

10

Муфта опережения впрыскивания топлива

33.1121090

74

94

11

То же

740.1307012

17

42

5

Корпус жидкостного насоса

740.1318166-01

99

125

12

Вал шкива привода генератора

740.1318186-01

33,5

50

10

Ведомый вал гидромуфты

14.1701340

24,5

42

10

Маховик двигателя

* Для двигателей с расположением вентилятора выше осиколенчатого вала.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д (справочное) ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ

Таблица Д. 1

Обозначение подшипника

Тип

Место установки

Размеры, мм

Количество наизделие

Диаметр

Ширина

Внутренний

Наружный

Двигатели КАМАЗ-740.30-260,КАМАЗ-740.50-360, КАМАЗ-740.51-320

6-3НР25155ЕС30

Радиальный шарико-роликовый с валиком

Водяной насос

55

70

1

6-180603К1С9

Шариковый радиальный с двухстороннимуплотнением

Вал генератора (передняя опора)

17

47

19

1

6-180502К3С9

Шариковый радиальный с двухстороннимуплотнением

Вал генератора (задняя опора)

15

35

14

1

7506А

Роликовый конический однорядный

Кулачковый вал ТНВД

30

62

21,5

2

201

Шариковый радиальный однорядный

Шестерня регулятора ТНВД

12

32

10

2

203

Шариковый радиальный однорядный

Крышка регулятора задняя ТНВД

17

40

12

1

106А

Шариковый радиальный однорядный

Державка грузов

30

55

13

1

8103

Шариковый упорный одинарный

Муфта регулятора ТНВД

17

30

9

1

206

Шариковый радиальный однорядный

Вал ведомой шестерни привода ТНВД.

30

62

16

2

1160305А

Шариковый радиальный однорядный с одностороннимуплотнением

Маховик

25

62

21

1

111

Шариковый радиальный однорядный

Привод отбора мощности передний

55

90

18

1

114

Шариковый радиальный однорядный

Привод отбора мощности передний

70

110

20

1

204*

Шариковый радиальный однорядный

Ведомый вал гидромуфты

20

47

14

1

207*

Шариковый радиальный однорядный

Ведущий вал гидромуфты

35

72

17

1

305*

Шариковый радиальный однорядный

Ведомый вал гидромуфты (передняя опора)

25

62

17

1

114*

Шариковый радиальный однорядный

Ведущий вал гидромуфты (передняя опора)

70

110

20

1

1160305*

Шариковый радиальный однорядный с одностороннимуплотнением

Вал водяного насоса

25

62

21

1

1160304*

Шариковый радиальный однорядный с одностороннимуплотнением

Вал водяного насоса

20

52

18

1

6-180504КС9*

Шариковый радиальный с двухстороннимуплотнением

Приспособление натяжное

2

1160305**

Шариковый радиальный однорядный с одностороннимуплотнением

Ролик направляющий

25

62

21

2

Двигатели КАМАЗ-740.11-240,КАМАЗ-740.13-260, КАМАЗ-740.14-300

1160304К

Шариковый радиальный однорядный с одностороннимуплотнением

Вал жидкостного насоса

20

52

18

1

1160305

То же

То же

25

62

21

1

305А или 6-305А

Шариковый радиальный однорядный

Ведомый вал гидромуфты

25

62

17

1

114

То же

Ведущий вал гидромуфты (передняя опора)

70

ПО

20

1

204А

То же (задняя опора)

20

47

14

1

207А

Первичный вал гидромуфты

35

72

17

1

6-180603К1С9

Шариковый радиальный с двухстороннимуплотнением

Вал генератора (передняя опора)

17

47

19

1

6-180502КЗС9

То же

То же (задняя опора)

15

35

14

1

7506А

Роликовый конический однорядный

Кулачковый вал ТНВД

30

62

21,25

2

201

Шариковый радиальный однорядный

Зубчатое колесо регулятора ТНВД

12

32

10

1

203

То же

Крышка регулятора задняя

17

40

12

1

106 А

Державка грузов

30

55

13

1

8103

Шариковый упорный одинарный

Муфта грузов регулятора ТНВД

17

30

9

1

206

Шариковый радиальный однорядный

Вал ведомой шестерни привода ТНВД(передняяопора)

30

62

16

1

207К5

То же

То же (задняя опора)

35

72

17

1

97506

Роликовый конический двухрядный

Шестерня привода распредвала

30

62

50

1

6-205К

Шариковый радиальный однорядный

Коленчатый вал

25

52

15

1

*Для двигателей с расположением вентилятора выше осиколенчатого вала. ** Для двигателей автобуснойкомплектации.

ПРИЛОЖЕНИЕ Е (справочное) ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Надежная работа двигателя гарантируется при условии применения рекомендуемых заводом-изготовителем топлив, масел и специальных жидкостей.

Перечень топлив, масел и специальных жидкостей, прошедших испытания и допущенных к применению на двигателе 740.30-260 приведен в химмотологической карте (таблица Е.1).

Периодичность технического обслуживания указана в карте согласно первой категории условий эксплуатации. Периодичность обслуживания для иных категорий эксплуатации устанавливается с учетом коэффициентов корректирования (ГОСТ 21624-81).

Дизельное топливо

Для эксплуатации двигателей КАМАЗ рекомендуется применение топлив, отвечающих требованиям ГОСТ 305-82 (с содержанием серы не более 0,5%).

Для эксплуатации двигателей КАМАЗ в городских условиях рекомендуется к применению топливо дизельное с улучшенными экологическими свойствами (с содержанием серы не более 0,1%) ТУ 38.401-58-170-96 и топливо по ГОСТ 305-82 с содержанием серы не более 0,2 %.

Применение различных марок топлива (летнего "Л" или зимнего "3") зависит от температуры окружающей среды и регламентируется химмотологической картой.

Для эксплуатации двигателей КАМАЗ за рубежом допускается применение дизельных топлив, отвечающих требованиям стандарта EN 590 принятым Европейским Комитетом по Стандартизации (CEN).

Моторные масла

Для эксплуатации двигателей 740.30 260 рекомендуются моторные масла, прошедшие испытания в НТЦ ОАО «КАМАЗ».

Пo уровню эксплуатационных свойств масла должны соответствовать группам СЕ, CF-4 по классификации API (Американский институт нефти). В качестве дублирующих марок допускается применение масел группы CD по классификации API или группе Д по ГОСТ 17479.1-85, с уменьшенным сроком смены масла. Смену основных сортов масла производить при ТО-2, дублирующих - при 2ТО-1.

В зависимости от условий эксплуатации рекомендуется применение моторных масел следующих классов вязкости по SAE:

-SAE 15W-40 всесезонно в умеренной климатической зоне;

-SAE 5W-40, 5W-30 всесезонно в районах с холодным климатом;

-SAE 20W при сезонном обслуживании в умеренной климатической зоне (в осенне-зимний период);

-SAE 30, 40 при сезонном обслуживании в умеренной климатической зоне (в весенне-летний период) или в качестве основной марки в районах с жарким климатом.

Рекомендуемый диапазон применения моторных масел, в зависимости от температуры окружающего воздуха приведен на рисунке Е.1.

Рисунок Е. 1.

Охлаждающие жидкости

Система охлаждения двигателей заполняется охлаждающей жидкостью, представляющей собой водный раствор антифриза (на основе этиленгликоля с добавлением антикоррозионных и антипенных присадок).

В ходе эксплуатации необходимо следить за плотностью охлаждающей жидкости. Так, плотность при температуре охлаждающей жидкости 20 °С должна быть:

-ОЖ-40 «Лена» - (1,075 - 1,085) г/см3;

-«Тосол-А40М» - (1,078 - 1,085) 1) г/см3;

-ОЖ-65«Лена» и «Тосол-65М» - (1,085-1,1) г/см3.

Приложение 1

Приложение 2

Вид спидометра со стороны пломбировочной крышки

Приложение 3

Значение программируемых коэффициентов для электронных спидометров в зависимости от различных вариантов передаточных отношений и радиуса колес для а/м КАМАЗ

Передаточное отношение главной передачи iг.п.

Обозначение шин

Статический радиус колеса RK ,м

Программируемый коэффициент F1000для датчиков

Тип коробки передач

k=6

k=8

1

5,43

9.00R20

0,476

10899

1453

ZF, 154

10.00R20

0,488

10631

14175

10,00R20

0,505

10273

13697

11/70R22.5

0,447

11606

15475

2

5,94

9.00R20

0,476

11923

15897

10.00R20

0,488

11629

15506

10.00R20

0,505

11238

14984

3

6,33

12.00R20

0,526

11498

15330

4

6,53

9.00R20

0,476

13107

17476

10.00R20

0,488

12785

17046

10,00R20

0,505

12354

16472

5

7,22

9.00R20

0,476

14492

19322

10.00R20

0,488

14135

18847

11/70R22.5

0,447

15432

20576

6

4,01

245/70R19,5

0,389

9849

13132

7

5,11

11/70R22.5

0,447

10922

14563

8

5,13

11/70R22.5

0,447

10965

14620

9

5,08

11/70R22.5

0,447

10858

14477

10

5,44

11/70R22.5

0,447

11627

15503

11

7,22

9,00R-20(260-508R)

0,495

13936

18581

14, 141

10.00-20(280-508R)

0,507

13606

18141

12

6,53

9.00R-20(260-508R)

0,495

12604

16805

10.00-20(280-508R)

0,507

12305

16407

13

5,94

9.00R-20(260-508R)

0,495

11465

15287

10.00-20(280-508R)

0,507

11194

14925

14

5,4

9.00R-20(260-508R)

0,495

10423

13897

10.00-20(280-508R)

0,507

10176

13568

F1000 = 1000•i г.п.• k/2πRк

где i г.п. - передаточное отношения главной передачи;

Rк - статический радиус колеса;

k - количество зубьев индуктора. Для датчиков KIENZLE k=6, для ПА8089 k=8.