Техническое обслуживание
Техническое обслуживание двигателей (силовых агрегатов) подразделяется на обслуживание в начальный и основной периоды эксплуатации.
В начальный период эксплуатации проводятся:
- ежедневное обслуживание (ЕО);
- техническое обслуживание ТО-1000, выполняемое один раз после первых 500...1000 км пробега;
- техническое обслуживание ТО-5500, выполняемое один раз в интервале 4500...5500 км пробега;
- техническое обслуживание (ТО-1) первый раз выполняется в интервале 10000...11000 км пробега;
- техническое обслуживание (ТО-2) первый раз выполняется в интервале 15500...16500 км пробега.
Техническое обслуживание в начальный период эксплуатации выполняется в указанных интервалах независимо от категорий условий эксплуатации.
В начальный период эксплуатации происходит приработка деталей двигателя, поэтому, при проведении технического обслуживания, профилактические, крепежные, смазочно-очисгительные и регулировочные работы должны выполняться тщательно, что обеспечит надежность и экономичность работы двигателя, а также длительный срок его службы.
В основной период эксплуатации проводятся:
- ежедневное техническое обслуживание;
- техническое обслуживание (ТО-1);
- техническое обслуживание (ТО-2);
- сезонное техническое обслуживание (СТО) выполняемое два раза в год - весной и осенью. Работы по подготовке к зимнему сезону входят в дополнительные осенние работы.
Величина пробега между очередным техническим обслуживанием в основной период эксплуатации зависит от категории условий эксплуатации.
Каждый вид технического обслуживания в основной период эксплуатации имеет индивидуальный перечень операций, т. е. ни одна операция ТО-1 не входит ни в ТО-2, ни в СТО, в свою очередь, операции ТО-2 не входят в СТО. Допускается выполнять несколько видов технического обслуживания одновременно, например, ТО-1 и ТО-2, ТО-1 и СТО, ТО-2 и СТО или ТО-1, ТО-2 и СТО.
Ниже приведены перечни работ, необходимые для проведения технического обслуживания двигателей в начальный (таблица 4) и основной (таблица 5) периоды эксплуатации.
Дополнительные данные необходимые при техническом обслуживании приведены в приложениях Г и Д.
Периодичность смены масла и охлаждающей жидкости приведена в химмотологической карте (приложение Е).
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ
Таблица 4
Содержание работ | Аналогичные работы основного периода | |
Номер по таблице 5 | Вид ТО | |
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) | ||
Провести работы по ЕО согласно таблице 5 | 1-4 | ЕО |
Техническое обслуживание ТО-1000 | ||
Перед проведением ТО выработать газ из системы питания двигателя до остановки (см. раздел «Меры безопасности»). Очистить двигатель от пыли и грязи. | ||
Проверить: | ||
- состояние ремня привода генератора и водяного насоса; | 2 | ТО-2 |
- состояние и герметичность газовой аппаратуры и трубок системы питания газом; | 7 | ТО-2 |
- герметичность системы подвода и слива масла из турбокомпрессоров; | 3 | ЕО |
- состояние жгута проводов, соединении и разъемов. | 7 | ТО-2 |
Закрепить: | ||
- элементы соединений воздушного тракта, обратив особое внимание на тракт от воздушного фильтра к двигателю; | 1 | ТО-2 |
- выпускные коллекторы; | 1 | ТО-1 |
- турбокомпрессоры; | 1 | ТО-1 |
- корпуса турбины и компрессора. | 1 | ТО-1 |
Отрегулировать: | ||
- тепловые зазоры клапанов механизма газораспределения, предварительно проверив затяжку болтов крепления головок цилиндров и гаек стоек коромысел | 3 | ТО-2 |
- натяжение приводных ремней | 2 | ТО-2 |
Техническое обслуживание Т0-5500 | ||
Перед проведением ТО выработать газ из системы питания двигателя до остановки (см. раздел «Меры безопасности»). Очистить двигатель от грязи и пыли. | ||
Сменить: | ||
- масло в смазочной системе двигателя | 4 | ТО-2 |
- фильтрующие элементы фильтра очистки масла | 5 | ТО-2 |
- фильтрующие элементы фильтра очистки газа | 6 | ТО-2 |
Проверить герметичность газовой системы двигателя опрессовкой контрольным газом. | 7 | ТО-2 |
Проверить работу электромагнитных клапанов на четкость и плавность срабатывания. | ||
Запустиь двигатель и проверить работу двигателя на холостом ходу на разных режимах. | ||
Проверить по показывающим приборам работу всех систем двигателя. |
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ
Таблица 5
Содержание работ | Технические требования и способ проведения работ | Приборы, инструмент, приспособления и материалы | |
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) | |||
Очистить двигатель от грязи и пыли | |||
1 Довести до нормы уровень масла в масляном картере двигателя | Уровень масла проверять через 4...5 мин. после останова двигателя, установив изделие на ровной горизонтальной площадке. Уровень должен быть около метки "В", что соответствует требуемому количеству масла в двигателе. | Емкость для масла, ветошь | |
2 Довести до нормы уровень жидкости в системе охлаждения | Проверка уровня производится на холодном двигателе. Уровень должен находиться между отметками “MIN” и “МАХ” на боковой поверхности расширительного бачка. | Емкость для охлаждающей жидкости | |
3 Проверить | Состояние ремня привода генератора и водяного насоса. Состояние и герметичность газовой аппаратуры и трубок системы питания газом. Герметичность системы подвода и слива масла из турбокомпрессоров. Состояние жгута проводов, соединений и разъемов | Ключ S= 17х19, отвертка | |
4 Слить отстой из фильтра очистки газа | Слив отстоя из фильтра проводить в соответствии с рекомендациями изложенными в разделе «Система обеспечения газом». | Ключ S=19, посуда для слива отстоя | |
Техническое обслуживание ТО-1 | |||
Перед проведением ТО выработать газ из системы питания двигателя до остановки (см. раздел «Меры безопасности»). Очистить двигатель от грязи и пыли. | |||
1 Проверить (устранение негерметичности при наличии давления не допускается) | Герметичность трубопроводов системы питания двигателя опрессовкой контрольным газом. Крепление гаек турбокомпрессоров, болтов и гаек крепления коллекторов и патрубков системы впуска и выпуска. Запустить и проверить работу двигателя на холостом ходу. Работу турбокомпрессоров (на слух) при работающем двигателе. | Сжатый воздух по ГОСТ 17433 -80 или азот по ГОСТ 9293-74 Емкость, ветошь Ключ S=10, 13, 17, 19 | |
Техническое обслуживание ТО-2 | |||
Перед проведением ТО выработать газ из системы питания двигателя до остановки (см. раздел «Меры безопасности»). Очистить двигатель от грязи и пыли. | |||
1 Проверить герметичность систем впуска и выпуска двигателя | Во избежание срыва и раздутия шлангов давление подаваемое во впускной тракт воздуха не должно превышать 20 кПа (0,2 кгс/см2). Места неплотностей определять по выходящему дыму. Если дым не выходит течение 3 минут, то впускной тракт герметичен. | Приспособление И 801.49.000 |
Продолжение таблицы 5
Содержание работ | Технические требования и способ проведения работ | Приборы, инструмент, приспособления и материалы |
2 Отрегулировать натяжение приводного ремня генератора и водяного насоса | Регулировку натяжения ремня проводить в соответствии с рекомендациями изложенными в разделе «Система охлаждения» | Ключи S=13, 14, 17, прибор для проверки натяжения ремня. |
3 Отрегулировать тепловые зазоры механизма газораспределения, предварительно проверив затяжку болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел | Величина зазора на холодном двигателе: - для впускного клапана - 0,25-0,30 мм; - для выпускного клапана - 0,35-0,40 мм. Для 1, 2, 3 и 4 цилиндров передний клапан впускной, а для 5, 6, 7 и 8-го цилиндров - выпускной. Регулировку зазоров следует производить на холодном двигателе или после остановки двигателя, не ранее, чем через 30 мин. При этом, подача газа должна быть выключена. Тепловые зазоры регулируют одновременно в двух цилиндрах, следующих по порядку работы один за другим, во время тактов сжатия (рабочего хода) в этих цилиндрах. Клапаны регулируемых цилиндров в этот момент должны быть закрыты. При регулировке коленчатый вал устанавливается последовательно в положения 1...4, которые определяются его поворотом относительно положения начала впрыскивания топлива в первом цилиндре на угол, указанный ниже: - положение коленчатого вала 1-2-3-4; - угол поворота, град - 60-240-420-600; - номера цилиндров регулируемых клапанов 1; 5, 4; 2, 6; 3, 7; 8. Схема нумерации цилиндров двигателя приведена на рисунке 38. Последовательность операций при регулировке зазоров следующая: - снять крышки головок цилиндров; - проверить затяжку болтов крепления головок цилиндров и стоек коромысел; - оттянуть фиксатор смонтированный на картере маховика, повернуть его на 90° и установить в нижнее положение; | Приспособление И 801.14.000 для регулирования клапанов, набор щупов N 2, головки S= 17, 19, ломик для проворачивания коленчатого вала, динамометрический ключ. |
Продолжение таблицы 5
Содержание работ | Технические требования и способ проведения работ | Приборы, инструмент, приспособления и материалы |
- | - снять крышку люка в нижней части картера сцепления (для проворота маховика ломиком двигателей автомобильной комплектации), проворот коленчатого вала двигателей автобусной комплектации в соответствии с рисунком 16; Поворот маховика на угол, равный промежутку между двумя соседними отверстиями по периферии маховика, соответствует повороту коленчатого вала на 30 град, - проворачивая коленчатый вал по ходу вращения, установить его в такое положение, при котором фиксатор под действием пружины войдет в зацепление с маховиком, положение фиксатора маховика см. рисунок 12; оттянуть фиксатор, преодолев усилие пружины, повернуть его на 90 град, и установить в верхнее положение. - повернуть коленчатый вал по ходу вращения на 60 град, установив его тем самым в положение 1; - в этом положении клапаны регулируемых цилиндров (первого и пятого) закрыты (штанги указанных цилиндров должны легко проворачиваться от руки). Если в этом положении клапаны первого и пятого цилиндров не закрыты, провернуть коленчатый вал на 360 градусов, фиксатор должен вновь войти в зацепление с маховиком. - повернуть коленчатый вал по ходу вращения на 60 град, установив его тем самым в положение 1; Проверить щупом зазор между носками коромысел и торцами клапанов регулируемых цилиндров. Если они не укладываются в указанные выше пределы, отрегулировать зазоры: - для регулировки зазора необходимо ослабить гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп нужной толщины и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор; - придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора -щуп толщиной 0,25 мм для впускного клапана и 0,35 мм для выпускного клапана должен проходить свободно, а толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного с усилием. Зазоры в клапанах остальных цилиндров регулировать аналогично, устанавливая коленчатый вал в положения 2, 3 и 4 проворотом его на 180 градусов. | - |
Продолжение таблицы 5
Содержание работ | Технические требования и способ проведения работ | Приборы, инструмент, приспособления и материалы |
- | - установить крышки головок цилиндров, пустить двигатель и прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стуков в клапанном механизме не должно быть; - установить крышку люка картера сцепления. | - |
4 Сменить масло в смазочной системе двигателя | Для смены масла необходимо: - прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70...90 °С, остановить его, слить масло из картера масляного, вывернув из картера сливную пробку. Сливая масло из двигателя нужно обратить внимание, нет ли в масле воды и металлических частиц. Наличие их указывает на необходимость ремонта двигателя. Заливать масло в картер двигателя надо в следующем порядке: - открыть горловину, предварительно очистив ее от пыли и грязи; - залить масло до отметки "В" на указателе уровня масла; - пустить двигатель и дать ему поработать 5 мин на малой частоте вращения коленчатого вала для заполнения масляных полостей в двигателе; - остановить двигатель и по истечении 4-5 мин, долить масло до отметки "В" на указателе уровня масла. Между метками «Н» «В» объем масла в картере составляет 4 л. Доливать масло в картер двигателя после длительной стоянки нужно в последовательности операций, изложенных выше. При смене масла надо менять фильтрующие элементы фильтра очистки масла. Сорта масел, допускаемые к применению, приведены в приложении Е. Периодичность замены масла проводить в соответствии с химмотологической картой с учетом условий эксплуатации. Несвоевременная смена масла или фильтрующих элементов, применение нерекомендуемых сортов масел и фильтроэлементов, а также загрязненных масел приводит к разрушению вкладышей и аварии двигателя. | Ключ S=27, маслораздаточная колонка 367-M3, ветошь, воронка для слива масла. |
Продолжение таблицы 5
Содержание работ | Технические требования и способ проведения работ | Приборы, инструмент, приспособления и материалы |
5 Сменить фильтрующие элементы масляного фильтра | СМЕНУ ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ необходимо осуществлять в следующем порядке: - вывернуть сливные пробки на обоих колпаках и слить масло в емкость; - отвернуть колпаки ключом на 27 за бобышку; - вынуть элементы из колпаков; - промыть дизельным топливом внутреннюю полость колпаков; - установить новые фильтроэлементы полнопоточный - в большой колпак (ближе к вентилятору), частичнопоточный - в меньший (фильтроэлементы не взаимозаменяемые); - залить в каждый колпак по 1 л чистого моторного масла; - смазать резьбу на колпаках, уплотнительные кольца и прокладки моторным маслом; - завернуть колпаки в корпус ключом моментом 49...68,6 Н-м (5,0...7,0 кгс-м); - на работающем двигателе проверить нет ли течи масла в соединениях, при обнаружении течи произвести подтяжку или заменить уплотнительные элементы. При обслуживании использовать фильтроэлементы изготавливаемые предприятиями, имеющими официальное заключение ОАО "КАМАЗ" на поставку в запасные части: - 7405.1012 040 (полнопоточный); - 7405.1017 040-02 (частично-поточный). | Ветошь, накидные ключи S=19, 27 |
6 Сменить фильтрующий элемент фильтра очистки газа | Смену фильтрующего элемента проводить в соответствии с рекомендациями изложенными в разделе « Система обеспечения газом». | Накидные ключи S=19, 27 |
7 Проверить систему обеспечения газом. | Проверить герметичность газовой системы двигателя опрессовкой контрольным газом. Проверить работу электромагнитных клапанов на четкость и плавность срабатывания. Запустиь двигатель и проверить работу двигателя на холостом ходу на разных режимах. Проверить по показывающим приборам работу всех систем двигателя. | Сжатый воздух по ГОСТ 17433-80 или азот по ГОСТ 9293-74 |
Продолжение таблицы 5
Содержание работ | Технические требования и способ проведения работ | Приборы, инструмент, приспособления и материалы |
СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ (СТО) | ||
Перед проведением ТО выработать газ из системы питания двигателя до остановки (см. раздел «Меры безопасности»). Очистить двигатель от пыли и грязи | ||
1 Сменить охлаждающую жидкость | Требования к охлаждающей жидкости приведены в приложении Е | Воронка, посуда для слива, ветошь |
2 Снять турбокомпрессоры для очистки (выполняется один раз в два года) | Промыть внутреннюю полость корпуса компрессора, удалить отложения с поверхностей лопаток колеса компрессора. (Последовательность проведения работ см. раздел «Обслуживание системы газотурбинного наддува и охлаждения наддувочного воздуха»). | Сменные головки S=17, 13, динамометрический ключ, посуда для мойки, ветошь. |
3 Снять ОНВ для удаления накопившего конденсата и очистки ОНВ от загрязнений (выполняется при необходимости один раз в год, весной). | Перевернуть ОНВ патрубками вниз и слить накопившийся конденсат из внутренней полости. Осторожно промыть струей горячей воды пластины между трубками, не допуская деформации кромок с последующим удалением остатков воды продувкой струей сжатого воздуха или просушкой. ВНИМАНИЕ ! Категорически запрещается применение моющих средств, содержащих щелочи (мыло, сода каустическая) во избежание коррозионного разрушения зон пайки. | Отвертка, Ключ-S=10, 13, 17, посуда для слива конденсата, ванна для мойки. |
4 Сменить фильтрующий элемент воздушного фильтра и предочиститель (при срабатывании индикатора засоренности фильтра обслуживание провести не дожидаясь ТО) | Снять фильтроэлемент, очистить бункер от пыли. Перед установкой элемента осмотреть уплотнительные прокладки, внутреннюю поверхность корпуса фильтра. Наличие пыли и грязи не допускается. Гайку крепления затянуть моментом 7...10 Н-м (0,7...1,0 кгс-м). При обслуживании использовать фильтроэлементы 7405.1109560 изготавливаемые предприятиями, имеющими официальное заключение ОАО «КАМАЗ» на поставку запасных частей (см. раздел «Система питания двигателя воздухом»). | Ветошь. |
5 Проверить | Запустить и проверить работу двигателя на холостом ходу. Проверить по показывающим приборам работу всех систем двигателя. | - |