ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Ежедневное обслуживание. Доведите до нормы:
— уровень масла в картере двигателя;
— уровень жидкости в системе охлаждения.
Сервис 1:
— слейте отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива;
— смажьте подшипники водяного насоса.
Сервис 2. Проверьте:
— герметичность системы питания двигателя воздухом;
— состояние и действие жалюзи радиатора;
— состояние и действие троса ручного управления подачей топлива;
— состояние и действие троса останова двигателя;
— состояние пластины тяги регулятора (в окне пластины не должно быть глубоких канавок).
Закрепите:
— масляный картер двигателя;
— гайку ротора фильтра центробежной очистки масла;
— турбокомпрессоры, выпускные коллекторы, патрубки и приемные трубы глушителя;
— корпуса турбин и компрессора к корпусу подшипников.
Отрегулируйте:
— натяжение приводных ремней;
— тепловые зазоры клапанов механизма газораспределения, предварительно проверив момент затяжки болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел.
Для двигателя КамАЗ-7403.10 замените масло (при использовании заменителей меняйте масло через один Сервис 1).
При всех видах технического обслуживания проверьте, нет ли течи из магистрали слива и подвода масла к турбокомпрессорам. При необходимости замените уплотнительные кольца магистрали слива масла из турбокомпрессора.
Сервис С. Закрепите:
— радиатор;
— фланцы приемных, труб глушителя.
Отрегулируйте:
— давление подъема игл форсунок на стенде;
— угол опережения впрыскивания топлива.
Смените:
— фильтрующий элемент с предочистителем;
— охлаждающую жидкость (ТОСОЛ А-40). Дополнительно осенью:
— проверьте на стенде, устраните неисправности и проведите техническое обслуживание топливного насоса высокого давления (ТНВД).
Смену масла в картере двигателя, очистку ротора центробежного фильтра и смену фильтрующих элементов масляного фильтра проводите в следующем порядке:
— прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70...90°С, остановите двигатель и
слейте масло, вывернув из картера сливную пробку после слива масла пробку вверните;
—откройте горловину 2 (рис. 62), предварительно очистив ее от пыли и грязи;
—залейте масло до отметки В на указателе уровня масла 1;
—пустите двигатель и дайте ему поработать 5 мин на малой частоте вращения для заполнения масляных полостей;
—остановите двигатель и после выдержки 4...5 мин долейте масло до отметки В.
Для смены фильтрующих элементов полнопоточного фильтра очистки масла:
— выверните сливные пробки на колпаках и слейте масло из фильтра в подставленную посуду;
—выверните болт крепления колпака фильтра и снимите колпак вместе с элементом;
—выньте фильтрующий элемент из колпака;
—в указанном порядке, снимите второй колпак и фильтрующий элемент;
—промойте дизельным топливом колпаки фильтров;
—замените фильтрующие элементы и соберите фильтр; проверьте, нет ли течи масла в соединениях фильтра на работающем двигателе. При подтекании подтяните болты крепления колпаков. Если течь по уплотнению колпаков не устраняется подтягиванием болтов, замените резиновые уплотнительные прокладки;
— после замены (фильтрующих элементов уровень масла доведите до нормы (раздел «Замена масла в картере»).
Для промывки ротора центробежного фильтра:
— отверните гайку колпака фильтра и снимите колпак;
— поверните ротор вокруг оси так, чтобы стопорные пальцы вошли в отверстие ротора;
— отвернув гайку крепления колпака ротора, снимите его;
— проверьте затяжку гайки крепления ротора на оси, при необходимости подтяните ее с моментом 78,5... 88,3 Н.м (8...9 кгс.м). Не снимайте ротор при обслуживании;
— удалите осадок из колпаков и промойте их дизельным топливом;
— соберите фильтр, совместив метки на колпаке и роторе. Перед установкой наружного колпака отожмите пальцы стопорного устройства и проверьте вращение ротора на оси, ротор должен вращаться легко, без заеданий. Гайки колпаков затягивайте с моментом 19,6... 29,4 Н.м (2 ... 3 кгс.м).
При техническом обслуживании масляного радиатора, основными дефектами которого являются загрязнение полостей и течь масла, очистите его продувкой и промывкой горячим 10 %-ным раствором каустической соды, горячей водой, затем керосином в направлении, противоположном потокам воздуха и масла. Для промывки раствором каустической соды применяйте установки, которые обеспечивают циркуляцию жидкости.
Герметичность проверьте заполнением радиатора маслом под давлением не более 196 кПa (2 кгс/см2). При обнаружении течи радиатор замените.
При регулировании тепловых зазоров коленчатый вал устанавливайте последовательно в положения I, II, III, IV(табл. 3), которые определяются поворотом коленчатого вала относительно начала впрыскивания топлива в первом цилиндре (см. «Система питания») на угол, указанный в таблице. При каждом положении регулируйте одновременно зазоры клапанов ДВУХ цилиндров в порядке работы: 1—5—4— 2—6—3—7—8.
Таблица 3
Углы поворота коленЧатого вала относительно начала
впрыскивания топлива в первом цилиндре при
регулировании тепловых зазоров
Параметр | Значение параметрапри положениях коленчатоговала | |||
I | II | III | V | |
Угол поворота коленчатого вала Цилиндры регулируемых клапанов | 60° 1;5 | 240° 4;2 | 420° 6;3 | 600°
7; 8 |
Регулируйте тепловые зазоры в следующем порядке:
—снимите крышки головок цилиндров;
—проверьте момент затяжки и при необходимости затяните болты крепления головок цилиндров;
— установите фиксатор маховика в нижнее положение;
— снимите крышку люка в нижней части картера сцепления;
— вставляя ломик в отверстия на маховике, проворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока фиксатор не войдет в зацепление с маховиком;
— проверьте положение меток на торце корпуса муфты опережения впрыскивания топлива и фланце ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления. Метки должны находиться в верхнем положении. Если риски находятся внизу, выведите фиксатор из зацепления с маховиком, проверните коленчатый вал на один оборот, при этом фиксатор должен войти в зацепление с маховиком;
— установите фиксатор маховика, в верхнее положение;
— проверните коленчатый вал по ходу вращения (против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика) на угол 60î (поворот маховика на угловое расстояние между двумя соседними отверстиями соответствует повороту
коленчатого вала на 30°), т. е. в положение I. При этом клапаны 1-го и 5-го цилиндров закрыты (штанги клапанов легко проворачиваются от руки);
— проверьте момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров и при необходимости затяните их;
— проверьте щупом зазор между носками коромысел и торцами стержней клапанов 1-го и 5-го цилиндров. Щуп толщиной 0,3 для впускного и
--для регулирования зазора приспособлением И801.14.000 (рис. 63) ослабьте гайку регулировочного винта, вставьте в зазор щуп и, вращая винт отверткой 2, установите требуемый зазор. Придерживая винт отверткой, затяните гайку и проверьте величину зазора;
Рис. 63. Регулирование тепловых зазоров приспособлением И801.14.000: 1 - ключ; 2 - отвертка
— дальнейшее регулирование зазоров в клапанном механизме проводите попарно в цилиндрах 4 и 2 (положение II), 6 и 3 (положение III), 7 и 8 (положение IV), проворачивая коленчатый вал по ходу вращения каждый раз на 180° (см. табл. 3);
— пустите двигатель и проверьте его работу, при правильно отрегулированных зазорах стука в клапанном механизме не должно быть;
— установите крышки люка картера сцепления и головок цилиндров.
Для смены фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки топлива:
— выверните на два-три витка сливные пробки 10 (см. рис. 32) и слейте топливо из фильтра, затем вверните пробки;
— выверните болты крепления колпаков фильтра, снимите колпаки (рис. 64) и удалите загрязненные фильтрующие элементы;
— промойте колпаки дизельным топливом;
— установите колпаки с элементами и затяните болты;
— пустите двигатель и убедитесь в герметичности фильтра.
Подтекание топлива устраните подтяжкой болтов крепления колпаков.
Для технического обслуживания фильтра грубой очистки топлива:
— слейте топливо из фильтра, ослабив сливную пробку 1 (см. рис. 36);
— выверните четыре болта 7 крепления стакана к корпусу фильтра и снимите стакан 2 вместе с фланцем 8;
— выверните фильтрующий элемент из корпуса;
— промойте сетку фильтрующего элемента и полость стакана бензином или дизельным топливом, продуйте сжатым воздухом;
— наденьте на фильтрующий элемент уплотни-тельную шайбу, распределитель 6 и вверните фильтрующий элемент в корпус;
— установите стакан фильтра и закрепите его болтами;
— затяните сливную пробку;
— убедитесь в отсутствии подсоса воздуха через фильтр на работающем двигателе; при необходимости устраните подтягиванием болтов крепления стакана к корпусу.
Для проверки и регулирования угла опережения впрыскивания топлива:
1. Проверните коленчатый вал ломиком за отверстие на маховике через люк в нижней части картера сцепления до совмещения меток на корпусе топливного насоса высокого давления и автоматической муфте опережения впрыскивания топлива (рис. 65).
Рис. 65. Установка начала впрыскивания топлива в первом цилиндре двигателя по меткам: 1 - муфта автоматическая опережения впрыскивания; 2 - полумуфта ведомая; 3 -болт стяжной; 4 - фланец задний ведущей полумуфты; I - метка на заднем фланцe полумуфты; II - метка на муфте опережения впрыскивания; III - метка на корпусе топливного насоса высокого давления
2. Проверните коленчатый вал двигателя на полоборота против хода вращения (по часовой стрелке, если смотреть со стороны маховика).
3. Установите фиксатор маховика в нижнее положение и проворачивайте коленчатый вал по ходу вращения до тех пор, пока фиксатор не войдет в паз маховика. Если в этот момент метки на корпусах топливного насоса и автоматической муфты совместились, то угол опережения впрыскивания установлен правильно: фиксатор переведите в верхнее положение.
4. Если метки не совместятся:
— ослабьте верхний болт 3 ведомой полумуфты привода, поверните коленчатый вал по ходу вращения и ослабьте второй болт;
--- разверните муфту опережения впрыскивания топлива за фланец ведомой полумуфты привода в направлении, обратном ее вращению, до упора болтов в стенки пазов (рабочее вращение муфты правое, если смотреть со стороны привода);
— опустите фиксатор в нижнее положение и поворачивайте коленчатый вал двигателя по ходу вращения до совмещения фиксатора пазом маховика;
— медленно поворачивайте муфту опережения впрыскивания топлива за фланец ведомой полумуфты привода только в направлении вращения до совмещения меток на корпусах насоса и муфты опережения впрыскивания. Закрепите верхний болт полумуфты привода, установите фиксатор в верхнее положение, поверните коленчатый вал и закрепите второй болт.
5. Проверьте правильность установки угла опережения впрыскивания, как указано в п. 3.
Для смазывания автоматической муфты опережения впрыскивания топлива используйте масло, применяемое для двигателя. На корпусе муфты имеются два отверстия, закрытые винтами с уплотни-тельными шайбами — масло залейте через верхнее отверстие до появления его из нижнего.
Проверка и регулировка топливного насоса высокого давления и автоматической муфты опережения впрыскивания топлива. Проверку топливного насоса высокого давления и его регулирование должны выполнять квалифицированные работники в мастерской, оборудованной специальным стендом.
Рекомендуется регулировать насосы на стендах NC-108 (чехословацкой фирмы «МОТОР PAL»), МД-12 (венгерского производства), А 1027 (австрийской фирмы «FRIEDMANN UNDMEIER»);
EFH-5012 (австрийской фирмы «HANSMANN») или других аналогичных стендах, предназначенных для проверки и регулировки топливных насосов.
Регулирование проводите на профильтрованном дизельном топливе или его смеси с индустриальным маслом. Вязкость топлива и смесей должна быть 5 ... 6,25 мм2/с [(1,454=0,005) условных ед.] при температуре 25... 30 °С. Полость
насоса заполняйте маслом, применяемым для двигателя, до уровня сливного отверстия на задней крышке регулятора. Масло заливайте через отверстие на верхней крышке, закрытое пробкой 4 (см. рис. 34). Сливное отверстие на время регулирования заглушите.
Регулируйте насос с рабочим комплектом проверенных форсунок, соединенных с секциями насоса. Форсунки устанавливайте на двигатель в порядке их соединения с секциями насоса при его регулировании.
Стендовые топливопроводы высокого давления должны иметь длину 616...
Величину и равномерность подачи топлива регулируйте при температуре топлива, перед фильтром 25 ... 30 °С, давление на входе в насос 58,8 ...78,6 кПa (0,6 ...0,8 кгс/см2) и частоте вращения кулачкового вала 1300 мин-1. Если
давление отличается от указанного, выверните пробку перепускного клапана 56 (см. рис. 39) и шайбами отрегулируйте давление открытия.
Начало подачи топлива регулируйте, заглушив отверстие перепускного клапана резьбовой пробкой М14Х1,5.
Для проверки и регулирования величины и равномерности подачи топлива:
1. Убедитесь в герметичности нагнетательных клапанов 19, проверив их методом опрессовки профильтрованным дизельным топливом через подводящий канал корпуса топливного насоса под давлением 169...196кПa (1,7...2 кгс/см2) при
положении реек, соответствующем выключенной подаче.
Давление проверяйте по манометру, который установите у подводящего штуцера корпуса топливного насоса. Течь топлива из штуцеров топливного насоса в течение двух минут с момента подачи топлива не допускается. Отверстие перепускного клапана заглушите.
2. Проверьте, а при необходимости отрегулируйте давление начала открытия нагнетательных клапанов, которое должно быть 883... 1079 кПa (9... 11 кгс/см2). За давление открытия считать резкий скачок стрелки
манометра, соответствующий моменту начала вытекания топлива из штуцера насоса.
3. При упоре рычага 1 (см. рис. 41) управления регулятором в болт 2 ограничения максимальной частоты вращения и частоте вращения кулачкового вала 1290...1310 мин-1 величина средней цикловой подачи
должны быть 75... 77,5 мм3/цикл, неравномерность подачи топлива — не более 5% с рабочим комплектом форсунок.
Величину подачи топлива каждой секцией насоса регулируйте поворотом корпуса 17 секции (см. рис. 39), для чего отверните на три-четыре оборота гайку крепления топливопровода высокого давления у штуцера и ослабьте гайки крепления фланца 21 (при необходимости переставьте на один-два зуба стопорную шайбу штуцера 20). При повороте корпуса секции против часовой стрелки цикловая подача увеличивается, по часовой стрелке — уменьшается. После регулирования затяните гайки крепления фланца секции.
4. При упоре рычага 1 управления регулятором (см. рис. 41) в болт 7 ограничения максимальной частоты вращения проверьте частоту вращения: кулачкового вала насоса, соответствующую началу выдвижения рейки в сторону выключения подачи. Регулятор должен начать перемещение рейки при частоте вращения кулачкового вала 1335... 1355 мин-1, при необходимости регулируйте болтом 7 ограничения максимальной частоты вращения.
5. При упоре рычага 1 управления регулятором в болт 2 ограничения минимальной частоты вращения двигателя и частоте вращения кулачкового вала топливного насоса высокого давления 330... 400 мин-1 подача
топлива должна полностью выключаться: при необходимости регулируйте болтом 2 ограничения минимальной частоты вращения.
6. Убедитесь в полном выключении подачи топлива через форсунки при упоре рычага управления регулятором в болт 7 ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала при частоте вращения кулачкового вала 1480... 1555 мин-1.
7. При повороте рычага 3 останова до упора в болт 6 подача топлива из форсунок в любом скоростном режиме должна полностью прекратиться: при необходимости отрегулируйте болтом 6, после чего проверьте запас хода реек в сторону выключения, который должен быть 0,7...
8. При упоре рычага 1 в болт 7, рычага 3 останова в болт 5 при частоте вращения кулачкового вала топливного насоса высокого давления 100 мин-1 проверьте величину пусковой подачи, которая должна быть 195... 210 мм3/цикл; при необходимости регулируйте болтом 5: при вворачивании болта подача топлива уменьшается, при выворачивании — увеличивается. После регулирования болт надежно законтрите. При
необходимости полной или частичной разборки регулятора, замены державки грузов или связанных с ней деталей перед операциями согласно пунктам 2... 8:
— проверьте выступление головки регулировочного болта 24 (см. рис. 40) над привалочной плоскостью корпуса насоса, которое должно быть 55,3...
— проверьте запас хода реек в сторону выключения, который должен быть не менее
Начало подачи топлива секциями насоса определяйте углом поворота кулачкового вала насоса при вращении его по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода. Вращение кулачкового вала осуществляется через ведомую полумуфту автоматической муфты опережения впрыскивания топлива. Рейки должны находиться в положении, соответствующем максимальной подаче. Отверстие из-под перепускного клапана заглушите.
Момент начала подачи топлива определяйте по моменту прекращения истечения топлива из штуцера насоса по капиллярной трубке при создании в магистрали насоса давления 1471..1668 кПa (15… 17 кгс/ см2) и
заглушенном отверстии перепускного клапана.
Восьмая секция правильно отрегулированного насоса, начинает подавать топливо за 42 ... 43° до оси симметрии профиля кулачка. (В момент начала подачи топлива восьмой секцией насоса метки на корпусе насоса и ведомой полумуфте должны совпадать.)
Для определения оси симметрии профиля кулачка следует зафиксировать на лимбе момент подачи топлива, при повороте вала по часовой стрелке, повернуть вал по часовой стрелке на 90° и зафиксировать на лимбе момент начала подачи топлива при повороте вала против часовой стрелки. Середина между двумя зафиксированными точками определяет ось симметрии профиля кулачка. Лимб должен иметь жесткое соединение с валом привода. Зазор между валом и лимбом не допускается.
Если угол, при котором начинается подача топлива восьмой секцией, условно принять за 0°, то остальные секции должны начать подачу топлива при следующих значениях углов поворота кулачкового вала:
секция 8 — 0°
— — 4 — 45°
— — 5 — 90°
— — 7 — 135°
— — 3 — 180°
— — 6 — 225°
— — 2 — 270°
— — 1 — 315°
Отклонение нача''ла подачи топлива любой секции относительно начала подачи топлива восьмой секцией допускается не более 0°20'.
Начало подачи топлива регулируйте подбором пяты 5 толкателя (см. рис. 39) нужной толщины. Изменение ее толщины на
Пяту толкателя подбирайте по номеру группы, который нанесен на поверхности пяты, согласно табл. 4.
Таблица 4
Толщина пяты толкателя, mm
Группа | Номинальный | Группа | Номинальный |
размер* | размер* | ||
-9 | 3,60 | 2 | 4,15 |
-8 | 3,65 | 3 | 4,20 |
-7 | 3,70 | 4 | 4,25 |
-6 | 3,75 | 5 | 4,30 |
-5 | 3,80 | 6 | 4,35 |
-4 | 3,85 | 7 | 4,40 |
-3 | 3,90 | 8 | 4,45 |
-2 | 3,95 4,004,05 | 9 | 4,50 |
-1 0 | * Предельное отклонение | ||
номинального размера — | |||
1 | 4,10 | минус |
Для регулирования автоматической муфты опережения впрыскивания топлива — изменения угла разворота ведомой полумуфты 13 (см. рис. 43) относительно ведущей 1 при частоте вращения кулачкового вала насоса 1300 мин-1 и
номинальной подаче топлива — используйте стенд, оборудованный топливным насосом высокого давления с постоянным положением реек, отрегулированным на номинальную производительность, и комплектом форсунок.
Углы разворота полумуфт отрегулируйте прокладками 6, устанавливаемыми одновременно равной толщины под каждую пружину 8. Углы разворота при включенной подаче топлива должны соответствовать приведенным в табл. 5.
Увеличение суммарной толщины прокладок вызывает уменьшение угла разворота полумуфт.
Таблица 5
Углы разворота полумуфт вращения кулаЧкового вала в зависимости от Ч астоты
Частота вращения,мин-1 | Уголразворота |
1300+10 900+10 600+10 | (4,5±0,5)° (3,0±0,5)°(1,0±0,5)° |
Проверка и регулирование форсунок. Для снятия форсунки съемником И801.11.000 (рис. 66) установите стойку 3 над форсункой 4, вверните винт 1 в корпус форсунки и, вращая гайку 2, снимите форсунку.
Для проверки и регулирования форсунок (герметичности, давления начала подъема иглы, качества распыления топлива, пропускной способности) используйте стенд (рис. 67), обеспечивающий точность замеров, контрольных приборов и состоящий из односекционного насоса высокого давления, приводимого в действие рычагом (или электродвигателем).
1. Герметичность запорного конуса распылителя определите при поддержании давления, меньшего давления впрыскивания на 980 кПa (10 кгс/см2) в течение 1 мин. Распылитель считается непригодным для эксплуатации при
образовании и отрыве от его носика двух капель топлива в минуту.
2.Качество распыления считается удовлетворительным, если при подводе топлива в форсунку 70 ... 80 качаниями рычага насоса в минуту оно впрыскивается в туманообразпом состоянии, без капель, с равномерным выходом по поперечному сечению конуса струи из каждого отверстия распылителя. Начало и конец впрыскивания должны быть четкими. Впрыскивание топлива новой форсункой сопровождается резким звуком, отсутствие которого у бывшей в употреблении форсунки не является признаком некачественной работы.
3. При закоксовании отверстий распылителя разберите форсунку, прочистите отверстия и промойте бензином. При подтекании топлива по конусу или заедании иглы замените прецизионную пару игла — корпус распылителя.
4. При необходимости отрегулируйте форсунки изменением общей толщины регулировочных шайб: увеличение общей толщины регулировочных шайб (увеличение сжатия пружины) повышает давление, уменьшение — понижает.
Изменение толщины шайб на
Проверку форсунок можно проводить на стенде КП-3333.
Проверка и регулирование привода управления подачей топлива. Для проверки и регулирования привода управления подачей топлива:
— нажмите педаль 13 (см. рис. 45) до упора, при этом педаль должна упереться в болт ограничения ее хода. При свободном положении рычаг 4 управления регулятором должен упираться в болт 5 ограничения минимальной частотывращения, а ось нижнего плеча переднего рычага 18 должна совпадать с осью вращения кабины. Это можно проверить, наклонив кабину в первое положение (42°), при работающем двигателе с минимальной частотой вращения холостого хода. Частота вращения коленчатого вала не должна увеличиваться при наклоне кабины. В противном случае отрегулируйте привод в следующем порядке:
— нажмите на нижнее плечо переднего рычага 13 против хода автомобиля до упора его в кронштейн 14;
— отрегулируйте длину промежуточной тяги 12 так, чтобы рычаг 4 упирался в болт 5 ограничения минимальной частоты вращения;
— соедините верхнее плечо переднего рычага 13 тягой 15 с педалью 17, выдержав угол между ней и подпятником 130°;
— нажмите на педаль так, чтобы рычаг 4 управления регулятором упирался в болт 3 ограничения максимальной частоты вращения;
— выверните болт ограничения хода педали до
соприкосновения с педалью и законтрите его.
При правильной регулировке привода педаль должна свободно перемещаться, обеспечивая максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя.
При проверке герметичности соединений и воздухопроводов от воздухоочистителя к двигателю необходимо иметь источник сжатого воздуха, или ручной насос и заглушку (рис. 68). Проверку проводите сразу после останова двигателя в последовательности:
— установите корпус заглушки 8 в корпус воздухоочистителя 4 вместо фильтрующего элемента и закрепите ее гайкой с плоской шайбой и уплотнительной прокладкой из резины;
— разместите дымообразующий материал, например промасленную ветошь, в скобе 5 горловины и зажгите. С началом интенсивного дымообразования вставьте крышку 6 в горловину и плотно закройте;
— создайте в системе через регулятор давления или ручным шинным насосом избыточное давление 9,8... 196,1 кПa (0,1... 2 кгс/см2).
При выходе дыма из выпускной трубы проверните коленчатый вал стартером или вручную до прекращения выхода дыма.
Места неплотностей определяйте по выходящему дыму. Если дым не выходит в течение 3 мин с момента подачи воздуха — впускной тракт герметичен.
Устраните все неплотности тракта от воздухоочистителя к двигателю! Разгерметизация системы впуска воздуха и подсос неочищенного воздуха сокращает срок службы двигателя в десятки раз!
Наиболее возможные дефекты устраните следующими способами:
— замените резиновые шланги, патрубки и прокладки с трещинами и порывами;— устраните негерметичность трубопроводов по сварным швам пайкой твердым припоем (медь, латунь и т. п.);
— выправьте некруглость посадочных поверхностей под резиновые шланги и патрубки на штампованных трубопроводах — правкой, на литых патрубках — зачисткой;
— после устранения неплотностей проведите контрольную проверку герметичности тракта.
При сезонном обслуживании промойте корпус и крышку воздухоочистителя в следующем порядке:
— отсоедините от воздухоочистителя воздухопроводы;
— снимите крышку воздухоочистителя и фильтрующий элемент;
— снимите воздухоочиститель с автомобиля;
— промойте корпус бензином, дизельным топливом или горячей водой, продуйте сжатым воздухом и просушите.
При установке нового фильтрующего элемента через шесть-восемь дней эксплуатации (в особо пыльных условиях — через один-два дня) снимите элемент и убедитесь в отсутствии пыли на внутренней поверхности; при обнаружении пыли на поверхностях Iи II (рис. 69) немедленно замените элемент.
Если в фильтре для крепления фильтрующего элемента применена самоконтрящаяся гайка, заворачивайте ее с моментом 7... 10 Н.м (0,7... 1,0 кгс.м).
Очистку фильтрующего элемента и предочисти-теля воздухоочистителя можно проводить продувкой или промывкой, предварительно сняв предочи-ститель с фильтрующего элемента.
Продувка (рис. 70) целесообразна при загрязнении пылью без сажи и необходимости использования сразу же после очистки. Для продувки подайте внутрь фильтрующего элемента сухой сжатый воздух под давлением не более 294 кПa (3 кгс/см2). Струю воздуха направляйте под углом к поверхности внутреннего кожуха фильтрующего элемента и обдувайте элемент до полного удаления пыли. Предочиститель очищайте промывкой или встряхиванием.
Для проверки состояния картона фильтрующего элемента подсветите изнутри лампой (рис. 71) и осмотрите картон через отверстия наружного кожуха. Для удобства можно раздвигать фильтрующую штору деревянной лопаточкой.
При наличии разрывов или других сквозных повреждений картона замените элемент.
Промывка (рис. 72) применяется при загрязнении фильтрующего картона пылью, сажей, маслом, топливом. Промывайте фильтрующий элемент и предо-чиститель в теплом 40... 50 °С водном растворе нейтральных моющих веществ. Раствор приготовьте из расчета 20...
Погрузите фильтрующий элемент в раствор и промывайте в течение 25... 30 мин, периодически вращая и перемещая его вверх и вниз. Окончательно промойте элемент в чистой воде. Рекомендуется промывать фильтрующий элемент не более трех раз, а в случае его регенерации обдувом сжатым воздухом общее количество обслуживании элемента допускается пять — шесть раз.
После промывки фильтрующий элемент рекомендуется проверить на отсутствие недопустимых дефектов опрессовкой сжатым воздухом в воде по методике, которая изложена ниже. Данную проверку целесообразно также предусмотреть и после обслуживания фильтрующего элемента продувкой сжатым воздухом. Это позволит полностью исключить применение на двигателях поврежденных фильтрующих элементов и связанных с этим повышенных износов деталей цилиндро-поршневой группы двигателя.
Для проверки (фильтрующего элемента опрессов-кой сжатым воздухом в воде соберите установку, изображенную на рис. 73. Проверку выполняйте в следующем порядке:
— установите фильтрующий элемент 2 между крышками 1 и 4, затем погрузите его в воду на глубину
— подайте внутрь элемента воздуха под давлением 1,57 кПa (
— медленно поворачивайте элемент, обращая внимание на выделение пузырьков воздуха с его наружной поверхности;
— подведите к месту выделения пузырьков воздуха прозрачный колпак 3, заполненный водой, и замерьте время заполнения его воздухом.
При заполнении колпака объемом
Исправные фильтрующий элемент, а также пре-дочиститель перед установкой на автомобиль просушите. Нельзя сушить открытым пламенем или горячим (более 50°С) воздухом.
При установке фильтрующего элемента и предо-чистителя на автомобиль проверьте целостность резиновых прокладок, не допускайте контакта наружного кожуха с предочистителем (кожух необходимо выправить).
Для проверки уровня жидкости (на холодном двигателе) откройте контрольный кран на расширительном бачке. Если из крана не потечет жидкость — уровень недостаточен. Восстановите его доливкой охлаждающей жидкости в следующем порядке:
— закройте кран контроля уровня жидкости;
— снимите пробку горловины расширительного бачка;
— долейте жидкость через заливную горловину до уровня 1/2... 2/3 высоты бачка;
— закройте пробку горловины расширительного бачка.
Для проверки состояния и действия жалюзи радиатора потяните на себя и отпустите ручку управления работой жалюзи, при этом они должны закрываться и открываться полностью.
Для регулирования натяжения ремней изменением положения генератора:

Рис. 74. Крепление генератора накронштейне двигателя: 1 - генератор; 2 - шпилька; 3 - гайки; 4 - шайбарегулировочная; 5 - болт; 6 - болт стяжной |
—переместив генератор, натяните ремни;
—затяните болты 1 и 2, гайки крепления передней и задней лап генератора.
По окончании регулирования проверьте натяжение: правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 39,2 Н (4 кгс) должен иметь прогиб 15...
При выходе из строя замените ремень комплектно с остальными. Разница для ремней в одном комплекте не должна превышать
Смена охлаждающей жидкости (ТОСОЛ А-40). Сливать охлаждающую жидкость из системы охлаждения и отопления следует через сливные краны нижнего патрубка радиатора, теплообменника и насосного агрегата подогревателя, подводящей трубы отопителя кабины. Для слива жидкости откройте кран системы отопления и снимите паровоздушную пробку с горловины расширительного бачка.
Не пускайте двигатель после слива охлаждающей жидкости из системы.
Для заполнения системы охлаждения залейте охлаждающую жидкость через горловину расширительного бачка до уровня контрольного крана. Перед заливкой откройте паровоздушную пробку.
Рис. 75. Схема проверки натяжения ремней привода генератора и водяного наcoca: 1 - болт; 2 - болт крепления пленки; 3 - генератор; 4 - ремни привода; 5 - шкив водяного насоса; 6 - шкив гидромуфты