Назад

Антиблокировочная система

АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА

Пневмопривод шасси оборудован 4-х канальной антиблокировочной системой (АБС) типа 4S/4M (4 датчика /4 модулятора) фирмы “Wabco Westingaus” или фирмы "Knorr-Bremse" (Германия) или фирмы «Экран» (Белоруссия).

Основное назначение системы - автоматическое поддержание оптимального торможения автомобиля без блокировки (юза) колес независимо от того, на какой дороге происходит торможение - скользкой или сухой.

АБС состоит из датчиков угловой скорости вращения колес, модуляторов тормозного давления, электромагнитного клапана отключения вспомогательной тормозной системы, электронного блока управления, реле, блока предохранителей, соединительных кабелей, диагностической лампы и клавиши диагностики.

Датчики угловой скорости индуктивного типа, установленные в колесах переднего и заднего мостов (рис. 7.101 и 7.102), состоят из зубчатого ротора напрессованного на ступицу, и датчика, установленного в поворотном кулаке переднего моста или на кронштейне заднего моста.

При вращении колеса в обмотке датчика наводится переменная ЭДС, создающая переменное напряжение, частота которого пропорциональна частоте вращения колеса. Полученный сигнал по кабелям передается в блок управления. Для нормальной работы датчика зазор между ротором и датчиком не должен превышать 1,3 мм.

Рис. 7.101. Установка датчика АБС в колесе переднего моста: 1 - ступица; 2 - барабан тормозной; 3 - ротор датчика; 4 - скоба; 5 - щиток тормозного механизма; 6 - втулка провода; 7 - суппорт; 8 - датчик АБС.

Рис. 7.102. Установка датчика АБС в колесе заднего моста: 1 - ступица; 2 - ротор датчика; 3 - втулка датчика; 4 - кулак поворотный; 5 - датчик скорости АБС; 6 - скоба.

Электронный блок управления вместе с кожухом, предназначенным для защиты блока от влаги и механических повреждений, крепится в правом нижнем углу передней панели кабины. Блок служит для обработки сигналов, поступающих с датчиков угловой скорости, выдачи управляющих сигналов на модуляторы, электромагнитный клапан отключения вспомогательной тормозной системы и диагностическую лампу, а также для диагностики элементов системы.

Модуляторы тормозного давления 1 (рис. 7.103), установленные в тормозных магистралях передних и задних колес на каркасе основания шасси перед тормозными камерами, представляют собой электропневматические регулировочные клапаны, обеспечивающие точное, ступенчатое регулирование давления в тормозных камерах в процессе торможения в зависимости от регулирующих сигналов электронного блока управления. Модуляторы выполняют следующие функции:

- повышение давления в тормозных камерах при увеличении угловой скорости;

- поддержание давления в тормозных камерах;

- понижение давления в тормозных камерах при блокировании колес.

Когда АБС не вступает в работу, сжатый воздух свободно проходит через модулятор.

Электромагнитный клапан отключения вспомогательной тормозной системы установлен на второй поперечине и включен в магистраль вспомогательной тормозной системы и при торможении служит для её отключения в случае блокирования колес.

Блок предохранителей, установленный под откидной панелью, служит для защиты электроуправляемых элементов АБС.

Диагностические лампы с символами «ABS», сигнализирующие об исправности (неисправности АБС). Клавиша диагностики АБС, расположенная на панели выключателей в кабине водителя, служит для активизации режима диагностики АБС. Клавиша не фиксированная, т.е. после нажатия ее следует удерживать определенное время в зависимости от требуемого режима.

Принципиальные схемы подключения АБС приведены на рисунках 7.104 и 7.105.

Рис. 7.103. Функциональная схема АБС автомобиля КАМАЗ-6560. 1 (A.B,C,D) - модуляторы АБС; 2 (A,B,C,D) - датчики скорости АБС; 3 - электронный блок управления; 4 - клапан электромагнитный отключения вспомогательного тормоза; 5 - розетка для подключения АБС прицепа.

Рис. 7.104. Принципиальная схема подключения АБС ф. "Wabco..." и НП РУП «Экран»

Рис. 7.105. Принципиальная схема подключения АБС ф. "Knorr-Bremse".

Работа системы

При включении питания (при повороте ключа замка включения стартера в положение «приборы») включаются диагностические лампы с символами «АБС тягача» и «АБС прицепа», если автомобиль Камаз 6560 сцеплен с прицепом, оборудованным АБС, при этом на щитке приборов, происходит автоматический тест-контроль электронного блока и электрических цепей датчиков, модуляторов и устройств коммутации.

При исправной системе лампа с символом «ABS тягача» гаснет при начале движения, когда автомобиль Камаз 6560 достигает скорости 5-7 км/ч, если АБС только что подключена, либо после окончания самодиагностики, если система уже использовалась. Аналогично гаснет лампа с символом «АБС прицепа», если автомобиль сцеплен с прицепом, оборудованным АБС.

При возникновении неисправности в системе, или электрических цепях одного из элементов (датчиков, модуляторов и т.д.), или контуров управления загорается диагностическая лампа с символом АБС. При этом, возможно отключение соответствующего контура АБС, и тормозная система работает как обычно (без режима АБС). Для автомобиля с колесной формулой 4x2 функциональная схема АБС автомобиля аналогична.

Система не требует специального обслуживания, кроме контрольной проверки функционирования и проверки установки датчиков АБС при регулировке или замене подшипников в колесных узлах, или смене тормозных накладок (если при этом производится снятие ступиц).

Если диагностическая лампа с символом ABS не гаснет при скорости движения выше 7-10 км/ч, либо после устранения неисправности, определённой по мигающему коду (см. таблицы 7.10, 7.11 и 7.12), следует обратиться на сервисную станцию для устранения неисправности.

Внимание:

При проведении ремонта и устранении неисправностей необходимо заглушить двигатель и отключить питание системы. Питание системы отключается при повороте ключа замка включения стартера и приборов в положение «выключено» и выключения выключателя «массы»;

Категорически запрещается проводить сварочные работы на автомобиле при установленном электронном блоке. В этом случае электронный блок необходимо отключить и снять с автомобиля.

Режим принудительной диагностики АБС

АБС имеет встроенную самодиагностику, контроль над собственной работоспособностью система осуществляет непрерывно. Для принудительной проверки работоспособности с целью поиска неисправностей необходимо задействовать режим принудительной диагностики.

Активизация режима производиться нажатием и удержанием определённое время клавиши диагностики АБС на панели выключателей при включенном состоянии выключателя «массы» и выключателя стартера и приборов (ротор замка должен быть повёрнут ключом в положение «I»). Состояние системы отображается выводом светового мигающего кода на диагностическую лампу.

Световой мигающий код о характере неисправности и неисправном элементе системы состоит из двух информационных блоков, представляющих собой два блока световых вспышек. Неисправный компонент и характер неисправности определяются по числу вспышек диагностической лампы соответственно в первом и втором блоках, согласно таблицам 7.10, 7.11 и 7.12.

Если диагностическая лампа горела до входа в режим диагностики, значит в системе имеются активные ошибки, т.е. ошибки, присутствующие на момент диагностики. После вывода кодов всех ошибок лампа горит постоянно.

Активизация режима принудительной диагностики АБС ф. «WABCO» и ф. «KNORR-BREMSE» производится нажатием и удержанием в нажатом состоянии клавиши в течение 0,5 - 3 с (для WABCO) и 0,5 - 8 с (для KNORR-BREMSE). Если в системе имеются активные ошибки, диагностическая лампа гаснет примерно на 1с, а затем:

- для АБС ф. «WABCO» выдается циклически повторяющийся код одной активной ошибки через каждые 4 с до устранения данной неисправности (длительность каждой вспышки составляет 0,5 с, пауза между вспышками 0,5 с, между блоками - 1,5 с.). После устранения неисправности необходимо в выключателе стартера и приборов ротор замка повернуть ключом сначала в положение «0», а затем в положение «I».

Если в системе присутствуют несколько активных ошибок, то после устранения первой ошибки будет выдаваться световой код второй активной ошибки и т.д. (до устранения всех неисправностей).

- для АБС ф. «KNORR-BREMSE», один за другим выдаются коды неисправностей (длительность каждой вспышки составляет 0,5 с, пауза между вспышками 0,5 с, между блоками -1,5 с, интервал между кодами - 4,5 с).

Если активных ошибок нет, то в режиме диагностики выдаются последовательно световые коды 4-х последних пассивных или «плавающих» ошибок, т.е. ошибок, которые были, но в момент диагностики отсутствуют (или остались не стертыми в памяти блока автоматически или вручную). После вывода кодов пассивных ошибок лампа гаснет.

При отсутствии отказов или неисправностей, выдается световой код 1-1 (по одной вспышке контрольной лампы в каждом информационном блоке).

Активизация режима принудительной диагностики АБС НП РУП «ЭКРАН» производится путем нажатия и удержания в нажатом состоянии клавиши диагностики в течении 3 - 16 с. Если в системе имеются активные ошибки, диагностическая лампа гаснет примерно на 1 с, затем выдается стартовый информационный блок (длительность стартового импульса - 5 с, первой паузы - 2,5 с, разделительного импульса - 2,5 с, второй паузы - 2,5 с). После один за другим выдаются коды неисправностей (длительность каждой вспышки составляет 0,5 с, пауза между вспышками 0,5 с, между блоками - 1,5 с, интервал между кодами - 4 с).

Для вывода кодов пассивных ошибок, необходимо активизировать режим принудительной диагностики (как описано выше), нажать и удерживать в нажатом состоянии клавишу диагностики в течении 3 - 16 с во время второй паузы стартового информационного блока. Световой код о пассивных ошибках будет состоять из трёх импульсов (длительность каждой вспышки - 0,5 с, паузы между ними - 0,5 с), указывающих на режим чтения памяти ошибок, паузы длительностью 2,5 с и последовательностей импульсов кодов ранее обнаруженных неисправностей.

Если в системе нет текущих неисправностей, то световой мигающий код будет состоять только из стартового информационного блока.

После устранения неисправностей необходимо в выключателе стартера и приборов ротор замка повернуть ключом сначала в положение «0», а затем в положение «I».

Системный режим контроля

В системном режиме может быть определена конфигурация системы, стерты пассивные ошибки из памяти электронного блока, проведена реконфигурация системы (функция доступна только для АБС ф. «WABCO»), получена информация о значении замедления автомобиля при последнем торможении (функция доступна только для АБС НП РУП «ЭКРАН»),

Для активизации системного режима контроля ф. «WABCO» необходимо нажать на клавишный выключатель диагностики АБС на панели выключателей и удерживать его во включенном состоянии от 3 до 6,3 с. При активизации системного режима происходит автоматическое стирание всех пассивных ошибок, если они были в памяти блока. Признаком этого будет 8 быстрых (длительностью 0,1 с) миганий диагностической лампы. Если имеются активные ошибки, то указанных миганий не последует, и будет выдаваться сразу код конфигурации.

Световой код конфигурации выдается после активизации системного режима (на автомобилях КАМАЗ установлена система типа 4S/4M 4 датчика/4 модулятора), число вспышек лампы должно быть равным 2 (две световые вспышки длительностью 0,5 с с паузой 1,5 с). Код конфигурации повторяется через каждые 4 с. Для выхода из системного режима необходимо выключить и повторно включить замок включения стартера и приборов в положение «приборы» или нажать диагностическую кнопку на время, от 6,3 до 15 с. При этом вывод световых кодов на диагностическую лампу прекращается.

Электронный блок управления с расширенными возможностями по контролю компонентов не может быть использован без дополнительной реконфигурации на транспортном средстве, на котором не установлены дополнительные компоненты. Например, если система сконфигурирована для работы с электромагнитным клапаном отключения вспомогательного тормоза, а клапан на автомобиле не установлен, система выдает ошибку с кодом 7-3 «Короткое замыкание или обрыв провода электромагнитного клапана». Для устранения ошибки необходимо провести реконфигурацию системы. Для активизации режима реконфигурации необходимо нажать и удерживать клавишу диагностики от 3 до 6,3 с, выдержать паузу более 2 с, затем трижды нажать и удерживать клавишу более 0,5 с с паузами между нажатиями не более Зс. Реконфигурация подтверждается четырьмя быстрыми миганиями (длительность импульсов - 0,1 с).

Для активизации системного режима контроля и для полного стирания из памяти электронного блока АБС ф. "KNORR-BREMSE" кодов пассивных ошибок необходимо при включении замка стартера в положение «I» удерживать клавишу диагностики АБС в нажатом состоянии. Клавиша диагностики должна быть нажата в течение не менее 0,5 с и после поворота ротора замка стартера в положение «I». После этого зажигание должно оставаться включенным не менее 5 с. После стирания памяти ошибок необходимо выключить и снова включить зажигание.

Для определения кода конфигурации системы необходимо при включенном в положение «I» замке стартера дважды нажать клавишу диагностики. Длительность каждого нажатия должна быть в пределах 0,5 - 8 с., временной интервал между нажатиями - не более одной секунды. Выводимый код конфигурации аналогичен коду для АБС ф. «WABCO» (см. выше).

Для активизации системного режима контроля и для полного стирания из памяти электронного блока АБС НП РУП «ЭКРАН» кодов пассивных ошибок необходимо активизировать режим принудительной диагностики (см. выше). Затем, во время второй паузы стартового информационного блока, дважды нажать и удерживать диагностическую клавишу более 3 с. Интервал между нажатиями не должен превышать 1 с. Световой код после отпускания кнопки будет состоять из восьми импульсов длительностью 0,5 с, указывающих на активизацию режима стирания ошибок.

При необходимости, можно задействовать режим «черного ящика» - вызвать из памяти электронного блока значение замедления автомобиля при последнем торможении. Значение замедления выводится световым мигающим кодом на диагностическую лампу после активизации режима принудительной диагностики нажатием и удержанием клавиши диагностики более 3 с во время первой паузы стартового информационного импульса. Световой код вывода значения замедления будет состоять из двух импульсов длительностью 0,5 с, указывающих на активизацию режима, паузы длительностью 2,5 с и последовательности трёх импульсных блоков, где первый блок - единицы значения замедления, второй - десятые доли, третий - сотые. Количество импульсов в блоках - от одного до девяти. Ноль выводится десятью световыми импульсами.

Световые коды состояния элементов АБС ф. "Wabco..."

Таблица 7.10.

Световой код

Неисправный элемент

Характер неисправности

Устранение

Ра Рб

1 - 1

Все элементы системы исправны

-

-

2 - 1

2 - 2

2 - 3

2 - 4

Модулятор В

Модулятор А

Модулятор

D Модулятор С

Обрыв или замыкание на «массу».

Проверить соединительные кабели, подсоединение к блоку и модулятору.

Устранить повреждение.

При отсутствии повреждений заменить модулятор

3 - 1

3 - 2

3 - 3

3 - 4

Датчик В

Датчик А

Датчик D

Датчик С

Большой воздушный зазор

Отрегулировать зазор между датчиком и ротором. Максимальный зазор - 1,3 мм

4 - 1

4 - 2

4 - 3

4 - 4

Датчик В

Датчик А

Датчик D

Датчик С

Короткое замыкание или обрыв

Проверить датчик, подсоединение к блоку и датчику, кабель датчика на наличие обрыва или КЗ.

Устранить.

Заменить датчик

5 - 1

5 - 2

5 - 3

5 - 4

Датчик В

Датчик А

Датчик D

Датчик С

Нестабильность сигнала датчика

Проверить кабель и уровень сигнала датчика при вращении колес.

Проверить целостность ротора

6 - 1

6 - 2

6 - 3

6 - 4

Датчик В

Датчик А

Датчик D

Датчик С

Дефект ротора /датчика

Заменить датчик или ротор

7 - 1

Связь с ЭБУ

Ошибка связи

Проверить проводку. Устранить неисправность. Проверить ЭБУ, заменить в случае неисправности

7 - 3

Реле вспомогательного тормоза

Короткое замыкание или обрыв

Проверить кабель, реле на наличие обрыва или КЗ. Устранить. Проверить работоспособность реле

7 - 4

Диагностическая лампа АБС

То же

Проверить кабель, реле на наличие обрыва или КЗ. Устранить. Проверить работоспособность реле

8 - 1

Питание ЭБУ

Пониженное напряжение бортовой сети

Проверить аккумуляторы и предохранители. Обеспечить напряжение 24-28В.

8 - 2

Питание ЭБУ

То же

Проверить реле напряжения автомобиля. В случае необходимости - заменить

8 - 3

ЭБУ

Внутренняя ошибка

Заменить ЭБУ

8 - 4

ЭБУ

Ошибка конфигурации

Заменить ЭБУ

8 - 5

Питание БУ

Ошибка подключения по «массе»

Проверить правильность подключения. Устранить неисправность.

Световые коды состояния элементов АБС ф. "Knorr-Bremse»

-

Мигающий код ошибки

Описание неисправностей

Компонент

Неисправность

Система АБС

1

1

Неисправностей нет

Датчик частоты вращения колеса

N*

1

Воздушный зазор слишком большой

2

Отсутствие сигнала датчика при торможении

3

Плохое импульсное кольцо, подошел срок обслуживания АБС

4

Нестабильность сигнала датчика

5

Потеря сигнала датчика

6

Короткое замыкание на «массу» или батарею. Обрыв провода

Модулятор тормозного давления

К*

1

Короткое замыкание катушки сброса на батарею

2

Короткое замыкание катушки сброса на «массу»

j

Обрыв провода питания катушки сброса

4

Обрыв провода «массы»

5

Короткое замыкание катушки удержания на батарею

6

Короткое замыкание катушки удержания на «массу»

7

Обрыв провода питания катушки удержания.

8

Ошибка конфигурации клапана.

Контакты подключения заземления диагоналей

10

10

Замыкание диагонали 1 на батарею

11

Замыкание диагонали 1 на «массу»

12

Все модуляторы короткозамкнуты на «массу»

Электронный блок управления

15

1-11

ЭБУ дефектный. Внутренняя ошибка электронного блока

Электромагнитный клапан отключения моторного тормоза

17

1

Замыкание катушки на батарею. Обрыв провода

2

Замыкание катушки на «массу»

Электропитание

16

1

Высокое напряжение в диагонали 1

2

Низкое напряжение в диагонали 1

Л

Обрыв провода диагонали 1

4

Обрыв провода на контакте GNDPCVI или большая разность напряжений с GNDECU

9

Высокое напряжение на контакте UECU

10

Низкое напряжение на контакте UЕСU

Специальные ошибки

16

5

Большое различие между размерами передних и задних шин

10

Дефект аварийной лампы

12

Проблема памяти параметров датчиков

13

Перепутаны датчики переднего и заднего мостов

-

Примечания:

1) N*: 1 (2) - левый (правый) датчики частоты вращения колеса переднего моста;

3 (4) - левый (правый) датчики частоты вращения колеса заднего моста.

2) К*: 1 (2) - левый (правый) модуляторы тормозного давления переднего моста;

3 (4) - левый (правый) модуляторы тормозного давления заднего ведущего моста

Световые коды состояния элементов АБС НП РУП «ЭКРАН»

Таблица 7.12.

Световой код

Неисправный элемент (см. рис. 7.103)

Характер неисправности

Рекомендации к устранению

Р

а

Р

б

2

1

Модулятор А

Обрыв или замыкание на «массу»

Проверить соединительные кабели на наличие к.з. или обрыв. При отсутствии повреждений заменить модулятор.

2

Модулятор В

3

Модулятор С

4

Модулятор D

3

1

Датчик А

Обрыв или короткое замыкание

Проверить датчик, кабель датчика на наличие обрыва или КЗ. Устранить. Заменить датчик.

2

Датчик В

3

Датчик С

4

Датчик D

4

1

Датчик А

Недостоверная величина скорости

Отрегулировать зазор между датчиком и ротором. Проверить уровень сигнала датчика при вращении колеса. Проверить целостность и качество ротора.

2

Датчик В

3

Датчик С

4

Датчик D

5

1

Электронный блок управления

Внутренние ошибки блока

Заменить ЭБУ

6

1

Электропитание

Пониженное напряжение бортсети

Напряжение бортсети упало ниже 18В. Проверить аккумуляторы и предохранители. Обеспечить напряжение 24 - 28В. Проверить ЭБУ. Заменить ЭБУ.

2

Повышенное напряжение бортсети

Напряжение бортсети превысило 31,5В. Проверить реле напряжения автомобиля. В случае необходимости - заменить.

3

Датчик С

-

-

4

Датчик D

АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА

Пневмопривод шасси оборудован четырехканальной антиблокировочной системой (АБС) типа 4S / 4М (4 датчика / 4 модулятора) фирмы “Wabco...” или фирмы "Knorr-Bremse" (Германия) или НП РУП “ЭКРАН” (Беларусь).

Основное назначение системы - автоматическое поддержание оптимального торможения автобуса без блокировки (юза) колес независимо от того, на какой дороге происходит торможение - скользкой или сухой.

АБС состоит из датчиков угловой скорости вращения колес, модуляторов тормозного давления, электромагнитного клапана отключения вспомогательной тормозной системы, электронного блока управления, реле, блока предохранителей, соединительных кабелей, диагностической лампы и клавиши диагностики.

Рисунок 129 - Установка датчиков АБС

Датчики угловой скорости индуктивного типа, установленные в колесах передней оси и заднего моста, состоят из зубчатого ротора напрессованного на ступицу, и датчика, установленного в поворотном кулаке передней оси или на кронштейне заднего моста (см. рисунок 129 - Установка датчиков АБС).

При вращении колеса в обмотке датчика наводится переменная ЭДС, создающая переменное напряжение, частота которого пропорциональна частоте вращения колеса.

Полученный сигнал по кабелям передается в блок управления. Для нормальной работы датчика зазор между ротором и датчиком не должен превышать 1,3 мм.

Электронный блок управления вместе с кожухом, предназначенным для защиты блока от влаги и механических повреждений, крепится в правом нижнем углу кронштейна реле и предохранителей, за креслом водителя (установка блока на шасси - технологическая). Блок служит для обработки сигналов, поступающих с датчиков угловой скорости, выдачи управляющих сигналов на модуляторы, электромагнитный клапан отключения вспомогательной тормозной системы и диагностическую лампу, а также для диагностики элементов системы.

Модуляторы тормозного давления {см. рисунок 130 - Функциональная схема АБС автобусного шасси), установленные в тормозных магистралях передних и задних колес на каркасе основания шасси перед тормозными камерами, представляют собой электропневма-тические регулировочные клапаны, обеспечивающие точное, ступенчатое регулирование давления в тормозных камерах в процессе торможения в зависимости от регулирующих сигналов электронного блока управления.

Модуляторы выполняют следующие функции:

- повышение давления в тормозных камерах, при увеличении угловой скорости;

- поддержание давления в тормозных камерах;

- понижение давления в тормозных камерах, при блокировании колес.

Когда АБС не вступает в работу, сжатый воздух свободно проходит через модулятор.

Рисунок 130 -Функциональная схема АБС автобусного шасси: 1 - датчики угловой скорости колес; 2 - тормозные камеры типа 24; 3 - модуляторы; 4 - тормозные камеры типа 30/24; 5 - блок управления; 6 - тормозной кран; 7 - ресивер контура I; 8 - ресиверы контура II; 9 - диагностическая лампа; 10 - электромагнитный клапан

Электромагнитный клапан отключения вспомогательной тормозной системы установлен на второй поперечине и включен в магистраль вспомогательной тормозной системы и при торможении служит для её отключения в случае блокирования колес.

Блок предохранителей, установленный под откидной панелью, служит для защиты электроуправляемых элементов АБС.

Диагностические лампы с символами ABS, сигнализирующие об исправности (неисправности АБС), и клавиша диагностики АБС, расположенная на панели выключателей в кабине водителя, служит для активизации режима диагностики АБС.

Клавиша не фиксированная, т.е. после нажатия ее следует удерживать определенное время, в зависимости от требуемого режима.

Внимание. Если клавиша находится в нажатом положении более 16 секунд, то система фиксирует неисправность - обрыв провода клавиши диагностики.

Расположение элементов АБС на автобусе показано, на рисунке 130 - Функциональная схема АБС автобуса.

Принципиальные схемы подключения АБС приведены на рисунках 131 и 132 -Принципиальная схема подключения АБС ф. "Wabco...” и НП РУП “ЭКРАН” и Принципиальная схема подключения АБС ф. "Knorr-Bremse".

Рисунок 131 - Принципиальная схема подключения АБС ф. "Knorr-Bremse"

Рисунок 132 - Принципиальная схема подключения АБС ф. "Wabco..." и НП РУП «ЭКРАН»

Работа системы. При включении питания (при повороте ключа замка включения стартера в положение I - приборы) включается диагностическая сигнальная лампа с символом ABS на щитке приборов, происходит автоматический тест-контроль электронного блока и электрических цепей датчиков, модуляторов и устройств коммутации.

При исправной системе лампа с символом ABS гаснет при начале движения, когда автобус достигает скорости (5 - 7) км/ч, если АБС только что подключена, либо после окончания самодиагностики, если система уже использовалась. При возникновении неисправности в системе или электрических цепях одного из элементов (датчиков, модуляторов и т.д.) или контуров управления загорается диагностическая лампа с символом ABS. При этом, возможно отключение соответствующего контура АБС (см. рисунок 130 - Функциональная схема АБС) и тормозная система работает как обычно (без режима АБС).

Система не требует специального обслуживания, кроме контрольной проверки функционирования и проверки установки датчиков АБС при регулировке или замене подшипников в колесных узлах или смене тормозных накладок (если при этом производится снятие ступиц). Если диагностическая лампа с символом ABS не гаснет при скорости движения выше (7 - 10) км/ч, либо после устранения неисправности, определённой по мигающему коду (см. таблицу 22 или 23 - Световые коды состояния элементов АБС ф. "Wabco..." и НП РУП "ЭКРАН” или ф. "Knorr-Bremse"), следует обратиться на сервисную станцию для устранения неисправности.

Внимание. При проведении ремонта и устранении неисправностей необходимо заглушить двигатель и отключить питание системы. Питание системы отключается при повороте ключа замка включения стартера и приборов в положение «выключено» и выключения выключателя «массы».

Категорически запрещается проводить сварочные работы на автобусном шасси (автобусе) при установленном электронном блоке. В этом случае электронный блок необходимо отключить и снять с автобуса.

Режимы принудительной диагностики АБС. Системы имеют встроенную самодиагностику, контроль над собственной работоспособностью система осуществляет непрерывно. Для принудительной проверки работоспособности с целью поиска неисправностей необходимо задействовать режим принудительной диагностики.

Активизация режима производится нажатием и удержанием определённое время клавиши диагностики АБС на панели выключателей при включенном состоянии выключателя «массы» и выключателя стартера и приборов (ротор замка должен быть повёрнут ключом в положение I). Состояние системы отображается выводом светового мигающего кода на диагностическую лампу. Световой мигающий код о характере неисправности и неисправном элементе системы состоит из двух информационных блоков, представляющих собой два блока световых вспышек.

Неисправный компонент и характер неисправности определяются по числу вспышек диагностической лампы соответственно в первом и втором блоках, согласно таблицам 22 и 23. Если диагностическая лампа горела до входа в режим диагностики, значит, в системе имеются активные ошибки, т.е. ошибки, присутствующие на момент диагностики. После вывода кодов всех ошибок лампа горит постоянно.

Активизация режима принудительной диагностики АБС производится нажатием и удержанием в нажатом состоянии клавиши в течение (0,5-3) секунд (для «Wabco...»);(0,5-8) секунд (для «Knorr-Bremse») и (3-16) секунд (для НП РУП «ЭКРАН»).Если в системе имеются активные ошибки, диагностическая лампа гаснет примерно на 1 секунду, а затем:

- для АБС ф. «Wabco...» выдается циклически повторяющийся код одной активной ошибки через каждые 4 с до устранения данной неисправности (длительность каждой вспышки составляет 0,5 с, пауза между вспышками 0,5 с, между блоками - 1,5 с.).

Таблица 22 - Световые коды состояния элементов АБС ф. "Wabco" и НП РУП "Экран"

Световой код

Неисправный элемент

Характер неисправности

Рекомендации к устранению (см. рисунок 132 - Принципиальная схема подключения АБС ф. "Wabco..." и НП РУП "ЭКРАН")

Р,а

Р,б

1

2

3

4

5

1

1

Все элементы исправны

-

-

2

2

3

4

5

Модулятор В

Модулятор А

Модулятор D

Модулятор С

Обрыв или замыкание на «массу»

Проверить соединительные кабели, подсоединение к блоку и модулятору. Устранить повреждение. При отсутствии повреждений заменить модулятор

3

1

2

3

4

Датчик В

Датчик А

Датчик D

Датчик С

Большой воздушный зазор

Отрегулировать зазор между датчиком и ротором. Максимальный зазор - 1,3 мм. Отрегулировать воздушный зазор, подтолкнув датчик до касания с ротором

4

1

2

3

4

Датчик В

Датчик А

Датчик D

Датчик С

Короткое замыкание или обрыв провода или обмотки датчика

Проверить датчик, подсоединение к блоку и датчику, кабель датчика на наличие обрыва или КЗ. Устранить.

Заменить датчик

5

1

2

3

4

Датчик В

Датчик А

Датчик D

Датчик С

Нестабильность сигнала датчика

Проверить кабель и уровень сигнала датчика при вращении колес. Проверить целостность ротора

6

1

2

3

4

Датчик В

Датчик А

Датчик D

Датчик С

Дефект ротора /датчика

Заменить датчик или зубчатый ротор

7

1

Связь с электронным блоком управления

Ошибка связи

Проверить проводку. Устранить неисправность. Заменить ЭБУ

3

Электромагнитный клапан отключения вспомогательного тормоза

Короткое замыкание или обрыв

Проверить кабель питания клапана на наличие обрыва или КЗ, проверить подключение к ЭБУ. Устранить неисправность. Проверить работоспособность клапана. Заменить клапан

4

Диагностическая лампа АБС

То же

Проверить провода лампы и клавиши диагностики на наличие КЗ или обрыва. Устранить. Клавиша была нажата более 16 с. Отпустить клавишу

8

1

Питание ЭБУ

Пониженное напряжение бортовой сети (ниже 18 В)

Проверить аккумуляторы и предохранители. Обеспечить напряжение (24-28) В

2

Повышенное напряжение бортовой сети (выше 30 В)

Проверить реле напряжения автобуса. В случае необходимости - заменить

3

ЭБУ

Внутренняя ошибка

Заменить ЭБУ

4

Ошибка конфигурации

5

Питание ЭБУ

Ошибка подключения по «массе»

Проверить правильность подключения. Устранить неисправность

Световые коды состояния элементов АБС - НП РУП «Экран»

2

1

2

3

4

Модулятор А

Модулятор В

Модулятор С

Модулятор D

Обрыв или замыкание на «массу»

Проверить соединительные кабели на наличие короткого замыкания или обрыва. При отсутствии повреждений заменить модулятор.

3

1

2

3

4

Датчик А

Датчик В

Датчик С

Датчик D

Обрыв или короткое замыкание

Проверить датчик, кабель датчика на наличие обрыва или КЗ. Устранить. Заменить датчик

1

2

3

4

5

4

1

2

3

4

Датчик А

Датчик В

Датчик С

Датчик D

Недостоверная величина скорости

Отрегулировать зазор между датчиком и ротором. Проверить уровень сигнала датчика при вращении колеса. Проверить целостность и качество ротора

5

1

Электронный блок управления

Внутренние ошибки блока

Заменить ЭБУ

6

1

Электропитание

Пониженное напряжение бортовой сети (ниже 18 В)

Проверить аккумуляторы и предохранители. Обеспечить напряжение (24 - 28)В. Проверить ЭБУ. Заменить ЭБУ

2

Повышенное напряжение бортовой сети (выше 31,5 В)

Проверить реле напряжения автобуса. В случае необходимости - заменить

После устранения неисправности необходимо в выключателе стартера и приборов ротор замка повернуть ключом сначала в положение 0, а затем в положение I. Если в системе присутствуют несколько активных ошибок, то после устранения первой ошибки будет выдаваться световой код второй активной ошибки и т.д. (до устранения всех неисправностей);

- для АБС ф. «Knorr-Bremse» - один за другим выдаются коды неисправностей (длительность каждой вспышки составляет 0,5 с, пауза между вспышками 0,5 с, между блоками - 1,5 с, интервал между кодами - 4,5 с).Если активных ошибок нет, то в режиме диагностики выдаются последовательно световые коды четырех последних пассивных или «плавающих» ошибок, т.е. ошибок, которые были, но в момент диагностики отсутствуют (или остались не стертыми в памяти блока автоматически или вручную). После вывода кодов пассивных ошибок лампа гаснет. При отсутствии отказов или неисправностей, выдается световой код 1-1 (по одной вспышке контрольной лампы в каждом информационном блоке);

- для АБС НП РУП «ЭКРАН» - выдается стартовый информационный блок (длительность стартового импульса -5 с, первой паузы -2,5 с, разделительного импульса -2,5 с, второй паузы -2,5 с).Затем один за другим выдаются коды неисправностей (длительность каждой вспышки составляет 0,5 с, пауза между вспышками 0,5 с, между блоками -1,5 с, интервал между кодами - 4 с).Для вывода кодов пассивных ошибок, необходимо активизировать режим принудительной диагностики (как описано выше), нажать и удерживать в нажатом состоянии клавишу диагностики в течение (3 - 16) с во время второй паузы стартового информационного блока.

Световой код о пассивных ошибках будет состоять из трёх импульсов (длительность каждой вспышки - 0,5 с, паузы между ними -0,5 с),указывающих на режим чтения памяти ошибок, паузы длительностью 2,5 с и последовательностей импульсов кодов ранее обнаруженных неисправностей. Если в системе нет текущих неисправностей, то световой мигающий код будет состоять только из стартового информационного блока. После устранения неисправностей необходимо в выключателе стартера и приборов ротор замка повернуть ключом сначала в положение 0, а затем в положение I.

Системный режим контроля. В системном режиме может быть определена конфигурация системы, стерты пассивные ошибки из памяти электронного блока, проведена реконфигурация системы (функция доступна только для АБС ф. «Wabco...»)получена информация о значении замедления автобуса при последнем торможении (функция доступна только для АБС НП РУП «ЭКРАН»).

Для активизации системного режима контроля ф. «Wabco...» необходимо нажать на клавишный выключатель диагностики АБС на панели выключателей и удерживать его во включенном состоянии от 3 до 6,3 с. При активизации системного режима происходит автоматическое стирание всех пассивных ошибок, если они были в памяти блока. Признаком этого будет восемь быстрых (длительностью 0,1 с)миганий диагностической лампы.

Если имеются активные ошибки, то указанных миганий не последует, и будет выдаваться сразу код конфигурации. Световой код конфигурации выдается после активизации системного режима {на шасси КАМАЗ установлена система типа 4S/4M 4 датчика /4 модулятора),число вспышек лампы должно быть равным двум {две световые вспышки длительностью 0,5 секунд с паузой 1,5 с).Код конфигурации повторяется через каждые 4 с.

Для выхода из системного режима необходимо выключить и повторно включить замок включения стартера и приборов в положение I (приборы) или нажать диагностическую кнопку на время, от 6,3 до 15 секунд. При этом вывод световых кодов на диагностическую лампу прекращается. Электронный блок управления с расширенными возможностями по контролю компонентов не может быть использован без дополнительной реконфигурации на транспортном средстве, на котором не установлены дополнительные компоненты,

Например, если система сконфигурирована для работы с электромагнитным клапаном отключения вспомогательного тормоза, а клапан на автобусе не установлен, система выдает ошибку с кодом (7 - 3) «Короткое замыкание или обрыв провода электромагнитного клапана».Для устранения ошибки необходимо провести реконфигурацию системы.

Для активизации режима реконфигурации необходимо нажать и удерживать клавишу диагностики от 3 до 6,3 с, выдержать паузу более 2 с, затем трижды нажать и удерживать клавишу более 0,5 секунд с паузами между нажатиями не более 3 с. Реконфигурация подтверждается четырьмя быстрыми миганиями {длительность импульсов -0.1 с).

Для активизации системного режима контроля и для полного стирания из памяти электронного блока АБС ф. «Knorr-Bremse» кодов пассивных ошибок необходимо при включении замка стартера в положение I удерживать клавишу диагностики АБС в нажатом состоянии. Клавиша диагностики должна быть нажата в течение не менее 0,5 с и после поворота ротора замка стартера в положение I. После этого зажигание должно оставаться включенным не менее 5 с. После стирания памяти ошибок необходимо выключить и снова включить зажигание. Для определения кода конфигурации системы необходимо при включенном в положение I замке стартера дважды нажать клавишу диагностики. Длительность каждого нажатия должна быть в пределах (0,5 - 8) с, временной интервал между нажатиями -не более одной секунды. Выводимый код конфигурации аналогичен коду для АБС фирмы «Wabco...» {см. выше).

Для активизации системного режима контроля и для полного стирания из памяти электронного блока АБС НП РУП «ЭКРАН» кодов пассивных ошибок необходимо активизировать режим принудительной диагностики {см. выше).Затем, во время второй паузы стартового информационного блока, дважды нажать и удерживать диагностическую клавишу более 3 с. Интервал между нажатиями не должен превышать 1 с.

Световой код после отпускания кнопки будет состоять из восьми импульсов длительностью 0,5 с,указывающих на активизацию режима стирания ошибок. При необходимости, можно задействовать режим «черного ящика» - вызвать из памяти электронного блока значение замедления автобуса при последнем торможении.

Значение замедления выводится световым мигающим кодом на диагностическую лампу после активизации режима принудительной диагностики нажатием и удержанием клавиши диагностики более трех секунд во время первой паузы стартового информационного импульса.

Световой код вывода значения замедления будет состоять из двух импульсов длительностью 0,5 с,указывающих на активизацию режима, паузы длительностью 2,5 си последовательности трёх импульсных блоков, где первый блок - единицы значения замедления, второй - десятые доли, третий - сотые.

Количество импульсов в блоках - от одного до девяти. Ноль выводится десятью световыми импульсами.

Таблица 23 - Световые коды состояния элементов АБС ф. "Knorr-Bremse"

Световой код

Неисправный элемент

Характер неисправности

Рекомендации к устранению (см. рисунок 131 -Принципиальная схема подключения АБС ф. "Knorr-Bremse")

Ра

Рб

1

2

3

4

5

1

1

Все элементы исправны

N*

1

Датчики частоты вращения колеса

Большой воздушный зазор между датчиком и зубчатым ротором

Максимальный зазор не должен превышать 1,3 мм. Отрегулировать воздушный зазор, подтолкнув датчик до касания с ротором

2

Отсутствие сигнала датчика при торможении

Проверить уровень сигнала датчика. Проверить наличие и работоспособность зубчатого ротора. При необходимости заменить датчик и ротор

3

Плохой зубчатый ротор, подошёл срок обслуживания АБС

Заменить зубчатый ротор. Проверить уровни сигналов датчиков

4

Нестабильность сигнала датчика

Проверить кабель и уровень сигнала датчика при вращении колёс.

Проверить целостность ротора

5

Потеря сигнала датчика

6

Короткое замыкание на «массу» или батарею. Обрыв провода

Проверить датчик, подсоединение к блоку и датчику, кабель датчика на наличие обрыва или КЗ. Устранить. Заменить датчик в случае повреждения

К*

1

5

Модуляторы

Короткое замыкание катушки сброса / удержания на батарею

Проверить соединительные кабели, подсоединение к блоку и модулятору. Устранить повреждения.

При отсутствии повреждений заменить модулятор

2

6

Короткое замыкание катушки сброса / удержания на «массу»

3

7

Обрыв провода питания катушки сброса / удержания

4

Обрыв провода «массы»

8

Ошибка конфигурации клапана

Ротор замка стартера и приборов повернуть ключом сначала в положение 0, а затем в положение I. Проверить конфигурацию ЭБУ (см. Системный режим контроля).Заменить клапан. Реконфигурировать либо заменить электронный блок управления

10

10

Контакты подключения заземления диагоналей

Замыкание диагонали 1 на батарею

Проверить подключения модуляторов первой диагонали (передний левый -задний правый). Проверить проводку. Устранить неисправность. Заменить модуляторы

11

Замыкание диагонали 1 на «массу»

12

Все модуляторы короткозамкнуты на «массу»

Проверить подключения модуляторов. Проверить проводку. Устранить неисправность. Заменить модуляторы

Примечания:

1) N*: 2 (3) - левый (А) (правый - В) - датчики частоты вращения колеса передней оси;

4 (5) - левый (А) (правый - В) - датчики частоты вращения колеса ведущего моста.

2) К*: 8 (9) - левый (А) (правый - В) - модуляторы тормозного давления передней оси;

10(11)- левый (А) (правый - В) - модуляторы тормозного давления ведущего моста.

1

2

3

4

5

15

1-11

Электронный блок управления

ЭБУ - дефектный. Внутренняя ошибка

Заменить электронный блок управления

16

1

Электропитание

Высокое напряжение в диагонали 1 (выше 30В)

Проверить реле напряжения автобуса.

В случае необходимости - заменить. Проверить ЭБУ. Заменить ЭБУ

2

Низкое напряжение в диагонали 1 (ниже 18В)

Проверить аккумуляторы и предохранители. Обеспечить напряжение (24 - 28)В. Проверить ЭБУ. Заменить ЭБУ

3

Обрыв провода диагонали 1

Проверить подсоединения модуляторов диагонали 1 (передний левый - задний правый) к ЭБУ.

Проверить проводку на наличие обрыва. Устранить неисправность

4

Обрыв провода на контакте GNDpcviили большая разница напряжений с GND ЕCU

Проверить подсоединение к электронному блоку (контакты 10/18 и 12/18). Проверить провода на обрыв.

Устранить неисправность

9

Высокое напряжение на контакте U ЕCU(выше 30 В)

Проверить реле напряжения автобуса. В случае необходимости - заменить

10

Низкое напряжение на контакте U ЕCU (ниже 18В)

Проверить аккумуляторы и предохранители. Обеспечить напряжение (24 - 28)В

17

1

Электромагнитный клапан отключения вспомогательного тормоза

Замыкание катушки клапана на батарею. Обрыв провода

Проверить кабель питания клапана на наличие обрыва или КЗ, подключение к ЭБУ. Устранить неисправность. Проверить работоспособность клапана. Заменить клапан

2

Замыкание катушки на «массу»

10

Диагностическая лампа

КЗ или обрыв провода лампы или клавиши

Проверить провода лампы и клавиши диагностики на наличие КЗ или обрыва. Устранить. Клавиша была нажата более 16 с. Отпустить клавишу

5

Специальные

ошибки

Большое различие между размерами передних и задних шин

Заменить шины

12

Проблема памяти параметров датчиков

Два и более датчиков - неисправны. Проверить уровни сигналов датчиков. Устранить неисправности, заменить датчики. Стереть ошибки из памяти электронного блока. Разогнать автобус до скорости более 20 км/ч

13

Перепутаны датчики передней оси и заднего моста

Устранить неисправность, переставив контакты в колодках ЭБУ

Устранение неисправностей. Причиной неисправности тормозной системы может быть отказ в работе пневмоаппаратов, нарушение регулировок, а также утечка сжатого воздуха в пневмоприводе из-за негерметичности соединений трубопроводов и гибких шлангов. О негерметичности контуров пневмопривода сигнализируют светящиеся лампы предупредительных сигналов в блоке контрольных ламп {см. рисунок 4) и зуммер.

При достижении давления в контурах выше 450 - 550 кПа (4,5 - 5,5 кгс/см2) лампы должны погаснуть, и одновременно должен прекратить звучание зуммер. Время заполнения ресиверов сжатым воздухом до номинального давления не должно превышать восьми минут при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Герметичность пневмопривода проверяйте при номинальном давлении, включенных потребителях сжатого воздуха и неработающем двигателе. Места большой утечки воздуха определяйте на слух.

Незначительные утечки можно определить, покрывая соединения трубопроводов мыльной эмульсией.

При поиске неисправностей пользуйтесь Схемой пневматического привода тормозной системы (см. рисунок 128), на которой условно изображены тормозные аппараты и трубопроводы, соединяющие их.

Электрическая принципиальная схема подключения АБС на автобусе приведена ниже на одноименном рисунке 133.

Рисунок 133 - Схема электрическая принципиальная АБС: В1, В3 - датчики АБС (передний левый/правый); В5, В7 - датчики АБС (задний левый/правый); В2, В4 - модулятор АБС (передний левый/правый); В6, В8 - модуляторы АБС (задний левый/правый); F1 - предохранитель 10А ПР119-Б-01; Н1 - лампа контрольная АБС 2212.380353; S1 - выключатель ВК343-01.17; V1 - блок управления АБС 440.004.310.0 (установку колодок в пучке для блока V1 проводить в соответствии с таблицами)

Обозначение

Контакт цепи

Порядок подсоединения

Примечание

См. основную надпись

А

Присоединить к клемме Д предохранителя F3 *

* См. схему на ВКЛАДЫШЕ

Б

Подсоединить к предохранителю F1 с проводом 15А *