Назад

Контрольно-измерительные приборы и коммутационная аппаратура

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ обеспечивают контроль за работой систем автобуса и двигателя, включают в себя указатели и преобразователи (датчики).

Все указатели установлены на панели приборов в кабине водителя. Преобразователи установлены на агрегатах шасси двигателя.

Рисунок 158 - Указатель спидометра: 1 - гнездо контактного разъема; 2 - печатная плата с полупроводниковыми элементами; 3 - корпус указателя; 4 - счетный узел; 5 - магнитоиндукционный механизм; 6 - гнездо сигнализатора; 7 - электродвигатель

Рисунок 159 - Принципиальная схема спидометра

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СПИДОМЕТР состоит из трех сборочных единиц - преобразователя, который обеспечивает подачу сигналов на приемник, приемника (трехфазного синхронного двигателя с возбуждением от постоянных магнитов) и магнитоиндукционного механизма спидометра со счетным узлом. Приемник конструктивно объединен с магнитоиндукционным механизмом в один прибор - указатель спидометра. Конструкция и схема спидометра приведены на рисунках 158 и 159 - Указатель спидометраи Принципиальная схема спидометра.

Рисунок 160 - Принципиальная электрическая схема электронного тахометра: I - к выключателю освещения контрольных приборов; II, IV - к корпусу автобуса; III - к фазе генератора; C1-С4 - конденсаторы; R1-R13 - резисторы; VI, V8 - стабилитроны; V2, V5, V7 - транзисторы; V3, V4, Кб - диоды; ЕI - лампы А24-1

ЭЛЕКТРОННЫЙ ТАХОМЕТР состоит из магнитоэлектрического указателя и счетчика импульсов на полупроводниковых элементах, объединенных в одном корпусе. Импульсы на вход счетчика поступают с фазы генератора.

Выше на рисунке 160 приведена Принципиальная электрическая схема электронного тахометра.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ТАХОГРАФ фирмы "Kienzle" (Германия) марки 1318.27.02523 устанавливается на щитке приборов и предназначен для индикации и регистрации эксплуатационных параметров автобуса: скорости движения автобуса, частоты вращения коленчатого вала двигателя, времени в часах и минутах, пройденного пути, превышения заданной скорости движения. Тахограф работает в комплекте с преобразователем скорости, установленным на коробке передач. Места соединений кабелей с тахографом и преобразователями, крышки адаптеров на преобразователях и места установок преобразователей должны быть запломбированы.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ При ежедневном техническом обслуживании (ЕТО):

- проверить состояние жгутов проводов, соединений и разъёмов;

- проверить действие приборов освещения и световой сигнализации; работоспособность тахографа (спидометра) и тахометра по показаниям стрелки указателя и счетчика пройденного пути;

- проверить работоспособность элементов электронной системы управления двигателем (ЭСУД) по показаниям контрольной лампы на щитке приборов.

При ТО-5000 проверить состояние и надежность крепления сигнализаторов включения межколесной блокировки моста и сигнала торможения.

РЕМОНТ

Для контрольной проверки спидометра, тахографа* и тахометра необходимо иметь установку, с помощью которой можно получать различные фиксированные значения частоты вращения на валах изделий, проверяемого и контрольного.

При проверке преобразователей контрольный приемник спидометра нужно подключать поочередно с проверяемым и контрольным преобразователем. Оценка погрешности проверяемого прибора производится методом сравнения двух полученных показаний.

При проверке приемника спидометра необходимо иметь контрольный датчик. Проверку проводить также методом сравнения.

Электроснабжение проверяемых и контрольных изделий осуществляется от источника питания в соответствии со схемой подключения на автобусе.

Наиболее простой установкой, на которой можно производить подобную проверку, является КТУ 1. При проверке технического состояния вольтметра надо оценивать точность его показаний сравнением с показаниями контрольного вольтметра, который вместе с реостатом для регулировки силы тока нужно включить в цепь последовательно с проверяемым прибором. Провести проверку при прямом и обратном направлениях тока при значениях силы тока 10, 20 и 30 А.

Допустимая погрешность вольтметра 7 % от суммы конечных значений шкалы при температуре окружающего воздуха (20±5)°С.

Указатели давления в смазочной системе двигателя необходимо проверять совместно с преобразователем указателя сравнением с показаниями контрольного манометра, устанавливая их в резервуар с регулируемым давлением и подключая электроснабжение аналогично схеме включения на автобусе.

Примечание - * в случае необходимости ремонт тахографа производить в специализированной мастерской фирмы "Kienzle".

Допустимая погрешность указателя (±7) % от верхнего предела измерений в диапазоне рабочих давлений 0 - 686,5 кПа (0-7 кгс/см2) и (±10) % - в диапазоне давлений свыше 686,5 кПа (7 кгс/см3) при температуре окружающего воздуха (20±5)°С. При проверке указателя с помощью реостата показания должны соответствовать данным таблицы 30.

Таблица 30 - Данные для проверки указателя давления масла

Контролируемые отметки шкалы

Сопротивление реостата. Ом

Контролируемые отметки шкалы

Сопротивление реостата, Ом

0

165

6

70

2

132

8

42

4

98

10

20

Проверку указателя и преобразователя указателя уровня топлива на точность показаний наиболее просто можно провести, постепенно заполняя бак топливом при помощи мерного сосуда и сравнивая показания прибора с действительным количеством топлива в баке.

Таблица 31 - Данные для проверки указателя уровня топлива

Проверяемые отметки шкалы

Сопротивление реостата, Ом

0

0-8

1/2

36,5 -43,5

П

78-95

Таблица 32 - Данные для проверки указателя температуры охлаждающей жидкости

Отметки шкалы

Сопротивление реостата, Ом

40

360 - 560

80

134- 150

100

83-92

Допустимая погрешность указателя вместе с преобразователем 7% от вместимости бака при температуре окружающего воздуха (20±5)°С.

Если погрешность превышает допустимую, нужно определить, какой из приборов неисправен, заменяя преобразователь или указатель. Если погрешность измерения превышает допустимую и направлена в одну и ту же сторону на всех проверяемых уровнях, отрегулировать, по возможности, преобразователь, подгибая рычаг поплавка. Для проверки точности показаний указателя с реостатом, включаемым в цепь последовательно вместо преобразователя, надо пользоваться величинами сопротивлений, указанных в таблицах 31 и 32.

Проверку указателя и преобразователя указателя температуры охлаждающей жидкости следует проводить сравнения с показаниями ртутного термометра. Преобразователь вместе с термометром надо поместить в резервуар с водой, температуру которой постепенно увеличивать.

Подсоединить указатель к преобразователю в соответствии со схемой подключения, корпус преобразователя соединить с минусовым выводом батареи. Оценить точность показаний проверяемого прибора. Величины сопротивления реостата, включенного в цепь вместо преобразователя, должны соответствовать значениям, указанным в таблице 32, при определенных показаниях указателя. Допустимая погрешность показаний:(±8)°С при температуре воды 40°С и (±5)°С при температуре воды (80 - 100)°С.

Проверка контрольно-измерительных приборов проводится также на контрольной установке типа Э204 и аналогичных.

Для проверки обрыва в цепи указатель-преобразователь нужно отсоединить провод от преобразователя и подключить его последовательно с лампочкой мощностью 2 Вт к массе автобуса.

Если провод оборван, то положение стрелки не изменится, а лампочка не горит. Если же провод не оборван, то стрелка указателя отклонится, а лампочка загорится.

Для проверки замыкания на массу провода, соединяющего преобразователь и указатель, следует отсоединить провод от преобразователя при включенном электроснабжении, и если стрелка не изменяет своего положения, то провод замкнут на массу, или отсоединить провод от зажима Д указателя, тогда в этом случае стрелка отклонится.

КОММУТАЦИОННАЯ АППАРАТУРА

Эта аппаратура обеспечивает включение системы световой сигнализации и системы наружного и внутреннего освещения автобуса.

ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ типа 14.3737 (см. рисунок 161) и состоит из электромагнита, корпуса с контактной частью и устройства ручного включения с защитным чехлом. Он служит для отсоединения аккумуляторных батарей от электрической системы автобуса при длительных стоянках и для защиты их от коротких замыканий.

Рисунок 161 - Выключатель АКБ: 1 - клеммы; 2 - уплотнительное кольцо; 3 - винт; 4 - контактная система; 5 - электромагнит; 6 - якорь; 7 - шток; 8 - разъем; 9 - корпус

Аккумуляторные батареи включаются и выключаются дистанционно из кабины водителя кнопочным выключателем кратковременным (не более 2 с) нажатием кнопки.

В аварийных ситуациях возможно непосредственное отключение электромагнита дистанционного выключателя нажатием штока выключателя 14.3737 через защитный чехол.

КОМБИНИРОВАННЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ СВЕТА И УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА типа 89.3709 установлен на рулевой колонке и состоит из механизма включения указателей поворота, а также включения и переключения системы внешнего освещения.

Кроме того, переключатель обеспечивает включение электрозвуковых сигналов через реле сигналов. Автоматическое отключение указателей поворота при окончании маневрирования автобуса обеспечивается специальной втулкой сра-батывателя, установленной на рулевом колесе.

При установке рулевого колеса на шлицах вала колонки нужно следить за тем, чтобы спицы рулевого колеса были расположены симметрично оси колонки, колеса автобуса при этом должны быть направлены по оси автобуса.

РЕЛЕ различного назначения широко применяются в системах электрооборудования:

- прерыватели светового сигнала при маневрировании автобуса и для сигнализации аварийного состояния типа PC 951 -А;

- реле блокировки стартера типа 738.3747-20 для своевременного отключения стартера и предотвращения принудительного включения стартера на работающем двигателе;

- реле прерывистого сигнализатора включения стояночной тормозной системы типа PC 493;

- реле комбинированные типа 901.3747.

При монтаже реле на автобусе следует подключать штекеры электропроводов к выводам реле строго в соответствии с их назначением. Специального технического обслуживания реле не требуют. При отказе в работе они подлежат замене.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

При техническом обслуживании ТО-1000 и ТО-30000 проверить состояние и надежность крепления соединительных колодок выключателя аккумуляторных батарей, наличие и исправность защитных чехлов. При необходимости очистить места подсоединения проводов и подтянуть контактные гайки и винты.

При ТО-40000 (ТО-60000) разобрать выключатель аккумуляторных батарей, прочистить и смазать.

Порядок разборки и сборки. Вывернуть винты крепления корпуса к электромагниту. Снять уплотнительную прокладку. При разборке корпуса с контактной системой отогнуть стопорные шайбы, снять опорную плиту. Особое внимание обратить на целостность пружины фиксатора. Снять со шпилек контактную часть, устранить подгары контактных соединений зачисткой стеклянной шкуркой, продуть сжатым воздухом внутреннюю полость корпуса. Трущиеся поверхности штока и шпилек контактной системы покрыть смазкой ЦИАТИМ.

Сборку выключателяпроизводить в обратной последовательности.

При сборке шток электромагнита завернуть в якоре так, чтобы при ходе якоря до упора сердечника шток выступал над опорной поверхностью фланца на (1,5 - 2,5) мм.

ЭЛЕКТРОПРОВОДА. ПРЕДОХРАНИТЕЛИ

На автобусных шасси КАМАЗ применяется однопроводная схема подключения потребителей. Отрицательный вывод источников электроснабжения и части потребителей выведен на массу автобуса, которая выполняет функцию второго провода.

Применяемые провода низкого напряжения марки ПГВА имеют различные сечения (от 1 до 50 мм2), выбор которых определяется мощностью потребителей, механической прочностью и допустимыми падениями напряжения в цепи. Для соединения массы кузова автобуса с каркасом шасси используется плетеный автомобильный провод марки АМГ16.

Для соединения проводов между собой, а также для подсоединения к приборам системы электрооборудования провода армированы штекерами.

Штекеры в соединениях пучков проводов установлены в колодках и защищены от коррозии и механических повреждении резиновыми защитными чехлами. При монтаже электропроводки на штекеры наносится антикоррозийная смазка.

Надо внимательно проверять надежность штекерных соединений, не допускать излома фиксирующего язычка колодочных штекеров. При установке штекеров в колодки соблюдать соответствие расцветок соединяемых друг с другом проводов.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

При техническом обслуживании ТО-1000 и ТО-30000 проверить состояние электропроводки (надежность закрепления проводов скобами, отсутствие провисания, потертостей, налипания комьев грязи или льда).

При отказе в работе потребителей следует проверить падение напряжения в цепях электроснабжения, замеряя вольтметром величину напряжения на «+» вольтметра и у потребителя.

Разность напряжений является величиной падения напряжения в проверяемой цепи. Падение напряжения сравнить с допустимым, указанным в таблице 33.

Потребитель

Максимально допустимое падение напряжения, %, от номинального напряжения

Задние указатели поворота

2,5

Задние габаритные огни

2,5

Сигнал торможения

3,5

Стартер (измеряется по перемычке)

0,2В на 100А силы тока стартера

Падение напряжения в штекерном соединении измеряется непосредственно в месте обжимки милливольтметром класса точности не ниже 1,0. Полученные значения должны соответствовать значениям, указанным в таблице 34.

Таблица 34 - Допустимое падение напряжения в штекерных соединениях

Сечение провода, мм2

Допустимое падение напряжения, мВ

При силе тока, А

1

20

10

1,5

30

15

2,5

20

30

4,0

30

50

6,0

20

50

Возможные неисправности электропроводки и способы их устранения

Устранение неисправностей можно осуществлять только после определения по внешним признакам неисправной цепи. Основные неисправности электропроводки - нарушение контакта в штекерных соединениях.

При отыскании неисправности надо руководствоваться схемой и придерживаться определенной последовательности, начиная с проверки соответствующего предохранителя.

При проверке группового предохранителя потребители с электроснабжением через предохранитель нужно включать поочередно. Для экономии времени неисправность цепи следует искать, включая параллельно работающие потребители.

При срабатывании предохранителя от короткого замыкания надо отключить цепь потребителя, защищаемую этим предохранителем, найти и устранить неисправность, вызвавшую короткое замыкание, затем заменить плавкую вставку 8 А в блоке БПP-13.04.

Если после пуска двигателя при работе его со средней частотой вращения коленчатого вала при исправных аккумуляторных батареях и отключенных потребителях генератор не вырабатывает номинального напряжения, следует проверить и при необходимости отрегулировать натяжение приводного ремня генератора.

Причиной отказов в работе генераторной установки может быть также нарушение электрического контакта в цепи системы электроснабжения. Поэтому, прежде всего, необходимо убедиться в надежности электрического контакта проводов на выводах генератора, в соединительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмотки возбуждения генератора; с помощью контрольной лампы нужно проверить имеется ли ток в цепи возбуждения.

При неудавшемся пуске двигателя стартером (после трех попыток) необходимо проверить цепь электроснабжения стартера, исправность системы питания топливом двигателя, степень заряженности и исправность аккумуляторных батарей.

При нормальной эксплуатации автобуса аккумуляторные батареи заряжаются автоматически. Если батареи постепенно разряжаются или чрезмерно заряжаются и электролит начинает "кипеть", нужно проверить исправность генераторной установки.

Место обрыва провода или цепи можно определить контрольной лампой, питаемой напряжением не более 36 В, двигаясь по направлению к источнику тока, или шунтировани-

ем: подсоединить дополнительный провод одним концом к плюсовому выводу неработающего потребителя, а вторым - к разъемам цепи, двигаясь по направлению к источникам тока. Неисправным будет тот участок, параллельно которому включен дополнительный провод, если при этом потребитель будет работать. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, необходимо проверить надежность соединения его с “массой”.

Короткое замыкание на «массу»возможно в местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. При срабатывании предохранителя место короткого замыкания надо определять в цепи от предохранителя к потребителю.

При обрыве проводовследует их сращивать, скручивая, а затем спаять жилы проводов, или заменить провода новыми соответствующего сечения и длины; в последующем надо изолировать провода изоляционными трубками или изоляционной лентой.

Для поддержания электропроводов в исправном состоянии и предупреждения их перетирания и обрыва необходимо при ТО-1000 очищать провода от грязи или льда и проверять надежность их закрепления.

Во избежание ослабления и нарушения контактов не рекомендуется без надобности рассоединять штекерные соединения.

С целью обеспечения пожарной безопасности не допусается наличие потертостей, разрушения изоляции на электропроводах, находящихся в могоотсеке автобуса (особенно в силовых проводах: АКБ - стартер; стартер - генератор).Устранить при неоходимости с помощью изолирующих материалов.

Для защиты проводов и потребителей от чрезмерно большой силы тока, возникающей при коротких замыканиях, на автобусных шасси КАМАЗ применяются два типа термобиметаллических предохранителей:

- предохранители с автоматическим включением (вибрационные);

- предохранители с принудительным кнопочным включением.

Предупреждение. Нельзя принудительно удерживать кнопку включения предохранителя при коротком замыкании, т.к. это приводит к перегреву и потере пружинящих свойств биметаллической пластины и оплавлению изоляции проводов.

При замене перегоревших ламп, применяемых на шасси, учитывайте их тип и мощность, которые указаны в таблице 35.

Таблица 35 - Лампы, применяемые на автобусном шасси

Применение

Тип лампы

Мощность, Вт

Лампы освещения приборов

А24-2

5

Контрольная лампа падения давления в смазочной системе

А24-2

2

Контрольная лампа расхода топлива

А24-2

2

Контрольная лампа перегрева охлаждающей жидкости

А24-2

2

Контрольная лампа аварийной сигнализации

АМН-24-3

3