Описание и работа механизмов и систем двигателей
БЛОК ЦИЛИНДРОВ является основной корпусной деталью двигателя и представляет собой отливку из чугуна. Блок цилиндров двигателя составляют два ряда полублоков под гильзы цилиндров, расположенных V-образно под углом 90° один к другому и представляющих одно целое с верхней частью картера. Левый ряд расточек под гильзы смещен относительно правого вперед (к вентилятору) на 29,5 мм, что обусловлено установкой двух шатунов на каждую шатунную шейку коленчатого вала.
В каждом ряду имеется по четыре цилиндра, выходящие на верхние обработанные плоскости, которые служат привалочными поверхностями для головок цилиндров. Прива-лочные поверхности отличаются высокой плоскостностью и параллельностью оси расточек под подшипники коленчатого вала.
Каждый цилиндр имеет два соосных цилиндрических отверстия, выполненных в верхнем и нижнем поясках блока, по которым центрируются гильза цилиндра, и выточки в верхнем поясе, образующие кольцевые площадки под бурты гильз. Чтобы обеспечить правильную посадку гильзы в цилиндре, параметры плоскостности и перпендикулярности упорной площадки под бурт гильзы к общей оси центрирующих расточек должны быть выполнены с высокой точностью. На нижнем пояске выполнены две канавки под уплотнительные кольца, которые предотвращают попадание охлаждающей жидкости из полости охлаждения блока в полость масляного картера двигателя.
Бобышки болтов крепления головок цилиндров выполнены в виде приливов к поперечным стенкам, образующим рубашку охлаждения, равномерно распределены вокруг каждого цилиндра.
Поперечные перегородки в нижней части блока цилиндров заканчиваются толстостенными арками, образующими коренные опоры коленчатого вала, к обработанным площадкам которых крепятся крышки коренных подшипников.
Картерная часть блока связана с крышками коренных подшипников коренными и стяжными болтами. Крышка пятой коренной опоры центрируется в продольном направлении по двум вертикальным штифтам, обеспечивая точность совпадения расточек под упорные полукольца коленчатого вала на блоке и на крышках.
Порядок затяжки болтов крепления крышек коренных опор приведен в таблице 14 (см. раздел «Ремонт двигателя»).
Расточка блока цилиндров под вкладыши коренных подшипников производится в сборе с крышками, поэтому крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы и устанавливаются в строго определенном положении. На каждой крышке нанесен порядковый номер опоры, нумерация опор начинается с переднего торца блока.
В картерной части развала блока цилиндров в виде бобышек выполнены направляющие толкателей клапанов. Ближе к заднему торцу выполнена перепускная труба полости охлаждения, между четвертым и восьмым цилиндрами, для улучшения циркуляции охлаждающей жидкости. Одновременно она придает блоку еще и дополнительную жесткость. Параллельно оси расточек под подшипники коленчатого вала выполнены расточки под втулки распределительного вала увеличенной размерности.
С целью увеличения циркуляционного запаса масла на двигатель устанавливается масляный насос увеличенной производительности. Поэтому диаметры масляных каналов в блоке цилиндров существенно увеличены. В нижней части цилиндров отлиты заодно с блоком бобышки под форсунки охлаждения поршней.
Для установки на блок фильтра с теплообменником на правой стороне увеличены площадка и выполнены два дополнительных крепежных отверстия, а также сливное отверстие из фильтра. Блоки цилиндров под рядную и V-образную топливную аппаратуру не взаимозаменяемы!
ГИЛЬЗЫ ЦИЛИНДРОВ (см. рисунок 22 - Установка гильзы и форсунки охлаждения поршня)"мокрого" типа, легкосъемные, имеют маркировку 740.51-1002021 на конусной поверхности в нижней части,нанесенную ударным способом. Установка гильз с другой маркировкой недопустима, т.к. это приведет к ускоренному износу гильз и поршневых колец.
В соединении гильза-блок цилиндров полость охлаждения уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения. В верхней части установлено кольцо в проточке гильзы, в нижней части - два кольца в расточки блока.
Рисунок 22 - Установка гильзы и форсунки охлаждения поршня: 1 - трубка форсунки; 2 - корпус форсунки; 3 - корпус клапана; 4, 6 - уплотнительные кольца; 5 - гильза
Гильза цилиндра изготавливается из серого специального чугуна, без упрочняющей термообработки. Микрорельеф на зеркале гильзы представляет собой редкую сетку впадин и площадок под углом к оси гильзы. При работе двигателя масло удерживается во впадинах, что улучшает прирабатываемость деталей цилиндропоршневой группы.
При сборке двигателя на нерабочем выступе торца гильзы наносится номер цилиндра и индекс варианта исполнения поршня.
ПРИВОД АГРЕГАТОВ (см. одноименный рисунок 23)осуществляется прямозубыми зубчатыми колесами и служит для привода механизма газораспределения, ТНВД, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления автобуса. Зубчатые колеса устанавливаются на двигатель в строго определенном положении по метке «0»на зубчатом колесе привода распределительного вала, метке «Е»на зубчатом колесе привода ТНВД и рискам,выбитым на зубчатых колесах. Механизм газораспределения приводится в действие от ведущего зубчатого колеса (с модулем зуба 4,5 мм), закрепленного на хвостовике коленчатого вала, через блок промежуточных зубчатых колес, которые вращаются на двух рядах роликов 3, разделённых промежуточной втулкой 4 и расположенных на оси 1, закреплённой на заднем торце блока цилиндров. На хвостовик распределительного вала напрессовано зубчатое колесо 16 (с модулем зуба 3 мм), угловое расположение которого относительно кулачков вала определяется шпонкой. Зубчатое колесо 15 привода ТНВД установлено на вал 13 привода ТНВД с натягом и ориентируется шпонкой 14.
Привод ТНВД осуществляется от колеса 15, находящегося в зацеплении с колесом 16 привода распределительного вала. Вращение от вала к ТНВД передается через ведущую и ведомую полумуфты с упругими пластинами, которые компенсируют несоосность установки валов ТНВД и зубчатых колес. С колесом привода ТНВД находятся в зацеплении зубчатые колеса компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления.
К заднему торцу блока цилиндров крепится картер агрегатов. В верхней части картера агрегатов есть расточки, в которые устанавливаются компрессор и насос гидроусилителя рулевого управления. По бокам картера агрегатов выполнены бобышки с отверстиями для слива масла из турбокомпрессоров и отверстием под указатель уровня масла.
В верхней части картера агрегатов и картера маховика слева выполнен прилив, предназначенный для установки коробки отбора мощности (КОМ). В случае отсутствия КОМ внутренние поверхности прилива не обрабатываются.
Привод агрегатов закрыт картером маховика, закреплённым к заднему торцу блока цилиндров через картер агрегатов.
При необходимости отбора мощности от двигателя, может быть установлен картер маховика с люком для установки коробки отбора мощности.
Рисунок 23 -Привод агрегатов: 1 - болт крепления роликового подшипника; 2 - промежуточное зубчатое колесо; 3 - болт; 4, 16 - шайбы; 5 - манжета; 6 - корпус заднего подшипника; 7 - прокладка; 8 - вал колеса привода ТНВД; 9, 19 - шпонки; 10, 12, 18 - подшипники; 11 - зубчатое колесо привода ТНВД; 13 - вал распределительный в сборе с зубчатым колесом; 15 - ось с фланцем; 18 - болт крепления оси ведущего колеса; 20 - ведущее зубчатое колесо привода распределительного вала; 21, 22 - кольца упорные; 23 - ведущее зубчатое колесо коленчатого вала
На картере маховика справа предусмотрено место под фиксатор маховика, применяемый для установки угла опережения впрыскивания топлива и регулирования тепловых зазоров в механизме газораспределения.
Ручка фиксатора при работе двигателя должна находиться в верхнем положении. В нижнее положение ее переводят при регулировочных работах, в этом случае фиксатор находится в зацеплении с маховиком (см. рисунок 24 - Положения ручки фиксатора маховика).В верхней части картера маховика выполнена расточка, в которую устанавливается корпус заднего подшипника вала привода ТНВД. Внизу в левой части картера имеется расточка, в которую устанавливается стартер. В середине картера выполнена расточка под манжету коленчатого вала.
Рисунок 24 - Положения ручки фиксатора маховика: а) - при эксплуатации; б) - при регулировке в зацеплении с маховиком
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ (см. рисунок 25)изготовлен из высококачественной стали с упрочнением методом карбонитрирования или азотирования.
Валы имеют пять коренных и четыре шатунных шейки, связанные щеками и сопряженные с ними переходными галтелями.
Для равномерного чередования рабочих ходов расположение шатунных шеек коленчатого вала выполнено под углом 90°. На шатунные шейки устанавливаются по два шатуна: один для правого и один для левого рядов цилиндров (см. рисунок 28 - Поршень с кольцами в сборе с шатуном).
Подвод масла к шатунным шейкам производится через отверстия 5 в коренных и отверстия 4 в шатунных шейках (см. рисунок 25 - Коленчатый вал).
Рисунок 25 - Коленчатый вал: 1 - противовес коленчатого вала передний; 2 - шпонка; 3 - шестерня привода масляного насоса; 4 - отверстие подвода масла к шатунным шейкам; 5 - отверстие подвода масла в коренных шейках
Для уравновешивания сил инерции и уменьшения вибраций коленчатый вал имеет шесть противовесов, отштампованных заодно со щеками коленчатого вала. Кроме основных противовесов имеется дополнительный съемный противовес 1, напрессованный на вал, его угловое расположение относительно коленчатого вала определяется шпонкой 3.
На двигателях с электронной системой управления с топливной аппаратурой фирмы "BOSCH" съемный противовес 1 имеет зубчатый обод, предназначенный для работы индуктивного датчика, установленного в передней крышке блока цилиндров. На двигателях с рядным ТНВД имеется восемь пазов.
Для обеспечения требуемого дисбаланса, на маховике выполнена выборка 15 (см. рисунок 26 - Установка полуколец, вкладышей подшипников, манжеты и маховика коленчатого вала).
От осевых перемещений коленчатый вал зафиксирован двумя верхними 7 и нижними 10 полукольцами, установленными в проточках задней коренной опоры блока цилиндров, так, что сторона с канавками прилегает к упорным торцам вала.
Уплотнение коленчатого вала осуществляется резиновой манжетой 12 безпружинной конструкции с уплотнительным элементом из PTFE (модифицированный фторопласт) с дополнительным уплотняющим элементом - пыльником 13. Манжета размещена в картере 2 маховика.
На хвостовике коленчатого вала выполнена шейка 20, по которой центрируется шестерня 3 (с модулем зуба 4,5 мм) привода газораспределительного механизма и маховик 1.
На носок коленчатого вала напрессована шестерня 3 (см. рисунок 25 - Коленчатый вал)привода масляного насоса.
На торце хвостовика коленчатого вала выполнено десять резьбовых отверстий М16х1,5-6Н для крепления шестерни коленчатого вала и маховика, на торце носка - восемь резьбовых отверстий М12х1,25-6Н для крепления гасителя крутильных колебаний (см. рисунок 29 - Установка гасителя крутильных колебаний, фланца отбора мощности и шкива).
Номинальные диаметры шеек коленчатого вала:
- коренных - (95±0,015) мм;
- шатунных - (80±0,015) мм.
Коленчатые валы имеют маркировку 740.50-1005020, выполненную в поковке на третьем противовесе. Установка валов с другой маркировкой недопустима из-за значительных отличий от коленчатых валов других моделей двигателей.
ВКЛАДЫШИ КОРЕННЫХ И ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ (см. рисунок 26 -Установка полуколец, вкладышей подшипников, манжеты и маховика коленчатого вала и рисунок 28 - Поршень с кольцами в сборе с шатуном) изготовлены из стальной ленты, покрытой слоями свинцовистой бронзы, свинцовооловянистого сплава и олова.
Верхние 8 (см. рисунок 26 - Установка полуколец, вкладышей подшипников, манжеты и маховика коленчатого вала) и нижние 9 вкладыши коренных подшипников невзаимозаменяемые. В верхнем вкладыше имеется отверстие для подвода масла и канавка для его распределения.
Вкладыши 9 (см. рисунок 28 - Поршень с кольцами в сборе с шатуном) нижней головки шатуна взаимозаменяемы. От проворачивания и бокового смещения вкладыши фиксируются выступами (усами), входящими в пазы, предусмотренные в постелях блока и шатуне, а также крышках подшипников.
Рисунок 26 - Установка полуколец, вкладышей подшипников, манжеты и маховика коленчатого вала: 1 - маховик; 2 - картер маховика; 3 - шестерня привода газораспределительного механизма; 4 - установочный штифт маховика; 5 - блок цилиндров; 6 - коленчатый вал; 7, 10 - полукольца упорного подшипника коленчатого вала; 8, 9 - вкладыши подшипника; 11 - задняя крышка подшипника вала; 12 - манжета уплотнения вала; 13 - пыльник манжеты; 14 - зубчатый венец маховика; 15 - выборка под дисбаланс; 16 - болт крепления маховика; 17 - шайба; 18 - втулка дистанционная; 19 - подшипник; 20 - центрирующая шейка вала; 21 - кольцо
Рисунок 27 - Установка крышек подшипников коленчатого вала: 1 - крышка подшипника коленчатого вала; 2 - коленчатый вал; 3 - коренные болты крепления крышки подшипника коленчатого вала; 4 - стяжной болт крепления крышки подшипника левый; 5 - шайбы; 6 - стяжной болт крепления крышки подшипника правый; 7 - блок цилиндров
Для восстановления двигателяпредусмотрены восемь ремонтных размеров вкладышей. Обозначение вкладышей подшипников коленчатого вала, диаметр коренной шейки коленчатого вала, диаметр отверстия в блоке цилиндров под эти вкладыши указаны в таблице 18 (см. раздел "Ремонт КШМ”).
В связи с высокими удельными нагрузками, действующими на подшипники в двигателях нового поколения, вкладыши имеют конструктивные отличия от ранее выпускаемых, направленные на повышение их работоспособности, при этом изменена маркировка вкладышей на 740.60-1004058 (шатунные), 740.60-1005170 и 740.60-1005171 (коренные).
При ремонте коленчатого вала допускается иерешлифовка коренных и шатунных шеек с уменьшением их диаметров на 0,25 мм и применением соответствующих ремонтных типоразмеров коренных и шатунных вкладышей (см. таблицы 18 и 19 , раздел «Ремонт двигателя»).Пределы допусков диаметров шеек ремонтного коленчатого вала при восстановлении двигателя должны быть такими же, как у диаметров шеек нового коленчатого вала. Клеймо ремонтного размера нанесено на тыльной стороне вкладыша.
При шлифовке коленчатого вала по коренным шейкам до диаметра менее 94,5 мм или по шатунным шейкам до диаметра менее 79,5 мм, необходимо коленчатый вал подвергнуть повторному азотированию по специальной технологии.
Внимание. Не рекомендуется замена вкладышей при ремонте на вкладыши с маркировкой 740, т.к. при этом произойдет существенное сокращение ресурса двигателя! Допустимо применение вкладышей номинального и ремонтного типоразмеров с маркировкой 7405.
КРЫШКИ КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ (см. рисунок 27 - Установка крышек подшипников коленчатого вала)изготовлены из высокопрочного чугуна.
Крепление крышек осуществляется с помощью вертикальных коренных 3 и горизонтальных стяжных 4 и 5 болтов, которые затягиваются по определенной схеме регламентированным моментом (см. таблицу 14, раздел «Ремонт двигателя»).
Крышка пятой коренной опоры центрируется в продольном направлении двумя вертикальными штифтами, обеспечивающими точность совпадения расточек под упорные полукольца коленчатого вала на блоке и на крышках.
Рисунок 28 - Поршень с кольцами в сборе с шатуном: 1 - поршень; 2, 3 - компрессионные кольца; 4 - маслосъемное кольцо; 5 - стержень шатуна; 6 - болт крепления крышки шатуна; 7 - гайка; 8 - крышка шатуна; 9 - вкладыш нижней головки шатуна; 10 - втулка верхней головки шатуна; 11 - поршневой палец; 12 - стопорные кольца
ПОРШЕНЬ С ШАТУНОМ (см. рисунок 28) соединены пальцем 11 плавающего типа, его осевое перемещение ограничено стопорными кольцами 12. Палец изготовлен из хромоникелевой стали, диаметр отверстия 20,7 мм, с обоих торцов выполнены фаски 16x25 .
Применение пальцев с другими величинами отверстий недопустимо, т.к. это нарушает балансировку двигателя.
ПОРШЕНЬ 1 отлит из алюминиевого сплава со вставкой из износостойкого чугуна под верхнее компрессионное кольцо 2. В головке поршня выполнена тороидальная камера сгорания с вытеснителем в центральной части, она смещена относительно оси поршня в сторону от выточек под клапаны на 5 мм.
Боковая поверхность представляет собой сложную овально-бочкообразную форму с занижением в зоне отверстий под поршневой палец.
На юбку нанесено графитовое покрытие. В нижней ее части выполнен паз, исключающий при правильной сборке контакт поршня с форсункой охлаждения при нахождении в нижней мертвой точке (НМТ). Поршень комплектуется кольцами - двумя компрессионными и одним маслосъемным.
С целью обеспечения топливной экономичности и экологических показателей, применен селективный подбор поршней для каждого цилиндра по расстоянию от оси поршневого пальца до днища. По указанному параметру поршни разбиты на четыре группы: 10, 20, 30 и 40. Каждая последующая группа от предыдущей отличается на 0,11 мм.
В запасные части поставляются поршни наибольшей высоты {размер от оси поршневого пальца до днища поршня 40-й группы составляет 71,04 .004 мм), поэтому во избежание возможного контакта между ними и головками цилиндров, в случае замены, необходимо контролировать надпоршневой зазор. Если зазор между поршнем и головкой цилиндра после затяжки болтов крепления будет менее 0,87 мм, необходимо подрезать днище поршня на недостающую до этого значения величину.
Маркировка 740.60-1004015-40 выполнена на внутренней поверхности поршня.
Внимание. Установка поршней с двигателей КАМАЗ других моделей недопустима!
ШАТУН - стальной, кованый, стержень 5 имеет двутавровое сечение. Верхняя головка шатуна неразъемная, нижняя выполнена с прямым разъемом и плоским стыком.
Для точной посадки вкладышей подшипника в нижнюю головку шатун окончательно обрабатывают в сборе с крышкой 8, поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемые.
В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка 10, а в нижнюю установлены сменные вкладыши 9. Крышка нижней головки шатуна крепится с помощью гаек 7, навернутых на болты 6, предварительно запрессованные в стержень шатуна.
Затяжка шатунных болтов осуществляется по схеме, указанной в таблице 14.
На крышке и стержне шатуна нанесены метки спаренности - трехзначные порядковые номера. На крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра.
КОМПРЕССИОННОЕ КОЛЬЦО 2 изготавливается из высокопрочного, кольцо 3 - из серого специального, а маслосъемное 4 - из серого чугунов. Верхнее компрессионное кольцо имеет форму двухсторонней трапеции, а второе имеет форму односторонней трапеции. При монтаже торец с отметкой ТОР должен располагаться со стороны камеры сгорания.
Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца 2 покрыта хромокерамикой и имеет бочкообразную форму. Рабочая поверхность второго компрессионного кольца 3 упрочнена азотированием. Ее форма на втором кольце представляет собой конус с уклоном к нижнему торцу, по этому характерному признаку кольцо получило название "минутное". Минутные кольца применены для снижения расхода масла на "угар", их установка в верхнюю канавку недопустима.
МАСЛОСЪЕМНОЕ КОЛЬЦО 4 - коробчатого типа, высотой 4 мм, с пружинным расширителем, имеющим переменный шаг витков и шлифованную наружную поверхность. Средняя часть расширителя с меньшим шагом витков при установке на поршень должна располагаться в зоне замка кольца. Рабочая поверхность кольца покрыта хромом.
Маркировка поршневых колец выполнена на верхнем торце колец рядом с замком. Маркировка содержит обозначение предприятия-изготовителя - GOE и обозначение верхнего торца кольца - ТОР.
Внимание. Установка поршневых колец с других моделей двигателей КАМАЗ может привести к увеличению расхода масла на "угар" и ухудшению экологических показателей.
В ремонтный комплектвходят:
- поршень; поршневые кольца; поршневой палец;
- стопорные кольца поршневого пальца;
- гильза цилиндра;
-уплотнительные кольца гильзы цилиндра.
ФОРСУНКИ ОХЛАЖДЕНИЯ (см. рисунок 22 - Установка гильзы и форсунки охлаждения поршня)устанавливаются в картерной части блока цилиндров и обеспечивают подачу масла из главной масляной магистрали на внутреннюю полость поршней.
При сборке двигателя необходимо контролировать правильность положения трубки 1 форсунки охлаждения поршня относительно гильзы 5 цилиндра и поршня. Контакт с поршнем и деталями кривошипно-шатунного механизма недопустим.
МАХОВИК (см. рисунок 26 - Установка полуколец, вкладышей подшипников, манжеты и маховика коленчатого вала) закреплен на торце хвостовика коленчатого вала 6 десятью болтами 16, изготовленными из легированной стали, и зафиксирован штифтом 4 на центрирующей шейке 20 коленчатого вала.
С целью исключения повреждения поверхности маховика, под головки болтов устанавливаются шайбы 17. На обработанную цилиндрическую поверхность маховика напрессован зубчатый венец 14, с которым входит в зацепление шестерня стартера при пуске двигателя. Под манжету уплотнения коленчатого вала устанавливается кольцо 21с наружной хромированной поверхностью. Во внутреннюю расточку маховика установлена дистанционная втулка 18 и подшипник 19 первичного вала с двухсторонним уплотнением.
Величина моментов затяжки болтов крепления маховика указана в таблице 14 (см. раздел «Ремонт двигателя»).
При выполнении регулировочных работ по установке угла опережения впрыскивания топлива и величин тепловых зазоров в клапанах маховик фиксируется при помощи фиксатора (см. рисунок 24 - Положения ручки фиксатора маховика).
Маркировка маховика выполнена на литой поверхности со стороны сцепления.
Применяемость маховиков на двигателях, комплектуемых сцеплениями, приведена в таблице 8.
Таблица 8
Маркировка маховика | Угол опережения впрыскивания топлива, градусов поворота коленчатого вала до В.М.Т. | Применяемость |
740.60-1005115 | 9±1 | Двигатели КАМАЗ 740.62-280 и 740.65-240 с V-образным ТНВД ОАО «ЯЗДА» |
740.60-1005115-10 | 11+1 | Двигатели КАМАЗ 740.62-280 и 740.65-240 с рядным ТНВД ф. «BOSCH» |
Внимание. Установка маховиков других моделей двигателей КАМАЗ, а также маховиков двигателей одной модели, но с другими вариантами топливных аппаратур, при проведении ремонтных работ не допускается!
ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ (см. рисунок 29)закреплен восемью болтами 11 на переднем носке коленчатого вала 6. Гаситель состоит из корпуса 8, в который установлен с зазором маховик 9 гасителя. Снаружи корпус гасителя закрыт крышкой 10.
Герметичность обеспечивается сваркой по стыку корпуса гасителя и крышки. Между корпусом гасителя и маховиком находится высоковязкостная силиконовая жидкость 4, дозировано заправленная перед заваркой крышки.
Гашение крутильных колебаний коленчатого вала происходит путем торможения корпуса гасителя, закрепленного на носке коленчатого вала, относительно маховика в среде силиконовой жидкости. При этом энергия торможения выделяется в виде теплоты.
Внимание. При проведении ремонтных работ категорически запрещается деформировать корпус и крышку гасителя. Гаситель с деформированным корпусом или крышкой к дальнейшей эксплуатации не пригоден. После установки гасителя проверить наличие зазора между гасителем и противовесом.
ПРИВОД ОТБОРА МОЩНОСТИ - передний, осуществляется с носка коленчатого ватта через фланец 15 отбора мощности, прикрепленный к носку коленчатого вала 6 восемью болтами 11. Центрирование фланца относительно коленчатого вала осуществляется по отверстию во фланце гасителя. Крутящий момент от фланца отбора мощности передается на шкив 1 электромагнитной муфты и далее через ременную передачу на привод генератора и водяного насоса. Шкив закреплен на фланце отбора мощности шестью специальными болтами 14 размером М12х1,25x30. На торце шкива выполнено шесть отверстий диаметром 14 мм.
Отверстия предназначены для проворачивания коленчатого вала при регулировании зазоров клапанов.
Рисунок 29 - Установка гасителя крутильных колебаний, фланца отбора мощности и шкива:1 - шкив; 2. 13 - болты крепления крышки блока цилиндров; 3 - пробка заправочного отверстия; 4 - силиконовая жидкость; 5 - фторопластовый подшипник; 6 - коленчатый вал; 7 - блок цилиндров; 8 - корпус гасителя крутильных колебаний; 9 - маховик гасителя; 10 - крышка; 11 - болт крепления гасителя; 12 - передняя крышка блока; 14 - болты крепления шкива; 15 - фланец отбора мощности; 16 - манжета
Рисунок 30 - Механизм газораспределения:1 - головка цилиндра; 2 - втулка направляющая; 3, 7, 13 - шайбы; 4, 5 - пружины клапана; 6 - манжета клапана; 8 - болт крепления головки; 9 - тарелка пружин; 10 - втулка тарелки пружин; 11 - сухарь клапана; 12 - болт крепления крышки; 14 - шайба виброизоляционная; 15 - крышка головки цилиндра; 16 - коромысло с регулировочным винтом; 17 - стойка коромысел; 18, 22 - прокладки; 19 - штанга; 20 - ввертыш крепления впускного коллектора; 21 - ввертыш крепления водяной трубы; 23 - толкатель; 24 - распред. вал; 25 - выпускной клапан; 26 - седло выпускное; 27 - гильза цилиндра; 28 - кольцо газового стыка; 29 - блок цилиндров; А - тепловой зазор
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ (см. рисунок 30)предназначен для обеспечения впуска в цилиндры свежего воздушного заряда и выпуска из них отработавших газов. Впускные и выпускные клапаны открываются и закрываются в определенных положениях поршня, что обеспечивается совмещением меток на зубчатых колесах привода агрегатов при их монтаже. Механизм газораспределения - верхнеклапанный, с нижним расположением распределительного вала. Кулачки распределительного вала 24 в соответствии с фазами газораспределения приводят в действие толкатели 23.
Штанги 19 сообщают качательное движение коромыслам 16, а они, преодолевая сопротивление пружин 4 и 5, открывают клапан 25. Закрываются клапаны под действием силы сжатия пружин.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ (см. рисунок 31) - стальной (740.21-1006015 - из стали 45, 740.21-1006015-01 - из стали 18ХГТ). Кулачки и опорные шейки вала подвергнуты термообработке ТВЧ. Вал устанавливается в развале блока цилиндров на пяти подшипниках скольжения, представляющих собой стальные втулки, залитые антифрикционным сплавом.
На задний конец распределительного вала напрессована прямозубая шестерня 4.
Привод распределительного вала осуществляется от шестерни коленчатого вала через промежуточные шестерни.
Для обеспечения заданных фаз газораспределения шестерни при сборке устанавливаются по меткам «О», «Е» и рискам, выбитым на торцах (см. раздел "Привод агрегатов").
Шестерни - стальные, штампованные, термообработанные, со шлифованными зубьями. От осевого перемещения вал фиксируется корпусом 2 подшипника задней опоры, который крепится к блоку цилиндров тремя болтами.
Маркировка распределительных валов 740.21-1006015, 740.21-1006015-01 выполнена ударным способом на торце его носка.
Внимание. Установка распределительных валов с другой маркировкой не допускается.
КЛАПАНЫ 25 (см. рисунок 30 - Механизм газораспределения) выполнены из жаропрочной стали. Угол рабочей фаски клапанов 90°.
Диаметр тарелки впускного клапана 51,6 мм, выпускного - 46,6 мм, высота подъема впускного клапана - 14,2 мм, выпускного - 13,7 мм. Геометрия тарелок впускных и выпускных клапанов обеспечивают соответствующие газодинамические параметры впуска-выпуска газов. Клапаны перемещаются в направляющих втулках изготовленных из металлокерамики. Для предотвращения попадания масла в цилиндры и снижения его расхода на "угар" на направляющих клапанов устанавливаются резиновые уплотнительные манжеты.
ТОЛКАТЕЛИ 23 - тарельчатого типа с профилированной направляющей частью, изготовлены из стали с последующей наплавкой поверхности тарелки отбеленным чугуном. Толкатель подвергнут химико-термической обработке.
ШТАНГИ 19 толкателей - стальные, пустотелые с запрессованными наконечниками.
КОРОМЫСЛА 16 клапанов - стальные, штампованные, представляют собой двуплечий рычаг, у которого отношение большего плеча к меньшему составляет 1,55. Коромысла впускного и выпускного клапанов устанавливаются на общей стойке и фиксируются в осевом направлении пружинным фиксатором.
СТОЙКА 17 коромысел - чугунная, цапфы которой подвергнуты термической обработке ТВЧ.
ПРУЖИНЫ 4 и 5 клапанов - винтовые, устанавливаются по две на каждый клапан. Пружины имеют различные направления навивки.
Диаметр проволоки наружной пружины 4,8 мм, внутренний - 3,5 мм. Предварительно устанавливаемое усилие пружин 355 Н (35,5 кге), суммарное рабочее - 821 Н (82,1 кгс).
Порядок регулирования зазоров между носиками коромысел и клапанами описан в разделе "Техническое обслуживание".
ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ 1 - отдельные на каждый цилиндр, изготовлены из алюминиевого сплава. Головка цилиндра для охлаждения имеет полость, сообщающуюся с полостью охлаждения блока.
Каждая головка цилиндра устанавливается на два установочных штифта, запрессованных в блок цилиндров и крепится четырьмя болтами из легированной стали. Один из установочных штифтов одновременно служит втулкой для подачи масла на смазку коромысел клапанов. Втулка уплотнена резиновыми кольцами.
Окна впускного и выпускного каналов расположены на противоположных сторонах головки цилиндров. Впускной канал имеет тангенциальный профиль для обеспечения оптимального вращательного движения воздушного заряда, определяющего параметры рабочего процесса двигателя и токсичность отработавших газов.
В головку запрессованы чугунные седла и металлокерамические направляющие втулки клапанов. Выпускные седла и клапаны профилированы для обеспечения меньшего сопротивления выпуску отработавших газов.
Стык "головка цилиндров-гильза” (газовый стык) - беспрокладочный (см. рисунок 32 - Газовый стык).В расточенную канавку на нижней плоскости головки запрессовано стальное уплотнительное кольцо 3, посредством которого головка цилиндра устанавливается на бурт гильзы. Герметичность уплотнения обеспечивается высокой точностью обработки сопрягаемых поверхностей уплотнительного кольца 3 и гильзы 5 цилиндра.
Рисунок 32 - Газовый стык:1 - головка цилиндра; 2 - кольцо уплотнительное перепуска охлаждающей жидкости; 3 - кольцо газового стыка; 4 - прокладка-заполнитель; 5 - гильза цилиндра; 6 - кольцо уплотнительное; 7 - прокладка уплотнительная; 8 - блок цилиндров; 9 - экран
Свинцовистое покрытие на поверхности кольца газового стыка дополнительно повышает герметичность за счет компенсации микронеровностей уплотняемых поверхностей.
Для уменьшения вредных объемов в газовом стыке установлена разового применения фторопластовая прокладка-заполнитель 4, которая фиксируется на кольце газового стыка за счет обратного конуса и посадки ее с натягом по выступающему пояску.
Применение прокладки-заполнителя снижает удельный расход топлива и дымность отработавших газов. Для уплотнения перепускных каналов охлаждающей жидкости в отверстия днища головки установлены уплотнительные кольца 2 из силиконовой резины.
Пространство между головкой и блоком, отверстия стока моторного масла и штанговые отверстия уплотнены прокладкой 7 головки цилиндра из термостойкой резины. На прокладке дополнительно выполнены уплотнительные бурт втулки подачи масла и канавка слива масла в штанговые отверстия.
Клапанный механизм закрыт алюминиевой крышкой 15 (см. рисунок 30 - Механизм газораспределения).Для шумоизоляции и уплотнения стыка “крышка-головка цилиндров” применены резиновая уплотнительная прокладка 18 и виброизоляционная шайба 14.
Периодичность и порядок регулирования тепловых зазоров между клапанами и коромыслами приведены в разделе "Техническое обслуживание двигателя" настоящего Руководства.
Маркировка головки цилиндра 740.30-1003014 отлита на боковой поверхности бобышки второго болта крепления головки.
Внимание. Установка головок цилиндров с другой маркировкой не допускается.