Назад

Сцепление

СЦЕПЛЕНИЕ

Сцепление предназначено для обеспечения плавного трогания автобуса с места и разъединения двигателя с трансмиссией при переключении передач. Состоит из механизма сцепления и привода сцепления.

Сцепление, применяемое на автобусных шасси КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90 с механическими коробками передач мод. “6S-1200 ВО” (ф. “ZF”), - однодисковое, диафрагменное, вытяжного типа, с центральным расположением диафрагменной пружины, модели MFZ 430 ф. "SACHS" - см. рисунок 90.

Рисунок 90 - Механизм сцепления мод. MFZ 430: 1 - ведущий вал; 2 - маховик; 3 - ведомый диск; 4 - нажимной диск; 5 - упорное кольцо; 6 - диафрагма; 7 - кожух сцепления; 8 - муфта выключения сцепления; 9 - вилка выключения сцепления; 10 - вал вилки выключения сцепления; 11 - кольцо ограничительное; 12 - коробка передач; 13 - пневмогидроусилитель ф. «WABCO»

Техническая характеристика сцепления мод. MFZ 430

Передаваемый крутящий момент, Н.м (кгс.м)

1600 (160)

Число трущихся поверхностей

две

Диаметр фрикционных накладок, мм:

- наружный

430

- внутренний

240

Толщина, мм:

- ведомого диска с накладками

10

- накладки

3,6

Число нажимных пружин

1

Усилие пружин при сцеплении, кН (кгс):

- включенном

28 (2800)

- выключенном

25 (2500)

Параметры нажимной диафрагменной пружины:

- толщина, мм

5,1

- диаметр, мм:

- наружный

- контакта с подшипником

393

120

- число лепестков

24

Усилие на муфте выключения, Н (кгс)

600

Ход муфты выключения (рабочий), мм

12

Передаточное число рычагов

4,84

Тип демпфера (гасителя крутильных колебаний)

пружинно-фрикционный

Максимальный угол поворота демпфера, град.

13

Шлицы ступицы ведомого диска: - тип

прямобочные

- количество

10

- диаметр, мм:

- наружный

50,8

- внутренний

44

- ширина паза

7,88

Педаль сцепления:

- ход, мм:

- свободный (до включения главного цилиндра)

- полный

6-12

145-150

- максимальное усилие, Н (кгс)

- тип сервомеханизма

147(15)

пружинный, на педали

Масса, кг:

- сцепления в сборе (без маховика и механизма привода)

36

- ведомого диска

6,5

Тип подшипника выключения

шариковый, однорядный, закрытый

гидравлический

Привод управления сцеплением

с пневмоусилителем, имеется следящее устройство

В механизме однодискового диафрагменного сцепления мод. MFZ-430 (см. рисунок 90) для выключения сцепления применен привод без зазора между муфтой выключения сцепления и диафрагмой.

Нажимной диск 4 через четыре пакета соединительных пластин крепится к чашеобразным втулкам, которые установлены в кожух 7 сцепления.

Крутящий момент от двигателя через маховик 2 передается на кожух сцепления и через чашеобразные втулки на нажимной диск сцепления и далее на поверхность трения ведомого диска 3, ступица которого установлена на шлицы ведущего вала 1 коробки передач. Штампованный кожух 7 устанавливается на маховик с помощью двенадцати болтов М10. Между кожухом и нажимным диском размещена диафрагменная пружина 6 вытяжного типа, под действием которой ведомый диск зажимается между нажимным диском и маховиком.

Выключающее устройство сцепления состоит из двадцати четырех лепестков диафрагмы и муфты выключения сцепления, установленной непосредственно на самих лепестках диафрагмы при помощи запорного кольца "булавочного" типа (см. рисунок 95 раздела «Ремонт»).

ПРИВОД СЦЕПЛЕНИЯ (см. рисунок 91), предназначенный для дистанционного управления сцеплением, - гидравлический, снабженный пневмоусилителем, состоит из педали 1 сцепления с отжимной пружиной 11, главного цилиндра 2, трубок и шлангов для подачи рабочей жидкости от главного цилиндра к усилителю сцепления, трубки подвода воздуха от пневмопривода тормозных механизмов к усилителю сцепления.

В приводе управления сцеплением для уменьшения усилия на педали введена дополнительно сервопружина, прикрепленная одним концом к верхней части педали, другим - к кронштейну.

Рисунок 91 - Привод сцепления MFZ 430: 1 - педаль; 2 - главный цилиндр; 3 - нижний упор; 4 - кронштейн; 5 - компенсационный бачок; 6 - сервопружина; 7 - рычаг; 8 - толкатель поршня главного цилиндра; 9 - эксцентриковый палец; 10 - верхний упор; 11 - отжимная пружина; 12 - пневмоусилитель ф. «WABCO»; 13 - трубка подачи жидкости; 14 - трубка подвода воздуха

ГЛАВНЫЙ ЦИЛИНДР 2 гидропривода установлен на кронштейне 4 педали сцепления и состоит из следующих основных частей: толкателя, поршня, корпуса главного цилиндра, пробки цилиндра и пружины.

В корпусе главного цилиндра образованы две полости, разделенные перегородкой.

Верхняя полостьпредназначена для заправки гидропривода рабочей жидкостью через отверстие, закрытое защитным чехлом, и для хранения необходимого запаса рабочей жидкости. При правильно заправленной и прокаченной системе уровень жидкости в полости должен составлять 3/4 рабочего объема.

Нижняя полостьвыполняет функцию рабочей полости главного цилиндра, в которой устанавливается поршень с манжетой и пружиной. Рабочая полость закрывается со стороны привода пробкой.

ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ расположена слева впереди водителя и установлена на кронштейне 4, закрепленном на передней панели кабины водителя. Ось педали установлена в двух приваренных к кронштейну опорах и зафиксирована в одной из них шплинтом. Педаль вращается на оси, на втулке из антифрикционного материала.

Ось педали смазывается смазкой № 158, закладываемой при сборке. Ход педали определяется двумя ограничителями, привернутыми к кронштейну. Ограничитель, расположенный в средней части кронштейна, ограничивает ход педали при движении ее вниз (при выключении сцепления), а ограничитель, расположенный в верхней части кронштейна, - при движении ее вверх (при отпускании педали и включении сцепления). Педаль постоянно поджимается к верхнему ограничителю хода пружиной.

К ступице педали приварен рычаг толкателя поршня главного цилиндра. В проушину рычага устанавливается эксцентриковый палец, предназначенный для соединения с проушиной толкателя и обеспечения регулировки зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра при отпущенной педали сцепления.

Рисунок 92 - Пневмогидравлнческий усилитель ф. «WABCO»: 1 - корпус гидравлический: 2 - поршень: 3 - манжета: 4 - указатель износа накладок: 5 - шайба указателя: 6 - корпус указателя: 7, 10 - пружины поджимные: 8 - пневмопоршень: 9 - пневмоцилиндр: 11 - чехол: 12 - шток: 13 - трубка дренажная: А - зазор при износе накладок: I - следящая система (см. ниже)

I - Следящая система: 1 - поршень гидравлический: 2 - поршень пневматический: 3 - крышка; 4 - сапун; 5 - клапан; 6 - корпус следящей системы

ПНЕВМОУСИЛИТЕЛЬ привода сцепления служит для уменьшения усилия, необходимого для выключения сцепления. ПГУ сцепления MFZ-430 - мод. «Wabco - 9700514230» {см. рисунок 92) прикреплен четырьмя болтами к фланцу картера сцепления с правой стороны по ходу движения автобуса.

Устройство и принцип работы пневмогидроусилителя ф. «IVABCO.» приведены в Приложении Н.

Регулирование усилия производится натяжением сервопружины с помощью гайки 6 {см. рисунок 93 - Свободный ход педали сцепления). После регулирования контргайку 5 нужно затянуть. При отпускании педаль не должна зависать. В случае зависания натяжение сервопружины 4 нужно ослабить.

При отпущенной педали сцепления толкатель 2 (см. рисунок 94 - Главный цилиндр сцепления), связанный через эксцентриковый палец 3 (см. рисунок 93 - Свободный ход педали) с рычагом толкателя, находится в верхнем положении. Поршень под действием пружины прижат к перегородке корпуса. Между толкателем и поршнем имеется зазор А (см. рисунок 94 - Главный цилиндр), полости через отверстия в поршне сообщаются между собой.

При нажатии на педаль сцепления толкатель поршня выбирает зазор, закрывает отверстие в поршне, предотвращая перетекание жидкости из верхней полости в нижнюю, и перемещает поршень, сжимая пружину. Поршень, имеющий большую площадь, чем проходное сечение пробки, перемещаясь, создает давление, которое по шлангам и трубопроводам передается к входному отверстию пневмогидроусилителя на гидравлический поршень и поршень следящего устройства, автоматически изменяющего давление воздуха в силовом пневмоцилиндре усилителя пропорционально усилию на педали сцепления.

При отпускании педали сцепления поршень под действием давления в гидросистеме и пружины возвращаются в исходное положение. Толкатель, перемещаясь вместе с педалью сцепления, отрывается от поршня и сообщает полости между собой.

Рисунок 93 - Свободный ход педали сцеплении: 1 - пружина педали сцепления; 2 - корончатая гайка; 3 - эксцентриковый палец; 4 - сервопружина; 5 - контргайка; 6 - гайка

Рисунок 94 - Главный цилиндр сцепления: 1 - пробка; 2 - толкатель; 3 - главный цилиндр; 4 - поршень; 5 - бачок А - зазор между поршнем и толкателем главного цилиндра; Б - нормальный уровень жидкости