Система охлаждения двигателя
В «Системе охлаждения» на шасси с ГМП (ЛКП) предусмотрена установка трубопроводов, соединяющих теплообменник ГМП (АКП) с системой охлаждения двигателя. Коробка термостатов установлена отдельно на кронштейне под расширительным бачком.
Рисунок 53 - Схема системы охлаждения: 1 - радиатор; 2 - опора вентилятора с электромагнитной муфтой; 3 - кронштейн подвески вентилятора; 4 - крыльчатка вентилятора; 5 - рамка подвески вентилятора; 6 - кронштейн крепления расширительного бачка; 7 - расширительный бачок; 8 - паровоздушная пробка; 9 - рукав отвода воздуха из радиатора; 10 - крышка заливной горловины; 11 - рукав отвода жидкости из компрессора; 12 - датчик включения вентилятора; 13 - перепускной трубопровод; 14, 23 - соединительные трубопроводы; 15 - резиновые рукава; 16 - компрессор; 17 - коробка термостатов; 18, 25 - направляющие ролики; 19 - водяной насос; 20 - корпус водяных каналов; 21, 26, 28 - ремни привода; 22 -шкив коленчатого вала; 24 - пробка сливного отверстия; 27 - натяжная опора
Система охлаждения (см. рисунок 53) состоит из; корпуса 20 водяных каналов; водяного насоса 19; коробки 17 термостатов; крыльчатки 4 вентилятора; опоры 2 вентилятора с электромагнитной муфтой; датчика 12 включения вентилятора; радиатора 1; расширительного бачка 7 с паровоздушной пробкой 8; водяных груб на двигателе; соединительных трубопроводов и резиновых рукавов; ремня 21 привода генератора и водяного насоса; ремней 26 и 28 привода вентилятора; натяжной опоры 27 и направляющих роликов 18 и 25.
Во время работы двигателя нагретая охлаждающая жидкость из головок цилиндров по трубам поступает в водяную коробку, из которой в зависимости от температуры направляется термостатами в радиатор или на вход водяного насоса. Часть жидкости нагнетается насосом в жидкостно-масляный теплообменник, из которого отводится в зону расположения четвертого цилиндра. Диапазон регулирования температуры охлаждающей жидкости термостатами находится в пределах 80-93°С. При повышении температуры жидкости до 92°С происходит автоматическое включение электромагнитной муфты привода вентилятора.
Передача крутящего момента от шкива коленчатого вала к шкиву электромагнитной муфты привода вентилятора осуществляется двумя ветвями клиновых ремней 26 и 28 через промежуточную натяжную опору 27, установленную на кронштейне, приваренном к левому лонжерону каркаса основания шасси автобуса.
КОРПУС ВОДЯНЫХ КАНАЛОВ отлит из чугунного сплава и закреплен болтами на переднем торце блока цилиндров. В корпусе водяных каналов отлиты входная и входная полости водяного насоса, полости водяной коробки для установки термостатов и соединительные каналы для прохода охлаждающей жидкости.
ВОДЯНОЙ НАСОС (см. рисунок 54) центробежного типа установлен на корпусе водяных каналов. В корпус 3 запрессован радиальный шарико-роликовый подшипник 8, выполненный заодно с валиком. С обеих сторон торцы подшипника защищены резиновыми уплотнениями. Смазка в подшипник заложена заводом-изготовителем и ее пополнение в процессе эксплуатации не требуется.
Рисунок 54 - Водяной насос: 1 - кольцо упорное; 2 - шкив; 3 - корпус насоса; 4 - сальник; 5 - кольцо скольжения; 6 - манжета; 7 - крыльчатка; 8 - подшипник с валиком; А - размер для контроля при установке; Б - калибр
Упорное кольцо 1 препятствует перемещению наружной обоймы подшипника в осевом направлении. На концы валика подшипника напрессованы крыльчатка 7 и шкив 2. Сальник 4 запрессован в корпус насоса, а его кольцо скольжения постоянно прижато пружиной к кольцу скольжения 5, которое вставлено в крыльчатку через резиновую манжету 6. Кольцо скольжения 5 изготовлено из нержавеющей стали и подвергнуто закалке.
Высокое качество изготовления торцов колец скольжения обеспечивает надежное уплотнение жидкостной полости насоса. В корпусе насоса между подшипником и сальником выполнено два отверстия: нижнее и верхнее. Верхнее отверстие служит для вентиляции полости между подшипником и сальником, а нижнее - для контроля исправности торцового уплотнения.
Подтекание жидкости из нижнего отверстия свидетельствует о неисправности уплотнения. В эксплуатации оба отверстия должны быть чистыми, т.к. их закупорка приведет к выходу из строя подшипника.
САЛЬНИК ВОДЯНОГО НАСОСА (см. рисунок 55) состоит из латунного наружного корпуса 3, в котором установлена резиновая манжета 2. Внутри манжеты размещена пружина 1 с внутренним 6 и наружным 5 каркасами. Пружина поджимает кольцо 4 скольжения.
Кольцо скольжения изготовлено из графито-свинцового твердо-прессованного антифрикционного материала.
НАПРАВЛЯЮЩИЙ РОЛИК (см. рисунок 56) предназначен для увеличения угла обхвата шкивов коленчатого вала и водяного насоса. Ролики закреплены в отверстиях воздушного тройника подвода воздуха в двигатель.
ТЕРМОСТАТЫ (см. рисунок 57) типа ТС 107-01 с температурой начала открытия 80±2°С, твердым наполнителем и прямым ходом клапана установлены в водяной коробке и предназначены для автоматического регулирования теплового режима двигателя.
Рисунок 55 - Сальник водяного насоса: 1 - пружина; 2 - манжета; 3 - корпус наружный; 4 - кольцо скольжения; 5 - каркас наружный; 6 - каркас внутренний
Рисунок 56 - Ролик направляющий: 1 - шкив; 2 - подшипник; 3 - кольцо упорное; 4 - тройник подвода воздуха; 5 - гайки; 6 - ось; 7 - шайба; 8 - кольцо стопорное
Рисунок 57 - Термостаты: 1 - основной клапан; 2 - пружина основного клапана; 3 - баллон; 4 - наполнитель; 5 - резиновая вставка; 6 - пружина перепускного клапана; 7 - перепускной клапан; 8 - водяная коробка; 9 - канал перепуска жидкости на вход водяного насоса; 10 - канал выхода жидкости из двигателя; 11 - датчик сигнализатора аварийного перегрева охлаждающей жидкости; 12 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 13 - прокладка; 14 - патрубок отвода жидкости в радиатор; 15 - корпус; 16 - поршень
При температуре охлаждающей жидкости ниже 80°С, основной клапан 1 прижимается к седлу корпуса 15 пружиной 2 и перекрывает проход жидкости в радиатор. Перепускной клапан 7 открыт и соединяет водяную коробку по перепускному каналу 9 с входом водяного насоса. При температуре охлаждающей жидкости выше 80°С, находящийся в баллоне 3 наполнитель 4 начинает плавиться, увеличиваясь в объеме. Наполнитель состоит из смеси 60 % церезина (нефтяного воска) и 40 % алюминиевой пудры. Давление от расширяющегося наполнителя через резиновую вставку 5 передается на поршень 16, который, выдавливаясь наружу, перемещает баллон 3 с основным клапаном 1, сжимая пружину 2. Между корпусом 15 и клапаном 1 открывается кольцевой проход жидкости в радиатор.
При температуре охлаждающей жидкости 93 °С происходит полное открытие термостата, клапан поднимается на высоту не менее 8,5 мм. Одновременно с открытием основного клапана вместе с баллоном перемещается перепускной клапан 7, который перекрывает отверстие в водяной коробке, соединяющее ее с входом водяного насоса.
При понижении температуры жидкости до 80 °С и ниже, под действием пружин 2 и 6 происходит возврат клапанов 1 и 7 в исходное положение.
Контроль за температурой охлаждающей жидкости на водяной коробке осуществляется датчиками 11 и 12. Датчик 12 выдает показания текущего значения температуры жидкости на панель щитка приборов, датчик 11 служит сигнализатором перегрева жидкости. При возрастании температуры в системе охлаждения до (98 - 104) °С на щитке приборов в указателе загорается сигнализатор аварийного перегрева охлаждающей жидкости.
ОПОРА ВЕНТИЛЯТОРА С ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ МУФТОЙ (см. рисунок 58) установлена на кронштейне трубной конструкции, который болтовыми соединениями крепится к рамке подвески радиатора.
Вал 7 вращается в двух подшипниках 5 и 19 с двухсторонними резиновыми уплотнениями, запрессованных в корпус 6. Смазка в подшипники заложена заводом-изготовителем и ее пополнение в процессе эксплуатации не требуется.
Рисунок 58 - Опора вентилятора с электромагнитной муфтой: 1 - пружина пластинная; 2 - заклепка; 3 - ступица вентилятора; 4 - пылеотражатель; 5, 14, 19 - подшипники; 6 - корпус опоры вентилятора; 7 - вал опоры вентилятора; 8 - болт крепления электромагнитной катушки; 9 - диск фрикционный; 10, 12, 20 - гайки; 11 - винт регулировочный; 13 - ступица; 15 - шкив привода вентилятора; 16 - электромагнитная катушка; 17 - крышка шкива; 18 - шайба
Ступица 3 вентилятора закреплена на валу 7 шлицевым соединением треугольного профиля и прижата к подшипнику гайкой 20. На другом конце корпуса 6 болтами 8 закреплена неподвижно электромагнитная катушка 16. Шкив 15 вращается в подшипнике 14.
Ступица 13 электромагнитной муфты закреплена на валу 7 шлицевым соединением треугольного профиля и прижата к подшипнику 19 гайкой 12 через шайбу 18. Ступица 13 скреплена с фрикционным диском 9 заклепками 2 через шесть пружинных пластин 1. Между 5 торцом шкива 15 и фрикционным диском 9 предусмотрен зазор (0,5 - 0,7) мм, который регулируется винтами 11. После регулирования зазора винты 11 законтрить гайками 10.
После включения двигателя шкив 15 опоры, приводимый ременной передачей, начинает вращаться, а вал 7, на котором установлен вентилятор, не вращается или вращается с небольшой частотой, определяемой силами трения в подшипнике 14.
При повышении температурыохлаждающей жидкости до 90 °С происходит замыкание контактов датчика включения вентилятора и подается напряжение на электромагнитную катушку 16. Электромагнитное поле катушки притягивает фрикционный диск 9 к торцу шкива 15, преодолевая сопротивление пружинных пластин 1, и вентилятор включается в работу.
При понижении температурыжидкости до 85 °С происходит размыкание контактов датчика, и фрикционный диск 9 под действием пружинных пластин 1 возвращается в исходное положение.
КРЫЛЬЧАТКА ВЕНТИЛЯТОРА - десятилопастная, диаметром 660 мм. Передаточное отношение ременного привода вентилятора 1:1.
РАДИАТОР - меднопаяный, трехрядный. Радиатор скреплен с рамкой подвески болтовыми соединениями, рамка крепится к каркасу основания шасси автобуса через боковые резиновые втулки, стянутые гайками, и внизу тягой через резиновые подушки.
НАТЯЖНАЯ ОПОРА {см. рисунок 59) установлена на кронштейне, приваренном к левому лонжерону каркаса основания шасси автобуса.
В шкив 7 запрессован двухрядный шариковый подшипник 8 с двухсторонним уплотнением. Смазка в подшипник заложена завод ом-изготовителем. От осевых перемещений наружная обойма подшипника зафиксирована упорным кольцом 9, внутренние обоймы - шайбой 10 и болтом 12. Ось натяжного ролика вставлена в продольный паз кронштейна 13 крепления опоры вентилятора. Гайки 2 стягивают ось 3 и удерживают ролик от перемещения вдоль продольного паза в кронштейне 13. В оси натяжного ролика выполнено резьбовое отверстие, в которое ввернут болт-натяжитель 1.
РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ БАЧОК (см. рисунок 53 -Схема системы охлаждения) установлен на кронштейне 6 трубной конструкции и служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения жидкостью, и способствует удалению из нее воздуха и пара. Расширительный бачок изготовлен из латуни, вместимость бачка 16,5 л.
Рисунок 59 - Натяжная опора: 1 - болт-натяжитель; 2, 4 - гайки; 3 - ось; 5 - штифт; 6 - ось шкива; 7 - шкив; 8 - подшипник; 9 - кольцо упорное; 10 - шайба упорная; 11 - заглушка; 12 - болт; 13 - кронштейн
В бачке выполнены две горловины: верхняя и боковая. Боковая горловина закрывается герметичной крышкой 10 и служит для заливки охлаждающей жидкости и визуального контроля уровня жидкости в системе.
Максимальный уровень жидкости в бачкеопределяется нижней кромкой боковой горловины расширительного бачка, минимально-допустимый уровеньдолжен быть на 20-25 мм ниже кромки горловины.
Слив охлаждающей жидкости из системы осуществляется через краник предпускового подогревателя и пробку 24.
ПРОБКА РАСШИРИТЕЛЬНОГО БАЧКА (см. рисунок 60) с впускным 8 и выпускным 11 клапанами навинчивается на верхнюю горловину бачка.
Рисунок 60 - Пробка расширительного бачка: 1 - стойка выпускного клапана; 2 - пружина пробки; 3 - кольцо уплотнительное; 4 - корпус пробки; 5 - пружина выпускного клапана; 6 - прокладка выпускного клапана; 7 - седло впускного клапана; 8 - клапан впускной; 9 - пружина впускного клапана; 10 - прокладка впускного клапана; 11 - клапан выпускной
Выпускной клапан прижат пружиной 5 к седлу горловины бачка, предохраняет систему охлаждения от избыточного давления и открывается при повышении давления в системе от 58 кПа (0,58 кгс/см2) до 80 кПа (0,8 кгс/см2). Впускной клапан 8 удерживается на седле пружиной 9, предохраняет систему от разряжения при остывании двигателя и открывает доступ воздуха в систему при разряжении до 1-12 кПа (0,01-0,12 кгс/см2).
Внимание. Не допускается открывать пробку расширительного бачка на горячем двигателе, т к. при этом может произойти выброс горячей охлаждающей жидкости и пара из горловины расширительного бачка.
Эксплуатация автобуса без пробки расширительного бачка, а также с негодными резиновыми прокладками пробки не допускается.