Назад

Нормативная база, определяющая требования к конструкции жидкостного подогревателя двигателя, как одного из вариантов системы тепловой подготовки двигателя

2 Нормативная база, определяющая требования к конструкции жидкостного подогревателя двигателя, как одного из вариантов системы тепловой подготовки двигателя.

1.ОСТ 37.001.052.2000. "Двигатели АТС. Качества пусковые. Технические требования" определяет основные потребительские свойства и требования к конструкции системы тепловой подготовки двигателя. Самое главное, дано определение понятия - система тепловой подготовки двигателя:

а.Однорежимная система тепловой подготовки - для предпускового подогрева двигателя.

б.Двухрежимная система тепловой подготовки двигателя - для предпусковой подготовки и длительного поддержания его теплового состояния.

Основные требования:

Любая из систем тепловой подготовки должна иметь устройство автоматического управления работой подогревателя и поддержания неработающего двигателя в рабочем состоянии, а также систему диагностики отказов.

Обязательность исполнения выше указанных требований факультативна т.е. определяется - "по согласованию с заказчиком".

Обязательным является то, что должен быть обеспечен запуск двигателя любого АТС при температуре окружающей среды минус 45°С в течении 36 мин.; для многоцелевых автомобилей - при минус 50°С за 30 мин.; для всех АТС исполнения ХЛ - при минус 60°С за 45 мин.

Эти требования подтверждены ГОСТ Р 50.992-96. Принимать во внимание ОСТ 37.001.046.87 "Подогреватели жидкостные для автомобильных двигателей. Общие технические условия", в котором нет даже упоминания об уже серийно выпускаемом в то время подогревателе 15.8106 и отражающем фактическое состояние дел на ОАО "ШААЗ", было бы несерьезно.

В вышеуказанных нормативных документах отсутствуют, какие либо рекомендации по тепловой мощности подогревателя, его конструкции и что особенно показательно, нет даже упоминания о такой важной его функции - как обогрев кабины.

2.Технические требования к системам управления установлены ГОСТ Р 50.905-96 "АТС. Электронное оснащение. Общие технические условия". Это всеобъемлющий ГОСТ, устанавливающий требования ко всем параметрам электронного оснащения любого изделия в составе АТС. Чего, к сожалению, невозможно сказать о руководящих документах, относящихся к жидкостным подогревателям.

Остановимся на двух:

а.Требование по приспособленности электронного оснащения к контролю работоспособности и диагностирования, т.е. должен быть предусмотрен самоконтроль и индикация водителю результатов самоконтроля при изменении функционирования или неработоспособности электронного оснащения, или его компонентов.

б.Требования по стойкости к воздействию условий эксплуатации, в частности: блоки и узлы электронного оснащения должны иметь конструктивную защиту, предохраняющую от попарного замыкания выводов и каждого вывода на корпус. При нарушении и последующем восстановлении контакта в цепи любого вывода, электронное оснащение должно быть работоспособно. Работоспособность должна быть сохранена при воздействии импульсных электрических напряжений в бортовой сети АТС в нормальных режимах эксплуатации и аномальных режимах (срабатывание предохранителей, при отключении и подключении АБ, в том числе - с обратной полярностью).

Необъясним тот факт, что в ОСТ 37.001.052-2000 нет ссылок на ГОСТ Р 50.905-96.

Поэтому, совершенно не случайно, что во всех Технических условиях на жидкостные подогреватели двигателей и системы их управления нет нормативных ссылок на требования ГОСТ Р 50.905-96.

3.ГОСТ Р 50.992-96 "Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования".

ГОСТ определяет основные требования к системам пуска двигателя климатического исполнения УХЛ и ХЛ. Кстати требования этого стандарта несколько "мягче" чем в отраслевом. Но опять, наличие системы предпускового подогрева двигателя выполняется "по требования заказчика".

И еще один немаловажный вопрос - отсутствие требований к изделиям электронного оснащения АТС. Ссылка на то, что изделия автотранспортного электрооборудования должны соответствовать ГОСТ 3940 имеется, а ссылок на ГОСТ Р 50.905-96 нет.

4.ГОСТ Р 50.993 "Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности".

Мы пока не будем касаться АТС климатического исполнения ХЛ и его требований по дополнительной (аварийной) системе отопления. Об этом позже. Коснемся штатной системы отопления кабины. В ГОСТе определены требования к микроклимату создаваемому штатным отопителем в кабине для всех климатических зон. У УХЛ и ХЛ при температурах окружающей среды минус 25°С, 40°С и 50°С и нерегламентированно через какое время движения автомобиля, в какой зоне кабины какая должна быть температура. А какие параметры микроклимата в кабине при неработающем двигателе должна обеспечить штатная система при работе подогревателя!? Этого ГОСТ не устанавливает.