Назад

Подогреватель жидкостный 143.8106 и его модификации

Подогреватель жидкостный 141.8106 и его модификации. Руководство по эксплуатации 141.8106 РЭ

1 Введение

1.1Настоящее руководство по эксплуатации распространяется на подогреватель жидкостный 141.8106 (далее - подогреватель) и его модификации, предназначенный для предпускового разогрева и автоматического поддержания теплового режима двигателя с жидкостным охлаждением, а также для обеспечения эффективного отопления кабин и салонов транспортных средств. Подогреватель работает независимо от работы двигателя транспортного средства, на который он устанавливается.

1.2Руководство предназначено для лиц, эксплуатирующих подогреватель, а также для специалистов, производящих ремонт и обслуживание подогревателей, и содержит сведения, необходимые для обеспечения готовности подогревателя к работе.

В руководстве изложены основные правила безопасности, требования к монтажу, характерные неисправности и методы их устранения, правила технического обслуживания и хранения. Общий вид подогревателя приведен на Рис. 157

Рис. 157 Подогреватель жидкостный

1.3Подогреватель допускается эксплуатировать при температуре окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 65°С, а также при относительной влажности до 98 % при температуре плюс 20°С.

1.4Исправная работа подогревателя и длительный срок его эксплуатации могут быть обеспечены только при соблюдении всех правил и рекомендаций, изложенных в данном руководстве.

1.5Техническое обслуживание необходимо проводить в полном объеме и периодичностью, указанной в разделе 5.

2 Требования безопасности и предупреждения

2.1К работе с подогревателем допускаются лица, изучившие настоящее руководство.

2.2При эксплуатации и обслуживании подогревателя необходимо строго соблюдать правила техники безопасности и принимать меры, исключающие возможность возникновения пожара.

2.3Транспортное средство, оборудованное подогревателем, должно быть укомплектовано огнетушителем.

2.4Запрещается работа подогревателя в закрытых невентилируемых помещениях.

2.5Запрещается использовать подогреватель при незаполненной системе охлаждения рабочей жидкостью.

2.6Запрещается включение подогревателя без топлива.

2.7Запрещается выключение подогревателя до окончания цикла продувки.

2.8Запрещается заправка топливом при работающем подогревателе.

2.9Запрещается заливка охлаждающей низкозамерзающей (рабочей) жидкости в перегретый теплообменник.

2.10Запрещается эксплуатация подогревателя при подтекании топлива в соединениях с топливопроводами.

Не допускается скопление топлива в теплообменнике подогревателя как в период приведения в действие и работы, так и после остановки.

2.11Поворот горелки допускается только после отключения электропитания подогревателя и окончания цикла продувки, о чем свидетельствует остановка электродвигателей электронасоса и вентилятора подогревателя. После закрывания горелки необходимо надежно затянуть гайки на откидных болтах.

2.12При выполнении электросварочных работ на транспортном средстве, где установлен подогреватель, необходимо разъединить соединитель электропитания ХР2 (Рис. 166) на блоке управления подогревателем.

2.13При производстве лакокрасочных работ необходимо обеспечить защиту подогревателя от воздействия тепла при последующей сушке или снять горелку. В зоне расположения блока управления температура не должна превышать более 80°С.

2.14Лица, обслуживающие подогреватель, должны иметь практические навыки по оказанию первой медицинской помощи, а также пройти инструктаж по технике безопасности и ознакомлены с ГОСТ 12.1.034.

3 Технические характеристики

3.1Основные параметры и размеры:

3.1.1Теплопроизводительность, для:

-141.8106,141.8106-03,141.8106-12 - (30 ± 3) кВт (26000 ± 2600) ккал/ч,

-141.8106-01 -(23,3 ±2,3) кВт (20000 ±2000) ккал/ч.

3.1.2Расход топлива, для:

-141.8106, 141.8106-03, 141.8106-12 -(3,5 ±0,35) кг/ч,

-141.8106-01 -(2,5 ±0,25) кг/ч.

3.1.3Номинальное напряжение, для:

-141.8106, 141.8106-01, 141.8106-03 -24 В,

-141.8106-12 - 12 В.

3.1.4Рабочее напряжение, для:

-141.8106, 141.8106-01, 141.8106-03 -от 20 до 30 В,

-141.8106-12 - от 10 до 15 В.

3.1.5Потребляемая мощность (без электронасоса и электронагревателя топлива), для:

-141.8106, 141.8106-03, 141.8106-12 -(130 ±20) Вт,

-141.8106-01-(90 ±9) Вт.

3.1.6Потребляемый ток электронагревателем топлива при 24 В от 4,5 до 6,2 А, при 12 В от 9,0 до 11,5 А. Продолжительность работы электронагревателя - (90 ± 30) с.

3.1.7Допустимое рабочее давление теплоносителя, создаваемое жидкостным насосом - от 40 до 200 кПа (от 0,4 до 2 кг/см ).

3.1.8Минимально необходимое количество нагреваемой рабочей жидкости для циркуляции - 10 л.

3.1.9Объем полости теплообменника - 2,6 л.

3.1.10Объемная доля газа С02 в отработавших газах при номинальном напряжении от 9 до 12 %. Объемная доля газа СО в отработавших газах при номинальном напряжении - не более 0,2 %. Дымность - не более 3 по Бошу, (0,125 г/м3), (35 % по Хартриджду).

3.1.11Габаритные размеры, мм: длина - 700, ширина - 260, высота - 284.

3.1.12Масса, не более - 27 кг.

3.2В комплект жидкостного подогревателя должны входить:

-электронасос, производительность которого должна быть не менее 4300 л/ч;

-топливный фильтр тонкой очистки с тонкость отсева не более 5 мкм.

Кроме этого, предусмотрена работа подогревателя с таймером и электронным терморегулятором. Перечисленные комплектующие поставляются отдельно по заявке потребителя.

3.3Контрольные приборы расположены в специально приспособленных местах подогревателя ( Рис. 159). Блок управления 1 автоматически контролирует и управляет работой подогревателя.

Датчик температуры 27 обеспечивает контроль температуры рабочей жидкости в циркуляционной системе подогревателя.

Термопредохранитель 14 предназначен для отключения подогревателя при достижении максимально допустимой температуры рабочей жидкости в теплообменнике 103°С.

3.4Суммарная масса драгоценных металлов в подогревателе:

-золота-0,1310729 г, серебра - 1,032615 г.

4 Краткое описание устройства и работы составных частей подогревателя

4.1Подогреватель работает независимо от транспортного средства, на которое установлен подогреватель и поэтому может работать как при работе или движении транспортного средства, так и на стоянке.

4.2Подогреватель, установленный на транспортное средство, должен быть защищен от воздействия воды и грязи.

4.3Подогреватель присоединяют к жидкостной системе отопления или охлаждения транспортного средства, на которое его устанавливают. Система должна быть заполнена охлаждающей (рабочей) низкозамерзающей автожидкостью, марка зависит от температуры окружающего воздуха.

4.4Питание подогревателя топливом и электротоком осуществляется от соответствующих систем транспортного средства, на которое он установлен.

4.5Подогреватель должен работать на дизельном топливе по ГОСТ 305 следующих марок в зависимости от температуры окружающего воздуха:

0°С и выше - марки Л;

минус 30 °С и выше - марки 3 (температура застывания не выше 45 °С);

минус 50 °С и выше - марки А.

Кроме того, подогреватель может работать на топливе ТС-1 по ГОСТ 10227, а также на смеси дизельного топлива с топливом ТС-1 в пропорциях, обеспечивающих кинематическую вязкость полученной смеси, при 20 °С не менее 1,25 мм2/с (сСт).

4.6 Краткое описание устройства

4.6.1Подогреватель состоит из двух основных частей (Рис. 159): теплообменника 13 и горелки (левая часть от завихрителя 20).

4.6.2Теплообменник (Рис. 160) представляет собой две сварные трубы, заглушённые доньями, образующие «рубашку», внутри которой циркулирует подогреваемая жидкость - теплоноситель.

Внутри камера сгорания 22 (Рис. 160) происходит непосредственное горение топлива. На наружной трубе теплообменника приварены патрубки впуска и выпуска рабочей жидкости, на одном из которых установлен датчик температуры 23, регулирующий заданный температурный режим подогреваемой жидкости, а также патрубок для выхода отработавших газов.

Под пласмассовым кожухом находится термопредохранитель 12 (Рис. 160), предназначенный для отключения подогревателя при ненормальном режиме работы (при перегреве теплоносителя).

К теплообменнику приварены две подставки 17, 21 (Рис. 160), служащие для монтажа подогревателя на транспортном средстве.

4.6.3Основные узлы горелки: вентилятор 6 (Рис. 161), топливный насос 13, форсунка 11, электронагреватель топлива 3, электромагнит 1, индикатор пламени 9 и два запальных электода 7 (Рис. 162, Рис. 163).

Горелка служит для создания факела (источника тепловой энергии) и обеспечивает необходимый тепловой режим подогреваемой жидкости.

Составные части горелки располагаются на алюминиевом корпусе.

4.6.4Вентилятор (Рис. 161) представляет собой пластмассовую крыльчатку 6, установленную между корпусом вентилятора 3 и корпусом горелки 7 и соединенную через муфту с электродвигателем постоянного тока 15 (Рис. 164, Рис. 165).

4.6.5Топливный насос 13 (Рис. 162, Рис. 163) шестеренчатый, малогабаритный, предназначен для подачи топлива в форсунку под давлением. Привод осуществляется от электродвигателя 3 через зубчатую передачу 25 (Рис. 159).

4.6.6Форсунка 11 (Рис. 162, Рис. 163) служит для распыления и подачи топлива в зону горения.

4.6.7Электронагреватель топлива 3 (Рис. 162, Рис. 163) служит для нагрева топлива при низких температурах, с целью улучшения его распыления форсункой, что значительно облегчает пуск подогревателя.

4.6.8Электромагнит 1 (Рис. 162, Рис. 163) управляет работой форсунки (открывает и закрывает подачу топлива по сигналу блока управления).

4.6.9Индикатор пламени 9 (Рис. 162, Рис. 163) находится на шайбе в непосредственной близости от пламени и, в зависимости от освещенности пламенем, подает сигналы на высоковольтный источник напряжения, включая и выключая его.

Рис. 158 Подогреватель 141.8106

Теплопроизводительность - 30 кВт;Номинальное напряжение - 24 В; Потребляемая мощность - 130 Вт;Расход топлива - 3,5 кг/ч; Содержание С02 в отработавших газах - 9,5... 12%;Топливо дизельное;

1 - блок управления;2 - колодки блока управления; 3 -источник напряжения высоковольтный;4 - электродвигатель; 5 - всасывающий воздушный патрубок;6 - муфта; 7 - крыльчатка;8 - подшипник; 9 - зубчатая передача;10 - насос топливный; 11 - держатель форсунки;12 - электронагреватель; 13 - форсунка;14 - электрод запальный; 15 - провод высоковольтный;16 - индикатор пламени; 17 - скоба;18 - топливопровод(подача); 19 - топливопровод (слив);20 - камера сгорания; 21 - завихритель;22 - теплообменник; 23 - труба теплообменника внутренняя;24 - патрубок газоотводящий; 25 - патрубок жидкостный выпускной;26 - патрубок жидкостный впускной; 27 - подставка;28 - термопредохранитель; 29 - подставка;30 - датчик температуры

Рис. 159 Устройство подогревателей 141.8106-03, 141.8106 - 12

1 - блок управления; 2 - источник напряжения высоковольтный; 3 - электродвигатель; 4 - муфта; 5 - крыльчатка; 6 -подшипник качения; 8 - электромагнит; 9 - держатель форсунки;10 - патрубок жидкостный впускной; 11 - электрод запальный; 12-форсунка; 13 - теплообменник; 14 - термопредохранитель; 15-патрубок жидкостный выпускной; 16 - камера сгорания; 17 - подставка; 18 - труба теплообменника внутренняя; 19 - парубок газоотводящий; 20 - завихритель; 21 - индикатор пламени; 22 - топливный насос; 23 - топливопровод (слив); 24 - топливопровод (подача); 25 - зубчатая передача; 26 - патрубок всасывающий воздушный; 27 - датчик температуры; 28 - подставка

Рис. 160 Теплообменник

1 - гайка по ОСТ 37.001.124; 2 - шайба по ОСТ 37.001.144; 3 - штифт; 4 - болт; 5 - шплинт по ОСТ 37.001.171; 6 -кожух; 7-пластина; 8-хомутик; 9 - винт по ОСТ 37.001.127; 10-шпилька; 11 -гайка; 12 - термопредохранитель 13 - штуцер; 14 - шайба; 15 - теплообменник; 16 - защелка; 17 - подставка; 18 - заглушка; 19 - шайба; 20 - заглушка; 21 - подставка; 22 - камера сгорания; 23 - датчик температуры

Рис. 161 Вентилятор

1 - винт по ОСТ 37.001.127; 2 - шайба по ОСТ 37.001.115; 3 - корпус вентилятора; 4 - штифт; 5 - вал; 6- вентилятор; 7 - корпус горелки; 8 - уплотнение; 9 - гайка; 10 - шестерня; 11 - шайба; 12 - подшипник; 13 - кольцо Б22 ГОСТ 13943; 14 - шайба компенсационная

Рис. 162 Крышка подогревателей 141.8106,141.8106-01

1 -электромагнит; 2 - скоба; 3 - электронагреватель; 4 - болт по ОСТ 37.001.123; 5 - шайба по ОСТ 37.001.115; 6 -скоба; 7 - электрод запальный; 8 - наконечник электрода запального; 9 - индикатор пламени; 10 - кольцо пружинное; 11 -форсунка; 12 - топливопровод; 13 - насос топливный; 14-шайба по ОСТ 37.001.115; 15-винтпоОСТ 37.001.127; 16-шайба; 17 - топливопровод; 18-штуцер; 19-винт по ОСТ 37.001.127; 20 - шайба по ОСТ37.001.115; 21 - держатель форсунки; 22 - винт по ОСТ 37.001.127; 23 - шайба по ОСТ 37.001.115; 24 - крышка; 25 - заглушка; 26 - колесо зубчатое; 27 - кольцо В6 по ГОСТ 13942

Рис. 163 Крышка подогревателей 141.8106 - 03,141.8106 - 02

1 - электромагнит; 2 - скоба; 3 - электронагреватель; 4 - шпилька; 5 - шайба по ОСТ 37.001.115; 6 - скоба; 7 - электрод запальный; 8 - источник напряжения высоковольтный; 9 - индикатор пламени; 10 - кольцо пружинное; 11 -форсунка; 12 - топливопровод; 13 - насос топливный ; 14-шайба по ОСТ 37.001.115; 15 - винт по ОСТ 37.001.127; 16-шайба; 17 - топливопровод; 18-штуцер; 19-винтпо ОСТ 37.001.127; 20 - шайба по ОСТ37.001.115; 21 - держатель форсунки; 22 - винт по ОСТ 37.001.127; 23 - шайба по ОСТ 37.001.115; 24 - крышка; 25 - заглушка; 26 - колесо зубчатое; 27 - кольцо В6 по ГОСТ 13942; 28 - гайка по ОСТ 37.001.124; 29 - шайба по ОСТ 37.001.144

4.6.10Два запальных электрода 7 (Рис. 162, Рис. 163) расположены перед форсункой и обеспечивают зажигание топлива за счет искры между ними при подаче высокого напряжения.

4.6.11Электродвигатель вентилятора 15 (Рис. 164, Рис. 165) снаружи закрыт пластмассовым кожухом 2. Сверху на кожухе (Рис. 164) крепится высоковольтный источник напряжения 4, а снизу находится воздушный патрубок 19 (Рис. 164, Рис. 165) с заслонкой (для забора воздуха), регулирующей объем впускаемого воздуха.

4.6.12Блок управления 1 (Рис. 164, Рис. 165) съемный и может быть установлен сбоку на кожухе или отдельно от подогревателя, например, в кабине транспортного средства.

Блок управления подогревателей 141.8106-03, 141.8106-12 имеет функцию диагностики неисправностей. Он обеспечивает индикацию режима работы подогревателя и виды неисправностей с помощью сигнальной лампы в виде последовательных световых импульсов или цифр на таймере-терморегуляторе. Последовательность световых и цифровых импульсов должна соответствовать Таблица 16.

Таблица 16

Код ошибки

Наименованиенеисправности

Индикация на таймере

Индикация на лампе

1

Е-О1

1 вспышка

Сбой при пуске подогревателя

2

Е-02

2 вспышки

Отсутствие розжига пламени

3

Е-03

3 вспышки

Напряжение питания ниже нормы

4

Е-04

4 вспышки

Неисправность цепи индикатора пламени

5

Е-05

5 вспышек

КЗ в цепи высоковольтного источниканапряжения

6

Е-06

6 вспышек

Дефект датчика температуры

7

Е-07

7 вспышек

Неисправность цепи электромагнитногоклапана

8

Е-08

8 вспышек

Неисправность цепи электродвигателя вентилятораподогревателя

9

Е-09

9 вспышек

Неисправность цепи электронасоса

10

Е-10

10 вспышек

Напряжение питания выше нормы

4.6.13 Горелка, присоединенная к теплообменнику с помощью шплинта и откидных болтов, может быть открыта для доступа к ее элементам при монтаже и обслуживании в эксплуатации.

4.7 Работа подогревателя и его регулирование

4.7.1 Электрическая схема подогревателя приведена на Рис. 166. Электрическая схема включает в себя все исполнительные устройства и элементы управления, расположенные на подогревателе. Электрические провода объединены в жгут (Рис. 167, Рис. 168).

Рис. 164 Кожух подогревателей 141.8106, 141.8106-01

1 - блок управления; 2 - кожух; 3 - табличка; 4 - источник напряжения высоковольтный; 5 - шуруп по ГОСТ 1144; 6 - провод ПВВ-ХЛ по ТУ 16-705273-83; 7 - шайба по ОСТ 37.001.115; 8 — винт по ОСТ 37.001.127; 9 - винт по ОСТ 37.001.127; 10-шайба по ОСТ 37.001.115; 11 - шайба по ОСТ 37.001.1 15; 12-винт по ОСТ 37.001.127; 13-полумуфта; 14 - пластина; 15 - электродвигатель; 16 - этикетка; 17- шуруп по ГОСТ 1144; 18 - шуруп по ГОСТ 1144; 19 - патрубок; 20 - муфта

Рис. 165 Кожух подогревателей 141.8106 - 03,141.8106 - 12

1 - блок управления; 2 - кожух; 3 - табличка; 4 - шайба по ОСТ 37.001.115; 5 - винт по ОСТ 37.001.127; 6 - винт по ОСТ 37.001.127; 7 - шайба по ОСТ 37.001.115; 8 - шайба по ОСТ 37.001.115; 9 - винт по ОСТ 37.001.127; 10 - полумуфта; 11 - муфта; 12 - пластина; 13 - шуруп по ГОСТ 1144; 14 - этикетка; 15 - электродвигатель; 16 - шуруп по ГОСТ 1144; 19-патрубок

Таблица сечения проводов

Номера проводов

Сечение, мм, при длине провода

Менее 7,5 м

Более 7,5

1...19

1,5

2,5

Поз. обознач

Наименование

Кол

FU1

Предохранитель плавкий (ток 16А)

1

FU2

Предохранитель плавкий (ток 8А)

1

Поз. обознач

Наименование

Кол

GB1

Батарея аккумуляторная

1

HL1...HL3

Лампа контрольная (2Вт)

3

К1

Реле электромагнитное

1

К1.1.

Контакты реле электромагнитного

1

M1

Электронасос

1

SA1

Выключатель, связанный с краном

1

SA2

Выключатель электронасоса

1

SA3

Выключатель подогревателя (ток 10А)

1

VI

Часы с контактным устройством (таймер)

1

VD1

Диод (ЗОВ, 0,5А)

1

A1

Реле времени

SP1

Контакты реле времени

1

A2

Подогреватель

1

ВК1

Датчик температуры

1

BL1

Индикатор пламени 22.3741

1

Е1,Е2

Электрод запальный 37.3707

2

ЕК1

Электронагреватель 15.8106.400

1

F1

Термопредохранитель 19.3722

1

GB2

Источник напряжения высоковольтный

1

М2

Электродвигатель 492.3730

1

Х1...Х12

Контакты по ОСТ 37.003.032-88

12

XS1...XS3

Колодки жгута

3

XS4

Колодка гнездовая по ОСТ 37.003.032-88

1

ХР1

Колодка штыревая по ОСТ 37.003.032-88

1

Y1

Электромагнит 1182.3741.000

1

Рис. 166 Схема электрическая принципиальная. Расположение контактов в колодках

Рис. 167 Жгут подогревателей 141.8106, 141.8106 - 01

Рис. 168 Жгут подогревателей 141.8106-03, 141.8106- 12

4.7.2Для регулирования температуры рабочей жидкости в системе подогревателя используется датчик температуры ВК1 (Рис. 166), который установлен на входном патрубке теплообменника. Это положение датчика температуры обеспечивает оптимальное значение температура рабочей жидкости. Допускается устанавливать датчик температуры на выходном патрубке. Температурный режим работы датчика температуры определяет потребитель.

4.7.3Контроль за горением топлива в теплообменнике осуществляется индикатором пламени BL1 (Рис. 166). В топливопроводе между топливным насосом и форсункой установлен электромагнит Y1, служащий для включения или выключения подачи топлива к форсунке. Распыленное топливо смешивается с воздухом и сгорает, а избыток топлива, подаваемый топливным насосом через редукционный клапан этого насоса поступает в топливный бак. В топливоподающую магистраль обязательно устанавливают топливный фильтр.

В теплообменнике происходит передача тепла от продуктов сгорания, проходящих через газовую полость теплообменника к жидкости, циркулирующей через полость для жидкости в теплообменнике. Циркуляция в жидкостной системе осуществляется электронасосом, входящим в комплект подогревателя.

Для предохранения жидкости от перегрева на теплообменнике установлен термопредохранитель F1. Источником питания для подогревателя является аккумуляторная батарея или другой источник постоянного тока с коэффициентом пульсации выпрямленного напряжения не более 0,01. Присоединение источника питания осуществляют, минуя выключатель массы.

4.8Включение подогревателя (см. Рис. 166)

Перед включением необходимо обеспечить подачу топлива к топливному насосу подогревателя.

Для включения подогревателя необходимо включить выключатель SA3. В случае, если контакты ВК1 замкнуты, включается электродвигатель М2 и электронасос M1, загораются лампы HL1, HL2. Примерно через 20 с автоматически включится высоковольтный источник напряжения GB2 и электромагнит Y1.

Между электродами Е1 и Е2 появится искра, топливо воспламенится, после чего, при устойчивом горении, по сигналу индикатора пламени BL1 отключится источник напряжения GB2.

Горение будет продолжаться до тех пор, пока температура рабочей жидкости не достигнет заданного значения, при этом контакты ВК1 разомкнутся, электромагнит Y1 обесточится, подача топлива и горение прекратятся.

В течение 150 с оба электродвигателя M1 и М2 будут работать, затем электродвигатель М2 выключится, а электронасос M1 продолжит работать, лампы HL1, HL2 продолжают гореть. При снижении температуры рабочей жидкости ниже заданного предела контакты ВК1 замкнутся и произойдет розжиг подогревателя, как было указано выше.

4.9 Режим работы, если розжиг не произошел, или, если горение прекратилось

В случае, если при замыкании выключателя SA3 (включение подогревателя), либо при замыкании контактов ВК1 в процессе регулирования температура рабочей жидкости, розжиг не произошел (например, из-за отсутствия топлива или из-за разомкнутого состояния контактов термопредохранителя F1), через 10 с после включения высоковольтного источника напряжения GB2 и электромагнита Y1 они автоматически выключаться, гаснет лампа HL2. При этом через 150 с выключатся электродвигатели M1 и М2 (полное выключение подогревателя), гаснет лампа HL1.

В случае срыва пламени включается на 10 с высоковольтный источник напряжения GB2 и, если розжиг не произойдет, то подогреватель отключится в порядке, изложенном выше.

Для повторного включения подогревателя необходимо выключить, а затем вновь включить выключатель SA3.

4.10Для выключение подогревателя необходимо разомкнуть контакты выключателя SA3, гаснет лампа HL2, при этом выключается электромагнит Y1 (горение прекращается), а через 150 с выключаются электродвигатели M1 и М2 (полное выключение подогревателя), гаснет лампа HL1.

4.11Ненормальные режимы

4.11.1 Если температура рабочей жидкости превысит 108 °С, что возможно при отказе в работе ВК1, то разомкнутся контакты термопредохранителя F1. При этом отключится электромагнит Y1 и горение прекратится. В этом случае необходимо определить и устранить причину дефекта и только после остывания термопредохранителя до температуры ниже 25 °С замкнуть контакты термопредохранителя F1 нажатием на кнопку, расположенную на его корпусе. Усилие нажатия на кнопку при температуре (25 ± 5) °С не должно превышать 20 Н.

При замыкании выключателя SA3 предусмотрено следующее блокирование включения подогревателя:

а)если напряжение на выводах 2, 4 колодок ХР1 и ХР2 ниже 18 В для подогревателей 141.8106, 141.8106-01, 141.8106-01 и 9 В для 141.8106-12, то загорятся лампы HL1 и HL2, включатся электродвигатели M1 и М2, а через 150 с они отключатся (розжиг не произойдет), погаснут лампы HL1 и HL2;

б)если цепь электронасоса M1 разомкнута, то включится электродвигатель М2, а через 150 с выключится (розжиг не произойдет), лампа HL2 не загорается;

в)если разомкнуты контакты термопредохранителя F1, то включатся электродвигатели M1и М2 и лампы HL1 и HL2, через 20 с включится высоковольтный источник напряжения GB2 и подастся напряжение на вывод 4 колодки ХРЗ блока управления, но так как вывода термопредохранителя F1 разомкнуты, электромагнит Y1 не включится и розжиг не произойдет. После 10 с работы отключится высоковольтный источник напряжения GB2, снимется напряжение с вывода 4 колодки ХРЗ блока управления, погаснет лампа HL2, через 150 с выключатся электродвигатели M1 и М2, погаснет лампа HL1.

При работе с подогревателем следует учитывать, что при неудавшемся розжиге гаснет лампа HL2, горение прекратится. Выключение электродвигателей M1 и М2 произойдет только через 150 с, за это время обеспечивается продувка и охлаждение теплообменника. В течение этого времени нельзя пытаться обесточить подогреватель (например разъединить колодки жгута проводов), так как это приведет к остановке электродвигателей M1 и М2, возрастанию температуры внутри теплообменника и вызовет обгорание электропроводки внутри горелки подогревателя.

4.12Работа с таймером

4.12.1 Таймер применяют для включения подогревателя в заданное время без участия обслуживающего персонала.

4.13Работа подогревателя с электронагревателем топлива

4.13.1 Электронагреватель топлива 3 (Рис. 162, Рис. 163) устанавливают в корпусе держателя форсунки, он обеспечивает более надежный запуск подогревателя в холодное время года.

Допускается включать электронагреватель с помощью кнопки, но при этом необходимо обеспечить время его работы, указанное выше.

Подогреватель может работать как с электронагревателем, так и без него.

5 Техническое обслуживание

5.1Техническое обслуживание состоит из регламентированного, периодического и сезонного обслуживания подогревателя.

5.2Регламентированное техническое обслуживание подогревателя выполняют ежедневно во время отопительного сезона. При этом необходимо выполнить следующие работы:

а)проверить надежность крепления подогревателя и соединения топливопроводов;

б)проверить исправность электропроводов, электрических разъемов, при необходимости зачистить их от коррозии.

5.3Периодическое техническое обслуживание проводят в объеме регламентированного перед сезонным обслуживанием.

5.4Сезонное техническое обслуживание выполняют перед началом рабочего сезона.

5.5Перечень работ при сезонном техническом обслуживании приведен в Таблица 17

Таблица 17

Содержание работ и метод их проведения

Технические требования

Приборы, инструмент, приспособления и материалы,необходимые для выполнения работ

1Отсоединитьподогреватель от бортовой сети электропитания

2Очиститьподогреватель снаружи

Осмотр визуальный, подогреватель

Медный скребок, волосянаящет-

Содержание работ и метод их проведения

Технические требования

Приборы, инструмент, приспособления и материалы,необходимые для выполнения работ

от пыли и грязи

При необходимости снять подогреватель с транспортногосредства 3 Открыть горелку для чего отвернуть две гайки на откидных болтах4. Демонтировать камеру сгорания, очистить от нагара и копоти, промытькеросином завихритель

5Проверить состояниевнутренней полости теплообменника

6Проверить состояниезубчатой передачи

Отвернуть 4 винта, снять кожух, проверить легкостьвращения вала электродвигателя, проворачивая за вентилятор

7Проверить качествораспыления топлива форсункой

8Проверить состояниеэлектродов

9Проверить состояниеиндикатора пламени

не должен иметь повреждений

При наличии нагара и копоти, необходимо их удалитьЗубчатая передача должна работать плавно без шума и вибрации

Угол распыления должен быть 80° Распыление должнобыть в виде симметричного туманообразного конуса

При наличии нагара, необходимо его удалить

При наличии нагара, необходимо егоудалить

ка

Ключ *

Емкость с керосином

Скребок медный, щетка волосяная

Отвертка, пассатижи

Специальный стенд

Ключ**, обтирочный материал Обтирочныйматериал

*- ключ гаечный с открытыми зевами размерами 7 х 8 поГОСТ 2839 ** - ключ гаечный с открытыми зевами размерами 6 х 7 по ГОСТ2839

5.6 При разборке, обслуживании и сборке подогревателя следует соблюдать осторожность, особенно при обслуживании топливной аппаратуры. Разборку и сборку производить только стандартным инструментом. Повреждения резьбовых отверстий, забоины на сопрягаемых поверхностях, загрязнения приведут к подтеканию топлива.

5.7Сборка подогревателя производится в обратном порядке.

5.8Затяжку форсунки производить с Мкр от 17,65 до 19,61 Н.м.(1,8 - 2,0) кгс.м.

5.9Установку электродов 1 следует проводить, как показано на Рис. 170, Рис. 171. В случае необходимости очистить их от нагара.

Проверить наличие искры можно в следующей последовательности: собранный подогреватель подключит к источнику питания и топливной системе, снять гнезда жгута с электромагнита, закрыть горелку и включить подогреватель. Наличие искры контролировать по характерному треску в течение примерно 10 с. Затем выключить подогреватель

5.10При сборке подогревателя следует обеспечить надежную затяжку болтов, винтов, гаек, а также надежное соединение штырей и гнезд электропроводов.

5.11Собранный подогреватель необходимо проверить на работоспособность. Проверку проводить на стенде или на транспортном средстве.

До включения подогревателя системы охлаждения и топливоподачи должны быть заправлены рабочей жидкостью и топливом.

Особое внимание следует обратить на чистоту подаваемого в подогреватель топлива. В случае необходимости, топливопроводы и топливный фильтр прочистить и промыть, при этом необходимо соблюдать осторожность, т.к. топливо относится к легковоспламеняющей жидкости (ЛВЖ). Обслуживающий персонал должен пройти инструктаж по технике безопасности.

Необходимо следить, чтобы топливо не попало на обслуживающий персонал. Работать следует в спецодежде.

Рис. 169 Установка электродов по шаблону (для 141.8106,141.8106 - 01)

1 - электрод запальный; 2 - болт крепления; 3 -скоба; 4 - шаблон

Рис. 170 Установка электродов по шаблону (для 141.8106-03,141.8106- 12)

1 - электрод запальный; 2 - шпилька; 3 -скоба; 4 - шаблон; 5 - источник напряжения высоковольтный; 6 - гайка

5.11.1Проверку проводят в следующей последовательности: убедиться в исправности электронасоса 10 (Рис. 171), для чего необходимо разъединить цепь датчика температуры ВК1 (например, снять с него гнездовую колодку), затем включить подогреватель. Должна загореться контрольная лампа подогревателя и включиться электронасос (контролировать на слух), электродвигатель вентилятора при этом не должен включиться. Убедившись в исправности электронасоса, выключите подогреватель, при этом должна отключиться контрольная лампа и сразу выключится электронасос. Соедините вновь цепь датчика температуры ВК1.

5.11.2Включить подогреватель, при этом должны включиться электронасос и электродвигатель вентилятора. Через 20-30 с после включения произойдет пуск подогревателя (контролировать по появлению дыма из патрубка отработавших газов).

5.11.3Убедиться в исправности системы регулирования, для чего подогреватель должен работать до достижения верхнего предела температуры рабочей жидкости (контролировать по штатному термометру на щитке приборов транспортного средства). По достижении указанной температуры горение должно прекратиться, а спустя примерно 150 с после прекращения горения должен выключиться электродвигатель вентилятора, электронасос должен продолжать работать и контрольная лампа оставаться включенной. Через некоторое время температура рабочей жидкости снизится и при достижении нижнего предела заданной температуры, подогреватель должен включиться. Вначале включится электродвигатель вентилятора, а через 20-30 с произойдет розжиг. Повышенная дымность работы подогревателя в первые 30 с не является признаком неудовлетворительной работы.

5.11.4При выключении подогревателя должно сразу же прекратиться горение, а через 150 с должны выключиться электронасос и электродвигатель вентилятора.

5.11.5Если после включения подогревателя розжиг не произошел, необходимо его выключить и приступить к выявлению и устранению неисправности.

5.12При работающем подогревателе запрещается открывать горелку, так как возникает опасность пожара и ожогов обслуживающего персонала.

5.13При езде по загрязненным дорогам необходимо регулярно чистить патрубки поступления воздуха для горения и для выхода отработавших газов. В летнее время систему воздухозабора желательно закрыть.

5.14Перечень наиболее часто встречающихся и возможных неисправностей приведены в Таблица 18

Таблица 18

Наименование неисправности, внешнее проявление ипризнаки

Вероятная причина

Метод устранения

Примечание

1 Подогреватель не запускается

Отсутствует подача напряжения, не соблюденаполярность подключения Обрыв в цепи электронасоса

Проверить полярность подключения ипредохранители

Проверить электронасос подключением каккумулятору

2 Отсутствует воспламенение, блок управленияавтоматически выключается

Недостаток топлива Топливный насос не работает Неоткрывается электромагнит

Засорилась форсунка

Долить топливо, проверить топливо-подачу

Проверить привод насоса, заменить насос, очиститьфильтр Проверить электроприсоединение электромагнита, проверитьтермопредохранитель (нажать кнопку) Заменить электромагнит Заменитьфорсунку

Неплотность соединения топливопроводов (насосподсасывает воздух) Отсутствует искрообразование

Отсутствует напряжение питания зажигания

Подтянуть соединения топливопроводов

Проверить работоспособность высоковольтного источниканапряжения Проверить электропровода и электрические соединения

Заменить высоковольтный источник напряжения

Заменить блок управления

3 Подогреватель отключается при срабатываниитермопредохранителя

Недостаток рабочей жидкости в системе

Неисправен термопредохранитель

Заполнить систему рабочей жидкостью, устранитьвоздушные пробки Заменить термопредохранитель

4 Подогреватель не обеспечивает качественногогорения

Избыток топлива, загрязнение форсунки, неправильныйугол, меньше 80гр

Заменить форсунку

5 При работе подогреватель дымит

Неполное сгорание топлива Недостаточная частотавращения электродвигателя (износ щеток, повреждения вэлектродвигателе)

Отрегулировать положение заслонки воздухозабораЗаменить щетки Заменить электродвигатель

Теплопроизводительность подогревателянедостаточна

В камере сгорания образовались продукты сгорания, втеплообменнике образовалась накипь

Прочистить камеру сгорания Удалитьнакипь

7 При работе подогревателя сильный шум в корпусегорелки

Износ шарикоподшипников или зубчатойпередачи

Заменить шарикоподшипники и зубчатуюпередачу

5.15При техническом обслуживании, как правило, требуется полная разборка подогревателя с последующей проверкой, регулировкой и настройкой. Такие работы следует проводить в специализированных мастерских на специальных стендах в соответствии с действующими техническими условиями на подогреватель, комплектующие изделия электрооборудования и топливную аппаратуру.

5.16Независимо от времени года и срока эксплуатации транспортного средства, подогреватель каждый месяц необходимо включать на 0,5 ч для поддержания работоспособности форсунки (при длительном простое форсунка закоксовывается остатками топлива, находящегося в ней).

6 Монтаж, пуск и регулирование подогревателя на месте его применения

6.1В настоящем руководстве изложены отдельные рекомендации по установке подогревателя. Более подробные данные по установке, монтажу и эксплуатации должны быть приведены в руководстве по эксплуатации транспортного средства, на который он устанавливается.

6.2Подогреватель следует располагать в моторном отсеке (возможно в отдельном ящике из листового металла, с размерами ящика 950 * 550 * 350 мм и отверстием для доступа воздуха к горелке не менее 84 мм, защищенное от попадания влаги, грязи и выходящих отработавших газов. При этом расстояние от верхней точки подогревателя до верхней точки уровня охлаждающей жидкости полностью заполненного радиатора должно быть не менее 100 мм (размер А на Рис. 171).

Установочные размеры подогревателя и рекомендуемая схема его подключения и установки приведены на Рис. 171, Рис. 172, Рис. 173.

6.3Перед первым запуском подогревателя или после обновления рабочей жидкости следует тщательно удалить воздух из системы.

Направление потока рабочей жидкости в теплообменнике подогревателя должно быть построено таким образом, чтобы гарантировать статическое удаление воздуха.

При установке подогревателя следует обратить внимание на то, чтобы при нормальном режиме работы подогревателя разность температуры рабочей жидкости между входом и выходом из теплообменника не превышала 10°С.

6.4Электронасос необходимо располагать на расстоянии не менее 100 мм ниже минимально допустимого уровня рабочей жидкости в системе.

6.5Подключение подогревателя к системе циркуляции рабочей жидкости

6.5.1Подогреватель встраивается в жидкостную систему транспортного средства, на которое он устанавливается.

6.5.2Трубопроводы следует укладывать с наклоном вверх от подогревателя для удаления воздушных «пробок», являющихся основной причиной неработоспособности системы после монтажа. При необходимости можно установить краны для удаления воздуха из системы.

6.5.3Система циркуляции рабочей жидкости должна иметь предохранительный клапан на давление не более (200 ± 20) кПа((2 ± 0,2) кгс/см2).

6.6Топливная система (рисунок 11)

6.6.1Топливо подается топливным насосом из топливного бака транспортного средства, на которое устанавливается подогреватель или из отдельного бака.

6.6.2Во всасывающем топливопроводе обязательно применение топливного фильтра с тонкостью отсева не более 5 мкм.

6.6.3Топливопроводы должны быть защищены от механических повреждений.

6.6.4Соединения трубопроводов следует выполнять из резиновых трубок с помощью обжимных хомутов. Подтекание топлива не допускается. Соединения топливопроводов должны быть герметичны. При недостаточно плотных соединениях происходит подсос воздуха и прекращение подачи топлива в подогреватель.

6.6.5Длина всасывающего и сливного топливопроводов не должна превышать 10 м. Внутренний диаметр топливопроводов должен быть 4-6 мм.

6.6.6Подогреватель допускается располагать так, чтобы высота между нижним уровнем топлива в баке и топливным насосом в подогревателе не превышала 5,5 м. Топливопроводы при этом прокладывают с уклоном в сторону более низко расположенного бака.

6.7Воздушная система

6.7.1 Воздух для горения подается вентилятором подогревателя через заслонку воздухозабора, которая регулирует необходимое количество воздуха для горения. Регулировка осуществляется на предприятии-изготовителе. Всасывающий воздухопровод должен иметь длину не более 5 м при суммарном угле изгиба не более 270°. Трубопроводом для отработавших газов могут служить трубы из сталей с минимальной толщиной стенки 1 мм. Он должен быть направлен вверх назад или влево назад под углом 45° к продольной оси транспортного средства, на котором установлен подогреватель.

Соединение трубы с патрубком подогревателя должно быть телескопическое, с последующим обжатием хомутом или фланцевое телескопическое, закрепленное с помощью переходных деталей. Не допускается забор воздуха из помещения, где располагаются люди. Отработавшие газы не должны попадать в кабину обслуживающего персонала.

6.8 Питание подогревателя электротоком осуществляется от аккумуляторной батареи. Электрический монтаж необходимо выполнять проводами с сечением, обеспечивающим падение напряжения в электропроводке не более 1 В при токе 15 А (Рис. 166).

Рис. 171 Схема установки подогревателя (рекомендуемая)

1 -радиатор; 2 - термостат охлаждающей жидкости; 3 - водяной насос; 4, 16 - теплообменник системы отопления; 5 - аккумуляторная батарея; 6, 15 - вентилятор системы отопления; 7 - выключатель для вентилятора; 8 - блок предохранителей; 9 - подогреватель; 11 - всасывающий топливопровод; 12 - сливной топливопровод; 13 - топливный фильтр; 14-таймер; 17 - регулирующий термостат; 18-топливный бак

7 Транспортирование и хранение

7.1Подогреватель в упаковке, соответствующей ГОСТ 10198, может транспортироваться любыми транспортными средствами на любое расстояние по условиям хранения 2(C) по ГОСТ 15150, при воздействии механических факторов, установленных для группы С по ГОСТ 23210.

7.2Подогреватель в упаковке, соответствующей ГОСТ 10198, может храниться по условиям хранения 2(C) по ГОСТ 15150.

7.3Консервация подогревателя - по варианту ВЗ-0 по ГОСТ 9.014.

7.4При транспортировании должна быть обеспечена защита подогревателя в транспортной таре от атмосферных осадков.

7.5При транспортировании и хранении не допускается наличие в окружающей среде паров кислот, щелочей и других агрессивных газов.

7.6При хранении на складе не допускается превышение температур окружающего воздуха, указанных в настоящем руководстве.

ВНИМАНИЕ. При возврате подогревателя необходимо теплообменник и горелку полностью освободить от охлаждающей жидкости и топлива. Убедиться в том, что указанные жидкости не могут пролиться при упаковке или погрузке

8 Гарантии изготовителя

8.1Каждый подогреватель должен быть проверен техническим контролером предприятия-изготовителя и иметь клеймо приемки ОТК.

8.2Изготовитель гарантирует работоспособность и соответствие приведенных в разделе 3 технических характеристик подогревателя при условии соблюдения потребителем указаний по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию, транспортированию и хранению, установленных настоящим руководством.

8.3Гарантийный срок эксплуатации подогревателя - 18 мес со дня отгрузки с предприятия-изготовителя.

8.4. Гарантия сохраняемости - гарантийный срок сохраняемости при хранении в условиях хранения 2 (С) по ГОСТ 15150 - не более 12 мес.

8.5 За последствия, возникшие при неправильном техническом обслуживании, эксплуатации, транспортировании и хранении подогревателя, ответственность несет эксплуатирующая организация.

Приложение А (обязательное). Перечень подшипников качения

Обозначение подшипника по ГОСТ 520

Тип подшипника

Количество на изделие

Место установки

76-60018К

Шариковый однорядныйрадиальный

2

Корпус горелки