Назад

Введение

1Введение

Вопрос предпусковой подготовки двигателя к запуску и принятию нагрузки в зимнее время, особенно в северных регионах, всегда волновал как потребителя, так и изготовителя.

Но к сожалению оптимального решения этой проблемы найдено не было. Представителя заказчика устраивал подогреватель с ручным управлением ПЖД 30, в крупных автохозяйствах эта проблема решалась созданием специальных зон по подогреву двигателей горячим воздухом или другими эффективными способами. Основными инструментами по предпусковой подготовке двигателя стала паяльная лампа и факел. Где эти способы не помогали, двигатели с сентября по май будущего года не глушились. Поэтому современный, в то время, подогреватель 15.8106 не нашел массового потребления.

Изменились времена. Правила ЕВРО обязали производителей автомобильной техники комплектовать выпускаемые АТС агрегатами, обеспечивающими предпусковую подготовку двигателей. ОАО «КамАЗ» первый из производителей грузовых автомобилей России с 2000 г. начал комплектовать выпускаемые автомобили жидкостными подогревателями двигателей.

Крупные автотранспортные предприятия распались, возросли требования к экономической эффективности грузоперевозок автомобильным транспортом. Серьёзную роль в этом занял частный предприниматель, который был не в состоянии обеспечить своему автомобилю качественную подготовку двигателя к запуску и принятию нагрузки. Т.е автомобиль оказался «без крыши над головой».

Необходимость комплектования автомобилей жидкостными подогревателями выявили множество негативных факторов. Во-первых, технический уровень и качество подогревателей, выпускаемых отечественной автомобильной промышленностью, не обеспечивают в полной мере исполнения необходимых функций и не соответствуют современным требованиям, предъявляемых к аналогичным конструкциям. Поэтому, совершенно не случайно, пусковые качества перспективных автомобилей КамАЗ, по результатам опытной эксплуатации в зиму 2002 г. в условиях севера Тюменской области, получили оценку «3», 73% рецензентов дали оценку «2» и «3» при общей оценке потребителем эксплуатационных качеств автомобиля КамАЗ составил 4,02 (см. Корпоративный журнал ОАО «КамАЗ» № 1 2003 статья «Испытание севером»).

Таблица 1 Оценка потребителем некоторых эксплуатационных качеств автомобиля КамАЗ

Потребительские свойства

Средняя оценка

Оценки в %-ном отношении

2

3

4

5

1

Автомобили в целом

1.1

Управляемость и устойчивость

4,8

-

9

45,5

45,5

1.2

Грузоподъёмность

4,5

-

9

41

50

1.3

Плавность хода

4,0

-

27,29

45,5

27,25

1.4

Удобство обслуживания

3,3

-

63,6

36,4

-

2

Кабина

2.1

Обзорность

5,0

-

-

-

-

2.2

Тепловой режим

4,3

-

9

36,4

54,6

2.3

Интерьер

4,2

-

30

20

50

2.4

Безопасность

3,3

18,2

36,4

36,4

9

3

Двигатель

3.1

Мощность

4

9

18,2

36.4

36,4

3.2

Пусковые качества

3

18,2

54,6

9

18,2

3.3

Расход топлива

3,8

-

36,4

45,5

9,1

Причём эта оценка не пусковым качествам самого двигателя, а системам, обеспечивающих предпусковую подготовку двигателя.

И причина такой низкой оценки обусловлена не только недостаточной максимальной тепловой мощностью подогревателя, но и низким техническим уровнем конструкции и качеством изготовления, как самого подогревателя, так и систем управления.

Невостребованность со стороны эксплуатационников к требованиям предпусковой подготовки двигателей привели к деградации идеологии самой конструкции подогревателя.

Нормативная база практически отсутствует, поэтому совершенно закономерно, что в конструкцию подогревателя 15.8106 (лицензия была закуплена в начале 80-х годов) до недавнего времени не внесено ни одного существенного изменения, в алгоритм работы более современного подогревателя ПЖД-12Б практически повторяет алгоритм подогревателя 15.8106, что на нет свело преимущества конструкции этого подогревателя.

Да и имеющиеся нормативные акты декларируют основную функцию жидкостного подогревателя: предпусковая подготовка двигателя к запуску и принятию нагрузки.

В зарубежной практике понятие жидкостный подогреватель отсутствует. Аналогичный агрегат называется жидкостный отопитель и обеспечивает:

•обогрев кабины;

•размораживание стекол кабины автомобиля;

•предпусковую подготовку двигателя и длительное поддержание его теплового состояния.

Опыт эксплуатации автомобилей в российских климатических условиях требует именно такого комплексного решения. Но это не самая главная беда, с которой столкнулась эксплуатация при массовом внедрении подогревателей на автомобилях КамАЗ.

Мы говорили, что начиная с января 2000 г. КамАЗ приступил к массовой комплектации выпускаемых автомобилей подогревателями. И с наступлением первых морозных дней оказалось, что пользователи неподготовлены к эксплуатации этого агрегата. Дело не только в том, что специалисты автоцентров, автотранспортных предприятий и водители не знали, как обслуживать этот агрегат. Но они в большинстве случаев не знали как его включать. Имеющаяся в распоряжении эксплуатационников информация о подогревателях очень скупа, поэтому остро встал вопрос об организации обучения специалистов конструкции, правил эксплуатации, обслуживания и ремонта подогревателей, тем более что КАМАЗ комплектовал автомобили двумя различными конструкциями подогревателей 15.8106 и ПЖД-12Б.

Работа велась по следующим направлениям:

•созданием специальной материально - технической базы в региональном институте передовых технологий и бизнеса (НОУ РИПТиБ) учредитель ОАО «КамАЗ»;

•организация самого учебного процесса;

•создание необходимой нормативной документации, то есть руководств по эксплуатации, обслуживанию, ремонту и монтажу подогревателей в условиях вторичного рынка и привлечением к учебному процессу специалистов заводов-изготовителей.

К сентябрю 2001 года в РИПТиБе был организован учебный класс. В октябре и ноябре 2001 года непосредственно на заводах изготовителя ОАО «Элтра-терма» г. Ржев и ОАО «ШААЗ» были проведены специальные совещания, посвященные вопросу организации обучения персонала эксплуатации конструкции, управления, обслуживания и их ремонта. В совещании приняли участие от ОАО «КАМАЗ» представители НТЦ и ОАО «КАМАЗТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ». Эксплуатацию представляли директора ведущих автоцентров ОАО «КАМАЗ». Основные решения, которые были приняты на этих совещаниях, касались создания полного комплекта нормативной документации по подогревателям, разработкой и организацией изготовления монтажных комплектов. Учебный процесс подразделялся на несколько курсов и включая:

Теоретический курс. Слушателям давалась информация о всех конструкциях подогревателей; об основных требованиях, которым должен удовлетворять жидкостный подогреватель; приводился краткий анализ конструкций зарубежных и отечественных действующих и перспективных подогревателей; давались основные понятия по системам управления подогревателями.

доклад представителей заводов изготовителей о конструкции, правилах эксплуатации, обслуживания и ремонта подогревателей собственного производства;

Практические занятия на специальных имитационных стендах по правилам эксплуатации подогревателей со всеми моделями систем управления.

Выездные занятия на автосборочный завод и НТЦ ОАО «КамАЗ» с целью практического ознакомления с рабочими процессами подогревателей непосредственно на автомобиле

Мы с Вами уже говорили о дефиците специальной литературы по жидкостным подогревателям. Для проведения занятий необходим был определённый объём общей информации о подогревателях, но её не было даже у конструкторов. Поэтому организаторам учёбы пришлось, как говорится, по крупицам собирать эту информацию. Проработка старых отчётов об испытаниях, поиск информации в специализированных журналах, изучение инструкции по обслуживанию и ремонту зарубежных подогревателей и отопителей, технических условий на подогреватели и системы их управления, посещение заводов - изготовителей, переговоры со специалистами, эксперименты, которые мы имели возможность проводить в лабораториях подогревателей в РИПТиБ, и конечно общение с эксплуатационниками позволили собрать очень обширный материал по подогревателям и системам их управлений. Полученный материал и собственный опыт позволил провести анализ конструкции существующих зарубежных и отечественных подогревателей и систем их управления, высказать своё мнение об их техническом уровне и дать свои предложения о их совершенствовании. Мы не претендуем на абсолютную верность наших предложений, но полученная информация и наш личный опыт позволяет высказывать нам эти предложения с большой долей достоверности. Далее дело ведущих специалистов принять или не принять наши предложения. Но нам кажется, что наша информация окажется полезной любому специалисту, начиная от водителя, технического специалиста автоцентра, студента, преподавателя учебного заведения, и заканчивая, может быть, разработчиком подогревателя и систем его управления.

Специальная глава посвящена практическим занятиям по правилам эксплуатации всех моделей и модификаций систем управления жидкостными подогревателями. Кроме того, к настоящему изданию прилагается полный комплект копий нормативной документации по всем моделям подогревателей, которыми комплектуются автомобили КАМАЗ.

В итоге получилось учебное пособие, предназначенное для восполнения пробелов в отсутствии литературы по новым образцам автомобильной техники ОАО «КАМАЗ» по рассматриваемому вопросу.

Хочется обратить внимание читателей, что пособие является справочным материалом и при организации обслуживания и ремонта подогревателей необходимо руководствоваться только официальными документами, изданными заводам - изготовителями. Напоминаем, что ремонт и обслуживание подогревателей разрешены только предприятиям, имеющих специалистов, которые прошли обучение и имеют удостоверения, выданные лицензированным общеобразовательным (учебным) центром, таким как НОУ РИПТиБ г. Набережные Челны.